Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Монтгомери Х. История порнографии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 4. ЭРОТИЧЕСКАЯ ПОРНОГРАФИЯ

ГЛАВА 1

На Востоке всегда почитали искусство любви
^ГЛ-достойным изучения. Неудивительно, что пер-
вый труд, посвященный этому искусству, вышел
из-под пера восточного автора. Мы говорим о
"Кама-Сутре" Ватсаяны, жившего в Западной Ин-
дии в четвертом веке. Скорее всего, сочинение
дошло до нас в более позднем варианте. Написан-
ная на санскрите, книга была переведена на боль-
шинство современных языков, и вот уже шестнад-
цать веков остается самым полным и детальным
трудом, посвященным физиологической и духов-
ной стороне искусства любви. Влияние этой книги,
особенно в Индии, огромно. Книгу используют в
сексуальном образовании и гигиене, ее можно ку-
пить в большинстве книжных магазинов за несколь-
ко рупий, а вот продажа "Любовника леди Чаттер-
лей" в Индии запрещена.

В работе Ватсаяны изучается "кама" (сексуаль-
ное наслаждение), которую он считает одной из
трех наиболее важных сторон жизни. Две другие
называются - дхарма (религия и мораль) и арта
(здоровье и материальное благополучие). Автор спо-
рит с теми, кто готов запретить сексуальные радо-
сти, потому что они якобы наносят ущерб религи-
озным убеждениям и здоровью и могут вызывать
нежелательные ассоциации. Ватсаяна полагает, что
сексуальное удовлетворение подобно пище и необ-

Эротическая порнография 97

ходимо для укрепления физического здоровья че-
ловека. Чрезмерная озабоченность сексом может
плохо влиять на человека, но страсть следует уто-
лять. "Полноту счастья человек получает, служа
арте, каме и дхарме. Культурный человек ведет себя
так, чтобы никому не перебежать дорогу, не рас-
терять накопленное и жить в удовольствии. Стоит
действовать ради благоприятствования всех трех,
или двух, или даже только одной сущности, но
нельзя служить одной из них в ущерб другой".

"Кама-Сутра" дает законченную и объективную
картину сексуальной жизни той эпохи, когда об-
щество было построено на феодальных принципах.
Обычным явлением была полигамия, а куртизанки
("ганика") вписывались в общую картину городс-
кой жизни. Хотя родители иногда устраивали браки
среди детей, этот обычай не был повсеместным, в
городах девушки взрослели, сохраняя девствен-
ность, и могли вступать в брак как внутри, так и
за пределами своего класса. Случалось, куртизанки
выходили замуж за порядочных граждан, а вдовы
могли повторно вступать в брак, вместо того чтобы
сжигать себя на погребальном костре мужа. С дру-
гой стороны, порядочная супруга частенько была
связана с мужем, на которого распространялись
сексуальные притязания нескольких женщин. Тогда
перед ней было два пути: или завоевать все внима-
ние мужа, или искать прибежища в объятиях лю-
бовника. Ватсаяна подробно объясняет, как себя
вести в обоих случаях. Он на удивление современен
в своем предпочтении брака по любви, он учит
женщин, как соответствовать мужским требовани-
ям. Его можно назвать пионером сексуального об-
разования. Почти все, что Ватсаяна написал о "лю-
бовной игре", вошло в арсенал современных сек-
суальных психологов.

В то время культурный мужчина ("нагаяка") не
был связан законом моногамии, но, как и в Древней

98 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Греции, наслаждение в обществе любовниц и курти-
занок считалось совершенно естественным. Вот как
Ватсаяна описывает один день из жизни нагаяка:

"Утром, днем и вечером он принимает пищу.
После завтрака тренирует своих говорящих и
хищных птиц, играет в домашние игры с друзь-
ями и отдыхает. После этого встает, причесывает
волосы, хорошо одевается и встречается с друзь-
ями или в обители куртизанок, или в игорном
доме, или в доме друга в обществе куртизанок,
чтобы поговорить о литературе, выпить вина,
прогуляться в общественных парках или занять-
ся водными видами спорта. Затем, когда гости-
ная украшена и надушена благовониями, он в
обществе друзей ожидает прибытия любовницы.
А если она опаздывает, он пошлет к ней слу-
жанку или пойдет сам. Когда она явится, он с
друзьями займет ее любезными разговорами,
порадует знаками внимания и подарками".

Находясь наедине с любовницей или женой,
мужчина должен делать все, чтобы удовлетворить
сексуальное желание женщины, учит Ватсаяна.

Согласно Ватсаяне, существует шестьдесят че-
тыре дополнения к половому акту, в том числе
царапанье ногтями, похлопывание и другие игры.
Они описаны так детально, что просто диву да-
ешься. "Если средь бела дня в общественном мес-
те, - пишет Ватсаяна, - его любовница одному
ему понятными знаками отмечает следы на его
теле, которые она сама и оставила, любовник дол-
жен притвориться смущенным и скрыть от глаз
толпы свидетельства любовной ночи. Тогда женщи-
на, обратив к нему лицо, станет мимикой и дви-
жением губ имитировать поцелуй и выставит отме-
тины на своем теле, выказывая всем видом сожа-
ление о его смущении, объясняя, что если он

Эротическая порнография 99

получил от нее все лучшее, то и с него причита-
ется.

Такая игра только усиливает взаимную любовь. Те,
кто участвует в этом смешном любовном сражении и
радуется игре во взаимное поражение, обеспечивают
себе непроходящую сильную любовь на долгие вре-
мена" - таково наблюдение Ватсаяны.

На взгляд Ватсаяны и других индийских писате-
лей, посвятивших себя эротике, самый современ-
ный тип женской красоты - это женщина-лотос
("падмини"). Он полно и ярко описывает любовные
прелюдии и все мыслимые и немыслимые позы
соитий, одну даже под водой (как у слонов), уде-
ляет внимание описанию различных женских ти-
пов - от аристократки до проститутки. У него в
книге есть глава, посвященная самым ловким спо-
собам проникновения в гарем, если мужчина дос-
таточно смел, чтобы рискнуть жизнью ради преле-
стей его обитательниц. Советует Ватсаяна, как лег-
че завоевать чужую жену.

Покуда губы будут целовать и очи - зреть,
Вовек не прекратится жизнь, тебе об этом - петь.

Сэр Ричард Бертон, переводчик не только "Араб-
ских ночей", но и "Кама-Сутры" (статья, посвящен-
ная ему в "Национальном биографическом словаре",
замалчивает этот факт), являющийся признанным
авторитетом по восточной эротической литературе,
считает, что не может быть лучше панегирика Ватса-
яне, чем эти строки признательности за труд, "вы-
державший испытание веками" и "даровавший Ват-
саяне место среди бессмертных". Не все согласятся с
таким мнением, но немногие из прочитавших станут
отрицать, что автор был превосходным экспертом в
своей области. О нем самом нам практически ничего
не известно. Ватсаяна сообщает нам только то, что,
пока писал книгу, он одновременно изучал религию

100 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

(возможно, в Бенаресе) и был полностью погружен
в размышления о Боге. Не верится, что он в то время
был молод - слишком уж велик его собственный
сексуальный опыт и авторитетно мнение.

Наставления Ватсаяны нашли отражение в ин-
дийском искусстве, например, в эротической скуль-
птуре храмов Конарака и Хаджурахо, цветной на-
стенной росписи пещер Аджанты возле Аурунгаба-
да. При британском правлении с его пуританством
подобное искусство не поощрялось, хотя английс-
кие археологи делали все от них зависящее, чтобы
сохранить древние памятники. После завоевания
независимости новые руководители страны поддер-
жали и даже усилили прежнюю традицию. Нацио-
нальное законодательство запрещает любые пуб-
личные проявления влечения, так что на обще-
ственном пляже супруги не могут ни целоваться,
ни держаться за руки под угрозой ареста. Однако,
стыдясь упаднического искусства предков, индий-
ские власти вполне успешно используют его для
привлечения туристов с "загнивающего" Запада,
особенно американцев.

Впрочем, американцам не так-то просто вывез-
ти из страны наборы фотографий, в том числе
иллюстрирующих "Кама-Сутру", поскольку, соглас-
но недавно принятому закону, они подлежат кон-
фискации при ввозе в страну.

ГЛАВА 2

Первый английский перевод "Кама-Сутры" появил-
ся в 187.5 году под названием "Кама-Шастра, или
Индийское искусство любви", сделали его Арбут-
нот и Р.Ф. Бертон. Внимательно изучив текст, из-
датели забеспокоились и отказались от проекта. Де-
сятью годами позже книгу издали с добавлениями,
причем печатали весь тираж в Англии, хотя из ос-

Эротическая порнография 101

торожности указали в выходных данных Индию.
С тех пор вот уже двести лет подпольно напеча-
танная порнография наводняет Англию.

Пуританский обычай стыдиться половой близо-
сти загнал порнографию в подполье, но не унич-
тожил. Мы уже отмечали, что общественное мне-
ние менялось благодаря растущему среднему клас-
су. Макколей относит начало смягчения
законодательства к концу семнадцатого века, когда
вышел "Разрешительный акт", регулярно затем
обновлявшийся.

"В действительности цензурные притеснения
носили весьма условный характер. "Утерянный Рай"
едва не был запрещен, но только потому, что
власти ненавидели автора как политика. Книги же
"Она бы сделала, если бы смогла" Этериджа, "Де-
ревенская жена" Уичерли, "Переводы из четвертой
книги Лукреция" Драйдена получили разрешение
цензора очень легко, ведь написали их придворные.
Обретя свободу, литература очищается образован-
ными англичанами, выбирающими между добром
и злом. За сто шестьдесят лет пресса обрела пол-
ную свободу, но ограничения, налагаемые на авто-
ров читательским мнением, стали гораздо суровее.
Даже те жанры, которыми питало себя сладостра-
стное воображение - любовная лирика, комедии,
романы, - стали пристойнее проповедей семнад-
цатого века. Сейчас, в 1855 году, иностранцы, не
осмеливающиеся напечатать ни одного дурного
слова о своих правительствах, должны узнать, по-
чему самая свободная пресса Европы является од-
новременно самой сдержанной".*

Двумя годами позже британский парламент при-
нял "Акт о непристойных публикациях". Этот за-
кон, в котором была выработана концепция "не-
пристойной клеветы", дал в руки властям необхо-
димое орудие. Как закон действовал на практике.

Макколей. История Англии. II.

102 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

мы расскажем в следующей главе. Следует отме-
тить, что никогда подпольное печатание порногра-
фии в Англии не процветало так, как в середине
и конце правления королевы Виктории.

Впервые попытка подпольно напечатать пор-
нографию была сделана в Оксфорде в 1674 году,
когда несколько смельчаков из Колледжа всех
усопших в университетской типографии издали
"Сонеты" Аретино со знаменитыми иллюстраци-
ями, изображающими любовные позы. Доктор
Хамфри Придо, оксфордский ориенталист, пи-
сал своему приятелю: "Уверяю тебя, мы были бы
рады получить это издание, но в последнюю ночь
все сорвалось. Для работы они выбрали время,
когда, по их расчетам, декан доктор Джон Фелл,
отвечавший за типографию, не мог там появить-
ся. Увы, он появился, и неожиданно, когда рабо-
та была в полном разгаре - шестьдесят репро-
дукций были уже готовы. Думаю, ты легко пред-
ставишь себе его реакцию. Разъяренный Фелл
арестовал всю продукцию и угрожал злоумыш-
ленникам изгнанием из университета. Не учись
они в этом колледже, их бы точно выгнали".

Аскетизм в литературе, которым так восхищался
Макколей, возник далеко не сразу. В известных
романах восемнадцатого века - "Моль Флендерс"
Дефо, "Том Джонс" Филдинга, "Родерик Рендом"
Смоллета и "Тристрам Шендл" Стерна - есть ме-
ста, шокировавшие пуристского читателя современ-
ника Макколея. Но эти сочинения нельзя считать
порнографическими, хотя таможня США задержи-
вала экземпляры "Молль Флендерс" как неприс-
тойную литературу.

Первый шедевр английской порнографии, кото-
рый многие считают лучшим эротическим сочине-
нием, написанным по-английски, появился в се-
редине восемнадцатого века и назывался "Мемуа-
ры женщины для утех, или История жизни Фанни

Эротическая порнография 103

Хилл" Джона Клеланда. История этой книги весьма
любопытна.

Первое известное издание датировано 1749 го-
дом, хотя оно и не было первым. С тех пор роман
неоднократно переиздавался, причем по большей
части подпольно. "Фанни Хилл" считается шедев-
ром эротики, хотя не содержит ни одного непри-
стойного слова или выражения. И все-таки "Наци-
ональный биографический словарь" в статье о
Клеланде называет ее "скандальной и непристой-
ной".

Клеланд, родившийся в 1709 году и закончив-
ший Вестминстерскую школу, был консулом в
Смирне, а потом поступил на службу в "Ост-инд-
скую компанию" в Бомбее. Поссорившись с на-
чальством, Клеланд покинул Индию и какое-то
время бедствовал, переезжая из одной страны Ев-
ропы в другую, он даже сидел в долговой тюрьме
в Англии. Спасаясь от кредиторов, он написал
"Фанни Хилл" и продал рукопись издателю Ральфу
Гриффитсу, который держал магазин возле собора
Святого Павла. (Говорят, что Гриффитс заработал
на публикации романа 10 тысяч фунтов.) Книго-
продавца и издателя осудили и приговорили к сто-
янию у позорного столба, а автора вызвали в Тай-
ный Совет и потребовали объяснить, как он до-
шел до сочинения подобных книг. Клеланд
оправдывался нищетой и избежал наказания. Со-
вершенно неожиданно Клеланд получил пенсион в
100 фунтов в год от лорда Гренвилла, одного из
членов Совета. Возможно, тот хотел таким образом
сделать из Клеланда журналиста. Позднее Клеланд
писал и другие книги, в том числе пьесы и лите-
ратуроведческие работы, мудро воздерживаясь от
порнографии. В некрологе в "Журнале джентльме-
на" было написано, что "он жил на пенсион, у
него была хорошая библиотека, его навещали со-
братья по перу. Он умер в возрасте 82 лет. Разгова-

104 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

ривать с Клеландом было очень интересно, он знал
много языков. Как писатель Клеланд интереснее
всего в романах и песнях..."

История Фанни Хилл, героини романа, расска-
зана в двух длинных письмах. Ливерпульская девоч-
ка из бедной семьи осталась сиротой в возрасте
пятнадцати лет. В Лондон она приехала в обществе
другой, более опытной девушки, которая внезапно
исчезла и предоставила Фанни самой себе. Она
отправляется в контору по найму, и ее берет в
служанки некая миссис Браун, чей дом оказывает-
ся борделем. Клиент, которого Фанни знает как
Чарльза, лишает ее девственности, забирает из
борделя и поселяет на квартире как свою любов-
ницу. Когда выясняется, что Фанни беременна,
отец Чарльза отсылает его на одну из факторий в
Южных морях подальше от нее. Горюя из-за разлу-
ки с любимым, Фанни "выкидывает" ребенка. Оп-
равившись, она заводит нового любовника, но
через несколько месяцев связь прекращается, ког-
да мужчина вступает в связь со своим юным слугой
Уильямом, которого Фанни соблазняет в отместку
за то, что любовник обманул ее со служанкой. Без-
домная Фанни оказывается в борделе, который
содержит миссис Коул.

Второе письмо рассказывает о жизни Фанни в
этом заведении в Ковент-Гардене, искусно замас-
кированном под лавку. Через какое-то время хозяй-
ка удаляется от дел, и Фанни, скопившая немного
денег, становится владелицей хорошенького доми-
ка и представляется женщиной, чей муж отпра-
вился за океан. У нее появляется новый защитник,
богатый старик, но он вскоре умирает, завещав ей
свое состояние. Фанни воссоединяется с вернув-
шимся Чарльзом, который ее по-прежнему любит.
Фанни во всем признается Чарльзу, он ее проща-
ет, и они женятся. Фанни начинает вести жизнь
добродетельной домохозяйки. "Вот так я наконец

Эротическая порнография 105

благополучно добралась до уютной обители, -
пишет в заключение Фанни, - где, окруженная
добродетелью, пожинала лишь неиспорченные и
сладкие плоды и, оглядываясь на путь порока,
который прошла, сравнивая его гнусность с беско-
нечно возвышенной радостью целомудрия, я не
могу не сожалеть о тех, кто погряз в неуемной
чувственности и глух к Добродетели... Если я и рас-
цветила Порок всеми красками, то для того лишь,
чтобы он выглядел настоящей жертвой, торже-
ственно приносимой Добродетели".

История заканчивается морализаторски, но
вполне счастливо: Фанни не умирает в тюрьме, но
пользуется плодами своей профессии. Как говорил
Спенсер Энеби, викторианский библиограф эро-
тической литературы, "тенденция книги пагубна
вдвойне".

Клеланд использовал весь арсенал приемов эро-
тической литературы для разжигания похоти чита-
теля и поддержания его интереса. Сцены насилия,
соблазнения, совокупления, гомосексуализм и фла-
гелляция соседствуют с советами, как изобразить
девственницу. Сравнительно недавно было получе-
но разрешение на арест 171 экземпляра книги, вы-
ставленной на продажу в лондонском книжном ма-
газине.

Интересно, что первое судебное преследование
за продажу непристойной литературы в Америке
касалось именно "Фанни Хилл". Зимой 1819-1820
годов двух бродячих торговцев подозревали, а од-
ного посадили на шесть месяцев за попытки угово-
рить фермеров Массачусетса купить "Фанни Хилл".
Несколько позже, в сороковых годах, изданием
книги начал свою успешную деятельность Уильям
Хейнз, иммигрант из Ирландии, ставший первым
американским издателем порнографии. На прибыль
от продажи "Фанни Хилл" он выпустил триста
других эротических сочинений. Но роман не утра-

106 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

тил популярности, книга была излюбленным чте-
нием в казармах во время Гражданской войны.
Множество экземпляров задержали таможня и по-
чта США, хотя в результате недавнего судебного
разбирательства (в 1963 году) торговля этой кни-
гой была разрешена в штате Нью-Йорк.

ГЛАВА 3

После выхода первого издания "Фанни Хилл"
на английских читателей хлынул поток порногра-
фических книг, достигший апогея в конце викто-
рианской эпохи. Нравы ужесточались, поэтому
производство и продажа этих книг уходили в
подполье. Заголовки и аннотации к сочинениям
можно найти в трехтомных "Заметках о редких и
забавных книгах", изданных Пизанием Фракисом
(X.С. Эшби) между 1877 и 1885 годами, и в двух
томах "Регистра эротической библиотеки" Роль-
фа Рида, изданных посмертно в 1936 году. Мы
упомянем только некоторые образцы подобной
литературы, о других расскажем в главе, посвя-
щенной извращениям.

Сборник 1762 года "Годичная новая Атлантида"
включает пять рассказов: "Амуры леди Лусиан",
"Генри и Эмма", "История графини В.", "Анекдо-
ты из частной светской жизни", "Королевское рас-
путство, или Приключения принца Йорка". Скорее
всего, их писали разные люди, а потом составитель
собрал их вместе. Создатель четвертой истории, по-
видимому, лучше знал порнографию, чем геогра-
фию, ибо действие у него происходит на "острове
Ангола". Приводимый ниже отрывок поможет чита-
телю представить себе книгу в целом. Она не вы-
держивает никакой критики, но, как любая подоб-
ная литература, интересна описанием деталей жиз-
ни эпохи.

Эротическая порнография 107

"Герцогиня тихо вошла в "приют отдохнове-
ния". Стояла жара, поэтому окна были распах-
нуты, а шторы опущены. Воздух благоухал жас-
мином. Комнату украшали туберозы в китайских
горшочках. Постель укрывал балдахин из желто-
го шелка, на самом ложе было рассыпано море
оранжевых и желтых цветов. Картину довершал
юный Бевилл, но его платье и позу мешают нам
описать приличия. Засыпая, он раскинулся на
кровати, и теперь предстал перед глазами влюб-
ленной герцогини во всей своей мужской красе.

Он был очень хорошо сложен, белоснежная
кожа сверкала. При виде вошедшей дамы жела-
ние овладело им, о чем свидетельствовал вос-
ставший предмет мужской гордости..."

В некоторых порнографических изданиях содержит-
ся изрядное морализаторство. Таковы "Полезные на-
ставления одинокому джентльмену о браке, сожи-
тельстве и адюльтере в стихах и прозе, с замечани-
ями моральными, критическими и пояснениями",
вышедшие в 1792 году. Автор - "Маленький Исаак",
по-видимому, это Исаак Крукшенк, карикатурист.
Главы называются "Искусный соблазнитель: картин-
ки из жизни", "Мария, или Обращение к веселому
повесе", "Печальные последствия соблазнения", "Об-
ращение умирающей шлюхи к старому развратнику".
В книге пятьдесят шесть страниц, не считая иллюс-
траций, продавалась она за один шиллинг.

Около 1800 года - точная дата не известна -
появился сборник неприличных стихов под назва-
нием "Веселые музы Каледонии, любимые шот-
ландские песни, древние и современные". Его пе-
реиздали с дополнениями в 1827 году, приписав
авторство Роберту Бернсу, что оскорбило поклон-
ников шотландского поэта и было объявлено "не
только необоснованной клеветой, но и величай-
шим издевательством над памятью гениального

108 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

человека". Возможно, так и есть, однако известно,
что Берне собирал скабрезные песенки и стихи,
так что, независимо от того, приложил он руку к
сочинению "Веселых муз" или нет, рукопись могли
выкрасть после его смерти в 1796 году и пиратским
образом опубликовать. Не исключено, что именно
Роберт Берне - автор некоторых стихотворений.
В письме к другу от декабря 1793 года он пишет,
что несколько лет собирает шотландские песни, но
что "немногие из них - мои собственные".

Первое издание "Веселых муз" содержит восемь-
десят пять стихотворений и песен, а в издание 1827
года и в более поздние включено еще 42 стихотво-
рения и два письма, предположительно написан-
ные Бернсом. Большая их часть написана на сексу-
альные темы, во многих легко угадываются бран-
ные слова, обозначенные первой и последней
буквой. Вот несколько характерных названий: "Де-
вять дюймов понравятся леди", "Отверстие, где его
можно спрятать", "На нем есть волосы", "Эй, пуг-
ни меня, Минни".

Замечательный образчик эротики увидел свет в
годы правления короля Георга IV, которому не
чуждо было искусство любви, - "Будуар сладо-
страстника", иллюстрированное собрание историй
и диалогов в четырех томах, изданное Мэри Уил-
сон. Имя издателя было, конечно, псевдонимом,
реальная Уилсон содержала известный бордель. В
начале третьего тома она обращается к тем, кто
имел обыкновение посещать ее: "Должна сказать,
что оставила мое заведение с поркой на Танбридж-
плейс на миссис Терезу Беркли, которой могу ре-
комендовать клиентов. Сама же я удаляюсь от дел".
В репринтном издании 1830 года, осуществленном
"за счет Беркли в пользу Мэри Уилсон", миссис
Беркли так говорит о своей подруге и предшествен-
нице: "Для тех, кто не знаком с мисс Уилсон,
замечу, что эта женщина возродила эротическую

Эротическая порнография 109

литературу в нашем веке. Когда она начинала свою
карьеру, продавалась всего одна хорошая книга -
"Женщина для утех". Мэри издала или перевела
двенадцать сочинений, ее успех подвигнул других.
попробовать свои силы на этом полезном попри-
ще, так что теперь к услугам будущего поколения
аж пятьдесят томов "Сладострастных Развлечений".

Интереснее всего в "Будуаре сладострастника"
не сами сюжеты (это в основном пересказы), а пре-
дисловие издателя к каждому тому. Вот что Мэри
пишет об иллюстрациях:

"Если эта книга попадет в руки художника,
умеющего рисовать человеческое тело и облада-
ющего воображением, он может рассчитывать на
успех, ему будет достаточно обратиться к изда-
телю, ценящему сладострастные картинки, вы-
полненные на высоком уровне.

Женщина с хорошей фигурой может прийти и
позировать час-другой художнику или издателю".

В "рекламе" к третьему тому мисс Уилсон обе-
щает "адюльтер женам и блуд старым девам и вдо-
вам", предлагая приносить "радостные жертвы богу
Приапу, древнейшему из божеств". Проспект Мэри
Уилсон так замечателен, что заслуживает быть
процитированным полностью:

"...я воздвигла стройный храм любви с про-
сторными гостиными и мило обставленными
будуарами. В этих гостиных вы встретите изуми-
тельных мужчин, которых мне удалось нанять,
они предаются всевозможным развлечениям на
свой вкус, все они энергичны и веселы.

Женщины могут разглядывать мужчин через
затемненные оконца будуаров - роскошно оде-
тых щеголей, музыкантов и обнаженных атлетов.
Такое изобилие плоти не может не разжечь

110 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

чувств. Выбрав объект для утех, дама подзывает
камеристку и посылает за мужчиной, его тут же
доставят к ней в будуар. Она может забавляться
с ним как в темноте, так и при свете, может
остаться в маске. Она может пробыть час или
всю ночь, иметь одного или дюжину партнеров,
не будучи ни с кем знакомой. Леди 70 или 80 лет
может насладиться юным шалопаем лет 20. Для
разжигания любовных страстей каждый будуар
украшен превосходными иллюстрациями поз по
Аретино кисти Джулио Романо и Людовико
Каррачи. Картины отражаются в огромных зер-
калах. Столы ломятся от изысканных яств и вин.
Все это содержится на ежегодные сто гиней -
взнос от каждой дамы, только прохладительные
напитки подают за отдельную плату.

Я предприняла все мыслимые и немыслимые
меры безопасности, невозможно представить,
чтобы инкогнито дам было разоблачено вторже-
нием полиции или разъяренных мужей-рогонос-
цев. Это гарантируется каждой даме, прежде чем
она подпишется на взнос. Мадам де Гомец, моя
заместительница, предоставит в распоряжение
посетительниц каталог самой обширной коллек-
ции "возбуждающих" книг на французском,
итальянском и английском языках (я заплатила
за него 2000 фунтов), чтобы потрафить им. Са-
лоны украшены картинами кисти Пейна Найта
на сюжеты античного культа Приапа - уникаль-
ная коллекция среди европейских собраний.
Мужчинам разрешено находиться только в сало-
нах, причем только тем, кто показал себя дос-
тойным доверия и не слишком любопытен. Их
услуги хорошо оплачиваются.

Делом моей жизни стало служение женщинам.
Я надеюсь на понимание тех, кому служу в этом
трудном предприятии. Ваша покорная слуга, леди
Мэри Уилсон".

Эротическая порнография 111

В этом буйстве эротической фантазии есть доля
правды, ибо мужские бордели действительно суще-
ствовали в Лондоне в те времена. Антиквару Ричар-
ду Пейну Найту действительно принадлежал из-
данный с помощью Уильяма Гамильтона, британ-
ского консула в Неаполе и мужа "дражайшей
Эммы", "Обзор почитания Приапа". Издание, вы-
шедшее в 1786 году с восемнадцатью иллюстраци-
ями, подвергалось суровым нападкам критиков "как
труд, недостойный ученого и философа". Автор был
так удручен, что попытался скупить весь тираж.
Найт утверждал, что не только английские "майс-
кие шесты" и башни Ирландии были фаллически-
ми символами, но "даже церковные шпили являют
собой явные символы языческого культа".

В девятнадцатом веке поток эротической пор-
нографии в Англии был огромен, особенно между
1820 и 1840 годами и после 1860 года. Несмотря на
то что литературными достоинствами обладали
немногие произведения, все раскупалось. Вот не-
которые названия: "Друг в постели, или Наставле-
ние молодым девицам" (1822 г.), "Приключения,
интриги и похождения дамской служанки" (1822
г.), "Современный распутник" (1824 г.), "Похотли-
вый турок" (1828 г.), "Кардинал-соблазнитель" (1830
г.), "Сцены в серале" (1830 г.), "Любимец Венеры"
(1830 г.), "Как заниматься любовью" с продолже-
нием "Как возбуждать любовь, или Искусство за-
ниматься любовью более чем одним способом:
сладострастная история и тайная переписка двух
юных леди, очаровательных и хорошо воспитанных
кузин. Пробуждение их первых сексуальных чувств
и их сладостные забавы на пиру любви". Два пос-
ледних сочинения, иллюстрированные гравюрами,
пользовались большой популярностью и были впер-
вые изданы в двадцатых годах, переизданы в соро-
ковых для "Общества Порока" и вновь переизданы
в шестидесятых ведущим издателем порнографии
тех времен Уильямом Дагдейлом.

112 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Эротика позднего периода печаталась в основ-
ном в Париже и Брюсселе, хотя в выходных дан-
ных указывалась Англия. Среди изданий были
"Праздник любви, или Пир у источника Венеры"
(1860 г.), "Похождения и исповедь балерины" (1868-
1870 гг.), "Частный отдых, или Взлет и падения в
жизни" (1870 г.), "Песнь похоти" (1873 г.), "Пись-
ма от парижского друга" (1874 г.), "Сила месмериз-
ма: эротическое изложение развратных событий и
фантазий" (1880 г.), "История члена" (1880 г.),
"Дела Венеры, или Исповедь молодой супруги"
(1881 г.), "Кейт Хендкок, или Вхождение девушки
в бурную жизнь" (1882 г.), "Лаура Мидлтон, ее
брат и любовник" (1890 г.), "Автобиография бло-
хи" (1887 г.), "Венера в Индии, или Любовные
приключения в Индустане" (1889 г.), "Изнасилова-
ние на железной дороге: правдивая история дамы,
которая была сначала изнасилована, а потом вы-
порота в шотландском экспрессе" (1894 г.), "Флос-
си, пятнадцатилетняя Венера, прислужница в хра-
ме восхитительной богини" (1897 г.).

Всегда пользовалась популярностью по обе сто-
роны Атлантики книга "Ночи в мавританском га-
реме" автора "лорда Георга Херберта". Ее издало
"Общество книжной эротики", по всей вероятнос-
ти, в Париже в конце девяностых, книга представ-
ляет собой якобы рассказ морского офицера, про-
ведшего ночь в гореме в Марокко, когда хозяин-
паша отсутствовал. В гареме было девять
очаровательных женщин разных национальностей
Средиземноморья. Мужественный британский гость
сумел удовлетворить всех, а в промежутках между
схватками девушки одарили его интимными рас-
сказами о своей сексуальной жизни, в том числе о
том, как одной из них удалось соблазнить жеребца.

В это же время в Англии были популярны эроти-
ческие журналы и ежегодники. Наибольшим успехом
пользовалось совершенно непристойное издание

Эротическая порнография 113

"Жемчужина, или Ежемесячный журнал для сладо-
страстного чтения". Журнал впервые появился в июле
1879 года и просуществовал восемнадцать месяцев.

До сороковых годов порнографические издания
не печатались в Соединенных Штатах, и американ-
цам приходилось импортировать английскую и ев-
ропейскую эротику. В 1846 году предприимчивый
ирландец Уильям Хейнз открыл свое дело в Нью-
Йорке. Его опыт быстро переняли другие, так что
к 1870 годовой объем продаж возрос до 100000
экземпляров. Вот что можно было купить в Амери-
ке: "Любовь скромника, рассказанная холостяком",
"Венера в Бостоне: роман из городской жизни",
"Фанни Грили, история сторонницы свободной
любви, рассказанная ей самой", "Веселые девушки
в Нью-Йорке, или Жизнь в столице", "Вдова из
Калифорнии, или Любовь, похождения, преступ-
ления и веселый разгул", "Радости любви или
Свободная леди", "Супружеская спальня и ее тай-
ны, или Жизнь в модных отелях". Две последние

книги принадлежат перу Джорджа Томпсона, спе-
циализировавшегося на скабрезных историях (сам
он заявлял, что написал сотни книг).

Одна из книг, вышедших в то время, имела
колоссальный успех, хотя относится скорее к ско-
тологии, чем к порнографии. Ее автором был Са-
мюель Клеменс, то есть Марк Твен, и называлась
она "1601: разговор у камина во времена Тюдоров".
Твен написал ее в 1879 году, в перерыве между
"Томом Сойером" и "Приключениями Гекльберри
Финна", и посвятил своему другу Джосайе Твичел-
лу, "у которого не было сомнений относительно
шекспировской манеры выражаться или вести себя".
Сто экземпляров первого издания появились в 1882
году. Бумага была самая дорогая, но самое забав-
ное, что напечатали ее в Военной академии в Вест-
Пойнте. С тех пор книга выдержала больше сорока
изданий по всему миру.

114 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

"1601" - это эротическая сатира, воображаемый
непристойный разговор между Елизаветой 1 и ее
придворными - Шекспиром, Бэконом, Беном
Джонсоном, сэром Уолтером Редеем и некими вы-
мышленными дамами, например - герцогиней по
прозвищу "Трюмная вода". "Я сконструировал разго-
вор, который мог иметь место в жизни, - говорил
Марк Твен. - Я использовал слова, которые тогда
были в ходу". Любители "крепких выражений" не
должны пропустить этот шедевр, который, по словам
госсекретаря США Джона Хея, "безумно интересен
и, разумеется, совершенно аморален".

ГЛАВА 4

В порнографических сочинениях важную роль иг-
рают иллюстрации. Иногда рисунки и картинки вклю-
чаются в книгу, иногда их публикуют отдельно. За
немногими исключениями самые опытные иллюстра-
торы порнографических сюжетов - европейские ху-
дожники, чаще всего французы, бельгийцы и италь-
янцы. Отметим Джулио Романо, Фрагонара, Ватто,
Видала, Августе и Аннибала Караччи, Буше, Фели-
сьена Ропса и Тулуз-Лотрека. Шедеврами являются
картины "Качели" Фрагонара и "Утренний туалет"
Буше, изображающий даму за интимным омовением.
В области эротической скульптуры только французам
удалось приблизиться к высотам Челлини. В Англии
никто не смог сравниться с Фальконе, Жаном Баси-
ляром и Огюстом Роденом, а лучшим из английских
художников-эротистов был Обри Бердслей, умерший
в 1898 году в возрасте двадцати шести лет. В георги-
анскую эпоху один художник все-таки достиг высот
в изображении порнографических сцен, то был То-
мас Роулендсон. Ему не хватало утонченности Берд-
слея, но не следует забывать, что в начале века
манеры были значительно грубее.

Эротическая порнография 115

До середины восемнадцатого века в Англии не
было собственных художников-порнографов, они
были вынуждены удовлетворяться изданиями Арети-
но, иллюстрированными Романо и братьями Карач-
чи. Неизвестный английский художник создал сем-
надцать рисунков к эротической книге "Удовольствия
любви, содержащие различные забавные и любопыт-
ные вещи о покоях Венеры" (1755 г.). На фронтиспи-
се изображена крупная женщина с бокалом любов-
ного напитка в левой руке, правой она отдергивает
полог кровати, на которой видны четыре голые ноги.
На пологе написано "Удовольствия любви, 1755".
(Книга была перепечатана в Лондоне в 1881 году под
заголовком "Приключения распутника" с шестью
цветными литографиями, но они были существенно
хуже оригинальных гравюр, являя собой типичный
пример упадка порнографической живописи конца
девятнадцатого века.)

Тогда же взошла слава английского художника и
гравировщика Уильяма Хогарта. Многие его вещи
из серий "Успех шлюхи", "Успех распутника",
"Модный брак" безусловно эротичны, но это не
порнография. Хотя сцена в борделе из "Успеха
распутника" уже близка к этому. На переднем пла-
не раздевается женщина, поза ее непристойна.
Слуга вносит тарелку и свечу, которые она потре-
бовала. Хогарт был моралистом, он изображал по-
рок самым устрашающим образом, но викториан-
цы заставили его внести изменения в некоторые
картины, например в лист № 9, где солдат рисует
на стене мужской половой орган, и в № 5 из "Мод-
ного брака", где полуобнаженный любовник убега-
ет через окно при внезапном появлении мужа сво-
ей пассии.

Карикатурист Исаак Крукшенк проиллюстриро-
вал всего одно порнографическое издание, а егс
сын Джордж, гораздо более знаменитый художник.
делал иллюстрации для "Фанни Хилл" Клеланда.

116 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Другой карикатурист, Джеймс Гилрей, был авто-
ром эротической картинки "Брачная ночь" и мно-
жества изображений порки. В конце георгианского
века крупнейшим интерпретатором эротических
сюжетов был Томас Роулендсон (1756-1827 гг.). У
Эшби в собрании было около ста его порнографи-
ческих работ, в том числе опубликованные после
смерти "Хорошенькие игры для юных девушек"
(1845 г.). Иллюстрации сопровождались скверными
стишками его же сочинения.

Помимо отца и сына Крукшенков, время от
времени посвящавших свой талант порнографии,
были Джордж Морланд, его сводный брат Уильям
Уорд и офортист Джон Рафаэль Смит. Они тоже
делали иллюстрации для "Фанни Хилл", "Тома
Джонса", "Тристрама Шенды" и "Сентиментально-
го путешествия" Стерна. После смерти Роулендсона
никто не смог продолжить традицию эротического
реализма с подобным мастерством. Все попытки
были грубы и вульгарны. Только к концу века в
Англии возникла новая концепция эротизма, кото-
рая нашла выражение в чувственных работах Данте
Габриеля Россетти и школы прерафаэлитов в жи-
вописи, а позже в сложном декадансе Бердслея.

Одновременно эротический реализм стал худо-
жественной натурой для фотокамеры. Изобретение
и совершенствование фотографии привело к про-
мышленному производству эротических и неприс-
тойных снимков, положив начало процветающему
и сегодня бизнесу "развратных открыток". Одним
из самых удачливых фотографов 60-70-х годов про-
шедшего века был Генри Хейлер. Владелец двух
домов в Лондоне, он фотографировал обнаженны-
ми всю свою семью, включая жену и двух сыновей.
При налете полиция обнаружила 130248 неприс-
тойных снимков и 5000 диапозитивов, позже все
это было уничтожено. Хейлер благоразумно пере-
брался на континент, чтобы избежать ареста.

Эротическая порнография 117

Тем временем Россетти и его ученики запечатле-
вали иную чувственность - патологическое сладо-
страстие, страсть с примесью чувства вины. Россетти
лучше других умел передать очарование женской
руки, жестокую прелесть ее ярких губ, выражение
глаз любимой. Иван Блох, немецкий историк сексу-
альной морали Англии, считал Россетти любовным
психологом, разглядевшим в женщине идеал, к ко-
торому мужчина стремится от унылой монотонности
будней как к источнику вечной красоты.

Прерафаэлиты оказали существенное влияние на
блестящего разностороннего графика Обри Вин-
сента Бердслея в начале его короткого пути в ис-
кусстве. Он успел стать автором около пятисот за-
мечательных рисунков, прежде чем умер от тубер-
кулеза. Он был художественным редактором двух
авангардистских журналов - "Желтая книга" и
"Савой". Бердслея с полным правом можно назвать
любовным психологом, хотя секс не победил его
как прерафаэлитов, его отношение к сексу было
свободным, почти языческим, как во Франции
восемнадцатого века. Одним из первых проектов
художника были иллюстрации к Лукиану. Как он
говорил друзьям, подобных рисунков в книгах еще
никто не помещал. Многие рисунки издатели и
редакторы возвращали как слишком рискованные,
что было совершенно естественно, в его работах
всегда таился яд. Он оказался объектом всеобщей
критики - один аноним отозвался о творчестве
Бердслея как об "открытом восхвалении загниваю-
щей жизни". Преследователи художника пытались
усмотреть непотребство в каждом его штрихе. Од-
нажды, когда издатель отклонил рисунок, худож-
ник отослал его другу с таким комментарием на
полях:

118 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Это сурово, слышишь?!
Но ничего не попишешь,
Не так уж потеря страшна.

Среди запрещенных рисунков Бердслея были
серия иллюстраций к "Саломее" Уайльда. Одна
называется "Туалет Саломеи" и изображает даму со
свитой в более чем откровенном неглиже. Туалет-
ный столик уставлен книгами. В увидевшем свет
варианте книги Саломея одета. Бердслей тонко
отомстил общественному мнению: книги, изоб-
раженные им, были заклеймлены как порнографи-
ческие или непристойные - "Золотой осел", "Ма-
нон Леско", знаменитый роман Золя о проститутке
"Нана" и роман маркиза де Сада.

Бердслей делал эротические иллюстрации для
"Лисистраты" Аристофана. Эксцентричный издатель
Леонард Смитерз, любивший эротику, поместил
иллюстрации в подпольном издании 1896 года. Сам
художник не слишком высоко оценивал иллюстра-
ции и перед смертью в письме к Смитерзу просил
скупить и уничтожить тираж.

Бердслей начал писать и иллюстрировать паро-
дию на легенду о Тангейзере*, в подредактирован-
ном виде Смитерз опубликовал фрагмент из нее в
первых двух номерах "Савоя". Неоконченное сочи-
нение Бердслея, переведенное на немецкий, се-
годня является книжным раритетом. Пародия Бер-
дслея - утонченнейший образец английской эро-
тики.

Уайльд написал об извращенном порнографи-
ческом таланте Бердслея, посвятив французское
издание "Саломеи" "единственному художнику,
кроме меня, который знает, что такое танец семи
покрывал, и способен видеть невидимое".

* Рассказ о Венере и Тангейзере. Романтическая по-
весть Обри Бердслея. Лондон, 1907 г. 250 экз.

Эротическая порнография 119

ГЛАВА 5

- Завершая краткий исторический обзор чисто эро-
тической порнографии уделим внимание трем ав-
тобиографиям: "Взлеты и падения" Эдварда Салло-
на (1867 г.), "Моя тайная жизнь" анонимного ав-
тора (1885 г.), "Моя жизнь и любовные события"
Фрэнка Харриса (1925-1929 гг.).

Рукопись "Взлетов и падений" была продана
Саллоном издателю порнографии Уильяму Дагдей-
лу незадолго до самоубийства автора, который
вскрыл себе вены в лондонском отеле в возрасте
сорока восьми лет. Жаль, что этот способный чело-
век посвятил себя столь низменному занятию. Его
отец добился в жизни некоторого успеха. Саллон
рано остался сиротой и молодым вступил в Ин-
дийскую армию, где сумел дослужиться до капита-
на, хотя ему не исполнилось и двадцати одного
года. Проведя в Индии десять лет, он вернулся
домой, женился на хорошенькой девушке, состоя-
ние которой, как вскоре обнаружилось, было не
столь велико, как он рассчитывал. Он несколько
раз уходил от нее и возвращался, но в конце кон-
цов оставил совсем, проведя последние годы жиз-
ни за сочинением порнографии для Дагдейла. Он
также обучал фехтованию, под вымышленным
именем развозил почту между Лондоном и Кемб-
риджем, пока железная дорога не положила этому
конец. Помимо исторического романа об Индии
"Герберт Брейкспир" и двух книг об индийской
литературе и археологии, он перевел эротические
отрывки из Декамерона, написал автобиографию и
две эротические книги: "Новый эпикуреец, или
Утехи секса" и "Приключения школьника, или
Причуды юной страсти" - на гомосексуальную
тему. Еще одна была посвящена флагелляции и
называлась "Новая розга для дам, или Приключе-
ния леди Лавспорт и Безрассудного Гарри" (к ней

120 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

мы еще вернемся). Что касается его собственных
приключений, они были многочисленны и разно-
образны.

Вот как Саллон описывает индийскую прости-
тутку, с которой когда-то сошелся:

"Обычно им платят две рупии. За пять можно
получить прекраснейшую из мусульманок и лю-
бую из женщин, принадлежащих к высшим ка-
стам, которые не прочь оказаться на месте кур-
тизанок. Эти "пятерочницы" совсем не похожи
на своих европейских сестер. Они не пьют, от-
личаются чистоплотностью, хорошо одеты, но-
сят богатые украшения, замечательно образова-
ны, сладко поют, аккомпанируя себе на виоле
да гамба (разновидность гитары). Как правило,
они украшают волосы цветами, переплетенны-
ми с гирляндами жемчуга или бриллиантов. Они
в совершенстве владеют всеми способами лю-
бовных отношений, способны удовлетворить
любой вкус, никакая женщина во всем мире не
превзойдет их ни лицом, ни телом.

Есть у них один обычай, кажущийся стран-
ным европейцу, - они бреют не только лобок,
но и расчищают пространство под ним, так что,
глядя на полные твердые очаровательные груди,
притягательные сверх всякой меры, легко пред-
ставить, что имеешь дело с нетронутой девоч-
кой. Некоторые выдирают волоски щипчиками,
как женщины в Древней Греции, на мой взгляд,
это куда предпочтительнее бритья.

Невозможно описать наслаждение, которое я
вкусил в объятиях этих сирен. Позднее я пробо-
вал англичанок, француженок, немок и полек
всех слоев общества, но они не идут ни в какое
сравнение с похотливыми сочными гуриями
Востока".

Эротическая порнография 121

Вскоре после свадьбы Саллон начал яростно
ссориться с женой, обычно скандалы возникали
из-за его непотребного поведения. Однажды мис-
сис Саллон обнаружила женский чепчик в кровати
мужа, хотя вечером он ушел к себе, сославшись на
головную боль. Впрочем, в минуты затишья Авгус-
та Саллон была не прочь потрафить сексуальным
вкусам супруга. "Августа разделась донага, - вспо-
минает он, - и позволила мне делать с ней все,
что я хотел, потакая всем моим капризам..."

Незадолго до самоубийства Саллон послал оче-
редной любовнице стихотворение "Больше не
буду", в котором легко угадать намерение свести
счеты с жизнью. Последние две строфы звучат так:

Пылает взор, твердеет грудь,
Прижмись ко мне еще чуть-чуть.
Экстаза стон, восторга вздох,
Увы, я, кажется, оглох -
Навеки.

Лежу один, в земле сырой,
В кровавой жуткой пелене.
Глаза - как дымчатый хрусталь,
Всего прошедшего мне жаль,
Но поздно.

В конце Саллон приписал изречение, якобы
латинское, в действительности же сочиненное,
скорее всего, им самим, заявив, что почитает в
этой жизни только одно:

Vivat Lingam!
Non Pesurgam!

(Да здравствует эрекция!
Я не жду никакого
воскресения!)

Лет через двенадцать после выхода в свет после-
дней книги Саллона увидело свет аналогичное, хоть
и не столько талантливое, сочинение, называвше-

122 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

еся "Моя тайная жизнь". Печатали его, по-видимо-
му, в Бельгии, хотя на титульном листе значится
Амстердам. Вычислить личность автора практически
невозможно, ясно одно: он происходил из зажи-
точной семьи, и жизнь его складывалась вполне
удачно. "Я начал писать эти воспоминания в двад-
цать пять лет, - пишет он в предисловии. - Я с
юности веду что-то вроде дневника, куда по при-
вычке записываю все, что относится к моей внут-
ренней, тайной, жизни. Когда-то давно я читал
много похабных книжонок, среди которых только
"Фанни Хилл" заслуживает внимания... Было бы
грешно сжечь дневник - что ни говори, это исто-
рия человеческой жизни, возможно, типичной (мы
бы это узнали, если бы люди имели смелость при-
знаваться в своих грехах)".

Рассказ начинается с детства автора, каждое
событие, имеющее отношение к сексу, тщательно
и честно описывается. Многие события происходят
в Лондоне, другие - за границей, где автор, ви-
димо, часто бывал. Читатель узнает много интерес-
ных деталей о проституции и сексуальных нравах
лондонского общества времен правления королевы
Виктории.

По большей части, в сексуальном опыте автора
не было ничего необычного, но иногда он преда-
вался излишествам как с мужчинами, так и с
женщинами. Его тянуло к молоденьким девочкам. В
приводимом ниже эпизоде описана прогулка авто-
ра по берегу Темзы. Он любуется фейерверком и
знакомится с сутенершей.

"Я прошел мимо девочки, одетой балериной,
на вид ей было лет десять. Женщина, стоявшая
рядом, подмигнула мне. Я остановился, она
подошла и спросила:
- Ну не красотка ли эта малютка?
- Да, хорошенькая девчурка, - ответил я.

Эротическая порнография 123

- Хотите увидеть ее голенькой? - Девочка
тянула женщину за руку, приговаривая: "Ой, ну
идем же на фейерверк!"

Мы сошлись на трех соверенах. Женщина ве-
лела мне выйти из сада, взять кеб и ждать не-
подалеку.

Через три минуты они присоединились ко мне.
Путешествие заняло пять минут, кеб остановился,
мы вышли, свернули за угол и остановились. Жен-
щина велела мне немного подождать, отперла
дверь хорошенького домика и вошла. Мгновение
спустя она открыла мне дверь и я, стараясь не
шуметь, прошел в гостиную. Дверь в спальню была
открыта. Меня удивила хорошая мебель. Сев, я
начал разглядывать хозяйку. Женщине было за
сорок, стройная, хорошо выглядящая, она была
одета как преуспевающая буржуазка. Девочке было
не больше десяти лет, но дая своих лет она была
очень хорошенькой и вполне оформившейся. Я
чувствовал нетерпение, но вполне по-светски за-
метил: "Ба, у вас газ!" Это была редкая для того
времени вещь. "Да, очень удобно, не правда ли?" -
ответила женщина".

О том, что происходило дальше и как автор
забавлялся, он рассказывает со множеством под-
робностей.

"Мы поговорили. Она не была ни матерью,
ни теткой девочки, хотя та именно так к ней
обращалась. Моя новая знакомая позаботилась о
сироте, спасла ее от работного дома. У нее были
свои проблемы - надо было на что-то жить, а
девочке все равно не избежать судьбы, так по-
чему бы не подзаработать? Если не она, на ре-
бенке сделает деньги кто-нибудь другой. Так она
мне все объяснила".

124 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Автор остался на ночь, "доплатил" и остался к
завтраку.

"Мы ели и пили, потом я расплатился и ушел.
Белые брюки и черный сюртук годились для ве-
черней прогулки, но днем выглядели слишком эк-
стравагантно. Выйдя на улицу, я ощутил стыд.
Хозяйка не позволила мне вызвать кеб, не желая
привлекать внимание прохожих. Она объяснила,
куда писать, если я захочу снова увидеть девочку.

Через две недели я назначил свидание, но
она не явилась. Я отправился в тот дом, но мне
открыла другая женщина. "Вы с ней знако-
мы?" - спросила она. "Да", - "Ее тут нет, и я
не знаю, куда она уехала, может быть, вы такой
же скверный человек, как она!"
Дверь захлопнулась перед моим носом".

Автор "Моей тайной жизни" желает предстать
перед читателями Казановой, но ему не хватает
образованности и утонченности подхода итальянс-
кого авантюриста, его изысканного литературного
стиля. У нас нет повода сомневаться в искренности
автора, как и в его тщеславии - иначе зачем бы
он стал тратить 1100 фунтов на крошечный под-
польный тираж, отпечатанный на континенте,
Многие годы спустя, между двумя мировыми вой-
нами, дневник начали переводить на французский,
но вышло всего два тома, в 1923 году, в Париже.

В третьей автобиографии - "Моя жизнь" Фрэн-
ка Харриса - некоторые эротические главы напе-
чатаны в конце книги, с особой нумерацией. Не-
смотря на все уловки автора, его друзья были
шокированы, ведь они считали его достойным ли-
тератором и журналистом. Литературный стиль кни-
ги на удивление нетривиален. Став издателем лон-
донской "Ивнинг ньюс" в двадцать семь лет (как
поговаривали, в результате удачного соблазнения

Эротическая порнография 125

супруги хозяина газеты), Харрис быстро увеличил
ее тираж. На вопросы друзей, как ему это удалось,
Харрис отвечал, что все дело в его любви к двум
темам - кулачным боям и разврату. Свои победы
над женщинами Харрис описывает в весьма воин-
ственном духе: женщин следует завоевывать, как
доблестный генерал захватывает на поле битвы
разгромленного врага. "Фрэнк Харрис лишен
чувств, - писал Оскар Уайльд, когда Харрис на
пике журналистского успеха в девяностых годах
издавал "Сатердей ревью". - В этом секрет его ус-
пеха. Харрис полагает, что чувств лишены другие
люди, именно это заблуждение погубит его на
тропе жизни".

Четыре тома биографии были написаны несчаст-
ным больным полунищим стариком. Первый том был
написан в Америке и напечатан в Германии, осталь-
ные тома - во Франции, куда Харрис переехал
вскоре после первой мировой войны. Мы не станем
перечислять все проблемы, возникшие у стареющего
развратника из-за его сочинения. Оно не принесло
прибыли, на которую он рассчитывал, в основном
из-за наглого "пиратства" издателей порнографии
Европы и Америки. Французские власти, которые
трудно упрекнуть в излишней стыдливости, попыта-
лись конфисковать второй том автобиографии -
Харрис прятал тираж на своей квартире в Ницце -
и возбудили против него дело, обвинив в ущербе,
нанесенном общественной нравственности. Пресле-
дование было прекращено после протеста группы
французских писателей во главе с Анри Барбюсом,
но поднятая шумиха и обвинения друзей, которым
Харрис сам разослал книгу, безусловно ускорили его
смерть. "Это самая порочная книга из всех, что по-
падали мне в руки, - сказал ему Элтон Синклер,
прочитав первый том. - Эта книга - яд!"

События, описанные в книге, заканчиваются на
рубеже веков. Автору в тот момент было сорок пять

126 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

лет, карьера его заканчивалась. Харрису оставалось
прожить еще тридцать лет. Даже принимая во вни-
мание хвастливость автора, его сочинение пред-
ставляет интерес как источник сведений о знаме-
нитых людях той эпохи и о нравах женщин, с ко-
торыми он спал.

Приводимый ниже отрывок относится к жизни
Харриса на вилле в Сан-Ремо на Итальянской Ривь-
ере. Этот дом он купил в 1896 году, отказавшись от
издания "Сатердей ревью". Очень скоро Харрис
сделал приятное открытие: оказалось, что его са-
довник - весьма опытный сутенер. Он пригласил
для нового хозяина пять местных красоток, якобы
на конкурс красоты: Харрис обещал 100 франков
за первое место, 50 - за второе и утешительные
призы по 25 франков остальным. Харрис не верил
в успех предприятия. Но итальянец заверил его,
что в стремлении быть признанной красивейшей
девушки не постесняются раздеться, а раздевшись,
уже ни в чем ему не откажут.

Именно так девушки оказались на вилле, их
развели по спальням и велели раздеться. Осмотрев
двух конкурсанток, Харрис и садовник вошли в
третью комнату, где им пришлось уговаривать де-
вушку обнажиться. Наконец она сдалась. Увиденное
произвело на Харриса впечатление.

"У нее была очаровательнейшая фигура и лицо
самое замечательное из всех, что я видал в
жизни. Груди маленькие, но красиво закруглен-
ные и удивительно крепкие, бедра и живот твер-
дые как мрамор. На лице горели карие глаза,
рот, возможно, слишком большой, но очень
красивый. Ее улыбка покорила меня. Я сказал
садовнику, что не хочу больше смотреть ни од-
ной девушки. Он советовал мне поцеловать кра-
савицу и поболтать с ней, а сам вышел в сосед-
нюю комнату к другой претендентке.

Эротическая порнография 127

Как только мой спутник вышел, красотка,
чье имя было Флора, начала задавать вопросы.
- Почему Вы выбрали меня? Вы хозяин, да?
Я был способен только кивать в ответ и с
трудом выдавил из себя:

- Дело в твоей красоте, но мне нравится,
как ты держишься, нравится твоя смелость.

- Нет, - возразила она, - нельзя по-насто-
ящему понравиться так быстро, всего лишь по-
казав тело и ноги.

- Извини, - перебил я ее, -но первыми в
мужчине просыпаются страсть, желание, дело
женщины - вырастить из этих чувств длитель-
ную привязанность. Я тебе немножко нравлюсь,
поскольку восхищаюсь тобой и хочу тебя, моя
задача - добротой и лаской превратить это чув-
ство в любовь. Так что поцелуй меня, давай не
будем терять время на споры. Ты умеешь цело-
ваться?

- Конечно, умею, это всякий может!
- Это не так, большинство девственниц во-
обще не умеют целоваться, а я полагаю, что ты
девственница.

- Да, - ответила она. - Таких, как я, не-
много здесь осталось!

- Поцелуй меня, - настаивал я, привлекая
ее к себе и целуя, пока не ощутил, как жаркие
губы отвечают мне. Пустив в ход язычок, она
шаловливо спросила:
- Ну, сэр, умею я целоваться?
- Да, - признал я, - а теперь мой черед...

Флора завоевала первое место, остальное легко
вообразить. Хозяин сфотографировал девушек в
обнаженном виде. Позднее приключение повторили
с большим количеством девушек, иногда их число
превышало тридцать, тогда Харрис приглашал
приятелей.

128 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Автобиография Харриса всегда попадала под
запрет таможенников и в Америке. Когда в 1930
году в сенате США обсуждали протекционистские
законы, сенатор Смут из Юты заявил, что у него
есть при себе две книги, которые могут так рас-
строить его коллег-сенаторов, что они не проголо-
суют за "либеральные" поправки, внесенные сена-
тором Каттингом из Нью-Мексико, разрешающие
ввоз непристойной литературы.

- Я не верил, что подобные книги существу-
ют, - я говорю о "произведениях", которые сена-
тор Каттинг хотел бы видеть в библиотеках нашей
страны. А ведь это настоящее скотство!
- Что за книги? - удивился Каттинг.
- "Любовник леди Чаттерлей" Лоуренса и "Моя
жизнь и любовные приключения" Харриса, - от-
ветил сенатор из Юты.

- Если сенатор процитирует строки, которые
могут быть поставлены мне в упрек, я тут же от-
кажусь от своей поправки!

Каттинг страстно защищал Лоуренса, но ему
было нечего возразить по поводу книги Харриса и
его скабрезной исповеди.

Даже Бернард Шоу имел неоднозначное мнение
об автобиографии Харриса, хотя никогда не осуж-
дал книгу. Выводы он сформулировал со свойствен-
ной ему безупречной точностью: "Он не мог по-
нять, - писал драматург вскоре после смерти Хар-
риса в 1931 году, - почему я всегда утверждал, что
его автобиография, которую он считал выдающим-
ся откровением, ничего не сообщает нам о Фрэнке
Харрисе, но доказывает, что в каждом Казанове
прячется Иосиф".

Комментарии (1)
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.