Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Энциклопедия обрядов и обычаев

Глава 1

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (11 сентября/29 августа)

В Православной Церкви день Усекновения главы Иоанна Предтечи относится к великим праздникам (так же, как Рождество Иоанна Предтечи, которое празднуют 7июня/ 25 мая).
Иоанн является провозвестником, предтечей пришествия на землю Иисуса Христа. Он крестил Иисуса Христа в реке Иордан, а затем был брошен в темницу за выступление против царя Ирода и казнен по просьбе жены царя Иродиады, попросившей голову Иоанна.
До сих пор в Иране существует небольшая секта мандеев, которая почитает не Иисуса Христа, а Иоанна Крестителя.
В Русской Церкви ко дню памяти Предтечи Господня присоединяется также поминовение православных воинов, "за веру и Отечество живот свой положивших". Поминовение погибших защитников Отечества в этот день установлено при Екатерине II, в 1769 г., когда Россия вела войну с Турцией и Польшей. Этот день отмечен строгим постом. Другое его название - Иван Постный. С библейской легендой, лежащей в основе этого праздника, связаны запреты на еду всего круглого, на пение и пляски. Нельзя употреблять в пищу не только скоромное, но и яблоки, картофель, капусту, репу, арбузы, лук, т. е. все, что напоминает голову; считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Даже хлеб ломают руками. Не принято в этот есть борщ и щи из свежей белокочанной капусты. Не поют и не пляшут потому, что Иродова падчерица плясками и песнями выпросила голову Иоанна Предтечи.
С Ивана Постного осень вступала в свои права. Иван Постный - осени отец крестный. С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое - бабье - лето начинает. Считали, если журавли с Ивана-Крестителя на юг полетели - будет короткая осень, придет ранняя зима.
До XIX в. соблюдался в этот день такой торжественный обряд: собиралась молодежь со всего села к околице; приносилась туда глиняная, одетая в холщевый саван, безголовая кукла; эту куклу поднимали две молодые девушки и бережно несли к реке, где на самом крутом берегу клали свою ношу наземь. Толпа, сопровождавшая девушек, начинала причитать над куклой, как над настоящим покойником. Затем оплаканного глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и с размаху бросали в воду.
День этот отмечали широко, угощали родных, близких и обязательно - бедных, нищих, странников.
На Ивана Постного - хоть и пост, да разносол. Даже строго придерживающемуся заветов старины хозяину есть чем угостить гостей. Хозяйка пекла пирог, но не круглый, конечно, а продолговатый. Начинка - грибная, ягодная.
Обязателен овсяный кисель. Найдет свое место на столе и "кулага" (пареное соложеное тесто с калиною). Хоть и строгий пост, а не голодный. Не бойся того поста, когда в закромах нет пуста! Страшен мясоед, когда в амбаре жита нет.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21/8 сентября)

Рождество Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.
Для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, святая Дева Мария.
Родители Марии - праведные Иоаким и Анна - долгие годы были бездетны. Не иметь детей считалось немилостью Божией, но они не отчаивались и молились, чтобы Господь послал им ребенка. Когда они пребывали уже в преклонном возрасте, у них родилась дочь. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения).
Праздник этот был установлен церковью в IV в., но прошло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богородицы заняло свое место среди главных праздников Православной Церкви.
В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены 4 из всех двунадесятых праздников.
День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день русское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка - /28/15 авг./. Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожинками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).
Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
К новобрачным же сходилась вся родня "навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму". Все это сопровождалось поднесением пива с прибауткой: "Аспасов день - поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте - хозяйского добришка не жалейте!"
По русскому календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку-Осенину. Осенина в Древней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встречать матушку-Осенину. Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали.
Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой.
С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.
Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентября).
В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни:
Вейся ты, хмель,
Перевейся,
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты!
Двери золотые,
Что маковки литые!

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27/14 сентября)

Один из важнейших православных и христианских праздников, относится к двунадесятым.
Установлен в IV в. в память об обретении в Иерусалиме величайших святынь христианского мира - Святого Креста и орудия Страстей Господних. По преданию, обретение Креста произошло в 326 г., когда императрица Елена, мать императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим с целью разыскать крест, на котором был распят Христос. Нашли три креста (т. к. вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника). Чтобы определить, на каком из крестов был распят Христос, их по очереди прикладывали к покойнику и, когда поднесли третий, то мертвый воскрес на глазах множества людей. Подругой версии, кресты прикладывали к больной женщине, и она исцелилась, когда приложили третий крест. Слух о том, что обретена священная реликвия, быстро распространился, и толпы народа устремились на Голгофу - своими глазами увидеть этот крест. Чтобы дать людям такую возможность, крест был поднят (воздвигнут) на возвышении. В ознаменование этого события, по велению Елены, на Голгофе был воздвигнут христианский храм и установлен праздник Воздвижения Креста Господня.
Крест - самый священный символ православной религии. Каждый христианин носит его на себе, осеняя себя крестным знамением. Крест - это напоминание о тех страданиях, которые принял на себя Иисус Христос, чтобы избавить род человеческий от рабства греху. Вот почему в этот день полагается пост в память страданий Христа, претерпевшего смерть на Кресте.
В Православной Церкви праздник отмечается очень торжественно. В канун его на всенощном бдении Святой Крест выносится из сосуд охранительницы, как бы из недр земли, и возлагается на престоле. На заутрене Крест выносится из алтаря и возлагается на середине храма для поклонения. Эта церемония сопровождается колокольным звоном и песнопением.
К этому дню стараются приурочить водружение крестов и поднятие колоколов на новосооруженных Храмах.
В летописях день Воздвижения Креста Господня известен под названием "ставровы дни" - от греч. "саурос" - крест. В этот день ждали первых заморозков. Воздвижение - третья встреча осени - "первые зазимки". По старинной примете, Воздвиженье - последняя копна с поля двинулась. Пришло Воздвижение - кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась. Все приметы, характеристики и рекомендации дня так или иначе связаны со словом "двигаться", от которого, вероятно, крестьяне и производили само название праздника, давшее наименование дню Воздвижения.
Воздвижение - постный праздник. Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница, среда, постная еда! Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову - на того семь грехов воздвигнутся. Кто скороми на Воздвиженов день чурается - тому семь грехов прощается.
По народным приметам, если гуси летят в Воздвижение высоко - к высокому половодью, если низко - к малому. Еще примечали, если в Воздвижение "сивер, так лето тепло будет". По народным замечаниям, на праздник Воздвижения "гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны". Туда же улетают и ласточки. Эти теплые земли называли "вырей" (по В. Далю - вырей, вырай, ирей, ирий, ирица - какой-то сказочный, загадочный край; земной рай, теплые страны, волшебное царство). Перелетная птица летит в вырей. (Туда спасается, временем, зверь, целыми косяками, от злого лешего, проигравшего и пр. всех зайцев своих в карты другому лешему, и перегоняющего их без толку на новые места; посему зверь является и исчезает годом без видимой причины). Поэтому мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие в вырей, не заползли по ошибке во двор. По этой же причине старались не ходить на Воздвижение в лес. На Воздвижение в лес ходить нельзя, так как тогда уже в вырей гады идут.
С Воздвижения начинали рубить капусту. Ее снимают, квасят, солят. В Воздвижение первая барыня - капуста. Смекай, баба, про капусту на Воздвижениев день. У доброго мужика на Воздвижениев день и пирог с капустой.
Начинается череда веселых осенних вечеринок - "капустников", "капустниц", которые длились две недели, исправляли их не только крестьяне, но и городские. В этот день красные девушки, принарядившись в цветно- праздничное платье, хаживали из дома в дом - рубить капусту. Молодежь - женихи высматривали себе невест - "капустниц".
Вечером, когда капуста была уже порублена, повсюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров. Существовало поверие, что если, собираясь на воздвиженский капустник, девушка семь раз прочитает особого рода заклятие, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота: "Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы этой любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!".
В некоторых губерниях России существовало также поверие, что в день Воздвижения не стоит начинать никакого важного и значительного дела, т. к. все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
В Санкт-Петербурге действует Крестовоздвиженский собор (Литовский пр., 128).

ПОКРОВ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (14/1 октября)

Льется пламень в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.
С. Есенин
14/1 октября Русская Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, один из самых чтимых в народе. Праздник установлен в честь события, происшедшего в Константинополе, где в 910 г. святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний во время богослужения были свидетелями явления Божией Матери, простиравшей свой покров (головное покрывало - омофор, или мафорий) над молящимися в знак своего материнского заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и шлет им любовь и радость, подкрепляет их дух и силу, помогает, когда трудно, а также исцеляет от болезней и недугов.
В русской церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в 1164 г. В народе существовало несколько преданий, объясняющих происхождение праздника. Вот одно из них:
"Праздник Покрова повелся с давних пор, еще когда Богородица странствовала по земле. Случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и о всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег - нигде ее не пустили, везде слышала она один ответ: "Мы не пускаем странников!". Услышал эти жестокосердные слова проезжавший по небесной стезе над деревнею Илья-Пророк. Не смог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии, - и на отказавших Божественной страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиной с человеческую голову, полил ливень, грозивший затопить всю деревню. Взмолились испуганные нечестивцы - и пожалела их Богородица. Развернула она покров свой и прикрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благодать неизреченная до сердца грешников, растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными".
В прошлом было создано немало легенд о помощи Божьей матери России в нелегкие для нее времена. Богородица стала на Руси покровительницей земледелия, которое имело огромное значение в жизни наших предков, и праздник в честь этой небесной покровительницы постепенно вытеснил древнеславянские празднества в честь окончания весенних полевых работ.
Первое октября - граница между осенью и зимою. С Покрова начинали отсчет зимнего времени года. Покров - не лето, а Сретенье - не зима. До Покрова - осень, за Покровом - зима идет. К этому времени в средней полосе России обычно наступают заморозки, выпадает первый снег. Покров - первое зазимье. Снег, запорошивший землю, в этот праздник предвещает дружную зиму и много свадеб. Может, оттого что Покров Пресвятой Богородицы напоминал свадебное покрывало, праздник этот считался покровителем браков. С Покрова обычно играли свадьбы. Придет Покров, девке голову покроет. Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, спозаранку бежали в церковь и ставили свечу праздничную. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. Девушки обращались к Богородице с такими словами: "Пресвятая моя Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым назатыльником!" или: "Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленною - идти на чужую сторону". Прежде только девушка могла ходить с непокрытой головой, для замужней женщины быть простоволосой считалось большим грехом. Ведь и в наши дни невеста во время венчания стоит, покрытая фатой. Так в сознании народа переплелись брачное покрывало невесты, нетленная пелена (мафорий Богородицы) и снежный покров земли.
Покров - конец хороводам, начало посиделкам. На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь "беседный" период нанимали специальную избу. Весело Покров проведешь - дружка найдешь. Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.
В некоторых губерниях России в это время девушки собирались вместе прясть лен, а затем ткать "обыденную" пелену, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Приготовленную холстину перед обедней на Покров несут к иконе Покрова Пресвятой Богородицы, причитая при этом: "Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!".
С Покрова рачительные хозяева начинают утеплять дом на зиму, "загоняют тепло" -приваливают завалинки, конопатят пазы мхом или паклей, промазывают рамы. Говорили: "Захвати тепла до Покрова. Чини шубу до Покрова - не то не будет тепла". Хозяйки, затапливая печь в горнице, приговаривают особые слова: "Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров".
Считали, что если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло. К Покрову в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок. Готовились угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу.
Покров - последний день сбора плодов и грибов: груздей и рыжиков.
Чтобы уберечь детей от простуды, перед Покровом их обливали на пороге хаты водою сквозь решето.
С незапамятных времен вошло в обычай договариваться о сроках работ и наймов "от Покрова" и "до Покрова". К этому времени оканчивались все основные сельскохозяйственные работы и выяснялись виды на предстоящую долгую зиму. Срок устанавливали от Покрова до Евдокии (14 марта/1 марта по ст. стилю), от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения.
В Покров день во многих местах начинались Покровские ярмарки, торги.
С Покровом связано много крестьянских примет: Если снег до Покрова упадет - зима не скоро настанет; Если на Покров ветер дует с востока или с севера, то зима будет холодной; Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8 ноября/26окт.) будет непременно то же; Покров наголе, то и Екатерина (7 дек./24 ноября) наголе; Каков Покров, такова и зима. Если журавли успели улететь до Покрова - зима будет ранняя и студеная; Если белка до Покрова хорошо вылиняла, то зима будет хорошая; Коли белка в Покров чиста, то и осень будет хороша.
С Покрова перестают бродить по лесам лесные хозяева, лешие. В последние дни перед Покровом они, по народным преданиям, ломают деревья, вырывают с корнями кусты, пугают зверей, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова они целый день воют, стараюсь перекричать ветер. И ни мужик, ни баба, ни ребятишки не подойдут и близко в эти дни к лесу: Леший - не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!
Много храмов воздвигнуто во имя Покрова. Самый красивый был сооружен в 1165 г. по велению святого князя Андрея Боголюбского - всемирно известный храм Покрова на Нерли. А самый знаменитый построен по указу Ивана Грозного - Покровский Собор (Храм Василия Блаженного) в Москве. История его строительства трагична. Построенный храм был столь хорош, что царь приказал ослепить зодчих, чтобы они не смогли воздвигнуть подобный еще раз. Такова народная легенда о храме.
"... - Смерды! Можете ль церкву сложить, Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю? И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем!
Прикажи, государь! -И ударились в ноги царю... А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь -От подвалов и служб До креста. И, окинувши Взором Его узорчатые башни, - Лепота! - молвил царь. И ответили все: - Лепота! * И спросил благодетель: - А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? -И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи, государь! -И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в суздальских землях, И в землях рязанских, И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова. Д. Кедрин

*Лепота - по В. Далю: краса, баса, красота ...

В Москве действуют построенные в честь Покрова Божией Матери: Покровский кафедральный собор (Рогожский пос., 29); Храм Покрова Божией Матери на Городне (Покровская 2-я ул., 24); Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Лыщиков п., 10); Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Турчанинов п., 4); Храм Покрова Божией Матери в Медведково (Заповедная ул., 52).
В Санкт-Петербурге действует церковь Покрова Божией Матери (Политехническая ул., 9).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (4 янв./21 дек.)

Один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Праздник установлен в память того дня, когда Иоаким и Анна (родители пресвятой Девы Марии) привезли трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм, и девочка вступила на путь беззаветного служения Богу. С этих пор она воспитывалась при Иерусалимском храме и, достигнув совершеннолетия, дала обет навсегда остаться девственницей.
Древнейшие сведения об этом празднике относятся к VII в.
Народ же сохранил в названии дня только первое слово - "введение", соотнося его не только с Богородицей, но и с понятием ввода, начала, что совпадало с вступлением зимы в свои права. Введение пришло - зиму привело. До Введения если снег выпадает, то растает, после Введения - то ляжет зима.
Было замечено, что на Введение случаются морозы: Введение накладывает на воду ледение.
В этот день стремились узнать, какая погода выпадет на зимние праздничные дни (На Введение мороз - все праздники морозы, тепло - все праздники теплы) и каким будет урожай летом. Если со Введения ляжет глубокая зима - готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов.
На Введение делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гулянья отводилось молодоженам. Обряд назывался "казать молодую". Молодые наряжались в лучшие одежды, да и сани выбирали расписные, украшали их разноцветными дорожками. Выезду молодых предшествовало небольшое застолье, прерывавшееся на "полустоле", чтобы закончиться после возвращения молодоженов. Выходя из дома, молодые должны были переступить порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе. Этим молодая чета предохранялась от всякой неожиданной беды-напасти. Свекор со свекровью, провожая невестку на первое санное катание с мужем, упрашивали всех провожатых уберечь молодую от сглаза лихого:
Он, вы, гости, гости званые,
Званые-прошенные!
Ой, вы, братья-сватья,
Ой, вы милые!
Выводите вы нашу невестушку,
На то ли на крыльцо тесовое,
Вывозите нашу свет-княгинюшку
Белою лебедушкой...
Берегите-стерегите ее:
Не упало бы из крылышек
Ни одного перышка,
Не сглазил бы ее, лебедушку,
Названную нашу доченьку,
Ни лихой удалец,
Ни прохожий молодец,
Ни старая старуха - баба злющая.
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы был днем первого зимнего торга. Открывались Введенские ярмарки.
М. А. Кузмин (1872-1936) ВВЕДЕНИЕ
Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за Ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.
В митре рогатой седой иерей
Деву встречает, подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой седой иерей.
Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.
Старец, послушный совету небес,
Вводит ее во святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету небес.
Белой голубкою скрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
Белой голубкою скрылась внутри.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, что исчезла, белей голубицы,
Снова придет к нам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед?

А.И.Солженицын
Да когда ж я так допуста, дочиста
Все развеял из зерен благих?
Ведь провел же и я отрочество
В светлом пении храмов Твоих!
Рассверкалась премудрость книжная,
Мой надменный пронзая мозг,
Тайны мира явились - постижными,
Жребий жизни - податлив как воск.
Кровь бурлила - и каждый выполоск
Иноцветно сверкал впереди, -
И без грохота, тихо рассыпалось
Зданье веры в моей груди.
Но пройдя между быти и небыти,
Упадав и держась на краю,
Я смотрю в благодарственном трепете
На прожитую жизнь мою.
Не рассудком моим, не желанием
Освещен ее каждый излом -
Смысла Вышнего ровным сиянием,
Объяснившимся мне лишь потом.
И теперь возвращенною мерою
Надчерпнувши воды живой, -
Бог Вселенной! Я снова верую!
И с отрекшимся был Ты со мной...

 


Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.