Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гуревич А. Категории средневековой культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечания

Пространственно-временные представления средневековья

1 R. А 1 е х a n.d e r. Space, Time and Deity, London, 1947 vol. I, p. 36; W. Lewi s. Time and Western Man, Boston, 1957, p. X, XII, 211 ff.; H. H. P a r k h u r s t. The Cult of Chronology.- “Essays in Honor of John Dewey”, New York, 1929, p. 294; W. W e i -s с h e d e 1, Das heutige Denken zwischen Raum und Zeit.-“Univer-sitas”, 22., Jg., H. 12, 1967, S. 1234 ff.

2 Дж. У и т р о у. Естественная философия времени, М., 1964, стр. 74.

ЗE. Cassirer, Philosophic der symbolischen Formen, П- Teil, Berlin, 1925, S. 103 ff.; A. H a 1 1 о w e 1 1, Culture and Experience, Philadelphia, 1955; В. L. Whorf, Language, Thought, and Reality, New York, 1956; 0. F. В о 1 1 п о w, Mensch und Raum, Stuttgart, 1963.

4 M. G r a n e t. La pensee chinoise, Paris, 1934, p. 86, 90, 97, 103, 6 С. Радхакришнан, Индийская философия, т. I, М., 1956, стр. 33, ср. стр. 312, 377.

6 H. Frankfort, The Birth of Civilization in the Near East, London, 1951, p. 20.

7 J.-P. V e r n a n t, Mythe et pensee chez les grecs. Etudes de psychologie historique, Paris, 1965, p. 22 ss., 57, 71 ss., 99 ss.

8 А. Ф. Л о с е в, История античной эстетики (ранняя клас-сика), М., 1963, стр. 50.

'Там же, стр. 38, 55. Ср. А. Ф. Л о с е в, История антич-ной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969, стр. 598-600, 612-613 и др.

10 В. A. Van G r о n i n g e n, In the Grip of the Past. Essay on an Aspect of Greek Thought, Leyden, 1953.

11 W. den Boer, Graeco-Roman Historiography in its Relation to Biblical and Modern Thinking.-“History and Theory”, vol. VII, № 1, 1968, p. 72. Ср. E. Ch. W e 1 s k о р f, Gedanken fiber den gesellschaftlichen Fortschritt imAltertum. XIII. Internatio-naler Kongress der historischen Wissenschaften, Moskau, 1970.

12 М. М. Б а х т и н, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965.

13 Н. И. Конрад, Запад и Восток, М., 1966, стр. 79.

14 О. Ш п е н г л е р. Закат Европы, т. I, М.-Пг., 1923, стр. 126 след., 170 след.

16 Д. С. Лихачев, Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967.

18 J. Le Got f, La civilisation de 1'Occident medieval, Paris, 1965, p. 126, 440.

" Е. М а 1 e, L'art religieux du XIII® siecle en France, Paris, 1925 (6, ed.), p. 1-5.

285

Макрокосм и микрокосм

1 О. А. Д о б и а ш - Р о ж д е с т в е и с к п я. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924, стр. 49 и след.; Ch. H. H a s k i n s. Studies in Mediaeval Culture, New York, 1929, p. 101; M. N. В о у е г, A. Day's Journey in Mediaeval France. “Speculum”, vol. XXVI, 1951; Cambridge Economic History of Europe. Vol. Ill, Cambridge, 1963, p. 128.

20. Szemerengi, The Etymology of German Adel, “Word”, vol. 8. 1952; W. К r о g m a n n, Handmahal.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 71. Bd, 1954. Иначе О. В е h a g е 1, Odal. “Forschungen und Fortschritte”, 11. Jg., n. 29, 1935, S. 369-370.

3 0. v. D u n g е r n, Uber die Freiheit des Eigentums im Mit-telaltcr.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 53, Bd., 1933, S. 291; H. ' E b n e r, Das freie Eigen. Klagenfurt, 1969, S. 129 ft., 227; F. M e z g e r, Zur Fruhgeschichte von Freiheit und Frieden.-“Fragen und Forschun-gen im Bereich und Umkreis der germanischen Philologie”, 1956, S. 15-16.

4 V. G r о n b e с h, Vor Folkeaet i Oldtidcn, Bd II, Kebenhavn, 1912, S. 6-9; R. К u m m e r, Midgards Untergang, Leipzig, 1927.

5 J. de V r i e s, Ginnungagap.-“Acta Philologica Scandina-vica”, V, 1929.

''Snorri Sturluson, Edda, c. 14. Utg. av Anne Holtsmark og Jon Helgason, Kabenhavn-Oslo-Stockholm, 1965.

7 “Речи Гримнира”, 12.-“Старшая Эдда”. Перевод А. И. Кор-суна. Ред., вступит, статья и комментарии M. И. Стеблин-Камен-ского, М.-Л., - 1963, стр. 37. Ср. “Младшая Эдда”, Л., 1970, стр. 28.

8 Snorri Sturluson, Heimskringia, I. Bjarni A6al-bjarnarson gaf lit, Reykjavik, 1941, bis. 22.

9 Ibid., bis. 22-23.

i0. M. II. Стебли и-Каменский, Культура Ислан-дии, Л., 1967, стр. 64.

11 “Сага о Ньяле”, гл. 75.-“Исландские саги”. Ред., вступит. статья и примеч. M. И. Стеблин-Каменского, M., 1956, стр. 566.

12 Там ж е, стр. 778.

13 J. В а 1 t r u s a i t i s, Le Moyen Age fantastique, Paris, 1955.

14 M. M. Бахтин, указ. соч., главы 5 и 6.

15 F. W. M a i t 1 a n d, Domesday Book and Beyond, Cambridge, 1907, p. 371.

16 L. M u s s e t, Observations historiques sur une mesure agraire: le bonnier.-“Melanges d'histoire du Moyen Age dedies a la memoire de Louis Halphen”, Paris, 1951, p. 541.

17 J. Le G о f f, La civilisation de 1'Occident medieval, p. 405.

18 A. M e у e r, Wesen und Geschichte der Theorie vom Mikro-und Makrokosmos, Bern, 1900; G. P. Conger, Theories of Macro-cosms and Microcosms in the History of Philosophy, New York, 1922; R. Alters, Microcosmus.-“Traditio”, 2, 1944.

19 W. К r a n z, Kosmos.-“Archiv fur Begriffsgeschichte”, Bonn, 1958.

^Sanctae Hildegardis Liber Divinorum Operum Simplicis Hominis, PL. t. 197, Paris, 1855, col. 862.

286

21 M.-M. Davy, Essai sur la symbolique romane (XII" siecle), Paris, 1955, p. 103.

22 A 1 a n i ab Insulis Liber de Planctu Naturae. PL, t. 210, Paris, 1855, col. 443 b.

23 M.-Th. D' A 1 v e r n у, Le cosmos symbolique du XII" siecle.-“Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age” 28. annee, 1954.

24 C.-M. E d s m a n, Arbor inversa. Heiland, Welt und Mensch als Himmelspflanzen.-“Festschrift Walter Baetke”, Weimar, 1966. 26 “Omnis mundi creatura Quasi liber et pictura Nobis est et speculum”.

Цит. по: E. R. С u r t i u s, Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter, Bern, 1948, S. 322.

28 L. S p i t z e r. Classical and Christian Ideas of World Har-mony.-“Traditio”, vol. II, New York, 1944, S. 434 ff.

27 E. G i 1 s о n, Le Moyen Age et le naturalisme antique.- “Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age”, 7. annee, 1933, p. 22 ss.

28 L. Kirchenbauer, Raumvorstellungen in fruhmittel-hochdeutschen Epik, Heidelberg, 1931, S. 17.

29 0. L a u f f e r, Das Landschaftsbild Deutschlands im Zeital-ter der Karolinger, Gottingen, 1896.

30 Цит. по: Р. А. Ф р и д м а н, Любовная лирика трубадуров и ее истолкование.-“Ученые записки Рязанского госпединститута”, т. 34. Труды кафедры литературы, М., 1965, стр. 288.

31 А. В i e s e, Die Entwickelung des Naturgefuhls im Mittelalter und in der Neuzeit, Leipzig, 1888. Ср. E. P о n s, Le theme et le sentiment de la nature dans la poesie anglo-saxonne, Strassbourg, Paris, 1925.

32 G. Stockmayer, Ober Naturgefuhl in Deutschland im 10. und 11. Jahrhundert, Leipzig und Berlin, 1910.

33 W. Ganzenmflller, Das Naturgefuhl im Mittelalter, Leipzig und Berlin, 1914.

34 K.Wuhrer, Romantik im Mittelalter. Beitrag zur Geschichte des Naturgefuhls, im besonderen des 10. und 11. Jahrhunderts, Baden- Wien- Leipzig- Briinn, 1930.

35 L. S с h n e i d e r, Die Naturdichtung des deutschen Minne-sangs.-“Neue deutsche Forschungen”, Abteilung Deutsche Philologie. Bd. 6, Berlin, 1938.

36 E. R. С u r t i u s, Rhetorische Naturschilderung im Mittelalter. “Romanische Forschungen”, 56, 1942, S. 221 ff.; M. G s t e i g e r, Die Landschaftsschilderungen in den Romanen Chrestiens de Troyes, Bern, 1958.

37 I. H a h n, Raum und Landschaft in Gottfrieds Tristan. Ein Beitrag zur Werkdeutung.- “Medium Aevum. Philologische Studien” Bd 3, Munchen, 1963, S. 7 ff.

38 R. Gruenter, Zum Problem der Landschaftsdarstellung im hofischen Versroman.-“Euphorion”, 56. Bd, 3. H., 1962.

39 E. К о b e 1, Untersuchung zum gelebten Raum in der mittelhochdeutschen Dichtung, Zurich, 1950.

40 Ch.-V. L a n g 1 о i s, La connaissance de la nature et du monde au Moyen Age, Paris, 1911, p. XII.

287

" П. М. Б и ц и л л и, Салимбене, Одесса, 1916, стр. 300-301.

42 W. Н о m u t h, Vom Einfluss des Lehnswesens und Ritter-tunis auf den franzosischen Sprachschatz..-“RomanischeForschungen” XXXIX. Bd, 2. Heft, Eriangen, 1925.

43 S a n с t i Dionysii Areopagitae De Caelesti lerarchia. I, 7-9. PL, t. 122, Paris, 1865, col. 1050-1058.

44 J. S a u e r, Symbolik des Kirchengebaudes und seiner Ausstattung in der Auffassung des Mittelalters, Freiburg, 1924; G.Bandmann, Mittelalterliche Architektur als Bedeutungstrager, Berlin, 1951; E. Baldwin Smith, Architectural Symbolism of Imperial Rome and the Middle Ages, New York, 1956.

45 Аллегорическая география средневековья - “служанка богосло-вия” - совмещала в одной пространственной плоскости всю священную и земную историю. На “картах мира” рай с Адамом и Евой, библей-ские персонажи, Троя, завоевания Александра, римские провинции, “святые места”, христианские государства и “конец света”. См. А.- D.v. den Brincken, “ut describeretur universus orbis”. Zur Uni-versal-kartographie des Mittelalters, “Methoden in Wissenschaft und Kunst des Mittelalters”, Berlin, 1970.

46 W. Harms. Homo viator in bivio. Miinchen, 1970.

47 Ю. M. Л о т м а н, О понятии географического пространства в русских средневековых текстах.-“Труды по знаковым системам”, II, Тарту, 1965, стр. 210-216.

48 Р. А 1 р h a n d е r у. La Chretiente et 1'idee de Croisade, I, Paris, 1954, p. 7.

49 R. W. Southern, The Making of the Middle Ages, New Haven, 1953, p. 241-245.

60 С. Д. К а ц н е л ь с о н, Историко-грамматические иссле-дования, М.-Л., 1949, стр. 80-81, 91-94.

61 Bandamanna saga und Qlkofra pattr. Hrsg. von Baetke.-“A!t-nordische Textbibliothek”. N. F., 4. Bd, Halle (Saale), 1960, S. 52, 54.

52 В e a t i R a b a n i Maur i... Allegoriae in Universam Sacram Scripturam, PL. t. 112, Paris, 1852, col. 849-850.

63 Д а н т е А л и г ь е р и. Малые произведения, М., 1968, стр. 387. Ср. “Пир”, II, I - там же, стр. 135-136.

54 Подробную расшифровку символики средневековой церков-ной архитектуры см.: A u Ь е r, Histoire et theorie du symbolisme religieux avant et depuis le Christianisme,t. 3-4, Paris-Poitiers, 1871.

65 С. G. L о о m i s, White Magic. An Introduction to the Folklore of Christian Legend, Cambridge, Mass., 1948, p. 91, 93.

56 П. Б и ц и л л и, Элементы средневековой культуры.- “Гиосис”, 19)9, стр. 8-9.

57 G. Р о u 1 е t, Les methamorphoses du cercle, Paris, 1961, p. III.

68 A. G r a b a r, Plotin et les origines de 1'esthetique medie-vale.-“Cahiers archeologiques”, I, 1945, p. 22.

69 E. Трубецкой, Два мира в древнерусской иконописи, М., 1916, стр. 17, 23.

60 См.: П. А. Флоренский, Обратная перспектива.- “Труды по знаковым системам”. III, Тарту, 1967, стр.'] 397. Ср. Л. Ф. Ж е г и н, Язык живописного произведения, М., 1970.

61 О различии в восприятии перспективы в античном мире, в средние века и в эпоху Возрождения см.: М. Schild Bunim, 288

Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective, New York, 1940. О “духовной перспективе” в средневековом искусстве см.: W. Messerer, Einige Darstellungsprinzipien der Kunst im Mit-telalter.- “Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte”, 36. Jg., H. 2, 1962.

62 Е. Р а n о f s k у. Die Perspektive als symbolische Form.- “Aufsatze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft”, Berlin, 1961, S. 110.

63 E. d e В r u у n e. Etudes d'esthetique medievale, t. 3, Brugge, 1946, ch. 1.

64 E. P a n о f s k у, op. cit., S. 111-115; idem, Gothic Architecture and Scholasticism, New York, 1957, p. 44 ft., 58.

65 А. К о у r e, Le vide et 1'espace infini au XIV siecle.- “Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age”, 24. аппёе, 1949, р. 50; Е. С a s s i г е r. The Individual and the Cosmos in Renaissance Philosophy, New York, 1963.

66 E. W h i t t a k e r. Space and Spirit, London, 1946, p. 73, ft.

67 H о n о r i i Augustodunensis De Philosophia Mundi, I, 23. PL, t. 172, Paris, 1854, col. 56.

68 “Raumordnung im Aufbau des mittelalterlichen Staates”, Bremen, 1961; В. G u e n e e, Espace et Etat dans la France du Bas Moyen Age.-“Annales. Economies, Societes, Civilisations”. 23, N 4, 1968.

68 A. D u р г о n t, Espace et humanisme.-“Bibliotheque d'humanisme et Renaissance”, t. VIII, Paris, 1946; J.Delumeau, Le developpement de 1'esprit d'organisation et de la pensee methodique dans la mentalite occidentale^a 1'epoque de la Renaissance.-“XIIIs congres international des sciences historiques”, Moscou, 1970.

“Что есть время?”

1 К. W e i n h о 1 d, Ueber die deutsche Jahrtheilung. Kiel, 1862; idem. Die deutschen Monatnamen, Halle, 1869; J. Grimm, Geschichte der deutschen Sprache. I. Bd., Leipzig, 1868; M. P. N i 1 s -son, Primitive Time-reckoning, Lund, 1920.

2 G. В i 1 f i n g e r, Untersuchungen uber die Zeitrechnung der alten Germanen. I. Das altnordische Jahr, Stuttgart, 1899.

3 K. W e i n h о 1 d, Altnordisches Leben. Bearb. von G. Siefert, Stuttgart, 1938, S. 258.

4 “Старшая Эдда”, стр. 13; Edda. Hrsg. von G. Neckel und H. Kuhn. I. Text, Heidelberg, 1962, S. 10-11.

5 “Старшая Эдда”, стр. 10; Edda, I, S. 4.

6 S n о r r i Sturluson, Heimskringla. I. Prologus, bis. 4-5.

7 S v e r r i s saga, kap. 38, udg. ved G. Indrebe, Kristia-nia, 1920.

8 S n о г r i Sturluson, Heimskringla. I. Ynglinga saga, kap. 15.

9 A. V. S t г б m, The King God and His Connection with Sacrifice in Old Norse Religion, -“La Regalita sacra”, Leiden, 1959, S. 714-715.

289

i° Ynglins.'a saga, kap. 25. n S n о i r i S t u r 1 u s о n, Edda, kap. 26.

12 M. E 1 i a d e, Le mythe de I'eternel retour, Paris, 1949.

13 T h. F i n k e n s t a e d t, Das Zeitgefuhl im altenglischen Beowulf-Epos.- “Antaios”, Bd III, Stuttgart, 1962, S. 226 ft.

14 M. H a 1 b w а с h s, La memoire collective et le temps.- “Cahiers internationaux de sociologies, vol. II, 1947, p. 8.

15 К. A. E с k h a r d, Irdische Unsterblichkeit. Germanische Gla-ube an die Wiederverkorperung in der Sippe. Weimar, 1937.

18 M. I. S t e b 1 i n - K a m e n s k i j, Tidsforestillingene i Islendingasagaene.-“Edda”, Bd LXVIII, Hefte6, 1968, s. 358-359.

17 R. G 1 a s s e r, Verborgene und vordringliche Zeit in der Sprache.-“Romanische Forschungen”, 56. Bd, 3. H., 1942, S. 386-387; E. L e i s i. Die Darstellung der Zeit in der Sprache.- “Das Zeitproblem im 20. Jahrhundert”, hrsg. von R. W. Meyer, Bern und Munchen, 1964, S. 17 ff. В древнерусском языке слово “мъсто” значило “место” (locus) и “время” (отсюда -“покамест”). И. И. С р.е з н е в с к и и. Материалы для словаря древнерусского языка, M., 1958 (изд. 2-е), т. II, стр. 247.

18 W. M a n n h a r d t, Germanische Mythen. Forschungen, Berlin, 1858, S. 606.

19 S п о r r i Sturluson, Edda, kap. 8. Ср.: M. С i k 1 a -mini, The Chronological Conception in Norse Mythology.- “Neophilologus”, 47. jaargang, Afl. 2, 1963, p. 142-143.

20 S n о r r i Sturluson, Edda, kap. 15. 81 G r a g a s, I, 10. Hrsg. von A. Heusler.-“Germanenrechte”, Bd 9, Weimar, 1937.

22 King Alfred's Orosius. Ed. by H. Sweet, London, 1883, p. 17-19.

23 W. H. V о g t, Aldartryggoir ok aevintrygguir. Zur Ent-wicklung von germ. aid- und aiw- zu “immerdar” und “ewig”.- “Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literature, 58 Bd. 1934.

24 A r i Thorgilsson, The Book of the Icelanders (Islendingabok), ed. by H. Hermannsson, Ithaka, New York, 1930 (“Islandica”, vol. XX).

25 G. B i 1 f i n g e r, Untersuchungen fiber die Zeitrechnung..., S. 38 f.

26 M. С. v a n den T о о r n, Zeit und Tempus in der Saga.- “Arkiv for nordisk filologi”, LXXVI. Bd, 1961, s. 136, 137.

27 L у n n Thorndike, A History of Magic and Experi-mental Science, vol. II, New York, 1923, p. 68.

28 G. B i 1 f i n g e r. Die mittelalterlichen Horen und die modernen Stunden. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte, Stuttgart, 1892; W. R о t h w e 1 1, The Hours of the Day in Medieval French.- “French Studies”, XIII, n 3, 1959.

23 Цит. по: J. L e G о f f, La civilisation de 1'Occident medie-val, p. 229.

30 M. B 1 о с h, La societe feodale, Paris, 1968, p. 117-118.

3! H о n о r i i Augustodunensis De Imagine Mundi libri tres, II, 4-10. PL, t. 172, col. 172 ss.

32 J. C. Webster, The Labors of the Months in'Antique and Mediaeval Art, Princeton, 1938; H. Stern, Poesies et repre-

290

sentations carolingiennes et byzantines des mois.-“Revue archeologi-que”, 6е ser., t. XLV, 1955.

33 О. С u 1 1 m a n n, Christ et le temps, Neuchatel-Pa-ris, 1947.

34 Творения блаженного Августина, ч. 4, изд. 2-е, Киев, 1905. “О граде божием”, кн. XII, гл. XIII, XVII.

35 Творения блаженного Августина, ч. 1, изд. 2-е, Киев, 1901. “Исповедь”, кн. XI, гл. 14.

36 Т а м же, гл. 22. "Там же, гл. 27.

38 Т а м же, гл. 20, 28.

39 “О граде божием”, кн. XII, гл. 12; “Исповедь”, кн. XI, гл. 13.

^Honorius Augustodunensis, Clauis Physicae, f. 4v-5. Цит. по: M.-Th. D'A 1 v e r n у, Le Cosmos symbolique..., p. 39. Ср.: loannisScoti, De Divisione Naturae libri quinque.

I, 1. PL, t. 122, col., 442.

41 J. F. С a 1 1 a h a n, Four Views of Time in Ancient Philo-sophy, Cambridge, 1948, p. 152-183, 192-202.

42 De civ., 22, 24.

43 Цит. по: H.-I. M a r r о u, L'ambivalence du temps de 1'histoire chez Saint Augustin, Montreal-Paris, 1950, p. 22.

44 A.-D. v. den Brincken, Studien zur lateinischen Weltchronistik bis in das Zeitalter Ottos von Freising. Dusseldorf, 1957, S. 38.

46 De civ., 17, 1.

48 Р. R о u s s e t. La conception de 1'histoire a 1'epoque feodale.-“Melanges d'histoire du Moyen Age dedies a la memoire de Louis Halphen”, Paris, 1951, p. 630-633.

47 G. S с h о e b e. Was gilt im friihen Mittelalter als geschicht-liche Wirklichkeit? Ein Versuch zur Kirchengeschichte des Baeda venerabilis.-“Festschrift Hermann Aubin zum 80. Geburtstag”, Bd II, Wiesbaden, 1965, S. 640-643.

48 О. Л. В а и н ш т е и н, Западноевропейская средневековая историография, М.-Л., 1964, стр. 74.

49 A. D e m p f, Sacrum Imperium. Geschichts- und Staats-philosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance, Mun-chen und Berlin, 1929, S. 251.

60 T h о m a e Aquinatis Summa Theologica, Pars I, quaest. V, art. V.

61 H о n о r i i Augustodunensis De Imagine Mundi.

II. 1-3.

B2 I b i d., 11,3.

63 Цит по: M.-D. С h e n u. La theologie au douzieme siecle, Paris, 1957, p. 67, 87.

64 E. J e a u n e a u, Nains et geants.-“Entretiens sur la Renais-sance du 12е siecle”, Paris-La Haye, 1968.

66 T h о m a e Aquinatis, Summa Theologica, Pars I, quaest. X, art. I.

66 J. R a t z i n g e r, Der Mensch und die Zeit im Denken des Heiligen Bonaventura.-“L'homme et son destin d'apres les penseurs du Moven Age”, Louvain-Paris, 1960, p. 476, 483.

291

L'evolution de la notion du temps, Crako-

" Z. 2 a w i r s R i, vie, 1936, p. 35-42.

58 M.-D. С h e n u, Situation humaine, corporalite et tempo-ralite.-“L'homme et son destin d'apres les penseurs du Moven Age”, p. 39-40, 49.

59 M.-D. С h e n u, La theologie au douzieme siecie, d. 93. ее F. S. L e a r, The Mediaeval Attitude Toward History.- “The Rice Institute Pamphlet”, vol. XX, N 2, 1933, p. 169-'171. " De civ., 11, 6.

62 H о n о r i i Augustodunensis Elucidarium. PL, t. 172, col. 1119.

63 S a n с t i Isidori Hispaiensis episcopi Etymologiarum libri XX, PL, t. 82, Paris, 1878, col. 223.

64 De civ., 18, 53; 22, 30.

65 E. P о g n о n, L'an mille, Paris, 1947; H. F о с i 1 1 о n, L'an mil, Paris, 1952.

66 Данте, Рай, XXX, 131-132.

67 J. E. Cross, Aspects of Microcosm and Macrocosm in Old English Literature.-“Studies in Old English Literature in Honor of A. G. Brodeur”, Univ. of Oregon, 1963, p. 2-3.

6S E. R. С u r t i u s, Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter, S. 103.

69 Цит. по: J. S р о r 1, Grundformen hochmittelalterlicher Geschichtsanschauung. Studien zum Weltbild der Geschichtsschreiber des 12. Jahrhunderts, Munchen, 1935, S. 59.

70 Данте, Пир, IV, XXIII-XXIV.

71 W. F r e u n d, Modernus und andere Zeitbegriffe des Mittel-alters, Koln-Graz, 1957, S. 108.

72 W a 1 t e r Map, De nugis curial. Цит. по: E. R. С u r-t i u s, op. cit. S. 259.

73 J. S р о r 1, Grundformen..., S. 30.

74 E. J e a u n e a u, op. cit., p. 26, Впрочем, подобным заявлениям не всегда можно доверять полностью. Аделярд Батский признавался, что распространенное отрицательное отношение к новшествам вынуждает его выдавать свои мысли за чужие и при-писывать их древним или арабским мыслителям. См. J. L e G о f f, Les intellectuels au Moyen Age, Paris, 1960, p. 60.

76 H. В e u m a n n, Der Schriftsteller und seine Kritiker im fruhen Mittelalter.-“Studium Generale”, 12. Jg., H. 8, 1959, S. 502, 509.

76 H. G r u n d m a n n, Die Grundzuge der mittelalterlichen Geschichtsanschauungen.-“Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mittelalter”, Hrsg. von W. Lammers. (“Wege der Forschung”, XXI), Darmstadt, 1961, S. 424.

77 Цит. по: И. Grundmann, Geschichtsschreibung im Mittelalter.-“Deutsche Philologie im Aufriss”. Hrsg. von W. Stamm-ler. 35. Lieferung, Berlin, Bielefeld, Munchen, 1961, S. 2283.

78 E. G i 1 s о n, L'esprit de la philosophic medievale, Paris, 1948, ch. XIX.

79 Цит. по: С. M. С т а м, Учение Иоахима Калабрийского.- “Вопросы истории религии и атеизма”, VII, М., 1959, стр. 348.

80 Цит. по: E. G i i s о п, op. cit., р. 377.

81 Т h о m a e Aquinatis Summa Theologica, II, 1, quaest. 106, art. 4; II, 2, quaest. 1, art, 7.

292

82 А. В о r s t, Der Turmbau von Babel. Geschichte der Meinun-gen fiber Ursprung und Vielfalt der Sprachen und Volker, Bd II, 1-2. Stuttgart, 1958-1959.

83 H. В e u m a n n, Topos und Gedankengefuge bei Einhard.- “Archiv fur Kulturgeschichte”, 33. Bd, 3. H., 1951, S. 349-350.

81 A.Funkenstein, Heilsplan und naturliche Entwicklung. Formen der Gegenwartsbestimmung im Geschichtsdenken des hohen Mittelalters, Munchen, 1965, S. 76.

86 La morale de l'histoire.-“Le Moyen Age”, t. LXIX, 1963, p. 366.

80 E. M e u t h e n, Der Geschichtssymbolismus Gerhohs von Reichersberg.-“Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mittelalter”, S. 241 -246.

87 0 t t о n i s episcopi Frisingensis Chronica. Prol. I. Hrsg. von W. Lammers, Berlin, 1960, S. 8.

^Chretien de Troyes, Chevalerie et elergie.-“Antho-logie poetique francaise. Moyen Age”, 1. Choix, introduction, traduc-tion et notes par A. Mary, Paris, 1967, p. 102.

89 0 t t о n i s episcopi Frisingensis Chronica, S. 11-17. См.: H. M. К 1 i n k e n b e r g, Der Sinn der Chronik Ottos von Freising.-“Aus Mittelalter und Neuzeit”, Bonn, 1957.

''"В. W i d m e r, Heilsordnung und Zeitgeschehen in der Mystik Hildegards von Bingen. Basel-Stuttgart, 1955, S. 132 ff.

91 W. J. В r a n d t, The Shape of Medieval History. Studies in Modes of Perception, New Haven and London, 1966, p. 171.

92 M. К e m m e r i с h, Die fruhmittelalterliche Portratmalerei in Deutschland bis zur Mitte des XIII. Jahrhunderts, Munchen, 1907.

93 G. Р о u 1 e t, Etudes sur le temps humain, I, Paris, 1965, p. I-VI.

94 П. М. Б и ц и л л и, Салимбене, стр. 132.

95 См.: А. Хойслер, Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960, стр. 350 след.

96 U. R u b e r g, Raum und Zeit im Prosa-Lancelot.- “Medium Aevum. Philologische Studien”, Bd 9. Munchen, 1965, S. 16, 164, 182-183.

97 G u i 1 1 a u m e de Lorris, Le jardin de deduit.- “Anthologie poetique francaise. Moyen Age”, 1, p. 394.

"Ph. M e n a r d, Le temps et la duree dans les romans de Chretien de Troyes.-“Le Moyen Age”, t. 73, N 3-4, 1967.

99 E. К о e h 1 e r, Observations historiques et sociologiques sur la poesie des troubadours.-“Cahiers de civilisation medievale”, VII® annee, N 1, 1964, p. 43.

100 G. Q u i s p e 1, Time and History in Patristic Christianity.- “Man and Time”. Papers from the Eranos Yearbooks. Bollingen Series XXX. 3, New York, 1957, p. 101.

m Ph. M e n a r d, op. cit., p. 393 ss.

102 “Поездка Скирнира”, 42. “Старшая Эдда”, стр. 45.

103 Д. С. Лихачев, указ. соч., стр. 254.

104 S. H i n t e r k a u s e n. Die Auffassung von Zeit und Geschichte in Konrads Rolandslied, Inaugural-Diss, Bonn, 1967.

105 R. G 1 a s s e r, Studien zur Geschichte des franzosischen Zeitbegriffe.-“Munchner Romanistische Arbeiten”, 5. Munchen, 1936, S. 5; K. v о n E t t m а у e r, Analytische Syntax der franzosischen

293

Sprache. II. Bd, Halle (Saale), 1936, S. 886; G. L e с h n e r, Zur “Zeit” und zur stilistischen und topologischen Funktion der “Tem-pora” in der fruheren altfranzosischen Heldenepik, Inaugural-Diss, Miinchen, 1961, S. 251.

10в М. H u b у. La structure numerique et sa valeur symbolique dans la poesie religieuse allemande du Moyen Age.-“Etudes germani-ques”, 22, N 2, 1967, р. 244.

i”7 E, Kobe), op. cit., S. 8 ff., 14-15.

108 H. W e r n e r, Raum und Zeit in den Urformen der Kunste.- “Vierter Kongress fiir Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Berichte”, Stuttgart, 1931, S. 69-83.

109 О. Мандельштам, Разговор о Данте, М., 1967, стр. 32. 35.

110 В. Шкловский, Тетива. О несходстве сходного, М., 1970, стр. 175.

ln Данте, Ад, XV, 85-87.

'"Данте, Чистилище, XI, 106-108.

и3 Да нте, Рай, XXIX, 12-32; XXXIII, 94-95.

114 Р А. М i с h e I i s, An Aesthetic Approach to Byzantine Art, London, 1964, p. 118.

115 См. “История Византии”, т. I, М., 1967, стр. 433. ш S. S t e 1 1 i п g -М i с h a u d, Quelques aspects du probleme

du temps au moyen age.-“Schweizer Beitrage zur Allgemeinen

Geschichte”, Bd 17, Bern, 1959, S. 25-26.

117 J. L e G о f f, Temps de 1'Eglise et temps du marchand.- “Annales. Economies, Societes, Civilisations”, 15, N 3, 1960.

118 A. D о r e n, Fortuna im Mittelalter und in der Renaissance, Leipzig, 1924; К. Натре, Zur Auffassung der Fortuna im Mittelal-ter.-“Archiv fur Kulturgeschichte”, 17, 1927; D. M. Robinson, The Wheel of Fortune.-“Classical Philology”, vol. XLI, N 4, 1946; H. R. Patch, The Goddess Fortuna in Mediaeval Literature, New York, 1967 (2 ed.).

119 P. M a n d о n n e t, Siger de Brabant et 1'averroisme latin au XIII" siecle, Louvain, 1911, p. 170-171: P. D u h e m, Le systeme du monde, t. II, Paris, 1914, p. 447 ss; t. V, 1917, p. 61; t. VII, 1956, p. 441 ss; Г. Л.е и. Очерк истории средневекового материализма, М., 1962, стр. 307, 343, 345.

12” Данте, Ад, VII, 77-81, 96.

121 W. v о n den S t e i n e n, Menschen im Mittelalter, Bern und Miinchen, 1967, S. 231 ff.

122 W. Gent, Die Philosophic des Raumes und der Zeit, Berlin, 1926; Idem, Das Problem der Zeit, Frankfurt a. M., 1934.

123 Г. Бель, Ирландский дневник.-“Новый мир”, 1964, № 5, стр. 77.

124 J. L e G о f f, La civilisation de 1'Occident medieval, p. 223.

125 G. G u r v i t с h, The Spectrum of Social Time, Dordrecht, 1964.

126 P. В r о w e, Beitrage zur Sexualethik des Mittelalters, Breslau, 1932; J. T. N о о n a n. Contraception, a History of Its Treatment by the Catholic Theologians and Canonists, Cambridge, Mass, 1966; J.-L. F 1 a n d r i n, Contraception, manage et relations amoureuses dans 1'Occident chretien.-“Annales. Economies, societes, civilisations”, 24, N 6, 1969.

294

i27 N. С о h n, The Pursuit of the Millenium, London, 1970; T Manteuffel, Naissance d'une heresie, Paris-La Haye, 1970. ' "e M d e G a n d i 1 1 а с, Valeur du temps dans la pedagogie

spirituelle de Jean Tauler, Montreal-Paris, 1956, p. 42. i^O. Ш n e н г л e р. Закат Европы т. I, стр. 12. 13” J L e G о f f Le temps du travail dans la “cnse” du XVI*-

siecle: du temps medieval au temps moderne.-“Le Moyen Age”, t- ^i'^;'. M'.^C i p о 1 1 a. Clocks and Culture, 1300-1700, London, ^^isa'UH.r^io-'J. L e G о f f, La civilisation de 1'Occident medie-val о 452 Новое отношение ко времени с предельной силой обна-ружилось в конце ренессансной эпохи, в поэмах Джона Донна и v Шекспира. “Врема вывихнулось, - восклицает Гамлет.- О, про-клятье, я был рожден для того, чтоб его вправить!”

из G P a r i s. La litterature francaise au Moyen Age. 2е ed., Doric isqn n 30- L F e b v r e, Le probleme de 1'incroyance ?u XVie siecFe. La religion de Rabelais, Paris. 1942, p. 426-434; M. В 1 о с h, op. cit., p. 118.

“На праве страна строится...”

1 Р. Давид, Основные правовые системы современности, М., 1967, стр. 395.

2 Р. Jouon des Longrais, L'Est et 1'Ouest. Institu-tions du Japon et de 1'Occident comparees, Tokyo-Paris, 1958, p. 256.

3 P. Давид, указ. соч., стр. 448, 449. 4M.И. Стеблин-Каменский, Происхождение поэзии скальдов.-“Скандинавский сборник”, III, Таллин, 1958, стр. 188.

5 См.: Эйнар Ольгейрссон, Из прошлого исланд-ского народа. Родовой строй и государство в Исландии, М., 1957.

6 G. Ch. von Unruh, Wargus. Friedlosigkeit und magisch-kultische Vorstellungen bei den Germanen.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 74. Bd, 1957, 7 E. Leisi, Aufschlussreiche altenglische Wortinhalte.- “Sprache-Schlussel zur Welt”, Dusseldorf, 1959.

8 W. U 1 1 m a n n, Individual and Society in the Middle Ages, Baltimore, Maryland, 1966, p. 38.

9 A. D e m p f. Sacrum Imperium, S. 8 ff., 147 ff.

10 E. H. К a n t о г о w i c z, Laudes Regiae. A Study in Liturgical Acclamations and Mediaeval Ruler Worship. Berkeley and Los Angeles, 1946; P. E. S с h r a m m, Herrschaftszeichen und Staatssymbolik, Stuttgart, Bd I-HI, 1954-1956.

11 G. Post, Sovereignty and its Limitations in the Middle Ages (1150-1350).-“XIII International Congress of Historical Scien-ces”, Moscow, 1970.

12 G. Те llenbach. Church, State and Christian Society at the Time of the Investiture Contest, Oxford, 1940, p. 22.

13 W. U 1 1 m a n n,' Law and ?the Medieval ? Historian.- “XI6 Congres International des Sciences Historiques. Stockholm, 21-28 aout 1960. Rapports. III. Moyen Age”, Goteborg- Stockholm- Uppsala, 1960, p. 36.

295

14 Цит. по: В. J а г r e t t, Social Theories of the Middle Ages, 1200-1500, New York, 1966, p. 17.

15 F. Kern, Recht und Verfassung im Mittelalter.-“Histori-sche Zeitschrift”, 120. Bd, 1919, S. 3 ff.

16 Das Rflstringer Recht. Hrsg. von W. J. Buma und W. Ebel, - “Altfriesische Rechtsquellen”, Bd I, Gottingen-Berlin-Frankfurt, 1963, S. 24-32.

17 F. L i e b e r m a n n, Die Gesetze der Angelsachen. Bd I, Halle a. S., 1898, S. 26 ff., 46.

18 Die Gesetze der Langobarden. Hrsg. von P. В e у e r 1 e, Weimar, 1947. S. 2.

19 Цит. у F. Kern, Gottesgnadentum und Widerstandsrecht im fruheren Mittelalter, Leipzig, 1914, S. 167. Anhang XVII, S. 372-376. 2” Etymolog., IX, 3, § 4. PL, t. 82, col.'342.

21 S. В. С h r i m e s, English Constitutional History, London, 1967, p. 69.

22 F. Kern, Gottesgnadentum..., S. 177-178, 389-392.

23 См.: F. J. D б 1 g e r, Antike und Christentum. Kultur-und Religionsgeschichtliche Studien, Bd I, 1, Munster, 1929, S. 79 f.

24 P. M e i n I] о 1 d, Geschichte der kirchlichen Historiographie. Bd I, Munchen, 1967, S. 155-156.

25 J. S p о r 1, Das Alte und das Neue im Mittelalter. Studien zum Problem des mittelalterlichen FortschrittsbewuGtseins.-“Histo-risches Jahrbuch”, 50. Bd 3. H., 1930.

28 E. G о 1 d m a n n, Cartam levare.-“Mitteilungen des Insti-tuts fur Osterreichischen Geschichtsforschung”, 35. Bd, l.H., 1914.

27 M. К о s, Carta sine litteris.-“Mitteilungen des Instituts fur Osterreichischen Geschichtsforschung”, 62. Bd, 1954, S. 98-100.

2S См.: В. J a r r e t t, op. rit., p. 21.

29 Ю. M. Л о т м а и, К проблеме типологии культуры.- “Труды по знаковым системам”, III, Тарту, 1967, стр. 34; его же, Об оппозиции “честь”-“слава” в светских текстах киевского периода.- Там же, стр. 101-103.

30 M. Bl och, op. cit., p. 142.

31 T. F. T о u t, Mediaeval Forgers and Forgeries.-“Bulletin of the John Rylands Library Manchester”, vol. 5, 1919.

32 О. Л. В а и н ш т е и н, Западноевропейская средневековая историография, стр. 87 след.

33 К. В о s I, Zu einer Soziologie der mittelalterlichen Fal-schung.-“Fruhformen der Gesellschaft im mittelalterlichen Europa” Munchen-Wien, 1964, S. 414 ff.

34 P. R о u s s e t, La croyance en la justice immanente a 1'epoque feodale.-“Le Moyen Age”, t. LIV, N 3-4, 1948, p. 227 ss.

36 P. R о u s s e t, Le sens du merveilleux a 1'epoque feodale.- “Le Moyen Age”, t. LXII, N 1-2, 1956, p. 32-33.

3e M. A. 3 а б о p о в, Введение в историографию крестовых походов, М., 1966, стр. 70 след., 89.

37 L. G e n i с о t, Valeur de la personne ou sens du concret. A la base de la societe du haut moyen age, -“Miscellanea Mediaevalia in memoriarn Jan Frederic Niermeyer”, Groningen, 1967.

38 А. П. К а ж д а н, Византийская культура (X-XII вв.), М., 1968, стр. 49 след.

39 А. П. К а ж д а н. О социальной природе византийского самодержавия.-“Народы Азии и Африки”, 1966, № 6, стр. 52-64.

296

ского, 41

Анна К о м н и н а, Алексиада, перевод Я. Н. Любар-М., 1965, стр. 288.

К. В о s I, Friihformen der Gesellschaft im mittelalterlichen Europa, S. 39, 58, 185.

42 Р. V i n о g r a d о f f, Villainage in England, Oxford, 1892, ch. II; E. А. К о с м и н с к и и, Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М.-Л., 1947, стр. 410 след.; М. А. Б а р г. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. М., 1962, стр. 254 след.

43 Цит. у R. W. Southern, The Making of the Middle Ages, p. 104.

44 Adalberonis Carmen ad Rotbertum regem Francorum PL, t. 141, Paris, 1853, col. 781-782.

46 G. G u s d о r f, Signification humaine de la liberte, Paris 1962, p. 81ss.

46 F. G r a u s, Litterature et mentalite medievales: le roi et le peuple.-“Historica”, XVI, Praha, 1969, p. 58 ss.

47 E. F г о m m, Escape from Freedom, New York-Toronto 1941, p. 41-43.

48 F. G r a u s, Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger, Praha, 1965, S. 300 f.

49 J. H u i z i n g a, Le Declin du Moyen Age, Paris, 1948, p. 51.

50 P. А. Ф p и д м а н , “Кодекс” и “законы” куртуазного служения даме в любовной лирике трубадуров.-“Ученые записки Рязанского госпединститута”, т. 34, вып. II, М., 1966, стр. 64 след.

61 Е. d е В r u у n e, Etudes d'esthetique medievale t 2 Brugge, 1946, pp. 177-180.

52 Е. К о e h 1 e r, Observations historiques et sociologiques sur la poesie des troubadours, p. 34.

53 С. В. Е ш е в с к и и, Женщина в средние века в Западной Европе.-Соч., т. 3, М., 1870, стр. ==374

54 А. К е 1 1 у, Eleanor of Aquitaine and the Four Kings New York, 1967, p. 207-210.

55 В. Ш и ш м а р е в, Лирика и лирики позднего средневе-ковья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, Париж, 1911, стр. 296-297; Е. W е с h s s I e r, Das Kulturproblem des Minnesangs, Bd I, Halle a. S., 1909, S. 105 ff.; E. К о e h 1 e r, op. cit., p. 45. '

te M.-D. С h e n u, L'homme et la nature. Perspectives sur la Renaissance du XII1' siecle.-“Archives d'histoire doctrinale et litteraire' du Moyen Age”, 27. annee, 1953, p. 62.

87 Das Stadtbuch von Augsburg. Hrsg. von Chr. Meyer, Augsburg 1872, S. 240-244.

68 Documents relatifs a 1'histoire de 1'industrie et du commerce en France, publics par G. Fagniez, I, Paris, 1898, N 130.

59 S n о r r i Sturluson, Heimskringla. II. Olafs saga Tryggvasonar, kap. 88.

60 F. T о n n i e s, Gemeinschaft und Gesellschaft, Berlin, 1926 S. 22, 35-38.

Средневековые представления о богатстве и труде

1 S. В о 1 i n, Ur penningens historia, Stockholm, 1962.

2 Atlaqvifia in groenlenzca, 26, 27. Edda, hrsg. von G. Neckel und H. Kuhn, Heidelberg, 1962.

3 Один из кеннингов (метафорических обозначений) воина

4 “Старшая Эдда”, стр. 73-74.

6 Gulathings-Lov, 223, 270. Norges gamie Love indtil 1387. Bd 1, Christiania, 1846.

6 F. Т. H a r m e r, Select English Historical Documents of the 9th and 10th Centuries, Manchester, 1914, n. 2.

7 К. H. G a n a h 1, Hufe und Wergeld.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 53. Bd, 1933.

8 Edda, S. 41.

8 Л. V а 1 d e L i ё v r e, Launegild und Wadia, Innsbruck, 1877; К. v. A m i r a, Nordgermanisches Obligationenrecht, I. Bd, Leipzig, 1882, S. 506 ff.; M. P a p p e n h e i m, Uber die Rechtsnatur der altgermanischen Schenkung.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 53. Bd. 1933.

10 E. В e n v e n i s t с, Don et echange dans le vocabulaire indo-europeen.-“Problemes de linguistique generale”, Paris, 1966, p. 317 ss.

11 R. T h u r n w a 1 d, Economics in Primitive Communities, Oxford, 1932; M. J. H e r s k о v i t s, Economic Anthropo-logy, New York, 1952; J. H. M i с h e 1, La gratuite dans le droit romain, Bruxclles, 1962; J. В a r d а с h. La donation reciproque en Lituanie aux XVs et XVI13 siecles.- “Studi in onore di Edoardo Volterra”, vol. I, 1969; А. Я. Г у реви ч, Проблемы генезиса фео-дализма в Западной Европе, M., 1970, гл. I. § 2.

12 V. G r о n b e с h, The Culture of the Teutons, vol. II, p. 6 f., 16 f. 54.

13 “Старшая Эдда”, стр. 20, "Там ж e, стр. 19. i5 Т а м ж e, стр. 19. "Там ж e, стр. 27.

17 V. М а с h e k, SI. gospodb, lat. hostes et lit. viespats.- “Slavica”, VIII, Debrecen, 1968.

18 M. M a u s s, Essai sur le don. Forme et raison de 1'echange dans les societes archaiques.-“Sociologie et anthropologie”, Paris, 1950.

19 J. В 1 u m e n s t e n g e 1, Wesen und Funktion des Banketts im Beowulf, Marburg, 1964. Ритуальные пиры существовали и в сред-ние века. См. К. H a u с k, Rituelle Speisegemeinschaft im 10. und 11. Jahrhundert. “Studium generale”, 3. Jg., H. 11, 1950.

20 H. С. P e у e r, Das Reisekonigtum des Mittelalters.- “Vierteljahrschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte”, 51. Bd, 1. H., 1964; С. В r u h 1, Fodrum, Gistum, Servitium Regis. I-II, Koln - Graz, 1968.

21 Кеннинг, означающий “запястья”.

22 Кеннинг руки.

23 “Сага об Эгиде”, гл. 55. “Исландские саги”, стр. 163-164.

298

24 Heimskringla. I. Haralds saga ins harfagra, cap. 14. 26 Gulathings-Lov, 270.

28 А. Я. Г у p e в и ч. Свободное крестьянство феодальной Норвегии, М., 1967, стр. 139-149, 249-250.

27 Gulathings-Lov, 126, 141.

28 Gulathings-Lov, 6, 7.

29 AEthelberht, 3.-“The Laws of the Earliest English Kings”, ed. by F. L. Attenborough, New York, 1963, p. 4.

30 Hlothhere and Eadric, 12-14; Ine, 6, § 5; I b i d., p. 20, 38.

31 VI AEthelstan, 8 § 1. I b i d., p. 162.

32 G r a g a s, 115.

33 “Речи Гримнира”. “Старшая Эдда”, стр. 35.

34 Т а м же, стр. 16.

35 St. Piekarczyk, Barbarzyncy i chrzescijaristwo. Konfrontacie spotecznych postaw i wzorcow u Germanow, Warszawa, 1968, s. 98 ss.

эв “Младшая Эдда”, стр. 26, 36-38.

37 “Старшая Эдда”, стр. 20.

38 Т а м же, стр. 18-19.

39 Т а м же, стр. 161.

40 Т а м же, стр. 160, 161.

41 Gulathings-Lov, 145.

42 Frostathings-Lov, XV, 8.

43 Landnamabok Islands. Einar Arnorsson bjo til prentunar. Reykjavik, 1948, bis. 13, 14, 24, 207, 211, 221.

44 Не ясно: может быть, “жирный”, “богач”; может быть, собственное имя.

45 “Старшая Эдда”, стр. 21, 22. 48 Т а м же, стр. 21, 22. "Там же, стр. 22.

48 St. Piekarczyk, Zur Frage der internen und externen Funktionen des fruhmittelalterlichen Staates und der Ideologic verschiedener Gesellschaftsschichten im Lichte der skandinavischen Quellen.-“L'Europe aux IX" -XI6 siecles”, Varsovie, 1968, s. 441, n. 33; I d e m, Barbarzyrcy i chrzescijaristwo, s. 141-142, 240-241.

49 Т h о m a e Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 186, art. 3.

60 Г. Э и к e и, История и система средневекового миросозер-цания, Спб., 1907, стр. 443-444.

61 Т h о m a e Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 66, art. 2.

62 I b i d., quaest. 118, art. 1, 2.

63 R. L e Jan-Hennebicque, “Pauperes” et “paupertas” dans 1'Occident carolingien aux IX et X siecles.-“Revue du Nord”, t. L, № 197, 1968, p. 186.

54 М. М о 1 1 a t, Les pauvres et la societe medievale.- “XIII congres international des sciences historiques”, Moscou, 1970, p. 10.

66 S. Painter, French Chivalry. Chivalric Ideas and Practics in Mediaeval France, Ithaca, New York, 1957.

56 M. B 1 о с h. La societe feodale, p. 432-433, 57 J. F r a p p i e r, Vues sur les conceptions courtoises dans les litteratures d'oc et d'oil au XIie siecle.-“Cahiers de civilisation medievale”, II, № 2, 1959, p. 141.

299

68 Е. К о h 1 e r, Trobadorlyrik und hofischer Roman. Aufsatze zur franzosischen und provenzalischen Literatur des Mittelalters. Berlin, 1962, S. 48, 73.

8а Р. А. Ф р и д м а н, Любовная лирика..., стр. 178. 60 Т а м же, стр. 180, 323, 327.

81 Р. А. Ф р и д м а н, “Кодекс” и “законы” куртуазного служения даме..., стр. 74, след., 83.

62 L. J. P а e t о w, Morale Scolarium of John of Garland, Berkeley, '927, p. 195-196; Petri Cantoris Verbum Abbre-viatum. PL. t. 205, Paris, 1855, col. 78-82.

63 Цит. по: М. В loch, Seigneurie francaise et manoir anglais, Paris, i960, p. 17.

64 К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., i956.. стр. 555.

65 См. т а м ж e, стр. 557.

66 Т а м ж e, стр. 554.

67 См. Г. Э и к e н, Цит. соч., стр. 434-435. 6-1 Там ж e, стр. 439.

69 См. “Histoire generale du travail. !I. L'age dc 1'artisanat”, pnr pi). Wolff et F. Mauro, Paris, 1960, p. 74.

70 К. Т h о m a s, Work and Leisure in Pre-Industrial Society, - “Past and Present”, 1964, № 29, p. 56.

71 “The. Cambridge Economic History of Europe”, vol. Ill, Cambridge, 1963, p. 574.

72 “Aelfric's Colloquy”, cd. by G. N. Garmonsway, London, i939, 219-237.

73 J. G i 1 с h r i s t, The Church and Economic Activity in the Middle A"es, London, 1969, p. 78.

74 J. A. Y u n с k, Economic Conservatism, Papal Finance, and the Medieval Satires on Rome.-“Change in Medieval Society”, ed. by S. Thrupp, London, 1965.

75 E. M a 1 e, L'art religieux du XIII" siecle en France, p. 28, 64 ss., 131.

76 J. L e G о f f, Metier et profession d'apres les manuels de confesseurs au moyen age.-“Beitrage zum Berufsbewusstsein des mitteialterlichen Menschen”, Berlin/1964, S. 49-==60

77 G. Р о s t, K. G i о с a r i n i s and R. К а у. The Medieval Heritage of a Humanistic Ideal: “scicntia donum dei est, unde vend! non potest>'.-“Traditio”, vol. XI, N 4, 1955, p. 232, ft.

78 См.: E. R. С u r t i u s, op. cit., S. 465.

79 0. J о d о g n e, La personnalite de 1'ecrivain d'oil du XII1' p.u XIV siec!e.-“L'humanisme medieval dans les litteratures romanes du XIL'auXIV siec'e”, Paris, !964; F. Tschirch, Das Selostverstandnis des milteialtcrlichen deutschen Dichters.-“Beitrage zum Berufsbewusstsein des mittclalteriichen Menschen”, Berlin, 1964.

80 К. М а р к с и Ф. Энгельс, Из ранних произведении. стр. 536.

81 В. 3 о м б а р т. Буржуа, М., 1924, стр. 12.

82 Там ж e, стр. 3.

83 Ср.: К. Б ю х е р. Работа и ритм, М., 1923, стр. 11-18, 295. s4 К. Т h о m a s, op. cit., p. 55. 86 Д. М. П е т р у ш е в с к и и. Восстание Уота Тайлера, М , 1937, стр. 22.

300

ss Дж. М и л ь т о н. Потерянный и возвращенный рай, Спб., 1878, стр. 80-81.

87 У и л л ь я м Ленгленд. Видение Уилльяма о Петре Пахаре. Вступит, статья Д. М. Петрушевского, М.-Л., 1941, стр. 19-20.

^Adalberonis Carmen... PL, t. 141, col. 781-782.

sa S. d e G r a z i a, Of Time, Work and Leisure, New York, 1962, p. 89.

90 “Histoire generale du travail”, II, p. 9.

91 H. G r u n d m a n n, Adelsbekehrungen im Hochmittelal-ter.-“Adel und Kirche. Festschrift fur Gerd Tellenbach”, Freiburg-Basel-Wien, 1968, 92 С. Н. Булгаков, Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве.- В кн.: “История экономи-ческой мысли” под ред. В. Я- Железнова и А. А. Мануйлова, т. 1, вып. 3, М., 1916, стр. 38.

^Thomae Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 50, art. 3.

91 I b i d., II, 2, quaest. 77, art. 4.

95 J. L e G о f f, La civilisation de 1'Occident medieval, p. ==326

96 T h о т а е Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 47, art. 10; quaest. 152, art. 4.

97 J. A. S с h u m p e t e r. History of Economic Analysis, London, 1955, d. 85 ff.

98 J. W. 'Baldwin, The Medieval Theories of the Just Price, Philadelphia, 1959, p. 60.

"Thomae Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 58, art. 11.

100 J. I b a n e s La doctrine de 1'eglise et les realites economi-ques au XIIle siecle, Paris, 1967, p. 33, 39, 57, 100, 102.

101 Цит. у У. Д ж. Э ш л и. Экономическая история Англии в связи с экономической теорией, М., 1897, стр. 143.

102 Там же, стр. 144.

103 См.: J. Т. N о о n a n, The Scholastic Analysis of Usury, Cambridge, Mass., 1957, p. 38-39.

104 J. W. Bald w i n, op. cit., p. 27-29.

106 Thomae Aquinatis Summa Theologica, II, 2 quaest. 78.

loe Роберт Курсонский, Гийом Оксерский (нач. XIII века). Цит. по: J. Т. N о о n а n, op. cit., р. 39, 41, 43.

107 Т а м же, стр. 43-44 след.

те д а н т е. Ад, XI, 49-50, 95-96, 109-110.

109 J. T. N о о n a n, op. cit., р. 79.

110 R. D е R о о v e r, San Bernardino of Siena and Sant' Anto-nino of Florence: the Two Great Economic Thinkers of the Middle Ages, Boston, 1967.

m R. D e R о о v e r. The Decline of the Medici Bank.-“The Journal of Economic History”, vol. VII, № 1, 1947, p. 73 ff.; I d e m, The Rise and Decline of the Medici Bank 1397-1494, Cambridge, Mass., 1963, p. 13, ff. 112, 121.

112 H. L а р е у r e, Une Famille de Marchands les Ruiz, Paris, 1955.

113 A. S а р о r i, Le marchand italien au Moyen Age, Paris, 1952, p. XVIII.

301

114 H. P i r е п п е, Histoire economique et sociale du Moyen Age, P.iris, 1963, p. 99-100, 115.

ч5 Е. Т r о е 1 t s с h, Die Soziallehren dcr christlichen Kirchen und Gruppen, Tubingen, 1919, S. 244 ff., 295 ff., 329.

Заключение

В поисках человеческой личности

L'enfant et la vie familiale sous 1'ancien G e n i с о t, Le XIII" siecle europeen, Paris, 1968, 1 M.-D. С h е п ч, La theologie au douzieme siecle, p. 162. 2П. Бицилли, Элементы средневековой культуры, стр. 4-5.

3 W. J. В r a n d t, op. cit., p. 33 ff.

4 К- Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр. 710.

6 P a u 1 у s Realencyclopadie der Classischen Altertumswissen-schaft. 37. Halbb., Stuttgart, 1937, col. 1040-1041.

6 M. M a u s s, Une categoric de 1'esprit humain: la notion de personne, celle de “moi”.-“Sociologie et anthropologie”, p. 335-362.

7Thomae Aquinatis Summa Theologica, I, quest. 29, art. 3.

8 См. Personlichkeitsforschung und Personlichkeitstheorie, hrsg. von Ph. Lersch und H. Thomae, Gottingen, 1960, S. 8-9; H. R h e i n-f e 1 d e r, Das Wort “persona”. Geschichte seiner Bedeutungen mit besonderer Berucksichtigung des franzosischen und italienischen Mittelalters, Halle (Saale), 1928.

9 M.-D. С h с n u. La theologie au douzieme siecle, p. 52 ss.

10 Д a h т е, Ад, IV, 34-36.

n W. U 1 1 т а n n, Some Observations on the Medieval Evalua-tion of the “Homo Naturalis” and the “Christianus”-“L'homme et son destin d'apres les penseurs du moyen age”, p. 145 ss.

12 W. U 1 1 т а n п, The Individual and Society in the Middle Ages, p. 37.

13 P. L e h m a n n, Autobiographies of the Middle Ages.- “Transactions of the Royal Historical Society”, 5th series, vol. 3, London, 1953, p. 47.

14 G. M i s с h, Geschichte der Autobiographic, II. Bd, 1.-2. Halfte; HI. Bd. 1.-2. Halfte, Frankfurt am Main, 1959-1970.

15 L. Z о e p f, Das Heiligen-Leben in lO.Jahrhundert, Leipzig und Berlin, 1908; R. T e u f f e 1, Individuelle Personlichkeits-schilderung in den deutschen Geschichtswerken des 10. und 11 Jahr-hunderts, Berlin, 1914.

16 W. J. Brand t, op. cit., p. 109.

17 H. W i n k e I, Aspekte mittelalterlicher Erziehung, Munchen, 1968,^S._67, 74 ff.

"Ph. Aries, regime, Paris, 1960.

19 См. L. p. 212 ss.

20 Thomae Aquinatis Contra gentil., HI, 113.- Цит. у E. G i 1 s о n, L'esprit de la philosophic medievale, p. 174-175.

21 А. К r е m p e 1, Hie.rarchie des fins d'une societe d'apres Saint Thomas.-“L'homme et son destin...”, p. 611-618.

302

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.