Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Монтгомери Х. История порнографии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 6. ИЗДАТЕЛИ, ЦЕНЗУРА, ЗАКОН

ГЛАВА 1

Рассмотрим теперь меры, направленные на огра-
ничение или полный запрет издания и распро-
странения эротических и порнографических изда-
ний. Самым строгим цензором всегда была римско-
католическая Церковь, ревностнее всего действо-
вавшая в эпоху Реформации. В 1559 году папа Павел
IV передал в Инквизицию список запрещенных
книг. В 1564 году Трентский Собор рассмотрел его
и утвердил этот перечень. С тех пор он неоднократ-
но обновлялся и известен ныне как "Индекс" -
Index Librorum Prohibitorum. В то время Церковь не
очень заботила печатная порнографическая продук-
ция, если только сальности не смешивались с ере-
сью, сатирой или нападками на Церковь, как в
случае с "Декамероном", который правоверным
было запрещено читать в "неподчищенном" виде.
Такова была официальная политика Ватикана. На
сегодняшний день в "Индексе" содержатся назва-
ния более четырех тысяч книг, не рекомендуемых
католикам всего мира ни в одном переводе. Никто
не может ни читать их, ни владеть ими без особого
разрешения, дающегося в исключительных случаях.
По словам Ст. Джона-Стевалла, специалиста по
законодательству о непристойностях, "Церковь
пережила при Реформации такой травматический
шок, возникла такая потребность в защите против

Издатели, цензура, закон 161

распада, что "Индекс" не был бессмысленной за-
теей. Полезен ли он сегодня - другой вопрос".

Последний выпуск "Индекса" появился в 1948
году. Он не содержит "тяжелой" порнографии, по-
падающей под общий законодательный запрет, но
включает отдельные эротические сочинения или
книги с эротическими сценами, такие, как "Паме-
ла" Ричардсона, все романы Бальзака, отца и сына
Дюма, Стендаля и Золя. В 1952 году список допол-
нили романами Альберте Моравиа.

Идея "Индекса" о том, что запрету подлежит
порнография не сама по себе, но в союзе с кри-
тикой установлений власти, проводилась в жизнь в
Англии после Реформации. Все, заподозренное в
непристойности, подлежало рассмотрению церков-
ными судами, потом осуществлять контроль при-
шлось монарху, который давал разрешение на всю
печатную продукцию. Разрешительный "Акт" был
отменен в 1695 году, и попыток реанимировать его
не делали. Историки настойчиво вторят друг другу,
что гражданские суды Англии начали наказывать за
непристойность в 1727 году, когда был осужден
издатель и книгопродавец Эдмунд Керл, чей адво-
кат утверждал, что непристойность не является
преступлением в рамках общего права. Делу прида-
вали большое значение, и Керла выставили госу-
дарственным преступником. В действительности же
еще до случая с Керлом имели место подобные
судебные преследования. После исчезновения "Раз-
решительного Акта" из кодекса, обвинения в не-
пристойности попали под юрисдикцию обычных
судов, а печатание неприличной книги стало пре-
ступлением.

Разрешительный акт 1662 года был направлен
против "еретических, подстрекательных, расколь-
нических или преступных книг и памфлетов", в
том числе и против непристойностей, но за них не
наказывали чересчур серьезно. Акт возлагал ответ-

162 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

ственность за выявление нежелательных изданий на
правительственных агентов, которые должны были
предъявлять их государственному секретарю. Самым
известным и ненавидимым агентом был Роберт
Стефенс. В 1677 году молодой книготорговец по
имени Уэллс, имевший магазин у Собора Св. Пав-
ла, продал несколько эротических книг, которые
ввез из Амстердама, в том числе "Школу для де-
вочек". Впрочем, ему повезло: правительственным
указом его магазин был закрыт всего на несколько
часов. В 1683 году по докладу Стефенса был оштра-
фован некий Джон Уикинс за печатание "Красно-
речия шлюх", английского перевода "La
Retoricadelle Puttane" итальянца Ферранте Палла-
вичино, который описывал жизнь проституток и
искусство обольщения. (Автор пострадал больше
своего английского издателя: его осудили во Фран-
ции в 1644 году, два года спустя после выхода
первого издания книги, но не за порнографию, а
за антиклерикальный уклон). Затем в 1689-м и в
последующие годы, состоялось несколько судебных
преследований в связи с книгами Рочестера, осо-
бенно со сборником "Стихи на разные случаи" и
пьесой "Содом". Уничтожение книг по приговору
суда, которое обычно связывают с Актом лорда
Кэмпбелла от 1857 года, вошло в обиход во второй
половине семнадцатого века. 12 октября 1696 года
газеты сообщали, что "целый воз непристойных
книг, возвещающих разврат, был сожжен возле
Гейтхауза в Вестминстере мистером Стефенсом,
правительственным агентом, в присутствии судьи
и констебля. По нашим сведениям, книги принад-
лежали одному итальянцу-бернардинцу".

В начале правления королевы Анны правитель-
ство внезапно решило передать ведение подобных
дел в Суд Королевской Скамьи Вестминстер-хол-
ла, возможно, из-за мягкости приговоров суда
низшей инстанции.

Издатели, цензура, закон 163

Первое дело в Королевском Суде, на прецедент
которого впоследствии возлагал большие надежды
Керл, было направлено против Джеймса Рида и
Анджело Картера за публикацию порнографичес-
кой поэмы "Пятнадцать неприятностей от девствен-
ности". Прокурор заявлял, что ответчик виновен в
той же степени, что сэр Чарльз Седлей в эпоху
Карла II. Но суд с ним не согласился.

"Эти грязные вирши никого не задевают. -
заявил судья Поуэлл, оправдывая подсудимых, -
клевета же всегда направлена против кого-то лич-
но. Суд должен заниматься этой проблемой, но у
нас нет закона, позволяющего наказывать разврат-
ников, и мы не имеем права сами написать его. Что
касается дела сэра Чарльза Седлея, то дело было
гораздо серьезнее". Как объяснил судья, Седлей
издевался над стоявшими внизу людьми, швыряя в
них бутылки.

ГЛАВА 2

Эдмунда Керла, родившегося в 1675-м и умершего
в 1747 году, можно считать отцом английских пор-
нографических изданий. Дело сорок лет приносило
ему значительный доход, хотя несколько раз он
имел столкновения с законом. Порнография не
мешала Керлу издавать прекрасные респектабель-
ные книги. Торговал он и патентованными лекар-
ствами. Одним из его ранних изданий была шарла-
танская книга некоего Джона Мартена "Милосер-
дный хирург. Новый метод лечения (без ртути)
венерических недомоганий различных степеней для
обоих полов... С прибавлением относительно истин-
ных признаков триппера у мужчин и женщин...
Равно как и наиболее легкий способ избежать ин-
фекции..." Книга впервые вышла в 1708 году и стала
первым бестселлером издателя. За короткое время

164 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

было выпущено семь переизданий. Одно из переиз-
даний содержало в качестве приложения похабные
тексты, из-за которых автор (удивительно, что не
издатель) подвергся судебному преследованию,
хотя, с точки зрения виновности перед законом,
приложения не очень отличались от основного со-
держания книги. Однако Мартену удалось оправ-
даться, заявив, что его работа - это научное ис-
следование.

Керл, первый издатель "Сатирикона" Петрония
в Англии, начинал свою карьеру, перепечатывая
материалы процессов об адюльтерах, разводах,
содомии и тому подобных вещах. Потом он начал
печатать переводы французских сочинений эроти-
ческого характера. Крупный успех выпал на долю
издания 1718 года "О евнухах. Описание различных
типов евнухов, как их оценивают по всему миру и
как ими становятся. С результатом исследования,
могут ли они жениться и страдают ли они, попав
в такое состояние... С наблюдениями о нескольких
современных евнухах. Случай с молодой леди, влю-
бившейся в Николини, певшего в опере Хей-мар-
кет, за которого ей хотелось выйти замуж. Написа-
но благородным человеком".
Современник Керла оставил нам его описание:
"Он был очень высок и худ, неловкий, с блед-
ным лицом. У него были светло-серые выпученные
подслеповатые глаза. Он страдал плоскостопием и
был кривоног. От природы он был весьма смышлен
и читал не только заголовки книг. Он свободно
рассуждал о разных предметах и не был наивен...
Он был развратником... Его платные переводчики
трудились денно и нощно ради введения во грех
читающей публики, отдыхали они по трое в одной
кровати в трактире в Хольбурне".

В 1719 году он опубликовал первую из работ,
создавших ему проблемы с властями. Это был пе-
ревод с латыни ученого трактата (Tractatus De

Издатели, цензура, закон 165

Medica Et Venerea) немецкого профессора Генриха
Мейбома, или Мейболиуса, который в предыду-
щем веке возглавлял кафедру медицины в универ-
ситете Хелмштедта. На титульном листе английско-
го издания значилось: "Трактат об употреблении
порки в сладострастных занятиях, а также об обя-
занностях поясницы и вожжей, на английском язы-
ке с латинского оригинала, с приложением трак-
тата о гермафродитах. (Письмо от Т. Бартолини об
использовании розги)". Перевод выполнил Джордж
Сьювел, выходец из хорошей семьи, обучавшийся
в Итоне и Кембридже и получивший степень док-
тора медицины в Эдинбурге. Когда Сьювел лишил-
ся практики, он превратился в литературного по-
денщика Керла и умер в крайней бедности. Похо-
ронили его как нищего.

Керл высказывал предположение, что поводом
к написанию книги стала "преждевременная смерть
Питера Мотто, расставшегося с жизнью в борделе
во время удовлетворения похоти противоестествен-
ным образом", хотя он упорно отрицал, что пуб-
ликация была "хоть в малейшей степени связана с
аморальными намерениями". Это может быть до
некоторой степени правдой, ибо в то время о слу-
чае с Мотто много говорили. Тот был талантливым
издателем и переводчиком Рабле, удачливым дра-
матургом. Смерть настигла его в публичном доме
недалеко от конторы Керла на Флит-стрит. Содер-
жательница борделя, ее дочь и другие обитатели
заведения были арестованы и обвинены в убий-
стве, но потом, "к удивлению многих", оправданы.
Распространилось мнение, что он умер в результа-
те мазохистского эксперимента с поркой, в кото-
ром принял участие по собственной воле.

Издатель привлек к себе общественное внима-
ние ссорой с Александром Попом, которого обви-
нил в плагиате. Тот отплатил ему сторицей, подме-
шав, по словам Керна, отраву в питье и атакуя его

166 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

в печати. Анонимный автор, которого позже иден-
тифицировали как Дакиэля Дефо, в "Уикли Джор-
нал" обвинят Керла в печатании порнографии.

"Есть среди нас один книгопродавец, превосхо-
дящий всех в этой мерзости, - пишет Дефо. -
Его имя дало название преступлению - "керли-
цизм". Множеством способов этот человек выказы-
вает свое ничтожество: он отвратителен как лич-
ность, его преследует скандальная слава. Его поме-
тила сама природа: блудливое выражение лица,
развратный вид, грязная, подобная языку продава-
емой им в лавке продукции, речь. Каждый звук ?го
голоса лжив... Почему же сей злодей до сих пор не
наказан? Государство за гербовый сбор в двенад-
цать пенсов рекламирует его постыдные книги,
умножая поток похотливых гнусностей". В заключе-
ние Дефо говорит, что за предыдущие четыре года
"этот преступник один напечатал больше нестер-
пимого скотства, чем за предыдущие 30 лет все
остальные издатели, но никто - ни церковники,
ни миряне - не додумались потребовать от прави-
тельства преследования этого преступления по за-
кону или хотя бы предостеречь относительно дан-
ного зла".

Керл, человек умный, ответил памфлетом "От-
крытый керлицизм". По форме это было оправда-
ние, в действительности же памфлет подстегивал
любопытство к самым неприличным публикациям,
например, к деталям одного из самых громких
бракоразводных процессов - делу лорда Эссек-
са, - которые сообщил ему не кто иной, как ар-
хиепископ Кентерберийский. Книжечка о евнухах?
Но они ведь существуют, не так ли? Их пением
можно наслаждаться каждый вечер в опере. Они не
стоят нашего внимания? Но, если тайные порки
существуют, не лучше ли открыто и честно гово-
рить о них и тем самым предупреждать молодежь о
грозящей им опасности? По этой-то причине, до-

Издатели, цензура, закон 167

бавляет Керл с подкупающей прямотой, "я не буду
воздерживаться от издания подобных книг, если
предоставится случай, я не стыжусь термина "кер-
лицизм". В заключение издатель заявил, что никог-
да бы не стал отвечать на выпад, если бы не видел
в публичном ответе "возможность открыть миру
подлинное содержание нескольких книг..."

Дефо .отступился, а "керлицизм" продолжал
процветать. Так продолжалось около ста лет.

Какое-то время дела шли хорошо, Керл преус-
певал. Особенно хорошо продавались переводы с
французского, например два сочинения Жана Бон-
нифона "Королева любви, или Искусство поцелуя
во всех его разновидностях" и "Улей Купидона,
или Укус любви". В последнем было несколько "ти-
пичных" стихотворений. Другой роман, появивший-
ся в 1724 году, назывался "Венера в монастыре,
или Монашка в сорочке", действия в нем происхо-
дят в некой обители. То было сочинение француз-
ского клирика, аббата Дюпра (псевдоним аббата
Баррена). В предисловии к английскому изданию
говорилось, что "описанные любовные приключе-
ния не имеют аналогов ни в романах, ни в по-
эзии".

"Венера в монастыре" немедленно добилась ус-
пеха в Англии, вскоре появилось второе издание.
Керл никогда не считал себя серьезным издате-
лем, его интересовала только работа книгопродав-
ца. Однако именно издание "Венеры" столкнуло
Керла с законом. Кто-то, по-видимому, один из
покупателей, написал государственному секретарю
лорду Таунсенду жалобу, процитировав "Трактат о
порке" и выдержки из трех других публикаций
Керла - "Похвалы пьянства", "Трех новых стихо-
творений" и "Раскрытия тайн человечества". В ре-
зультате Керл и некоторые другие "типографы и
издатели непристойных книг и памфлетов, способ-
ствовавшие насаждению порока и аморальности",

168 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

были "взяты под стражу по распоряжению лорда
Таунсенда".

На процессе в Суде Королевской Скамьи в Ве-
стминстер-холле Керл признал, что был издателем
книги, но категорически отрицал свою вину, ссы-
лаясь на прецеденты. "Трактат о порке" был меди-
цинским трудом, закон не запрещал перевод по-
добных книг. Что касается "Венеры в монастыре",
он только продавал тираж, книгу издал в Англии
еще в 1683 году Генри Роде, которого никто не
преследовал.

Прокурор сэр Филипп Йорк утверждал, что дей-
ствия Керла подпадают под общее уголовное право:
"Я настаиваю на утверждении, что это преступ-
ление должно быть рассмотрено по законам обще-
го права, ибо оно ведет к развращению нравов
подданных короля, а значит, направлено против
короля. Благоденствие предполагает порядок, и этот
порядок считается нарушенным даже в тех случа-
ях, когда не было совершено явное насилие:

1) выступление против гражданского правитель-
ства;

2) выступление против Церкви;

3) развращение морали.
Я не стану утверждать, что каждый амораль-
ный поступок, например обман, должен быть рас-
смотрен в суде, но, если он оказывает разруши-
тельное действие на нравственность в целом, если
влияет или может повлиять на королевских под-
данных, - это преступление общественного уров-
ня. Внебрачные связи находятся вне судебной
юрисдикции, а содержание домов разврата -
подпадает под нее".

Суд продолжал заслушивать стороны, а Керл
был освобожден под залог и вернулся к своему
бизнесу. Он опубликовал "Дело о соблазнении...
слушано в Париже против аббата де Рю по поводу
изнасилования 133 девственниц, записанное им

Издатели, цензура, закон 169

самим". На свою беду, Керл выпустил том "скан-
дальных и соблазнительных" политических мемуа-
ров "Воспоминания Джона Кера", и его арестова-
ли вторично*.

В ноябре 1727 года состоялся суд. Судья Форте-
скью склонялся к оправдательному приговору, но
Верховный судья лорд Реймонд заявил:

"Если оскорблены Церковь, мораль или нрав-
ственность, если нарушен общественный порядок,
я называю это гражданским преступлением".

За непристойные публикации Керл был оштра-
фован на 50 марок (около 33 фунтов) и пригово-
рен к одному году надзора. Приписали ему и поли-
тические нарушения - разглашение государствен-
ной тайны - и осудили на стояние у позорного
столба в течение часа. Выстоять час под градом
гнилых яиц и навоза было не так легко, и хитрый
Керл придумал выход - распространять в толпе
листовки, в которых утверждалось, что он наказан
за поддержку королевы Анны. Это спасло его от
враждебности черни.

Совершенно очевиден факт, что власти хотели
создать из дела Керла прецедент и наказали его
скорее за политику и религию, чем за непристой-
ность. Все оставшиеся двадцать лет жизни он был
очень осторожен и не имел проблем с законом.
Впрочем, в 1745 году, за два года до смерти, он
издал книги "Удовольствие от совокуплений" и
"Тайная естественная история обоих полов".

Как заметил в своих "Литературных анекдотах"
английский антиквар Джон Николс, что бы ни
говорили о дурных чертах характера Керла, "он
безусловно заслуживает благодарности за труды по
сохранению наших национальных достопримеча-
тельностей". Издание порнографических книг не

* Кер был известным шпионом времен королевы Анны,
и правительство возражало против раскрытия им в мему-
арах государственных секретов.

170 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

испортило репутацию Керла. Много лет спустя
после его смерти одну из улиц в районе Стренда
назвали в его честь - Керлз-Корт.

ГЛАВА 3

Хотя закон уже в начале восемнадцатого века объя-
вил издание порнографических книг преступлением,
приговоры носили случайный характер. Только в на-
чале следующего века парламент счел необходимым
ужесточить закон, и его начали применять система-
тически, впрочем, издатели успели выпустить мно-
жество книг, которые сегодня мы бы отнесли к чис-
лу порнографических, а тогда ими открыто торгова-
ли, особенно во второй половине восемнадцатого
века. Как это ни странно, не было возбуждено ника-
кого дела против издателя классики английской пор-
нографии - "Фанни Хилл" - Клеланда. Автор пред-
стал перед Тайным Советом, но его не подвергли
наказанию. Зато в 1745 году подвергся преследованию
издатель английского перевода "Школы для девочек"
Милле, книга вышла под названием "Школа Вене-
ры, или Услада для дам".

Как правило, издателям и книготорговцам уда-
валось избежать карающего меча закона, если толь-
ко книга не содержала богохульных идей и не под-
стрекала к мятежу.

В 1763 году, когда "Фанни Хилл" пожинала в
Англии первые плоды успеха, увидело свет не менее
замечательное сочинение - "Очерк о женщине".
Оно было написано как пародия на "Очерк о че-
ловеке" Попа и посвящено другой Фанни, реаль-
ной представительнице полусвета по имени Фанни
Мюррей. Общественный интерес к "Очерку о жен-
щине" основывался на том, что авторство припи-
сывалось популярному политику, депутату парла-
мента Джону Уилксу.

Издатели, цензура, закон 171

Поэма состоит из девяносто четырех строк с при-
ложением непристойной переделки гимна "Создатель,
приди". Мы полагаем, что автором был непутевый
коллега Уилкса по парламенту Томас Поттер, однако
из бумаг Уилкса следует, что книга отпечатана с его
ведома и на его личном печатном станке. Тираж
составлял двенадцать экземпляров и был предназна-
чен для узкого круга друзей Уилкса, однако лорд
Сэндвич декламировал поэму в палате лордов, и,
хотя один из его соседей протестовал, большинство
пэров кричали оратору: "Продолжай!" Сэндвич так и
поступил, а когда он закончил, палата постановила:
"Это самая скандальная, непристойная и нечестивая
клевета!" В результате Уилкс был оштрафован на 500
фунтов. Когда он отказался платить, его изгнали из
страны. Скорее всего, на решение суда повлиял ко-
щунственный характер поэмы, а не фривольные на-
меки.

Можно констатировать, что порнографические
издания тогда свободно продавались в стране. Пор-
нографические периодические издания типа "Жур-
нала бродяги" и "Журнала хорошего тона" сопро-
вождались "Списком для Ковент-Гардена" Харри-
са - каталогом самых известных лондонских шлюх,
для которых он был рекламой их прелестей. По-
зднее, в 1795 году, издание переименовали в "Жур-
нал бродяги, или Человек в модном окружении -
причуда месяца. Общее собрание Любви, Галант-
ности, Ума, Удовольствия, Гармонии, Радости,
Ликования и Забав. С помесячным списком ковент-
гарденских киприд, или Путеводитель для любите-
ля удовольствий". Интересно, что ни одно из по-
добных изданий не подвергалось преследованию,
зато вплоть до 1960 года за выпуск буклета с теле-
фонами и фотографиями под названием "Указатель
дам" можно было попасть под суд.

Впервые серьезное изменение отношения обще-
ства к порнографии произошло в конце восемнад-

172 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

цатого века. В 1787 году Георг II выпустил эдикт
против порока, призывая народ "осуждать все гнус-
ные картинки и книги, распространяющие яд в
умах неосмотрительных читателей и молодежи, и
наказывать издателей и продавцов". Уильям Уил-
берфорс, депутат парламента, основал "Общество
воззвания" для исполнения воли короля. Через не-
сколько лет, в 1802 году, было образовано "Обще-
ство для борьбы с пороком" (оно поглотило "Об-
щество воззвания"). Поначалу оно действовало лишь
в Лондоне, но затем его деятельность распростра-
нилась на другие города, в том числе Бат, Халл и
Йорк. Среди основателей Общества был Джон Бо-
удлер, его брат Роберт, подобно Энтони Комстоку
по другую сторону Атлантики, внес новую струю в
английский язык.

В первых строках Программы Общества предус-
матривалась инициация уголовного преследования
издателей непристойных книг и картин. Свидетель-
ствуя в 1817 году перед Полицейским комитетом
палаты общин, секретарь Общества говорил:

"Общество впервые принялось исследовать со-
стояние книжной торговли в 1802 году: в то время
за подобные преступления не преследовали, про-
давцы не прибегали к сокрытию и маскировке,
поэтому сведения о сути и масштабах распростра-
нения явления были получены довольно легко".

За первые пятнадцать лет своего существования
Общество возбудило около сорока уголовных дел,
во всех случаях были вынесены обвинительные
приговоры. По словам секретаря, большую часть
порнопродукции продавали иностранцы, итальянс-
кие уличные торговцы. Их торговая сеть покрывала
местность от Йорка до Мевдстоуна. Особенно вы-
делялись Норфолк и Суффолк, там порнографию
продавали в киосках, книжных лавках и даже "круп-
ных магазинах". О размахе торговли можно судить
по докладу Общества, где упоминается изъятие 1200

Издатели, цензура, закон 173

непристойных картинок у одного лица. Среди ак-
тивных покупателей порнографии назывались сту-
денты Оксфорда и Кембриджа, особой популярно-
стью у них пользовались табакерки с непристойны-
ми картинками на крышках. Утверждалось, что
оживленная торговля ведется в пансионах для де-
вушек.

Рост нового образованного среднего класса -
продукта промышленного переворота - взбудора-
жил общественное сознание и вынудил власти
предпринять шаги к ограничению торговли пор-
нографией. Многие судьи были снисходительны, но
некоторые преувеличивали опасность. Вот что гово-
рил один из них, давая свидетельские показания в
палате общин:

"Вред, причиняемый обществу подобными пре-
ступлениями, превосходит вред от убийства, ибо в
последнем случае есть границы действия, но их не
может быть в том случае, когда следствием пре-
ступления является разложение нравственности в
целом".

Деятельность общества увенчалась видимым ус-
пехом, ибо "Крисчен Обсервер", поздравляя его
активных членов, отмечал: "Многие из тех грязных
изданий, которые ныне [1811 г.] продаются тайком
и с риском для торговца, еще несколько лет назад
стояли в витринах уважаемых книгопродавцев". С
другой стороны, Общество встретилось с актив-
ным сопротивлением со стороны тех, кто упрекал
его в "подавлении пороков тех слоев, чьи доходы
не превышают 500 фунтов в год".

Конец наполеоновских войн был ознаменован
приливом свежей непристойной литературы с кон-
тинента, и Общество удвоило активность. В период
между 1817и 1825 годами возбудили двадцать дел. В
1824 году Общество настояло на принятии парла-
ментом закона, по которому любое выставление в
общественных местах неприличных материалов под-

174 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

t

лежало суду и каралось штрафом и каторгой с
тяжелыми работами сроком до двух лет. Поправки
1838 года коснулись витрин магазинов. Но до 1857
года не было законных оснований для уничтоже-
ния непристойных материалов.

Общество жаловалось, что эффект от разверну-
той им кампании, особенно после принятия зако-
на 1824 года, переводил торговлю в нелегальное
русло. ("... по природе своей это дело укромное, и
поэтому требуется немалое усердие, чтобы обнару-
жить вредных паразитов - переносчиков этой дря-
ни - и подавить их гнусную деятельность".) И
все-таки Общество имело все основания быть удов-
летворенным своей деятельностью в целом. За пять-
..есят пять лет, между 1802 и 1857 годами, в ре-
зультате его усилий было возбуждено 159 преследо-
ваний, около трех в год, средний срок тюремного
заключения (помимо штрафов) по приговорам со-
ставил восемь месяцев, варьируясь от 14 дней до 2
лет. За это время было вынесено всего пять оправ-
дательных приговоров. Чтобы быть точным, заме-
тим, что активность Общества была сосредоточена
на том, что мы сегодня называем "жесткой" пор-
нографией. Единственная попытка подвергнуть цен-
зуре серьезную литературу окончилась неудачно. Это
случилось в 1822 году, когда было возбуждено дело
против книгопродавца Бенбоу по поводу иллюст-
рированных любовных историй и французского
романа в шестипенсовых выпусках. Защитник обра-
тил внимание суда на то, что роман переведен на
английский язык тридцатью годами раньше и был
доступен публике в библиотеках. Присяжные вы-
несли вердикт "Невиновен!"

Несмотря на усилия Общества, торговля пор-
нографией процветала. Она была сосредоточена
вблизи Стренда, в основном на Ноуливел-стрит,
между соборами Святой Марии и Святого Клемен-
та (улица просуществовала до начала нашего века

Издатели, цензура, закон 175

и исчезла после расширения Стренда). У одного
тамошнего торговца в 1845 году были изъяты 12346
картинок, 393 книги, 351 медная доска, 188 лито-
графических камней - все непристойного содер-
жания. В то время главным лондонским издателем
порнографии был Джордж Кэннон, который в 1815
году сменил профессию помощника адвоката на
более выгодное дело. Он издал почти все сочине-
ния, приписываемые Мэри Уилсон. За публикацию
книги "Праздник страстей, или Сладострастная
смесь" (1828 г.) он был приговорен уголовным
судом на Boy-стрит к штрафу в 20 фунтов. Он умер
в 1854 году, и бизнес продолжала его вдова (она
погибла десятью годами позже).

Место Кэннона в снабжении торговцев с Хоу-
ливел-стрит заняли Уильям Дагдейл и - до неко-
торой степени - Джон Хоутен. Дагдейл - несом-
ненно самый плодовитый издатель эротики средне-
викторианского периода - ответственен за
публикацию сочинений Эдварда Селлона и псевдо-
байроновской поэмы "Дон Леон". Выходец из Сток-
порта в Ланкашире, он юношей прибыл в Лондон,
где включился в тайные политические игры. Этот
человек многие годы руководил издательством,
находившимся в доме 37 по Хоуливел-стрит. Од-
нажды в 1852 году его осудили на два года тюрьмы,
но он успешно опротестовал в Суде Королевской
Скамьи три пункта обвинительного заключения,
которые делали его ответственным за "обладание
непристойными изданиями с намерением их про-
дажи". Дагдейлу не удалось уйти от наказания по
обвинению в "незаконном получении непристой-
ных изданий с аналогичными намерениями".

Джон Кэмден Хоутен фигурирует в "Националь-
ном биографическом словаре" как издатель. Знаме-
нит он стал благодаря весьма мужественному по-
ступку - изданию "Песен и баллад" Суинберна
(1866 г.), когда от рукописи отказался постоянный

176 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

издатель Суинберна Эдвард Моксон, испугавшийся
осуждения за непристойность. Сын плотника из
Корнуолла, Хоуген поступил в обучение к лондон-
скому книготорговцу, где "почувствовал вкус к
редким и забавным книгам". Позже, став торговцем
и издателем, он познакомил англичан с творче-
ством таких американских писателей, как Лоуэлл,
Уорд, Холме и Брет Гарт. Хоуген издавал и соби-
рал эротику, свою коллекцию он называл "цвет-
ником". Самая известная его книга - "История
розги" преподобного В. Купера, впервые вышед-
шая в 1870 году, - часто переиздавалась. Он пере-
издал "Очерки о женщине" Джона Уилкса, "Культ
Приапа" Пейна Найта, анонимную "Обзор жен-
шин-флагеллянток" и еще шесть трактатов о порке.
Наконец, Хоуген подготовил к изданию "Афроди-
астику и антиафродиастику" Джона Дэйвенпорта,
которая вышла в свет только после его смерти в
1873 году. "Он был единственным уважаемым изда-
телем запрещенной литературы и заслуживает вос-
хищения", - пишет знаток эротической литерату-
ры Эшби и добавляет, что личная коллекция Хо-
утена была "объемной", после смерти издателя ее
"купил один лондонский любитель" (возможно, это
был сам Эшби). В отличие от Дагдейла Хоуген все-
гда умел избегать столкновения с законом, хотя
тот становился все жестче. Речь идет об "Акте о
непристойных публикациях" 1857 года, иногда на-
зываемом Актом лорда Кэмбелла - по имени ав-
тора проекта закона.

ГЛАВА 4

Представляя свой законопроект, который наделял
судей правом уничтожать издания по их выбору,
лорд Кэмпбелл, Главный Судья Королевской Ска-
мьи и впоследствии лорд-канцяер, пытался обезо-

Издатели, цензура, закон 177

ружить своих противников, уверяя их, что закон не
направлен против воистину большой литературы, а
напротив, "предназначен для применения исклю-
чительно против книг, написанных с единствен-
ной целью - разрушить нравственность юношества
и шокировать общественные правила приличия".
Кипы подобных изданий печатались в Париже и
импортировались в Англию, и лорд Кэмпбелл ут-
верждал, что "власти обязаны оградить народ от
неизбежного осквернения".

Законопроект вызвал значительное противодей-
ствие в парламенте, особенно возражали лорды Лин-
дхерст и Браухэм. В палате лордов Линдхерст язви-
тельно заметил, что репродукции таких картин, как
"Юпитер и Антиопа" Корреджо, где изображена "ле-
жащая обнаженная женщина и стоящий рядом с ней
сатир с выражением лица, откровенно передающим
его чувства", вполне подходит под осуждение, хотя
оригинал висит в Лувре, "прямо напротив диванчи-
ка, на котором ежедневно сидят великосветские дамы
из всех европейских стран, изучающие шедевры ис-
кусства этой великой галереи". "Нет ни одной стра-
ницы в творениях большинства драматургов эпохи
Реставрации, которая не попала бы под запрет, -
продолжал он, - а что касается Овидия, ни один
том его сочинений не уцелел бы". Крик был подхва-
чен палатой общин, где один из депутатов отозвал-
ся о билле как о самом нелепом документе, когда-
либо выработанном верхней палатой. Это попытка
заставить людей выкручиваться, заявил депутат
Роубак. Человек, любящий упомянутые в билле
репродукции и публикации, всегда сумеет их дос-
тать в обход закона.

В законопроект лорда Кэмпбелла палата общин
внесла множество поправок. Они касались порядка
подачи апелляций, установления факта продажи до
того, как будет отдано распоряжение об уничтоже-
нии (эту меру отменили в 1959 году). Закон был

178 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

отправлен на доработку и только после этого был
утвержден. Кэмпбелл выразил надежду, что "наста-
нет время, когда Хоуливел-стрит станет средоточи-
ем честных ремесленников и местом прогулки
любой скромной женщины".

Его ожидания до некоторой степени сбылись.
Через несколько месяцев после утверждения ново-
го закона он записывает в дневнике:

"Успех превзошел все ожидания. Хоуливел-стрит,
давно забывшая о законах и приличиях, капитули-
ровала после нескольких атак. Половина лавок за-
крыта, а в остальных нет ничего, кроме морализа-
торских и религиозных книжек! Закон также позво-
лил очистить атмосферу в Дублине. Даже в Париже
ощутилось его влияние, поскольку вдохновленная
нашим примером французская жандармерия при-
нялась энергично расчищать Пале-Рояль и Рю Ви-
вьен".

Как мы уже отмечали, основной недостаток Акта
1857 года заключался в том, что он превращал
средний английский суд в цензурный комитет,
составляющий мнение о произведениях литературы
и искусства на предмет выявления непристойнос-
тей с целью их уничтожения вне зависимости от
художественных или научных достоинств. Каким
мерилом следовало руководствоваться судье? Во
время дебатов в парламенте инициатор принятия
законопроекта объявил, что он "готов разработать
тест на непристойность, отсутствующий в действу-
ющем законодательстве". Верховному судье Кокбер-
ну пришлось сформулировать такой тест при выне-
сении решения по делу Хиклина в 1868 году, что
придало Акту 1857 года более жесткое содержание,
чем хотел лорд Кэмпбелл. Тест основывался на
возможном воздействии публикации на "гипотети-
ческую" девочку школьного возраста. Вот что ска-
зал Верховный судья:
"Я полагаю, что тест на непристойность должен

Издатели, цензура, закон 179

выявлять, может ли рассматриваемое произведение
развратить тех, чьи умы открыты влиянию и в чьи
руки оно может попасть".

В соответствии с этими критериями книга могла
быть осуждена (и часто бывала) на основе изуче-
ния отдельных отрывков, вырванных из контекста.
Защита не могла основываться на литературных до-
стоинствах литературного произведения.

Остановимся коротко на деле Хиклина. Речь идет
об апелляции, поданной против приговора судьи
Хиклина из Уолверхэмптона, распорядившегося на
основе Акта лорда Кэмпбелла уничтожить экземп-
ляры памфлета, опубликованного воинствующим
Протестантским обществом под названием "Откры-
тая исповедь: развращенность римского клира,
ужасы исповеди и вопросы, задаваемые женщинам
на исповеди". Анонимный автор, цитируя римско-
католические источники, доказывает, что выслу-
шивание священником женских исповедей в опре-
деленных обстоятельствах ведет к "чувственным
порывам", о которых сказано как об "острых ощу-
щениях чувственного восторга, пронизывающих все
тело и возбуждающих телесные удовольствия". Эти
удовольствия описываются в мельчайших подроб-
ностях.

Памфлет распространялся ревностным протес-
тантом Генри Скоттом из Уолверхэмптона, причем
исключительно, по его словам, из идейных сообра-
жений, без всякой личной выгоды. Судья посчитал,
что публикация носит непристойный характер, и
распорядился уничтожить 250 захваченных экземп-
ляров. Скотт подал апелляцию на имя ежекварталь-
ной судебной сессии, и председательствующий от-
менил решение судьи низшей инстанции на том
основании, что цель Скотта состояла не в "порчен
нравственности, а в выставлении в неприглядном
свете Церкви. Следующая апелляция рассматрива-
лась в Суде Королевской Скамьи, где Кокберн и

180 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

вынес свое знаменитое решение, полагая, что со-
держание памфлета неприлично и может оказать
разлагающее влияние на читателей независимо от
намерений, которыми руководствовались издатель
и распространитель.

Критерий Кокберна, принятый и в США, был
частью английского кодекса до 1959 года, когда
новый "Акт о непристойных публикациях" устано-
вил, что только то является непристойным, "эф-
фект от чего в целом" был "таков, что вел к раз-
вращению личности, которая, с учетом сопутству-
ющих обстоятельств", могла прочитать, увидеть или
услышать это. После 1959 года в Англии адвокаты
могли строить защиту на основе литературных и
иных достоинств вещи с привлечением экспертов в
качестве свидетелей. В США, как мы увидим, близ-
кие по духу и даже более серьезные изменения
были утверждены судебными постановлениями.
Связано это было с делом "Улисса" и делом Рот-
Альберта.

Мы не станем подробно описывать здесь, как
преследовали художественные произведения за
непристойность в Англии и США, когда действо-
вало правило Кокберна, читатели могут обратиться
к великолепным работам М. Эрнста и В. Сигла
"К чистоте" (1929), "В чьи руки?" Д. Скотта (1945),
"Непристойность и закон" Н. Джона-Стиваса (1956),
"Запрещенные книги Англии и других стран"
А. Крейга (1962).

Впрочем, один случай стоит упомянуть, ибо
он представляет собой пример расширительного
применения правила из дела Хиклина, показы-
вая, до каких фантастических глупостей могла
додуматься литературная цензура в Англии трид-
цатых годов прошлого века. Ответчиком был эк-
сцентричный поэт, подписывавшийся как граф
Джоффрей Владислас Потоки из Монтока. Он
носил цветастый плащ и кожаные сандалии, во-

Издатели, цензура, закон 181

лосы спускались до плеч. Гуляя однажды с при-
ятелем по Лондону, поэт обратился к полисмену
с вопросом, не подскажет ли тот, где можно
изготовить несколько копий списков "потаенных"
стихотворений для распространения в кругу дру-
зей. "Тот решил обратить дело в шутку, - вспо-
минал позже Потоки, - послал нас по адресу,
где располагалась, как выяснилось, типография
"Методист Тайме". Потоки, естественно, нашел
другого издателя, который согласился выполнить
работу. Всего было пять стихотворений: одно -
перевод из Рабле, другое - пародии или воль-
ные переводы из Верлена, тексты изобиловали
грубыми ругательствами. Издатель немедленно до-
ставил рукопись в полицию, и несчастного графа
арестовали и бросили в Брикстонскую тюрьму.

Хотя граф Потоки всего лишь передал издателю
рукопись и никому не причинил вреда, в феврале
1932 года его признали виновным в публикации
непристойностей и осудили на шестимесячное за-
ключение. Лондонский мировой судья сэр Эрнест
Уайльд заявил: "Не следует называть себя поэтом и
писать мерзости. Поэт должен подчиняться закону,
как обычные граждане, и чем скорее высоколобые
интеллектуалы поймут это, тем лучше будет обсто-
ять дело с нравственностью в стране". Апелляцион-
ный суд согласился с мировым судьей и утвердил
приговор, который выдающийся Иейтс назвал
"преступно жестоким".

Но несчастья графа на этом не закончились. Пока
он был в тюрьме, его приятель, ничего ему не
сообщив, опубликовал несколько непристойных
эпитафий под заголовком "Здесь лежит Джон Пе-
нис". Как утверждал граф, он не давал разрешения
на публикацию. Боясь повторного осуждения не
только за непристойность, но и за кощунство, поэт
после освобождения уехал из Англии на конти-
нент.

182 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

ГЛАВА 5

Утверждение лорда Кэмпбелла о том, что его Акт
"расчистил" Хоуливел-стрит, оказалось самообма-
ном. Улица оставалась центром торговли порногра-
фией, как отечественной, так и импортной. Здесь
можно было купить роскошные книги Исидоры
Лизье и Чарльза Каррингтона, английские перево-
ды Лизье из Аретино и "Фанни Хилл". Много было
непристойных плохо изданных и бельгийских книг.
Большая часть книжно-журнальной порнографии
уходила в США, поскольку своей продукции там
почти не было. В Англии место Хоутена занял за-
мечательный йоркширец Леонард Чарльз Смитерз,
начавший поверенным в Шеффилде. Как мы уже
говорили, Смитерз среди прочего опубликовал го-
мосексуальный роман "Телени", возможным авто-
ром которого считают Оскара Уайльда.

Унаследовав в тридцать лет некоторые деньги от
отца, Смитерз в 1891 году прибыл в Лондон в
обществе приятеля-печатника, некоего Николса,
который стал его партнером. У них была типогра-
фия, издательство и книжный магазин. Николс
помог сэру Ричарду Бертону тайно отпечатать его
перевод "Арабских ночей". Пятнадцать томов выш-
ли в период между 1885 и 1888 годами. Один из
томов содержал очерк Бертона об эротических ас-
пектах классического наследия, за что он подвер-
гся яростным нападкам. (Дело не попало в суд,
поскольку издание было подпольным.) Воодушев-
ленный успехом предприятия, которое принесло
автору около 10 000 фунтов, Николс убедил Сми-
терза вложить капитал в совместное дело. Тем вре-
менем Бертон умер, оставив вдову распоряжаться
литературным наследством. Вероятно, Николс пред-
ставил ей Смитерза, и она стала одной из его
первых клиенток. Бертон проявлял глубокий инте-
рес к восточной эротике и последние годы жизни

Издатели, цензура, закон 183

посвятил переводу арабского эротического сочине-
ния "Благоухающий сад". К несчастью, партнерам
не удалось предотвратить уничтожение рукописи
вдовой, как, впрочем, и других рукописей эро-
тического и порнографического характера, кото-
рые женщина обнаружила в архиве мужа.

Николс сначала держал маленькую лавку в Сохо,
потом переехал на Чаринг-Кросс-роуд. Шло время,
он все больше внимания уделял порнографии,
книги выходили под маркой издательства "Уэйлпо-
ул Пресс". Пока речь шла о классике, мемуарах
французских аристократов и даже таком сомнитель-
ном, но изысканном романе, как "Телени" (1893),
Смитерз был вполне удовлетворен. Но когда Ни-
колс занялся "жесткой" порнографией, Смитерз
забеспокоился, и они перестали быть партнерами.
(Последним совместным предприятием было две-
надцатитомное иллюстрированное "библиотечное"
издание "Арабских ночей", которое подготовил
Смитерз, а отпечатал Николс.) Смитерз успел вов-
ремя. В 1895 году из-за скандала с Уайльдом мага-
зин Николса подвергся проверке полиции, около
двух тонн непристойной литературы - некоторая,
по словам полиции была "худшего сорта" - арес-
товали и впоследствии уничтожили. Николса задер-
жали, он предстал перед судом, но его выпустили
под залог. Пока шло следствие, он бежал и посе-
лился в Париже, где продолжал свое выгодное дело
еще двенадцать лет. Наконец, в ответ на требова-
ние британского МИДа, жаловавшегося на то, что
Николс наводнил Англию непристойными листов-
ками, французские власти решились на высылку.
Издатель перебрался в Нью-Йорк.

Расставшись с Николсом, Смитерз оставил юри-
дическую практику и посвятил себя книжному делу.
"Я опубликую все то, что другие не решаются
напечатать", - заявил он американскому поэту
Винсенту 0'Салливану, который передал ему ру-

184 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

копией нескольких пикантных рассказов. Следует
отдать Смитерзу должное - он сумел выпустить
несколько роскошных изданий, в том числе Обри
Бердслея, Макса Бирбома, Эрнста Доусона, Эдга-
ра Аллана По и Винсента 0'Салливана, основал
"Савой", редактором которого стал Бердслей пос-
ле изгнания из "Желтой книги" Джона Лейна. Кро-
ме того, Смитерз издал все рисунки Бердслея, даже
эротические иллюстрации к "Лисистрате", а также
текст и иллюстрации к незаконченному эротичес-
кому роману о Венере и Тангейзере. Уайльд, выйдя
из тюрьмы, начал издаваться у Смитерза, посколь-
ку никто больше не осмеливался помочь писателю.
Именно Смитерз первым опубликовал в 1898 году
"Балладу Редингтонской тюрьмы".

Помимо высококлассной эротики, Смитерз на-
живал деньги на второсортной продукции. "Непри-
стойность сегодня - дешевка", - бросил он од-
нажды, поглядев на витрину своего магазина. Не
раз Смитерзу приходилось упаковывать самые цен-
ные книги и отвозить их на вокзал в ожидании
полицейского налета. Говорили, что вдова одного
известного судьи была в шоке, обнаружив среди
вещей покойного мужа коллекцию эротических
книг. Она немедленно послала слугу к Смитерзу,
чтобы тот их забрал, и тот немедленно откликнул-
ся, ибо сам продавал их судье, причем очень до-
рого.

Смитерз жил очень обеспеченно, содержал жену
и любовницу, был щедр с авторами. "Он любит
первые издания, особенно у авторов-женщин,
молоденькие девушки - его страсть", - писал
Уайльд после их встречи в Дьеппе летом 1897 года,
где они обсуждали тюремную поэму Уайльда. "Он
самый образованный эротоман Европы. Кроме того,
он отличный компаньон и мой близкий друг, чело-
век, который действительно хорошо ко мне отно-
сится".

Издатели, цензура, закон 185

В 1900 году Смитерз обанкротился. Он быстро
опустился, зарабатывая на жизнь порнографией и
пиратскими изданиями Уайльда. Смитерз умер в
1904 году, в 64 года, не выдержав адского коктейля
из алкоголя и наркотиков. Похоронили его в моги-
ле для нищих. Смитерз оставил о себе память как
об издателе нескольких прекрасных книг, пусть и
эротического содержания. Впрочем, как говорил сам
Смитерз, "если об издателе вообще помнят, то вряд
ли что-то хорошее".

Полиция гораздо активнее преследовала порно-
графию при правительстве либералов, чем при кон-
серваторах. Однако либералы в период между 1886
и 1906 годом были не у дел, кроме короткого пери-
ода с 1892 по 1895 год. Вернувшись к власти в 1906
году, либералы образовали Особый комитет из чле-
нов обеих палат парламента, получивший задание
разбираться с "неподобающими" рекламами и лоте-
реями. Комитет выслушал немало интересных свиде-
тельских показаний по поводу английской и импор-
тной порнографии. Так, например, выяснилось, что
после побега Николса на континент основным по-
ставщиком "жесткой" порнографии стал немец, на-
зывавший себя "доктор Роланд де Вильер" - насто-
ящее его имя неизвестно, он жил в Кембридже, где
и печатал свои довольно забавные книги. Полиция в
конце концов добралась до него и после отчаянного
сопротивления арестовала в тайнике под крышей
дома. Он умер в тюрьме "от апоплексии", не успев
дать показаний.

Одним из основных поставщиков порнографии
на англоязычном рынке был Чарльз Каррингтон,
он управлял делами из своей конторы на Монмар-
тре. В списке товаров, запрещенных английской
таможней к импорту, значилось: "Любые книги,
изданные Каррингтоном". Свидетельствуя перед
Особым комитетом, главный инспектор Скотланд-
Ярда Эдвард Дрю сказал:

186 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

"За прошедшие четырнадцать лет он был для
нас источником постоянного беспокойства, настой-
чиво рассылая по почте каталоги и книги весьма'
непристойного и вульгарного характера... Он нани-
мал по всей стране агентов, которым рассылал
материал для распространения..."

Французские власти осудили Каррингтона за его
парижский бизнес и приговорили к высылке, но
он ухитрился остаться в Париже. Англия тоже пы-
талась до него добраться, но министр юстиции
Франции эти посягательства отклонил под тем
предлогом, что Каррингтон посылал свои издания
в Англию в запечатанном виде, а это не является
преступлением по французским законам. Тем не
менее был выписан новый ордер на высылку, но
Каррингтон опять вывернулся.

Каррингтон начинал курьером, был помощни-
ком возницы фургона, чистил туалеты. К шестнад-
цати годам у него был книжный ларек на Фаррин-
гдонском рынке в Лондоне. Тут он нашел свое
истинное призвание, начал читать, живой ум по-
зволил ему установить контакт с кругом Смитерза:
Бердслеем, Доусоном и Уайльдом. Около 1893 года
по неясным причинам - возможно, он начал тор-
говать вразнос порнографией и полиция села ему
на хвост - он отправился в Париж, где вскоре
начал печатать эротические и полуэротические
книги, некоторые очень высокого качества, напри-
мер "Воспоминания Долли Мортон" Брантома и
"Дон Леон". Он общался с Уайльдом, когда тот
вышел из тюрьмы и поселился в Париже. Позднее
Каррингтон первым издал полный английский пе-
ревод "Сатирикона" Петрония, который, по его
словам, сделал для него Уайльд. "Вчера вечером
видел Каррингтона, - писал Уайльд Смитерзу из
Парижа в августе 1898 года, - у него было ис-
кривленное истерической гримасой лицо. Что за лю-
бопытная личность!"

Издатели, цензура, закон 187

После смерти Уайльда Каррингтон опубликовал
полный отчет о процессах над поэтом за гомосек-
суализм, в том числе весьма щекотливые свиде-
тельства.

Хотя Каррингтона дважды, в 1901-м и 1907 го-
дах, изгоняли из Франции, он умудрился остаться
в стране и продолжал издательское дело, издавая
"респектабельные" книги, в том числе "Портрет
Дориана Грея" (он приобрел права на эту вещь у
первого издателя Уайльда за небольшую сумму).
Каррингтон пережил мировую войну, хотя к тому
времени почти ослеп - следствие сифилиса, и
доживал в нищете, вынужденный содержать лю-
бовницу и пятерых детей, которые отбирали у него
все, отняв даже любимое детище - огромную
библиотеку эротики. Каррингтона поместили в су-
масшедший дом, где он через год умер. "Семейка"
устроила ему пышные похороны по католическому
обряду.

Некоторые издатели, такие, как Хоутен и Кар-
рингтон, были собирателями порнографии, они
помогали ведущим коллекционерам пополнять их
запасы. Среди крупных английских коллекционеров
середины прошлого века следует назвать Джеймса
Кэмпбелла Редди, Уильяма Поттера, Фредерика
Хэнкея, Ричарда Монктона Майлнесса (лорда На-
фтона), Ковентри Пэтмора, Генри Спенсера Эшби
(Пизания Фракси), пятого графа Роузбери, второ-
го маркиза Милфорда Нэвена, Эдварда ХеронАл-
лена и Мишеля Зедлера - среди этих имен дирек-
тор Лондонской библиотеки, поэт, написавший по-
пулярную поэму "Ангел в доме", воспевающую
радости домашней жизни, премьер-министр от
либералов, праправнук королевы Виктории, член
Королевского Общества, выдающийся романист и
литературный критик. Самая значительная коллек-
ция принадлежала Эшби (сейчас она хранится в
фондах Британского музея) - ее стоимость в мо-

188 ИСТОРИЯ ПОРНОГРАФИИ

мент смерти владельца была оценена в миллион
долларов. Конкурировать с ней могло лишь собра-
ние лорда Хафтона. Как мы уже отмечали, Эшби
под псевдонимом Пизаний Фракси выпустил уни-
кальную трехтомную библиографию эротики. Она
была дополнена и подготовлена к изданию Роль-
фом Ридом (Альфредом Роудом), который в 1936
году выпустил двухтомный "Регистр библиотеки
эротики". К сожалению, автор умер, не завершив
работу, и все-таки "Регистр Рида" - лучший анг-
лоязычный справочник, хранящийся в публичных
библиотеках Англии и США.

Английским собирателям эротики часто бывало
непросто получить заказанные иностранные книги
на таможне.-Монктон Майлнесс, например, с по-
мощью своих парижских агентов с большим тру-
дом достал большеформатное издание сонетов
Аретино с гравюрами по акварелям Караччи, пред-
ставляющими "нетрадиционные способы занятия
любовью, достойные гимнастов". Книгу отослали в
Лондон со склеенными страницами - в качестве
меры предосторожности против английских влас-
тей. Иногда книги перевозились в дипломатическом
багаже Королевского посланника, возвращающего-
ся из Константинополя с депешей для лорда Пал-
мерстона. Другим незаменимым курьером был уп-
равляющий Оперы в Ковент-Гардене, который по
своим делам часто бывал в Париже и много раз
привозил Майлнессу ценные издания, спрятанные
между страницами нотных записей. Монктон Май-
лнесс очень гордился своей эротической библиоте-
кой, хранившейся во Фристон-холле, его йоркшир-
-ском поместье, и с удовольствием показывал не-
которые тома своим гостям перед воскресным
богослужением.

В Америке в прошлом веке были свои известные
собиратели - в основном финансовые магнаты,
например Джон Пирпонт Морган-старший и Ген-

Издатели, цензура, закон 189

ри Хантингтон. Многие коллекции и сегодня нахо-
дятся в собственности их наследников, другие по-
пали в музеи и архивы. Сегодня самой значитель-
ной американской коллекцией является библиоте-
ка из 15000 томов, которую начал собирать доктор
Альфред Канси. Она хранится в фондах Института
сексуальных исследований Индианского универси-
тета (Блумингтон). Самая большая библиотека в
мире - 25 000 томов - хранится в Ватикане, вто-
рая по богатству - 20 000 томов - в Британском
музее.

Коллекция, собранная Иваном Блохом и други-
ми немецкими сексологами в берлинском Institut
fur Sexualwisseischaft, была, возможно, даже бога-
че, но она исчезла после захвата власти Гитлером
в 1933 году. Замечательная коллекция, начало кото-
рой было положено во время наполеоновских войн,
хранится в Национальной библиотеке в Париже и
известна под названием "L'Enfer" ("Ад").

Ведущим издателем порнографии сегодня явля-
ется парижанин Морис Жиродиа, наполовину ан-
гличанин, наполовину француз. Он руководит из-
дательством "Олимпия Пресс". Его деятельность,
неотъемлемую составляющую современного мира,
мы рассмотрим в следующей главе.

Комментарии (1)
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.