Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Энциклопедия обрядов и обычаев

Глава 3

В КРУГЕ ЖИЗНИ:
ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

ИГРАЕМ СВАДЬБУ

Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть.
(Бытие, 2, 24)

Пора свадеб

В России браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние мясоеды. Осенний начинался с Успения (28 авг./15 по ст.с.), продолжался до Рождественского (Филиппова) поста (28/15 ноября) и длился около тринадцати недель. В крестьянской среде этот срок укорачивался на полтора месяца, и свадьбы справляли с Покрова (14/1 окт.), поскольку именно к Покрову завершались все основные полевые работы. Зимний мясоед начинался с Рождества (7 янв./25 дек.) и продолжался до Масленицы, а т. к. Масленица - праздник изменяющийся по срокам, зависящий оттого, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня (19/6 янв.), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчания в церкви не совершались.
Последнее времечко гуляю,
Молодой мальчишка, я:
После Крещенья повенчают,
Кончится гульба моя.
Так пели в Тверской губернии.
Перезимье о весне весть подает. Начинается зимний мясоед. До Масленицы засылаются сваты и играют свадьбы.
Скоро, скоро мясоед,
Пойду к забаве на совет.
"Женись, Володенька,
Пока я молоденька!"
Никогда так не схудаешь,
Как на мясоед зимой.
Дума думу подгоняет -
Не женился б милый мой.
Скоро, скоро мясоед,
Пойду к милашке на совет.
"Ты, советница моя,
Пойдешь ли замуж за меня ?"
Накурило, намело
Снегу голубого.
Ноне женят мясоедом
Самого любого.
В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. Принято было справлять свадьбы и в мясоед, начинавшийся с Петрова дня (12 июля/29 июня) и длившийся до начала Успенского поста (14/1.авг.). (Бился, колотился, мясоед прошел, а все не женился.) Избегали назначать свадьбы в постные дни (среды и пятницы). Никогда не играли свадьбы во время постов, исключалась и Масленичная неделя. Неблагоприятным полагался и май.
Итак, венчание не совершается:
- вторник, четверг, суббота в течение года;
- накануне двунадесятых храмовых и Великих праздников;
- в продолжение многодневных постов и Святок;
- в течение Масленицы;
- в течение Пасхальной седмицы;
- в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сент./29 авг. по ст. с.) и Воздвижения Креста Господня (27/14 сент.).

Свадебная мозаика

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится "совершенным", что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.
Наряду с "браком по обычаю", который был известен еще во времена Хаммурапи (вавилонский царь, XVIII в. до н. э.) и который римляне называли "usus" (т. е. женщина считалась состоящей в браке с мужчиной, если жила с ним год, не разлучаясь на три ночи подряд), древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать "покупку невесты". В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая. Например, девушку отдавали за мешок ячменя. Позднее от обмена натуральными продуктами перешли к расчетам посредством благородных металлов, куски серебра стали отрезаться на вес. Такая единица называлась "сикль" (от слова "отвешивать"). 1 сикль равнялся 11 г серебра. В Вавилоне за девочку от девяти до двенадцати лет давали 30 сиклей.
С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранялась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
В древнейшем библейском рассказе о покупке невесты за Ревекку дали не скот, как у Гомера, а два золотых браслета и толстую золотую серьгу весом 6,5 г. Это был необычайно высокий свадебный выкуп. Серьга имела у древнейших народов особое значение: она должна была защищать от дурного глаза.
Тот, кто не имел средств, чтобы купить невесту, мог за нее "служить".
Праотец Иаков в разорванных одеждах бежал в Харран.
Судьбе было угодно, чтобы у колодца он встретил Рахиль. Ему пришлось служить у ее отца 14 лет, прежде чем он получил в жены дочь богатого скотовода.
Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда - обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: "Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена". Писец у городских ворот писал тексты, брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривавший срок действия и цель. Отец передавал свою дочь "покупателю" на определенное время, чтобы она произвела ему потомство. Если покупатель желал вступить в постоянный брак, то в подобном контракте должны были быть перечислены все внешние недостатки невесты и добавлялось: ("такая, как есть", т. е. без права возврата. Эта формула употреблялась, например, в Пузе (современный Иран). Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датируемый 135 г.н.э. и найденный в пещере у Мертвого моря: "... Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (подарок для новобрачной утром после свадьбы; фактически - приданое. - Прим. сост.) в размере 200 динаров. Если ты уйдешь от меня в дом вечности (т.е. умрешь), твои сыновья должны получить в наследство все...". Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей. Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVIII в. до н.э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. Вот что гласит вавилонский договор: "Благородный Иббатум отдает свою дочь Сабитум в супруги Варад-куби, сыну Илузу-имби, и дает за ней в качестве утреннего дара две кровати, два стула, один стол, две корзины, один жернов, одну чашу для еды, одну ступку, одну меру масла, а также 10 сиклей отвешенного серебра. Если однажды моя дочь скажет Варад-куби: "Ты больше не муж мне", то пусть ее бросят в воду. Если однажды Варад-куби скажет моей дочери: "Ты больше не жена мне", он должен выплатить ей при разводе одну треть мины серебра" (т. е. 20 сиклей, двойное приданое).
Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. .В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации. Вот договор между греческим военачальником Гераклидом и состоятельной девицей Деметрией, заключенный в 311 г. до н.э.: "Гераклид берет Деметрию в жены. В браке она приносит за собой одежду и украшения стоимостью в 100 драхм, Гераклид же обязуется обеспечить ей все, что положено свободной женщине. Если Деметрия будет уличена в дурных делах, она теряет свое приданое, но при этом трое мужчин, которых выберут они оба, должны подтвердить Гераклиду справедливость этих обвинений. Гераклид не может ни привести в дом другую жену, ни родить детей с другой женщиной, ни допускать какой-либо несправедливости против Деметрии. Если он будет в этом уличен, то Гераклид должен будет вернуть Деметрии ее приданое в 1000 драхм и сверх того 1000 драхм штрафа".
Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать с половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, "покуда они держат руку свою на их затылке" и "прежде чем девушка созреет, как полная луна", т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. В Греции невеста бывала такой юной, что в день свадьбы ей приходилось сжигать на алтаре Артемиды свои игрушки и своих кукол. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте - одиннадцать.
Еврейский закон требовал от отца: если его дочь останется незамужней после двенадцати лет, "тогда отпусти одного из рабов своих на свободу и дай его ей в мужья".
В Риме в двадцать лет женщина считалась уже матроной. Римский император Август вынужден был принять закон против безбрачия и бездетности; того, кто к двадцати годам не вступал в брак, могли оштрафовать и даже изгнать.
Обряд "умыкания невесты" и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимая облик различных животных, охотился за женщинами - жертвами своей любви. Гомеровская "Илиада" начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с "похищением сабинянок". Согласно легенде, Ромул, согражданам которого не хватало женщин, пригласил на праздник сабинян (соседнее скотоводческое племя) вместе с их семьями. Во время празднества римляне похитили незамужних сабинянок.
Нечто похожее рассказывает Библия о потомках Вениамина в царскую эпоху. В ходе междуусобных войн у них осталось мало женщин. Они напали вначале на город к востоку от Иордана и "поразили мечом" всех мужчин и женщин, но "четыреста девиц, не познавших ложа мужского" (Суд. 21, 12) они похитили и привели в свой лагерь.
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак.
Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Древние корни и у различных "банных" обрядов, касающихся невесты. Даже богини перед "священным браком" должны были совершить сакральное омовение. В Назарете демонстрируют купель, где совершала "микву" (так назывался обряд омовения женщины, служивший культовому очищению) Мария.
Во многих странах, если не были уверены в невесте, она помимо священного омовения (очищения) подвергалась проверке девственности. По Плутарху, у некоторых племен, обитавших на берегах Каспийского моря, невеста, прежде чем надеть на себя покрывало, становилась обнаженной перед пчелиным ульем. Поскольку рабочие пчелы живут "целомудренно", чистая девушка не мешала им, однако нецеломудренную они обращали в бегство.
Иудейский мудрец предложил для проверки невинности собственный метод: невеста "под подозрением" должна была сесть на корточки над отверстием винной бочки. Если она утратила девственность, запах вина должен был проникнуть в нее, если была девственна - не проникал.
Торжественное шествие с флейтистами, барабанщиками и факельщиками сопровождало в былые века невесту из родительского дома в ее новый дом. Музыка, громкие возгласы ликования и факелы должны были отпугивать демонов.
"Пойди за мене. Яз тебе хоцю, а ты мене", - просил неведомый нам Микита Ульяницу семьсот лет назад и, вероятно, ухаживал за ней принятым в XIII веке способом.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживанием и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам, исполнение каковых преследовало одну цель - союз должен быть прочным и счастливым.
Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично "Свадьба - это обряды, сопровождающие заключение брака". Свадебный обряд - это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и интимность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За "смыслом" свадьбы обратимся к истории.
У древних славян - древлян, вятичей и радимичей - существовал обычай похищения невест "у воды" во время праздников богини "женитвы" Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета -дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома; выражение "играть свадьбу" напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго - вплоть до XV в.
Имелась и иная форма закрепления брачных уз, а именно - брак-приведение. "Поляне... брачные обычаи имяху не хожаше зять по невесту, но приводяху вечер, а завтра прихожаху за ней, что вдадуче". Здесь женщина уже частично утрачивала право на проявление свободной воли; преимущественную роль при заключении брака играли теперь родители или родственники невесты.
Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники и рожечники. Вся эта разудалая толпа сопровождала свадебные поезда (см. далее) и после принятия христианства, что вызывало крайнее неудовольствие духовенства. По настоянию Церкви в постановление Стоглавого Собора (Собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы в 1551 г.) было включено правило "К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадьбою не ходити и о том священникам таким запрещаети с великим запрещением, чтобы такое бесчиние никогда не именовалося". Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала - в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса - непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название "продуцирующая магия".
У римлян также, как у славян, существовал обычай петь песни новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. Простейший пример антипатической магии: идя на экзамен, мы просим близких и друзей посильнее ругать нас. (Пословица: Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом). В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горюч-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.
По мнению этнографа М. Забылина, каравай перешел к нам из Древнего Рима, где новобрачные при торжественном бракосочетании должны были есть пирог - пресную лепешку на муке, соли и воде (впоследствии - свадебный торт). После пирог разламывался над головой жениха и невесты, а гости бросались подбирать кусочки, надеясь приобщиться к счастью молодых.
Обряды со свадебным пирогом распространены по всему миру. У американских индейцев невеста сама должна была испечь лепешку и преподнести ее жениху. Англосаксы во время брачной церемонии выносили огромную корзину с сухариками. Каждый гость брал по одному, а оставшиеся сухарики отдавали бедным. Потом традиция претерпела изменения, и гости стали приносить то, что выпекали сами. Чаще всего это были сдобные булочки, которые складывались в огромную груду. Если невеста с женихом могли поцеловаться над ней, то это рассматривалось как верный знак долгой и счастливой жизни.
Наконец, где-то в царствование Карла II, все эти булочки сложились в один большой торт. По легенде, в эту пору в Англии гостил некий французский кулинар, который, наблюдая, как булочки складываются горой, решил, что гораздо лучше будет покрыть их глазурью, чтобы они составили одно целое. Так возникла идея многослойного свадебного пирога, непременного атрибута свадебного торжества.
Обычай разувать супруга (которому не подчинилась гордая Рогнеда, дочь князя Полоцкого, отказавшись разуть Владимира Красное Солнышко) означал полное подчинение новобрачной мужу; он существовал и в Германии во времена Лютера, когда молодая супруга снимала сапог и клала его в изголовье постели в знак господства мужа над женой. В некоторых местностях жена находила в сапоге мужа деньги, что служило некоторой компенсацией.
К числу народных обычаев, которые соблюдались даже в царских и боярских домах, относилось и мытье в бане накануне свадьбы (чистота брачного ложа), и постилка ржаных снопов вместо постели (к легким родам), и усаживание молодых на меха (богатство). Желанием сохранить любовь мужа объяснялось существование обычая "банной воды" - невесты давали будущим мужьям пить воду после ритуальной мыльни.
А вот обычай "вскрывания", определения непорочности, "почетности" невесты, запрещенный впоследствии указом Петра I и соблюдавшийся в деревнях, не относился к народным, а являлся следствием распространения церковного венчального брака и связанного с ним требования сохранения невестой целомудренности до него: "... не причащайте, женивши, а девицам потому же, которая замужъ пошла нечиста...".
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам, а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим некогда обычаем купли женщины. Врученное таким образом кольцо - древнеримская традиция помолвки - является как бы коммерческим обязательством, подтверждающим, что соглашение будет выполнено. Говоря современным языком, кольцо являлось первым "вкладом на свой счет". С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже " не продается ".
У евреев кольцо появилось в VIII в.н.э. на смену обычаю вручать невесте монетку в качестве "долгового обязательства" того, что в будущем муж берет на себя финансовую поддержку жены.
Кольцо с печаткой, которое римлянин вручал жене, означало, что она берется делить с мужем все обязанности и допускается в управление домом в качестве равноправного партнера.
В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать "верность, постоянство и целостность любви". Оно должно было напоминать людям о святости брака. Точно так же как круг является символом гармонии и совершенства и у него нет ни начала, ни конца, так и кольцо должно напоминать о бесконечности священного союза и беспредельности супружеской любви.
Фата, которой украшали впоследствии голову невесты, является символом скромности и стыдливости, а обычай этот пришел еще с тех времен, когда невест похищали. Драгоценный "трофей" тщательно упаковывали с ног до головы в плотную (а не прозрачную) ткань, прежде чем отбыть в дом будущего мужа.
Фата также означает полную покорность и подчиненную роль невесты и жены. Ревекка "взяла покрывало и покрылась", увидев своего будущего мужа Исаака, говорится в Библии. В фате также видели средство противостояния духам, которые, прельстившись красотой невесты, могут увести ее, а также и оберег от недоброго глаза.
В старину в России бытовала традиция: жених не должен был видеть невесту до свадьбы (отсюда и само слово "невеста", т. е. неизвестная), и фату могли снять только после венчания. Впрочем, принцип неизвестности существовал не везде, что дало основание Н. И. Костомарову упомянуть, как на одной новгородской свадьбе XV в. перед поездкой к венцу дружка кричал: "Мы не фату приехали смотреть, а невесту!". И жених лицезрел свою суженую.
Флердоранж - цветки апельсина, которыми по традиции зачастую был украшен наряд невесты, когда-то использовались не для украшения, а являлись символом чистоты и невинности, как бы публично заявляя, что невеста - девственница, а также служили залогом появления большого потомства, т. к. были цветами дающего большой урожай дерева. Кроме того, апельсиновое дерево - вечнозеленое, одновременно и цветущее, и дающее плоды; поэтому именно его цветки более всего выражают надежду невесты, что, являясь прелестным цветочком, она будет вместе с тем обладать двумя добродетелями апельсинового дерева.
В Англии такой обычай появился в 1820 г. и был заимствован у французов, в свою очередь перенявших его у испанцев, которые завезли эти деревья из Марокко. В Северной Европе украшать свои платья цветками апельсина могли только невесты из состоятельных семей, и сделались эти цветки символом высокого положения в обществе. Цветы апельсинового дерева - не экзотика ли! Но, как известно, если женщина чего-то очень сильно хочет и тем более - к свадьбе...
Из давних времен пришел и обычай стоять невесте слева от жениха во время венчания, брать его под левую руку и идти слева по окончании церемонии. Когда-то это делалось по очень серьезным причинам. Жених становился справа, оставляя свободной правую руку для оружия, которым он мог достойно защитить ее (и себя) от нападения неудачливого соперника.
А вот модный сейчас обычай вносить невесту на руках в дом существовал у очень многих народов - у древних римлян, китайцев, абиссинцев и др. и обусловлен, вероятно, несколькими причинами. Возможно, этот обычай восходит к тем временам, когда невесту похищали и приходилось применять силу, возвращая ее в дом мужа.
Кроме того, по утверждениям психологов, это действенный способ дать понять, кто в доме хозяин и кто решает, куда следует идти.
С самых древних времен люди боялись споткнуться о порог, считая это недоброй приметой, особенно если это порог собственного дома. Во избежание такой неприятности жених предусмотрительно переносил невесту через порог.
Древние римляне полагали, что над порогом властна покровительница домашнего очага богиня Веста; поэтому считалось предосудительным, чтобы, расставаясь с девичеством, девушка касалась его.
И наконец, свидетельство о браке.
Когда-то сам факт сожительства полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью своего мужа. Цены колебались в зависимости от спроса и предложения, тут все определялось достоинствами девушки (которые, опять же, по-разному оценивались разными народами и племенами), ее возрастом и т. д. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и послужило причиной появления свидетельства. Из древности до нас дошел такой документ, возможно, одно из первых свидетельств о браке. Он был обнаружен среди арамейских папирусов и принадлежал еврейскому войску, стоявшему в Египте в V В. до н.э.
В наши дни в России начинает получать распространение брачный договор, похожий на те, что уже давным-давно заключаются во многих странах. Договор определяет права и обязанности супругов в вопросах имущества, наследования, отношений с их родителями и множестве других ситуаций, которые могут возникнуть в семейной жизни.
Вступивший в действие с 1 марта 1996 г. Семейный Кодекс РФ официально вводит брачный договор, каковым признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке, а также в случае его расторжения.
Заключение такого договора возможно как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
По такому договору супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности в отношении имеющегося и будущего имущества. В брачном договоре могут быть определены права и обязанности по взаимному содержанию супругов, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов. Может быть определено имущество, собственником которого станет каждый в случае расторжения брака.
Допускается включение в договор любых других положений, касающихся имущественных отношений супругов. Договор может быть изменен или расторгнут соглашением сторон в любое время. По требованию одной из сторон договор изменяется или расторгается по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом.
С момента прекращения брака перестает действовать и брачный договор, за исключением тех обстоятельств, которые предусмотрены договором на период после прекращения брака.
Предусмотрена также возможность признания судом брачного договора недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение.

Свадьба в России

Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины.
... Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
А. С. Пушкин
Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Браки убегом, "самокруткой", заключенные без одобрения родителей, случались крайне редко вплоть до XX в. Распоряжаться по собственному усмотрению мог только тот, кто вступал в брак в зрелом возрасте, у кого это был второй брак или кто вовсе не имел родителей. Женщина проявлять инициативу не могла. Исключение составляли только богатые вдовы, проживающие в городе, да и то их действия подвергались неодобрению, особо негодовали женщины: ведь испокон веку предложение делал мужчина. Справедливости ради следует отметить, что в других странах существовал обычай, разрешающий в високосный год поменяться ролями, поскольку, по старинным представлениям, все, что происходило в такой год, было наоборот.
В 1288 г. шотландская королева Маргарита будто бы провела через свой парламент закон, по которому любая женщина в високосный год может сделать предложение мужчине, который ей нравится. Тот мог отказаться только в том случае, если был обручен, и другого выбора не было. Если избранник продолжал настаивать на сохранении статуса холостяка, то должен был уплатить солидный штраф. Кое-где закон переняли, но в России о нем и не слыхивали. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там "стерпится, слюбится". Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла.
Не женат - не человек. Холостой - полчеловека. Холостому помогает боже, а женатому хозяйка поможет. И в раю жить тошно одному. Холостой - простой, женат - богат, а вдовец - что зяблец. Живешь - не с кем покалякать; помрешь - некому поплакать. Бездетный умрет, и собака не возьмет (не взвоет). Семья воюет, а одинокий горюет. Одному спать - и одеяльце не тепло.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству.
Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. Худ мой Устим, да лучше с ним. Худ мой мужилка, а завалюсь за него - не боюсь никого. С ним горе, а без него - вдвое. Хоть лыками сшит, да муж. За мужа завалюсь, всем насмеюсь, никого не боюсь. Побереги, бог, мужа, не возьмет нужа. Дай Бог - с кем венчаться, с тем и кончаться.
А уж коли пошла речь о пословицах, то представлен в них и весьма иронический взгляд на брак.
Был у меня муж Иван - не приведи бог и вам. Вздурился,
женился, где покаялся, тут и удавился. В девках сижено - плакат; замуж хожено - выто. Женишься раз, а плачешься век. Жениться недолго, да бог накажет, долго жить прикажет.
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест, а царицы подыскивали женихов для девушек, живущих в царицыном окружении. Устройство судеб занимало значительное место в быту самодержцев, и женская половина отдавалась этому занятию со всем пылом и рвением, присущим слабому полу, когда речь заходит о сватовстве и женитьбе.
Сватовство августейшего лица воспринималось как величайшая милость, и отказ был невозможен, даже если брак не казался желательным. Помните покорность боярина Ржевского в "Арапе Петра Великого" А. С. Пушкина.
"-... Да за кого ж царь сватает Наташу?
- За арапа Ибрагима.
Старушка ахнула и сплеснула руками...
- Батюшка-братец...не погуби ты своего родимого дитяти, не дай ты Наташеньки в когти черному диаволу.
- Я сказал, что власть его с нами, а наше холопье дело - повиноваться ему во всем".
Немного о беглых свадьбах, которые случались на Руси редко. В этих "скоропетых" браках священник (разумеется, недаром) венчал пару с нарушением каких-нибудь правил - без предварительного оглашения, проверки документов; были случаи сочетания близких родственников (например, среди предков композитора Рахманинова: венчались двоюродные брат и сестра). Всегда находился "заштатный поп, известный на сто верст кругом тем, что он венчал встречного и поперечного, и притом также мало соображаясь со временем, узаконенным Церковью". (Н. С. Соханская в сб. "Дача на Петергофской дороге").
Подобные свадьбы совершались чаще по тайной любви и соглашению молодых людей, когда нет и не может быть родительского благословения: то ли из-за неравенства сословий и состояний, коварства жениха, желавшего завладеть приданым, ослушания воле родителей и пр., то ли, наоборот, по причинам согласованным (стремление скрыть беременность и пр.). Порой эти браки сопровождались различными, весьма романтическими обстоятельствами, вплоть до погони.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что "свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини", - писал Н. И. Костомаров об обычаях наших предков XVI-XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми. В старые времена это были свадебные тысяцкий (по В. Далю - род выборного головы, старшины из крестьян...) После свадьбы - всякий тысяцкий. Старший свадебный чин /тысяцкий, больший и меньший боярин, дружка, поддружье и дворецкие; бояре, все гости, поезжане/; обычно это крестный, он же и посаженный отец жениха; он распорядитель поезда, меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых), сидячие бояре и боярыни, свадебные дети или поезжане.
Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи. В церковь отвозилась своя посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Затем брачные свечи слепляли и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей. Там свечи оставались целый год.
Помещение - сенник, где надлежало спать молодым, убирался следующим образом: по стенам ставились иконы, в каждый угол втыкалась стрела, на каждую стрелу вешался соболь или куница, на лавках ставили по сосуду с медом, а сама брачная постель делалась на двадцати одном снопе.
После подачи на стол последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели; туда же отводили и молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачной советы, как жить в супружестве, а уже у постели жена тысяцкого, одетая в две шубы (одна навыворот), осыпала их зерном, деньгами и хмелем, и кормила молодых на постели.
На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье (сколь мудро!) и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.
Поутру члены свадьбы являлись в сенник, стрелой поднимали одеяло и определяли непорочность новобрачной. (Если молодая не была целомудренна, то дружка, взяв стакан с дырой на дне, зажимал его пальцем и подносил матери новобрачной; когда та брала стакан, он отнимал палец, и вино вытекало, сие сопровождалось общим поруганием и насмешками).
После свахи вели молодых в баню, куда теща посылала платье зятю, а затем кормила его кашей. Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласия в супружестве.
Непревзойденное описание царской свадьбы, имевшей свои особенности, дал А.Толстой в "Петре I".
Вплоть до XVI II в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским "политесом".
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой). Второй цикл - сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились "отводины" - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина - от великих князей до последнего подданного - был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую - на купеческую и т. д. Объединяло их одно - каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
В деревенских свадьбах венчанию в церкви отводилась промежуточная роль, и многие ритуалы напоминали языческие. Свадебное время считалось благоприятным для разгула нечистой силы, и в средние века даже имелся специальный свадебный чин для борьбы с нею - ясельничий.
Даже в начале нашего столетия принимались всевозможные меры во избежание порчи. Невесте и жениху втыкали в одежду булавки против сглаза или вкладывали головку лука, чеснока или колокольчик, все гости и поезжане подпоясывались вязаным пояском с множеством узелков. В косяк дома, где проходил свадебный пир, вбивали крест-накрест два гвоздя. Сваха с рябиновой веткой в руках обходила кругом дом и кровать, где постилалось брачное ложе.
При одевании невесты какая-нибудь удачливая в замужестве женщина должна вдеть ей серьги на счастье. Булавочку из убора невесты подруги подбирают себе на счастье и скорое замужество.
Перед приходом молодых от венца, снаружи кладут на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагнут - защелкивают. То же делают и при первом приезде жениха к невесте, чтобы была успешнее свадьба.

Городская свадьба

Что ж, матушка? За чем же дело стало?
В Москву, на ярмарку невест!
Там, слышно, много праздных мест.
А. С. Пушкин.

ЗНАКОМСТВО

В старые времена роковой вопрос "Ну где, где же мне познакомиться?" решался весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои), где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.
Горожане - выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах. Здесь играли в колечко, горелки, водили веселые хороводы, и, помимо участников игр, там присутствовали родители, родственники и профессиональные свахи, зорко высматривавшие свою будущую "добычу".
В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место.
"Приближался день приноса чудотворной иконы из Семиозерной пустыни, когда казанские женихи невест высматривают. Гаврила Маркелыч велел жене Машу вырядить и отправиться на смотр. Разрядилась Маша в шелки-бархаты и рано утром с матерью и невесткой пошла на широкую луговину, что расстилается между Кремлем и Кижицами. Через нее должны были проносить икону Богородицы. Прихватили Залетовы с собой бабушку Абрамовну... Маленько и сватаньем занималась Абрамовна.
Дело было в июне. С раннего утра гудел торжественный звон колоколов с пятидесяти казанских колоколен.<...> Разряженные горожане густыми толпами спешили по луговине к Кижицкому монастырю, куда еще с вечера принесли икону из Семиозерной обители. Женщин, как всегда и везде в подобных случаях, было гораздо больше, чем мужчин; белые, красные, голубые и других ярких цветов наряды, цветные зонтики, распущенные над головами богомолок, придавали необычный в другое время, праздничный вид луговине... Чем ближе к монастырю, тем гуще и пестрей становились толпы. <...> Семейство Гаврилы Маркелыча остановилось у того места, где должны были встретиться два крестные ходы: один из города, другой из монастыря. Шестнадцатилетняя Маша сияла красотой: черные, как смоль, волосы оттеняли смуглое, румяное личико, огневые черные глаза так и горели из-под длинных ресниц. Высокая, стройная, статная девушка скромно стояла на месте, глаз не поднимаючи, а молодежь так и кружится вокруг нее, так на нее и заглядывается". (П. И. Мельников / Андрей Печерский/. "В лесах").
В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки (в будние дни девушек из "приличных семей" не пускали). На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры - флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и краковяк. На вечерах царила весьма лиричная атмосфера, чему немало способствовали романсы, которые четко делились на мужские и женские. В тех и других говорилось о несчастной любви, ревности и самоубийстве. Женские романсы: "Вот вечер вечереет", "Вспомни, Ваня, друг любезный" и т. п.; мужские - "Когда я был слабодный мальчик", "Зачем ты, безумная, губишь того, кто любят тебя?" и т. п. В первых виновником страданий был мужчина, во вторых, соответственно - женщина.
Расходились не позднее 11 часов вечера.
В более культурной среде устраивались домашние вечера (например, в честь именинниц и именинников). На них танцевали под фортепьяно вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже, чем на вечеринках. Знакомство и общение происходили в присутствии старших, которые внимательно следили за поведением подопечных.
В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.
"Всю зиму была здесь ярмарка невест. Усадив их в возки и бережно подоткнув со всех сторон, везли этот редкостный товар осенью по широким дорогам в Москву, и у застав возки останавливались. Золотились главы церквей, зеленели сады, и у невест екали сердца. Потом их показывали московским старухам, и те, оглядев, брали их под свое покровительство. Вскоре на каком-нибудь балу девичья судьба решалась". (Ю. Тынянов. "Пушкин").
В зимнее время для учащихся старших классов и студентов устраивались платные вечера, которые посещала образованная купеческая и дворянская молодежь. Танцевали под оркестр вальсы и мазурки. Молодой человек в знак симпатии мог подарить своей партнерше цветы, которые продавались в виде маленьких букетиков у входа в зал. А на балы в институты благородных девиц приглашались юнкера из знаменитых военных училищ. Эту традицию переняли затем в наше время так называемые "женские" институты - педагогические и библиотечные, только вместо юнкеров кавалерами студенток становились курсанты военных училищ.
Запоминающиеся картины времяпровождения молодежи, легких знакомств и горячих чувств, родительской изобретательности и т. д. в "Юнкерах" А. Куприна.
"Сегодня его день так полно и счастливо занят, что даже совсем не остается места для семейных радостей. К десяти часам он должен ждать в Зоологическом саду Наташу Манухину. Они будут кататься с великолепных ледяных гор. Какое острое наслаждение нестись стремительно вниз на маленьких салазках по отвесной сверкающей дороге.. .<...>
В час - завтрак у Шпаковских, а после завтрака - веселая репетиция водевиля "Не спросясь броду, не суйся в воду", где Александров играет Макарку, а также и в живых картинах. Должно быть, и потанцуют немного. В этом большом, уютном, безалаберном доме - две девочки, три барышни, и всегда множество их подруг всяких возрастов. Там с утра до вечера поют, танцуют, устраивают игры, едят, влюбляются и звонко смеются. Александрову часто кажется, что он влюблен в младшую из барышень, в белокурую розовую Нину. Впрочем, все любви Александрова так многочисленны и скоропалительны, что сестра в шутку зовет его - господин Сердечкин.
Потом - обед у Калмыковых, и тоже танцы. А затем - самое главное - вечером знаменитая елка в Благородном собрании, на которую съезжается вся молодая Москва: дети, подростки, барышни и юноши. Туда он обещал сопровождать трех приехавших из Пензы землячек... Бал, на котором танцуют, после того как детей увезут по домам, до тысячи молодых людей".
"Баловни современности" - телевидение, видео и т. п. отнюдь не способствуют живому общению людей, более подталкивая их к уединенности. "Средством знакомств" все настойчивее становятся газеты и журналы. Где нет теперь рубрики "Знакомства" или брачных объявлений? Шагающая "впереди" заграница все активнее использует для знакомств компьютерную связь с модемами. Уже немало супружеских пар, которые пошли к алтарю, установив контакт с помощью компьютера.
Учитывая спрос, в крупных европейских городах устраиваются балы для одиночек, куда стекаются люди, приметившие то или иное объявление. Все участники таких массовых вечеринок носят нагрудные номера, что избавляет знакомящихся от лишних слов. Стоимость билетов на подобные "смотрины" обычно весьма солидная.
Ежели вы решились поучаствовать в "ярмарке невест", предлагаемых печатными изданиями, то прежде всего попробуйте разобраться в спросе и предложении, которые, увы, не всегда соответствуют друг другу. Кроме того, и степень искренности в объявлениях - тема щекотливая; потому, читая объявления, не принимайте безоговорочно все, что автор о себе пишет. Целесообразнее обратить внимание на ту часть, в которой излагаются требования к потенциальному партнеру. Как утверждают специалисты, большинство из нас абсолютно трезво оценивают срои возможности и потому хотят, чтобы будущий партнер обладал теми же качествами, которые более приближаются к их собственному "я", чем приукрашенному газетному описанию, задача которого - заинтриговать и заинтересовать претендентов.
Как тут не вспомнить старый добрый обычай сватовства и, главное, не пожалеть о почти повсеместном исчезновении ловкой всезнающей свахи. Вот уж кто мог решить все проблемы разом!

СВАТОВСТВО

"Выбирай не невесту, а сваху", - гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.
Свахи первой .категории действовали абсолютно бескорыстно и добросовестно, не щадя сил и времени. "Люди женятся, а у нас глаза светятся" - вот их девиз.
"У генерала была двоюродная сестра... У кого есть в Москве двоюродная сестра, оседлая и довольно богатая, тот может жениться почти на всякой невесте, если он имеет чин и деньги, а она не имеет еще жениха. Генерал вверил свою тайну кузине, та приняла истинно сестринское участие. Месяца два бедная пропадала от скуки, и вдруг, как с неба, свалилось сватовство. Она тотчас послала дрожки за женой одного титулярного советника. Титулярная советница приехала; кузина выгнала из ближней комнаты горничных, чтоб никто не мог подслушать. Через час времени титулярная советница с раскрасневшимся лицом выбежала от кузины и, наскоро рассказав в девичьей, в чем дело, бросилась со двора. На другой день утром в девять часов, двоюродная сестра сердилась на неаккуратность титулярной советницы, которая хотела быть в одиннадцать часов и еще не приходила; наконец, желанная гостья явилась, и с нею другая особа, в чепчике; словом, дело кипело с необычайною быстротою и с достодолжным порядком". (А. И. Герцен. "Кто виноват?").
Свахи же второй категории ради успешного заключения брачного союза могли и соврать, и требовалось с ними держать ухо востро. Меткое народное слово тут как тут:
Сваха ходит собачьей тропой; Сваха лукавая, змея семиглавая; Никто против свахи не соврет; Люди хвастают - не перелезешь, сват хвастает - на коне не перескочишь; Было бы хожено да лажено, а там хоть черт родись; Хвалит сваха чужу сторону, а сама в нее - ни по ногу; Одна только сваха за чужую душу божится. Не выбирай невесту, выбирай сваху!
Сама же русская сваха - личность столь колоритная и своеобразная, что требует отдельного внимания. Русская сваха - это ходячий сборник всех вестей, сплетен, семейных тайн, в которые она проникала неведомо как, с ловкостью, достойной великих сыщиков. Чаще всего свахами становились общительные, предприимчивые особы среднего или пожилого возраста мещанского или купеческого сословия, зачастую вдовы. Обычно это была женщина дородная и румяная с лицом улыбчивым и лукавым, с проницательным или притворно-простодушным взглядом. Говорила сваха скороговоркой, испещряя свою речь пословицами да прибаутками. Удивительно, что тип свахи сохранялся и не изменялся с допетровской поры и к помощи ее прибегали даже во времена не столь отдаленные. Объяснить сие можно, видимо, несомненной пользой свах, несмотря на все "издержки профессии". Являлась сваха живым календарем всех томимых жаждой брака, всех парней и кандидатов в супруги, подростков и девушек, остепеняющейся молодежи, вдов и вдовцов, и без посредничества свах не обходилось ни одно супружество. (У доброй свахи женихи с невестами все на перечете). В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать - какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.
В дворянских и богатых купеческих семьях роспись приданого составлялась отцом невесты в день рождения дочери. "Дочку в колыбельку - приданое в коробейку", - гласит пословица. Сваха обязана была сообщить подробности о красоте и нраве невесты, которую иногда можно было увидеть только в самый день свадьбы. У свахи имелись свои источники информации - гадальщики, приживалки, прислуга, даже квартальный. Опрашивались также и владельцы соседских лавок, да и самими покупателями не пренебрегали. Собрав все нужные сведения, сваха направлялась к заинтересованной стороне. Иногда представлялся аж письменный реестр.
"Елена Андреевна К**, третья дочь купца 2-й гильдии, 19 лет, девица, роста среднего, темно-русая, глаза карие, румян не употребляет, говорит по-французски, играет на фортепиане и на гитаре. За нею приданого 50 тыс. рублей банковым билетом, бриллиантов, серебра, платья и белья голландского на 25 тыс.руб. По смерти отца - каменный дом на Лиговке, обще с двумя замужними сестрами, и капитал в 200 тыс.руб., с ними же нераздельно. Желает полковника, или капитана, но в таком случае гвардейского, не старее 35 лет, черноволосого, не слишком полного, но и не худощавого, высокого роста, чтоб говорил по-французски, не курил табаку и имел кроме жалованья, своих не менее 2 тыс.руб. в год".
"Вдова 25 лет, имеющая до 10 тыс. годового дохода, не имевшая детей, желает хорошего и доброго человека, преимущественно военного или из отставных военных, от 30 до 35 лет, высокого роста, благонадежного здоровья и крепкого сложения; красоты не ищет, но чтобы был не безобразен, черноволос и в усах; табаку бы не нюхал, а курить может; за состоянием также не гонится; может быть и старее несколько 35 лет, но непременно в цветущем здоровье, не бледный и и не худой". (Из кн. "Русский очерк").
По поводу сватовства существовало множество суеверий. Сватовство не полагалось затевать в среду и пятницу. Также несчастливыми считалось 13 число, а 3, 5, 7 и 9 - счастливыми. Ни в коем случае нельзя было, идя со сватовством в дом, вступать в разговоры, а подойдя к дому, следовало незаметно прикоснуться рукой или плечом к косяку и только затем стучать. Во время разговора сваха или сват должны были незаметно дотронуться до ножки стола, "чтоб дело не сбежало".
Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать? Давай свадьбу стряпать!).
В дворянском быту сватовство обычно состояло в беседе с родителями, после чего (если было получено согласие) в залу приглашалась невеста, у которой спрашивали, согласна ли она выйти замуж. Предварительное объяснение с девушкой считалось нарушением приличий. Впрочем, с 70 гг. XVIII столетия молодой человек мог предварительно побеседовать с девушкой на балу или в каком-нибудь общественном собрании. Такая беседа рассматривалась соответствующей приличиям и ни к чему не обязывала.
В том случае, если родители считали партию неподходящей или невесте жених не пришелся по сердцу, отказ делался в ритуальной форме: жениха благодарили за честь, но говорили, что дочь еще слишком молода или,-например, намеревается поехать в Италию совершенствоваться в пении. Случалось, (особенно, если жених был знатный, богатый и немолодой), что сватовство могло осуществиться и без согласия девушки. У последней в таком случае оставалась надежда реализовать свой отказ в церкви.
При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда, постельное белье. Отдельным пунктом стояло "Божье благословение", например: "Иконостас красного дерева с тремя иконами в серебряных вызолоченных ризах, и к ним - серебряная лампада". Широкое распространение среди купечества получил обычай давать, помимо приданого, определенную сумму наличными.
Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи приданого обычно через неделю назначались смотрины.

СМОТРИНЫ

До рассказа о смотринах у простых смертных остановимся на смотринах царских - уникальном явлении допетровской Руси. В силу того, что Европа очень мало знала о России, которая представлялась ей дикой пустыней, заселенной варварами, и из-за различий в вере, русские государи не могли жениться на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать себе невесту из подданых. Выбор же невесты из знатного рода настолько возвышал последний, что мог создать соперника царствующей фамилии, и потому государь был вынужден установить так называемый "всенародный" нелицеприятный выбор невесты, как женщины доброй, "ростом, красотой и разумом исполненной, к какому бы малому роду она не принадлежала".
У русской красоты было:
Белое лицо, как бы белый снег,
Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,
Черные брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены;
Ясные очи, как бы у сокола...
Она ростом-то высокая.
У ней кровь-то в лице словно белого зайца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки...
Ходит она, словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день...
Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое понятие о физическом цветущем здоровье. В отличие от последующих веков (особенно XIX в.) с их идеалами изнеженно-бледной красоты, в старые времена почитали деву, пышущую здоровьем, крепкую и румяную. Само слово - красота - от "красный", а вот бледность воспринималась следствием болезни или признаком дурного поведения, разврата, самое грубое название которого выводилось из одного корня со словом "бледный".
Иноземцы же, бывавшие в Москве в XVI и XVII вв., едино восхваляли красоту русских женщин, сетуя только на излишнее и неискусное употребление белил, румян и сурьмы, которые лишь безобразят их природные достоинства.
Было царям из кого выбирать. Вот как проходили выборы невесты Великому князю Василию (отцу Ивана Грозного), по рассказу Франциска-де-Колло: "В. к. Василий, вздумав жениться (это было еще при его отце), обнародовал во всем государстве, чтобы для него выбрали самых прекраснейших девиц, знатных и незнатных, без всякого различия. Привезли их в Москву более пятисот, из них выбрали 300, из трехсот - 200, после - 100, наконец - только десять, осмотренных повивальными бабками; из сих десяти Василий выбрал себе невесту и женился на ней". По другим источникам, невесту избрали из 1500 девиц, последняя цифра могла означать все число девиц, которые были написаны в выбор соответственно требуемым для государевой невесты качествам. Вот такой своеобразный "конкурс красоты".
Выбор пал на Соломониду Сабурову, дочь незначительного дворянина.
Невесты выбирались нередко из бедных и простых родов. Отец первой жены Алексея Михайловича - Марьи Милославской (матери царевны Софьи) служил кравчим у посольского дьяка Ивана Грамотина. Дочь его, будущая царица, хаживала в лес по грибы и продавала их на рынке. О царице Евдокии Стрешневой, супруге первого Романова - Михаила Федоровича - ее же постельницы говаривали: "Не дорога-де она государыня; знали они ее, коли она хаживала в желтиках (по В. Далю, желтики - простые женские чеботы); после-де ее государыню Бог возвеличил!". А о матери Петра I, царице Наталье Нарышкиной, Шакловитый, предлагавший погубить ее, говорил царевне Софье:
"Известно тебе, государыня, каков ее род и какова в Смоленске в лаптях ходила". Можно представить, с какой ненавистью и завистью встречали возвышение нового рода, и какие страсти и интриги возникали при выборе невесты во дворце.
Поэтесса Н. Кончаловская описывает известный исторический случай, как расправились с полюбившейся царю Алексею Михайловичу дочерью помещика.
По снегам, дорогой дальнею,
Через всю Сибирь в Тюмень,
Под дугою песнь печальную
Бубенцы поют весь день:
"Ой, да нанесли обиду нам
В царском тереме в Москве!
Ой, в позоре мы в невиданном -
В неудачном сватовстве!".
На возок метель бросается,
Бубенцы поют в тоске
О Ефимии красавице,
Что сидит одна в возке,
О красе, царем замеченной -
Алексеем молодым,
О судьбине изувеченной
Царским дядькою седым.
Царь, послушный и безропотный,
Но Морозов - дядька опытный,
Все дела прибрал к рукам,
Знал он, на кого надеяться,
Знал, кому наказ шепнуть -
В день смотрин венец на девице
Туго-натуго стянуть.
И когда к ней темной тучею
Дурнота подкралась вдруг,
"У Ефимии - падучая!" -
Зашептали все вокруг.
"Уж родней царю не станете! -
Втайне рад,
А Ефимию без памяти
Выносили из палат...
В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера, благотворительные мероприятия.
Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг - по обычаю, "запутывали дело". В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на который можно было либо согласиться, либо нет.
Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и круговой обход стола.
Имущественные вопросы не тяготили лишь бесприданиц, для которых смотрины сразу же становились помолвкой. И хотя приданому придавалось весомое значение, говорили в народе и так: Не с богатством жить, а с человеком. Сундук с бельем да невеста с бельмом (с горбом). Через золото слезы льются. Приданое - в сундуке, а дурак - на руке. Одеяло стеганое алого цвету, а как ляжешь спать, так его и нету. Богаты невесты - да до венца. Верь приданому после свадьбы!

 


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.