Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Эко У. (24)

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение ..................................................................................5
2. Эстетическое мировосприятие средневековья ..............11
2.1. Эстетические интересы средневекового человека ....11
2.2. Мистики .................................................................................13
2.3. Коллекционирование ..........................................................22
2.4. Польза и красота ..................................................................26
3. Прекрасное как трансцендентное .......................................28
3.1. Эстетическое видение вселенной ..................................28
3.2. Трансценденталии. Филипп Канцлер ..............................31
3.3. Комментарии на Псевдо-Дионисия .................................33
3.4. Гильом из Оверни и Роберт Гроссетест ........................34
3.5. «Сумма брата Александра» («Summa fratris Alexandri») и св. Бонавентура .36
3.6. Альберт Великий ....................................................................38
4. Эстетика пропорций .................................................................43
4.1. Классическая традиция ........................................................43
4.2. Музыкальная эстетика ..........................................................44
4.3. Шартрская школа ...................................................................48
4.4. «Человек квадратный» .........................................................51
4.5. Пропорция как художественное правило
.........................53
5. Эстетика света ...........................................................................60
5.1. Ощущение цвета и света ......................................................60
5.2. Оптика и перспектива ............................................................65
5.3. Метафизика света: Роберт Гроссетест .............................66
5.4. Св. Бонавентура ....................................................................69
6. Символ и аллегория .................................................................71
6.1. Символическая вселенная ...................................................71
6.2. Неразличение символизма и аллегоризма .......................76
6.3. Метафизическая всезначность ...........................................79
6.4. Библейский аллегоризм .......................................................84
6.5. Аллегоризм энциклопедий ...................................................88
6.6. Универсальный аллегоризм ................................................93
6.7. Художественный аллегоризм ..............................................95
6.8. Св. Фома и отказ от вселенского аллегоризма
..............99
7. Психология и гносеология эстетического видения ........107
7.1. Субъект и объект ................................................................107
7.2. Эстетическое чувство .......................................................108
7.3. Психология видения ..........................................................111
7.4. Эстетическое видение св. Фомы .....................................113
8. Св. Фома и эстетика органического целого ......................119
8.1. Форма и субстанция ...........................................................119
8.2. «Proportio» и «integritas» ....................................................121
8.3. «Ciaritas» ...............................................................................128
9. Развитие и кризис эстетики органического целого .........131
9.1. Ульрих Страсбургский, св. Бонавентура и Луллий .......131
9.2. Дунc Скот, Оккам и природа индивида ............................133
9.3. Немецкие мистики ................................................................138
10. Теории искусства ..................................................................140
10.1. Теория искусства («ars») ..................................................140
10.2. Онтология художественной формы ...............................143
10.3. Свободные и ремесленные искусства ..........................146
10.4. Изящные искусства ............................................................148
10.5. Поэтики
..............................................................................152
11. Художественный вымысел и достоинство художника ..155
11.1. «Низшее учение» («Infima doctrina») ...............................155
11.2. Поэт-богослов («theologus») ............................................156
11.3. Идея как образец ...............................................................158
11.4. Интуиция и чувство ...........................................................163
11.5. Новый статус художника ..................................................166
11.6. Данте и новое представление о поэте ..........................168
12. После схоластики ..................................................................176
12.1. Практический дуализм Средневековья ........................176
12.2. Структура средневековой мысли ...................................178
12.3. Эстетика Николая Кузанского ..........................................184
12.4. Неоплатонический герметизм ..........................................189
12.5. Астрология и провидение .................................................195
12.6. Соответствие и «пропорция» ...........................................197
12.7. Талисман и молитва ............................................................201
12.8. Эстетика как норма жизни .................................................203
12.9. Художник и новое истолкование текстов и мира..........205
12.10. Выводы
..............................................................................208
Примечания .................................................................................212
Библиография ..............................................................................220


Умберто Эко
Искусство и красота в средневековой эстетике
Перевод с итальянского А П. Шурбелева
Санкт-Петербург Издательство «АЛЕТЕЙЯ» 2003
УДК 7.01 ББК 87.8(0)4 Э40
Библиотека средних веков
Umberto Eco
ARTE E BELLEZZA NELL'ESTETICA MEDIEVALE
Редколлегия серии «Библиотека средних веков»:
С. П. Карпов (председатель), Н. И. Басовская, О. И. Варьяш, Л. И. Киселева, Г. Е. Лебедева, В. Н. Малое, А. А. Сванидзе, П. Ю. Уваров, В. И. Уколова, Н. А. Хачатурян, В. А. Якубский
АЛЕТЕЙЯ
Редакционный совет серии «Университетская библиотека»:
Н. С. Автономова, Т. А. Алексеева, М. Л. Андреев, В. И. Бахмин, М. А. Веденяпина, Е. Ю. Гениева, Ю. А. Кимелев, А. Я. Ливергант, Б. Г. Капустин, Ф. Пинтер, А. В. Полетаев, И. М. Савельева, Л. П. Репина, А. М. Руткевич, А. Ф. Филиппов
«University Library» Editorial Council:
Natalia Avtonomova, Tatiana Alekseeva, Mikhail Andreev, Vyacheslav Bakhmin, Maria Vedeniapina, Ekaterina Genieva, Yuri Kimelev, Alexander Livergant, Boris Kapustin, Frances Pinter, Andrei Poletayev, Irina Savelieva, Lorina Repina, Alexei Rutkevich, Alexander Filippov
Издание выпущено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)
в рамках мегапроекта «Пушкинская библиотека» Эко Умберто=Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с. 1
This edition is published with the support of the Open Society Institute within the framework of «Pushkin Library» megaproject
Научная редакция перевода К. А. Чекалова при участии И. В. Лупандина
Э40
Эко Умберто
Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с. — (Серия «Библиотека средних веков»). ISBN 5-89329-640-0
Книга представляет собой краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, которым интересна средневековая эстетика и тема вечной красоты.
ISBN 5-89329-640-0
© 1987 Gruppo Editoriale Fabbri, Bompiani, Sonzogno, Etas S.p.A. © 1994 R.C.S. Libri & Grandi Opere S.p.A. — Milano
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2003 © A. П. Шурбелев, перевод, 2003

Янко Слава (Библиотека Fort/Da)

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.