Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

232. УЗЕЛ, УЗЛЫ . Изображение узла известно с древнейших времен и используется в эмблематике разных стран и народов. Но символическое значение узла исторически менялось. Задолго до появления алфавитов и начертательного, графического письма (письменности) узлы, узелки разного вида (и цвета) применялись в качестве тайных знаков передачи информации первобытными племенами.

Узел (орнаментальный узор) - Скандинавия

Бесконечный узел (буддийский) - Индия, Тибет

Узелковое (узловое) письмо до XVIII века использовалось племенами американских индейцев, а также в Перу (империи инков) в течение длительного времени. В этом виде "тайнописи" каждый узел, каждый по-иному завязанный шнур имел определенное, точное значение. Отсюда узел разного рода воспринимался как знак, метка, символ. Особенно сильно выраженное символическое значение узелковое письмо приобрело после появления письменности, когда тайный смысл узлового сочетания стал восприниматься как чародейная навязь, как знак или талисман, предохраняющий от болезни, опасности, злых чар. В античное время узловые символы (знаки) воспринимались либо буквально (количественно), как, например, ремень Дария I Гистаспа с 60 узлами, означавший, что его поход в Скифию займет 60 дней, либо символически-иносказательно, но также реально и логично, когда, например, узел рассматривали как символ сложности, запутанности обстоятельств, проблем, решать которые следовало именно в силу их запутанности только "хирургически", то есть путем войны, единовременного решительного действия - разрубания (Гордиев узел), а не путем постепенных и бесплодных попыток развязывания, не путем компромисса и разбора каких-то глубоких причин.
В эпоху средневековья узел приобрел значение магического, ритуального действия, которое совершали волхвы, чародеи, знахари. Появились сложные узловые сочетания из шнуров. Одни из них использовались как фигурные девизы, бэджи, другие - как символы "силы слова", заговора, материализованного в запутанном узле.
В конце концов из этих средневековых понятий узла возникли классические (символические) понятия узла как знаков сложности, единства или эмблем запутанности, тайны и запрета, или даже порой как эмблемы молчания или уничтожения. Это последнее значение узла трансформировалось уже в новое и новейшее время в жаргонных (тайных, профессиональных) "языках" различных социальных групп (в том числе и преступных) в понятия "завязать узел" или даже в глагол "завязать" со значением "закрыть", "завершить", "покончить с чем-либо" или "уничтожить".
В XVIII - XIX веках узел, называемый "кафинский узел", то есть генуэзский или крымский, применялся в ритуале русских масонов как символ неразрывного единства масонских кружков (лож). (См. Символика масонская.) В буддийской символике "бесконечный узел" - знак благополучия, единства всей материи и одновременно символ иллюзорности и переменчивости времени.
233. УКРАШЕНИЯ ГЕРБОВ . Это понятие объединяет некоторые вторичные, необязательные для гербов, но довольно часто употребляющиеся фигуры и другие украшения, расположенные вокруг щита и не имеющие самостоятельного значения при толковании гербов и гербовых фигур.
В то же время ряд внешних украшений присваивается как важный отличительный признак гербам титулованного дворянства с целью увеличить общие размеры герба по сравнению с обычными, сделать его заметнее, роскошнее, аттрактивнее. При этом нередко "гаснет", отходит в тень главный элемент герба - гербовый щит.
К числу украшений гербов титулованных особ принадлежат щитодержатели (начиная с барона), мантия (начиная с князей), сень (только для владетельных монархов), а также орденские ленты, ордена, орденские цепи, фигурные девизы и бэджи.
В русской геральдике мантия - обязательное украшение и важный признак княжеских гербов, а сень -императорского герба как государственного. Она применяется только в Большом и Среднем государственном гербе, но не в Малом.
К абсолютным украшениям гербов, не имеющим смыслового значения, относятся орнаментальное обрамление (оно имелось, кстати, в гербе бывшей Грузинской ССР), а также так называемые гербовые шаблоны, то есть одинаковые рамки, в которые могут вставляться щиты разных гербов гербовладельцев данного государства или страны. Такие шаблоны чрезвычайно характерны для польской и украинской геральдики, где гербы разных гербовладельцев обязательно вставляются (или обрамляются) в единый национальный шаблон - особый для польской шляхты и особый для украинской старшины. В немецкой и французской геральдике также имели место гербовые шаблоны, но их появление было связано с определенными эпохами в развитии искусств, с определенным изменением во вкусах, а их распространение и применение к гербам никогда не были обязательными и зависели только от желания гербовладельца. Таковы шаблоны, менявшиеся в эпоху барокко, рококо, маньеризма, бидермайера. Все они применялись определенной частью гербовладельцев лишь как дань моде своего времени, но никогда не были обязательны для применения, как это было в Польше и на Украине.
В русской геральдике, где дворянство рекрутировалось из самых различных национальных районов и стран, общие для всей империи шаблоны не могли возникнуть и прижиться как необходимый элемент, ибо ими нельзя было бы объединить слишком разнородные по составу и форме гербы. Однако попытки ввести шаблоны делались неоднократно, но всегда неудачно, и они никогда не выходили за пределы "книжной геральдики", за пределы "образцов", носивших характер эксперимента.
Так, шаблоны впервые были сделаны в 1672 году для гербов, помещенных в "Титулярнике" исключительно с целью украшения.
В 1730 году граф Франциск Санти сделал вторичную попытку предложить для русских гербов шаблоны, но и они остались в Герольдии. Наконец, в 1875 году барону Б. В. Кене удалось ввести в качестве обязательных гербовые шаблоны для русских территориальных гербов, шаблоны для уездных, губернских городов, губерний и областей, а также особо для портовых городов и промышленных центров, где применялись венки из злаков или ветвей различных растений в зависимости от географического положения того или иного города (дубовые, еловые, виноградные), перевитые различными орденскими лентами (как правило, андреевской - синей или александровской - красной) с включением в эти венки тех или иных характерных предметов: для промышленных городов - молот, для портовых - якорь. Эти шаблоны, крайне нехарактерные для русской геральдической системы изображений, носили аляповатый характер, подавляли и "глушили" гербы, включенные в подобные рамки, и делали их все одноликими. По наличию этих шаблонов можно безошибочно определить время основания (или дарования герба) тому или иному населенному пункту - это вторая половина XIX века, особенно 70-80-е годы.
234. УРАК - эмблема, узбекский вариант серпа. Изображался в государственном гербе УзССР. До 1978 года ему был придан серебряный (национальный) цвет, с 1978 года изображается золотым цветом, то есть унифицированным всесоюзным геральдическим цветом для главных государственных эмблем. Это несколько противоречит принципам национальной геральдики среднеазиатских народов, у которых серебряный цвет считается традиционно национальным и котируется выше золотого. (См. также статьи Луна и Серп, с. 249, 375).
235. УРНА - крупных размеров ваза, кувшин с двумя ручками и с широким, иногда почти не суживающимся горлышком, которая служила в Древнем Риме для следующих целей:

1. Факел, как эмблема благотворительности.

2. Фонарь(Путеводитель)

3. Светильник (светоч во мраке) - надежда.

4. Эмблема Сьера-Леоне, отражающая идею свободы

2. Факел (Просвещение)

  1. Как мера жидкостей. Стандартная урна установленных размеров содержала ровно половину амфоры; урны поменьше употреблялись для отмеривания жидкостей и .сыпучих тел.
  2. Урны использовались как сосуды для хранения воды и устанавливались на особом низком столе -урнариуме. Как хранилище воды урна рано стала использоваться в эмблематике как атрибут нимф (хранительниц источников) и аллегорических фигур,изображающих ту или иную реку. В этом значении наклоненная урна с вытекающей из нее водой использовалась особенно часто в эпоху классицизма (см. рис.).
В то же время урны другой формы - низкие, с расширяющимся горлышком и приближающиеся по своей форме к чаше - использовались для хранения пепла предков (праха мертвецов). Позднее, с появлением обычая зарывать урны на особых кладбищах, копию настоящих урн изготавливали из мрамора или бронзы и помещали как украшение на фронтоне домов, в нишах и т. д. Таким образом урна стала отождествляться со знаком памяти об умерших. В таком значении изображение урны или ее скульптурная имитация из камня и металла стали употребляться в западноевропейской, русской и затем советской эмблематике и в геральдике, а также в официальных торжественных надгробиях государственных и общественных деятелей, при массовых захоронениях лиц, погибших при исполнении служебного долга. Пример - Памятная доска с урной в честь лиц, погибших при взрыве в здании МК РКП (б) в Леонтьевском переулке в Москве 25 сентября 1919 г. (Памятник сохраняется и поныне, в здании расположено посольство Украины в Москве.)

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
знаки и символы 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.