Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ревалд Д. История импрессионизма

ОГЛАВЛЕНИЕ

Библиография

Библиография эта задумана как путеводитель. В то время как научные и более или менее полные библиографии уделяют равное место важным и малозначительным работам, хорошим и плохим, здесь была сделана попытка ограничить список основными публикациями и в то же время указать читателю, чего от них можно ожидать.
Раздел, посвященный общим исследованиям импрессионизма, построен в хронологическом порядке, так, чтобы в комментариях читатель мог проследить развитие оценок импрессионизма, так же как прогресс в исследованиях.
Библиография, посвященная отдельным художникам (Базилю, Дега, Гогену, Кайботту, Кассат, Мане, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуару, Сезанну, Сислею), для большего удобства построена следующим образом: каталоги произведений, письма художников, свидетельства современников, биографии, характеристика творчества, репродукции. Поскольку в различные подразделы иногда входят одни и те же книги, все они перенумерованы, и там, где это нужно, вместо названия книги повторяется ее номер.
Комментарии в основном указывают на степень достоверности различных публикаций; особое внимание уделяется оценке документации, подбору и качеству репродукций, библиографии и пр.
Из статей, появлявшихся в различных периодических изданиях, указываются только те, в которых содержатся важные сведения, новые документы и пр. В числе книг, однако, указаны даже представляющие сравнительно небольшой интерес, если они имеют широкий круг читателей или пользуются незаслуженно хорошей репутацией.
Поскольку эта библиография не претендует на исчерпывающую полноту, в ней указаны не все книги, используемые и цитируемые автором. Ссылки на дополнительно использованные публикации читатель найдет в примечаниях, которые даны к каждой главе.

ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Leroy L. L'exposition des Impressionnistes. "Charivari", 25 avril 1874. Широко цитируется на стр. 216—219. Эта статья, в которой художники впервые называются „импрессионистами", включена в библиографию как образец бесчисленных нападок, появлявшихся во французских газетах в связи с различными выставками группы.
Duranty E. La nouvelle peinture. A propos du groupe d'artistes qui expose dans les Galeries Durand-Ruel. Paris, 1876. Широко цитируется и обсуждается на стр. 253—256. Первая публикация, посвященная группе импрессионистов, хотя автор тщательно избегает слова „импрессионист". Новое издание опубликовано с примечаниями М. Герена (Париж, 1945).
Riviere G. (редактор). L'Impressionniste, journal d'art. Весной 1877 г. (6—28 апреля) изданы пять выпусков по случаю третьей выставки группы. Изданы при помощи и частично при непосредственном участии Ренуара. Выдержки см. у L. Venturi. Les Archives de l'Impressionnisme. Paris, 1939, v. II, p. 305—329.
Riviere G. Les intransigeants et les impressionnistes — Souvenir du Salon libre de 1877. „L'Artiste", 1er novembre 1877. По требованию издателя в этой статье не упоминаются Сезанн и Писсарро.
Duret T. Les peintres impressionnistes. Paris, 1878. Перепечатано в книге того же автора: „Critique d'avant-garde". Paris, 1885, и в его „Peintres impressionnistes". Paris, 1923. Сочетает общую краткую историю импрессионизма с биографиями Моне. Сислея, Писсарро, Ренуара и Берты Моризо. Первая серьезная попытка объяснить импрессионизм и подчеркнуть значение его основателей. См. стр. 278—279 данной работы.
Glement C. E. & Hutton L. Artists of the Nineteenth Century and their Works. A handbook. Boston — New York, 1879. В эту книгу не включены современные художники, за исключением Мане. Однако она полезна для изучения деятельности художников, которые были знамениты в то время, когда импрессионисты впервые предстали перед широкой публикой.
Marte11i D. Gli Impressionisti. Lettura data al circolo filologico di Livorno. Firenze, 1880. Лекции, прочитанные другом Дега и Писсарро. Тонкий анализ нового искусства, которое Мартелли изучал в Париже в 1878—1889 гг. (где Дега сделал его портрет). А. Бошетто подготавливает издание работ Мартелли, частично неопубликованных. См. Diego Marte11i. Piccola Antologia. „Paragone", n° 3, marzo 1950.
Burty P. Grave imprudence. Paris, 1880. Роман; история любви одного художника, наделенного чертами Ренуара, Моне и Мане. Автор рассказывает о ранней поре импрессионизма, описывает собрания в кафе и в образе критика изображает себя. Выдержки см. у L. Venturi. Les Archives de l'Impressionnisme. Paris, 1939, v. II, p. 293.
Zola E. Le naturalisme au Salon. „Voltaire", 18, 19 и 22 juin 1880. См. стр. 297 данной работы.
Duranty E. Le pays des arts, publication posthume. Paris, 1881. Четыре романа, из которых один — "Художник Луи Мартен" — раскрывает взгляды автора на искусство, содержит воспоминания о „Салоне отверженных", о Мане, Дега, Фантен-Латуре, а также ироническое описание Сезанна, выведенного под именем Майобера. О Сезанне см. также J. Rewald. Cezanne, sa vie, son oeuvre, son amitie pour Zola. Paris, 1939, pp. 261—263.
Wedmore F. The Impressionists. „Fortnightly Review", january 1883. Обозрение выставки.
Huysmans J. K. L'art moderne. Paris, 1883. Переиздание обозрения 1879—1881 гг. и статей, посвященных выставкам импрессионистов в 1880, 1881 и 1882 гг. Вначале враждебно настроенный к группе и разделявший предубеждения своего друга Золя, Гюисманс постепенно превратился в убежденного защитника художников, так как считал, что они преодолели свои ошибки. В действительности же он сам постепенно пришел к более глубокому пониманию их задач.
Duret T. Critique d'avant-garde. Paris, 1885. Переиздание обозрения Салона 1870 г., брошюры 1878 г. об импрессионистах, статей о Моне, Ренуаре, Мане, японских гравюрах и пр., написанных большей частью как предисловия к каталогам выставок.
Feneon F. Les impressionnistes en 1886. Paris, 1886. Обозрение последней выставки группы, где особое внимание уделено творчеству и теориям Сёра. Фенеон первый указывает на различные тенденции, которые в 1886 г. отмечали отдельных импрессионистов. Перепечатано у Feneоn. Oeuvres, avec introduction de J. Paulhan. Paris, 1948. (Издание это неполное, в нем, видимо, отсутствуют некоторые наиболее важные статьи Фенеона о неоимпрессионизме.)
„National Academy of Design. Special exhibition: „Works in Oil and Pastel by the Impressionists of Paris". New York, 1886. Каталог исторической выставки, организованной Дюран-Рюэлем, с выдержками из сочинений Дюре, Пелле, Жорже, Бюрти, Мирбо, Жеффруа и из статей, опубликованных в „Temps" и „The Evening Standard". См. также стр. 354 данной книги, прим. 4.
Sabbrin С. Science and Philosophy in Art. Philadelphia, 1886. Рецензия на выставку импрессионистов в Нью-Йорке весной 1886 г. Рецензия эта главным образом посвящена Моне, чьи работы тщательно проанализированы и определяются как „новейшее художественное выражение научной и философской мысли".
Zola E. L'Oeuvre. Paris, 1886. Роман, насыщенный автобиографическими подробностями. Герой романа — художник; для его характеристики Золя воспользовался многими чертами своих друзей — Мане и Сезанна. Об этой книге и заметках Золя, сделанных для нее, см. J. Rewald. Cezanne, sa vie, son oeuvre, son amitie pour Zola. Paris, ch. XIX, XX. См. также издание 1928 г. с примечаниями M. ле Блона.
Moore G. Confessions of a Young Man. London, 1888. Эта книга и другие сочинения того же автора представляют собой случайные впечатления об импрессионистах, среди которых автор наиболее близко знал Мане и Дега. Исповеди Мура содержат юмористическое описание последней выставки группы в 1886 г. О достоверности его сведений см. D. Cooper. George Moore and Modern Art. „Horizon", february 1945.
Moore, G. Impressions and Opinions. London—New York, 1891. Содержит ценную главу о Дега.
"L'Art dans les deux mondes". Периодическое издание, которое выпускал Дюран-Рюэль с ноября 1890 по май 1891 г. Различные выпуски содержат важные статьи Визевы о Ренуаре, Берте Моризо и Сёра, статьи Жеффруа о Дега, статьи Леконта о Сислее, статьи Мирбо о Писсарро, Моне и пр. (Статьи Визевы о Берте Моризо и Ренуаре, пересмотренные и дополненные, были переизданы: Wуzewa. Peintres de jadis et d'aujourd'hui. Paris, 1903.)
Wyzewa et Perreau. Les grands peintres de la France. Paris, 1891.
Hamerton P. S. The Present State ot the Fine Arts in France (IV. Impressionism). „The Portfolio", 1891. Несмотря на то, что автор обращался ко многим художникам за разъяснениями и иллюстрациями, в его книге отражаются общие для того периода предубеждения. Он упрекает импрессионистов за их „пренебрежение деталями, отсутствие рисунка, безразличие к прелести композиции".
Waern С. Notes on French Impressionists. „Atlantic Monthly", april 1892. Полный сочувствия очерк, заканчивающийся живым описанием посещения лавки Танги.
Sylvestre A. Au pays des souvenirs. Paris, 1892. Главы о кафе Гербуа содержат литературные портреты Мане, Золя, Дебутена, Дюранти, Дега, Фантен-Латура и др. См. стр. 146—147 данной книги.
Lecomte G. L'art impressionniste d'apres la collection privee de M. Durand-Ruel. Paris, 1892. Написанная в то время, когда импрессионисты начали постепенно завоевывать признание, эта книга сочетает краткие характеристики художников с лирическим описанием их наиболее значительных произведений. Она почти не содержит биографических сведений и главным образом дает восторженную оценку импрессионизма. Иллюстрирована офортами с работ Дега, Моне, Мане, Ренуара, Писсарро и др.
Aurier С. A. Oeuvres posthumes. Paris, 1893. Несколько очерков об искусстве, написанных автором — символистом, горячим поклонником Ван-Гога и Гогена.
Geffroy G. L'impressionnisme. „Revue
Encyclopedique", 15 decembre 1893.
Moore G. Modern Painting. London — New York, 1893. Содержит исследование о Моне, Сислее, Писсарро и декадансе, любопытные, но ошибочные замечания о Ренуаре и забавную дискуссию о Дега.
Geffroy G. Histoire de l'impressionnisme. „La vie artistique", IIIe serie. Paris, 1894. Исследование эволюции импрессионизма, за которым следуют главы, посвященные отдельным художникам. Эта первая „История импрессионизма" была написана главным образом (так же как книга Леконта) в защиту художников в то время, когда еще необходимо было убедить читателей в честности намерений и искренности попыток импрессионистов. Хотя автор близко знал большинство художников-импрессионистов, он избегает разговора о личностях, концентрируя вместо этого свое внимание на общих элементах их поисков и последовательности, с которой они развивали наследие прошлого. Книга эта представляет интерес как исторический документ, но читатель едва ли найдет в ней сведения, которые бы уже не появлялись в более ранних исследованиях. Индекс.
Gаrland H. Crumbling Idols, Chicago — Cambridge, 1894. Краткая глава об импрессионизме представляет собой первую защиту импрессионизма в целом, появившуюся на английском языке. Автор сравнивает художников с искусными музыкантами: „исполнение мелодии занимает мало времени, но требует большой выучки и долгой практики".
Nittis J. de. Notes et souvenirs. Paris, 1895. Книга не очень интересная; содержит ряд заметок о Мане и Дега (обозначаемого просто буквой Д.), которых автор хорошо знал лично. Имеются также сведения о Кайботте и Дюранти и об участии самого автора в первой выставке группы.
Michel A. Notes sur l'art moderne. Paris, 1896.
Muther R. The History of Modern Painting, London, 1896, 3 vol. Глава об импрессионизме во втором томе, основанная на весьма несовершенном знании фактического материала, ныне окончательно устарела.
Zola E. Peinture, „Le Figaro", 2 mai 1896. Последняя критическая статья Золя об искусстве, в которой он выражает свое разочарование в импрессионизме. Широко цитируется в книге J. Rewа1d. Cezanne, sa vie, son oeuvre, son amitie pour Zola, pp. 354—361.
Seailles G. L'Impressionnisme „Almanach du bibliophile pour l'annee 1898". Paris, 1898.
Bricon E. L'art impressionniste au musee du Luxembourg. „La Nouvelle Revue", 15 septembre 1898. Исследование о завещании Кайботта, написанное в сочувственных тонах и относящееся главным образом к Мане, Моне, Дега и Ренуару. См. также стр. 383 данной книги, прим. 32.
Signac P. D'Eugene Delacroix au Neo-impressionnisme. Paris, 1899. Попытка доказать, что, начиная с Делакруа, все искусство, проходя через стадию импрессионизм а, логически и неизбежно эволюционирует к неоимпрессионизму. Книга написана главным проповедником этого направления.
Тhiebault-Sisson. Une histoire de l'impressionnisme. „Le Temps", 17 avril 1899.
Succession de Mme Veuve Chocquet. Tableaux Modernes. Galeries Petit. Paris, 1, 3 et 4 juillet 1899. Иллюстрированный каталог коллекции Шоке с предисловием Л. Роже-Миля.
Bridgmann F. A. Enquete sur l'impressionnisme. „La Revue Impressionniste". Marseille — Paris, 1900.
Geffroy G. La peinture en France de 1850 a 1900. Paris, s. d. [1900].
Me11erio A. L'exposition de 1900 et l'impressionnisme. Paris, 1900. Брошюра, написанная в защиту импрессионизма, хорошо документирована. Библиография включает много старых статей и содержит перечень выставок Моне, Писсарро, Ренуара, Дега, Сезанна, Сислея, Моризо, Гийомена, Будена, Кайботта, Кассат и Зандоменеги. Это первая библиография такого рода.
Lecomte G. Catalogue de la collection E. Blot. Paris, mai 1900.
MacColl, D. S. Nineteenth Century Art. Glasgow, 1902.
Mauclair C. Les precurseurs de l'impressionnisme. „La Nouvelle Revue". 1902. Статья, посвященная главным образом Монтичелли; однако дружба его с Сезанном не упоминается.
Meier-Graefe J. Manet und sein Kreis. Berlin, 1902. Первая книга на эту тему, написанная автором, чьи многочисленные и полные энтузиазма сочинения об импрессионизме во многом способствовали знакомству с этим течением в Германии и за границей. Эта маленькая иллюстрированная книга содержит главы, посвященные Мане, Моне, Писсарро, Сезанну и Ренуару.
Wyzewa Т. de. Peintres de jadis et d'aujourd'hui. Paris, 1903. Главы о Моризо и Моне.
Laforgue J. Melanges posthumes. Paris. 1903. (Oeuvres completes, v. III.) Содержит главу, посвященную импрессионизму, — „Физиологическое и эстетическое объяснение формулы импрессионистов", написанную в связи с выставкой импрессионистов в Берлине у Гурлитта, 1883 г. См. также M. Dufour. Une philosophie de l'impressionnisme, etude sur l'esthetique de Yules Laforgue. Paris, 1904.
Mauclair C. The French Impressionists. London, 1903. Первое исследование на эту тему, переведенное на английский язык. Оригинальное издание появилось в Париже в 1904 г. под заглавием „L'Impressionnisme, son histoire, son esthetiques, ses maitres". Книга эта, несомненно, в значительной мере способствовала признанию импрессионизма, хотя автор ее и не был поборником этого направления. Будучи критиком „Mercure de France" по вопросам искусства, он опубликовал большое количество претенциозных, оскорбительных статей, в которых содержались нападки на всех крупных современных художников. В неоимпрессионизме он видел „техническую забаву", называл искусство Гогена „колониальным и вульгарным", говорил о „гангстерстве" Лотрека, изливал желчь на Сезанна и с презрением отзывался о Писсарро. В то же время он восхищался Беклиным, Ходлером, Кариером и пр. Но когда после смерти художники-импрессионисты, которых он поливал грязью, были в конце концов признаны, Моклер не постеснялся присоединить свой голос к всеобщим выражениям восторга. Однако надо признать, что он по крайней мере остался верен своему мнению о Сезанне и никогда не переставал считать его жалким провинциальным художником, невежественным и честолюбивым. (При правительстве Виши Моклер снова оказался ренегатом и поносил Писсарро, называя его „евреем, лишенным оригинальности".)
Книга Моклера состоит из небольших глав об исторических предпосылках и теории импрессионизма и исследований творчества Мане, Моне, Дега, Ренуара, а также главы под названием „Второстепенные импрессионисты: Писсарро, Сислей, Сезанн, Моризо, Кассат, Кайботт, Лебур, Буден". Затем следуют главы о современных им иллюстраторах (где Рафаэлли он предпочитает Лотреку), о неоимпрессионизме (включающие не только Сёра и Синьяка, но также М. Дени, Вюйара, Боннара, Гогена и пр.) и заключительная глава о достоинствах и „ошибках" импрессионизма. В наше время книга эта уже устарела.
Meier-Graefe J. Der moderne Impressionismus. Berlin, s. d. [1903—1904]. Книга посвящена Лотреку, Гогену, японским гравюрам и неоимпрессионизму.
Dewhurst W. Impressionist Painting, its Genesis and Development. London, 1904. Книга, написанная с добрыми намерениями художником, который знал Моне и восхищался им, а также переписывался с Писсарро. Не будучи ни историком, ни писателем, автор крайне неточен в отношении фактов и дат и не понимает последовательности событий. Хотя сам он художник, но тем не менее не дает почти никаких сведений технического порядка. Следуя в своих суждениях за Моклером, он ставит Сезанна на одну доску с Буденом и Йонкиндом. Явно неспособный различить инициаторов и последователей, Дьюхарст включает в свою книгу множество художников, имеющих мало общего с импрессионизмом, либо вообще не связанных с ним. Великолепные черно-белые и цветные иллюстрации.
Meier-Graefe J. Entwickelungsgeschichte der modernen Kunst, 3 vol. Stuttgart, 1904. (Второе, дополненное издание, Munchen, 1927; английский перевод, New York, 1908.) Первая широко задуманная общая история современного искусства, в которой основное место занимают отдельные импрессионисты. Богато иллюстрирована, индекс.
Burne-Jones P. The Experiment of Impressionism. „Nineteenth Century and After", march 1905. Резкая критика импрессионизма представителем прерафаэлитов.
Nicholson A. The Luminists. "Nineteenth Century and After", april 1905. Умеренная защита импрессионизма от нападок Берн-Джонса
Lanoe G. Histoire de l'ecole francaise du paysage, depuis Chintreuil jusqu'a 1900. Nantes, 1905.
Duret T. Histoire des peintres impressionnistes. Paris, 1906. Брошюра, написанная Дюре в 1878 г., значительно дополненная. Это не история импрессионизма, а собрание отдельных глав, посвященных Писсарро, Моне, Сислею, Ренуару, Моризо, Сезанну, Гийомену. Хотя эта книга давно признана образцовой и содержит биографические сведения, а также личные воспоминания, но сегодня она несколько разочаровывает, так как ее автор, близкий друг всех этих художников чуть ли не с конца шестидесятых годов, является единственным человеком, от которого можно было ожидать полного и точного отчета об этом направлении. Несмотря на то, что он был свидетелем „героической эпохи" импрессионизма, Дюре не удалось воссоздать живые образы художников, и он очень плохо использовал многочисленные письма, которые получал от них. По свидетельству Табарана ("Autour de Manet". "L'Art Vivant", 15 aout 1928), который впервые опубликовал многочисленные документы, принадлежавшие Дюре, последний не сумел использовать то, что знал, не сумел как следует оценить неопровержимые факты и подлинные документы. Книга иллюстрирована, библиография недостаточно подробна, индекса нет.
Английское издание, к которому добавлена глава о Мане, было опубликовано под названием: «Manet and the French impressionists". Philadelphia—London, 1910. 40 черно-белых таблиц и подлинных гравюр.
Fontainas A. Histoire de la peinture francaise au XIXe siecle. Paris, 1906. Прекрасное исследование об импрессионистах и их предшественниках дополнено главой, дающей сведения об официальном искусстве того же периода. Новое дополненное издание, охватывающее 1801—1920 гг. Paris, 1922.
Moore G. Reminiscences of the Impressionist Painters. Dublin, 1906. Переиздание лекции, в которой использованы многие материалы, опубликованные в "Исповеди" того же автора, и дополненной воспоминаниями о Ренуаре, Писсарро, Сезанне и Кассат. Позднее включена в книгу Moore. Vale. London, 1914.
Hevesi L. Acht Jahre Secession. Vien, 1906. Главы об импрессионистах и их окружении в 1903.
Meier-Graefe J. Impressionisten. Munchen— Leipzig, 1906. Главы о Гисе, Мане, Ван-Гоге, Писсарро и Сезанне; иллюстрирована. Индекса нет.
Pica V. L'Impressionisti francesi. Bergame, 1908. Ценное исследование, несмотря на некоторую бессистемность и недостаточную осведомленность, к которому приложены многочисленные и хорошо подобранные иллюстрации.
Haraann R. Der Impressionismus in Leben und Kunst. Marburg, 1908. Скорее философский, чем исторический трактат об импрессионизме в живописи, скульптуре, музыке, поэзии и абстрактном мышлении. Особое внимание уделяется импрессионизму в литературе. Автор видит в неоимпрессионизме наиболее характерные достижения импрессионистического направления. Иллюстраций и индекса нет.
Meier-Graefe J. Ueber Impressionismus. „Die Kunst fur Alle", l er januar 1910.
Huneker J. Promenades of an Impressionist. New York, 1910. Главы, посвященные Сезанну, Дега, Моне, Ренуару, Мане, Гогену и др. Иллюстраций и индекса нет.
Weisbach W. Impressionismus — Ein Problem der Malerei in der Antike und Neuzeit, 2 vol. Berlin, 1910—1911. Второй том содержит исследование об искусстве Дальнего Востока и о французском импрессионизме; несколько небольших цветных репродукций малоизвестных произведений и большое количество черно-белых.
Коеhler E. Edmond und Jules de Goncourt, die Begrunder des Impressionismus. Leipzig, 1911. Работа, посвященная братьям Гонкур как писателям, критикам искусства и художникам. Большая библиография по импрессионизму в литературе и искусстве.
Dewhurst W. What is Impressionism? „Contemporary Review", 1911. Бегло прослеживает „поразительные аналогии, которые существуют между теориями Рескина и импрессионизмом".
Phillips D. С. What is Impressionism? „Art and Progress", september 1912.
Denis M. Theories, 1890—1910. Du Symbolisme et de Gauguin vers un nouvel ordre classique. Paris, 1912. Сборник ряда статей; некоторые из них посвящены Сезанну и Гогену, которых автор знал лично. Важный документ, излагающий концепции постимпрессионистского поколения, среди лидеров которого Дени занимал ведущее положение.
Соe11en L. Die neue Malerei. Munchen, 1912. Глава, посвященная импрессионизму.
Raphael M. Von Monet zu Picasso. Munchen — Leipzig, 1913. Содержит длинный очерк о творчестве вообще и интересную главу об импрессионизме, посвященную главным образом Моне и Родену. Импрессионизм определяется скорее как „реакция, а не действие", потому что он подчиняется непосредственным впечатлениям. 30 иллюстраций. Индекс и библиография отсутствуют.
Borgmeyer С. L. The Master Impressionists. Chicago, 1913. Это первая значительная работа об импрессионизме, опубликованная в Америке и содержащая до 234 иногда удачно выбранных иллюстраций, сегодня окончательно устарела. Критические оценки автора не представляют интереса, фактические данные полны ошибок, иллюстрации даны без какой-либо системы. В них входят не только репродукции с работ настоящих импрессионистов, но также и Каролюса Дюрана, Бастьен-Лепажа, де Ниттиса, Рафаэлли, многочисленных эпигонов и даже Матисса.
Hausenstein W. Die bildende Kunst der Gegenwart. Stuttgart — Berlin, 1914. Глава о французских импрессионистах, неоимпрессионизме, Сезанне, Ван-Гоге и Гогене.
Wright W. H. Modern Painting, its Tendency and Meaning. London — New York, 1915. Первая работа на английском языке, рассматривающая импрессионизм с большой эрудицией и доказывающая, что, во-первых, он не рвал с прошлым, а во-вторых, не был основан на научных данных, как это неоднократно утверждалось. Библиографии нет. Индекс, иллюстрации.
Grautoff O. Die Auflosung der Einzelform durch den Impressionismus. „Der Cicerone", 1919.
Blanche J.-E. Propos de peintre, de David a Degas. Paris, 1919. Содержит три ценные главы, посвященные воспоминаниям о Мане, Ренуаре, Дега. Иллюстраций и индекса нет.
Feneon F. (presente par). L'Art Moderne. Paris, 1919. Два тома, в которых имеются 173 хорошие, но не датированные иллюстрации (работы Сезанна, Мане, Ренуара и др. из коллекции Бернгейма-младшего). Интересные цитаты из различных авторов.
Mauclair С. L'art independant francais sous la IIIе Republique. Paris, 1919. Очерки, посвященные живописи, литературе и музыке в период между 1890 г. и первой мировой войной.
Landsberger F. Impressionismus und Expressionismus. Leipzig, 1919. Краткое сопоставление этих двух стилей. Особое внимание уделяется экспрессионизму.
Deri M. Die Malerei im XIX Jahrhundert. Berlin, 1919. 2 vol. (текст и илл.). Трактат об эволюции живописи, основанный на психологии. В главах, посвященных импрессионизму и неоимпрессионизму, не проведена четкая грань между создателями направлений и эпигонами. Библиографии нет. Индекс. Краткое исследование импрессионизма имеется у того же автора в книге: Deri. Die neue Malerei. Leipzig, 1921.
Letellier A. Des classiques aux impessionnistes. Paris, 1920. В этой книге, написанной в защиту официального искусства, сделана жалкая попытка сокрушить импрессионизм при помощи смеси всевозможных цитат и болтливой псевдоэрудиции.
Picard M. Das Ende der Impressionismus. Zurich, 1920.
Colin P. Notes pour servir a l'etude de l'impressionnisme. Paris, 1920.
Marzynski G. Die Methode des Expressionismus. Leipzig, 1920. Глава об импрессионизме, в которой пуантилизм считается его наиболее ярким выражением.
Faure E. Histoire de l'art — L'art moderne. Paris, 1921. Дает краткие сведения об импрессионизме, но содержит глубокие исследования творчества Сезанна и Ренуара. Иллюстрации, индекс и сводная историческая таблица.
Denis M. Nouvelles theories — sur l'art moderne, sur l'art sacre, 1914—1921. Paris, 1922. Содержит главы об импрессионизме, Сезанне и Ренуаре.
Fontainas, Vauxcelles et George, Histoire generale de l'art francais de la revolution a nos jours. Paris, 1922. В первом томе есть хорошие главы, посвященные импрессионизму в целом и отдельным художникам. Богато иллюстрирована. Индекса и библиографии нет.
„Les maitres de L'Impressionnisme et leur, temps". Bruxelles, ete 1922. Каталог с биографическими справками и различными цитатами.
Mauclair С. Les maitres de l'impressionnisme, leur histoire, leur esthetique, leur oeuvre. Paris, 1923. Переиздание книги 1904 г.
Hildebrandt H. Die Kunst des 19 und 20 Jahr hunderts. Potsdam, 1924. В этой книге, уделяющей равное внимание хорошему и плохому, история импрессионизма занимает очень небольшое место и излагается самым неудовлетворительным образом.
Pach W. The Masters of Modern Art. New York, 1924. Глава „От революции до Ренуара" подводит итог эволюции французского искусства со времен Давида. Несколько иллюстраций, список основных работ.
Anonyme. La grande misere des impressionnistes. „Le Populaire", 1er mars 1924. Письма Моне к доктору де Беллио.
Lamande A. L'impressionnisme dans l'art et la litterature. Monaco, 1925.
Maus M.-O. Trente annees de lutte pour l'art. Bruxelles, 1926. Подробная история „Группы двадцати" и группы „Свободная эстетика" в Бельгии, с обширной документацией, относящейся к их выставкам.
Goodrich L. The Impressionists fifty Years ago. „The Arts", January 1927. На редкость хорошо документированная статья.
Riviere G. Les Nympheas de Claude Monet et les recherches collectives des impressionnistes. „L'Art Vivant", 1er juin 1927.
Waldmann E. Die Kunst des Realismus und des Impressionismus im 19 Jahrhundert. Berlin, 1927. Текст не содержит ничего нового; хорошие иллюстрации большей частью воспроизводят самые известные работы. Краткий индекс.
Mather F. J. Modern Painting. New York, 1927. За превосходной главой „Пейзажная живопись до импрессионизма" следует очерк об импрессионизме, который, к сожалению, изобилует ошибками и в котором Моне приписывается дивизионизм. Эта единственная книга на английском языке, в которой целая глава посвящена детальному анализу важной проблемы — официальное искусство в XIX веке. Иллюстрирована посредственно, краткий индекс.
Bell С. Landmarks in Nineteenth Century Painting. New York, 1927. Глава об импрессионизме противопоставляет концепции художников, работающих на пленере, методу Дега. Иллюстраций, индекса нет.
Focillon H. La peinture aux XIXe et XXe siecles. Paris, 1928. Содержит небольшую главу об импрессионизме с параграфами, посвященными отдельным художникам.
Guiffrey J. (директор). La peinture au musee du Louvre. Paris, 1929. — Tome I, section III, P. Jamot. XIXe siecle. Каталог наиболее значительных работ из коллекции Камондо, Мейя, Диго, Моро-Нелатона и др., сочетающий биографические справки с анализом отдельных картин. В этом каталоге не представлены значительные коллекции, которые впоследствии поступили в Лувр, — такие, как Кайботта, Кехлина, Персонаца и пр.
Blanche J.-E. Les arts plastiques — La IIIe Republique, de 1870 a nos jours. Paris, 1931. В главе, посвященной импрессионизму, автор сообщает свои личные впечатления об эпохе в целом и о некоторых художниках.
Reу R. La peinture francais a la fin du XIXe siecle — La renaissance du sentiment classique. Paris, 1931. Важные исследования, посвященные Ренуару, Сезанну, Гогену и Сёра, в которых особенно много нового материала имеется о Сёра.
Wilenski R. H. French Painting. Boston, 1931. Общая история французского искусства с XIV по XX век. Глава об импрессионизме представляет собой краткое изложение материала, имеющегося в книге того же автора: „Modern French Painting". 1940.
Poulain G. Pre-Impressionnisme. „Formes", novembre 1931.
Jamot P. French Painting, II. „Burlington Magazine", january 1932. Опубликован по случаю большой выставки французского искусства в Лондоне.
Вesson G. (редактор). L'impressionnisme et quelques precurseurs, „Bulletin des expositions, III, Galerie d'Art Brauns & Cie . Paris, 22 janvier—13 fevrier 1932. Письма Курбе, Мане, Писсарро, Ренуара, Моне, Сезанна и Мюрера, адресованные главным образом Дюре.
Rothenstein J. Nineteenth Century Painting — A Study in Conflict. London, 1932.
Cogniat R. Le Salon entre 1880 et 1900. Каталог выставки, организованной Beaux-Arts (Париж, апрель — май 1934), содержащий биографические сведения и репродукции картин наиболее известных официальных художников этого времени, иными словами, самых ярых врагов импрессионизма.
Rothschild E. F. The Meaning of Unintelligibility in Modern Art. Chicago, 1934. Определяет импрессионизм как „субъективизацию объективного".
Вesson G. Peinture Francaise, v. III, XIXe siecle. Paris, 1934. Небольшой альбом с хорошими репродукциями картин от Пюви до Вюйара.
„Les origines de l'Impressionnisme". Numero special. „Les Beaux-Arts" (Bruxelles), juin — septembre 1935.
Venturi L. L'impressionismo. „L'Arte", marzo 1935. Ценное исследование, посвященное развитию импрессионизма и особому подходу импрессионистов к природе.
Venturi L. Impressionism. „Art in America", July 1936.
Katz L. Understanding Modern Art. [Chicago], 1936. В главах XXV—XXVIII первого тома дается довольно путаное объяснение импрессионизма; даты неточные
Vollard A. Recollections of a picture dealer. Boston, 1936. Французское издание (дополненное): „Souvenirs d'un marchand de tableaux". Paris, 1937. Хотя автор имел возможность значительно расширить наши познания об отдельных импрессионистах, с которыми был более или менее близко знаком начиная с 1895 г., он ограничился главным образом болтовней. Книга читается с интересом, но не дает никаких серьезных сведений. Иллюстрации, индекс.
Schapiro M. Nature of Abstract Art. „Marxist Quarterly", January — march 1937. Интересная дискуссия о связи искусства с историческими условиями. Автор видит в лишенном условностей и неподчиняющемся правилам видении ранних импрессионистов скрытую критику формализма и условностей общественной и семейной жизни.
Cogniat R. La naissance de l'impressionnisme. Каталог выставки, организованной Beaux-Arts, Париж, май 1937.
Francastel P. L'impressionnisme — Les origines de la peinture moderne, de Monet a Gauguin. Paris, 1937. Автор считает, что в творчестве Моне, Писсарро, Сислея и Ренуара около 1875 г. наметился перелом. Поэтому начало импрессионизма он относит к этому периоду, связывая его с научными открытиями Гельмгольца и Шеврейля. Подчеркивая роль науки в эволюции импрессионизма, автор сильно преувеличивает значение сочинений Дюранти; ко всему прочему он путает импрессионизм с дивизионизмом. 12 незначительных иллюстраций.
Laver J. French Painting and the Nineteenth Century. London, 1937. Краткий текст, не свободный от ошибок, за которым следуют заметки об отдельных художниках. Великолепный подбор хороших черно-белых иллюстраций, несколько сносных цветных таблиц.
Scheffler K. Meisterwerke franzosischer Impressionisten. Berlin, 1937. 9 цветных таблиц.
Uhde W. The Impressionists. London — New York, 1937. Роскошный альбом прекрасных черно-белых иллюстраций с несколькими цветными таблицами. Две трети репродукций с работ Мане, остальные неравномерно представляют других импрессионистов. Еще большую путаницу вносит то обстоятельство, что иллюстрации помещены не в хронологическом порядке. (Phaidon.)
Кlein J. Modern Masters. New York, 1938. Краткое и упрощенное изложение истории современного искусства от Мане до Гогена с достаточно хорошими черно-белыми иллюстрациями, но очень посредственными цветными.
Bowie Т. R. Relationships between French Literature and Painting in the XlXth Century. Каталог выставки, Columbus Gallery of Fine Arts. Columbus, Ohio, april — may 1938.
Huyghe R. L'impressionnisme et la pensee de son temps. „Promethee", fevrier 1939.
Lhote A. Traite du paysage. Paris, 1939. Иллюстрирована.
Venturi L. Les archives de l'impressionnisme. Paris — New York, 1939. Два тома, необходимые при изучении импрессионизма. В них приводятся 213 писем Ренуара, 411 Моне, 86 Писсарро, 16 Сислея, 31 Мери Кассат, 27 Дега и ряд писем других художников, написанных Дюран-Рюэлю, главным образом после 1881 г., а также несколько писем к Октаву Маусу; некоторые письма и воспоминания Поля Дюран-Рюэля. (Большинство писем, адресованных Дюран-Рюэлю до 1881 г., было утеряно; архивы более позднего периода также нельзя назвать полными, так как некоторые документы попали в частные коллекции.) Второй том содержит краткие каталоги восьми выставок импрессионистов. В приложении приводятся выдержки, полные перепечатки или краткие аннотации работ об импрессионизме, опубликованных между 1863 и 1880 гг. В приложении даны лишь серьезные исследования и не включены яростные нападки, направленные против художников. Широко цитируются Золя, Астрюк, Сильвестр, Бюрти, Потей, Ривьер, Эдмон Ренуар.
Длинное предисловие Вентури прослеживает историю галерей Дюран-Рюэля и развитие творчества Моне, Писсарро, Сислея и Ренуара. В предисловии перечисляются первые коллекционеры картин импрессионистов, анализируются замечания современных им критиков и сведения, полученные из документов. Иллюстраций мало. Индекса и библиографии нет.
Richardson E. P. The Way of Western Art, 1776—1914. Cambridge, 1939. Краткая глава „Объективный реализм и импрессионизм" изучает эти направления на материале разных стран. Иллюстраций мало. Индекс.
Slocomb G. Rebels of Art — Manet to Matisse. New York, 1939. Книга эта, скорее биографическая, чем критическая, рассматривает импрессионистов в слишком упрощенной манере. Фактические сведения, которые она дает, мало достоверны и иногда основаны на излюбленных анекдотах Воллара и прочих. Иллюстрации, индекс. Библиографии нет.
Wilenski R. H. Modern French Painters. London — New York, 1940. Большая, интересная, но совершенно недостоверная книга. Автор, который считает „свои познания" основным источником информации, поручил другим работу по изучению материала и без всякого стеснения приспособил их изыскания к общему плану своей книги. В результате в книге очень много неточностей, непростительных упрощений, неоправданных выводов, которые удобны автору и обеспечивают ему гладкость и цельность изложения, но в то же время делают книгу совершенно непригодной с научной точки зрения. Цитаты даются без ссылок; по неизвестным причинам многие цитаты приводятся на французском языке. Краткая и недостаточная библиография. Превосходные, хорошо подобранные иллюстрации, исчерпывающий индекс. К несчастью, недостатки этой все-таки довольно любопытной книги до сих пор не подверглись серьезному анализу, и в 1945 г. появилось ее второе издание с несколькими цветными таблицами.
Cheney S. The Story of Modern Art. New York, 1941. Книга популярного характера, повторяющая распространенные ошибки, в которой перепутаны доктрины импрессионизма и неоимпрессионизма. Исправление этих ошибок см. J. С. Webster, 1944 (ниже). Иллюстрации, некритически подобранная библиография, индекс.
Neumeyer A. One Step before Impressionism. „Pacific Art Review", весна 1941.
Venturi L. The Aesthetic Idea of Impressionism. „Journal of Aesthetics", весна 1941.
Venturi L. Art Criticism Now. Baltimore, 1941. Содержит главу о проблемах импрессионизма и постимпрессионизма.
Rocheblave S. French Painting, XIXth Century. New York, 1941. Плохо подобранные репродукции; особенно посредственны цветные таблицы. Неровный текст и недостаточно подробная библиография. (Hyperion.)
Dorival В. Les etapes de la peinture francaise contemporaine. 3 vol., Paris, 1943. Tome Ier: De l'impressionnisme au fauvisme 1883 — 1905. Вначале дается обзор живописи и идей во Франции около 1889 г.; эта работа посвящена периоду, следующему непосредственно за импрессионизмом. Общая библиография. Индекса и иллюстраций нет.
Vinding O. Foraaret i Fransk Kunst (Весна французского искусства). Kopenhagen,
1943. Глава об импрессионистах и Волларе; книга популярного характера. 16 иллюстраций, незначительная библиография.
Scheyer E. Far Eastern Art and French Impiessionism. „Art Quarterly", VI, n° 2, весна 1943.
Pissarro С. Letters to his Son Lucien. Опубликованы Дж. Ревалдом с помощью Л. Писсарро, New York—London, 1943. Французское издание: С. Pissarro. Lettres a son fils Lucien. Paris, 1950. (С дополнительными письмами Люсьена Писсарро к отцу.) Несколько сот писем, написанных между 1883 и 1903 гг., подробные отчеты о последних выставках импрессионистов и полезные сведения о Писсарро и его друзьях. Иллюстрации, индекс.
Rewald J. Durand-Ruel. „Art News", l—14 december 1943.
Scheffler K. Die grossen franzosischen Maler des 19 Jahrhunderts. 1943. Портреты, иллюстрации.
Venturi L. Qu'est-ce que l'impressionnisme? „Labyrinthe", 15 aout 1944.
Cairns H. & Walker J. (редакторы). Masterpieces of Painting from the National Gallery of Art. Washington — New York, 1944. Хорошие цветные таблицы с комментариями. Второй том в том же плане: „Great Paintings from the National Gallery of Art". Washington — New York, 1952.
Jewell E. A. French Impressionists and their Contemporaries, represented in American Collections. New York, 1944. Альбом, составленный без какого-либо определенного плана. Плохие цветные таблицы. Краткие биографические заметки и библиография, отредактированная Эме Крейн, изобилует неточностями. (Hyperion.) См. подробную рецензию J. Rewald в „Magazine of Art", march 1945.
Webster J. C. The Technique of Impressionism — A Reappraisal. „College Art Journal", november 1944. Эта статья превосходно опровергает некоторые часто повторяемые заблуждения, касающиеся оптического смешения цветов и т. д.
Ragghianti C. L. Impressionismo. Torino, 1944. 41 плохая цветная таблица и 36 черно-белых. В кратком предисловии автор предпочитает видеть в импрессионизме различные индивидуальности, а не направление. Библиографии нет.
Venturi L. Painting and Painters: How to Look at a Picture, from Giotto to Chaggal. New York, 1945. Французское издание: „Pour comprendre la peinture, de Giotto a. Chagall". Paris, 1945. В главе „Vitalisation de la nature" автор утверждает: "То, что писали и интерпретировали импрессионисты, было не реальностью, а впечатлением реальности".
Goldwater R. & Treves M. Artists on Art, from the XIVth to the XXth Century. New York, 1945. Содержит выдержки из высказываний и предложений Мане, Дега, Сислея, Моне, Писсарро, Сезанна и пр.
Rewald J. Depressionist Days of the Impressionists. „Art News", 15—28 february 1945. Посвящена большой выставке импрессионистов, организованной Дюран-Рюэлем в Лондоне в 1905 г.
Alazard J. Les origines de l'impressionnisme. etudes d'Art. „Musee d'Alger", no I. 1945.
Vaguetti G. Impressionisti. Firenze, 1945. Небольшое вступление и краткие биографические заметки; таблицы посредственные, несколько цветных, подобраны по отдельным художникам, но не в хронологическом порядке. Таблицы эти распределены весьма неравномерно.
Huth H. Impressionism comes to America. Gazette des Beaux-Arts, avril 1946. Чрезвычайно интересное и хорошо документированное исследование, посвященное различным выставкам, торговцам картин, коллекционерам и критикам, благодаря которым Америка в период между 1879 и 1892 гг. познакомилась с импрессионизмом.
Rewald J. The History of Impressionism. New York, 1946. Первое издание данной работы с 382 черно-белыми репродукциями (большей частью слишком темными) и 22 цветными. Хронологическая таблица, библиография, индекс.
Chase E. T. The Etchings of the French Impressionists and their Contemporaries. Paris — New York, 1946. 72 таблицы, часть из них цветные, плохо подобранные; большая часть с литографий, а не с офортов. (Hyperion.)
Francastel P. Nouveau dessin, nouvelle peinture. Paris, 1946. Вторая и третья главы посвящены импрессионизму.
Вaschet J. Pour une Renaissance de la Peinture francaise. Paris, 1946. Неинтересный текст, сопровождаемый случайным подбором цветных таблиц, появлявшихся в „L'Illustration", среди которых имеется большое количество репродукций с работ импрессионистов.
Bazin G. L'epoque impressionniste. Paris, 1947. Сжатый текст базируется на концепциях, аналогичных тем, которые легли в основу данной книги. Хорошие черно-белые и цветные таблицы. (Tisne.)
Bazin G., F1оrisoone M. et Leymarie J. L'Impressionnisme. No special de „L'Amour de l'Art", 1947, nos III, IV. Великолепные иллюстрации, интересные сопоставления, фотографии деталей и пр.
Venturi e Palluchini. Gli Impressionisti. Venezia, 1948. Каталог выставки импрессионистов на кинофестивале в Венеции, 1948. Иллюстрации.
Nathanson T. Peints a leur tour. Paris, 1948. Воспоминания; среди прочих имеются воспоминания о Ренуаре, Моне, Дега и Писсарро, которых автор знал в конце века.
Vaudoyer J.-L. Les impressionnistes de Manet a Cezanne. Paris, 1948. 53 цветные таблицы, большей частью достаточно хорошие, но разных форматов (по-видимому, взятые из „L'Illustration"), подобраны без всякого плана и сопровождаются текстом, который не содержит ничего нового.
Robiquet J. L'Impressionnisme vecu. Paris, 1948. Повествование чисто журналистского и анекдотического характера.
Leymarie J. Manet et les impressionnistes au Musee du Louvre. Paris, 1948. 54 хорошие таблицы с кратким предисловием.
Ramuz C. F. Les grands moments du XIXe siecle francais. Lausanne, 1948.
Monet and the Beginning of Impressionism, Каталог выставки, Currier Gallery of Art, Manchester, октябрь-ноябрь 1949. Иллюстрации.
Longhi R. Предисловие к итальянскому изданию данной книги: Rewald. Storia dell-Impressionismo. Firenze, 1949. Глубокое и интересное исследование на тему „Импрессионизм и вкус итальянцев", повествующее об отношении к импрессионизму итальянских художников, а также критиков, таких, как Мартелли и Пика, с момента знакомства с этим направлением до 1948 г. О Мартелли, портрет которого писал Дега, см. А. Воschettо. Diego Martelli. „Paragone", 3 mars 1950, a также текст его публичной лекции об импрессионистах, прочитанной в 1880 г., ibid.
[Prins] Pierre Prins et l'epoque impressionniste. Paris, 1949. Слабая попытка связать этого посредственного художника, знавшего Мане, с импрессионизмом. Иллюстрации.
Raуnal M., Leymarie J., Read H. Histoire de la peinture moderne de Baudelaire a Bonnard. Geneve, 1949. Главы о годах 1858—1870, 1871—1880, 1881—1884, в которых проблемы импрессионизма рассматриваются в несколько журналистской манере, но подкрепленные многочисленными хронологическими таблицами, биографическими сведениями, библиографией и пр., очень хорошо скомпонованными. Многочисленные иллюстрации, иногда слишком яркие, но хорошо подобранные. (Skira.)
Clark K. Landscape Painting. London — New York, 1950. Отдельные куски посвящены импрессионистам. Индекс, иллюстрации.
Venturi L. Impressionists and Symbolists. New York. 1950. Главы о Мане, Дега, Моне, Писсарро, Ренуаре, Сезанне и пр. Иллюстрации. Французское издание: „De Manet a Lautrec", Paris, 1953.
Reuterswaerd O. The „Violettomania" of the Impressionists. „Journal of Aesthetics and Art Criticism", december 1950.
Gombrich E. H. The Story of Art. London — New York, 1950. Превосходная общая история искусства с разделом, посвященным импрессионизму. Иллюстрации.
Jedlicka G. Franzosische Malerei (от Фуке до Сезанна). 1950. Краткое вступление, раздел об импрессионизме, таблицы.
Соgniat R. French Painting at the Time of the Impressionists. New York, 1951. 101 посредственная цветная таблица; таблицы собраны без системы и сопровождаются текстом, не содержащим ничего нового. (Hyperion.)
Raynal M. Le XIXe siecle, de Goya a Gauguin. Geneve — Paris —New York, 1951. Общий текст, сопровождаемый достаточно хорошими цветными таблицами. (Skira.)
Fry R. French, Flemish and British Art. London, 1951. Посмертное издание ряда статей, среди которых имеется очерк об импрессионизме.
Sloane J. С. French Painting Between the Past and the Present; Artists, Critics and Traditions from 1848 to 1870. Princeton, 1951. Эрудированное исследование о художественной жизни эпохи, породившей импрессионизм. Полезное приложение, библиография, индекс, иллюстрации.
„Impressionnistes et Romantiques francais dans les musees allemands". Каталог выставки, Musee de l'Orangerie. Paris, 1951. 71 хорошая иллюстрация.
Novotny F. Die grossen franzosischen Impressionisten. Vien, 1952. Превосходное предисловие, сопровождаемое 44 хорошими цветными таблицами от Делакруа до Матисса с хорошо подобранных и большей частью малоизвестных картин. Анализ таблиц. Библиографии нет.
Bell С. The French Impressionists. London — New York, 1952. 50 цветных таблиц, довольно посредственных, среди которых имеется знаменитая картина Моне „Восход солнца". (Phaidon.)
Reuterswaerd О. The Accentuated Brush Stroke of the Impressionists. „Journal of Aesthetics and Art Criticism", march 1952.
Roger-Marx С. Le paysage francais de Corot a nos jours. Paris, 1952. Иллюстрации.
Ruhemann H. Methods of the Masters, II, Impressionists and Post-Impressionists. „The Studio", february 1953. Популярная статья, полная банальности.
Wechsler H. J. French Impressionists and their Circle. New York, 1952. Небольшой томик с кратким предисловием и комментариями; посредственные цветные таблицы. (Abrams.)
Сassou J. Les impressionnistes et leur epoque. Paris, s. d. [1953—1954]. 48 цветных таблиц с очень кратким предисловием.
Gaffe R. Introduction a la peinture francaise, de Manet a Picasso. Paris — Bruxelles, 1954. Глава о Мане и импрессионизме, не дающая ничего нового.
Cooper D. The Courtauld Collection. London, 1954. Систематический каталог этой ценной коллекции, включающей знаменитые работы Сезанна, Дега, Мане, Моне, Ренуара, Сёра, Гогена и др. 116 хороших черно-белых таблиц и обширный индекс. Очень содержательные исследования, посвященные не только самой коллекции, но также Уистлеру и его группе, французским импрессионистам и их связям с Англией и английскими критиками.
Dictionnaire de la peinture moderne. Paris, 1954. Хорошо задуманная, богато иллюстрированная работа (от импрессионизма до наших дней) посвящена не только художникам различных направлений, но и художникам и лицам, имеющим к ним отношение.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.