Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Монтгомери Х. История порнографии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 5. ПОРНОГРАФИЯ И ИЗВРАЩЕНИЯ

ГЛАВА 1

Помимо порнографии эротической, нам извест-
ны литературные манифесты, посвященные
ь сексуальным отклонениям - садомазохизму, гомо-
F сексуализму, инцесту, трансвестизму и всем без
j исключения формам фетишизма. Садомазохистским
извращением является флагелляция-порка. Мы уже
описали, как ее применяли в Древнем Риме и в
эпоху средневековья. Позднее, в девятнадцатом
веке, порка стала так популярна в Англии, что на
европейском континенте получила название "анг-
^ лийский порок" (ie vice anglais).

Личностям, давшим свои имена двум самым из-
вестным извращениям, следует уделить особое вни-
' мание. Мы говорим о садизме - половом извраще-
нии, при котором для достижения удовлетворения
необходимо причинение партнеру боли и страда-
' ния, и мазохизме, при котором для достижения

оргазма человеку необходимо испытывать физичес-
1 кую боль или моральное унижение, причиняемые

партнером, о французе маркизе де Саде и австрий-
1 це фон Захере-Мазохе.

1 Маркиз Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад ро-
дился в 1740 году в Париже и умер в 1814 году в
Шарантонском доме для умалишенных, узником
которого был многие годы, после долгого тюрем-
ного заключения. Он происходил из Прованса, из
' старинного аристократического рода. Юношей он

130 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

пошел служить в кавалерию и именно тогда впер-
вые почувствовал вкус к жестокости. Маркиз же-
нился в двадцать три года, но предпочитал обще-
ство свояченицы, которую воспел в романе "Жюль-
етта". После ее смерти он окунулся в разврат, хотя
реальные его поступки не были столь ужасны, как
те, что он нафантазировал и описал в своих кни-
гах. Самым серьезным преступлением маркиза ста-
ла жестокая порка тридцатишестилетней Розы Кел-
лер, которая пристала к нему на улице и которую
он заманил к себе. Привязав женщину к кровати,
де Сад выпорол ее розгой, резал ее тело ножом и
капал воск на раны. Несколькими годами позже в
Марселе маркиз принял участие в оргии с поркой
в обществе нескольких шлюх, которым он дал
сильнодействующий наркотик. Девушки чуть не
умерли, и дело получило огласку. Маркиза де Сада
неоднократно заключали в Бастилию и другие
французские тюрьмы.

Находясь в заключении, де Сад начал писать.
Забавно, но ни одного писателя не читали так
мало, как нашего развратного маркиза. Его сочине-
ния - романы "Жюстина" (1781), "120 дней Содо-
ма" (1785), "Алина и Валькур" (1788), "Философия
в будуаре" (1795), "Жюльетта" (1796), "Преступле-
ния из-за любви" (1800) - X. Эллис называет эн-
циклопедией сексуальных извращений.

Де Сад первым открыто заявил о приверженно-
сти к патологическому сексу. "Если чьи-то поступ-
ки шокируют благопристойных господ - писал
он, - это вовсе не означает, что следует возвели-
чивать преступников либо наказывать их... потому
что их пристрастия невольны, они зависят не от
ума или глупости, уродства или красоты человека".
В сознании де Сада совокупление и жестокость были
единым целым, он говорил: "Каждый блудник
жаждет быть тираном".
Леопольд фон Захер-Мазох родился в 1836 году

Порнография и извращения 131

во Львове, город назывался тогда Лемберг и нахо-
дился на территории Австро-Венгрии. По отцовс-
кой линии он происходил из родовитой испанской
семьи Захеров, осевших в Праге в шестнадцатом
веке. Мать - ее девичья фамилия была фон Ма-
зох - родилась в аристократической немецко-рус-
ской семье. Уже в детстве Леопольд был склонен к
жестокости; он любил рассматривать картинки, на
которых изображались наказания, мечтал оказать-
ся во власти жестокой женщины, которая заковала
бы его в цепи и подвергла мучениям. В возрасте
десяти лет мальчик оказался невольным свидете-
лем сцены, которая произвела на него неизглади-
мое впечатление: произошла она в доме распутной
графини, родственницы его отца. Мальчик играл в
прятки со своими кузинами и спрятался за плать-
ями, висевшими в спальне графини. Внезапно в
комнату вошли графиня и ее любовник и приня-
лись заниматься любовью на диване. Чуть позже в
комнату вломился граф с двумя приятелями. Жен-
щина поднялась и нанесла графу такой удар кула-
ком в лицо, что тот покачнулся. Затем она схватила
хлыст и выгнала всех мужчин из комнаты, испу-
ганный любовник тоже сбежал. В этот момент ве-
шалка упала, графиня схватила перепуганного на-
смерть Леопольда, швырнула на пол и стала без-
жалостно хлестать. Несмотря на сильную боль,
мальчик испытал странное удовольствие. Потом
вернулся граф и стал на коленях вымаливать про-
щение. Выбегая из комнаты, Захер-Мазох видел,
как графиня пинает мужа ногами. Мальчик не мог
противиться искушению и вернулся. Дверь была
закрыта, и он ничего не видел, но слышал свист
хлыста и стоны графа.

Получив степень, Захер-Мазох начал преподавать
историю в университете, но вскоре оставил историю
ради литературы. Он написал несколько романов,
посвященных мазохизму, самый известный из кото-

132 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

рых - "Венера в мехах". Любимыми символами пи-
сателя были хлыст и мех, одно время его рукописи
украшал рисунок русской боярыни в плаще, отде-
ланном горностаем, с плетью в руке. Он был женат
дважды и от обеих жен имел детей. Первая супруга,
перчаточница из Граца, где он преподавал в универ-
ситете, поначалу отказывалась сама пороть его и
только присутствовала при экзекуциях, исполняемых
ее служанкой. Однако Захер-Мазох все-таки заставил
жену изменить убеждения, после того как служанку
рассчитали. Говорят, что ежедневные порки плетью,
придуманной самим писателем - с заделанными в
ремень гвоздями, - больше всего вдохновляли его.
Захер-Мазох все время побуждал жену к изменам,
помещая объявления в местной газете о том, что
молодая красивая женщина желает познакомиться с
энергичным мужчиной. Госпожа Мазох стремилась
угодить мужу, но и ее самоотверженность имела пре-
делы. В конце концов супруги расстались. Вторично он
женился на своей секретарше, жизнь с которой сло-
жилась вполне удачно. Если не считать эксцентрично-
сти в сексе, Захер-Мазох был добряком, не курил и
не пил, обожал детей. Он сражался в австрийской
армии во время итальянской войны за независимость
и за храбрость, проявленную на поле сражения, был
награжден. Писатель умер в 1895 году, когда австрий-
ский психолог Крафт-Эббинг уже придумал термин
"мазохизм" для описания симптомов подобного по-
ведения.

Несмотря на романную форму, "Венера в ме-
хах" - автобиографическое произведение. Это рас-
сказ о молодом благополучном помещике Севери-
не, решившем стать жалким рабом бессердечной
любовницы Ванды (так звали первую жену Лео-
польда). Северин хочет, чтобы Ванда связывала его
и избивала тяжелой собачьей плетью. "...Типа той,
которой в России порют крепостных", - объясня-
ет Ванда продавцу в лавке.

Порнография и извращения 133

Северин соглашается сопровождать любовницу в
поездке по Европе в качестве слуги и придумывает
себе имя - Григорий. Приехав во Флоренцию, он
подписывает документ, по которому становится ра-
бом, которого женщина может в любой момент на-
казать, а за это обязуется "носить меха как можно
чаще, особенно в присутствии раба, даже в самые
жестокие моменты". Ванда заводит привлекательного
грека-любовника, потом расстается с ним, но тот
успевает напоследок жестоко избить Северина. Ка-
кое-то время спустя Ванда присылает Северину свой
портрет в горностаевом жакете с хлыстом в руке -
как напоминание о прошлом. "Надеюсь, вы выздоро-
вели под моим хлыстом, - писала женщина. - Ле-
чение было жестоким, но радикальным". Северин
согласился. Он действительно выздоровел.

В заключительной части книги Захер-Мазох вы-
водит мораль своей истории:

"Женщина, какой ее создала Природа и какой
ее воспитывает сегодня мужчина, является его
врагом и может быть только либо рабой его, либо
тираншей, но никогда - подругой, спутницей.
Подругой она может стать, только получив рав-
ные права, стать равной в образовании и труде.

Теперь же у нас один выбор: быть либо мо-
лотом, либо наковальней. И я был осел, что
сделал из себя раба женщины, понимаешь?

Отсюда и мораль: кто позволяет себя хлес-
тать, тот заслуживает этого.

Мне эти удары послужили, как видишь, на
пользу..."

ГЛАВА 2

Порнографический шедевр Захер-Мазоха является
возможно, самым откровенным среди подобных ему
сочинений и, безусловно, самым известным. Впро-

134 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

чем, он не был первым мазохистом, решившимся
описать свой опыт. Французский философ Жан-
Жак Руссо в своей "Исповеди" удивил читающую
публику рассказом об опыте, который приобрел
мальчиком в руках гувернантки. Ему было восемь,
а гувернантке, мадемуазель Ламберсье, тридцать
лет, когда он в 1720 году впервые был наказан ею
за непослушание.

"Довольно долго она ограничивалась лишь уг-
розами, и это казалось мне очень странным, но
после того как мадемуазель ее осуществила, я
нашел, что само наказание не так страшно, как
ожидание. И вот что самое странное: наказание
заставило меня еще больше полюбить ту, кото-
рая подвергла меня ему... потому что я обнару-
жил в боли и даже в самом стыде чувствен-
ность, вызвавшую во мне больше желания, чем
страха боли. Несомненно, во многом был вино-
ват проснувшийся половой инстинкт: то же на-
казание, полученное от брата мадемуазель, не
показалось бы мне таким приятным".

Порка повторилась всего один раз: гувернантка
заметила производимый эффект и немедленно пре-
кратила сечь мальчика, хотя воспоминание о двух
порках наложило отпечаток на всю жизнь Руссо.
"Кто бы мог подумать, что это наказание... опреде-
лит мои вкусы, мои желания, мои страсти, меня
самого на всю оставшуюся жизнь?" - признавался
Руссо. Ему нравились игры маленьких девочек, осо-
бенно та, где кто-то играл роль школьной настав-
ницы, избивая остальных. В фантазиях Руссо каж-
дая молодая женщина была или учительницей, или
мачехой. Боясь признаться вслух, чего хочет, он
наслаждался под плеткой воображаемой любовни-
цы. Только стыд мешал ему воплотить мечту в
жизнь.

Порнография и извращения 135

Как мы уже писали, именно в Англии наказание
поркой получило самое широкое распространение.
Дома, в школе, в борделе, во имя соблюдения
уголовного права и военной и морской дисципли-
ны трость и плеть были неотъемлемым элементом
наказания. Об этом много писали, в частности,
наблюдатели с континента отмечали прежде нео-
бычную приверженность школьных учителей к та-
кому наказанию. Уже в 1676 году в пьесе "Виртуоз"
драматург и поэт Томас Шедвелл изображает ста-
рого блудодея Снарла, который обращается к юной
проститутке с просьбой выпороть его. "Странно,
как это вы наслаждаетесь подобной гадостью?" -
спрашивает она его. А он отвечает; "Я так привык
к порке в Вестминстерской школе, что с тех пор
не мог прожить без этого и дня".

В XVIII и XIX веках в Лондоне существовали
многочисленные заведения для любителей пор-
ки, их посещали "сливки общества". Одним из
них заправляла миссис Коллетт, известно, что
по крайней мере один раз Георг IV посещал ее
дом. "Королевой ремесла" была Тереза Беркли,
владевшая домом № 28 по Шарлотт-стрит. Она в
совершенстве владела искусством угождения кли-
ентам, была очень деловой женщиной и сумела
накопить значительное состояние. У Терезы было
прозвище "лошадка Беркли", поскольку она изоб-
рела специальное устройство для "порки джен-
тльменов". Его описание мы находим в книге
"Любовные дела школьной учительницы, или
Игры с березой", изданной в 1810 году. Там го-
ворится, что "лошадка" позволяла устраивать
клиента самым затейливым способом. Коллекция
инструментов для порки не имела себе равных.
Тереза всегда вымачивала розги в воде, чтобы
были свежими и упругими.

Подробности о "березовых играх" приводятся в
книге:

136 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

"Бесчисленное количество старых генералов,
адмиралов, полковников, капитанов, а еще
епископов, судей, адвокатов, лордов, членов
Палаты общин и врачей время от времени при-
ходят, чтобы быть выпоротыми, разгорячить
кровь и ощутить возбуждение, которым давно
уже не могут похвастаться, равно как и победа-
ми над противоположным полом. Верно и то,
что сотни юношей, чьи наставники укрепляли
дисциплину розгой, пристрастились к опреде-
ленным ощущениям и хотели теперь "выносить"
то же наказание от рук прекрасных женщин...

Женщин, обеспечивающих удовлетворение
странных прихотей, называют "госпожами", ибо
они умеют то, что недоступно большинству. Не-
достаточно иметь розги и желание пустить их в
ход, нужно знать, как взяться за дело. Необхо-
димо интуитивно чувствовать малейшие нюансы
и капризы мужской психики и быть готовой
ободрить и утешить клиента..."*

Умение женщин обращаться с розгой прославля-
ется в сочинении "Веселые порядки Святой Бригит-
ты: воспоминания об употреблении розги" Маргарет
Ансон Йорк, которое считалось (скорее всего, оши-
бочно) свидетельствами французских аристократок
времен II империи, любительниц порки. "В манере
пороть существует много различий, - пишет ав-
тор. - Вряд ли можно насладиться ею, если розгу
используют самым вульгарным образом. Но когда
орудие наказания находится в руках элегантной утон-
ченной женщины, и наказывающий, и наказуемый
получают истинное удовольствие".

* См. свидетельство проститутки Вики Барретт на суде
по делу д-ра Стефана Уорда в Лондоне в июле 1963 года.
Ей приходилось, надев нижнее белье и ботинки на высо-
ком каблуке, пороть взрослого мужчину. Ей платили 1 фунт
стерлингов за каждый удар. "Скандал-63", 1963.

Порнография и извращения 137

Клеланд включил в "Фанни Хилл" эпизод с
поркой, это первое напечатанное подробное опи-
сание флагелляции. Дело происходит в заведении
миссис Коул. Молодой человек улегся животом на
скамью, Фанни привязала его ноги к скамье его же
подвязками и высекла. Затем он в свою очередь
высек Фанни, но не столь жестоко, и только тогда
полностью удовлетворил свои желания. После всех
этих игр миссис Коул сама подала им ужин, "что
добавило изысканности блюдам и тонкости вкусу
тщательно подобранных вин".

Мы уже знаем по "Виртуозу" Шедвелла, что
розга в английских борделях употреблялась задолго
до Клеланда. Хогарт в "Успехе шлюхи" описывает
розгу, висящую на стене комнаты проститутки, но
именно в школах - и для мальчиков, и, что уди-
вительно, для девочек - розга получила наиболь-
шее распространение, а потом мода распространи-
лась на все слои английского общества.

Одной из самых популярных книг викторианс-
кой эпохи был "Роман о наказании", впервые
вышедший в 1866 году с восемью цветными лито-
графиями Дагдейла. В нем повествуется об ученице
Бельведера, училища для юных аристократок. Авто-
ром книги был Джордж Сток, отставной лейте-
нант королевской гвардии. Он высказывает любо-
пытное утверждение о том, что женщина, секущая
другую женщину, также получает удовольствие и
возбуждается. "Как правило, женщины редко быва-
ют готовы прибегнуть к розге. Одни слишком мяг-
косердечны, другие - стеснительны, но, если уж
возмездие неотвратимо, они не знают меры в же-
стокости и дают волю страсти".

В том же 1866 году Дагдейл выпустил в свет
сочинения Селлока с литографиями, где одной из
основных тем стало употребление розги в домаш-
нем обиходе. Героиня "Леди Лавспорт" - горячая
сторонница порки. Рассказ ведется от лица племян-

138 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

ницы, выросшей в ее доме и не избежавшей зна-
комства с розгой.

Употребление розги дома жарко обсуждалось в
газетах и журналах того времени, такие респекта-
бельные издания, как "Королева" и "Домашний
журнал англичанки", открыли у себя колонки для
публикации писем подписчиков. Но объем коррес-
понденции превзошел все ожидания, и "Домаш-
ний журнал" вынужден был выпустить приложение
с подборкой писем на тему: "По поводу порки
девочек и телесных наказаний детей в целом",
написанных в апреле-декабре 1870 года. Некото-
рые письма прислали шутники, но в основном
люди писали их более чем серьезно.

Приложение ценой в два шиллинга раскупалось
вовсю. Как после выхода "Венеры в мехах", вырос
спрос на собачьи плетки, причем многие покупа-
тели не были собачниками.

ГЛАВА 3

"Радость учителя - порка" - утверждает старин-
ная баллада, приписываемая Томасу Грею, автору
знаменитого "Сельского кладбища". Многие настав-
ники в школах для мальчиков пользовались дурной
славой из-за пристрастия к розге. Частные тьюторы
и гувернеры также имели обычай сечь своих подо-
печных. Даже монархи в юности не избегали нака-
зания. Джордж Баченен, наставник Джеймса 1,
часто прибегал к порке Его величества. Когда сто-
ронник Божественного права королей спросил, не
боится ли тот бить помазанника Божьего, воспита-
тель отвечал: "Нет, ибо я никогда не касаюсь его
"помазанного" конца".

Не только Грей, но и другие английские лите-
раторы страдали от учительской розги, и печаль-
ный опыт получил отражение в их творчестве, так

Порнография и извращения 139

было с Кольрвджом, Лэмом, Нантом и Суинбер-
ном. Кольрвдж, например, посещал школу госпи-
тальеров и бывал безжалостно бит учителем Боце-
ром. Услышав о смерти бывшего наставника, Коль-
ридж заметил, что "ангелам, вознесшим его на
Небеса, повезло, что у них только лица и крылья,
а то бы он им по дороге задал трепку!"

Пожалуй, больше всех страдал душой и телом
поэт Суинберн, для которого порка стала навязчи-
вым кошмаром на всю жизнь, этой теме он уделил
большое место в своих стихах. Одержимость поэта
носила нездоровый характер, но он не был сади-
стом, напротив, Суинберн был убежденным мазо-
хистом. Его симпатии всегда на стороне мальчика,
которого секут, он считает его героем, противо-
стоящим мучителю.

Многие стихи Суинберна были опубликованы
долгое время спустя после его смерти или остались
ненапечатанными, при жизни поэт был аноним-
ным корреспондентом "Записок о порке" - собра-
ния заметок, издаваемого Стоком, автором "Рома-
на о наказании". "Записки" впервые увидели свет в
конце 80-х годов.

В неоконченном автобиографическом романе
"Лесбия Брэндон", который был начат Суинбер-
ном в 1864 году и тайно ходил по рукам среди его
друзей в семидесятые годы, а опубликован был
только после смерти поэта, есть яркая сцена порки
мальчика тьютором за то, что тот купался в море
без разрешения. Дополнительную пикантность эпи-
зоду придает то обстоятельство, что тьютор испы-
тывает сильное влечение к старшей сестре мальчи-
ка. Разумеется, мальчика Суинберн писал с себя.

Садомазохистская литература викторианской
эпохи и более поздних времен так обширна, но
однообразна, что мы приведем всего несколько
примеров. Упомянем "Гинекократию, или Изложе-
ние приключений и психологического опыта Джу-

140 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

лиана Робинсона (впоследствии виконта Ледивуд)
под женской властью, написанное им самим". Кни-
га вышла в 1893 году в трех томах с парижскими и
роттердамскими выходными данными, хотя в дей-
ствительности печатали ее в Ливерпуле. Это одно
из самых полных и подробных описаний жизни
мазохиста. Анонимный автор был выдающимся
писателем и ученым. Сочинение интересно как с
психологической, так и с эротической точки зре-
ния и не лишено художественных достоинств.

Следующая работа того же автора, появившаяся
в 90-х годах, называлась "Главенство женщин, или
Женская месть". Стоит назвать роман "Госпожа и
раб", опубликованный в 1903 году на французском
языке и мгновенно ставший модным. Тему подхва-
тила книга "Мисс Высокие Каблуки, история бо-
гатого женоподобного юного джентльмена, нахо-
дившегося под властью хорошенькой сводной сес-
тры и ее тетки, написанная им самим по
распоряжению сестры, с описанием наказаний,
платьев, которые его заставляли носить, его окон-
чательного подчинения и любопытной судьбы".
Впервые ее подпольно напечатали в Париже в 1931
году и до сих пор продают в книжных магазинах.

Заслуживает упоминания и книга на весьма спе-
цифическую тему: "Воспоминания Долли Мортон,
рассказ о роли женщины в борьбе за освобождение
рабов. Отчет о порках, насилиях и жестокостях,
предшествовавших Гражданской войне в Америке,
с любопытными антропологическими наблюдения-
ми о существенных различиях в устройстве женс-
кого зада и каким образом различные женщины
переносят наказание". Впервые книга увидела свет
в Париже в начале XX века и часто переиздавалась
в Европе и США. Считается, что автором был
молодой писатель из Бретани Хьюго Рэбелл, друг
издателя Каррингтона, очень интересовавшийся
флагелляцией. На эту же тему он написал "Нака-

Порнография и извращения 141

занных женщин" и между делом перевел на фран-
цузский "Намерения" Оскара Уайльда, которые
также издал Каррингтон. "Долли Мортон" - весь-
ма интересная книга, живо передающая атмосферу
плантаций, даже более убедительная, чем "Хижина
дяди Тома". В предисловии к первому изданию от-
мечается - по-видимому, справедливо, - что это
"самый прекрасный из существующих романов на
тему порки".

Сюжет "Воспоминаний Долли Мортон" легко
пересказать вкратце. В возрасте восемнадцати лет
Долли, будучи сиротой, приезжает в Виргинию,
оплот рабовладения, сначала в качестве компань-
онки женщины, стремящейся спасать рабов, а за-
тем, после того как ее, поправ все приличия,
выпороли за помощь бежавшим рабам, она стано-
вится любовницей рабовладельца по имени Рэн-
дольф, хозяина большой плантации. Она не только
становится свидетельницей употребления плети и
розог, но и сама подвергается порке, равно как и
вынуждена участвовать в эротических забавах Рэн-
дольфа и его друзей. "Ты с Севера, - объясняет ей
хозяин, - так что тебе не понять, как мы, южане,
смотрим на наших рабынь. Если они становятся
жертвой нашей прихоти, мы с ними забавляемся,
но не останавливаемся перед необходимостью вы-
пороть их, если потребуется. Их тела принадлежат
нам, и мы можем использовать их, как пожелаем.
Лично я не отличаю рабов от собак и лошадей". Он
признается, что порка девушки всегда возбуждает
его, и потом он часто овладевает Долли. В конце
повествования героиня ускользает от Рэндольфа.
Она скопила немного денег, занимаясь древней-
шей в мире профессией. Позже Долли выходит
замуж за добропорядочного бизнесмена на несколь-
ко лет старше себя и погружается в жизнь обычной
домохозяйки.
Сегодня очевидно, что по обе стороны Атланти-

142 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

ки интерес к "английскому пороку" - порке - не
уменьшается, что подтверждает огромный спрос на
недавно вышедшую книгу Полин Реаж "Мудрость
хлыста"*, а притягательность порнографии, как это
ни прискорбно, столь же велика, как в дни короля
Георга IV:

О, чудная игра! Не увядает власть
Ее над юношей, и старцу дарит страсть.

ГЛАВА 4

Нет никаких сомнений в том, что гомосексуа-
лизм - самое распространенное извращение, од-
нако посвященная ему литература далеко не столь
обширна, как та, что написана о радостях хлыста.
Причина кроется в том, что гомосексуальные сце-
ны действуют на среднестатистического любителя
порнографии, являющегося гетеросексуальным
мужчиной, менее возбуждающе, хотя гомосексуа-
лизм в англо-саксонских странах процветал уже в
средние века. В Англии гомосексуальное поведение
часто зарождалось в школе, и очень долго ради
соблюдения приличий такая практика не пресека-
лась. Во время суда над Уайльдом в 1895 году
В. Стид, издатель "Обзора обзоров", писал, что
"если бы всех, кто разделяет "склонности" Уайль-
да, заточить в тюрьмы, мы наблюдали бы занима-
тельный исход из Итона и Харроу, Рагби и Винче-
стера в Пентонвилль и Холлоуэвей". Все знали, что
существуют многочисленные общества гомосексуа-
листов и содомистские клубы, особенно в Лондо-
не, но огласка бывала лишь случайной. Так случи-

* Книга впервые вышла в 1954 году в "Олимпия Пресс"
под названием "История О". Полин Реаж - псевдоним,
под которым, скорее всего, скрывается мужчина.

Порнография и извращения 143

лось с "Кружком Вир-стрит" в 1810 году и "Скан-
далом Кливленд-стрит" в 1889 году.

Деятельность кружка на Вир-стрит была описа-
на в "Фениксе Содома. Вереница веселий, употреб-
ляемых развратниками Содома и Гоморры в древ-
ности, дополненных и улучшенных новейшими
достижениями в содомистской практике, в мерзо-
стных воспоминаниях членов кружка на Вир-стрит".
Книга была издана Джеймсом Куком, хозяином
публичного дома "Белый лебедь" на Вир-стрит, где
обычно собирались гомосексуалисты. Кук оказался
в Ньюгейсткой тюрьме по обвинению в содержа-
нии притона, но к нему проявили определенное
снисхождение благодаря вмешательству богатых
аристократов-покровителей. Несчастного пригово-
рили к стоянию у позорного столба, где публика
забросала его грязью и тухлыми яйцами.

Злополучный дом, о котором идет речь, был
меблирован в соответствии с предназначением. В
одной из комнат стояли четыре кровати, другая
служила для переодеваний, там же находился туа-
летный столик с румянами и пудрой, третья ком-
ната называлась Храмом, там устраивались "свадь-
бы", иногда между "гренадершей" ростом под два
метра и "господинчиком", чуть ли не вполовину
меньше своей возлюбленной! Украшением "свадеб"
были шуточки друзей "жениха" и "невесты". Для
проведения "брачной ночи" в одной комнате часто
объединялись четыре пары, которые совокуплялись
на глазах друг у друга!

Громкий скандал на Кливленд-стрит не про-
шел незамеченным Фрэнком Харрисом. Он упо-
минает о нем в своих воспоминаниях, хотя не
похоже, чтобы Харрис посещал это заведение. Но
многие другие высокопоставленные члены обще-
ства бывали там, в том числе один из членов
королевской семьи. Дело получило огласку благо-
даря одной газете, опубликовавшей список ари-

144 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

стократических покровителей публичного дома,
среди которых было имя графа Юстона, старше-
го сына герцога Графтона. Он был человеком
традиционной сексуальной ориентации и на
Кливленд-стрит оказался по ошибке, случайно.
Однажды после обеда у себя в клубе он прогули-
вался по Лейкестер-сквер, и какой-то человек
сунул ему в руку карточку с адресом и надписью
в углу "пластические позы". Юстон решил посе-
тить Кливленд-стрит, где рассчитывал увидеть
голых девушек. Обнаружив, что это заведение
совсем другого рода, он немедленно удалился.
После газетной статьи он подал судебный иск,
отрицая связь с гомосексуальным миром.

Считалось, что печатать материалы о гомосексу-
алистах - самоубийство для любой газеты. Однако
Фрэнсис Барнанд, опытный и ловкий издатель
"Панча", не согласился с этим мнением. Однажды,
завтракая в обществе некоего пастора, он заявил,
что дело прессы - печатать любые новости и ком-
ментарии, даже если они скандальные.

"А как бы вы объяснили это происшествие суп-
руге и дочери?" - стыдливо вопрошал пастор.

"Очень просто, - ответил улыбающийся Бар-
нанд. - Я бы сказал: "Моя дорогая, лорд Юстон
решил отправиться поиграть в этот злополучный
притон. Он думал, что сядет там за покер, но,
увидев, что речь идет о баккара, ушел!"

Многие английские писатели, бывшие, скорее
всего, гомосексуалистами, например Кристофер
Марло и Фрэнсис Бэкон, выразили свои наклон-
ности в творчестве. В семнадцатом веке педерастия
была распространена в придворных кругах, и
Джеймс 1 и Вильям III были извращенцами. При
Чарльзе II любовник короля Джон Уилмот, граф
Рочестер, написал пьесу "Содом, или Квинтэссен-
ция разврата", которую играли перед королем и
придворными-мужчинами. "Национальный биогра-

Порнография и извращения 145

фический словарь" в статье о Рочестере описывает
содержание пьесы как "невыносимую грязь".

"Содом" был опубликован в 1684 году в Антвер-
пене, но первое издание до нас не дошло. Сохра-
нились всего две рукописные копии, одна из них
находится в Британском музее. Рочестер отрицал
свою причастность к этому сочинению, и автор-
ство приписали адвокату Джону Фишбурну, но
современные исследователи сходятся во мнении,
что автором пьесы был именно Рочестер.

Этого же предмета коснулись Гилберт и Салли-
ван, сочинители непристойной оперы. "Содомская
опера" не исполнялась при дворе, но многие годы
нотная рукопись хранилась в архиве Сент-Джейм-
ского дворца.

До начала следующего века гомосексуальная тема
не поднималась в литературе, разве что в "Фанни
Хилл", но в большинстве изданий этого эротичес-
кого бестселлера соответствующая сцена опуще-
на - вопреки намерениям автора. Фанни заявляет,
что не одобряет содомию, - эту точку зрения раз-
делял сам Клеланд.

Почти век спустя появилось произведение, от-
крыто защищавшее содомию, - знаменитая поэма
"Дон Леон", приписываемая лорду Байрону. Впер-
вые ее 1465 строк издал Дагдейл в 1886 году, од-
новременно с другой поэмой - "Леон к Аннабел-
ле", где поэт объяснял причины расставания с
женой. Дагдейл купил рукописи, свято веря, что
они принадлежат перу Байрона, и надеясь выудить
из леди Байрон значительные деньги в обмен на
сохранение тайны. От шантажа издателя отговори-
ли, напугав возможностью быть привлеченным за
клевету. Хотя поэмы написаны в "байроническом"
стиле, в них есть намек на события, о которых
Байрон не мог знать, ибо умер раньше, чем они
произошли. Стихи все-таки опубликовали как при-
надлежащие Байрону и потом они часто перепеча-

6 Зак. 12902

146 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

тывались издателями порнографии, в том числе
известным Каррингтоном. В предисловии он отзы-
вается о "Дон Леоне" как о вещи, "превосходящей
"Дон Жуана" смелостью замысла и свободой язы-
ка". Что до второй поэмы - "Леон к Аннабелле.
Послание от лорда Байрона леди Байрон", - было
указано, что рукопись нашли в домике у дороги в
окрестностях Пизы, где бывал Байрон. Нет ника-
ких сомнений - обе поэмы подделки, несмотря на
умелую имитацию стиля великого поэта. В Англии в
соответствии с "Актом о непристойных публикаци-
ях" издания этих поэм часто уничтожались.

Доктор Лашингтон, юрист, консультировавший
леди Байрон в бракоразводном процессе, пуб-
лично заявил, что "ее благородный супруг дал
повод для развода, который никогда не будет
назван вслух, принцип уважения к женщине не
позволяет нам продолжать". Сорока годами поз-
же, в 1856 году, леди Байрон поведала американ-
ской писательнице Гарриетт Бичер-Стоу, что
причиной расставания стала кровосмесительная
связь мужа с его сестрой, мисс Ли. Общеизвест-
но, как нежно поэт относился к сестре, и все-
таки трудно поверить в эту историю, опублико-
ванную Стоу после смерти обеих женщин. Кста-
ти, и версия, изложенная в поэме "Дон Леон",
будто бы Байрон содомизировал беременную
жену, кажется абсолютно невероятной.

ГЛАВА 5

Пятнадцать лет спустя после выхода первого изда-
ния "Дон Леона", в 1881 году, увидела свет исПо-
ведь гомосексуалиста "Грехи Содома и Гоморры,
или Воспоминания Мэри-Энн". Книга стоила четы-
ре гинеи - довольно дорого для стостраничного
издания.

Порнография и извращения 147

"Автор этих строк гулял однажды в солнечных
полдень по Лейкестер-сквер и встретил женствен-
ного, очень привлекательного юношу. Тот шел.
посматривая на витрины магазинов, то и дело ог-
лядывался по сторонам, как будто хотел притечь
к себе внимание. Костюм прекрасно сидел на его
божественной фигуре, подчеркивая все достоин-
ства. У него были изящные ноги, обутые и хоро-
шенькие кожаные башмаки, свежее безбородое
лицо с чертами, почти женскими, рыжеватые во-
лосы и сверкающие голубые глаза, их взгляд был
выразителен и понятен мне..."

Так начинается эта книга. Герои заговорил}'
между собой, и юноша охотно последовал за авто-
ром к нему на квартиру, где они разделили ужин.
"состоявший из отменного мяса и устриц, увен-
чанных парой бутылок сухого шампанского", после
чего начали любовный поединок.

Обнаружилось, что юноша - его звали Джек
Саул - живет под именем Мэри-Энн. Он не только
удбвяетворяет партнера, но и, если клиент пожела-
ет, составляет рассказ о своем приключении. Пове-
ствование гомосексуалиста написано ярко и страст-
но, хотя язык бывает грубоват. Остальные герои кни-
ги рассказывают о том же самом, в том числе Фред
Джоунз, бывший пехотинец: "В Лондоне есть множе-
ство домов, куда допускаются только солдаты -
чтобы джентльмены могли лечь с ними в постель.
Лучший дом сейчас закрыт. То была табачная лавка,
ближайшая к Олбанским казармам в Риджент-парке,
ее содержала миссис Трумен. Когда к ней заходили
господа, она давала нам знать. Теперь все это в про-
шлом, но я до сих пор знаю шесть подобных домов".

Джек Саул объясняет, как он попал в так назы-
ваемый "клуб" на улице, берущей начало на Пор-
тланд-плейс: "В путеводителе по Лондону указано,
что это обиталище "мистера Засунь" - имя более

148 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

чем красноречивое. Постоянным членом заведения
можно было стать, только заплатив вступительный
взнос в сто гиней. А еще была ежегодная плата и
вознаграждение мальчикам и юношам вроде меня".
"Особые" вечера в клубе длились с часу ночи до
шести утра в присутствии дюжины членов клуба и
такого же количества юнцов, большинство кото-
рых переодевались в женское платье и принимали
женские имена. Джек имел псевдоним "Эвелина".

"Помните случай с Боултоном и Парком? -
продолжает Джек. - Я присутствовал на балу в
отеле Гакселла на Стрэнде. Скорее всего, хозяин
отеля ничего не знал о характере нашего "веселья".
В доме были комнаты, где господа могли рассла-
биться в свое удовольствие. Боултон переодевался
хорошенькой женщиной, я видел, как лорд Артур
увивается за этой "красоткой"... Парк в роли "леди"
танцевал с джентльменом из Сити, привлекатель-
ным греческим торговцем".*

Джек повествует о том, как лорд Артур сел
рядом с Боултоном - "Лаурой" и, повернувшись к
нему, сказал: "Разрешите мне представить вас друг
Другу, дорогие мои. Мисс Лаура - мисс Эвелина".
"Извинившись, он вышел, оставив нас вдвоем. Мне
показалось, что Боултон сразу проникся ко мне
симпатией", - замечает Джек.

* Эрнет Боултон - сын лондонского биржевого броке-
ра. Фредерик Вильям Парк - сын члена Верховного Суда.
Оба были трансвеститами, часто игравшими женские роли
в любительских спектаклях. Они появлялись на публике в
женских платьях с низким вырезом, нарумяненные и на-
крашенные. Они снимали квартиры в том же доме, что и
лорд Артур Клинтон, депутат парламента, третий сын
пятого графа Ньюкасла. Служанка лорда впоследствии
показывала, что она принимала Боултона за супругу лорда
Артура. Все трое были вынуждены соблюдать строжайшую
тайну. Лорд Артур умер до суда в 1871 году, но двое других
были осуждены.

Порнография и извращения 149

Когда бал закончился, Джек проводил Боултона
и Парка к ним домой и остался на ночь.

"Добравшись до дома Боултона, я получил от
него замечательное укрепляющее снадобье, ра-
зогревшее мою кровь до самых кончиков паль-
цев; затем мы отправились в постель и проспали
до двенадцати часов, потом завтракали в женс-
ких платьях. (Думаю, что челядь приняла нас за
потаскушек.) Боултон уверял меня, что на этой
квартире не найдешь ни клочка мужской одеж-
ды, все причиндалы джентльмена хранятся в
другом месте".

Позже Боултон и Джек стали близкими друзьями.
Хотя некоторые детали книги могут быть не слиш-
ком правдивы, сочинение в целом основано на фак-
тах и совершенно достоверно передает картину тай-
ной сексуальной жизни Лондона. Как отмечает автор,
"распространенность педерастии в Лондоне между
джентльменами и юношами достигла размаха, едва
мыслимого для жителей иных мест".

Другой книгой, которую мы по праву можем
назвать "гомосексуальной", является "Телени, или
Оборотная сторона медали". Сочинение в двух то-
мах было издано в 1893 году Леонардом Смитерзом.
История книги, как и вопрос об авторстве Уайль-
да, мало известны широкой публике.

Где-то в 1889 году француз Чарльз Хирис пере-
брался в Лондон и открыл на Ковентри-стрит
книжную лавку "Парижская библиотека". Он много
лет с успехом торговал французскими изданиями.
Среди его постоянных покупателей был Оскар
Уайльд, обычно приобретавший сочинения круп-
нейших французских писателей, в том числе Золя
и Мопассана. Позже, когда Уайльд понял, что
может доверять Хирису, он стал заказывать книги
особого жанра, которые называл сократическими.

150 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Их книгопродавец раздобывал не без труда. Боль-
шинство было написано по-французски, и только
одна, как вспоминал Хирис, была на английском,

"Грехи Содома и Гоморры". Уайльд купил несколь-
ко непристойных книжек, якобы изданных в Ам-
стердаме, но их грубость разочаровала поэта, и он
вернул их Хирису.

Однажды, ближе к концу 1890 года, Уайльд
вошел в лавку с небольшим аккуратным пакетом в
руках. "Мой друг придет за этой рукописью и по-
кажет мою карточку", - сказал он Хирису. Через
несколько дней рукопись забрал молодой человек,
которого Хирис прежде видел в обществе Уайльда.
Спустя какое-то время он вернул ее, сказав, в свою
очередь: "Отдайте ее нашему приятелю, который
спросит пакет".

Процедура повторялась три раза. Последний
джентльмен был не так аккуратен, как другие, и
вернул рукопись, просто перевязав ее лентой. Ис-
кушение было слишком велико, и Хирис недолго
сопротивлялся. Рукопись оказалась романом о го-
мосексуалистах "Оборотная сторона медали". Хи-
рис был поражен необычным количеством руко-
писных вставок, правки и дописанных строк, оче-
видно сделанных не одним человеком. "Мне стало
ясно, - рассказывает книготорговец, - что не-
сколько литераторов анонимно поработали над этой
чрезвычайно интересной книгой".

Вскоре Хирис вернул манускрипт владельцу и
почти позабыл о нем, пока его внимание три года
спустя не привлеките издание Смитерзом книги
ценой в пять гиней. Француз обнаружил, что со-
держание почти полностью соответствует таин-
ственной рукописи, вот только действие было пе-
ренесено из Лондона в Париж. Описания обстанов-
ки и некоторых характеров были не слишком
хороши - в оригинале действие происходило в
Англии.

Порнография и извращения 151

Вот описание Латинского квартала, по которому
герой направляется в бордель:

"Мы проделали бесконечный путь по узень-
ким улочкам, аллеям и переулкам, где в окош-
ках убогих домов сидели накрашенные женщи-
ны в пышных платьях.

Было поздно, все лавки закрылись - кроме тех,
где продавали жареную рыбу, мидий и картошку.
Они распространяли вокруг мерзкий запах грязи,
жира и кипящего масла, который смешивался с
вонью сточных канав и выгребных ям.

В темноте ярко горели красные газовые фонари
у кафе-шантанов и пивных, когда мы проезжали
мимо них, нас обдавало тепяое облако спертого
воздуха, насыщенного парами алкоголя, табаком
и пивным духом. Улицы были забиты разношерст-
ной толпой. Там были пьяницы с хмурыми урод-
ливыми лицами, неряшливо одетые бабы, блед-
ные и не по годам развитые дети в лохмотьях,
распевающие непристойные песни".

Хирису показалось, что все это происходит не
на бульваре Сен-Мишель, а в окрестностях Сохо в
Ист-Энде.

Несколько лет спустя Хирис указал на это и ряд
других несоответствий английскому издателю, ко-
торого встретил на Парижской выставке 1900 года.
Смитерз признал, что несколько изменил текст и
перенес место действия через Ла-Манш, чтобы не
шокировать английских подписчиков, и добавил,
что надеется опубликовать оригинальный текст.
Увы, он умер прежде, чем исполнил задуманное,
Так или иначе, но оригинал рукописи оказался у
Хириса, с него был сделан французский перевод,
и книгу тайно издали в Париже в 1934 году. Пре-
дисловие к двум пухлым томикам написал Хирис.
Тем временем издание Смитерза перепечатала в

152 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

Париже "Олимпия Пресс", в предисловии было
указано, что авторство приписывается Уайльду.

Сюжет романа легко передать вкратце. Камилл
де Грие, молодой человек из хорошей семьи, вос-
пылал жгучей страстью к знаменитому пианисту
Рене Телени. Особенно влияние на романтического
юношу, посещавшего все концерты музыканта,
производит манера исполнения Рене. Камилла пред-
ставляют его кумиру. В первой части романа описы-
ваются чувства, мечты и галлюцинации юноши,
первое и единственное посещение им борделя,
изнасилование служанки матери, которая кончает
с собой, выбросившись из окна.

Де Грие и Телени несколько раз встречаются,
но обстоятельства не дают им возможности сбли-
зиться. Юношу терзает ревность, и однажды после
концерта он (как ему кажется - незамеченным)
следует за музыкантом. Обнаружив, что тот мило
разговаривает с какими-то юнцами, де Грие впада-
ет в отчаяние и останавливается на мосту через
Сену, намереваясь кинуться в воду. За миг до не-
счастья Телени, все это время державший юношу
в поле зрения, оказывается рядом и удерживает
его от рокового поступка.

Телени отводит де Грие к себе, и мечты наконец
сбываются. Какое-то время они живут вместе, но
потом де Грие убеждается, что его любовник имеет
связь с женщиной. Прежние ревность и страх возвра-
щаются. К своему ужасу и смятению, он обнаружи-
вает, что женщина эта - его мать! Он снова устрем-
ляется к реке и на этот раз прыгает в воду.

Тем временем Телени, погрязший в долгах и
связавшийся с мадам де Грие исключительно по
финансовым соображениям, наносит себе удар
ножом. Рана оказывается смертельной, и он умира-
ет, но успевает прошептать склонившемуся к ложу
де Грие трогательные слова прощания.
Хирис говорил, что, по его мнению, "Телени"

Порнография и извращения 153

написан друзьями Уайльда, а он лишь выправил
рукопись и сделал кое-какие вставки.

Ряд писателей-гомосексуалистов, современников
Уайльда выражали в творчестве свои пристрастия.
Уолт Уитмен, Бодлер, Верлен и Рембо не были
порнографическими авторами. Современная лите-
ратура уделяет больше внимания лесбиянкам, если
не принимать во внимание книги типа "Странного
культа" Джорджа Климента. Их вряд ли можно счи-
тать порнографическими, что, впрочем, не мешает
властям принимать к ним меры. Так, в 1954 году
было организовано судебное преследование книги
"Человек под контролем" Чарльза Макгроу, в ко-
торой рассказана история семнадцатилетней девуш-
ки, соблазненной лесбиянкой. У книги есть шанс
занять свое место на рынке, только если тема рас-
крыта серьезно и глубоко. Чемпионом издаваемос-
ти стал роман "Женские бараки", дневник фран-
цуженки Терезы Торрес. Было распродано больше
двух миллионов экземпляров английского издания
в мягкой обложке, и это несмотря на осуждение
Комитета по комплектованию библиотек США.

Некоторые книги и журналы создаются гомо-
сексуалистами для гомосексуалистов и распростра-
няются в очень узком кругу. Они не предназначены
для широкого читателя, даже для обычного люби-
теля порнографии, поэтому нет смысла на них
задерживаться. Самая откровенная автобиография
мужчины-гомосексуалиста - книга "Против зако-
на" Питера Уайльдблада, впервые изданная в 1955
году. Это честное повествование о жизни человека
со врожденной склонностью к гомосексуализму.
Публикация книги привела к сенсационному су-
дебному процессу и заключению в тюрьму лорда
Монтегю и лорда Майкла Пит-Риверза. Сочинение
это не является ни порнографией, ни непристой-
ностью, что не скажешь о "Черных дневниках"
ирландского гомосексуалиста сэра Роджера Кейс-

154 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

мента, повешенного за государственную измену в
1916 году. Много лет британское правительство
отказывалось открыть эти документы, и только в
1959 году ограничение было снято. Опубликовал
"Дневники" Питер Синглтон-Гейс (в его руки по-
пало несколько копий) в парижском издательстве
"Олимпия Пресс" с коротким английским преди-
словием. Против публикатора не были приняты ни-
какие официальные меры, хотя тексты были соб-
ственностью британских властей, а описания гомо-
сексуальных актов по откровенности не могут
сравниться ни с какими другими.

ГЛАВА 6

Такие сексуальные извращения, как инцест, страсть
к дефлорации, эксгибиционизм, нимфомания,
мастурбация, некрофилия, трансвестизм и всячес-
кие формы фетишизма, в том числе страсть к
женской обуви на высоких каблуках, корсетам и
другим предметам женского туалета, хлыстам и
шпорам для верховой езды, являются скорее пред-
метом исследования психоаналитиков, сексопато-
логов и полицейских, но никак не литературных
критиков, поэтому мы ограничимся всего несколь-
кими примерами.

Инцест редко становился темой литературного
произведения. Драматург начала семнадцатого века
Джон Форд описал это явление в трагедии "Как
жаль, что она шлюха", впервые опубликованной в
1633 году. Позднее, в том же веке, Рочестер описал
инцест в весьма легкомысленной сцене в "Содоме".
Мы уже писали, что именно кровосмесительная
связь Байрона с сестрой (по сведениям писатель-
ницы Бичер-Стоу) разрушила его брак.

Пожалуй, единственным порнографическим со-
чинением, целиком посвященным инцесту, явля-

Порнография и извращения 155

ются "Письма парижского друга", вышедшие в 1874
году в Лондоне. Главный герой - фотограф -
знакомится через приятеля-гомосексуалиста с
французским семейством, состоящим из отца, ма-
тери, двух дочерей и сына. Все они состоят в кро-
восмесительной связи. Фотограф женится, у него
рождается дочь, он лишает ее невинности и выдает
замуж за собственного сына, создав новый крово-
смесительный союз.

Одно время мода на дефлорацию юных девушек в
викторианской Англии была почти так же широко
распространена, как страсть к порке. Процветала
торговля девственницами, которые после утраты не-
винности попадали в руки своден и знахарок, и те
пытались хирургическим способом восстановить по-
терянное. Ужасающие подробности торговли девоч-
ками-проститутками предал гласности В. Стед в се-
рии статей "Жертвы современного Вавилона", опуб-
ликованных в "Пэлл-Мэлл газетт" в июле 1885 года.
К несчастью для него самого, одержимость редакто-
ра сыграла с ним злую шутку: он объявил, что, желая
доказать, как легко совершить омерзительное пре-
ступление, через сводню получил за три фунта ма-
ленькую Элизу Армстронг. Хотя он немедленно пере-
дал ее в руки Армии Спасения, его обвинили в
похищении, осудили и посадили в тюрьму на два
месяца. "Мне жаль, - заявил судья, - вы несколько
месяцев наводняли страну потоками лжи. Боюсь, она
оказала тлетворное влияние на души тех самых де-
тей, которых вы так ревностно защищаете. Это про-
сто позор для журналистики!"

Дефлорация стала темой утонченного романа
Владимира Набокова "Лолита", впервые изданного
"Олимпией Пресс" в 1955 году. Книгу пытались
запретить в Англии. Знаменитый писатель Грэм Грин
высоко оценил литературные достоинства "Лоли-
ты", но таможня задержала книгу, а Джон Гордон
из лондонской "Санди экспресс" объявил, что это

156 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

"гнуснейшая книга из всех, что я когда-либо читал.
Чистая, откровенная порнография". Только после
выхода Акта о непристойных публикациях 1959 года
были сняты ограничения на издание книги в Анг-
лии. Шедевр Набокова оправдали. Аналогичная ис-
тория произошла с ".Политой" и в США, где в
начале на издание "Олимпии Пресс" был наложен
запрет. Следует заметить, что американский сексо-
лог Альберт Эллис считают "Лолиту" образцом "са-
мого убежденного обоснования гетеросексуального
фетишизма - привязанности мужчины к девочке-
подростку, - которое когда-либо было написано.
Повествователь не только описывает дикую страсть
к своей нимфетке, он испытывает сексуальное
вожделение и к другим девочкам".

Фетишизм, как и откровенная порнография,
всегда служил убежищем от повседневности. Мно-
гие литераторы выбирали для себя фетиш - ка-
кую-нибудь женскую штучку. Ретиф де ля Бретон,
например, обожал женскую обувь. Этой темы иног-
да касалось даже такое респектабельное виктори-
анское издание, как "Журнал английских домохо-
зяек". Помимо писем о телесных наказаниях детей
в семье, журнал печатал впечатления читателей о
туго зашнурованных корсетах, доставляющих "вос-
хитительное наслаждение", и о шпорах наездниц.
Корреспонденция о корсетах, шнуровках и порке
девочек была столь объемна, что ее печатали в
специальных приложениях, они имели дурную ре-
путацию. Письма о повальном увлечении "верховой
ездой" попадали на страницы журнала и потому не
приобрели столь скандальной известности.

Одной из характерных примет шестидесятых
годов пошлого века были "хорошенькие любитель-
ницы лошадей", ездившие верхом и в колясках,
наводнивших Гайд-парк, которым "покровитель-
ствовали джентльмены". Успех роскошных дам по-
лусвета запечатлел музыкальный шлягер эпохи:

Порнография и извращения 157

Очаровашка на лошадке!
Бац - ваше сердце в лихорадке.
В Гайд-парке их полным-полно,
А жирным свиньям все равно.

Вот что писал журналист Джордж Август Сала о
"лошадницах":

"О амазонки, кавалеристки, лошадницы! Что
может сравниться с парком в четыре часа попо-
лудни в разгар сезона? Смотри, как эти сильфи-
ды летают в восхитительных опьяняющих шляп-
ках: у кого традиционный цилиндр с разлетаю-
щейся вуалью, у кого проказливая широкополая
шляпка или элегантный кавалерийский шлем с
плюмажем. Когда радостная кавалькада проно-
сится мимо, порыв ветра время от времени при-
поднимает чью-нибудь юбку и являет нашим
глазам зрелище крошечного кокетливого баш-
мачка с каблучком армейского образца, туго
обхватывающего ножку в рейтузах".

Сала приписывали авторство порнографической
"Тайны Вербенового дома", непристойной сказки
о школе для девочек, где внимание читателей при-
влекало в основном описание женского белья. За-
бавно, но автор осуждает "женские рейтузы для
верховой езды", "замшевые, с черными штанина-
ми", он считает их неприличными, поскольку они,
во-первых, сшиты по мужской моде, а во-вторых,
слишком туго обтягивают тело.

"Каблук военного образца" имел шпору, что
вызвало вал корреспонденции, более года посту-
павшей в "Журнал английских домохозяек". Зачин-
щиками стали три автора, чьей задачей было спро-
воцировать эротический интерес. "Мартингал" пред-
ставлялся австралийцем, "Эперон" - бывшим
кавалерийским офицером, инструктором школы

158 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

верховой езды для дам, "Эперон" - второй жен-
щиной, не желавшей открывать свое имя. Про себя
она поведала лишь то, что имела обыкновение
пришпоривать "любую лошадь".

Первым прислал письмо "Мартингал", и стиль
его письма заставляют думать о почерке Сала. (Он
был очень разносторонним журналистом!)

"Я совершенно убежден, что небольшая шпо-
ра - отличное дополнение к хорошенькому са-
пожку. Кстати, женские амазонки так коротки,
что не прикрывают ногу, их носят из чувства
приличия. Прочитав все о женской выездке, я
пришел к убеждению, что нет ничего лучше для
лошади, чем замаскированная сталь. Привыкшая
к шпорам лошадь без них никогда не будет ве-
сти себя хорошо.

...Нет способа проще и эффективнее, чем ос-
торожно ткнуть лошадь острой шпорой - тупая
не годится, никакой хлыст не производит такого
эффекта, как легкое касание шпорой. Когда не-
сколько дам попросили у меня шпоры, я пере-
пробовал несколько моделей и нашел, что луч-
ше всего та, что состоит из пяти очень тонких
длинных лезвий. Это вдвое меньше, чем обычно,
зато их длина в два раза превышает обычную. Я
сделал их по описанию одной леди, очень авто-
ритетной. Дамам понравилось мое изобретение,
они нашли такие шпоры очень эффективными".

Неудивительно, что письмо вызвало недоумен-
ный протест наивных наездниц, ведь подобные
шпоры могли причинить лошади ужасную боль.
Сегодня, когда женщины сидят в седле по-мужс-
ки, столь жестокое поведение вызвало бы бурный
протест, но во времена "хорошеньких наездниц"
оно никого не шокировало.
Эти письма упомянуты нами как образчик заву-

Порнография и извращения 159

алированной порнографии викторианской Англии.
Они полны эротических символов: лошадь, наезд-
ница-госпожа, садо-мазохистские аллюзии, фалли-
ческие символы - хлыст, шпора, женский сапог
для верховой езды...

Следует отметить, что и в наши дни завуалиро-
ванная порнография время от времени встречается
в самых респектабельных журналах. Совсем недавно
одна из самых известных английских газет помес-
тила фотографию женщины в костюме для верхо-
вой езды, раскинувшуюся на траве в призывной
позе, в руке она самым недвусмысленным образом
держит хлыст. Это была реклама женского дезодо-
ранта.

Комментарии (1)
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.