Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Глузман С. Деньги в мифологическом сознании человека: вчера и сегодня

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Глава одиннадцатая

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческая цивилизация испокон веков существует в трех разных традициях. Эти традиции - экономика, культура и религия. Многовековые ценности, существующие в этих традициях, часто совпадают и лишь усиливают друг друга. В иных же случаях они вступают друг с другом в конкурентные и даже враждебные отношения. Деньги в этом контексте оказываются камнем преткновения, разделяющим эти традиции принципиально разными, антогонистическими ценностями. Деньги присутствуют не только в экономике, но в качестве живого, психологически напряженного образа они существуют в религии и культуре. При этом «живой» образ денег, отражающий их семантическое содержание, в разных традициях оказывается различным. Для экономики деньги являются важнейшим элементом, осуществляющим глобальную связь гигантской мировой экономической системы. Деньги - своего рода экономический язык, на котором свободно общаются люди, независимо от их национальной и языковой принадлежности. «Человеку с деньгами» всегда есть, что сказать на этом языке, человеку без денег остается на нем лишь угрюмо молчать. Деньги - это пища экономики, вожделенная вершина и манящая даль предпринимателя. Это всегда благо, ибо в чисто экономической реальности деньги оказываются главной ценностью, а направленность их движения - главным законом.

В религиозной традиции, в особенности касающейся традиционных религий, деньги есть универсальное зло, ибо они составляют конкуренцию высшей и ни с чем не сравнимой божественной идее. Лишь протестантизм попытался разрешить конфликт религиозного человека и денег, в результате этого компромисса протестантам пришлось отказаться от многих мифологических,

184


обрядовых и эстетических атрибутов ортодоксального христианства.

В культурной традиции отношение к деньгам не так однозначно, как в священных писаниях христианства, однако оно также носит явный негативный характер. Культура, и прежде всего, литература в своей способности «оживлять» подчас абстрактные образы произвела подобную процедуру и с деньгами. Она превратила деньги из феномена коллективной экономической жизни в образ жизни личной и интимной. Она изъяла казначейский билет из внешнего обращения и погрузила его в человеческую душу, позволив ему жить там своей собственной жизнью. В результате этой процедуры появился литературный персонаж, несущий в себе дух глубокой и безысходной трагедии, которой становится жизнь человека, превратившего деньги из внешнего инструмента во внутреннее содержание. А на самой купюре, уже не общественного, но интимного употребления, вместо государственных гербов и символов, как водяные знаки на свету начинают проступать лики пушкинского Скупого рыцаря, гоголевского Чичикова или незабвенный образ подпольного миллионера гражданина Корейко.

Принадлежность к трем различным традициям рождает в попытках определения смыслового содержания феномена денег три совершенно различные, не сводимые друг к другу логики, не позволяющие дать однозначного определения - что есть деньги.

Имея три лица - экономическое, религиозное и литературное деньги оказываются странным парадоксом, логической антиномией, составлением которых так увлекались древнегреческие философы. Они содержат в себе взаимоисключающие характеристики, позволяющие с одинаковой легкостью утверждать, что деньги есть Всё и одновременно, что деньги есть Ничто. Можно также сказать, что погруженные в человеческое сознание, деньги сводят всю огромную реальность человеческого мира к одной пестрой бумажной купюре. Они пытаются объять реальный мир и превратить его в знак, принимаемый во всех платежных учреждениях. При этом процедура превращения огромного, необъятного человеческого мира в деньги кажется легкой и естественной. Процедура же обратного действия - превращения денег в огромный человеческий мир представляется уже с большим трудом, и с сильным подозрением, что в этом вновь воссозданном из денег мире будет не хватать чего-то очень существенного и важного. По крайней мере, литературным героям подобная проце-

185


дура обратного превращения и и когда не удавалась. Однако идея неэквивалентности денег реальности принадлежит лишь культуре. Экономика придерживается на этот счет иного мнения.

В европейской истории последнего тысячелетия все три традиции - религиозная, культурная и экономическая всегда существовали совместно и параллельно. При этом каждая из них стремилась к доминированию, пытаясь подавить своих соперников. Доминировавшая в раннем средневековье религия почти полностью заменила собой культуру и одновременно привела Европу к экономическому запустению. Доминирование культуры, начиная с XVI в., с эпохи европейского Возрождения значительно ослабило религию и привело к мощному экономическому взрыву, родившему капитализм. Доминирующая в современном индустриальном обществе экономика пытается поглотить две иные традиции. Ортодоксальная религия менее подвержена такому поглощению, ибо слияние с экономикой означает для нее смерть. Культура же, прежде существовавшая на основе экзистенциальных законов человеческой психологии, сливаясь с экономикой и создавая уже не культурный, но экономический продукт, отчетливо меняет свое лицо, которое начинает уподобляться посмертной маске. Главная проблема такого перерождения состоит в том, что продуктом культуры во все времена был образ человека. Человек создавал культуру, которая рождала и несла его собственный образ. Посредством культуры человек всегда писал свой живой и оттого постоянно меняющийся портрет. Только в культурном пространстве он чувствовал себя мифологическим персонажем, способным на подвиги, открытия и свершения, в том числе и в области экономики. Экономика - не самодостаточная система, замыкающаяся в собственных законах. Она основана на человеческих фантазиях не только в области потребления, но прежде всего в области творческого созидания. Она питается творческим интеллектом, рождающим все новые и новые формы бесконечно расширяющейся реальности. Литературная трагедия «человека экономического», человека, с деньгами погруженными в сознание, человека, для которого деньги становятся религиозным символом состоит в том, что он теряет способность творить. В его сознании трансформируется и расширяется уже не реальность, но лишь ее бумажная замена, купюра реальности - деньги. Рост же денег в этом случае не сопровождается ничем. При слиянии культуры и экономики не только экономика вторгается в культуру, но и экономически выхолощенная культура де-

186


формирует экономику, жестоко мстя ей за ее безудержную экспансию. Не экономика, но извращенная экономикой культура создает образ нового или, лучше сказать, уже забытого, но вновь восстановленного старого монструозного «человека денег», описанного в классической литературе XIX в., у которого весь мир, вся гигантская реальность фокусируется лишь в денежной купюре, которую он испуганно и торопливо пытается засунуть в свой бездонный карман.

Вместе с тем только в «чистой», внеэкономической культуре происходит коллективный процесс перспективного мифологического мышления, раздвигающего пространство человеческого сознания и рождающего новые образы и идеи, которые впоследствии используются экономикой. В этом смысле культура оказывается единственной «думающей головой» огромного, живого общественного организма. Устранение «чистой» внеэкономической культуры путем превращения ее в сферу экономики -подобно устранению головы. Правда, последствия этой процедуры возникают не мгновенно. Даже курица с отрубленной головой, вырвавшись из рук мясника, еще успевает пробежать несколько метров...

Сами же деньги, существуя в трех различных традициях - в религии, культуре и экономике оказываются неравноконверти-руемой купюрой реальности. В них можно превратить все, что угодно, любой предмет, любую идею и даже человеческую жизнь. Однако вернуть обратно превращенную в деньги реальность человеческой жизни удается далеко не всегда. Как правило «реальность» не возвращается.

187

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Воронов Ю.П. Страницы истории денег. Новосибирск, 1986. с. 73.

2.  Достоевский Ф.М. Собрание Сочинений в 12 томах. М., 1982. Преступление   и наказание. Т. 5, с. 279.

3. Рудоквас А.Д. Христианский император и языческая оппозиция. (Идеологический аспект культурного переворота). [Доклад на конференции Центра антиковедсния СПбГУ «Античное общество: проблемы истории и культуры» 9-11 марта 1995 г.], на сайте: www. centant.pu.ru.

4. Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. с. 11.

5. Стругацкий Б.Н. Комментарии к пройденному // Если. 12, 1998.

6.  Письмо Н. Гоголя А. Жуковскому. Париж 12 ноября 1836 г. Цит. по изд.: Гиппиус В.В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники. М., 1999. с. 151.

7.  «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность». Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1959. Т. 6, с. 159-203.

8. Бродский И.А. Нобелевская лекция (Стокгольм, 1987 г.)// Бродский И.А. Стихотворения. Таллинн, 1991. С. 17.

9. Кун А. Н. Легенды и мифы древней Греции. Симферополь, 1998. С. 437.

10. Герои, цит. по: Там же, с. 100

11. Одиссея, цит. по.: Там же, с. 389.

12. Троянский цикл, цит. по.: Там же, с. 297.

13.  Герои, цит. но.: Там же, с. 105.

14. Одиссея, цит. по.: Там же, с. 421.

15. Кембелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1997. С. 141.

16. Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. с.140 (статья «Меркурий»).

17. Зильберг М. Галаха, агада и этика. Иерусалим, 1967. С. 56 - 57.

18. Гай. Институции (пер. с лат. Ф. Дыдынского).

19.  Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979. С. 37.

20.  Виппер Ю. История древнего мира. М., 1993. С. 194.

21. Зощенко М.М. Голубая книга. Деньги. СПб., 2003. С. 55.

22.  Арсений, еп. Святого Григория Паламы, митрополита Солунс-кого, три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895. С. 28-29.

188


23.  Виппер Ю. История древнего мира. М., 1993. С. 218

24. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994. С. 47.

25.  Luther Works. St Louis, Filadclphia, 1955-75. Vol. 34. P. 342.

26. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса 1994. С. 276.

27.  Luther Works..., vol. 34, p. 336 - 337.

28.  Кудрявцев П. И. Лекции. Сочинения. М., 1991. С. 35 - 36.

29.  Сервантес Мигель Сааведра. Хитроумный идальго дон Кихот Ломанчский: В 2 т. Л., 1949. Т. 1. С. 70 - 71.

30. Там же, τ.2, с. 626.

31. Там же, т. 2, с. 638.

32. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1996. С. 90.

33. Ксссиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 13.

34.  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 38.

35.  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. М., 1955 - 1981. Т. 23. С. 772.

36. Зощенко М.М. Голубая книга. Деньги. СПб., 2003. С. 61.

37. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2004. Т. 2. С. 501.

38.  Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип (его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 244, 261 - 262.

39. Иванский А. Они были бедные, но мысли у них были богатые... / /Огонёк.   18,2002.

40. Барбюс А. Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир. М., 1935. С. 3.

41. Волков С. Диалоги с Бродским. М., 2003. С. 35 - 36.

42. Пелевин В. Принц Госплана. Рассказы и повести. Ростов-на-Дону, 1999. С. 157.

43.  Гоголь И.В. Портрет. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1959. Т. 3. С. 74.

44. Там же, с. 81.

45. Там же, с. 79 - 80.

46. Там же, с. 92 - 93.

47. Там же, с. 95 - 96.

48. Там же, с. 98.

49. Там же, с. 101.

50. Там же, с. 103.

51. Там же, с. 105.

52. Там же, с. 105 - 106.

53. Там же, с. 109.

54. Там же, с. 112-113.

55. Там же, с. 116.

189


56. Там же, с. 119-120.

57. Там же, с. 121.

58. Там же, с. 127.

59. Письмо Н.В. Гоголя В.А. Жуковскому 12 ноября 1836 г. из Парижа // Гоголь Н.В. Собрание сочинений..., т. 6, с. 336.

60. Гоголь Н.В. Мертвые души. Том 1. Собрание сочинений...,т. 5, с. 7.

61. Там же, т. 5. с. 9.

62. Письмо Н.В. Гоголя Л.О. Смирновой 25 июля 1845 г. из Карлс-бада // Там же, т. 6, с. 386.

63. Четыре письма к разным лицам но поводу «Мертвых душ» 1843 г. // Там же, т. 6., с. 147 - 148.

64.  Письмо Н.В. Гоголь В.А. Жуковскому 1842 г. // Там же, τ.6., с. 370.

65.  Мертвые души. Том 1. Там же, т. 5, с. 24 - 26.

66. Там же, с. 104-108

67. Там же, с. 259.

68. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» 1843 г. // Там же, т. 6, с. 153.

69. Там же, т. 5, с. 234.

70.  Письмо Н.В. Гоголя В.А. Жуковскому Ницца 2 дек. 1843 г. Цит. по изд.: Гиппиус В.В. Гоголь..., с. 275.

71.  Гоголь Н.В. Мертвые души, т. 2. Собрание сочинений..., т. 5, с. 267.

72.  Письмо Н.В. Гоголя Погодину. 1836 г. Париж // Там же, т. 6, с. 340.

73.  Гоголь Н.В. Мертвые души, т. 2. Собрание сочинений..., т. 5, с. 268 - 269.

74. Там же, с. 322.

75. Там же, с. 326.

76. Там же, с. 334.

77. Золотусский И. Гоголь. М., 1979. С. 327.

78.  Гоголь Н.В. Мертвые души, т. 2. Собрание сочинений..., т. 5, с. 366.

79. Там же, с. 379 - 380.

80. Там же, с. 391.

81. Там же, с. 405.

82. Там же, с. 527

83. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1987. С. 58.

84.     Материал официального сайта радио «Свобода»: www.swoboda.org. Программа «История и современность: Документы прошлого» 26.04.2004.

190


85. См. прим. 35.

86. Жванецкий М.М. Годзадва. Л., 1991. С. 320. Рассказ «Консерватория».

87.  Коран, сура 4, аят 51(48), 116(116); сура 5, аят 76(72).

88. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 138.

89.  Шпенглер О. Закат Европы М., 2004. Т. 2. С. 5.

90. Борхес X. Письмена бога. М., 1992. С. 28.

91. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

92. Античная мифология. СПб., 2002. С. 164.

93. Гоголь Н.В. Портрет. Собрание сочинений..., т. 3, с. 95.

94.  Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Рига, 1996. С. 334 - 335.

95. Флоренский П.А. Обратная перспектива// Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 9 - 10, 28.

96.  Макиавелли Н. Государь. Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия. О воинском искусств. М., 2004. С. 192 - 193.

97. Гоголь Н.В. Собрание сочинений..., т. 3, с. 119.

98. Гоголь Н.В. Собрание сочинений..., т. 5, с. 119 - 120.

99.  Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М., 1984. С. 26.

100. Miyamory A. An Anthology of Haiku. Tokyo, 1932. P. 37.

101. Пушкин А.С. Поэту. Сочинения...,   т. 1, с. 474.

102.  Дайдодзи Юдзан. Цунетомо Ямамото. Мисимо Юкио. Книга самурая. СПб., 2002. С. 31.

103. Заславский Г. Настоящие трупы Гюнтера фон Хагенса // Независимая газета. 2 авг. 2000 г.

104. Шекспир В. Гамлет. М., 2002. С. 165.

105. Лем С. Возвращение со звезд. Глас господа. М., 2002. С. 400 -402.

106. См. прим. 47.

107.  Baudrillard J. Simulacres et simulation. P., 1981

108.  Стругацкий А., Стругацкий Б. Сталкер. Избранные сценарии. М„ 1990. С. 69 - 70.

109. Селинджер Дж. Над пропастью во ржи. М., 2000. С. 235-326.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.