Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты










Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Маклюэн М. (2)

Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОЛОГ 3
«Король Лир» — рабочая модель процесса обнажения личности, посредством которого люди переходят из мира ролей в мир должностей 21
Болезненное переживание третьего измерения впервые получает свое словесное выражение в поэтической истории «Короля Лира» 24
Интериоризация технологии фонетического алфавита перемещает человека из магического мира звука в нейтральный визуальный мир 27
Шизофрения, по-видимому, является закономерным следствием распространения письменности 33
Ведет ли интериоризация таких средств коммуникации, как буквы, к изменению соотношения между чувствами и изменениям в ментальности? 36
Цивилизация дарит варвару, или племенному человеку, глаз вместо уха, но теперь оказывается не в ладах с электронным миром 39
Современный физик уютно чувствует себя в пространстве восточной теории поля 43
Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни 47
Письменность воздействует на физиологию, а также на психическую жизнь африканских туземцев 49
Почему представители бесписьменных обществ не могут воспринимать кинофильмы или фотографии без длительной предварительной подготовки 54
Африканская аудитория не может удовлетвориться привычной нам ролью пассивного потребителя при просмотре фильма 58
Когда технология приводит к расширению одного из наших чувств, то вместе с интериоризацией новой технологии происходит перестройка форм восприятия
61
Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями 64
В двадцатом веке происходит встреча алфавитного и электронного ликов культуры, и печатное слово начинает служить тормозом в пробуждении Африки внутри нас 67
Современное движение за реформу правил чтения и орфографии свидетельствует о смещении акцента с визуального на слышимое 71
Гарольд Иннис первым показал, что алфавит является агрессивной и воинствующей формой, поглощающей и трансформирующей культуры 74
Развитие индивидуального «я» приводит гомеровского героя к расколу психической жизни 76
Пример древних греков — наглядное объяснение того, почему до интериоризации алфавитной технологии людей не интересовала визуальная внешность 80
Точка зрения в искусстве и хронологии древних греков имеет мало общего с нашими точками зрения, но обнаруживает много родственного со средневековыми 83
Греки сделали свои открытия в искусстве и науке после
интериоризации алфавита 87
Преемственность древнегреческого и средневекового искусства была обеспечена связью между caelatura (чеканкой) и искусством иллюминирования 91
Усиление роли визуальности привело греков к отчуждению от примитивного искусства, которое вновь возрождается в век электроники после интериоризации электрического единого поля, где все происходит одновременно 94
Обществу номадов недоступен опыт замкнутого пространства 96
Примитивизм стал по большей части вульгарным клише в современном искусстве и гуманитарной науке 100
Цель «Галактики Гутенберга» — показать, почему алфавитный человек склонен к десакрализации своего способа существования 103
Метод двадцатого века заключается в использовании не одной, а множества моделей экспериментального исследования, т.е. техники «подвешенного» суждения
107
История книгопечатания представляет собой лишь часть истории письма 110
До сих пор культура механически предопределяла судьбу человеческих обществ, поскольку представляла собой автоматическую интериоризацию их собственных технологий 114
Техники унификации и воспроизводимости были введены в употребление древними римлянами и средневековьем 116
Слово «современный» (modern) служило представителям патристики для порицания средневековых ученых, разработавших новую логику и физику 120
В античности и в средние века чтение было по своей сущности чтением вслух 124
Рукописная культура была разговорной уже потому, что писатель и его аудитория были физически связаны формой публикации как исполнения 126
Рукописность сформировала средневековые литературные конвенции на всех уровнях 130
Традиционный школьный «фольклор» указывает на разрыв между человеком рукописной культуры и человеком печатной культуры 136
Кабинка для чтения на самом деле служила средневековому монаху помещением для пения 138
В церковных школах грамматика изучалась прежде всего для того, чтобы способствовать правильности устной речи 141
Средневековому студенту приходилось быть одновременно палеографом, редактором и издателем читаемых им авторов 143
Фома Аквинский объясняет, почему Сократ, Христос и Пифагор не облекли свои учения в письменную форму 146
Появление схоластов, или moderni, в двенадцатом веке привело к глубокому разрыву с древними представителями христианской науки
150
Схоластика, как и традиции сенековского красноречия, была непосредственно связана с устными традициями афористического обучения 153
Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет 157
Средневековое освещение, глосса и скульптура суть аспекты важнейшего искусства рукописной культуры — искусства запоминания 162
Для человека устной культуры письменный текст
содержит все уровни значения 165
Рост объема информационного потока уже сам по себе способствовал визуальной организации знания и возникновению перспективного восприятия даже до изобретения книгопечатания 167
Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья 172
Конец средневекового мира ознаменовался неистовой тягой к прикладному знанию — новому средневековому знанию, нацеленному на возрождение античности 175
Ренессансная Италия превратилась в подобие голливудской коллекции декораций античности, а обусловленное новой визуальностью ренессансное увлечение античностью открыло путь к власти представителям всех классов 179
Средневековые идолы короля 181
Изобретение книгопечатания укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав первый однотипный и воспроизводимый товар, первый конвейер и первую отрасль массового производства 187
Фиксированная точка зрения, ставшая возможной только с появлением печати, кладет конец образу как пластическому организму 189
Естественная магия камеры-обскуры предвосхитила Голливуд в превращении зрелища окружающего мира в потребительский товар, упакованный в рамку 192
Томас Мор предлагает проект моста через бурную реку схоластической философии 193
Рукописная культура не знала авторов и публики в том смысле, в каком они были созданы печатной культурой
195
Средневековая книготорговля была букинистической торговлей и точным подобием сегодняшней торговли произведениями «старых мастеров» 200
Лишь более чем через два столетия после изобретения книгопечатания авторы прозаических сочинений научились выдерживать единый тон или единую позицию на протяжении всего текста 202
Визуальная переориентация позднего средневековья отрицательно сказалась на литургическом благочестии, тогда как развитие электроники в наши дни оказало на нее стимулирующее влияние 204
«Интерфейс» Ренессанса оказался зоной контакта средневекового плюрализма, с одной стороны, и современной гомогенности и механистичности, с другой, — формула скорости и изменения 210
Петрус Рамус и Джон Дьюи — два «серфера»-реформатора образования, оседлавшие волны двух антитетических периодов — эпохи Гутенберга и электронной эпохи «Маркони» 215
Рабле рисует перспективу будущего печатной культуры как потребительского рая прикладного знания 218
Пресловутый «материализм» Рабле есть не что иное, как кильватер уходящей рукописной культуры 222
Книгопечатание как первый случай механизации ремесла — пример не просто нового знания, а прикладного знания 224
Человеческое мышление всегда оказывается в затруднении в начальный период интериоризации любой технологии, придуманной и реализованной на практике самим же человеком 227
С Гутенбергом Европа вступает в технологическую фазу прогресса, когда изменение как таковое становится архетипической нормой жизни общества 230
Прикладное знание в эпоху Ренессанса приняло форму перевода слухового в визуальные термины, а пластического — в форму образа на сетчатке 236
Книгопечатание превращает язык из средства восприятия и познания в товар 239
Книгопечатание — это не только технология, это — такой же природный ресурс или продукт производства, как хлопок, лес или радио, и как любой продукт производства оно формирует не только чувственность частного человека, но также и формы взаимозависимости людей в обществе
242
В эпоху Возрождения господствующей становится страсть к точному измерению 246
Раскол между сердцем и умом, вызванный книгопечатанием, — это травма, переживаемая Европой со времени Макиавелли и до наших дней 251
И макиавеллевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали 256
Тобиас Данциг объясняет, почему причины экспансии языка чисел следует искать в потребностях, созданных новой алфавитной технологией 260
Как греки столкнулись со смешением языков, когда числа проникли в евклидово пространство 263
Великий раскол между искусством и наукой произошел в шестнадцатом веке с появлением средств ускорения расчетов 266
Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков 269
Френсис Бэкон освятил причудливое бракосочетание средневековой Книги Природы и новой книги, вышедшей из-под печатного пресса 273
Бэконовский Адам был средневековым мистиком, тогда как мильтоновский Адам был скорее профсоюзным лидером 277
Насколько тиражированный печатный текст сумел заменить тайную исповедь? 281
Аретино, подобно Рабле и Сервантесу, осознал гаргантюанский, фантастический, сверхчеловеческий смысл книгопечатания 285
Марло предвосхитил варварский вой Уитмена, использовав в качестве национальной системы обращения к публике белый ямбический стих — формирующуюся систему стихосложения, удобную для создания новых популярных произведений 289
Книгопечатание превратило национальные языки в средства массовой коммуникации, в замкнутые системы, и тем самым создало современный национализм как централизующую силу
293
Именно книжная страница первой отразила раскол между поэзией и музыкой 294
Устная полифония прозы Нэша нарушает принципы линейности и разделения стилей в литературе 296
Печатный пресс был поначалу всеми, кроме Шекспира, ошибочно принят за машину бессмертия 298
Портативность книги, а также мольбертной живописи, немало поспособствовала развитию культа индивидуализма 303
Унифицированность и воспроизводимость печатного текста создали политическую арифметику семнадцатого и гедонистический расчет восемнадцатого века 306
Логика книгопечатания создала аутсайдера, отчужденного индивида как тип целостного, т.е. интуитивного и иррационального, человека 311
Сервантес создал Дон Кихота, чтобы противопоставить его человеку печатной культуры 313
Человек печатной культуры способен выразить, но не осознать конфигурацию печатной технологии 317
Хотя историкам хорошо известно, что национализм возник в шестнадцатом веке, они пока не могут найти объяснения этой страсти, предшествовавшей появлению соответствующей теории 320
Национализм настаивает на равных правах как для индивидов, так и для наций 323
Гражданские армии Кромвеля и Наполеона были идеальными проявлениями новой технологии 326
У испанцев был иммунитет против печати благодаря старой вражде с маврами 330
Книгопечатание вывело из употребления латынь 334
Книгопечатание стало фактором формирования и стабилизации языков 336
Книгопечатание изменило не только орфографию и грамматику, но также ударения и окончания слов, оно сделало возможной плохую грамматику
339
Нивелирование флексии и игры слов стало частью программы прикладного знания в семнадцатом веке 342
Книгопечатание сделало нацию однородной, а государство централизованным, но оно же создало индивидуализм и оппозицию правительству 345
В бесписьменном обществе не делают грамматических ошибок 349
Изглаживание тактильных качеств из жизни и речи способствовало «очищению» языка, к которому так стремилась эпоха Возрождения и которое отвергает наш электронный век 351
Чувству времени человека печатной культуры свойственны кинематографичность, последовательность и изобразительность 352
Обнажение жизни сознания и ее редукция к одному- единственному уровню создала в семнадцатом веке :ювый мир бессознательного. Архетипы индивидуального сознания покинули сцену, уступив место архетипам коллективного бессознательного 356
Философия оказалась такой же наивной, как и наука, в своем бессознательном принятии допущений или динамики книгопечатания 359
Хайдеггер оседлал электронную волну с таким же триумфом, как Декарт — механическую 362
Книгопечатание раскололо голоса тишины 366
Распад галактики Гутенберга был теоретически зафиксирован в 1905 г. с открытием искривленного пространства, но на практике уже двумя поколениями раньше она начала рушиться под натиском телеграфа 370
«Дунсиада» Поупа обвиняет печатную книгу как фактор возрождения примитивизма и романтизма. Обособленная визуальность пробуждает магию племенной орды. Театральная касса выступает как возврат к эхокамере бардовских заклинаний 373
Новое коллективное бессознательное Поуп рассматривал как накапливающиеся отходы личностного самовыражения 378
Последняя книга «Дунсиады» выявляет смысл преображающей силы механического прикладного знания как изумительной пародии на евхаристию
381
НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ГАЛАКТИКИ, или Жалкое положение человека массы в индивидуалистическом обществе 385
А.Юдин. О Маршалле Мак-Люэне и его книге (Вместо послесловия) 407
Библиография 410
Именной указатель 419

Киев: Ника-Центр, 2004.— 432 с.— ISBN 966-521-295-8 Серия «СДВИГ ПАРАДИГМЫ», ISBN 966-521-224-9 Издательство «Ника-Центр» (© University of Toronto Press, 1962)

PDF, О КНИГЕ

Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология

Список тегов:

Поиск по сайту
 







 




Наверх

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.