Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Русский балет. Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Х

ХАМЗИН Адоль Сагманович (р. 7.2.1934, Уфа), артист, педагог. Засл.
арт. РСФСР (1966). По окончании ЛХУ (педаго(-А. И. Пушкин) в 1953-75 в
Ленингр. Малом т-ре. Классич. танцовщик строго академич. стиля,
исполнитель ведущих партий традиц. репертуара, вдумчивый исполнитель в
балетах совр. хореографов. Первый исполнитель партий: в пост. К. Ф.
Боярского - Эрос ("Эрос"), Паоло ("Франческа да Римини", обе 1959),
Солист ("Классическая симфония", 1961), Орфей ("Орфей"), Иван-царевич
("Жар-птица", балетм. М. М. Фокин, возобн. Боярского, обе 1962). Др.
партии:
Франц Мензер ("Семь красавиц"), Зигфрид; Иржик ("Двенадцать
месяцев"), Франц ("Голубой Дунай"), Дафнис; Солист (гран па из балета
"Пахита"). Одна из лучших партий - Олаф ("Сольвейг", 1952, балетм. Л. В.
Якобсон). С 1963 преподаёт в ЛХУ (класс дуэтного танца и поддержки).
Преподавал в Академии танца в Уин-стон-Саллем (штат Сев. Каролина, США),
в Венгерской Академии танца (Будапешт). В 1975-80 худ. рук. ленингр.
"Балета на льду".
Лит.: А. С. Хамзин, "ТЛ", 1966, ј 12.
М. В. Коршунова.
ХАНИАШВИЛИ (по мужу Артюшкина) Алла Тенгизовна (р. 15.12.1958,
Тбилиси), артистка. По окончании МХУ (педагоги Н. В. Беликова, Л. С.
Литавкина) в 1976-80 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в
1980-89 в Большом т-ре. Партии:
Уличная танцовщица и Китри ("Дон Кихот"), Венгерская невеста
("Лебединое озеро"), Фея ("Деревянный принц"), фея Сирени, Мехменэ Бану;
Дульцинея-Альдонса ("Рыцарь печального образа"), Одетта-Одиллия, Эги-на.
С 1989 работает за рубежом. Снималась в телебалете "Мцыри" (1977), в
телефильме-концерте "Хореографические новеллы" (1986). 1-я пр. Всесоюзн.
конкурса артистов балета в Москве (1980), 2-я пр. Между нар. конкурса
артистов балета в Варне (1980), 1-я пр. в Москве (1981).
Лит.: Земцива И., Рождение дуэта, "ТЖ", 1979, ј20; Иноземцева Г.,
Движение души, "МЖ", 1980, ј 22.
В. И. Зарубин.
ХАТУНЦЕВА Тамара Васильевна (р. 11.3.1961, Воронеж), артистка. По
окончании Воронежского хореогр. уч-ща (педагог Н. Г. Валитова) с 1979 в
Воронежском т-ре. Партии: Жизель и Мирта ("Жизель"), Маша ("Щелкунчик"),
Шехеразада и Нурида ("Тысяча и одна ночь"), Сильфида ("Сильфида"),
Валентина ("Ангара"), Одетта - Одиллия, Аврора, Китри; Царь-девица
("Конёк-Горбунок"), Пенелопа ("Одиссея"), Кончитта ("Авось"), Джульетта
("Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского). Артистка лирико-драм.
склада, обладает плавными линиями танца.
Лит.: Садовская Н., Т. Хатунцева, "СБ", 1982. ј 2. H. M. Саповск-пн.
ХАЧАТУРЯН Арам Ильич [24.5(6.6). 1903, Коджори, близ Тбилиси, -
1.5.1978, Москва, захоронен в пантеоне Еревана], композитор, дирижёр,
педагог. Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1973). Акад. АН Арм.
ССР (1963). Д-р иск-ведения (1965). Чл.-корр. Академии иск-в ГДР,
почётный проф. Мекс. коне. Учился композиции в Муз. техникуме им.
Гнесиных (у М. Ф. Гне-сина). В 1934 окончил Моск. коне. по классу
композиции Гнесина, затем - Н. Я. Мясковского. Творчество X. органически
связано с муз. фольклором Закавказья, в особенности Армении, и обогащено
мн. достижениями проф., муз. культуры 20 в. Автор симф., вок. и
камерно-инструм. сочинений, музыки к драм. спектаклям. Его первый балет
"Счастье" (1939, балетм. И. И. Арбатов, труппа Т-ра им. Спендиарова, на
сцене Большого т-ра во время 1-й декады арм. иск-ва в Москве) стал
основой для балета "Гаянэ" (1942, балетм. Н. А. Анисимова, Т-р им.
Кирова, на сцене Пермского т-ра; Гос. пр. СССР, 1943;
2-я ред. - 1952, 3-я ред. - 1957), широко популярного благодаря
эмоциональности, красочности, жанровой характерности музыки. Лучшее
произв. X. в жанре балета - "Спартак" (1954; пост. 1956, Т-р им. Кирова,
балетм. Л. В. Якобсон). Музыка "Спартака", представляющая собой
монументальную фреску с грандиозными массовыми сценами, обладает
экспрессивностью и широтой симф. развития. Большое значение для хореогр.
иск-ва имела пост. "Спартака" Ю. И. Григоровичем (Большой т-р, 1968;
нов. ред. партитуры; Лен. пр. 1969), основанная на глубоком
проникновении в философско-поэтич. содержание музыки X. В 1951 в Париже
был показан балет "Кавказский пленник" на муз. балета X. "Гаянэ" ("Гран
балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин). На муз. X. к драме
"Маскарад" М. Ю. Лермонтова пост. балет "Маскарад" (1982, Одесса,
балетм. И. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов). С 1950 преподавал в
Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных, с 1951 также и в Моск. коне. (с 1952
проф.). Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1950, 1971).
Соч.: Статьи, воспоминания, M., 1970;
Страницы жизни и творчества. М-, 1982.
Лит.: Хубов Г., А. Хачатурян, 2 изд.. М., 1967; Тигранов Г., Балеты
А. Хачатуряна, 2 изд.. Л., 1974; его же, А.И.Хачатурян, М., 1987;
Юзефович В.. А. И. Хачатурян, М., 1990.
ХАЧАТУРЯН Карэн Суренович (р. 19.9.1920, Москва), композитор,
педагог. Нар. арт. РСФСР (1981). В 1949 окончил Моск. коне. по классу
композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. Я. Шебалина и Д. Д.
Шостаковича). Творчество X. отличается жанровым разнообразием: симфонии,
камерно-инструм., вок. и хоровые соч., музыка для т-ра и кино. Балет
"Чиполлино" (по сказке Дж. Ро-дари; 1974, Т-р им. Шевченко, балетм. Г.
А. Майоров; Гос. пр. СССР, 1976), поставлен мн. т-рами, в т. ч. за
рубежом.
Лит.: Успенская М., К. Хачатурян. М.. 1959; Долинская Е. Я., К.
Хачатурян, М., 1975; К у p ы ш e в а Т., К. Хачатурян, "Музыка в СССР",
1985, янв. - март;
Куриленко Е.,И юмор, и ирония, и сатира..., в сб.: Муз. современник,
в. 6, М., 1987. E. H. Куриленко.
ХИЛЬФЕРДИНГ Ф. А , см Гиль фердинг Ф. А.
ХЛЮСТИН Иван Николаевич
[6(18).8.1862, Москва - 21.11.1941, Ницца], артист, балетмейстер,
педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог Г. И. Легат), в
1878-1903 в Большом т-ре (с 1886 первый танцовщик). Партии: Феб, Колен,
Альберт, Дезире. Был превосходным партнёром. С 1893 ставил отд. танцы и
вариации в возобновляемых балетах ("Корсар", "Наяда и рыбак", "Катарина,
дочь разбойника", "Привал кавалерии"), с 1898 балетм. Большого т-ра.
Возобновил балеты: "Коппелия" (1898), "Тщетная предосторожность" (1899),
"Фея кукол" (1900), поставив в них ряд новых танцев. Пост. балеты:
"Звёзды" А. Ю. Симона (1898), "Волшебные грёзы" Ю. Н. Померанцева
(1899), "Волшебный башмачок" Ю. Г. Гер-бера (1899). Стремился обновить
традиции академич. балета, подготовив, в определённой степени, творч.
преобразования A.A. Горского. В 1898-1902 преподавал в Моск. театр.
уч-ще. В 1903 уехал в Париж и открыл там балетную школу. В 1911-14
балетм. и педагог парижской Оперы, где пост. балеты: "Русалка" Л.
Ламбера
(1911), "Танцевальная сюита" (1913). В 1914-31 (с перерывами) работал
в труппе Анны Павловой, для к-рой пост. и возобновил балеты:
"Шопениана", "Спящая красавица", "Раймонда", "Фея кукол" (под назв.
"Волшебные куклы"), "Бал" (на музыку амер. композиторов), "Фрески
Аджанты" (на инд. нац. музыку), "Дионис" Н. Н. Черепнина, а также отд.
танцы - сирийский (на муз. К. Сен-Санса), гавот (на муз. И. Линке),
русский (на муз. П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна). В 1931 оставил
сцену.
Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПб., 1906; Красовская В., Рус.
балетный т-р второй пол. XIX в., Л. -М-, 1963.
E. H. Дюкина.
ХМЕЛЕВ Александр Андреевич (р. 6.2.1940, Ленинград), артист, педагог.
По окончании ЛХУ (педагог Б. В. Шавров) в 1958-84 в Новосибирском т-ре.
Характерный и классич. танцовщик, исполнитель прежде всего сольных
характерных танцев: испанский ("Лебединое озеро" и "Щелкунчик"),
цыганский ("Каменный цветок"), индусский ("Баядерка"), Эспада ("Дон
Кихот"), соло ("Болеро" и "Испанские миниатюры"). Партии: Шурале,
Меркуцио; Визирь ("Легенда о любви"), Каренин ("Анна Каренина"). В
1964-88 преподавал в Новосибирском хореогр. уч-ще. С 1988 - на кафедре
хореографии Стамбульской консерватории (Турция).
М. Н. Милков.
ХОДАСЕВИЧ Валентина Михайловна [13(25).3.1894, Москва - 5.5.1970,
Ленинград, похоронена в Москве], живописец, художник т-ра. Училась в
частной школе Ф. И. Рерберга в Москве, затем в Мюнхене (у Г. Эссига) и
Париже (у К. ван Донгена и Ж. д'Англа-да). В первые годы после Окт.
революции много внимания уделяла оформлению массовых театрализованных
зрелищ. Оформила балеты "Золотой век" (1930, Ленингр. т-р оперы и
балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков) и
"Соперницы" (1933, Моск. худож. балет, балетм. Н. С. Холфин). В 1932-36
гл. худ. Т-ра им. Кирова. Лаконичность изобразит, средств у X.
сочетается с многоплановостью пространственного решения декораций,
зрелищностью световых соотношений: острой характерностью костюма и
грима. Оформила балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р им. Кирова,
балетм. Р. В. Захаров; 1936, Т-р им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко, балетм. тот же),
"Эсмеральда" (1935, Т-р им. Кирова, балетм. А. Я. Ваганова),
"Раймонда" (1938, там же, балетм. Вайнонен), "Кавказский пленник" (1938,
Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. М. Лавровский), "Дочь народа" ("Татьяна";
1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. П. Бурмейстер), "Сольвейг" (1952,
Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова,
балетм. тот же).
С о ч.: Портреты словами, М., 1987. Лит.: Э т к и н д М., В.
Ходасевич, "Иск-по",1971,ј8; Дрозд Т., Стиль-зеркало иремени, "СБ",
1985, ј 4; Киселев В., )гюд к портрету В. Ходасевич, "СМ", 1990, .V' 8.
В. М. Паппе.
ХОЛИНА Елена Андреевна (р. 1.9.1936, Москва), артистка, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1968). По окончании МХУ (педагог А. М. Мессерер) в
1956-78 в Большом т-ре. Деми-характер-ная танцовщица. Партии: Чага
("Половецкие пляски"), Баска ("Пламя Парижа"), Эгина; Уличная танцовщица
("Дон Кихот"), Солистка ("Испанское каприччио"), фея Карабос; Якутка
("Геологи", 1964, первая исполнительница, балетм. Н. Д. Касаткина и В.
Ю. Василёв), Мавританка ("Лейли и Медж-нун"), Придворная танцовщица
("Легенда о любви"), Испанская кукла ("Щелкунчик"), Кадича ("Асель"),
Цыганка ("Каменный цветок"), Испанская невеста ("Лебединое озеро", 1969,
первая исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович), исполняла характерные
танцы в балетах "Дон Кихот", "Спартак", "Золушка", "Конёк-Горбунок",
"Раймонда". Танец X. отличался элегантностью, благородством, чувством
стиля. С 1980 педагог-хореограф фигурного катания на льду.
Н. М. Сидовская.
ХОЛФИН Николай Сергеевич (23.11.1903, Москва - 8.7.1979, там же),
артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и Кирг. ССР
(1958). Участник Гражданской войны (ушёл добровольцем в Красную Армию).
В 1923-24 учился в частной хореогр. студии В. И. Мосоловой в Москве. В
1928 окончил Моск. театр. техникум им. А. В. Луначарского (педагоги Е.
И. Долинская, А. М. Мессерер). В 1928-32 артист и балетм. студии
"Драмбалет" под рук. Н. С. Греминой. Выступал в характерно-гротесковых
ролях. Первый исполнитель партий:
Полотёр ("Мурзилка и Мазилка"), Чарли Чаплин ("Мазилка найден!"; оба
балетм. Н. А. Болотов), Шалун ("Шалуны", балетм. К. Я. Голейзовский; все
1928). Пост.: "Морской скетч" на муз. Г. С. Милютина (1929),
"Хореографические рассказы" [1932;
"Безнадёжный" и "Хирургия" по рассказам А. П. Чехова на муз. П. И.
Чайковского; "Враги" на муз. В. П. Ширинского; "Три свадьбы" (русская,
еврейская, колхозная), на сб. муз., совм. с балетм. Е. А. Менее и реж.
С. М. Михоэлсом], а также мн. хореогр. миниатюр. В 1932-38 артист и гл.
балетм. Моск. худож. балета, в 1939-58 балетм. Т-ра им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко. X.-хореограф утверждал в балете действенный танец.
Стремясь к освоению хореогр. иск-вом методов МХАТа, X. работал в
содружестве с драм. режиссёрами. Предпочитал сюжетные спектакли с
героями, характеры к-рых подкупали счосй живостью и узнаваемостью.
Наиболее удачными были у X. комедийные балеты. Пост.: "Красный мак"
(1932), "Соперницы" (на муз. "Тщетной предосторожности" П. Гертеля,
1933, совм. с реж. Б. А. Мордвиновым и П. А. Марковым), "Треуголка" на
муз. М. де Фальи и С. Н. Василенко (1936, совм. с реж. Мордвиновым),
"Цыганы" Василенко (1937), "Франческа да Римини" Б. В. Асафьева (1947),
"Доктор Айболит" (1948;экранизирован на ТВ в 1971, X. -Доктор Айболит),
"Весёлый обманщик" К. А. Корч-марёва ("Приключения Алдар-Косе", 1949),
опера-балет "Сказка о чудо-птице" М. Я. Магиденко (1955). Ставил танцы в
операх. Внёс также значит, вклад в развитие хореогр. иск-ва и
становление проф. балетного т-ра Киргизии и Туркмении. Пост.: во
Фрунзенском т-ре - первый кирг. балет "Анар" В. А. Власова и В. Г. Фере
(1940, совм. с В. В. Козловым), "Соперницы" (1939), "Чолпон" М. Р.
Раухвергера (1958, совм. с Н. С. Тугеловым); в Т-ре им. Махтумкули -
"Алдар-Косе" (1942) и "Девушки моря" Корчма-рёва (1943). Ставил балетные
спектакли в Нар. опере в Софии; "Красный мак", "Шехера-зада" (оба 1951),
"Гайдуцкая песня" А. Райчева (1953). В 1960-68 балетм. Моск.
мюзик-холла.
Соч.: Опыт теории хореографии. (Виды хореографич. иск-ва), "СБ",
1988, ј 4.
Лит.: Шалаевский М., 950 и 80, "СБ", 1984. ј3; Шереметьевская H.,
Танец на эстраде, М., 1985; Холфина С., Девушки моря, "СБ", 1985, ј 3;
ее же, Вспоминая мастеров моек. балета..., М., 1990. E. П. Белова.
"ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ", Санкт-Петербургская (до 1991
Ленинградская) государственная балетная труппа. Орг. в 1969 Л. В.
Якобсоном (худ. рук. до 1975) на базе созданной в 1966 П. А. Гусевым
труппы Камерный балет. Непревзойдённый мастер балетной миниатюры,
Якобсон сформировал оригинальный репертуар, отразивший многообразие его
поисков в области малых танц. форм. Первая программа (1971) включала два
цикла миниатюр, созданных Якобсоном как специально для "X. м.", так и в
прежние годы: "Классицизм. Романтизм", куда вошли "Па де тру а" на муз.
Дж. Россини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. С. С. Прокофьева,
"Па де катр" на муз. В. Беллини, "Умирающий лебедь" на муз. К.
Сен-Санса, "Качуча" на муз. П. Сарасате, "Полёт Тальони" на муз. В. А.
Моцарта (позже "Мазурка" на муз. Ф. Шопена), триптих "Роден" - "Вечная
весна", "Поцелуй", "Вечный идол" (все на муз. К. Дебюсси, пост. 1958),
"Отчаяние" на муз. Прокофьева (1963), "Паоло и Франческа", "Минотавр и
нимфа" (оба на муз. А. Берга), "Измятая лилия" на муз. В. Вебе-ра, а
также два одноактных балета: "Бродячий цирк" на муз.
И. Ф. Стравинского и "Свадебный кортеж" на муз. Д. Д. Шостаковича
(все 1971). Сюжет и хореография "Свадебного кортежа" навеяны живописью
М. Шагала. Балет снят с репертуара худож. советом Управления культуры и
восстановлен только после смерти Якобсона, в 1975. В след. программу
вошли одноактные балеты: "Экзерсис XX", класс-концерт на муз. И. С. Баха
в обработке ансамбля "Свигл-Сингерс" и трио "Плей-Бах"; "Контрасты" и
"Негритянский концерт" на муз. Стравинского, фольклорный цикл "Русские
миниатюры", объединивший жанровые сценки ("Тройка" на муз. Стравинского,
"Русский сувенир" А. П. Петрова, "Деревенский Дон Жуан" Ю. М. Зарицкого)
с миниатюрами на сказочную тему ("Мёртвая царевна" и "Жар-птица" - обе
на муз. Стравинского, "Снегурочка" на муз. Прокофьева, "Баба-яга" на
муз. М. П. Мусоргского). В 1972 был показан цикл "Хореографические
зарисовки", куда вошли миниатюры, сочинённые Якобсоном в разные годы, а
также маленькие балеты "Симфония бессмертия" Б. И. Тищенко и "Город" на
муз. А. Веберна по мотивам одноимённой серии рисунков Ф. Мазереля. В
этом же году хореограф сочинил восьмую миниатюру цикла по скульптурам
Родена - "Экстаз" на муз. Прокофьева. В 1973 состоялась премьера
мини-балета "Блестящий дивертисмент" на муз. М. И. Глинки, а в 1974 -
новой ред. балета "Клоп" по пьесе В. В. Маяковского на муз. ранних
произв. Шостаковича, цикла "Шесть па де де" на муз. Россини, Шопена, Ф.
Легара, А. Онег-гера, Б. Бриттена, Г. Доницетти и цикла "Гайдн. Моцарт",
включавшего "Сюрприз" на муз. И. Гайдна, "Секстет", Мужские вариации,
Женские вариации, "Менуэт", "Па де де" на муз. Моцарта. Каждая нов.
программа представляла неожиданные ракурсы творч. Якобсона, была
открытием в сфере совр. балетного т-ра, продолжала традиции М. М.
Фокина, прерванные на многие десятилетия в рус. балете. Различные
пластич. языки, стили, образы и темы представали в неожиданных
сочетаниях, сообщая малому жанру глубину и худож. целостность. Это
позволило труппе стать принципиально новым хореогр. т-ром, со своим
неповторимым репертуаром и стилем.
В 1976 труппу возглавил А. А. Макаров. Задачей коллектива стало
сохранение наследия Якобсона. Были возобновлены его ранние постановки:
одноактный балет Тищенко "Двенадцать" по поэме А. А. Блока (1976), сцены
из балетов "Спартак" (1981) и "Шурале" (1985), миниатюры "Хиросима" Г.
Гурец-кого (1980), "Вестрис" Г. И. Бан-щикова (1988). Ежегодно репертуар
труппы пополняется новыми произв. совр. хореографов. Среди них -
одноактные балеты и миниатюры в пост.: Г. Д. Алек-сидзе - "Пульчинелла"
Стравинского, "Блудный сын" Прокофьева (1978), "Концерт" на муз. М. С.
Березовского, "Орфей в аду" на муз. Е. И. Фомина, "Галантные забавы" на
муз. рус. композиторов 18 в. (все 1983), "Восьмая симфония" Л. ван
Бетховена (1991); В. А. Бударина - "Белоснежка и семь гномов" Ф.
Чёрчи-ла, "Картинки прошлого" на муз. Г. В. Свиридова (оба 1979); С. В.
Викулова - "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского (1982); H. А.
Волковой - "Святочные игры" (1981), "Похождения Ходжи Насреддина"
(1982), "Во имя жизни" (1985), "Праздничная сюита" (1986), "Жизнь
артиста, или Пленный фавн" (1987; все комп. А. Л. Сойников), "Песни
Высоцкого" (1987);
Л. С. Лебедева - "Третий семестр" И. В. Рехина (1982), "Мушкетёры"
(1987, оба комп. В. М. Лебедев); А. М. Полубен-цева - "Па де труа" на
муз. Бриттена (1981), "Ноктюрн с вариациями" на муз. И. Гуммеля - Глинки
(1982), "Танцы для королевы" на муз. Г. Ф. Генделя (1983), "Дуэт" на
муз. Т. Альбинони (1984), "Дом у дороги" В. А. Гаврилина (1985),
"Анданте" на муз. Чайковского (1990); К. А. Рассадина - "Казнь Степана
Разина" на муз. Шостаковича (1977), "Муха-Цокотуха" Тищенко (1979).
Пост. зарубежных хореографов: Л. Шереги - "Не забывайте детство!" на
муз. Э. Дохнаньи, "Соревнование" на муз. П. Хиндемита, "Последнее
свидание" Ф. Хидаша, "Дуэт" на муз. Баха (все 1980); П. Шмока -
"Шехеразада", "Американский квартет" на муз. А. Дворжака, "Музыкальная
шутка" на муз. Моцарта (1983), "Прометей" на муз. А. Н. Скрябина (1986),
"Ночь просветлённая" на муз. А. Шёнберга (1987); Д. Зейферта - "Инфанта
и шут" на муз. Э. Вила-Лобоса, "Любовные песни в миноре" на иракскую
нар. муз. (обе 1989), "Родные напевы" на рус. нар. муз., "Passione" на
итал. нар. муз. (1991). В кон. 1980-х гг. наметилась новая тенденция в
репертуарной политике труппы - обращение к шедеврам мировой классики,
балетам "Шопениана" (1987), "Жизель" и "Лебединое озеро" (1990).
Особенность коллектива со дня его основания - отсутствие кордебалета.
Каждый танцовщик труппы представлял собой яркую актёрскую
индивидуальность, к-рую Якобсон умел высветить с самых неожиданных
сторон. Среди ведущих солистов труппы выделились Т. А. Квасова, В. В.
Климова, И. П. Кузьмин, И. А. Левицкий, В. А. Соловьёва, А. А. Степин. В
1971-73 солистами были А. Е. Осипенко и Д. И. Марковский.
Лит.: Демидов А., Импровизации Л.Якобсона, "Т", 1971, ј 12; Карп П.,
Испытание младшей музы, "Звезда", 1973, ј 2; И л у п и н а А., Т-р Л.
Якобсона, "МЖ", 1973, ј 21; Луцкая E., Стиль и время, "Сов. эстрада и
цирк", 1974, ј 2; Львов-Анохин Б., О т-ре хореогр. миниатюр, "СМ", 1977,
ј 1; Кремшевская Г., Рыцари миниатюры, "СБ", 1983, ј 1; 3 в e з -дочкин
В., Судьба новатора, "ТЖ", 1989, ј9; Голубин В., Воспоминания о будущем,
"МЖ", 1990, ј 16; Розанова О., Имени Л. Якобсона, "СБ", 1991, ј 1.
Т. E. Кузовлева.
"ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ", спектакль в 3
отделениях. 1958, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон, худ. С. Б.
Вирсалад-зе, Т. Г. Бруни, дир. Ю. В. Гамалей. В составе спектакля
миниатюры (в скобках фамилии исполнителей): "Последняя песнь" на муз. М.
Равеля (Н. А. Петрова), "Конькобежцы" Б. П. Кравченко (Л. И. Войшнис, И.
А. Чернышёв, Г. Н. Селюцкий), "Тройка" на муз. И. Ф. Стравинского (И. Г.
Генслер, И. Н. Утретская, О. Л. Заботкина, А. В. Гридин), "Встреча"
Кравченко (Войшнис, Ю. С. Мальцев), "Сильнее смерти" И. И. Шварца
(Гридин, Чернышёв, Мальцев), "Снегурочка" на муз. С. С. Прокофьева (И.
А. Колпакова), "Прометей" В. И. Цытовича (А. Е. Осипенко, А. А.
Макаров), "Мать" на муз. А. Н. Скрябина (О. Н. Моисеева), "Подхалим"
Цытовича (К. А. Рассадин), "Триптих на темы Родена" на муз. К. Дебюсси -
"Вечная весна" (Петрова, С. В. Викулов), "Поцелуй" (Осипенко, В. Д.
Ухов), "Вечный идол" (А. Я. Шелест, Чернышёв), "Бродяжка" на муз.
Дебюсси (И. Д. Певзнер), "Мечта" на муз. Ф. Листа (Колпакова, В. Г.
Семёнов), "Венский вальс" на муз. Р. Штрауса (Н. М. Дудинская, К. М.
Сергеев) и др., а также миниатюры, пост. ранее ("Птица и охотник" на
муз. Э. Грига, "Слепая" Понса - Я. Хейфица, "Полишинель" на муз. С. В.
Рахманинова и др.). Спектакль экранизирован в кино (1960).
В. В. Ванслов.
ХОХЛОВ Борис Иванович (р. 22.2.1932, Москва), артист, педагог. Нар.
арт. РСФСР (1969). По окончании МХУ (педагоги Н. С. Холфин, А. М.
Мессерер) в 1951-72 в Большом т-ре. Партии:
Принц ("Щелкунчик"), Бернар
("Раймонда"), Дезире, Зигфрид, Вацлав; Юноша ("Шопениана"), Принц
("Золушка"), Базиль;
Мистраль ("Пламя Парижа"), Альберт; Ильяс ("Асель"). Участвовал в
60-х гг. в спектаклях:
"Скрябиниана" (балетм. К. Я. Голейзовский), "Класс-концерт" (балетм.
А. М. Мессерер). Для иск-ва X., танцовщика классич. академич. школы,
характерны безупречность стиля, уверенность, технич. ровность, лёгкость
и красота сложных виртуозных движений, умение сохранить плавность и
скульптурную чёткость в самых трудных и стремительных темпах. Особенно
близки артисту были лирико-драм. образы.
Лит. : Львов-Анохин Б., Два принца, "МЖ", 1960, ј 4; e г о ж e,
Ученик Мес-серера,"ТЖ", 1963, ј24; Луцкая Е., Открытие роли, там же,
1962, ј16; Чуднов-с к и и М., В. Хохлов, "МЖ", 1967, ј 22.
Б. А. Львов-Анохин.
ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич [р. 28.5(10.6).1913, г. Елец, ныне
Липецкой обл.], композитор, обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1963).
Герой Соц. Труда (1973). В 1936 окончил Моск. коне. (по классу В. Я.
Шебалина). Автор опер, симфоний, инструм. концертов, камерных соч.,
песен, музыки к драм. спектаклям и кинофильмам. В музыке X. большую роль
играет мелодич. начало, сочетающееся с богатством симфонич. развития.
Написал балеты "Наш двор" (1970, Моск. хореогр. уч-ще, балетм. Н. Д.
Касаткина и В. Ю. Василёв), "Любовью за любовь" (1976, Большой т-р,
балетм. В. Боккадоро), "Гусарская баллада" (1979, Т-р им. Кирова,
балетм. О. М. Виноградов, Д. А. Брянцев; 1980, Большой т-р, балетм.
Брянцев), "Ребята с нашего двора" (одноактный балет для детей, 1980,
Моск. т-р оперетты, балетм. Н. Г. Конюс, А. А. Борзов). В балете
"Любовью за любовь" композитор использовал свою музыку к пьесе Шекспира
"Много шума из ничего", в "Гусарской балладе" - к пьесе А. К. Гладкова
"Давным-давно"; в обоих случаях музыка к драм. спектаклям обогащена
новыми темами, подвергнута симфонич. развитию и подчинена требованиям
балета. X. - проф. Моск. коне. (с 1966). Генеральный (с 1948), Первый (с
1957) секретарь правления Союза композиторов; пред. (с 1990), с 1991
сопредседатель координац. совета Союза композиторов. Почётный чл. ряда
зарубеж. академий иск-ва. Лен. пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946,
1952, 1967). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1979), пр. Меж-дунар. муз.
Совета при ЮНЕСКО (1977).
Лит.: Мартынов И., Т. Хренников, М., 1987; ШехонинаИ., Творчество Т.
Н. Хренникова,М., 1985. В. В. Ванслов.
"ХРОМОЙ БЕС" ("Le diable boiteux), балеты на сюжет одноим. романа А.
Р. Лесажа. 1) В 3 актах. Комп. К. Жид, сцен. Б. де Гюржи, А. Нурри.
1.6.1836, парижская Опера, балетм. Ж. Коралли, худ. Ш. Фёшер, Ш. Сешан.
П. Дитерле, Р. Филастр, Ш. Камбон; Фло-ринда-Ф. Эльслер, Клеофас-Ж.
Мазилье. В России: 11.10.1839, в 3 актах 10 картинах, Большой т-р,
Петербург, балетм. Титюс;
Флоринда - Л. Круазет (позже Т. П. Смирнова). 2) Под назв. "А с моде
и, хромой колдун". Комп. А. Гировец. 16.10.1843, Большой т-р, Москва,
балетм. Т. Герино, худ. И. Браун, Иванов, Ф. И. Шеньян, Ф. А. Серков,
дир. А. Гурьянов; Флоринда-Е. А. Сан-ковская. 1849, там же, возобн.;
Флоринда - И. Матиас.
ХУДЕКОВ Сергей Николаевич
(1837-20.2.1927), журналист, критик и историк балета, драматург,
беллетрист. Окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та. Автор статей и рецензий о драм. и балетном т-ре; один из
псевд. - Жало. С 1871 редактор-издатель "Петерб. газеты". Входил в разл.
театр, комиссии, занимаясь в основном вопросами нар. т-ра. Написал
сценарии балетов: "Зорайя" Л. Ф. Минку-са, "Весталка" M. M. Иванова,
участвовал в создании сцен. балета "Баядерка". Собрал уникальную
коллекцию рисунков, фотографий и документов по рус. и зап.-европ.
хореографии 17-19 вв. (ок. 15 тыс. экспонатов). Автор труда "История
танцев всех времён и народов" (от тиража последней части, из-за пожара в
типографии, осталось лишь неск. экземпляров). X. принадлежат пьесы
("Петербургские когти", "Житейские предрассудки"), ставившиеся в
Александрийском и др. т-рах Петербурга, а также романы ("Балетный
мирок", "На скамье подсудимых").
Соч.: История танцев всех времен и народов, ч. 1-4, СПб. - П.,
1913-17.
Лит. : Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-M.,
1963;
Светлов В., Балетные коллекционеры, "СБ", 1991, ј l. E. H. Дюкина.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.