Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Свешников Б. Духовная культура России

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция пятая. РУССКАЯ КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

1. Духовные искания и культурное строительство в 20-30-ее гг.

2. Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие.

3. «Оттепель» в духовной жизни общества и культурная жизнь страны в семидесятые-восьмидесятые годы.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Духовные искания и культурное строительство в 20-30-е гг.

Итак, в России совершается социалистическая революция. И после нескольких лет гражданской войны на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для русской культуры была весьма высока. Если говорить в целом о концепции культурной политики большевистской партии, то в качестве долговременной перспективы выдвигались задачи создания нового типа культуры – культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

Вместе с тем культурная революция – это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе /издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д./; и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.

В 1920 г. появляется Агитпром /специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры/. Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.

Проблема русской интеллигенции в то время была одной из самых острых проблем. Надо сказать, что В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к русской интеллигенции, но не любил ее. Он считал, что русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым интеллигенция является пособником буржуазии. Так, в работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин пишет: «Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата».

Естественно, что в таком случае ожидать что-то хорошее от Советской власти интеллигенции не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто смог – уехал сам, а кто был изгнан Советской властью /достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры/. Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.

Считая, что их эмиграция – явление временное и если не они, то их дети вернутся на родину, русские эмигранты стремились воспитать молодое поколение в духе русских национальных традиций. В городах, где образовались большие колонии русской эмиграции – Париже, Берлине, Праге, Белграде, в китайском Харбине – были созданы русские школы, гимназии и высшие учебные заведения, где преподавание велось на родном языке. А в учебном процессе были задействованы многие выдающиеся педагоги, ученые, философы.

Создаются издательства, печатающие книги на русском языке, выходят многочисленные газеты и журналы. Большую просветительскую работу вела русская православная церковь за рубежом, а также Православный богословский институту в Париже, профессорами которого были русские философы – С. Булгаков, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, С. Франк.

Именно благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся в эмиграции, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы.

Наибольший отряд русской культуры в эмиграции представляли деятели художественной культуры. Это были почти все известные писатели и поэты того времени: А. Аверченко, М. Алданов, Л. Андреев, М. Арцыбашев, К. Бальмонт, Н. Берберова, И. Бунин, З. Гиппиус, М. Горький, Б. Зайцев, А. Куприн, И. Одоевцева, М. Осоргин, И. Северянин, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие. Впоследствии из них возвратились на родину А. Толстой, М. Горький, А. Куприн, М. Цветаева. Испытывая глубокую ностальгию по России, подавляющее большинство русских писателей активно продолжили свою деятельность, внося свой вклад в развитие русской литературы. А.А. Бунин в 1933 г. за свое литературное творчество первый из русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.

Но вернемся, как говорится, в свои Пенаты – Россию. Теперь это уже не Россия, а СССР – совершенно новое государство. Как же протекает процесс развития культуры в этом государстве? По-разному. Надо сказать, что двадцатые годы были многообещающими и плодотворными в развитии отечественной культуры. Специфика этих лет состояла прежде всего в многообразии, форм социально-экономического развития, в динамичности политической жизни. В определенной мере на культурный облик страны падал и благотворный отсвет блистательного «Серебряного века».

Подлинным социокультурным переворотом в эти годы явилась ликвидация неграмотности. Этот процесс во многом определил и новую систему образования. В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения», в соответствии с которым советская школа создавалась как единая двухступенчатая /первая ступень – пять лет обучения, вторая –четыре года/, общедоступная, ведущая обучение на родном языке. Ее важнейшими принципами стали: связь обучения с производственны трудом, преемственность ступеней образования и воспитания.

Массовой формой подготовки рабочих кадров становятся школы фабрично-заводского обучения /ФЗУ/. Кадры среднего технического и административного персонала готовились в техникумах и специальных профессиональных школах. При институтах и университетах были созданы рабочие факультеты /РАБФАК/, на которых малообразованные рабочие и крестьяне подготавливались к поступлению в вузы.. Что касается высшего образования, то оно стало бесплатным. При этом советское правительство проводило классовую политику, создавая наиболее благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Также принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к власти преподавателей. Так начинает формироваться первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти.

В эти же годы объявляется поистине крестовый поход против религии и церкви. Народное сознание оставалось в значительной мере религиозным.Но для всех религиозных конфессий и особенно для русской православной церкви наступило тяжелое время. В феврале 1918 г. был принят правительственный декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Указание на религиозную принадлежность устранялось из официальных документов. Введенная декретом государственная система светского образования запрещала преподавание в учебных заведениях религиозных вероучений. Религиозные общества объявлялись частными, они лишались прав юридического лица, не могли владеть собственностью. Священнослужителей всех рангов арестовывали, Храмы закрывались, а многие из них разрушались. Религиозные книги были запрещены.

Если говорить о сфере художественной культуры, то ее существование в 20-х гг. во многом определялось противостоянием двух группировок в литературе – РАПП /Российская ассоциация пролетарских писателей/ и «Перевал». Деятельность РАППа носила классовый характер, на страницах его органов, и прежде всего журнала «На посту», велась кампания против непролетарских писателей, которых называли «попутчиками». Надо сказать, что предшественником рапповской классовой ортодоксии был Пролеткульт, о котором мы говорили выше. Многие пролеткультовские идеи оказали влияние на различные формалистические группировки в области литературы и искусства.

Здесь можно прежде всего сказать о таком объединении как ЛЕФ (левый фронт искусств). В него входили такие поэты и писатели как В. Маяковский, Н. Асеев, Н. Каменский, С. Третьков, С. Кирсанов. Они строили свою эстетику с учетом пролеткультовских и футуристических теорий, концепции «литературного факта», отрицавшей художественный вымысел и психологизм. Носителем подобных идей был и Революционный театр великого реформатора сцены В. Мейерхольда, а в музыкальном искусстве творчество молодого Д. Шостаковича.

«Лефовскую эстетику» в кино воплощали такие выдающиеся кинорежиссеры как Д. Вертов, С. Эйзенштейн, фильм которого «Броненосец «Потемкин» по праву считается одним из лучших фильмов всех времен и народов, а также В. Пудовкин. Но наиболее осязаемо выше названная эстетика проявилась в различных школах и направлениях изобразительного искусства. Прежде всего – это так называемая «Ассоциация художников революции» /АХР/, куда входили такие художники как И. Бродский, Н. Касаткин, С. Малютин, Г. Ряжский, К. Юон. Формалистическими изысками в этой области искусства занимались также В. Лентулов, П. Филонов, Р. Фальк, К. Малевич, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

На другом полюсе художественной культуры этого времени, как уже отмечали выше была группа «Перевал». Она включала писателей М. Пришвина, В. Катаева, А. Веселого, А. Караваеву, А. Малышкина. Члены этой группы выступили за сохранение преемственности с традициями русской и мировой культуры, против «чистого формализма» К «перевальцам» по этическим пристрастиям примыкали и группа под названием «Серапионовы братья», в которую входили писатели К. Федин, М. Зощенко, В. Иванов, В. Каверин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Замятин, В. Шкловский. Не порывали с традициями русской культуры и молодые писатели, которые сделали попытку выйти за рамки трафаретности и показать становление нового типа личности во всей сложной противоречивости в борьбе со старым миром. Это и А. Фадеев /роман «Разгром»/, и М. Шолохов /первая книга романа «тихий Дон»/, и Б. Лавренев /рассказ «Сорок первый»/. А процесс адаптации самых разных социальных слоев к новым условиям мирной жизни с тонким юмором, нередко переходящим в откровенную сатиру, отразили произведения М. Булгакова, М. Зощенко, Н. Эрдмана, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова.

Подытоживая первое послереволюционное десятилетие существования отечественной культуры надо сказать, что здесь были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой /советской/ интеллигенции. В то же время в культурном развитии столкнулись между собой две тенденции: одна – прямого революционного натиска, некой схематизации реальности, другая – более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.

К середине 30-х годов в СССР сложилась целостная общественная система, которую можно определить как «государственный социализм». В этот период довольно больших успехов добились просвещение и наука. На это были свои причины. Уже к концу двадцатых годов руководитель Советского государства И.В. Сталин понял, что на мировую революцию надежды мало, а потому необходимо укреплять Советское государство как оплот мирового социализма. А для этого надо в начале осуществить индустриализацию – создать самодостаточное промышленное производство. И уже в 30-е гг. СССР стал страной, которая могла производить практически любой вид промышленной продукции.

Особое же внимание стало уделяться оборонному потенциалу, который основан на высоких технологиях. Это было толчком к развитию научного знания – математики, физики, химии, технических наук, которые ближе всего связаны с самолето и ракетостроением, танкостроением, строением кораблей, созданием высокоточного и эффективного стрелкового оружия и артиллерии.

Центром научной мысли стала Академия наук СССР, а по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследовательские институты. С другой стороны, развитие образования и науки в советские годы определялось и тем, что не были до конца утрачены сформировавшиеся еще в дореволюционной России традиции научных школ. К тому же большинство ученых-естествоиспытателей, математиков, технологов – не эмигрировали, а остались на родине. Да и таланты, в том числе и в научной сфере, на нашей земле никогда не переводились.

В эти же годы достигает своего апогея режим личной власти И. Сталина, вылившийся в подлинный культ его личности. Это, в свою очередь, способствует усилению системы административно-командного руководства обществом, в том числе и культурной сферой. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. В частности, все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные Союзы: писателей, архитекторов, художников /живописцев, графиков, скульпторов/, композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Через эти объединения партийные органы имели возможность руководить, регламентировать и отслеживать творческий процесс, направлять его в нужное идеологическое русло. Любая попытка художника обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, в лучшем случае не поощрялось, творчество таких художников замалчивалось. Такова была судьба выдающихся русских литераторов – Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова. В худшем случае многие деятели художественной культуры были репрессированы. Достаточно хотя бы назвать такие имена как И. Бабель, О. Мандельштам, Б. Пильняк, Б. Корнилов, П. Васильев, В. Киршон, В. Мейерхольд…

Рассматривая художественную культуру, которая сформировалась в эти годы, мы не можем в полной мере говорить о культуре русской, ибо само понятие СОВЕТСКОЕ исключает этот разговор. В той модели социализма, которая реализолвалась на российском пространстве, роль культурного наследия была предельно «профильтрована», а роль русских национальных традиций часто недооценивалась или просто игнорировалась. А потому понятие СОВЕТСКОЕ стало доминировать, оно объединяло под одно крыло культуры всех народов как советских граждан. Советское как бы нивелировало русское. Здесь также была идеологическая подоплека. Дело в том, что с точки зрения большевистской идеологии Царская Россия была «тюрьмой народов». И когда на ее территории установилась Советская власть, то двери этой тюрьмы открылись – народы приобрели свою автономию, получили возможность развивать свою культуру. И новая власть всячески старалась этому способствовать, но понятно только в определенных пределах – на основе господствующей идеологии.

Отсюда в Советском Союзе были национальные литература, музыка, живопись, театр, кинематограф (таджикские, узбекские, грузинские, татарские, чувашские и т.д. и т.п.) А творения русских композиторов, живописцев, скульпторов, режиссеров и других деятелей искусства назывались советскими. Но и в таких условиях сохранились многие традиции истинно русской культуры, ибо русская ментальность, которая формировалась столетиями, не могла просто так раствориться среди такого образования как Советский народ.

При этом, у многих русских художников было как бы раздвоение личности. Они были несвободны от своего общества, политического строя, в котором они жили. И в этом смысле, независимо от социальных и эстетических предпочтений, личных симпатий и антипатий, они были «колесиками и винтиками» породившей их политической системы, составляли неотъемлемую часть официальной советской культуры. В то же время, фактически в каждом из них жило какое-то, более или менее значительное, зерно несогласия, протеста против обезличивающей и подавляющей творческую личность системы. Поэтому выдающиеся деятели отечественной культуры жили и творили по «двойному счету»: для государства /официоза/ и по зову собственной совести, на потребу политической конъюнктуре и ради «спасения души». В это время были созданы выдающиеся художественные ценности во всех обласятх искусства, которые вошли в «золотой фонд русской культуры». В художественной литературе это произведения таких писателей и поэтов как М. Булгаков /прежде всего роман «Мастер и Маргарита»/, М. Горький /роман «Жизнь Клима Самгина»/, А. Платонов /повести «Котлован» и «Чевенгур»/, А Твардовский /поэма «Страна Муравия»/, А. Толстой /роман «Петр Первый»/, Н. Островский /роман «Как закалялась сталь»/, М. Шолохов /роман «Тихий Дон» - последние части и роман «Поднятая целина»/. Музыкальные достижения 30-х гг. связаны с именами композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, дирижеров Е. Мравинского, А Гаука, К. Иванова, С. Самосуда, пианистов В. Софроницкого, М. Юдиной, Я. Флиера, Л. Оборина, скрипача Д. Ойстраха.

Наиболее массовым и популярным искусством стало кино и прежде всего игровое. Оно стало звуковым и многожанровым. Были созданы фильмы на историческую тему режиссерами С. Эйзенштейном / «Александр Невский»/, В. Пудовкиным /»Суворов» и «Минин и Пожарский»/, В. Петровым /»Петр Первый»/. Событиями революции и гражданской войны были посвящены фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга «Трилогия о Максиме», Е. Дзигана «Мы из Кронштадта», Ю. Райзмана «Последняя ночь», А. Зархи и И. Хейфица «Депутат Балтики», М. Ромма «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». Одним из самых поистине народным фильмом отечественного кино стал знаменитый «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых. Огромный резонанс имели музыкальные комедии режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», в которых блистала первая звезда советского кино Любовь Орлова, а также И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» с другой звездой киноэкрана Мариной Ладыниной.

2. Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советского народа – Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, длившаяся без малого четыре года. Война с нацистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и в культурной сфере. Так, скажем, наука была переориентирована на нужды обороны. И годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Активно трудились на оборону физики А. Иоффе, С. Вавилов, П. Капица, Л. Мандельштам; химики Н. Зелинский, И. Гребенщиков, А. Несмеянов, Н. Семенов. Ученые А. Александров, Б. Гаев, А. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.

Свою лепту в укрепление оборонного потенциала страны внесли авиаконструкторы – Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Петляков, Поликарпов, Сухой, Туполев, Яковлев. В конце войны С. Королев, М. Янгель начали закладку основ развития ракетной техники. А в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана.

На годы войны приходится «потепление» отношений церкви и государства. Советское руководство поняло, что церковь – это та организация, которая может быть использована для поднятия морального духа народа, т.е. может способствовать сплочению народа для борьбы против иноземных оккупантов. Поэтому стали снова открываться церкви, вновь стали функционировать духовные семинарии, в стенах которых готовились кадры священнослужителей для вновь открывающихся церковных приходов.

Еще большее влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Опыт отечественного искусства в годы войны полностью опровергает ходячий афоризм: «когда стреляют пушки – музы молчат». Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка /особенно песенное творчество/, живопись и плакатная графика, документальное и художественно кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, стилистики, имеет общие черты, определенные самой жизнью.

В грозных испытаниях войны особенно ярко раскрылись лучшие черты народного характера – его неодолимая сила, упорство, оптимизм, готовность на любые жертвы, на подвиг ради победы. Первыми откликнулись на военные события публицистика и поэзия. Зачастую стихи становились песнями, получая воистину всенародное признание: «Священная война» В. Лебедева-Кумача /композитор А. Александров/, «В землянке» А. Суркова /композитор К. Листов/, «Огонек» М. Исаковского /композитор М. Блантор/, «Вечер на рейде» А. Фатьянова /композитор В. Соловьев-Седой/. Даже интимная лирика обретала героические черты, как знаменитое стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Именно в эту грозную пору с обновленной силой звучит в произведениях многих писателей тема Родины, России. Этими чертами отмечена военная лирика поэтов разных поколений, эстетических школ, жизненного и творческого опыта, которых объединяло сознание огромного значения происходящего. Героический русский характер полнокровно раскрылся в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», рассказе А. Толстого «Русский характер», главах из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», повести К. Симонова «Дни и ночи». Ярчайшей страницей культурной жизни блокадного Ленинграда была премьера Седьмой ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города.

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу как важнейшему средству массового средства идейного воспитания. Кино военных лет создает свою летопись, порой обращаясь к помощи литературы, но чаще – по оригинальным сценариям. Подвиг становится содержанием, сюжетом фильмов – подвиг воинский, трудовой, подвиг нравственный. Киноискусству открываются новые пласты жизни, новые грани народного характера. Хотя достижения кинематографа военных лет были неравноценны, его общий вклад в дело победы трудно переоценить. Кино черпало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Именно фильмы военных лет и прежде всего – «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского – имели огромное воспитательное значение и оставили значительный след в эмоциональной памяти народа.

Закончилась война. Наступили мирные дни. Страна стала залечивать раны. И в первые послевоенные годы одно из центральных мест отводилось идеологической работе. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы, с надеждой на лучшее будущее. У людей возросло чувство собственного достоинства. Однако какой бы справедливой война не была для народа, она ухудшает психологический климат общества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценивание человеческой жизни, детская беспризорность, разрушение семей – все это создавало множество проблем для власти, что стало причиной ужесточения административного нажима на различные стороны жизни общества, а деятельность работников культуры была подвергнута жесткому контролю. К этому следует добавить и начавшуюся «холодную войну» как противоборство двух социальных систем, которая повлекла за собой создание так называемого «железного занавеса» между СССР и США, а также странами западной Европы.

Идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития наук. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания высших партийных руководителей. Открытия зарубежных ученых замалчивались, а работы в области кибернетики и квантовой механики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными науками генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им В.И. Ленина /ВАСХНИЛ/ в августе 1948 г. монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Лысенко, поддержанная руководством страны.

Но и в таких условиях были созданы значительные художественные произведения: в литературе – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» Э. Казакевича, «Далекие годы» К. Паустовского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина; в области кино – «Сельская учительница» М. Донского, «Иван Грозный» /2-я серия/ С. Эйзенштейна, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Мичурин» А. Довженко; в изобразительном искусстве – произведения Е. Вучетича, Л. Кербеля, Б. Пророкова, А. Пластова, Г. Верейского, Г. Нисского, В. Мухиной, В. Цигаля и других.

3. «Оттепель в духовной жизни общества и культурная жизнь страны в семидесятые-восьмидесятые годы.

После Смерти И. Сталина /март 1953 г./ и ХХ съезда КПСС наступает момент обновления нашего общества, получившее название «Оттепели» /по названию одноименной повести И. Эренбурга, которая появилась в это время/. В период «Оттепели» в советском обществе происходит глобальный социокультурный поворот: осуществляется развенчание мифов сталинизма, освобождение общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Процесс духовного обновления в советском обществе коснулся прежде всего проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности.

Вообще надо сказать, что данный период в жизни нашей страны повлиял на молодое поколение, которое впоследствии стало называться «шестидесятниками». Наиболее полно это поколение реализовало себя в сфере искусства, образования, науки. Вообще в системе науки были сделаны определенные организационные перестройки. В ведении Академии наук СССР остались только фундаментальные исследования, все же прикладные тематики передавались специальным институтам и лабораториям. С 1957 г. началось формирование Сибирского отделения АН СССР. В районе г. Новосибирска строится научный городок, который вскоре стал крупнейшим в стране исследовательским центром. Такая реорганизация стимулировала прикладные разработки, способствовала продвижению страны по пути научно-технического прогресса. Самых выдающихся успехов советская наука достигла в области исследования космоса и ракетостроения. 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый в мире космический спутник, открыв новую эру в изучении межзвездного пространства. 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества совершил полет в космос на корабле «Восток» Юрий Гагарин.

Что касается искусства, то в 50 и 60-е годы в литературу приходит большая плеяда молодых и талантливых литераторов, разных по своей стилистике. Но их объединяло то, что они в своем творчестве отторгали концепцию «человека-винтика» государственной машины, а показывали жизнь простых людей с их горестями и радостями, т.е. без ложного пафоса. К ним можно отнести: В. Аксенова, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, А. Жигулина, Ф. Искандера, Ю. Казакова, В. Максимова, Р. Рождественского, Н. Рубцова. В это же время в литературе возникает такое течение как «деревенская проза». Представители этого течения – Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев, Е. Носов, В. Овечкин, В. Распутин, В. Шукшин – увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, трагедию превращения народа в молчаливого и забитого маргинала. произведения писателей – «деревенщиков» были как бы сигналом тревоги и боли.

В 60-е годы выросло целое поколение молодых кинорежиссеров, сценаристов, актеров. С.Бондарчук, И. Таланкин, Г. Чухрай, А. Алов и В. Наумов, М. Хуциев в тесном единстве с мастерами старших поколений – М. Калатозовым, Ю. Райзманом, М. Роммом, С. Герасимовым – создали немало значительных фильмов, ставших событием не только в советском, но и в мировом киноискусстве. Это прежде всего «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Мне двадцать лет».

Но «Оттепель» была явлением кратковременным. Уже с середины шестидесятых годов усиливается процесс бюрократизации нашего общества, в том числе и в культурной сфере, который продолжался более двух десятков лет.

В годы «застоя», как внутренний протест против официального искусства, которое шло в русле господствующей идеологии, формируется искусство андеграунда /от англ. Undergraund – подполье/. Наиболее полно оно проявляется в музыке /явление рок-культуры/, в литературе /так называемый самиздат/ и изобразительном искусстве /достаточно хотя бы назвать ленинградское товарищество под названием «Митьки» или художников, участников так называемой «Бульдозорной выставки»/.

Андеграундное искусство сформировало свое альтернативное культурное пространство, которое явилось благоприятной средой для диссидентского движения. В конце 60-х и начале 70-хх гг. основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», представленное тремя направлениями: «подлинным марксизмом-ленинизмом» /лидеры братья Рой и Жорес Медведевы/, «либерализмом» - в лице А. Сахарова и традиционализмом, защищаемым А. Солженицыным. Программа Медведевых ратовала за возвращение к истокам марксизма-ленинизма, не искаженным сталинской идеологией, А. Сахаров выступал за введение демократии западного образца при сохранении общественной собственности в стране, А. Солженицын в основу обновления закладывал идеалы христианской /православной/морали и политического устройства близкого к монархии.

«Демократическое движение» не имело широкого резонанса в стране, однако свое настоящее призвание получило за границей, куда уехало большое количество диссидентов. И в семидесятые годы международной проблемой первой величины были вопрос о правах человека в СССР.

Таинство культуры этого времени еще и в том, что в условиях цензуры, идеологического давления она давала обильные самобытные всходы во всех областях. Были созданы высокохудожественные произведения в литературе – «В августе сорок четвертого» В. Богомолова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Пять земли» Г. Бакланова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Другая жизнь» и «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Белый Бим, черное ухо» Г. Троепольского, пьесы В. Розова и А. Вампилова. Теме Родины, ее судеб посвящали свои музыкальные произведения Г. Свиридов, Р. Щедрин, В. Гаврилин. Широкую известность приобрела музыка /и прежде всего песенное творчество/ таких композиторов как А. Островский, А. Пахмутова, А. Петров, М. Таривердиев.

Семидесятые годы были временем подъема театрального искусства. Особой популярностью пользовались такие театры как Большой драматический имени М. Горького в Ленинграде во главе с Г. Товстоноговым, а также Московские театры – «Современник» во главе с О. Ефремовым /затем, когда Ефремов стал руководителем МХАТА им. Чехова, его сменила Г. Волчек/ Театр драмы и комедии на Таганке во главе с Ю. Любимовым. Центром же музыкального театра оставался Большой театр. В эти годы на его сцене блистали балерины и танцовщики – М. Плисецкая, Н. Тимофеева, Е. Максимова, М. Лиепа, В. Васильев, М. Лавровский. Его прославили также имена певиц и певцов – Г. Вишневской, Т. Милашкиной, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, В. Атлантова, Е. Нестеренко, Ю. Гуляева.

Семидесятые годы – это и расцвет так называемой авторской /бардовской/ песни. Большой популярностью пользовались ее представители: Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Городницкий, Т. и С. Никитины, Н. Матвеева. «Звездами» эстрады первой величины были Л. Зыкина, Э. Пьеха, А. Пугачева, С. Ротару, И. Кобзон, М. Магомаев, Л. Лещенко.
В семидесятые годы успешно развивается отечественное кино. Именно на эти годы падает расцвет творчества таких мастеров экрана как Г. Данелия, Э. Рязанов, Л. Гайдай, А. Герман, И. Авербах, С. Ростоцкий, М. Швейцер, А. Кончаловский, Н. Михалков, В. Мельников, А. Тарковский, А. Митта, Э. Климов.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1.Каким термином в СССР обозначили коренной переворот в культуре:

а/ массовая культура;

б/ интернациональная культура;

в/ народная культура;

г/ культурная революция?

2.В каком году появился Агитпром как орган партийного руководства сферами духовной культуры:

а/ 1930; б/1920; в/1925 ?

3.Кому принадлежит следующая фраза, касающаяся русской интеллигенции: «Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата»:

а/ Л. Троцкому;

б/ И. Сталину;

в/ В. Ленину ?

4.Какие города Западной Европы стали сосредоточием русской эмиграции:

а/ Мадрид;

б/ Лондон;

в/ Париж;

г/ Берлин ?

5. Кто из представителей русской литературы первым получил Нобелевскую премию в области литературы:

а/ Б. Пастернак;

б/ И. Бунини;

в/ А. Солженицын;

г/ М. Шолохов ?

6. Что такое «Пролеткульт»:

а/ художественное направление зарубежного русского искусства;

б/ организация, занимавшаяся ликвидацией неграмотности и повышением общего культурного уровня пролетариата;

в/ союз пролетарских культурно-просветительских организаций?

7. Кто из режиссеров был создателем кинофильма «Броненосец «Потемкин»:

а/ В. Пудовкин;

б/ Д. Вертов;

в/ С. Эйзенштейн?

8. Что явилось главным стимулом развития науки в годы Советской власти:

а/ укрепление оборонного потенциала страны;

б/ преемственность в развитии научных идей и теорий;

в/ все выше сказанное?

9. Кому принадлежит следующее крылатое выражение: «Писатели – это инженеры человеческих душ и им необходимо овладевать техникой литературного дела»:

а/ А. Жданову;

б/ М. Горькому;

в/ И. Сталину?

10. Кто из руководителей партии курировал политику в области культуры:

а/ Л. Берия;

б/ А. Жданов;

в/ В. Молотов;

г/ Г. Маленков?

11. Какая тема стала центральной темой в искусстве в годы Великой Отечественной войны:

а/ Родины;

б/ патриотизма;

в/ героизма;

г/ все указанное выше?

12. Творчество каких писателей было осуждено в «Постановлении ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград»:

а/ В. Катаева;

б/ М. Зощенко;

в/ К. Федина;

г/ А. Ахматовой?

13. Кто автор повести «Оттепель», название которой определило целый период развития советской культуры:

а/ Л. Леонов;

б/ К. Паустовский;

в/ В. Катаев;

г/ И. Эренбург?

14. Назовите писателя, автора повести «Один день Ивана Денисовича»:

а/ А. Солженицын;

б/ Б. Пастернак;

в/ Д. Гранин;

г/ А. Твардовский?

15. Кого называют «шестидесятниками»:

а/ рабочих, участников борьбы за коммунистический труд;

б/ интеллигенцию, боровшуюся против сталинизма в условиях оттепели;

в/ колхозников, боровшихся за укрепление колхозного строя?

16. Что такое искусство андеграунда и в каком виде искусства оно наиболее ярко себя проявило:

а/ музыке;

б/ архитектуре;

в/ театре?

17. Назовите имя одного из самых популярных кинорежиссеров 70-80 гг., снявшего картины: «Берегись автомобиля», «Гараж», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и другие:

а/ Л. Гайдай;

б/ Э. Рязанов;

в/ Э. Климов;

г/ А. Кончаловский?


БИБЛИОГРАФИЯ

К ЛЕКЦИИ ПЯТОЙ

Арсланов В. Ответы культуры на вызов времени. СССР 30-егг. Очерки. М., 1995.

Белова Т. Культура и власть. М., 1991.

Вайль П., Гепис А. 60-е: Мир советского человека. М., 1996.

Геллер М.. Машина и винтики: история формирования сов. человека. М, 1994.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Демин И. Художественная жизнь России 1970-1980-х гг. М., 1992.

Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993.

История советской литературы: Новый взгляд. В 2-х ч. М., 1990. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М.,1991.

Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 30-х гг. М., 1995.

Советская культура: 70 лет развития. М., 1987.

Страницы истории советской художественной культуры 1917-1932. М.,1989.

Страницы отечественной художественной культуры: 30-е гг. М.,1995.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
См. также
Лалетин Д. Культурология - библиотека студента
библиотека культуры - Поликарпов В. Лекции по культурологии. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX И НАЧАЛА XX в.
Свешников Б. Духовная культура России. Русская культура Нового времени и духовные искания в русской культуре
библиотека культуры Гумер - Юдин А. Русская народная культура. Кульминационные и критические точки народной духовности
библиотека истории России - Жуков В. История России. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX в.










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.