Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

43. ГВОЗДИКА эмблема страсти в классической геральдике. Это значение гвоздики-цветка возникло по ошибке, в результате смешения его с гвоздикой-пряностью, которая вызывает возбуждение, но не имеет с гвоздикой-цветком ничего общего в ботаническом смысле. Однако в эмблематике это значение закрепилось, и цветок гвоздики рассматривается как эмблема страсти, порыва, душевного возбуждения. В политической западноевропейской символике XIX века и в русской революционной символике конца XIX — начала XX века красная гвоздика стала поэтому эмблемой революционной страсти, то есть революционности, принадлежности к революционной организации, страстной преданности революции, революционного вдохновения. Отсюда широкое употребление гвоздики и имитирующих ее красных бантов в период трех русских революций 1905, 1917 годов и гражданской войны 1918— 1922 годов. Употреблялась в том же значении в Польше, Франции и других странах. После второй мировой войны эта эмблема вновь получила распространение, особенно в 60—80-х годах, когда ее стали употреблять в Западной Европе в эмблемах антивоенных движений, движений за разоружение в качестве одного из составных элементов. Например, гвоздика, возникающая из разломанной бомбы, символизирует страстное желание участников движения покончить с гонкой вооружений, разломать, уничтожить бомбы и другое оружие. Такая эмблема указывает на страстную решимость этих движений добиться своих целей.

44. ГЕЛЬ (гюль, салор-гёль, салорская роза) — национальный туркменский символ. Хорошо известен и распространен как элемент национального орнамента, его центральная фигура; гель представляет собой восьмигранник особого вида — прямоугольной формы с длинными горизонтальными и короткими скошенными вертикальными сторонами,— внутри которого заключен другой фигурный восьмиугольник.

Гель. Государственный символ Республики Таджикистан.

Гель — национальный символ туркмен с древнейших времен, он обязательно присутствует во всех произведениях народного прикладного искусства, по нему отличают туркменские ковры от всех других ковров Ближнего и Среднего Востока. Гель вошел как геральдический элемент уже в первый герб Советского Туркменистана, вначале как основная, центральная эмблема, а позднее (после 1937 г.) как одна из эмблем, характеризующая национальные черты республики. В русском же тексте ст. 121 Конституции Туркменской ССР 1937 года гель уже не блазонировался. А в Конституции 1977 года в ст. 168 он вообще назван “ковром”, на котором, собственно, и изображен. С марта 1992 года гель вошел как главный государственный символ во флаг Туркменистана: на зеленом поле пять красно-бордовых гелей, расположенных у древка один над другим.

45. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТКИ , или различительные знаки, так называемые прибавления (нем. das Beizeichen; шв. bitecken; фр. signe, accessoire),— общее наименование знаков, которые вносятся в родовые гербы, чтобы отличать младшие или побочные ветви того или иного рода от основных, старших. Употребляются три основных вида геральдических меток:
а) “Турнирный воротник” (нем. Turnierkragen, фр.le lambel, англ, label) — балка с тремя обращенными вниз, широко расставленными зубцами. Это “прибавление” вносится в верхнюю, головную часть щита либо поверх эмблем, либо нависая над ними. Оно обозначает, что герб принадлежит младшей ветви данного рода

Турнирный воротник

Нить:полная и "обрубок"

б) “Нить”, “скалка” (нем. der Faden, фр. traverse, шв. kavle) — узкая полоска, вдвое-втрое уже, чем перевязь, пересекающая щит по диагонали и покрывающая в этом случае все изображения (эмблемы) на нем.
Если “нить” идет из геральдического правого верхнего угла щита в нижний левый угол, то это означает младшую ветвь рода; если же “нить” идет в противоположном направлении (из левого верхнего угла в правый нижний), то это означает побочную (не вполне “чистую"). В этом случае метка носит название "бастардной ветки".
в) Часто с целью избежать искажения гербовых фигур из-за пересечения их “скалками” эти метки сильно укорачивают, оставляя от них лишь “отрезки”, “обломки”, “обрубки” (нем. die В niche; фр. baton peri) и вводя их лишь в те части гербового щита, которые свободны от фигур, но сохраняя четко то направление, в котором должны идти полные “нити”. Эти “обломки” имеют совершенно то же значение, что и неукороченные “нити” или “скалки”.
Геральдические метки употребляются исключительно в западноевропейской континентальной геральдике, особенно во французской, испанской и отчасти в немецкой, шведской, датской, австрийской, португальской. В польской и русской, украинской геральдике неизвестны. Английская геральдика имеет свою собственную систему геральдических прибавлений, где для различения гербов сыновей одной и той же семьи (фамилии) установлены не геральдические метки, а геральдические фигуры и даже символы, но в особом, специальном для этих случаев значении. Так, в гербовый щит старшего сына вносится “турнирный воротник” (label), второго сына — полумесяц, третьего — пятиконечная звезда или колесико от шпоры (mulett), четвертого — обрубленная птица (marlett), пятого — кольцо (anulet), шестого — лилия (fleur de lys), седьмого — роза (пятилистая, геральдическая), восьмого- якорный крест (cross moline), девятого- двойной четырехлистник.

46. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — условные геометрические изображения, которые специально применяются в классической геральдике, особенно в гербах, или которые принято и допустимо в них изображать. Делятся на три группы:

 

а) Собственно геральдические фигуры, или первостепенные. Это такие фигуры, которые образуются проведенными на щите линиями, отделяющими меньшую часть его поля от большей. К ним относятся глава, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило (указаны по порядку на рисунке) .
б) Разного рода кресты (см. Кресты)
в) Второстепенные геральдические фигуры. К ним относятся кайма, квадрат, вольная часть, клин, острие, брусок. Все эти фигуры употребительны главным образом в родовых и личных гербах, отчасти встречаются в гербах монархических государств.
В советской геральдике геральдические фигуры (кроме каймы) совершенно не употреблялись. Названия геральдических фигур чрезвычайно важно знать при блазонировании гербов, поскольку они должны именоваться геральдически правильно, термином, а не описательно. В связи с тем, что геральдические фигуры все еще употребляются в государственных гербах не только старых монархических европейских, но и новых республиканских молодых (африканских, океанских) государств, знание их внешнего вида и наименований остается практически необходимым и в наши дни.
Сравните геральдические фигуры на гербах Туниса, Кубы, Уганды, Тринидада и Тобаго, Танзании,Сьерра-Леоне, Соломоновых Островов, Тувалу, Филиппин, Малави, Ганы, Гамбии, Габона, Фиджи, Бахрейна, Австралии.

47 . ГИРЛЯНДА (итал. ghirlanda — украшение, украшающий венок) — понятие, возникшее сравнительно поздно, в эпоху Возрождения, в отличие от понятия “венок-корона”. Поэтому гирлянды плелись не замкнутыми, а имели вид жгутов, которые с целью украшения прикреплялись к зданиям, повозкам, стенам (и другим объектам) горизонтально. Провисание таких гирлянд-украшений создал* постепенно стойкое представление о гирлянде как “растительном занавесе”, имеющем характерный выгнутый (овальный, полукруглый) вид. Такого типа гирлянды стали использоваться как украшения в книжной графике (заставки), так и для украшения трибун, надгробий и выполняться уже не натурально (в виде цветов, связок ветвей растений), а в “вечных материалах” — мраморе, граните, бронзе, чугуне. Такое распространение получили гирлянды в Западной Европе в эпоху классицизма и затем в период романтизма, в первой половине XIX века. В России понятие “гирлянда” не было известно до XVIII века, поэтому первоначально ее называли “кутасом”, как в Московской Руси называли всякое украшение из кистей и бахромы, которое отчасти напоминало гирлянды, но изготовлялось всегда не из живых растений, а из конского волоса, пряжи и сусальной мишуры. Лишь со второй четверти XVIII века гирлянды как растительные украшения начинают постепенно отличать от кутасов и вместе с тем намечаются различия и в их употреблении. В то время как кутасы остаются в разряде постоянных украшений карет, лошадей, погребальных повозок и катафалков, а также интерьеров парадных помещений как знаки роскоши и помпезности, гирлянды занимают более скромное, но и более достойное уважения место как эмблемы памяти в чью-либо честь. Поэтому гирлянды из ветвей лавра или дуба обрамляют то или иное центральное изображение на медалях, на надгробиях, на юбилейных значках и монетах, на монументах, посвященных не только отдельным людям, но и отдельным событиям.

Гирлянда лавровая

Гирляндагоризонтальная хвойная

Гирлянда памятная


Особенно усиливается почетное значение гирлянд после Октябрьской революции, что было связано с теми же причинами, которыми объяснялось усиление значения венков. Гирлянды из ветвей, ели, дуба, красных маков, перевитые узкими красными лентами, часто в сопровождении изображений оружия, становятся своего рода эмблемами, выражающими понятия “массовый героизм”, “воинская слава”, и, главное, эмблемами, воздающими честь этим понятиям, призывающими к памяти о них. В этом смысле — как “память о героическом событии”, “память о героических делах народа” — гирлянды употреблялись в советской эмблематике с 20—30-х годов. Иногда гирлянды не только изображаются в нижней части той или иной мемориальной доски, медали или на постаменте памятника в виде скромного барельефа, рельефа, горельефа, но и занимают центральное место в самом памятнике. Это, так сказать, придает больший вес гирлянде как эмблеме, и к этому приему прибегают, разумеется, в исключительных случаях, чтобы подчеркнуть их важность. Так, памятник-аллегория Матери-Родины, установленный на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронено почти полмиллиона жителей, этого города-героя, изображает женщину, держащую в руках гирлянду, что красноречиво символизирует вечную память Родины о своих сынах и дочерях, погибших в борьбе с фашизмом. Другой пример самостоятельного употребления гирлянды как знака памяти мы можем увидеть на станции Московского метро “Краснопресненская”. Там, в подземном вестибюле, на стенах, выходящих на перрон, помещены массивные мраморные гирлянды-горельефы. Они без всяких надписей и пояснений говорят о том, что потомки прочно хранят память о героях революции 1905 года и декабрьских боев на Красной Пресне. Гирлянда, таким образом, не только является знаком памяти о ком-то, но и зовет каждого к памяти, побуждает вспомнить. То, что гирлянды могут создаваться из различных растений, каждое из которых имеет свое символическое значение, дает возможность с помощью гирлянд квалифицировать, в память именно какого события та или иная гирлянда применяется в том или ином монументе. Об этом может сказать цвет ленты и то, что гирлянды из лавров — в память* славы, из ветвей дуба — в память доблести, из листьев чертополоха — в память сопротивления и т. д. Кроме того, гирляндам можно придавать дополнительные атрибуты — трубы, оружие, орудия труда и т. п. Гирлянды могут быть из ветвей дуба, ели, колосьев, цветов (гвоздик, роз), клевера, хлопка и даже из репейника, чертополоха (особенно в гирляндах в честь партизан) и т. д. Важна не материальная ценность гирлянды, а ее глубокий символический смысл, тот почет, которым обставляется ее возложение. Гирлянда возлагается на могилы в минуту молчания, полнейшей тишины, и это имеет огромный смысл: ведь гирлянда — эмблема памяти молодого поколения о заслугах предшествующих. И ей приличествует особая торжественность: склоняются знамена, отдается салют (знаком руки, ружейным или пушечным выстрелом — в зависимости от обстоятельств и значимости торжественной минуты). Салют, таким образом, один из атрибутов возложения гирлянд.

48.ГЛАЗ, ГЛАЗА (см. Око, очи).

49. ГЛАСНЫЕ, или ГОВОРЯЩИЕ, ЭМБЛЕМЫ. Так назывались первоначально, еще в античное время и в раннее средневековье, всякие изображения, которые употреблялись для звуковой, фонетической передачи какого-нибудь имени человека, которое было либо одного корня с эмблемой, либо просто созвучно с названием животного или растения, даже если оно не повторяло его в точности. Так, вместо имени Каприолла рисовали козленка (“капри” — по-латыни “коза”), вместо Порцелла — поросенка (порка — поросенок), вместо Розалии — розу. В эпоху почти всеобщей неграмотности,какой были средние века, говорящие эмблемы играли значительную информативную, служебную роль. Позднее “говорящими” стали называть такие эмблемы, которые выражали не идею, а употреблялись в прямом значении того, что они изображали. Так, например, в родовых гербах, принадлежавших Барановым, изображали барана, Петуховым — петуха, Медведевым — медведя, Журавлевым — журавля и т. д., хотя эти животные как эмблемы имели свои иносказательные значения, которые в данном случае не принимались во внимание, поскольку эмблемы употреблялись как “говорящие”.
Особенно часто применялись говорящие эмблемы в гербах городов. Так, например, известный немецкий город Магдебург имел в своем гербе девушку (магд) и крепость (бург), так что герб прямо “говорил” полное наименование города. Из русских городов такие, как Старица, Стародуб, Курган, Пятигорск, Рогачев, имели в своих гербах соответственно изображения старухи, старого, полузасохшего дуба, кургана, пяти горных пиков и бараньего рога, то есть обладали абсолютно говорящими эмблемами. Иногда же говорящие эмблемы в городских гербах хотя и не соответствовали напрямую имени города, но все же означали непосредственно то, что было на них изображено, а не идею, не иносказание. Так, например, сноп в городских гербах означал хлебную торговлю, а молот — кузнечное ремесло, в то время как в государственных гербах те же самые предметы представляли собой эмблемы определенных высоких или более широких и абстрактных идей: сноп выражал благосостояние, достаток, а молот — промышленность или рабочий класс. Это обстоятельство позволило рассматривать говорящие эмблемы как своего рода эмблемы второго сорта, что отражало реальное соотношение в положении дворянства, монархии и городского бюргерства (буржуазии) в средневековой Европе.
Во время буржуазных революций в Западной Европе резко усилилась тенденция отказа от говорящих эмблем, проявилось стремление победившей буржуазии к созданию новых иносказательных идейных эмблем, к приданию старым говорящим эмблемам нового иносказательного значения. Наоборот, в периоды упадка буржуазной культуры вновь возобладала приземленная, бескрылая трактовка большинства эмблем как говорящих. В период Октябрьской революции и гражданской войны, в эпоху великого революционного подъема эмблемы носили только высокое, идейное значение. Социалистическая революция практически отказалась от говорящих эмблем, и все ремесленные эмблемы прошлого, так называемые цеховые или профессиональные, представлявшие собой изображения орудий труда, перестали использоваться как “говорящие”, а многие из них превратились в высокие, иносказательные (см. Молот, Серп, Наковальня, Колос). Но с 1970-х годов началось увлечение говорящими эмблемами в городской геральдике. Чрезмерное употребление говорящих эмблем является, таким образом, своеобразным сигналом, извещающим о духовном нездоровье любого общества: об упадке его идейности, политической сознательности и духовной культуры.

50. ГОЛУБАЯ, ГОЛУБОЙ. а) “Голубая бригада” (В1& brigaden) (“Голубая дивизия”) — термин, применяемый с XVII века в Европе для обозначения отборных или привилегированных наемных войск. Впервые такое название получила бригада, завербованная королем Швеции Густавом II Адольфом в Германии во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов из немцев-протестантов Померании. Она сражалась вместе с регулярными финскими и далекарлийскими полками шведской армии и использовалась в самых жарких схватках, в частности участвовала в кровопролитных битвах при Брейтенфельде (7 сентября 1631 г.) и при Лютцене (6 ноября 1632 г.). Первоначально название “Голубая бригада” было дано немецким наемникам по цвету их мундиров, но затем оно превратилось в символическое, что ставило “голубые” части в привилегированное положение, но не уравнивало их нисколько со шведской королевской гвардией. После Вестфальского мира в 1648 году “Голубая бригада” была расселена в районе Штеттина (Польша), а в 1652 году распущена.
С этих пор сложилась традиция давать наемным иностранным военным формированиям в случае участия их в европейских врйнах других стран обозначение “голубые” для отличия их от регулярных частей собственно воюющих сторон. Отсюда термин “голубой” получил в прогрессивной среде XVIII—XIX веков презрительный оттенок. (Ср. М. Ю. Лермонтов: “...И вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ”.) В новейшее время “голубыми” корпусами были шведские и норвежские отряды добровольцев, воевавших против Красной Армии в период советско-финской войны 1939—1940 годов. В годы второй мировой войны военные формирования франкистской Испании, воевавшие на стороне гитлеровской Германии на Восточном фронте против Красной Армии, носили название “Голубая дивизия” (прибыла на фронт в октябре 1941 г., численность — 20 тыс. человек, т. е. фактически почти две дивизии). б) Характерно, что и в бытовом языке понятие “голубой” постепенно приобрело полунасмешливый-полупрезрительный оттенок недоверия. (Ср. выражения: “Что ты смотришь на меня голубыми глазами?”, “Как же, принесут тебе на блюдечке с голубой каемочкой”.)
в) Примерно с конца 80-х годов термин “голубой” стал применяться для обозначения гомосексуалистов — вначале полуофициально, как их самообозначение, как эвфемизм гомосексуализма вообще, а затем, с 1990 года, как термин различных общественных объединений гомосексуалистов, как их собственное “приличное” наименование всего их “голубого движения” и их официальных организаций.
г) Наконец, термин “голубые каски”, которым в современной прессе с 60-х годов стали обозначать войска ООН, не имеет переносного, символического значения, а является “говорящим” и связан с голубым цветом флага ООН и касок солдат ооновских военных контингентов.

51. ГОЛУБЬ — один из древнейших символов и эмблем человечества, имеющих разнообразное значение у разных народов, обусловленное историческими условиями, при которых произошло знакомство человека с этой птицей. Из 400 видов голубей, которые встречаются во всем свете, большинство приходится на Австралию и Африку (около 300), свыше 90 — на Азию и лишь 4 — на Европу. Отсюда ясно, что голубь — не европейская птица. Это подтверждает и история: древнейшие сведения о домашних голубях найдены в египетских настенных +надписях за 3000 лет до н. э. В Египте и древнейших государствах Двуречья и Передней Азии голубь был рано одомашнен и сделался предметом культа и специального разведения для голубиной почты. Оттуда он проник в Древнюю Грецию: впервые голуби появились в Греции в 478 году до н. э. и были использованы позднее для связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Постепенно из древнеан-тичных государств дикий и почтовый голуби проникли и в остальную Европу, но уже в историческое время. Обожествление голубя у азиатских народов в эпоху эллинизма перешло и в раннее христианство, где два внешних обстоятельства — белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко в небо и далеко за пределы маленьких государств, но и возвращаться к своему хозяину — были истолкованы как “божественные” и дали повод для изображения голубя как эмблемы “святого духа”. В этом значении голубь и стал в основном трактоваться как эмблема в христианской Европе и позднее — в Америке.

Голубь мира Пикассо

Эмблема голубя на флаге Кипра

Эмблема почтового ведомства


Однако древнеазиатское значение обоготворяемого голубя было совершенно иным. Это была “богиня-голубь” — символ любви и особенно брака, поскольку склонность голубей к одомашниванию, их необычайная способность плодиться были уже в глубокой древности подмечены людьми, и это послужило причиной того, что и в Азии, и в Африке у местных народов голубь рано стал эмблемой плотской любви, затем брака и семейного очага.
В этом случае изображали или голубя с маленьким колечком (веночком) в клюве, или двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и др. В средние века, когда Восток практически оказался закрыт для европейцев, а идеологически христианство и ислам образовали два замкнутых мира, не допускавших никакого влияния друг на друга, эмблематическое значение голубя для Европы (как католической, так и православной) ограничивалось чисто религиозным содержанием — “святой дух”, и фактически голубь как эмблема постепенно исчез, превратившись лишь в словесный образ “святого духа”. На Востоке же голубь продолжал существовать как языческая эмблема плотской любви и в этом смысле также стал подвергаться гонению со стороны ислама и постепенно забываться.
Лишь ослабление религиозного влияния в Европе, особенно после буржуазных революций 1789, 1830 и 1848 годов, привело к возрождению античной традиции рассматривать голубя как эмблему брака (особенно популярную в среде мелкой буржуазии — целующиеся голубки), а в начале XX века, после серии войн (испано-американской, японо-китайской, англо-бурской, русско-японской), и как эмблему мира (с оливковой ветвью в клюве). После первой мировой войны эта эмблема стала отождествляться с понятием “Версальский мир”, то есть мир империалистический, несправедливый, и потому употреблялась иронически в карикатурах в прогрессивной европейской прессе, прежде всего в рабочей, коммунистической, как пошлая эмблема буржуазного пацифизма. В период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В крупных городах — центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры, и для поддержания нормального санитарного порядка. Борьба эта велась и в Советском Союзе, причем весьма успешно, так что к середине 30-х годов города абсолютно были очищены от голубей-сизарей. Одновременно велось регистрированное почтовое голубеводство в кружках Осоавиахима, которое полностью контролировалось в санитарном отношении.
Таким образом, голубь был лишен своего символического значения во всех смыслах, а как эмблема вообще был сдвершенно забыт, в том числе и русской церковью. Надо сказать, что церковники в прошлом испытывали определенные неудобства из-за невозможности примирить такие противоречивые понятия, как то, что голубь служит для церкви эмблемой святого духа, и то, что голубь практически является одной из самых грязных птиц, как в этом легко может убедиться каждый. Уже в ранних комментариях к Библии встречается поэтому разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а “горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев. Один из видных богословов — Тертуллиан уже в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.
Если санитарная пропаганда 20—40 годов XX в. привела к физическому уничтожению голубей, то антирелигиозная пропаганда этого же периода лишила голубя религиозного ореола, ликвидировала всякую связь этой эмблемы с понятиями идеала и чистоты. Новые поколения, выросшие после второй мировой войны, вообще не только не знали этой эмблемы, но и не подозревали, что вокруг нее велась идеологическая борьба и что ее значение крайне разнообразно у разных народов и в разных частях света.
После второй мировой войны в связи с обеспокоенностью прогрессивных сил растущей напряженностью в Европе и созданием блока НАТО (март 1949 г.) было решено созвать Всемирный конгресс мира в апреле 1949 года в Париже. Его устроители обратились к всемирно известному художнику-антифашисту Пабло Пикассо с просьбой создать плакат-извещение об открытии конгресса и, если возможно, нарисовать запоминающуюся эмблему всего движения сторонников мира. Так появился знаменитый “Голубь мира” Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире. В том, что Пикассо решил изобразить в виде эмблемы мира именно голубя, нет ничего удивительного, если учесть, что Пикассо, родившийся в Малаге, на самом католически непримиримом юге Испании, учился затем в Барселоне и Мадриде, а всю свою жизнь прожил во Франции, и потому символика “христианнейших” стран Европы была для него естественной, обычной. Кроме того, накануне созыва Первого конгресса сторонников мира Пикассо был во Вроцлаве (Польша), на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира в 1948 году, где, собственно, и было положено начало движению сторонников мира. В Польше Пикассо смог убедиться в огромном влиянии католической церкви как в самой Польше, так и в Венгрии, особенно в то время, то есть задолго до разоблачения кардинала Миндсенти, и отсюда сделать вывод, что христианская символика понятна массам и в Восточной Европе. Если учесть еще два обстоятельства: во-первых, страны Латинской Америки, составляя огромное большинство в Западном полушарии, были тесно связаны с. католической культурой и ее символикой и, во-вторых, презрительное и пренебрежительное отношение к голубям у североамериканцев, у янки, для которых образ голубя всегда был синонимом “слабака”*,— то можно легко понять, почему Пикассо почти инстинктивно прибег именно к этому образу, решил сделать голубя эмблемой Всемирного движения сторонников мира, имея в виду в первую очередь придать особую широту и популярность этому движению и далеко не в последнюю очередь задеть этой эмблемой американский империализм, противопоставить ее американским ястребам. Вместе с тем, как коммунист и человек, впитавший в себя классическую западную культуру, Пикассо постарался сделать так, чтобы его голубь — “голубь мира” все же отличался от христианского голубя — “святого духа”. Сделать это наглядно и четко можно было только геральдическими средствами, а именно путем коренного изменения поворота эмблемы. Голубь Пикассо повернут в геральдически левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса. К сожалению, на это различие не всегда обращают внимание у нас и в некоторых восточных странах, где голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл Эмблемы, созданной Пикассо. В то же время западноевропейские организации мира, где хорошо понимают и сознают особое эмблематическое значение голубя мира как современной, прогрессивной эмблемы, всегда подчеркивают, что этой эмблемой является не вообще “голубь”, а “голубь Пикассо”, и изображают его с поворотом в левую геральдическую сторону.
Помимо того что эмблема голубя используется ныне различными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (например, голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких государств, как Гвинея, Фиджи, Тонга и Кипр, причем у Кипра это единственная (основная, главная) государственная гербовая эмблема. При этом нельзя не подчеркнуть, что даже у этой страны, где христианские традиции и идеология чрезвычайно сильны и где главой государства в момент получения ею независимости и создания своего герба было духовное лицо — архиепископ Макариос,— голубь, в несомненное уважение к международному движению за мир, изображен поворотом влево, то есть в его современной форме. Наоборот, в гербах Фиджи и Тонга голубь повернут вправо, а у Мали и Руанды не только повернут вправо, но и изображен негеральдически (не в профиль) и без оливковой ветви, что свидетельствует о том, что два последних государства считают себя свободными от обязанности следовать каноническому (христианскому, по их мнению) исполнению этой эмблемы, учитывая то, что в Мали 60% населения исповедует ислам, а католиков лишь 1%, а в Руанде почти 80% населения придерживается местных негритянских культов и лишь чуть более пятой части — христиане. Таким образом, гербовые эмблемы, если их внимательно рассматривать и правильно “читать”, могут давать основание для весьма разнообразной и точной информации о стране.

52. ГОРА (или ХОЛМ) символ возвышенного места в библейской символике и место жертвоприношения в символике языческих европейских народов до принятия христианства; в обоих случаях гора с древнейших времен в европейской символике — олицетворение почетного места. В средневековой символике гора, холм стали символизировать землю, страну вообще, причем одновременно олицетворяли место пребывания власти (как светской, так и духовной). Поэтому эмблема горы в западноевропейской геральдике, особенно в немецкой и австрийской, встречается весьма часто. Наиболее охотно ею пользуются историко-географические провинции и земли, на которые делилась Священная Римская империя германской нации и позднее Австро-Венгерская империя. До сих пор эмблема горы сохраняется в гербах таких национальных частей бывшей Габсбургской империи, как Чехия, Венгрия, Трансильвания, для правителей которых в свое время было крайне важно подчеркнуть, что они есть владетели особых “стран”, особых “земель”, а не просто провинций. Эта старая эмблема была восстановлена после событий 1989—1990 годов в Восточной Европе, в нынешнем государственном гербе Венгерской Республики и в гербе Чехо-Словакии (как эмблема Словакии).


Помимо “высокого” значения “гора” в геральдике используется как “подставка” (непременная подставка, основание) для таких эмблем, как башни, деревья, звери и птицы. Это объясняется тем, что гора, холм как возвышение являются естественным местом для сооружения башен, крепостей, для гнездования птиц. И, кроме того, эмблема “горы” всегда помещается в гербах на том месте, которое отведено для геральдической фигуры, называемой “основание щита”.
Эмблематическое изображение горы весьма подробно разработано в германской (немецкой) геральдике, где имеется почти десяток ее различных вариаций или видов. Это просто гора (Berg), если ее образует выгнутое вверх “основание щита” (1). Но нередко горой считается троехолмие (Dreiberg) — самый частый вариант эмблемы горы (2). Число холмов может быть любым, но только включая шестихолмие (Sechsberg) эмблема продолжает называться горой. Свыше шести вершин блазонируются уже как “пропасть” или “неприступные скалы” (der Schroffen, escapres) (3), а троехолмие, у которого средняя, выступающая вверх гора имеет не округлую, а остроконечную вершину, называется уже не горой, а пиком (Gipfel, Spitzberg, pic). Троехолмие, образуемое не округлыми линиями, а ломаными, называется не горами, а горным хребтом (Gebirge), скалами (Felsen) (4). Гора с пламенем “читается” как “горящая гора” (Flammen-berg), что означает маяк, сторожевой пост, пограничную заставу или сигнальные огни на горе. В русской геральдике и эмблематике гора, наоборот, не имеет канонизированного, строго определенного изображения. В городской геральдике горы изображаются крайне произвольно, натурально, в виде скал или холмов самой разнообразной конфигурации, и к тому же натуральным цветом — коричневым или реже — зеленым, серым, черным, что делает такие изображения невыразительными, неэмблематичными, бледными.
В конце XIX — начале XX века в мировой практике стал складываться еще один вид символического и эмблематического использования и употребления понятия “гора”, который был неизвестен классической геральдике.
Некоторые особо знаменитые и широко известные горы благодаря частому упоминанию их в прессе в связи с той или иной страной стали постепенно превращаться в неофициальные символы этих стран. Так, Монблан уже с конца XIX века воспринимался как олицетворение Швейцарии, Везувий — Италии, Этна — Сицилии. Фудзияма (гора Фудзи) после 1905 года в европейской прессе стала использоваться как один из символов Японии. После второй мировой войны Эверест (Джомолунгма), а иногда и Гималаи в целом символизировали Непал. Более того, характерные силуэты ряда известных гор позволили использовать эти географические объекты и в эмблематическом отношении. Так, силуэт Фудзи используется в различных значках, туристических плакатах, торговой рекламе Японии как своеобразная, запоминающаяся неофициальная или полуофициальная эмблема страны. В советской геральдике силуэты ряда гор были совершенно официально включены в гербы некоторых союзных республик: в герб Армении — Большой и Малый Арарат (эта эмблема остается и в новом гербе Республики Армении), в гербе Грузии — Казбек, в гербе Киргизии — Западный Аламедин, двойной пик которого, покрытый снегами, хорошо виден из столицы республики Бишкека. В частности гоа или холм изображен на гербе города Иркутска.

53. ГРАНАТ — плод гранатника, древневосточная эмблема жизни, известная финикийцам и от них распространившаяся по всему античному миру. Гранат (по-финикийски — риммон) был эмблемой Солнца, а отсюда и эмблемой жизни. Этот плод, который с уважением и почтением упоминается в древнейших религиозных книгах Востока, а также в Библии, позднее в греческих и латинских переводах стали называть яблоком, и это неправильное название перешло затем во все европейские языки, в том числе и в русский. Вот почему яблоком называют плод, который Парис присудил Афродите, плод, которым была в раю соблазнена Ева. “Яблоками” в скандинавской мифологии называют пищу богов, которая делала их бессмертными; наконец, яблоком называли императорскую, царскую и королевскую регалию— державу (шар с крестиком), которая символизировала власть монарха над жизнью своих подданных и давала право на обладание страной.



Эмлемы граната

Граната. Военная эмблема


Во всех этих случаях имелся в виду плод граната, который в своей африканской, бескосточковой, форме был известен древним египтянам, а затем коптам, роди ной которого были Вавилония, Ассирия и Древняя Палестина и чудесные свойства которого, целебность всех частей этого растения — его корней, коры, листьев, кожуры, косточек и, наконец, самого сока — были известны и производили сильное впечатление на древних вавилонян и египтян. Не удивительно, что это “божественное” дерево и его плод не только стали на ранней стадии развития человеческой культуры предметом поклонения, но и последующие поколения почти слепо и подчас преувеличенно приписывали гранату (яблоку) сверхъестественные свойства и потому копировали и его форму, и внешний вид для создания символов власти. Так, остатки цветка (ШИПОК) на верхней стороне плода граната дали повод изображать короны со времен средневековья не в виде головного кольца или налобной повязки (диадема), или античного венка, как это было в глубокой древности, особенно на Востоке, а в виде зазубренной шапочки без верха, то есть в полном соответствии
с шипком граната. Сам же плод дал, как уже говорилось, основание для создания такой регалии, как держава, или, по старой русской терминологии, “яблоко державное”. В старой геральдике гранат изображается всегда золотым, но иногда бывает и так называемый “гранат треснувший”, когда в центр окружности вписывается узкий эллипс, в котором видны красные зерна, причем их число и расположение геральдически установлено 1:2:3:3:2:1= 12 (дюжина) — число, символизирующее (означающее) с глубокой древности совершенство. В советской геральдике гранат не употреблялся именно в связи со всей предшествующей историей этой эмблемы. На этом же основании плод “безобидного” граната был исключен и из проекта герба Советского Азербайджана в 1931 году.

54. ГРУША (грушевая ветка с плодом, плод груши) — эмблема, принятая в германской, польской и русской геральдике. Означала добропорядочную службу (по гражданско-административной линии), использовалась для знаков, отмечающих “мирные” заслуги чиновничества, а также в городских гербах, где соответствовала понятию плодородия. В современной геральдике не употребляется

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.