Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

СЕ-ТЯНЬЦЗЮНЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЕ-ТЯНЬЦЗЮНЬ («Се небесный правитель»), в поздней китайской народной мифологии бог планеты Хосин («звезда огня», т. е. Марс). Если судить по его биографии в мифологических источниках, С.-т. первоначально был хотя и необычным, но земным человеком и назывался Се Ши-жун (второе имя — Лэй-син). Его отцом считался Се Энь, а родился он будто бы в период правления танского императора Тай-цзуна (627—649). Рождению С.-т. сопутствовали необычайные явления природы: с неба спустились огненные круги, напоминающие колёса (впоследствии они стали его неотъемлемым атрибутом), озарив провинцию Шаньдун, место его рождения, ярким светом. Се Ши-жун обладал необузданным, раздражительным и вспыльчивым характером, ему чуждо было чувство страха. Став взрослым, он был назначен начальником уезда Шаньинь. На этом посту у него возник конфликт с вышестоящим сановником из Ляодуна. Желая получить от новичка взятку, сановник потребовал от С.-т. преждевременно собрать налоги с жителей уезда Шаньинь и передать их ему. Однако С.-т. подал на него жалобу и сановнику выразили порицание. Когда сановник потребовал от Се Ши-жуна шлем и латы, сделанные С.-т. из ртути, тот изготовил и послал ему доспехи из кожи быка с прикреплёнными к ней пластинками из олова, что было насмешкой над чиновником. В следующий раз вельможа, желая поставить его в трудное положение, предложил правителю провинции поставить С.-т. во главе войск, направляемых против мятежников. Но С.-т. блестяще справился со своей миссией: он разбил мятежников и с триумфом вернулся домой. В награду за доблесть, смелость и честность верховный небесный владыка Юй-ди («Нефритовый государь») после смерти С.-т. присвоил ему титул Хо-дэ тяньцзюнь, который европейские синологи обычно переводят как «небесный правитель благодетельной планеты Марс», тогда как более правильным является: «небесный правитель, обладающий магической силой огня». С.-т. стал богом (духом) Марса и в храмах, посвященных этой планете, почитался наравне с Чжу-жуном, древнейшим божеством огня.Се-тяньцзюнь. Гравюра из книги «Иллюстрированные записки о поисках духов (трёх религий)». Москва, Библиотека иМ. В. И. Ленина.На народных картинах С.-т. обычно изображают в даосском головном уборе, стоящим на огненных колёсах, с золотой плетью или мечом в руке; встречаются изображения, на которых у него три головы (три лица) и три пары рук.

Лит.: Сюсян coy шэнь цзи [Иллюстрированные записки о поисках духов (трех религий)], кн. 3, цзюань 2, [б. м., б. г.], с. 4—5; Лидай шэньсянь тунцзянь (Всеобщее зерцало бессмертных в хронологическом порядке), цзюань 10, § 2, [б. м., б. г.], с. 2—3; Dorй H., Recherches sur les superstitions en Chine, pt. 2 — Le Panthйon chinois (suite), t. 9, Chang-hai, 1915, p. 615—16, t. 10, Chang-hai, 1915, p. 799—810, t. 12, Chang-hai, 1918, p. 1214—15; Plopper С H., Chinese religion. Seen through the proverbs, N. Y., 1969, p. 42—44, 182; Werner E. T. С, A dictionary of Chinese mythology, Portland (Maine), 1977, p. 167, 194—99, 308; Williams C. A. S., Outlines of Chinese symbolism and art notices, Shanghai, 1941, p. 27 — 30, 179—83.

H. П. Свистунова.CЕXMET, Сахмет, Сохмет (shm.t, букв, «могучая»), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца. Священное животное С. — львица. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Центр культа С. — Мемфис, её почитание было распространено во всём Египте. С. — дочь Ра (его грозное Око), жена Птаха, мать Нефертума. С. уничтожает врагов Ра и Осириса (Сета, А попа и др.), в мифе о наказании Ра человеческого рода за грехи она истребляет людей (подробнее см. в ст. Египетская мифология). Вместе с Уто и Нехбет С. охраняет фараона. Находясь рядом с ним во время битвы, она повергает врагов к его ногам. Её вид наводит ужас на противника, а пламя её дыхания уничтожает всё. Обладая магической силой, С. может убить человека, напустить на него болезнь. Вместе с тем С. — богиня-целительница. Она покровительствовала врачам, считавшимся её жрецамИ. С. очень рано была отождествлена с Тефнут и Хатор, отождествлялась также с богинями Бает, Уто, Мут и со многими богинями-львицами (Менкерот, Мент, Менхит, Шесемтет и др.).

Р. Р.

Сехмет. Статуя из Карнака. Гранит. Ок. 1400 до н. э. Париж, Лувр.


Ваш комментарий о книге











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.