Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Период 1. Раннее христианство в Риме. (Середина 1 в. — 313 г.)
Период II Под опекой Римской империи (314—480 гг.)
Период III В орбите ранневизантийской империи (483—752 гг.)
Период IV Возникновение Папского государства (752—999гг.)
Период V Папство и Западная империя (999—1303гг.)
Период VI Авиньонские папы и «великий западный раскол» (1303 — 1417 гг.)
Период VII Папы эпохи Возрождения (1417—1534гг.)
Период VIII Папы времен Реформации и Просвещения (1534—1775 гг.)
Период IX Папы и социальные революции (1775 — 1978гг.)
Указатель имен пап
Указатель имён антипап

 

Введение

Слово «папа» происходит от греческого papas, что значит «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе же этот титул носили епископы Карфагена и Рима. Самая ранняя известная нам надпись «папа» была обнаружена на стенах римских катакомб св. Каликста. Она датируется концом III в. Начиная с раннего средневековья наименование «папа» фигурирует в церковных документах как общепринятый титул епископа Рима, а в 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Следует, однако, отметить, что до сегодняшнего дня официальная номенклатура, используемая в католическом церковном праве, не употребляет слова «папа». Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик, или верхов­ный жрец), заимствованное из языческой терминологии древнеримской религии, в которой коллегия понтификов под руководством верховного жреца (Summus Pontifex) отвечала за организацию официального государственного культа. В церковном языке выражение Romanus Pontifex отражает две главные функции папы: он является епископом Рима и  одновременно понтификом, т. е. главой всей католической церкви. Это требует хотя бы краткого объяснения. В соответствии с современной католической доктриной епископ Рима унаследовал все те атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов — наивысшую инстанцию основанного Христом церков­ного института. И поэтому, как Петр был главой церкви, так и его законные преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерар­хией. Это так называемый тезис об апостольском наследовании, который появился на рубеже II и III веков н. э. в произведениях христианских идеоло­гов и после длительной эволюции нашел свое окон­чательное выражение в принятом на I Ватиканском соборе (1870 г.) догмате о верховенстве папы. Опи­рается он на две предпосылки. Первая состоит в том, что коллегиальная власть, осуществлявшаяся двенадцатью апостолами, подчинялась Петру, а вторая — в том, что Петр был епископом Рима и передал власть своим преемникам. Не входя в теологические тонкости обеих этих предпосылок, следует отметить, что ни одна из них не нашла до сего вре­мени подтверждения в науке о первоначальном христианстве. До сих пор еще до конца не выяснен и весьма противоречивый вопрос о том, какую роль играл Петр среди апостолов. И все говорит за то, что он не был первым епископом Рима. Во-первых, потому, что римская христианская община оформи­лась наверняка раньше, чем кто-нибудь из апостолов мог добраться до столицы империи. Ни в послании, адресованном около 58 г. н. э. римлянам, ни в тех посланиях, которые позднее в самом Риме были написаны к христианам Малой Азии, апостол Павел из Тарса ни словом не упоминает о пребывании Петра в Риме, а это он не преминул бы сделать, если бы этот факт был ему известен. Во-вторых, в I в. н. э. христианские общины развивались под коллегиальным руководством совета старейшин, или пресвитеров, которых лишь в исключительных случаях кое-где называли епископами. Как пишет из­вестный библеист священник Ян Стемпень, «тер­мины «пресвитер» и «епископ» появляются в христи­анских документах с I века как синонимы, обозна­чающие руководителей христианских общин. Слово episkopos не означало еще единовластного епископа, преемника апостолов, единого главы местной церкви. С этим новым значением данного слова мы встре­чаемся впервые только в начале II в. у св. Игна­тия Антиохийского (Eklezjologia sw. Paula. Poznan, 1972. S. 339). К тому же, если даже мы согла­симся с тем, что Петр приехал в Рим и принял там мученическую смерть (о чем упоминает более поздняя христианская традиция), он не мог быть епископом Рима и назначить своего преемника, по­скольку (как единодушно утверждают историки христианства) института единоличной власти епис­копа в этот период еще не существовало. Кроме того, известно, что ни один из апостолов не употреб­лял титула «епископ». Добавим также, что традиция о пребывании и мученичестве Петра в Риме до сих пор еще не доказана бесспорными свидетельствами. Начатые по указанию Пия XII (1939—1958) раскоп­ки в подземельях ватиканского собора обнаружили, правда, следы какого-то захоронения (они не ред­кость в подземельях Вечного города), но о каком-либо распознании могилы или останков св. Петра не может быть и речи.

Посвятим несколько слов источникам, касающим­ся истории папства. Они исключительно скупы и малодостоверны, когда речь идет об установлении имен пап первоначального периода христианства. Самый ранний список первых пап был составлен ок. 180 г. епископом Лиона Иринеем, греком по происхождению. Он являлся одним из первых пропа­гандистов тезиса об «апостольском наследовании»; его список призван был служить доказательством пре­емственности традиции, начиная с апостола Петра до правившего в его время епископа Рима Виктора (189—199?). Другой список, включающий только несколько имен, составил в этот же период проис­ходивший из Малой Азии христианский писатель Хегезип (ум. ок. 190). Его произведение до нас не дошло, но оно известно нам по фрагментам, которые полтора века спустя цитировал Евсевий — епископ Кесарии, которого обычно называют «отцом церков­ной истории» (ум. ок. 340). Вслед за этими первыми списками появились следующие, все более обширные реестры и биографии пап, как, например, реестр папы Либерия (352—366) или относящаяся к VII в, «Книга римских понтификов» («Liber pontificalis»). Они явились основой для созданных в средневековье папских хроник, среди которых огромным успехом пользовалось, несмотря на то что оно не представ­ляло собой никакой исторической ценности, произ­ведение Мартина Поляка — архиепископа Гнезненского (ум. в 1279), называвшееся «Хроника пап и императоров». Все эти источники, содержащие некоторое зерно правды, были в соответствии с тогдашней литературной практикой приукрашены легендами и фантазией их авторов, которые не­достаток истинных знаний о жизни и деятельности пап прикрывали благочестивым вымыслом. Первый подробный список папских документов (актов) был составлен но приказу папы Иннокентия III (1198— 1216). Этот список в последующие годы системати­чески дополнялся и заботливо хранился в тайном папском архиве. Хотя по распоряжению Льва XIII с частью этой документации получили возможность познакомиться некоторые ученые, остается еще много проблем, не выясненных до конца.

Много хлопот доставляет проблема хронологии папских понтификатов. Самой ранней бесспорно установленной датой является 28 сентября 235 г., когда папа Понтиан отказался от римского епископ­ства. К указанным в различных списках датам понтификатов семнадцати его предшественников ученые относятся с большим недоверием, подвергая сомнению даже имена перечисленных пап. Не лучше выглядит и проблема хронологии позднейших понтификатов. Средневековые хронисты не пользовались единой системой датировки. В настоящем издании списка пап мы позаимствовали хронологию, приня­тую в официальном реестре пап, публикуемом еже­годно ватиканским издательством под названием «Annuario Pontificio». Мы опускаем, однако, дни и ме­сяцы начала или окончания очередных понтифика­тов, поскольку именно они, особенно если речь идет о периоде средневековья, являются наиболее спор­ными. По той же причине при именах антипап мы приводим лишь даты их избрания на папский престол.

Сколько было пап? И по этому вопросу среди историков нет единого мнения, даже среди католи­ческих. Ошибки, допущенные хронистами в опреде­лении дат отдельных понтификатов, неправильности в написании имен (например, Мартин вместо Марин и др.), разнобой в нумерации пап, принимавших одно и то же имя (сколько было пап Феликсов, сколько — Иоаннов?), порождали большую неразбе­риху. Мы приняли, в соответствии с «Annuario Pon­tificio», что до ныне правящего Иоанна Павла II был 261 законный епископ римский. Имена осталь­ных римских епископов занесены в категорию анти­пап, однако это еще не свидетельствует о том, что избрание некоторых контркандидатов на папский престол было недействительным.

Скрупулезный характер порядка избрания римских епископов мог бы облегчить лучшее понимание многих аспектов политической и религиозной дея­тельности папства. Написано об этом много, хотя затрудненный доступ в хранилище ватиканского архива, конечно, не способствует объективной оценке истории папства.

Первых епископов Рима, как и глав других хрис­тианских епархий, избирали народ и духовенство с последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвящал­ся в епископы. Уже в V в. начался процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые стали прерогативой исключитель­но духовенства. Одобрение же избранного народом превратилось в чистую формальность. Зато все чаще происходило вмешательство в выборы епископов верховной светской власти — императоров и королей, а также правивших в Риме представителей местной аристократии. Эта проблема тяготела над папством вплоть до конца XIX в. В период григорианской реформы (XI—XIII вв.) была сделана попытка исключить влияние на выборы пап светских факто­ров путем передачи прав избрания римского еписко­па элите римского духовенства, или кардинальской коллегии. Именно в этом духе были выдержаны постановления Николая II от 1059 г. и Александ­ра III от 1179 г., в силу которых только кардиналы получили право выбирать папу. С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных сове­щаний. На время проведения выборов кардиналь­скую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (именно отсюда и проис­ходит слово «конклав» — cum clavi, т. е. «под клю­чом») кардиналы были обязаны быстро завершить выборы нового папы, так как в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. В по­следующие века регламент конклава многократно изменялся и дополнялся. Однако так и не удалось полностью исключить влияние и нажим внешних политических факторов на выборы римского понти­фика. Трон Петра был слишком большой ставкой, чтобы можно было исключить из избирательной игры интересы императорских и королевских европейских правительств, а также и отдельных могущественных представителей аристократии. Они использовали все доступные средства нажима на кардиналов, не ис­ключая подкупов или права вето, которое присвоили себе в XVI в. короли Испании, а позднее — австрий­ские императоры. Последние папские решения, при­нятые уже в XX в., гарантируют в гораздо большей степени свободу и независимость выборов папы кардинальской коллегией. Кроме того, введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Тому, кто нарушит это требование, грозят суровые церковные кары. Избирательные бюллетени предпи­сано сжигать (это предписание не касается личных заметок участников конклава) в специальной печке, причем цвет дыма — белый или черный в зависи­мости от примеси соломы — извещал собравшихся перед собором о результатах голосования.1

Однако все принимаемые церковью меры предосто­рожности, похоже, не в состоянии остановить утечку информации, поскольку после каждого конклава продолжают публиковаться (конечно, неофициаль­но) описания того, что происходило в помещении для выборов.

В соответствии с ныне действующим церемониа­лом после избрания папы декан кардинальской кол­легии убеждается в том, что избранный согласен занять трон Петра, а затем задает ему вопрос: «Какое имя ты хочешь принять?» До VI в. римские епископы сохраняли имя, полученное ими при креще­нии. Первым, кто сменил имя, был Иоанн II (533— 535), которого звали Меркурий и который наверняка считал это имя непристойно языческим. Также и Петр Павианский не хотел именоваться Петром II и сменил свое имя на Иоанн XIV (983—984). В нумерации последующих пап, называвшихся Иоан­нами, произошел сбой. Дело в том, что Иоанн XXIII (Балтазар Косса), избранный на папский престол вполне законно, отказался от тиары на соборе в Кон­станции (1415), и вот папа Ронкалли (1958—1963) принял имя Иоанн XXIII, признав тем самым, что Балтазар Косса был антипапой. С середины XVI в. все папы принимали новое имя, желая таким обра­зом почтить одного из своих предшественников, носивших это же имя. В настоящее время важней­шие папские документы подписываются именем, принятым при избрании на папский престол, но без указания порядкового номера.

Вплоть до Нового времени в источниках чрезвы­чайно редко указывалась дата рождения пап. Они ограничивались обычно указанием, что на папский трон воссел человек «старый» или, напротив, «мо­лодой». Это, конечно, слишком общее определение, особенно если учесть, что в средние века мужчина, которому едва перевалило за пятьдесят, считался уже стариком. Несколько пап заняли трон св. Петра в очень молодом возрасте. Иоанну XII (955—964) в момент избрания было 20 лет, Григорию V (966— 999) — 24 года, а Бенедикту IX (1032—1044) — только 15 (по некоторым источникам даже 12) лет. Случалось также, что кардиналы отдавали свои го­лоса за людей очень пожилых, рассчитывая, воз­можно, на то, что новый понтификат продлится недолго. Так, Павлу IV (1555—1559) было 79 лет, а Клименту Х (1670 —1676) — 80, когда они заняли папский трон. Льву XIII (1878—1903) было «только» 68 лет, и он тем не менее руководил католической церковью четверть века. В истории папства таких длительных понтификатов было немного. Алек­сандр III (1159—1181) правил 22 года, Пий VI— 24, Пий VII — 23, а Пий IX — 32 года. Его понти­фикат был самым продолжительным в истории папства. Есть много примеров очень коротких понти­фикатов. Некоторые папы умирали по прошествии двух или трех месяцев, а то и недель после избрания. Стефан II (752 г.) умер на третий день после выборов, не дожив даже до своей коронации. По этой причине он не был вписан в официальный реестр пап. Не­сколько пап перед смертью отказались от тиары.

Невозможно установить, к какой национальности принадлежали римские епископы первых  трех веков нашей эры. Скорее всего, они были греками, по­скольку римская христианс-

1 Об избрании нового папы извещает верующих белый дым.

кая община состояла в большинстве из пришлого населения, а не корен­ных римлян. Церковные историки придерживаются мнения, что из 261 папы около 200 происходили из Италии, а 50 были чужеземцами. Национальность остальных не установлена. Среди чужеземцев больше всего было греков и сирийцев; семь пап происхо­дили из Франции, шесть — из Германии, два — из Испании, один — из Португалии, один — из Африки, один — из Англии, один — из Фландрии (Голлан­дии). Именно голландец Адриан VI (1522—1523) был последним папой-неитальянцем до момента избрания (1978) поляка Иоанна Павла II (Войтылы). Половину из пап, происходивших из Италии, составляли коренные римляне.

Невозможно установить, каково было социальное происхождение пап первых веков существования христианства. Известно только, что Каликст I ро­дился рабом, а Кай, напротив, был родственником императора Диоклетиана. Феликс III и Григорий I происходили из сенаторских родов. В период средне­вековья, Возрождения и даже во времена Контр­реформации подавляющее большинство пап были выходцами из аристократии, как, впрочем, вообще церковная иерархия в странах феодальной Европы. Немногочисленные папы, происходившие из бедней­ших слоев населения, были почти все до своего избрания монахами, поскольку монашеское звание облегчало духовенству из низов общества доступ на высшие ступени церковной иерархии.

Немногое можно сказать о внешнем облике пап ранних периодов, предшествовавших эпохе Возрож­дения. Совершенно очевидно, что изображения рим­ских епископов, сохранившиеся на средневековых мозаиках и фресках, нельзя считать подлинными их портретами. Это только схематическая художест­венная трактовка представления о высших иерар­хах церкви. Самым ранним живописным произве­дением, которое, по мнению специалистов, можно считать правильным воссозданием оригинала, явля­ется фреска, представляющая папу Иннокентия III (1198—1216). Эта фреска относится к XIII в. и нахо­дится на стене нижней церкви бенедиктинского монастыря Сакро Спесо в Субиако. Со времен Воз­рождения многие художники писали портреты своих меценатов — пап. В это же время появились многочисленные бюсты и скульптуры римских пон­тификов. В нумизматической галерее Ватиканского музея хранится богатейшая коллекция медалей, на которых реалистически и с большим мастерством изображены головы пап, начиная с Николая V (1447—1455) и до нашего времени. На основании этих изображений мы можем утверждать, что от Климента VII (1523—1534) и до Климента XI (ум. в 1721) все папы без исключения носили бороды. Ранее также Юлий II (1503—1513) отпустил бороду (не очень густую), но сделал он это только в по­следние годы своего понтификата. В средние века борода являлась признаком аскетической жизни; во времена же Возрождения и барокко борода счита­лась украшением мужского лица, и за ней стара­тельно ухаживали. Папы не пользовались париками, но носили повседневно отороченные мехом шапки из красного бархата — манро. Пий VII (1800—1823) был известен искусно уложенной прической.

В соответствии с древнейшей традицией важней­ший титул папы звучит «епископ римский». Но кроме него «Annuario Pontificio» называет, выделяя его даже крупным шрифтом, второй титул, идущий от средних веков, а именно — «наместник (викарий) Иисуса Христа». Папские ежегодники содержат еще и другие определения, как-то: «наследник князя апостолов» (т. е. св. Петра), «высший пастырь вселенской церкви», «патриарх Запада», «примас Италии», «архиепископ, митрополит римской провин­ции». Последний из титулов, употребляемый в наше время, носит светский характер — «суверен госу­дарства-города Ватикан». В средние века папы часто подписывались наименованием «слуга слуг божьих» (servus servorum Die), введенным в VII в. Григо­рием I. Между XVII и XX вв. это определение появляется реже. Воскресил его Павел VI после II Ватиканского собора (1962—1965).

В церковной номенклатуре папских имен все папы от Петра до Феликса IV (ум. в 530 г.) считаются святыми, кроме Либерия (ум. в 366) и Анастасия (ум. в 498 г.). Кроме того, все папы до Мильтиада (ум. в 314 г.) считаются мучениками. Святым и му­чеником является также антипапа Ипполит (ум. в 235 г.). Мучеником признан и папа Мартин I, который, находясь в изгнании, умер от истощения в 655 г. С 530 г. число пап-святых существенно уменьшается. До XI в. их насчитывается 23, в XIII в.—только один—Целестин V (умер, отка­завшись от тиары, в 1296 г.), а после него, в Новое время,— два: Пий V и Пий X. Только трое последних из перечисленных здесь пап были официально кано­низированы. Восемь пап имеют титул «блаженный» и два — «доктор церкви»: Лев I и Григорий I. Со времен раннего Возрождения ко всем папам обраща­лись: «святой отец» или «ваше святейшество», одна­ко в этом случае определение «святой» касается исключительно священной функции папы независи­мо от моральной оценки его личности.

Мы не знаем точно происхождения обычая упо­требления папами собственного герба. Официальный каталог папских гербов начинается с герба на печа­тях Иннокентия III (начало XIII в.). Гербы имели также и антипапы. Не все папские гербы сочетались с соответствующими им девизами.

Одеяние пап в течение веков постоянно изменялось. Первоначально оно, скорее всего, немногим отлича­лось от одежды остального духовенства и даже свет­ских лиц. Но начиная с середины средневековья вместе с растущим значением римского епископа на международной арене намечается тенденция к употреблению ими все более пышных одеяний. Особенно это касается тех облачений, которые папы носили во время торжественных богослужений или официальных церемоний. Во время богослужения папы надевали обычно архиепископское литургиче­ское облачение, но отличала их от других церков­ных иерархов тиара, которую с конца Х в. они наде­вали вместо епископской митры. Тиара представляла собой головной убор наподобие стогообразного шлема, первоначально не очень высокого, но позднее становившегося все выше. Тиара делалась из белой плотной и жесткой ткани и богато украшалась золотой вышивкой. Ее происхождение точно неиз­вестно. Вероятно, прообраз тиары следует искать в одеяниях, которые использовали священнослужи­тели в Сирии, а может быть, даже в Персии. В кон­це XII в. папскую тиару украсила сначала одна, а затем две золотые диадемы, которые символизиро­вали светскую и духовную власть наместника Хрис­та. Со времени Бенедикта XII (1334—1342) была добавлена третья диадема, что должно было озна­чать верховенство папы над всем миром. Папы наде­вали тиару только в исключительных случаях (коро­нация, большие церковные празднества и т. п.). Во время богослужений они пользовались архиепис­копской митрой. С раннего средневековья отли­чительной деталью папского одеяния является палий. Это белая шерстяная широкая лента, надеваемая на шею. Один конец ее спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Палий ткался монахинями из монастыря св. Агнессы в Риме из шерсти ягнят, освященных папой. На палий нашивали шесть крестов из черного сукна. В восточ­ной церкви палий был знаком отличия патриархов. В западной церкви палий первоначально надевали только папы. Однако в средние века папы решили посылать палий за соответствующую плату еписко­пам-митрополитам, подчеркивая тем самым зави­симость местных церквей от папской власти. Во время литургических церемоний на руках папы — красные перчатки с вышитым на них крестом, а на ногах — расшитые золотом туфли. Каждодневной домашней одеждой папы с незапамятных времен служит белая сутана. Как писали средневековые церковные писатели, она является символом белой туники Христа, которую римские солдаты разыграли между собой после его распятия (Ин. 19:24). Выходя из дому, папа надевает красный плащ и красную шляпу. Стоит в этом месте напомнить, что с 1245 г. (собор в Лионе) папы признали за кардиналами право носить широкополую красную шляпу со свисающими «хвостами». Бонифаций IX (1389—1404) приказал кардиналам шить одеяния пурпурного цвета, который на языке художников называется светлой киноварью. Со II Ватиканского собора пап­ские и кардинальские одежды стали значительно скромнее. Папа Павел VI продал последнюю тиару одному из американских музеев, а полученные за нее деньги предназначил на благотворительные цели. Знаки папской власти со времен средневековья бе­режно хранились в сокровищнице ризницы собора св. Петра. Находились там, в частности, пурпурный плащ и тиара. Случалось, что контркандидаты на трон св. Петра (антипапы) похищали эти знаки власти, чтобы получить возможность провести собст­венную коронацию. Неоднократно знаки папской власти похищались завоевателями или продавались купцам с Востока.

Современные папы не пользуются уже многочис­ленными резиденциями, которые со времен средне­вековья строились не только в Риме, но и за его пре­делами. Самой старой папской резиденцией является Латеранский дворец, переданный императором Кон­стантином папе Сильвестру I. С периода Возрожде­ния главной резиденцией пап стал комплекс зданий, построенных вокруг собора св. Петра, который назы­вают Ватиканом. В эпоху Просвещения был построен третий папский дворец на холме Квиринал. Сейчас он является резиденцией президента Итальянской Республики. С 1870 г. папы живут в Ватикане. За пределами Рима важнейшие папские дворцы были построены в Гаете, около Неаполя, в Ананьи, в Витербо, Флоренции, Перудже. В периоды политиче­ской напряженности, когда пребывание в Риме гро­зило безопасности папы, он покидал свою епархию и укрывался под опекой соседних маленьких италь­янских государств. Несколько раз в самом Риме разгоралась яростная борьба за дворцы между папами и антипапами, которые силой занимали одну из резиденций. Недалеко от Рима, в Кастель-Гандольфо, была построена в 1596 г. летняя резиден­ция, которой пользуются и современные папы. Особо­го внимания заслуживает папская резиденция в Авиньоне, где римские епископы пребывали с 1309 по 1415 г. После Великой французской революции Авиньон приняли под свою опеку французские власти. Роскошные здания, плохо сохраняемые, раз­рушались. Ныне часть из них используется для про­ведения культурных мероприятий.

В первые века христианства пап хоронили в ката­комбах. Всеобщей известностью пользуется папская крипта в катакомбах Каликста, где находятся самые древние из известных нам захоронений пап. С IV в. папские могилы размещались в подземельях Латерана, Ватикана, а также других римских соборов. Более десятка пап были захоронены в других городах Италии и в других странах.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского слова curia, которое означало резиденцию городских влас­тей Рима на Капитолии. Описание римской курии и ее истории выходит за рамки данной работы. Кроме римской курии ныне существуют два совеща­тельных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов, созданный после II Ватиканского собора. Особую роль играет папский двор, который со времен Павла VI начал называться папским домом. В период Возрождения он был неслыханно разросшимся, а его великолепие призвано было служить доказательством ничем не ограниченной власти римского епископа. Все, кто входил в окруже­ние папы, должны были придерживаться разрабо­танного до мелочей этикета. Это продолжалось вплоть до времен Пия XII. Поломал этот этикет Иоанн XXIII, который положил начало процессу упрощения ритуала, регулирующего поведение лиц из ближайшего окружения папы и тех, кого он при­нимает на аудиенциях. Отменено, например, пред­писание троекратного коленопреклонения до начала после окончания частной беседы с папой, а также целование его туфли.

Официальные папские документы ныне частично публикуются в ватиканском периодическом издании «Acta Apostolicae Sedis» (AAS). Они делятся на несколько категорий. Самые важные из них, нося­щие торжественный характер,— это апостольские конституции и буллы. Буллой первоначально назы­валась оловянная печать, которой пользовались папы начиная с VI в. Стариннейшей из известных нам папских печатей является булла Агапита I (535— 536). В ватиканских собраниях хранится оригинал буллы-печати папы Адеодата (615—618). В эпохи Возрождения и Просвещения папские буллы (до­кументы) часто скреплялись печатью из воска, укра­шенной золотом («золотые буллы»). Ко второй группе папских документов причисляются так назы­ваемые бреве, или «сокращенные» папские постанов­ления частного (партикулярного) характера. Вы­глядят бреве гораздо более скромно, чем буллы. В третью категорию включаются разного рода папские послания. Среди них следует назвать посла­ния Motu proprio, т. е. написанные по личной инициа­тиве папы и касающиеся, как правило, органи­зационных проблем или вопросов церковного управ­ления. Некоторые послания, содержащие важнейшие постановления, носят название «декреты». В 1740 г. появилось первое «окружное» папское послание, или энциклика. Написал его папа Бенедикт XIV. На сегодняшний день реестр папских энциклик насчи­тывает около 200 таких документов. Как правило, адресатом энциклик является весь католический епископат и верующие. Иоанн XXIII свою энциклику «Пацем ин террис» адресовал «всем людям доброй воли». Самыми плодовитыми авторами энциклик были папы Бенедикт XIV (22 послания), Пий IX (32), Лев XIII (60), Пий XI (28), Пий XII (41). В последнее время количество энциклик уменьши­лось. С XVIII в. появился обычай называть каждую энциклику (и даже другие папские документы) по двум-трем первым словам их латинского текста (всего шесть энциклик были написаны на современ­ных языках: три — по-итальянски, по одной на фран­цузском, немецком и испанском языках). Некоторые документы скреплены специальной папской печатью, называемой «перстнем рыбака», так как на нем вы­гравирована фигура Петра-рыбака. В ватиканских собраниях имеется прекрасная коллекция этих перст­ней, самый старинный из которых относится к 1277 г.

Папа как глава ватиканского государства пользу­ется правом награждения «рыцарскими орденами». Награждение папскими орденами подтверждается соответствующим «апостольским посланием». Са­мыми высокими наградами являются: Высший орден Христа, учрежденный 14 марта 1319 г. папой Иоан­ном XXII; Орден Золотой шпоры, дата его учреж­дения неизвестна, а возобновил его Пий Х в 1905 г.; Орден Пия, учрежденный 17 июня 1847 г. Пием IX и возобновленный Пием XII в 1939 и 1957 гг.; Орден св. Григория Великого, учрежденный 1 сен­тября 1831 г. папой Григорием XVI и реформиро­ванный Пием Х в 1905 г.; Орден св. Сильвестра, учрежденный 31 октября 1841 г. Григорием XVI и реформированный Пием Х в 1905 г. Кроме пере­численных имеется еще несколько других папских знаков отличия, как, например: «Крест за Церковь и папу», учрежденный Львом XIII, а также «Медаль за заслуги». Следует упомянуть и о таком знаке отличия, как «Золотая Роза». Он представляет собой богато украшенную розу из золота, наполнен­ную благовониями. «Золотая Роза» освящается ежегодно в четвертое воскресенье великого поста и посылается в дар высокопоставленным особам за их заслуги перед папством. Первую «Золотую Розу» послал Лев IX. В средние века адресатками «Золотых Роз» часто были благочестивые и бого­боязненные королевы или княжны. «Золотую Розу» получила в 1684 г. королева Марысенька после победы, которую одержал ее супруг — король Ян Собесский над турками под Веной. Список папских знаков отличия закрывает «Орден кавалеров св. Гроба в Иерусалиме», награждает которым, правда, капитул этого монашеского ордена, но под контролем апостольской столицы.

Приведенную выше довольно подробную информа­цию следует дополнить еще некоторыми краткими сведениями на тему папства. Латинское слово papatus (папство) впервые появилось в XII в. В церковно-юридической литературе это был период горя­чих дискуссий между знатоками церковного права и королевскими советниками о границах папской власти и о роли папства в социально-политической системе тогдашней Европы. Речь шла главным обра­зом об определении правомочий императора и папы. Ныне понятие папства имеет более широкий смысл. Мы рассматриваем его и как функцию высшей власти католической церкви, и одновременно как историческое явление, которое особым образом ха­рактеризует понятие верховенства в христианстве духовной власти над светской. Понимаемое так пап­ство является сегодня предметом широких религиоведческих исследований. Особенно они касаются проблемы отношения папства к разным формам свет­ской власти, а также взаимоотношений между папством и местными церквами, которые, согласно традиционной христианской доктрине, тоже подчиня­ются коллегиальной власти в католицизме. Зато явно осталась в тени проблема отношения папства к со­обществу верующих, жителей римской епархии, епископами которой являются папы. Этот вопрос не только в средние века, но и в XIX в. имел еще огромное значение. В наши дни римский епископ осуществляет управление своей епархией обычно при посредстве генерального викария. Им является один из членов кардинальской коллегии.

Таким образом, историю папства нельзя отождест­влять с историей отдельных пап. Идеология папства прошла в течение двадцати веков богатую и слож­ную эволюцию. Отдельные папы были при этом ско­рее ее глашатаями и далеко не всегда творцами.

Целью настоящей работы не было освещение всех аспектов данной проблемы. Приведенный ниже реестр 261 папы содержит лишь их краткие (порой очень краткие) биографии. Весь список поделен на девять периодов, и это деление носит, конечно, условный характер. Главным критерием такого деле­ния были изменения, происходившие в политиче­ских структурах светской власти, с которыми римские епископы вынуждены были устанавливать отноше­ния.1

Современность можно лучше всего понять в свете прошлого, которое ее сформировало. Тайны раски­дистого дуба кроются в разрезе его ствола и в кор­нях. Поэтому я лелею надежду, что знакомство с настоящей книгой поможет читателю составить для себя более полный образ папства, этой разви­вающейся в течение двадцати веков общественно-религиозной власти, важная роль которой в полити­ческой и культурной жизни христианского мира очевидна.

 

 

Ваш комментарий о книге










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.