Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ЛЮБАРТ (наст. фам.- К о л ы ш к о), Варвара Антоновна [р. 14. .(26).
IV. 1898] - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1947). Училась
на вокальном отделении Петерб. консерватории (1916-18) и одновременно в
драм. школе при Алек-сандринском т-ре по классу Ю. М. Юрьева. В 1918
приглашена своим отчимом - П. К. Саксаганским в только что созданный
киевский Народный т-р. С 1922- актриса Т-ра им. Заньковецкой (ныне во
Львове). Совместная работа с Заньковецкой и Саксаганским оказала влияние
на творчество Л. Яркая выразительность сценич. образов, сочность,
богатство красок - отличит, черты многогранного таланта актрисы.
Драматич. и лирико-героич. сценич. образы Л. вошли в историю укр. нац.
театр. иск-ва.
Роли: Дездемона (1926), Лауренсия ("Овечий источник", 1927); Анна
("Украденное счастье" Франко, 1923), Маша ("Три сестры", 1946), Васса
Железнова (1952), Кру-чинина (1952); Горицвет ("Крылья" Корнейчука,
1954), хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки, 1957), Ольга
Птаха ("На большую землю" Хижняка, Гос. пр. СССР, 1950). Б. Кор.
ЛЮБАТОВИЧ, Татьяна Спиридоновна [1 (13). I. 1859-11. V. 1932] -
русская артистка оперы (меццо-сопрано, затем контральто). В 1883
окончила Моск. консерваторию по кл. М. М. Милорадович;
совершенствовалась в Италии и в Париже (у Д. Арто). Впервые выступила на
оперной сцене в Харькове в 1883. Пела в частных т-рах Одессы, Киева,
Тифлиса, Москвы (Т-р Солодовникова), в Итал. опере в Петербурге;
гастролировала в Лондоне, Валенсии, Бильбао и др. городах. В 1910
руководила оперной труппой, выступавшей в Курске, Тамбове, Ниж.
Новгороде. Была неизменной участницей всех оперных начинаний С. И.
Мамонтова, впервые в Москве исполнила на рус. языке партии Кармен (1885)
иДалилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1896), в Петербурге - партию
Гензеля ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1895). Среди др. партий: Лель;
Ольга ("Евгений Онегин"), Ваня ("Иван Сусанин"), Княгиня ("Русалка"),
Азу-чена ("Трубадур") и др. В последние годы жизни занималась педагогич.
деятельностью в Москве.
ЛЮБАШЕВСКИЙ, Леонид Соломонович- см.Дэль Д. ЛЮБЕЗНОВ, Иван
Александрович (р. 19. IV. 1909) - русский советский актер. Нар. арт.
РСФСР (1955). В 1931 окончил ГИТИС (педагог - А. П. Петровский). Проф.
деятельность начал в том же году в Театре-студии Малого т-ра (под рук.
Ф.Н. Каверина). В 1935-48 работал в Моск. т-ре Сатиры. Здесь
сформировался комедийный талант актера, обличит. сила его юмора. Л.
создал разнообразные комедийные образы - скромный талантливый самородок
Орлов ("Таланты" Финна), внутренне сосредоточенный, целеустремленный,
внешне чудаковатый Сашка (о. п. Финна). Играя роль Андрея Белугина в
комедии Островского "Женитьба Белугина", Л. придавал этому образу
драматический характер.
С 1948 Л. работает в Малом т-ре, где раскрылись новые грани дарования
актера. Он создал образы положительных героев, современников: инженер
Кривошеий ("Московский характер" Софронова), подполковник Минаев
("Тайная война" Михайлова и Самойлова), художник Верба ("Калиновая
роща"). С большим обаянием актер исполнил роли Фролова ("Северные зори"
Никитина), Борейко ("Порт-Артур" Степанова и Попова). Наряду с
водевильными персонажами (Скупень -"Такие времена" Юрандота) Л. создает
остро сатирич. образы (бюрократ Дремлю-га -"Крылья" Корнейчука) и др. Л.
выступает в концертах с чтением юмористич. рассказов; особенный успех
принесло актеру исполнение современных басен. Л. снимается в кино:
"Богатая невеста", "В шесть часов вечера после войны" (Гос. пр. СССР,
1946), "Коллеги" и др.
Др. роли: Герасыч ("Великий источник" Зорина), Корку -нов-отец,
Коркунов-племянник ("Сердце не камень" Островского), Болыпов ("Свои люди
- сочтемся"), Двоеточие ("Дачники").
С о ч.: Жизнь-лучшая школа, М., 1962. Лит.: У р и н о в Я., Засл.
арт. РСФСР И. А. Любезнов, М., 1952. Е. X.
ЛЮБИМОВ, Владимир Александрович [р. 4(16). XI. 1897] - русский
советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Учился в драматич. школе Моск.
показат. т-ра (1917-19) - ученик И. Н. Певдова и А. Г. Крамова. Сценич.
деятельность начал в 1914 в Сергеевском Нар. доме (Москва). С 1922
выступал в т-рах Харькова, Горького, Баку, Тбилиси. В 1931 - 41-актер
Моск. театра Ленсовета. Роли:
Чацкий, Хлестаков, Ка-рандышев, Карл Моор;
Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше), Братишка ("Шторм"), Годун
("Разлом"); Морозко ("Разгром" по Фадееву). С 1941 Л.-актер Моск. т-ра
Драмы (ныне Т-р им. Мая-ковскего).
Л.- актер смелой и сочной характерности, бурного темперамента;
сатирич. заостренность сочетается в его игре с точностью отбора бытовой
детали. Наиболее удались актеру роли певца Ладыгина ("Обыкновенный
человек" Леонова), директора т-ра Ходукова ("Кресло ј 16" Угрюмова),
Зуба ("Океан" Штейна), Ко-лесникова ("Время любить" Ласкина), фон Борна
("Побег из ночи" бр. Тур). Л. снимается в кино. Выступает как чтец в
радиопередачах.
Др. роли: Тарасов ("Путь в грядущее" Матвича), Маши-стов
("Откровенный разговор" Зорина), Крылов ("Весна в Москве" Гусева),
Колинский ("Прага остается моей" Буряковского), Кутузов ("Давным-давно"
Гладкова) и т. д.
Лит.: В. А. Любимов играет директора театра, "Театр", 1958, ј 4;
"Театральная неделя", 1958, ;Nb 7-а. М. Лифш.
ЛЮБИМОВ, Лев Владимирович [р. 11 (24). XI. 1905] - белорусский
советский дирижер оперы. Нар. арт. БССР (1955). Чл. Коммунистич. партии
с 1945. Музыке обучался в Моск. консерватории в 1922-29.
Творческую деятельность начал в 1930-х гг. Работал в оперных театрах
Свердловска, Горького. С 1951 Л. - главный дирижер Белорусского театра
оперы и балета.
Руководил пост. опер: "Мазепа", "Борис Годунов", "Садко", "Аида";
"Страшный двор" Монюшко, и др. Принимал деятельное участие в пост. нац.
белорус. опер, в т. ч. "Девушка из Полесья" Тикоцкого, "Надежда Дурова"
Богатырева, "Ясный рассвет" Туренкова, "Колючая роза" Семеня-ки, и др.
Лит.: Маралеу А., Музычны к?ран?к (Л. У. Лю-б?ма), в сб.: Майстры
беларускай сцэны, М?нск, 1960. г /-?
ЛЮБИМОВ, Юрий Петрович (р.З.?Х.1917) - рус ский советский актер и
режиссер. Засл. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В
1940 окончил студию при Т-ре им. Вахтангова, на сцене к-рого выступал
еще будучи студентом. В 1940-47 служил в рядах Сов. Армии. В 1947
возвратился в Т-р им. Вахтангова. Выступал и как режиссер. Преподавал в
театр. уч-ще им. Щукина (в 1963 пост. здесь с участием студентов
спектакль "Добрый человек из Сезу-ана" Брехта). С 1964-гл. реж. Моск.
т-ра драмы и комедии.
Роли: Олег Кошевой ("Молодая Гвардия"), Шубин ("Накануне" по
Тургеневу), Крис ("Все мои сыновья" Миллер), Бенедикт ("Много шума из
ничего"), Тятин ("Егор Булычев и другие". Гос. пр. СССР, 1951), Кирилл
("Первые радости", "Кирилл Извеков" по Федину), Моцарт ("Маленькие
трагедии" Пушкина) и др. С 1947 снимается в кино ("Робинзон Крузо" и
др.). С. Г.
ЛЮБИМОВА, Валентина Александровна (р. 16. XI. 1895) - русский
советский драматург. По образованию филолог. Как драматург выступила в
1930. В Моск. т-ре для детей была пост. первая мно-гоактная пьеса Л.
"Сережа Стрельцов" (1935). Большинство пьес Л. посвящено сов.
школьникам, формированию их характеров, поискам жизненного пути;
драматург стремится показать становление мировоззрения, отразить острые
конфликты. Пьесы Л. ставятся многими ТЮЗами и драм. т-рами СССР, идут в
странах народной демократии. Среди них: "Дружба" (1936, Свердловский
ТЮЗ), "Совершеннолетие" (1938, Госцентюз), "В начале мая" (1946, МТЮЗ),
"Каменное сердце" (1953, Ереванский ТЮЗ), "Возле старых ясеней" (1958,
Сызранский т-р), "Детям до 16 лет" (1960, Владимирский т-р), "На
каникулах" (1962, Киевский ТЮЗ) и др. В 1947 Л. написала пьесу "Снежок"
(1948, Центр, детский т-р; Гос. пр. СССР, 1948), рассказывающую о судьбе
негритянского мальчика, изгнанного расистами из школы; пьеса проникнута
духом интернационализма. Пьеса-сказка "Одолень-трава" пост. в 1964.
Лит.: С а ц Н., Дети приходят в театр. М., 1961. Вл. П.
ЛЮБИМОВ-ЛАНСЕОЙ,
Евсей Осипович [наст. фам.- Гелибтер; 17 (29).V.1883, Одесса,- 17. VI
1.1943, Москва] - русский советский актер, режиссер и театральный
деятель. Нар. арт. РСФСР (1933). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Учился
в Харьковской театральной школе (1902-04). Впервые выступил на сцене в
1904 (г. Осташкове). В 1906-07 играл в харьковской труппе Дюковой.
Совместная работа с М. В. Дальским, П. В. Самойловым явилась для Л.-Л.
школой реалистич. иск-ва. В дореволюц. годы Л.-Л. служил в Кишиневе,
Тифлисе, Н.-Новгороде, Орле, Воронеже, Самаре, Саратове, Казани, Киеве,
Одессе. Роли: Фамусов, Городничий, Франц Моор; Фрол Федулыч ("Последняя
жертва"), царь Эдип (о. п. Софокла), Ричард III, Шейлок.
Впервые Л.-Л. обратился к режиссуре в Херсоне, где он возглавил
Товарищество актеров (1914). Руководил актерскими коллективами в Батуми,
Сухуми, Баку (1915-18). В Баку организовал Первую рабочую студию (1918).
Возглавлял т-ры в Астрахани, Саратове (1919-22).
В 1923 вступил в труппу Т-ра им. МГСПС (с 1938- Т-р им. Моссовета).
Первая режиссерская работа Л.-Л. в этом т-ре - "Нора" (1923). Затем
пост. "Герцог" Луначарского (1924). В 1925-40 Л.-Л. - директор и худ.
рук. Т-ра им. МГСПС. В 1941-43-актер Малого т-ра.
Л.-Л. сыграл выдающуюся роль в борьбе за утверждение в т-ре сов.
драматургии. Его деятельность характеризовалась высокой
гражданственностью, страстной идейной целеустремленностью. Он впервые
пост. пьесы молодых сов. драматургов- В. Н. Билль-Белоцерковского, В. М.
Киршона, осуществил инсценировки произв. Ф. В. Гладкова, Д. А. Фурманова
и др.
Л.-Л.- один из самых активных деятелей сов. т-ра 20-х гг., создатель
первых реалистич. революц. спектаклей. На сцене Т-ра им. МГСПС Л.-Л.
пост. "Цемент" по Гладкову (1926), "Мятеж" Фурманова п Поливанова
(1927), "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Ярость"
Е. Яновского (1929) и др. Этапным в истории сов. т-ра был пост. Л.-Л. в
1925 спектакль "Шторм", проникнутый революц-романтикой, высокой
патетикой. Отличит, черты постановок Л.-Л.- строгая, точная фиксация
жизни у документальность и в то же время революц. пафос агитационность.
Л.-Л. называл руководимый им т-р т-ром "социальной правды", а его
реализм -"реализмом пристрастным, язвительным, острым,
классово-трезвым". Он добивался публицистич. остроты, обнаженности
социальных характеристик персонажей спектакля; тонкие ню ансы
переживаний героев, их психология вне революц. борьбы не интересовали
Л.-Л. Уделяя пристальное внимание пост. массовых сцен, Л.-Л. подчеркивал
необходимость "выявить" и "создать определенный конфликт" для массы,
"столкнуть в ней разного рода враждебные друг другу стихии", а также
"заразить народную массу темпераментом, увлечь пламенным революционным
энтузиазмом". Кипучей энергией, революц. энтузиазмом отличались
знаменитая сцена субботника в "Шторме", массовые эпизоды в спектаклях
"Голос недр" Билль-Белоцер-ковского, "Рельсы гудят", "Мятеж". Среди
спектаклей, пост.Л.-Л.:
"1881-й год" (1924) и "Георгий Гапон" (1925)
Шаповаленко, "Штиль" (1927) и "Жизнь зовет" (1934)
Билль-Белоцерковского,"Константин Терехин" ("Ржавчина") Киршона и
Успенского (1927), "1905-й год" Гандурина (1930), "Апшеронская ночь"
Никитина (1937), "Фландрия" Сарду (1940).
Лучшие роли Л.-Л. на сцене Т-ра им. МГСПС и Т-ра им. Моссовета -
профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Ч адов ("Жизнь зовет"
Билль-Белоцерков-ского), Полежаев ("Беспокойная старость"), Окае-мов
("Машенька").
Лит.: Театр московского пролетариата (10 лет театра им. МОСПС), М.,
1934; Образцова А. Г., Создатель первых революц. спектаклей, "Сообщ.
Ин-та истории искусств. Театр", 1955, .ј 6; e e же, Театр им. Моссовета,
М., 1959; Литовский О., Любимов-Ланской, "Театр", 1958, ј 3. А. О.
ЛЮБИН, Дмитрий Рафаилович (1880-9. V. 1951) - русский советский
актер. Нар. арт. Тат. АССР (1939). Засл. арт. РСФСР (1940). Чл.
Коммунистич. партии с 1940. С 1897 - актер Самарского т-ра (антреприза
А. П. Грубина). Работал в т-рах Симбирска, Керчи, Тифлиса, Ташкента,
Одессы, Киева, Свердловска и др. С 1934- актер Казанского рус. т-ра.
Творч. индивидуальность Л. формировалась под влиянием мастеров старшего
поколения Малого т-ра.
Роли: Харитонов ("Русские люди"), доктор Таланов ("Нашествие"),
Боцман ("Оптимистическая трагедия"). Бублик ("Платон Кречет"); Франтишек
("Под каштанами Праги" Симонова), Булавин ("Хождение по мукам" А.
Толстого), Черных ("Слава" Гусева), Белобров ("Офицер флота" Крона),
Фамусов; Лыняев ("Волки и овцы"), Абрезков ("Живой труп"), Серебряков
("Дядя Ваня") и др.
С 1938 преподавал актерское мастерство в оперном классе Муз. уч-ща
Казани. И. И,
ЛЮБИНА, Любовь Сергеевна (р. 31.XII.1902) - русская советская
актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). С 1921- актриса Черниговского
т-ра. В 1923- 37 работала в т-рах гг. Павлове, Мурома, Алма-Аты и др., с
1937- в Ашхабадском рус. т-ре.
Роли: Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Беатриче ("Много шума из
ничего"), Мария Александровна ("Семья" Попова), Филумена Мартурано (о.
п. Э. Де Филиппе), Аркадина ("Чайка"), хозяйка Нискавуори ("Каменное
гнездо" Вуолийоки) и др. Л. АН.
ЛЮБИЧ (наст. фам.- Любушки н-Л ю б и ч), Иван Сергеевич [р. 5 (17).
XI. 1899] - русский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Сценич.
деятельность начал в 1920 в Передвижном т-ре Красной Армии. Затем
работал в Харькове (1923), в т-ре "Красный факел" (1926), Николаевском
т-ре "Шахтерка Донбасса" (1929), Грозном (1931-32), Астрахани и др.
(1933). С 1934- актер Харьковского рус.т-ра им. Пушкина.
Роли: Великатов, Прибытков, Курослепов ("Таланты и поклонники",
"Последняя жертва", "Горячее сердце"), Войницкий; Лопахин, Андрей
Прозоров ("Вишневый сад", "Три сестры"), Сатин; Кошкин ("Любовь
Яровая"), Забелин ("Кремлевские куранты"), Вожак ("Оптимистическая
трагедия"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), генерал Рыбаков ("Иван
Рыбаков" Гусева), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур), Святослав ("Сон
князя Святослава" Франко) и др.
Выступал и как режиссер. Пост.: "Парень из нашего города" (1941);
"Пигмалион" Шоу (1947), "Свадьба Кречин-ского" (1949), "Последняя
жертва" (1952) и др. С 1939 ведет педагогич. работу. С. 3.
ЛЮБОВНИК - актерское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих
красотой, благородством, умом и т. п., любящих или являющихся предметом
любви. На ролях Л. строилась любовная интрига пьесы. В зависимости от
жанра произв. и характера ролей различали: героев-Л. (Фердинанд, Ромео;
Арман Дюваль -"Дама с камелиями" Дюма-сына, и др.), комич,. Л. (Бенедикт
-"Много шума из ничего"), салонных Л. В зависимости от значитель-ности
роли - первых и вторых Л. Среди лучших исполнителей ролей Л.- Н. П.
Рощин-Инсаров, А. В. Анчаров-Эльстон.М. М. Петипа, Н. М. Радин и мн. др.
В совр. т-ре в связи с расширением границ амплуа термин "Л." вышел из
употребления. А. Шн.
"ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК" ("L'Elisir d'amore") - опера Г. Доницетти, либр.
Ф. Романи по пьесе Э. Скриба. Пост. 12 мая 1832, Милан, т-р "Каноббиана"
(Адина- Хейнефеттер, Неморино - Дженеро, Белькоре - Дебади, Дулькамара -
Фреццолини, Джаннетта - Сакки). Опера ставилась в оперных т-рах всего
мира. В России впервые пост. на рус. яз. в 1841, Петербург,
Каменноостровский т-р (Адина - Соловьева, Неморино - Леонов, Белькоре -
Петров, Дулькамара - Този). На сов. сцене пост. 21 апр. 1934, Оперная
студия Ленингр. .консерватории (дирижер Альтерман, пост. Каплана, худ.
Селезнев, хорм. Петров, балетм. Бектабегов).
Издания: "Л. н.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.].
Н. Гр.
"ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ"-пьеса в 5 д. К. А Тренева. Соч.: 1-й вариант -
1925, 2-й - 1926, новая редакция - 1936. Пост.: 22 дек. 1926 в Малом
т-ре (реж. Платон и Прозоровский, худ. Меныпутин; Любовь Яровая -
Пашенная, Яровой - Ольховский, Панова - Гоголева, Кошкин - П. Садовский,
Швандя - Ст. Кузнецов, Грозной- Истомин, Горностаев - Костромской,
Горностаева - Турчанинова, Малинин - Головин, Кутов - Рыжов, ЕлисатовН.
Яковлев, Колосов - Н. Соловьев, Дунька - Дымова, Махора - Григоровская,
Марья - Рыжова, Семен - Ржа-нов, Пикапов - Сашин-Никольский, Фольгин -
Красов-ский, Чир - Скуратов, Закатов - В. Лебедев); 1960, там же (реж.
Ильинский, Цыганков, худ. Рындин; Яровая - Солодова, Яровой - Телегин,
Матвеев, Кошкин - Анненков, Швандя - Доронин, Горностаев - Ильинский).
29 дек. 1936 "Л. Я." показал МХАТ (худ. рук. постановки
Немирович-Данченко, реж. Судаков, худ. Акимов; Любовь Яровая - Еланская,
Яровой - Добронравов, Панова - Андровская, Кошкин - Чебан, Швандя -
Ливанов, Горностаев - Москвин, Малинин - Петкер, Елисатов - Масальский,
Колосов - В. Попов, Дунька- Шевченко, Марья - Монахова).
Пьесу Тренева ставили почти все т-ры Сов. Союза, среди них: Т-р им.
Сундукяна (1927, переводчик и реж. Калан-тар; Любовь Яровая - Асмик,
Яровой - Джанан, Панова - Восканян, Кошкин - Г. Нерсесян, Швандя -
Авети-сян, Елисатов - Вагаршян); Ленингр. Большой драм. т-р (1927, реж.
Дмоховский; Любовь Яровая - Казико, Кошкин - Софронов, Швандя -
Монахов); Ростовский-на-До-ну т-р (1936, реж. Завадский; Любовь Яровая -
Марецкая, Яровой - Мордвинов); Днепропетровский т-р им. Шевченко (1947,
реж. Сумароков); Саратовский т-р (1951, реж. Ми-ленко; Любовь Яровая -
Соболева, Яровой - Высоцкий, Кошкин - Муратов, Швандя - Колобаев,
Горностаев- Несмелов); Ярославский т-р (1952, реж. П. Васильев; Любовь
Яровая - Незванова, Яровой - Белов, Кошкин - Ромаданов, Швандя -
Нельский); Свердловский т-р (1952, реж. Битюцкий; Любовь Яровая -
Амман-Дальская, Яровой - Максимов, Кошкин - Ильин, Швандя - Березкин) и
др. Среди исполнительниц роли Любови Яровой: К. Л. Бабичева, Л. Д.
Берзинь, М. Давудова, 3. Н. Зорич, С. Ишан-тураева, Ф. Кадри, Н. М.
Ужвий.
За рубежом "Л. Я." ставили: Еврейский художеств. т-р, Нью-Йорк
(1927). Дом сов. культуры, Берлин (1948);
Гос. драматич. т-р Кореи (1949); т-р "Польски", Варшава; Краковский и
Дрезденский т-ры (1949); Веймарский, Бухарестский, Братиславский т-ры
(1952); Пражский Нац. т-р (1953), Большой Ханойский т-р, Мейнингенский
т-р (1957), Т-р им. Сарафова, София (1960) и мн. др.
Издания: Первая публикация - М.,1927; Пьесы советских писателей, т.
1, М., 1953.
Лит.: Блюм В. И., "Любовь Яровая" на сцене московского Малого т-ра,
М.-Л., 1940; Тренев К., Любовь Яровая, М.- Л., 1937; его же. Пьесы,
статьи, речи, М. 1952; Ежегодник Института истории иск-в. Театр, М.
1953, с. 84-95; Сурков Е. Д., К. А. Тренев, 2 изд. М., 1955;
Прозоровский Л. М., Из прошлых лет М., 1958. А. Шн
ЛЮБОМИРСКИЙ, Евсей Иосифович (лит. псевдонимы-О. Любомирский, И.
Любомир-с к и и; р. 1884) - советский критик, театровед. Окончил
экономич.-юридич. ф-т Киевского коммерческого ин-та (1914). Лит. работу
начал в 1924. Автор статей по вопросам т-ра и драматургии.
Соч.: Революционный театр. М., 1926; Гос. евр. театр на Украине,
Харьков, 1930; Реконструкция театра, М., 1935; Михоэлс, М.- Л., 1938, и
др. Л. Шн.
ЛЮБСКИЙ, Анатолий Клавдиевич (г. рожд. неизв.- ум. в конце 90-х гг. 19
в.)-русский актер. Проф. сценич. деятельность начал в конце 60-х гг.
Актер-гастролер, Л. выступал преим. в провинции и на клубных сценах
Петербурга. Исполнение Л. было неровным, актер пренебрегал отделкой
роли, но в местах, требующих эмоционального подъема, играл вдохновенно,
с огромным темпераментом. Успеху Л., кдк трагедийного актера,
способствовали звучный, сильный и гибкий голос, подвижность и
выразительность лица. Лучшие роли: Франц Моор, Фердинанд, Гамлет,
Макбет, Отел-ло, Лир;Арбенин("Маскарад"), Ананий ("Горькая судьбина"
Писемского). Играл также комедийные роли.
Лит.: Жизнь и творчество русского актера Павла Орле-нева, описанные
им самим, Л.-М., 1961; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене,
Харьков, 1935;
Леонидов Л. М., Воспоминания, М., 1960. А, Кл.
ЛЮДВИГ (Ludwig), OTTO (12.IL1813-25.IU865)- немецкий писатель и
драматург. Первые пьесы Л.- комедия "Ганс Фрей" (1842, Королевский т-р в
Дрездене, 1901), трагедия "Церковная роза" (1848, Мейнингенский т-р,
1900), драма на сюжет новеллы Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери"
(1848;
"Бургтеатр", Вена, 1891) и др. В своей наиболее известной трагедии
"Наследственный лесничий" (1850, Дрезденский придворный т-р) Л. призывал
к осуждению всякой борьбы, даже во имя справедливости, и утверждал
ценность мирной жизни на лоне природы. Автор выступал против революции
1848, это приводило его к реакц. выводам, отрицанию социальной борьбы.
Но объективное раскрытие типичного конфликта между
патриархально-мещанским мировоззрением и новым укладом капиталистич.
строя оказалось сильнее субъективных устремлений автора, в пьесе
вскрывалась несправедливость, царящая в бурж. обществе. Л. принадлежат
трагедии "Маккавеи" (1852, "Бургтеатр"), "Агнесса Бернауэр" (не законч.,
пост. 1897, Дрезденский т-р). Л. был видным теоретиком драмы. В критич.
труде "Изучение Шекспира" (1871) и др. он обосновал теорию бурж.
реалистич. драмы, выдвигая творчество Шекспира как образец для совр.
драмы. Л. отвергал Шиллера за риторику, морализирование и др., но за
критикой Шиллера у него скрывалось отрицание тенденциозной, обличит,
лит-ры.
Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von P. Merker, Bd 1-18, [B.J, 1912-27
(не законч.); Agnes Bernauer - Dichtungen, Bd l (1837-1847), hrsg. von
W. Leuschner-Meschke, B., 1961.
Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критич. статьи, т. 2, M.- Л., 1934;
Stern A., 0. Ludwig. Ein Dichterleben, 2. Aufl., Lpz.y 1906 (Библиогр.);
Leuschner-Meschke W., Das unvollendete dramatische Lebenswcrk eines
Epikers, B.,*1958. Дат. B.
ЛЮДВИГОВ (наст. фам.- Маевский), Людвиг Казимирович [1854 (?) - 1929]
- русский советский актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1929). Сценич.
деятельность начал в 1874. Играл в т-рах Орла, Ростова-на-Дону,
Харькова, Киева, Одессы, Воронежа, Гомеля, Самары, Николаева, Ярославля:
в 1890-94 работал в моек. Т-ре Корша. Блестящий актер на роли фатов и
резонеров, Л. обладал прекрасной внешностью, был мастером сценич.
экспромта. Лучшие роли: Телятев ("Бешеные деньги" Островского), Барон,
Фамусов; Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Иван Грозный ("Василиса
Мелентьева" Островского и Гедеонова). Выступал и как режиссер.
Лит.: Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 147:
Словарь сценических деятелей, 1898, .ј 14, с. 12-13.
ЛЮДИК, Агатон Юханович (30. III. 1897-28. III. 1949) - эстонский
советский актер и режиссер оперетты. Засл. арт. Эст. ССР (1945). Театр,
деятельность начал в 1916 в Москве. С 1919 работал в т-ре "Эстония"
(Таллин). Л. способствовал развитию эст. нац. оперетты. Пост. им
спектакли отличались художеств. цельностью, высоким уровнем актерского
исполнения, тонким чувством стиля, изобретательностью мизансцен.
Спектакли: "Три мушкетера" Бенацкого (1931, 1945), "Девушка без
родины" Россмана (1934), "Марица" Кальмана (1935), "Веселая вдова"
Легара (1936), "Девушка из Татра" Ардна (1937), "Фиалка Монмартра"
Кальмана (1939, 1945), "Свадьба в Малиновке" Александрова (1940), "Песнь
пустыни" Ромберга (1946).
Как актер Л. покорял заразительностью, остроумием.
Роли: д-р Штерцель ("Голландочка" Кальмана), барон Зупан ("Цыганский
барон" Штрауса), Бони, судебный пристав Пискаче ("Сильва", "Фиалка
Монмартра" Кальмана), Оллендорф ("Нищий студент" Миллекера). *. Каск.
ЛЮДМИЛИН, Анатолий Алексеевич [р. 13 (26). VI. 1903] - русский
советский дирижер оперы. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии
с 1947. В 1924 окончил Киевскую консерваторию. Муз. деятельность начал в
1917 (как дирижер - в 1924). Работал дирижером в оперных т-рах Киева,
Ростова, Симферополя, Баку, Свердловска, был гл. дирижером Пермского
(1944-55), Свердловского (1955-60), Харьковского (1960-62) т-ров оперы и
балета. С 1962 Л.- гл. дирижер Воронежского муз. т-ра.
Руководил пост. опер: "Орлена" (1935), "За жизнь" (1938, 2-я ред.
оперы "Орлена") Трамбицкого, "Каморра" Эспозито (1936), "Охоня"
Белоглазова (1956), "Пушкин в изгнании" Шехтера (1959) -в Свердловском
т-ре оперы и балета; "Севастопольцы" Коваля (1946, Гос. пр. СССР, 1947),
"Иван Болотников" Степанова. (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Хождение по
мукам" Спадавеккиа (1953) - в Пермском т-ре оперы и балета; "Отелло"
Верди, "Павел Корчагин" Юхновской (1961 .Харьковский т-р оперы и
балета);" Чертова скрипка" Хаджиева (1963, Воронежский муз. т-р). Лит.:
"Советская музыка", 1962, ј 11, с. 79. А. Ив.
ЛЮДМИЛИК, Владимир Алексеевич [р. 22.III(4.IV). 1905]-театральный
художник. Засл. деят.иск-в РСФСР (1956). В 1936 окончил Академию
художеств в Мюнхене. С 1937 работает в т-ре. Оформляет спектакли гл.
обр. в Свердловском т-ре оперы и балета. К числу лучших работ Л.
принадлежат декорации к операм "Алтынчеч" Жиганова (Казань, 1957), "В
бурю" Хренникова (Свердловск, 1953), "Симон Бокканегра" Верди
(Свердловск, 1955), "Аскольдова могила" Верстовского (Киев, 1959) и др.
Для работ Л. характерны яркие тона, мощные архитектурные решения,
световые эффекты, усиливающие эмоциональную окраску действия. Е. 3.
ЛЮКИ ДЫМОВЫЕ - специальные сценические устройства, служащие для
выпуска дыма и газов при пожаре на сцене (иногда используются и для
вентиляции сцены). Расположены в верхней части сцены над колосниками.
Л. д. состоят из собственно люков (специальных проемов в перекрытии),
клапанов, плотно закрывающих эти люки, и целой системы приводов с
лебедками и противовесами. Общая площадь люков составляет не менее 2,5%
от общей площади пола сцены на каждые 10 м высоты (от пола нижнего трюма
до верхней точки перекрытия сцены). Клапаны должны быть полу
огнестойкими, утепленными (чтобы предотвратить примерзание их к
неподвижной конструкции). Широкое распространение в т-рах получили
щитообразные клапаны (в т-рах южных городов часто применяются
жалюзеобразные). Открываются клапаны под действием собств. тяжести,
закрываются при помощи электрич. или ручного привода. Ген. Ш.
ЛЮКИ ПРОВАЛА - сценические устройства, предназначенные для подъема из
трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или
деталей сценич. оформления, а также для их спуска (провала) с уровня
планшета в трюм. Л. п. появились впервые в 5 в. до п. э. в древнегреч.
т-ре.
В др.-греч. т-ре существовали приспособления (т. н. гистегня), при
помощи к-рых исполнители ролей богов и призраков могли подняться внутри
скены на ее крышу. С переносом сценич. действия на проскений большое
распространение получил гипоскений (подобие нашего трюма),
предоставлявший большие возможности для установки и проведения разл.
сценич. эффектов. Л. п. широко применялись в т-ре Древнего Рима и в
представлениях религ. драмы 11-12 вв. С появлением подмостков (а
следовательно, и трюма) устройство Л. п. получило широкое
распространение. В основном подъем и спуск Л. п. производились с помощью
площадки, двигающейся вертикально по направляющим посредством веревок и
лебедок; этот способ, являющийся прообразом совр. Л. п., описан нем.
архитектором 17 в. И. Фуртенбахом.
Совр. Л. п. состоят из: 1) самого люка - проема в планшете с
выдвижным щитом и запирающим механизмом, 2) подъемно-опускного
устройства с жесткими направляющими, контргрузом и приводом.
Каждый люк (его размер не менее 700мм х 700 мм) обвязывается в раму
из деревянных брусков и снизу закрывается выдвижным щитом (изготовлен из
толстых брусков, связанных в раму), к-рый лежит на наклонном ходу, или
на т. н. запорной раме, вдвое превышающей длину щита. Запорная рама
служит для надежного закрытия проема люка и для быстрого открытия его на
время проведения эффекта. Подъемно-опускная площадка обычно бывает
расположена на уровне пола 1-го трюма, а ее конструкция, обеспечивающая
строгую горизонтальность и устойчивость площадки, занимает пространство
2-го трюма. Вся конструкция вместе с укрепленной на ней площадкой
движется вверх и вниз в жестких направляющих, установленных строго
вертикально между планшетом сцены и полом 2-го трюма. Приводы Л. п.
обычно бывают ручными (иногда - электромеханическими). Ген. Ш.
ЛЮКОМ, Елена Михайловна [р. 23.IV(5. V). 1891] - русская советская
артистка балета и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Засл. деят.
иск-в РСФСР (1960). В 1900-09 училась в Петерб. театр. уч-ще сначала у
С. Гиллерта и А. И. Чекрыгина, затем у М. М. Фокина. По окончании уч-ща
была принята в кордебалет Мариинского т-ра. В 1910 участвовала в
спектаклях антрепризы С. П. Дягилева - "Русские сезоны за границей".
В 1912 дебютировала как солистка Мариинского т-ра в партии Белой
кошечки ("Спящая красавица"), затем исполнила партию Жемчужины
("Конек-Горбунок") и др. Выступала в ведущих партиях многих балетов
Фокина.
Среди партий, исполненных в сов. время: Лиза ("Тщетная
предосторожность"), Раймонда; Балерина ("Петрушка" Стравинского), Медора
("Корсар" Адана), Эсмеральда, Жи-зель; Мария ("Бахчисарайский фонтан") и
др.
Л. была одной из ведущих рус.танцовщиц, ее искреннее и вдохновенное
иск-во оказало большое влияние на развитие сов. хореографии. В 1940
оставила сцену, до 1953 была балетмейстером-репетитором Т-ра онеры и
балета им. Кирова. С 1953 ведет в этом т-ре класс тренажа артистов
балета.
Соч.: Моя работа в балете. Л., 1940. Лит.: Борисоглебский М. [сост.
], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939. /\ Д/\
ЛЮЛЛИ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста) (28. XI.
1632, Флоренция, - 22. III. 1687, Париж) - французский композитор"
скрипач, театральный деятель. По национальности итальянец.
Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника. В детстве
выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был взят
в качестве слуги в Париж ко двору одной из принцесс. Обратил на себя
внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652 участвовал
в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном
оркестре. Прославился как музыкант; сольную скрипичную игру Л.
современники признавали образцовой. С 1653 Л. - придворный композитор
(позднее получил дворянское звание). С середины
1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка к комедиям-балетам "Брак
поневоле", 1664, "Мещанин во дворянстве", 1670, и др.). В 1672 Л.
получил монополию на право пост. спектаклей франц. оперы и возглавил
оперный т-р Парижа - "Королевскую академию музыки" (см. Академия
музыки), где развернул энергичную и плодотворную деятельность (как
композитор, дирижер, режиссер, балетмейстер и педагог), воспитал
образцовый исполнительский коллектив. Л. создал новый оперный жанр -
лирическую трагедию, монументальный спектакль на антично-мифологич.
сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали хоры, танцы, шествия,
зрелищно-декоративные и постановочные эффекты. Драматически-выразит.
речитатив, сопровождаемый оркестром, был близок к приподнятой
декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто к операм Л. под его
непосредств. руководством писал поэт-драматург Ф. Кино. Опере
предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события и короля.
Героич. по характеру, произв. Л. утверждали идею укрепления нац.
государственности в условиях абсолютизма. Величественный, строго
рацио-налистич. оперный стиль Л. возник на той же идей-но-эстетич.
почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин
и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и инструментальных
номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для его
музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная танц. музыка Л., оказала
большое влияние на развитие балета и инструментальной музыки. Л.
принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста" (1674), "Тезей"
(1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей"
(1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686), оперы-балеты "Триумф любви"
(1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др.
Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.:
De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в его кн.:
Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily,
P., 1883; La L а и г е п с i e L. de, Luily, P., 1911; его же, Les
createurs de l'opera francais, 2ed., P., 1930; Prunieres H., La vie
illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е 1 Е." J.-B.
Luily..., Р., 1949; Lifar S., La musique par la dance de Luily a
Prokofiev, P., 1955.
ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ - художественно-изобразительное
оформление спектакля (циркового или эстрадного представления, массового
зрелища и др.). Основано на использовании холодного свечения материи, т.
е. с помощью веществ, свечение к-рых возникает не от тепловых, а от
других световозбудительных источников. Эти вещества наз. люминофорами
(от лат. lumen - свет, и греч. уорзс - несущий), или светящимися
красками; применяются со спец. источниками ультрафиолетовых лучей (под
их воздействием светятся). Холодное свечение, образующееся от лучистой
энергии, именуется фотолюминесценцией. По длительности процесса свечения
различают флуоресценцию - свечение, прекращающееся вместе с выключением
световозбудительного источника, и фосфоресценцию - свечение, длящееся в
течение более или менее продолжительного времени и после выключения
источника.
Первые попытки применения светящихся составов па сов. сцене относятся
к концу 20-х гг. (номер знаменитого наездника-дрессировщика В. Труцци,
выезжавшего на манеж в светящемся костюме, на светящейся лошади, и др.).
Подобные опыты были предприняты также в конце 30-х гг. Ленингр. ТЮЗом
("Иванушка и Василиса Прекрасная" Владычиной и Нечаевой, 1939, худ. Н.
Иванова), Ленингр. Малым оперным т-ром ("Балда" Чулаки, худ. А.
Коло-мейцев) и др. Особенно удачно применена Л. т. ж. в пост. 1940-46:
"Валенсианская вдова" Лопе де Вега (Ленингр. т-р Комедии, 1940, худ. Н.
П. Акимов), "Сон в летнюю ночь" (ЦТКА, 1940, худ. Н. А. Шифрин) и др.
Однако во всех этих спектаклях светящиеся краски использовались гл. обр.
как технич. трюк в условиях затемненной сцены.
В 1944 Комитетом по делам иск-в при Совнаркоме СССР была организована
экспериментально-исследовательская лаборатория люминесцентной
декоративной живописи под руководством худ. Е. М. Ман-делъберга.
Лабораторией (в 1948 была реорганизована в Гос. производственную
мастерскую; существовала до 1952) была проведена большая работа по
усовершенствованию Л. т. ж., лаборатории удалось получить светосоставы,
действующие не только в темноте, но и при полном свете.
Решающее значение для Л. т. ж. имеет метод ее показа. Плодотворным
оказался разработанный и усовершенствованный лабораторией т. н.
люминесцентный трансформационный метод. Он основывается на учете
специфич. свойств люминофоров в сочетании с наполнителями и позволяет
писать на одних и тех же декорациях разные изображения. Лабораторией
разработана также технология люминесцентно-театр. живописи (особая
аппаратура, связующие и пр.). С помощью метода люминесцентной живописной
трансформации представляется возможным по ходу действия мгновенно
переносить зрителя из одной обстановки в любую другую. Обычные краски в
сочетании со светящимися были применены в декорациях к спектаклям
(оформленным под руководством или при авторском участии худ.
Мандельберга): "Спящая красавица" (Горьковский т-р оперы и балета,
1953), "Руслан и Людмила" (Куйбышевский т-р оперы и балета, 1954),
"Лейли и Меджнун" (Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1948) и др.
Лит.: Вавилов С. И., Уроки прошлого и перспективы учения о
люминесценции, "Природа", 1948, ј 12-Ю о н К., Вводная статья к каталогу
выставки люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1957; M
a н-дельберг Е. М., Люминесценция в изобразительном искусстве, "Наука и
жизнь", 1949, .ј 3; "Известия АН СССР Сер. физическая", 1949, т. 13, ј
2; 1951, т. 15, .ј 6; 1957" т. 21, ј5 (Материалы II, III, V совещ. по
люминесценции)'
ЛЮНЬЕ-ПО (Lugne-Poe) (наст. фам. - Л ю н ь е), Орельен Мари (27. XII.
1869-19. VI. 1940) - французский режиссер, актер. Участвовал в
любительской труппе "Кружок школяров". В 1888 был принят в Парижскую
консерваторию и одновременно стал актером и режиссером Свободного т-ра
А. Антуана. Оставив этот т-р, в 1891 вступил в труппу "Т-ра д'ар"
(Художественный т-р), организованного поэтом-символистом П. Фором. В
1893 основал (совм. с поэтом, критиком К. Моклером) собств. т-р "Эвр".
Л.-П. был одним из участников борьбы, развернувшейся во Франции в конце
19 в., против коммерч. т-ра, за обновление театр. иск-ва. Противник
натурализма, Л.-П. пропагандировал символистское направление в драме и
театр. иск-ве, утверждал эстетский условный "т-р поэта". Творч. поиски и
эксперименты Л.-П. отличались непоследовательностью, репертуар
руководимого им т-ра - эклектизмом. Стремясь ставить все новое, что
появлялось в европ. драматургии, Л.-П. включал в репертуар т-ра "Эвр",
наряду с произв. Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка,
Р. Роллана, незначит. пьесы франц. драматургов-символистов (Бобур, Люрен
и др.). Л.-П. требовал от актеров поэтически звучащей речи, лишенной
индивидуальной окраски, вводил антиреалистич. оформление сценич.
пространства и т. п. К нач. 1-й мировой войны т-р Л.-П. уже не занимал
заметного места в театр. жизни Франции. В 1929 Л.-П. отошел от
руководства этим т-ром, ставил отдельные спектакли в парижских т-рах
"Амбас-садер", "Комедии Елисейских полей", "Вье коломбье". Написал
воспоминания о франц. т-ре 90-х гг. 19- нач. 20 вв.
Соч.: La parade, P., v. 1-4, 1931-46. Лит.: Гвоздев А. А.,
Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.. Л.-М., 1939;
Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи т 2 М., 1958; R
о b i с h e z J., Lugne-Poe, Р., 1955, его' же* Le symbolisme au
theatre: Lugne-Poe..., p., [1957]. о f1
ЛЮ СИ-КИ (р. 1894) - китайская актриса. В возрасте 7 лет впервые
выступила на сцене в спектакле "Два прихода во дворец" (в роли Ян Бо).
До 13-летнего возраста играла роли амплуа лаошэн (старик), затем, после
удачного выступления в спектакле "Преподнесение жемчуга в саду", начала
выступать в амплуа хуадань (субретка). Играя роли субреток, Л. С.-к.
отвергла эротику, вульгарный комизм, характерные ранее для исполнения
этих ролей. Ее героини отличались живостью, обаянием, целомудренной
чистотой и благородством.
В период движения за реформу драмы (конец 1900-нач. 1910-х гг.) Л.
С.-к. первая из актрис т-ра цзиньси стала участвовать в спектаклях на
совр. тему ("Новая дама с камелиями"-кит. вариант гДамы с камелиями"
Дюма-сына, и др.). В 27 лет была вынуждена оставить сцену. После
многолетнего перерыва в 1951 ненадолго возобновила сце-нич.
деятельность. И. Г.
ЛЮСТИХ, Яков (г. рожд. неизв.- ум. 1825) - русский артист балета,
балетмейстер. Ученик К. Дид-ло. В 1806, окончив Петерб. театр. школу,
дебютировал в партии Зефира ("Зефир и Флора" Кавоса). В 1807-11
совершенствовал свое иск-во в Париже. Вернувшись, занял положение
первого танцовщика. Выступал в ведущих партиях балетов, пост. балетм.
Дидло: "Ацис и Галатея" Кавоса, "Карл и Лизбетта" Хорна, "Калиф
Багдадский" и "Хензи и Тао" Антоно-лини и др. Преподавал танцы в Театр,
школе. Пост. балеты: "Африканский лев, или Геройство матери" (1818),
"Гонзальв Кордуанский, или Покорение Гренады" (1820), а также танцы в
опере Спонтини "Весталка".
Лит.: Борисоглебский М. В. [сост.], Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938, с. 64-65. Г. Д.
ЛЮТОВСКИЙ (Lutowski), Ежи (р. 30. X. 1923) - польский драматург. По
образованию врач. В 1951 дебютировал пьесой "Проба сил" (т-р "Польски",
Варшава), подымающей тему моральной ответственности врача. Вторая пьеса
- "Возвышенность 35" (1951, т-р "Пляцувка", Варшава) - о восстании
силезских горняков в 1920. К совр. тематике Л. вернулся в трех следующих
популярных в Польше пьесах: "Семейное дело" (1952, т-р "Атенеум",
Варшава), "Крот" (1953, т-р "Народовы", Варшава), "Беспокойное
дежурство" (1955, т-р "Народовы", Варшава; 1956, Т-р им. Вахтангова,
Москва), пьеса затрагивает проблему доверия к человеку. Среди др. пьес:
"Освободители и освобожденные" (1957), "Очки" (1960, т-р "Повшехны",
Лодзь) и др. Л. является автором киносценариев.
Соч. в рус. пер.: Семейное дело, М., 1954. Лит.: "Teatr", Warsz.,
1951, ј 3, с. 42-53, 1952, .ј 8, с. 12-13, 1955, ј 22, с. 17-19. Еж. К.
ЛЮЦЕ, Вера Владимировна [р. 15 (27). IV. 1879] - русская артистка
оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Окончила Варшавский муз.
ин-т по классу фп.; пению обучалась у своей матери - артистки оперы С.
Канарской. Впервые выступила на оперной сцене в Варшаве в 1900, затем
гастролировала в разл. городах Польши, Галиции и Италии. В 1907-13 пела
в Оперном т-ре С. И. Зимина в Москве. С 1913 гастролировала в рус.
провинции (Харьков, Одесса и др.) и за границей. Обладала голосом редкой
красоты, высокой вок. культурой.
Партии: Снегурочка, Марфа; Шемаханская царица ("Золотой петушок"),
Чио-Чио-сан (первая пост. оперы в Москве, 1911), Лакме, Манон; Джульетта
("Ромео и Джульетта" Гуно), Розина, Мими, Джильда, Виолетта; Маргарита
("Гугеноты"), паж Оскар ("Бал-маскарад" Верди) и др.
В 1920 оставила сцену, занималась педагогич. деятельностью (с 1934
преподавала в Муз. уч-ще им. Гнесиных в Москве). Л. Ив.
"ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРИР" ("Lucia di Lammermoor") - опера Г. 'Доницетти,
либр. С. Каммарано по роману В. Скотта "Ламмермурская невеста". Пост. 26
сент. 1835, Неаполь, т-р "Сан-Карло" (лорд Генрих Астон - Кос-селли,
Лючия - Таккинарди-Персиани, сэр Эдгар Ревенс-вуд - Дюпре, лорд Артур
Беклоу - Джаккини, Алиса - Цаппучи). Опера ставилась на оперных сценах
всего мира. Впервые в России пост. в Одессе, 1839 (на итал. яз.), на
рус. яз.- в дек. 1840, Петербург (Лючия-Соловьева, Астон- Този), в 1890
возобн. в Большом т-ре, Москва (Лючия -Фост-рем, Эдгар - Донской, Астон
- Хохлов, Артур - Украинцев, Раймонд - Трезвинский).
Издания: "Л. ди Л.", клавир, Milano, Ricordi, [s . а.]; с рус.
текстом, пер. П. Киреа, М., Юргенсон, [1893 ].
ЛЮЧКИ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ - приспособления в планшете сцены, при
помощи к-рых подключается переносная осветит, аппаратура. Л. о.
расположены на каждом плане правой и левой сторон сцены. Представляют
собой металлич. рамки с вмонтированными в них прочными
шарнирно-открывающимися металлическими крышками. Л. о. врезаются в
планшет сцены и закрепляются к несущим балкам планшета. Под Л. о. в
трюме расположены силовые ящики с соответствующим количеством гнезд
подключения. Ген. Ш.
ЛЮ Ю-МИН (р. 1909) - китайский режиссер. Чл. Коммунистич. партии
Китая с 1947. Сценич. деятельность начал в 1932 в г. Ханчжоу. В период
антияпон. войны работал в Ассоциации самодеят. художников Шанхая и
"Театр, об-ве Китая", пропагандируя патриотич. идеи. Пост. спектакли:
"Свадебный марш" Чэнь Бай-чэня, "Восход солнца" Цао Юя. Лучшая
режиссерская работа Л. Ю-м.- "Чиновничья лестница" Чэнь Бай-чэня (1946),
в к-рой высмеивается прогнившая гоминьдановская бюрократия. После
создания КНР (1949) Л. Ю-м. - режиссер пекинского Нар. художеств. т-ра и
Центр. экспериментального оперного т-ра Китая. Л. Ю-м. в пост. новой
кит. оперы сочетает нац. традиции с опытом зарубежного оперного иск-ва.
Пост. оперы:
"Великий поход", "Ван Гуй и Ли Сян-сян", "Песнь степей", "Весенний
гром"; "Молодая гвардия" Мей-туса и др. И. Г.
ЛЯДОВ, Константин Николаевич [28. IV (10. V). 1820-7 (19). XII. 1871]
- русский дирижер оперы, композитор, педагог. Образование получил в
Петерб. театр. уч-ще. Нек-рое время работал скрипачом оркестра
Мариинского т-ра, в 1850--69- дирижер, затем гл. дирижер т-ра. Под рук.
Л. пост. мн. произв. рус. и зарубежных композиторов. Автор балета "Две
волшебницы" (пост. 1846), музыки к водевилям и др. соч. Вел педагогич.
работу (в 1862-63- проф. Петербургской консерватории).
Лит.: Куликов Н. И., Петербургское театральное училище..., "Рус.
старина", 1886, декабрь; Нильский А. А., Закулисная хроника. 1856-1894,
СПБ, 1897.
ЛЯДОВА, Вера Александровна [15 (27).III. 1839-24. III (5. IV).
1870]-русская артистка оперетты, драмы и балета. Дочь балетного дирижера
и композитора А. Н. Лядова. В 1858 окончила Петерб. балетную школу и
была принята в балетную труппу петерб. имп. т-ров. Партии: Барабанщик
королевы ("Пакеритта" Бенуа), Амур ("Фиаметта" Минкуса) и др. Особенно
успешно исполняла характерные танцы. В 1865, выступая в водевиле
"Барская спесь" (в роли Анюты), Л. обнаружила яркое комедийное
дарование. В последующие годы с особым успехом выступала в комедиях и
водевилях с переодеванием. С именем Л. связана пост. первых оперетт в
Александрийском т-ре. Л. имела триумфальный успех в заглавной роли в
оперетте Оффенбаха "Прекрасная Елена" (1868). Этому способствовала
прекрасная сценич. внешность, врожденная музыкальность, красивый по
тембру голос, хореографии, данные, комедийный талант и прису-'щий Л.
особый шик каскадной опереточной актрисы. Для Л. была написана роль
Леони в оперетте "Все мы жаждем любви" Федорова и Кламрота. Ср. др.
ролей Л.: Гретхен ("Фауст наизнанку" Эрве), Пери-кола (о. п. Оффенбаха).
Лит.: Марков П., Театр в эпоху "либеральных" реформ, в кн.: Сто лет.
Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932; Брянский А., В. А.
Лядова, "Жизнь искусства", 1920, ј 419-421; "Отечественные записки",
СПБ, 1868, .ј 12, декабрь, с. 341-45; Янковский М., Оперетта, Л.- М.,
1937.
ЛЯН ЧЭНЬ-ЮЙ, Лян Бо-лун (сер. 16 в.), - китайский драматург и
музыкант. Основоположник т-ра кунъцюй. Вместе с композитором Вэй Лян-фу
изучил народные мелодии р-на Куныпань и положил их в основу музыки к
спектаклям т-ра кунь-цюй, впервые связал музыку и пение со словом и
сценическим действием. Пьеса Л. Ч.-ю. "Стирка пряжи" - первое
драматическое произведение жанра куньцюй. И. Г.
ЛЯРОВ (наст. фам. - Гиляров), Александр Андреевич [1839 - 1(14). V.
1914] - русский артист оперы (бас). Пению учился в Петербурге у Ф. Ф.
Фри-деричи, посещал уроки Г. Я. Ломакина в Бесплатной муз. школе.
В 1869 пел в Киевской опере. В том же году вернулся в Петербург и
поступил в консерваторию (класс пения проф. К. Эверарди). В 1871-75 и
1878-87 Л. работал в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др. городах. В
1875-78 - солист Большого т-ра в Москве. В 1888 с большим успехом
дебютировал в Мариинском т-ре. В том же году с труппой Любимова уехал за
границу, выступал в Германии и Англии. В 1889 участвовал в спектаклях
Оперного т-ра Прянишникова (Киев). В 1894 оставил сцену, пел в
концертах. Л. пользовался широкой популярностью в конце 70-80-х гг. Он
обладал басом красивого тембра и широкого диапазона, ярким
темпераментом, благородной внешностью; его исполнение отличалось
проникновенностью и драматич. силой. Среди лучших партий: Сусанин,
Мельник;
Старый слуга ("Демон"). Др. партии: Дон Базилио;. Пьетро ("Фенелла"
Обера), Мефистофель ("Фауст"), Марсель, Бертрам ("Гугеноты",
"Роберт-Дьявол" Мейербера).
Лит.:Н. А. С., Памяти А. А. Лярова, "Театр и искусство", 1914, *ј 19;
Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. А. Ив.
ЛЯРОВ, Матвей Львович [р. 24. II (7. III). 1884]- русский советский
актер. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1903
окончил драм. курсы в Одессе. В 1904 вступил в труппу П. Н. Орленева. В
1917-28 работал в Херсонском" Ростовском, Нижне-Новгородском т-рах, в
1928- 1958 - в Одесском рус. драм. т-ре им. А. Иванова. Роли: Прибытков,
Дикой, Кнуров, Курослепов ("Последняя жертва", "Гроза", "Бесприданница",
"Горячее сердце");
Городничий; Бессеменов, Печенегов ("Мещане", "Враги"), Сатин; Кутузов
("Давным-давно" Гладкова), Гринев ("Московский характер" Софронова),
Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина), Пастор Мандерс ("Привидения"),
Окаемов ("Машенька"), Вирейский ("Закон чести" Штейна) и др. Снимался в
кино. р. Б.
ЛЯТОШИНСКИЙ, Борис Николаевич [р. 22. XII. 1894 (3. I. 1895)] -
украинский советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1945).
В 1918 окончил юридический ф-т Киевского ун-та, в 1919 - Киевскую
консерваторию по классу Р. М. Глиэра. Автор опер "Золотой обруч" по
повести И. Франко "Захар Беркут" (1930, Т-р оперы и балета им.
Шевченко), "Щорс" (1938, там же), музыки к спектаклям, фильмам, а также
произв. в разл. жанрах. Л. инструментовал оперу Лысенко "Тарас Бульба"
(пост. 1937). Творчество Л. в значительной мере опирается на мелос
славянских народов; в своей музыке Л. тяготеет к драматизму. С 1920
занимается педагогич. деятельностью в Киевской консерватории (с 1935 -
проф.). Гос. пр. СССР (1946, 1952).
Лит.: Архимович Л.,Б.М. Лятошинський, "Ми-стецтво", 1955, .No 1;
Запорожец Н. В., Б. Н. Ля-тошинский, М., 1960.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.