Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

236.ФАКЕЛ (лат. facula - лучина и fax - свет, светильник). Вначале факелом служила лучина или ветка смолистого дерева (сосны), затем глиняная плошка с промасленным фитилем и, наконец, специальный витень из пеньки, пропитанный смолой и вставленный в металлическую оправу с деревянной рукояткой, то есть собственно факел.

1. Факел, как эмблема благотворительности.

2. Фонарь(Путеводитель)

3. Светильник (светоч во мраке) - надежда.

4. Эмблема Сьера-Леоне, отражающая идею свободы

2. Факел (Просвещение)

В силу такого своего происхождения факел рассматривался с древнейших времен, во-первых, как часть жертвенного огня (см. Огонь и Сосна) и, во-вторых, как источник света, символ света - светоч. В первом значении факел служил эмблемой памяти об умерших вплоть до конца XIX века и употреблялся как вещественный символ во время похоронных процессий. В этом значении в особо торжественных и исключительных случаях факел употребляется и в наше время, особенно в странах Западной Европы, в том числе в похоронных процессиях, посвященных выдающимся государственным деятелям (например, во время похорон У. Пальме в Швеции в 1986 г.).
С середины XIX века факел и как символ, и как эмблема все чаще употребляется во втором своем значении. Вначале использовался в основном словесный символ, сложилось выражение "светоч знания", то есть факел воспринимался как символ знания, просвещения. Затем, к концу XIX - началу XX века, появляется и эмблематическое изображение' факела на значках и печатях различных просветительных учреждений и даже благотворительных, воспитательных организаций, целью которых является вообще усовершенствование человека. В советской эмблематике начиная с 20-х годов и особенно после второй мировой войны факел стал использоваться исключительно как эмблема просвещения, образования, знаний. В этом качестве факел употребляется в издательских марках (например, издательство "Мысль"), обществом книголюбов, обществом "Знание" и другими общественными просветительными организациями, то есть служит эмблемой общественной, но не государственной.
В тех странах Восточной Европы, где глубоко укоренились католические и западноевропейские исторические традиции, например в Чехо-Словакии, факел как эмблема просвещения и знаний практически не употреблялся, ибо традиционно рассматривался как эмблема жертвенности и светлой памяти об умерших. Наоборот, в Югославии, где факел исторически всегда считался символом огня и восстания, шесть факелов (по числу союзных республик) составляли центральную фигуру государственного герба СФРЮ (см. Пламя). В молодых же странах, созданных после второй мировой войны вне Европы и потому не связанных ни с какими европейскими историческими традициями, факел в его современной трактовке - как эмблема просвещения -и даже в еще более высоком смысле - как эмблема прогресса - включен в государственные гербы (Сент-Люсия, Сьерра-Леоне) или вынесен на государственный флаг (Заир).
Чтобы подчеркнуть, что факел в этих случаях употребляется не в узковедомственном или общественном значении, а в высоком и переносном государственном смысле - как эмблема прогресса, изображение факела дается с держащей его рукой, а не изолированно и не в сочетании с неодушевленным предметом (атрибутом), например с книгой, как в эмблеме просвещения.
Чтобы еще четче и определеннее отличать и различать факел как эмблему знания и как эмблему прогресса, первый изображается с одноязыким пламенем, а второй - с многоязыким. Одноязыкое пламя, то есть спокойное, дает, как известно, ровный и ясный свет, в то время как факел, изображающий эмблему прогресса, то есть быстрого движения вперед, неизбежно приобретает "рваное пламя", что графически передается многими языками - от 6 до 12 (Сент-Люсия - 6, Сьерра-Леоне -9, Заир -12), но всегда кратным трем (классическое изображение пламени).
237. ФИГУРЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ. В геральдике естественными фигурами называются все те изображения, которые отражают явления и проявления всего многообразного мира природы. Естественные фигуры подразделяются на три основные группы: 1) космические предметы, планеты и стихии, явления природы; 2) живые существа; 3) растительный мир.
К первой группе относятся Солнце, Луна, планеты, земной шар, кометы, звезды, созвездия, стихии (огонь, вода, воздух, ветер), земля (утесы, холмы, горы), реки и озера, моря, океаны, экватор, тропики, Полярный круг, радуга, молния, град, облака.
Все эти явления, в том числе самые обширные (океаны) и самые абстрактные, невидимые (ветер), имеют тем не менее свое постоянное канонизированное геральдическое изображение (символический знак, эмблему или аллегорию), по которым они всегда могут быть безошибочно узнаны, идентифицированы.
Ко второй группе относятся все живые существа окружающего нас мира. Этот вид фигур встречался и все еще встречается в геральдике чаще всего, он наиболее хорошо и детально разработан в эмблематике за многие века ее существования и, как показывает практика последних десятилетий, непрерывно пополняется.
Человек и части его тела (рука, нога, ступни, голова, череп, глаза, кости, скелет). Человек может изображаться обнаженным, с набедренной повязкой -и в таком случае называется в геральдике ".диким* -либо в одежде, имеющей ярко выраженные черты военной униформы или национальных отличий. В XX веке в геральдике участились изображения женских фигур, которые были до того сравнительно редки да к тому же употреблялись исключительно в аллегорических изображениях. Ныне женские фигуры в качестве щитодержателей можно видеть в государственных гербах Ямайки, Новой Зеландии, Танзании, Замбии.
Хищные животные . На первом месте в этой группе стоят лев и леопард, а также другие кошачьи (барс, рысь, тигр, ягуар, пантера, пума). Четыре последних введены в эмблематику сравнительно недавно молодыми государствами Азии и Африки. Таким образом, число хищников в современной геральдике вовсе не уменьшилось, как нередко думают, а увеличилось. Однако их назначение несколько изменилось: они используются главным образом не как основные гербовые фигуры, а в качестве щитодержателей.
Кроме того, для геральдики остаются традиционными такие хищники, как медведь (бурый и белый), волк, лиса, куница, соболь, горностай.
Лесные животные - не хищники - лось, олень, лань, косуля, бобр, белка, кабан (в геральдике -вепрь), заяц - особенно характерны для европейской геральдики.
За последние 25-30 лет и эта группа животных была пополнена за счет того, что страны "третьего мира" внесли в свою национальную, а тем самым и в международную эмблематику изображения таких животных, как слон, зебра, кенгуру, броненосец, лама, различные виды антилоп.
Домашние животные . К ним относятся в эмблематике конь, овца, баран, ягненок, бык, вол, буйвол, козел, осел, корова, петух. Особое место среди домашних геральдических животных занимает собака (см. Пёс), которая изображается всегда с явными, подчеркнутыми признаками своей породы (лягавая, борзая, немецкая овчарка и т. д.) и непременно с ошейником.
Если же пес с явными признаками породы все же изображается без ошейника, то это либо ошибка, либо должно означать, что животное молодое, то есть щенок. Из домашних животных кошка изображается реже всего. В английской геральдике она служит эмблемой независимости, причем не в положительном, а в отрицательном смысле этого понятия, то есть эмблемой своеволия (женского). Она изображается обычно в профиль. При изображении кошки с выгнутой спиной она называется "испуганной" и служит эмблемой женского страха и трусости.
Все домашние животные для отличия от диких должны изображаться с признаками их принадлежности человеку: ошейником, уздечкой, сбруей, ярмом, колокольчиком на шее, бантиком (у кошки) и т. п.
Пернатые. В старой геральдике их круг был сравнительно ограничен: орел, сокол, сова, журавль (цапля), павлин, пеликан, голубь, ворон, лебедь. В современной геральдике (и особенно в эмблематике широкого общественного назначения) мы встречаем огромное разнообразие пернатых: появились буревестник, альбатрос, чайка, ястреб, бакланы, попугаи, ибис, венценосный журавль, страус, фламинго, райская птица, квезаль, причем часть из них - как главные Гербовые фигуры.
Пресмыкающиеся. Эта группа живых существ в традиционной геральдике была самой незначительной - она состояла из змеи и саламандры. Ныне, в XX веке, к ним добавились черепаха, жаба, крокодил.
Рыбы. В старой западноевропейской геральдике к рыбам относили ошибочно Левиафана (чудо-юдо рыба-кит) и дельфина, который часто выступал в роли обобщенного образа морского существа вообще. Из числа рыб, сохраняющих типичные черты своей породы в геральдическом изображении, в западноевропейской геральдике используются барвена, чебак, щука, треска и др.
Цветы (см.) - самая древняя группа растительных изображений в геральдике, но она продолжает пополняться новыми видами и поныне. В силу своей древности цветы в геральдике имеют не натурные, а подчеркнуто геральдические, стилизованные и условные изображения. Это относится в первую очередь к хризантеме, розе, лилии, лотосу. Из других цветов чаще употребляются репейник, гвоздика, нарцисс, колокольчик, ромашка, лютик, мак, тюльпан, ландыш и эдельвейс, а из вновь введенных в геральдику молодыми тропическими государствами следует отметить орхидеи и "викторию регию" (гигантскую водяную лилию), входящую ныне в герб Гайаны, для которой этот вид цветка является крайне специфичным. Экзотические цветы (типа мальвы) украшают и герб Непала. К цветам в геральдике относится и изображение коробочки хлопчатника, впервые введенное в середине 20-х годов в гербы советских среднеазиатских республик и Азербайджана. Их натурное изображение ныне, после того как хлопчатник как эмблема включен в гербы ряда зарубежных государств (Ангола, Пакистан, Танзания) , имеет некоторую тенденцию к стилизации, но пока еще не получило общепринятого во всех странах вида. Цветы в геральдике имеют условное изображение двоякого рода: старые геральдические цветы могут быть любого главного геральдического цвета - золотого (желтого), серебряного (белого), черного, красного или синего. Что касается "новых" цветов, обычно изображаемых натурно, общепринято, то цвет самого цветка должен быть резко отделен от стебля, из которого он исходит. Иными словами, цветок, в отличие от травы, должен быть изображен в геральдике непременно в два цвета - обычно это красный и зеленый или белый и зеленый. Именно в силу этого правила хлопчатник, кактус на мексиканском гербе и даже стручок красного перца относятся в геральдике к "цветам", то есть согласно не их ботаническим особенностям, а чисто эмблематическим и геральдическим.

238. ФИГУРЫ ИСКУССТВЕННЫЕ . Искусственными называются в геральдике и эмблематике все те неодушевленные предметы, которые созданы умом, талантом, руками и искусством человека и которые связаны с обслуживанием различных сторон деятельности людей, а также их быта.
Искусственные фигуры, следовательно, противополагаются естественным, природным как творения рук человека, как произведения, созданные им в процессе своего исторического развития. В силу этого искусственные фигуры подразделяются на ряд групп, которые наглядно указывают, что введение каждой такой группы предметов в число геральдических эмблем происходило в строго хронологическом порядке и эти группы занимали в старой геральдике точно такое же положение, как и их реальные хозяева в сословной иерархии.
-На первом месте в числе искусственных фигур классической геральдики стояли предметы монархической власти (регалии) и монархического быта (украшения, ювелы, ордена и т. д.).
Почти одновременно с предметами первой группы в геральдику стали включаться и предметы церковного обихода: посохи (отличительный знак духовной власти, эмблема пастыря), чаши (дискосы), кадила, панагии, митры (клобуки), четки и т. д.
-Чрезвычайно важное место, которое занимало военное дело в жизни как феодального, так и капиталистического общества, привело к преобладанию среди искусственных фигур разнообразного оружия, доспехов, боеприпасов, трофеев. Эта категория искусственных фигур пополнялась вплоть до середины XIX века.
-Немалое место в средневековой геральдике, а также в геральдике XVII-XVIII веков занимали предметы, связанные с охотой (соколиные уборы, охотничьи рожки, ягдташи, бичи, стремена, седла, стеки), а также охотничьи трофеи (бивни, клыки, шкуры, меха, рога).
Начиная с эпохи великих географических открытий в геральдике стало особенно престижным введение предметов, связанных с мореплаванием. Наряду с различными видами судов и плавательных средств (ладьи викингов, галеры, каравеллы, позднее -пароходы и различные виды военных судов, а также лодки, боты, гондолы, каноэ, пироги и т. д.) в геральдике были разработаны фигуры оснащенных и разоснащенных кораблей, введены изображения отдельных частей корабля (обычно носовой части, галионов) и корабельных принадлежностей (части такелажа, бухты канатов, кнехты, штурвал, весла, якоря, клотики), а также навигационные инструменты (компас, секстант, астролябия, подзорная труба).
-Видное общественное значение, которое приобрела уже с глубокой древности архитектура, особенно величественные постройки общественного характера (храмы, дворцы), отражавшие и символизировавшие могущество государства и церкви, не могло не отразиться на введении в геральдику архитектурных объектов. Помимо отдельных, выдающихся своим историческим значением сооружений в эмблематику и особенно в орнамент включаются и стилизованные (типичные) изображения башен, замков, крепостных стен и отдельные детали сооружений (колонны, капители, фронтоны, портики, ворота, двери, окна, решетки, розетки и т. д.).
-Особую категорию среди искусственных фигур составляют предметы, связанные с городским строительством и городской жизнью средневекового города, например ручные бабы, употребляемые для мощения улиц, колокола, ключи от городских ворот, лестницы, котлы для варки смолы, флюгеры и башенные часы, сторожевые колотушки,- все это присутствует в качестве почетных заслуженных знаков, свидетельствующих о древней истории, на гербах средневековых городов Европы.
В геральдике и эмблематике нашли отражение также мрачные стороны средневековой истории. В числе искусственных фигур небольшую группу составляют разнообразные орудия пыток и казни: дыбы, виселица, эшафот, колодки, колесо для четвертования, решетки с зубцами, различные клещи и щипцы, ремни для связывания, гвозди для распятия, топоры, плахи, одеяния грешников (санбенито и самарра), установленные инквизицией, и т. д.
Чаще всего эти предметы служили атрибутами, сопровождавшими аллегорические фигуры или изображения святых, мучеников или сцены из истории церкви. Именно с помощью этих предметов-атрибутов могли быть узнаны или идентифицированы то или иное лицо, та или иная страница его биографии (жития), то или иное событие в церковной истории. До сих пор эти атрибуты служат искусствоведам для толкования и определения сюжетов картин художников средневековья и эпохи Возрождения. В гербах же этот род фигур встречается гораздо реже (главным образом в монастырских гербах).
-Обособленную группу фигур составляют также музыкальные инструменты. К ним относятся свирель Пана (сиринкс), лира, арфа, гусли, волынка, валторна, различные трубы (от длинных альпийских до тромбонов), барабан, бубен, цимбалы. Этот классический набор сохранился до настоящего времени почти неизменным, если не считать введение в последние десятилетия в гербы африканских государств тамтама (Уганда). Но главное, существенное при этом в других возможных нововведениях не меняется: в геральдику включаются преимущественно духовые и ударные музыкальные инструменты, из струнных лишь лира, арфа и гусли (кантеле), которые в силу их древнейшего, языческого происхождения достались, так сказать, в наследство средневековой геральдике. Духовые и ударные инструменты получили преимущество в геральдике не случайно. Они не только удобны по своей форме для эмблематического изображения, но и оказались наиболее созвучны по содержанию геральдике как инструменты, дающие сильный, торжественный звук и используемые в военном деле и в военном быту как сигнальная, наступательная и парадная музыка. Поэтому они сохранили свое значение и место и в современной геральдике, в частности в советской, где лира, горн, барабан служат и геральдическими эмблемами, и вещественными атрибутами.
Средства транспорта (различные повозки, кареты, дилижансы, фургоны, кибитки, брички и т. п.) получили относительно скромное отражение в эмблематике, а тем более в геральдике. Так, например, только на гербе ЮАР мы можем до сего времени увидеть фургон, крытый холстом, на котором первые голландские переселенцы (буры) передвигались по Южной Африке. В современной эмблематике за последние 50-60 лет стали изредка использоваться изображения новых транспортных средств: паровозов, тепловозов, электровозов, скоростных поездов, автомобилей и самолетов. Из них только изображения самолетов, в том числе реактивных с изменяемой геометрией крыла, прижились в эмблематике довольно прочно. Однако изображения транспортных средств используются главным образом на значках или знаках отличия ведомственного характера. В официальную, государственную геральдику эти изображения не проникают.
Среди искусственных фигур, получивших распространение в эмблематике на рубеже средних веков и нового времени и имевших наибольшее употребение в эпоху домонополистического капитализма, обособленное место занимают предметы ремесла и торговли. Они использовались в первую очередь бюргерством и купечеством как цеховые и сословные или торговые (фирменные) знаки или эмблемы, а позднее превратились в торговые марки. Это - изображения предметов одежды (шуба, сюртук, шапки, шляпы, башлыки, халаты), обуви (сапоги, валенки, туфли), товаров (условно изображаемых в виде тюков, наполненных мешков), различных пищевых готовых изделий (баранки, буханки и караваи хлеба, калачи, крендели, окорока, колбасы, круги сыра, кружки с пенящимся пивом, бутылки и т. д.).
Эти эмблемы "третьего сословия" так и не поднялись практически до уровня геральдических эмблем (за редкими исключениями) и сохранились лишь в торговых марках и этикетках до наших дней. Их откровенно потребительский, приземленный характер настолько очевиден, что за всю историю своего развития они после кратковременного взлета в 50-60-е годы XIX века так и не смогли подняться выше лавочных вывесок.
Совершенно иную группу искусственных фигур составляют орудия труда, инструменты, которые весьма часто люди несведущие путают или смешивают с предыдущей группой (предметами ремесла) на том основании, что и орудия ремесла в свое время также выступали в качестве цеховых эмблем.
Однако как своим происхождением, так и своей исторической ролью и местом, занятым в мировой эмблематике и геральдике, орудия труда резко, принципиально отличаются от эмблем ремесленных изделий и товаров.
И это вполне понятно. Ведь орудия труда и средства производства - это основа, стержень, при помощи которого идет развитие прозводительных сил общества и тем самым самого общества. Исторически орудия труда и их использование в качестве символов и эмблем зародились весьма рано и получили развитие уже в доисторическое время и в первые века нашей эры, еще в рабовладельческом обществе. Но поскольку они были тесно связаны с самими тружениками, занимавшими бесправное положение (рабы, крепостные), то их вес, их общественный престиж был по вполне понятным причинам совершенно незначительным в эксплуататорских обществах.
Впервые, или по крайней мере впервые документально зафиксированные, изображения таких предметов, как молоток, зубило, пила, кирка, появились на деловых бумагах, на условиях сделки рабочих и ремесленников, которые, не умея написать свое имя, изображали вместо и его характерные орудия или инструменты своего ремесла, а рядом с этими изображениями нотариус или иное должностное лицо вписывали имя или прозвание кузнеца, каменщика или плотника и словесно заверяли его профессию. Со временем с развитием различных производств возросло и число орудий труда, становящихся эмблемами определенных профессий. Этот процесс пополнения эмблем труда не прервался и в наше время. Однако вместо современных орудий труда, превратившихся в сложные станки и машины и, как правило, утративших характерный силуэт, ставших похожими на ящики, кубы, параллелепипеды, цилиндры, а потому лишенных возможности четко маркировать ту или иную профессию, в современную геральдику стали вводить наиболее характерные детали машин и станков (шестеренку, челнок, уток, фрезу) или же специфические машины, как, например, отбойный молоток, бульдозер (эмблема строителей), подъемный кран, блок крюком (эмблема портовиков, грузчиков) и т. д. Что же касается орудий, связанных с ручным трудом (молоток, гаечный ключ, лопата, циркуль, кирка, серп), то они в настоящее время превратились из эмблем профессий в эмблемы, символизирующие целые отрасли промышленности или определенные отряды трудящихся (техники, плотники) и даже порой целые классы общества (рабочий класс, крестьянство).
И ч всех групп искусственных фигур только орудия труда остались и поныне активным элементом эмблематики и даже приобрели постепенно важное геральдическое значение, став в ряде случаев центральными, ставшими эмблемами государственных гербов, причем не только в социалистических странах (ср. гербы Австрии и Италии).
Таким образом, за всей категорией орудий труда, инструментов оказалось будущее. Они не только пережили все остальные 11 категорий искусственных фигур, не только оказались жизнеспособнее исторически, но и приобрели, как правило, высокое, а не узкоприкладное значение, выросли в своем чисто геральдическом качестве, поднявшись в геральдике на наивысший уровень. И это далеко не случайно. Это вполне закономерный результат исторического развития.
239. ФИГУРЫ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ. Фантастическими, или иногда воображаемыми, фигурами в геральдике называют мифические, небывалые, невероятные существа, являющиеся плодом вымысла, фантазии (воображения) человека (сказителя, поэта, древнего художника). Происхождение их связано с тем, что древний человек, желая изобразить символически или эмблематически какое-либо таинственное, непонятное для него, необъяснимое понятие или явление и не находя для этого соответствующего существа среди знакомой ему природы, выдумывал небывалые существа, чаще всего монстров, чудовищ, как правило, комбинируя в одном существе признаки нескольких (двух, трех и более) животных (человеко-конь, собако-орел, человеко-птице-бык, льво-орло-драконо-конь и т. д.). Этим существам давались особые, выдуманные специально для них названия.
Обычно источником фантастических фигур в геральдике является мифология (т. е. языческие формы религии), как античная, так и национальная (индийская, китайская, финикийская, персидская, германская, скандинавская), а если у какого-либо народа она отсутствует, то соответствующие образы черпаются из национального эпоса или народных сказок (как, например, из русских).
В соответствии с этим фантастические фигуры можно подразделить на классические (античные), западноевропейские, ориентальные (восточные, азиатские) и русские.
А. К классическим относятся:
а) Кентавр - полуконь-получеловек. Существо, воплощавшее неукротимое, грубое буйство (а также пьянство).
б) Гарпия - чудовище с девичьей головой и грудями, но с орлиными крыльями, когтями и хвостом. В античной мифологии злые и коварные богини вихря. Гарпия входит как эмблема в герб княжества Лихтенштейн.
в) Гидра - семиголовая змея, у которой по мере того, как ей отрубают одну голову, вырастает другая. Поскольку поражение этого чудовища было одним из подвигов Геракла, то право на введение гидры в герб имели лишь герои, особо отличившиеся в преодолении
трудных препятствий.
г) Пегас (см.) - крылатый конь, символ поэтического вдохновения. Результат античной переработки раннеязыческих (микенских, финикийских, этрусских) солнечных культов с их образами коней - возниц Солнца. Пегас как эмблема помещался в гербах поэтов,
сказителей, музыкантов и до сих пор используется как эмблема литературных обществ, журналов, альманахов.
д) Гиппокамп (Ихтиокентавр) - морской конь, второстепенное божество, прислуживающее морским богам (Посейдону, Нептуну), возившее Нептуна по морю (ив пучинах морских). Изображался в виде существа, передняя часть которого (голова, шея, грудь, передние
ноги) была конской, а остальное туловище - чрезвычайно длинным и состояло из средней рыбообразной части с плавниками и задней змееподобной. Гиппокамп был также античной переработкой коня - возницы Солнца, того второго "напарника" Пегаса, который перевозил Солнце ночью под водой океана на восточную часть небосвода, чтобы к утру оно взошло из моря на востоке вновь. В Греции как типично морской стране, состоящей из многочисленных островов, людям всегда казалось, что Солнце и всходит, и заходит в море, в океане.
В западноевропейской фантастике Гиппокамп, естественно, не прижился и исчез с исчезновением и разрушением античного мира.
е) Сирена - существо с головой и туловищем женщины, с руками и крыльями и с рыбьим хвостом. В античной мифологии - символ искушения, прельщения, коварства. Изображается всегда с атрибутами - зеркалом и гребнем, с длинными распущенными волосами.
ж) Тритон - человеко-рыба. Существо с головой рыбы.
е) Единорог - конь с выходящим из темени винтообразным бивнем нарвала и с бородкой. Изображался всегда стоящим на задних ногах. Служил эмблемой чистоты, непорочности и мужской чести, а потому охотно включался в гербы высшей знатью.
ж) Мелузина - морская русалка с верхней половиной тела женщины, оканчивавшегося вместо ног двумя длинными рыбьими хвостами, которые сама Мелузина обычно держала поднятыми в руках. Изображается всегда анфас, симметрично.
Хотя происхождение этой фигуры восточное, она также получила свое геральдическое распространение в Европе, став эмблемой ряда приморских городов (с изменением соответственно окраски волос и атрибутов). Так, например, Мелузина до сего времени служит эмблемой Палермо на Сицилии (и неофициально считается покровительницей сицилийской мафии).
з ) Пантель (Пантьер, Панфир) - чудовище, представляющее собой помесь льва (туловище, лапы и хвост), орла (орлиные когти) и дракона (из пасти и ноздрей испускается пламя), с конеподобной рогатой головой. Используется в германской геральдике.
и) Химеры . Эти чудовища, имевшие античное имя и происхождение, получили свой окончательный облик и употребление в эмблематике европейских стран (особенно во Франции, Италии, Англии) в эпоху средних веков. Они имели голову и грудь старой, безобразной женщины, туловище и лапы льва и хвост змеи, свернутый в клубок или изогнутый так, что Химера как бы кусала его. Их распущенные волосы были вздыблены, а не спускались плавно на плечи, как у сирен, мелузин и русалок.
Химеры употреблялись как атрибуты грехов, адских и демонических сил, антиподов благочестия, как эмблемы пороков и непотребства и в то же время в совокупности служили символами устрашения врагов. Вот почему химеры присутствуют и на башнях собора Парижской богоматери, и на некоторых древних башнях Кремля (Спасской, Никольской, Троицкой), возведенных итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти.
Античная Химера внешне выглядела иначе: она имела гриву и передние лапы льва, туловище и задние ноги козла и хвост дракона и обладала тремя головами - козлиной, львиной и змеиной. В новое время Химера стала служить символом (или олицетворением) чего-то чудовищно невероятного, а позднее стала более безобидным символом фантастически несбыточного (по мере того как люди забывали ее внешний вид, ее изображение и помнили смутно только ее общее значение как чего-то невозможного).
к) Гиппоцентавр - вариант античного Кентавра в западноевропейской католической обработке. Использовался в геральдике дворянства стран, находившихся на периферии немецких и австрийских имперских земель - в Семиградье, Польше, Лодомерии, Литве, Молдавии и др. в XV веке. Гиппоцентавры изображались в виде кентавров, человеческая половина которых представляла юношу (безбородое лицо) с длинными волосами, обернувшегося лицом к хвосту своей конской части и держащего в руках лук со стрелой и натянутой тетивой. Конская часть гиппоцентавров, в отличие от кентавров классической Греции, имела вместо хвоста из волос змею, в пасть которой и целился сам Гиппоцентавр.
В этой эмблеме сказался позднейший миф о Хироне - "культурном Кентавре", образованном, знавшем музыку, искусство врачевания и т. п., который, будучи ранен отравленной стрелой, упросил Зевса лишить его бессмертия, чтобы не испытывать мучений. В польской, литовской и галицийской эмблематике военной мелкой шляхты, испытывавшей порой давление с разных сторон, подобная эмблема должна была выражать идею самоотверженной гибели, самопожертвования как на войне, так и в большей степени в сложном клубке религиозно-политических и национальных противоречий Речи Посполитой.
В. Практически все фантастические чудовища имеют восточное происхождение, и большинство их попало и в античный мир, и в западноевропейскую геральдику именно с Востока. Но часть из них осталась только на Востоке и сохранила там свой особый внешний вид и особое значение. Именно такие фантастические фигуры мы признаем ныне специфически восточными, или ориентальными. К ним относятся:
а) Дракон (см.) в его первоначальном и коренном значении - фантастическая фигура китайской мифологии.
б) Гаруда - божественная птица древнеиндийской мифологии, играющая выдающуюся роль в буддизме, вследствие чего почитается практически всеми народами Юго-Восточной Азии (Индии, Индокитая, Индонезии, Бирмы). Носит наряду с основным названием Гаруда также другие - Гарутмант, Супарна. Это человеко-птица - божество*. Она, согласно представлениям древних индусов, достала божественный напиток "сома" с третьего неба и принесла его Индре и людям. Гаруда -друг могущественных божеств - Индры и Кришны и одновременно служит для Кришны и Вишну "транспортным средством", перенося этих богов на большие расстояния, в разные страны, возя их также в глубь небесного пространства. Изображение Гаруцы ныне является государственным гербом Таиланда (в своей наиболее древней, буддийской форме - с лицом человека и с его обнаженной грудью). Гаруда служит также главной, основной эмблемой государственного герба Индонезии (в своей современной форме - в виде крупной голенастой птицы с орлиными крыльями и головой). Гаруда, по всей видимости, является тем азиатским прообразом, на основе которого родились европейские легенды о птице Феникс; ее изображения, относящиеся к III-VII векам н. э., встречаются также у народов Центральной Азии, Алтая, Урала и Зауралья, находившихся в ту эпоху в сношениях с Индией.
В геральдике Гаруда изображается либо с красно-золотым опереньем, либо целиком золотой (современная версия).
в) Крылатый быке c головой бородатого человека и гривой льва - ассиро-вавилонские и позднее персидские изображения духов - охранителей царей и государства, соединявших в себе мудрость старцев с парением и быстротой орла, мужеством льва и силой и яростью быка. Эти эмблемы не вышли за пределы стран Древнего Востока, в основном Двуречья и империй Сассанидов и Ахеменидов.
г) Мелькарт - малоазийское (финикийское) божество, покровительствующее мореплаванию и охраняющее мореплавателей, изображалось в профиль в виде чудовища с головой, грудью и передними ногами коня и с туловищем, спинным плавником и хвостом рыбы, свернутым в спираль вовнутрь (морской конек). В средние века эта эмблема использовалась некоторыми городами Восточного Средиземноморья.
д) Сенмурв (см.) -крылатый пёс или четырехкрылый леопард - эмблема страстной верности и религиозной преданности, защитник веры, гарантия быстрой расправы с врагами веры. Изображался в виде декора (барельефов) на внешних стенах храмов у народов Малой Азии и Закавказья, в основном у грузин и армян, а также у маронитов Ливана. Сенмурвы охраняли вход в рай и в ад (т. е. на небо и в преисподнюю). Сенмурв использовался и в символике ислама, а также послужил, по всей вероятности, позднее основанием для изображения крылатого льва как символа евангелиста Марка, покровителя Венеции, где с раннего средневековья сложилась армянская колония. В настоящее время Сенмурв под названием священного крылатого барса введен в качестве основной эмблемы в герб Татарстана (1992 г.).
Г. Русские фантастические фигуры, возникшие в устной, сказочной, фольклорной традиции сравнительно поздно - в XV - XVII веках, по сути дела, являются русифицированными вариантами античных, византийских, восточных и западноевропейских чудовищ, сведения о которых проникали через паломников и монахов-книжников в народ. Обычно таким фантастическим чудовищам давалось русское прозвище, а в изобразительном искусстве изменялся частично их облик. Так, Ки-товрас - это крылатый, безбородый (юный) Кентавр, Змей Горыныч - Гидра или Линдвурм, но с тремя человекообразными головами; Жар-птица - Феникс; русалки - бескрылые сирены, а порой и бесхвостые, человекоподобные (особенно в украинском и белорусском фольклоре)**; птица Сирин - монстр с девичьей головой и грудью, но с крыльями, хвостом и лапами птицы - крайне близка античным гарпиям и символизировала ужасы соблазна, а также служила вещуньей, то есть стояла близко к силам ведовства. Наконец, птица Гама-юн, или райская птица, хотя и изображалась без лап и с длинными перьями хвоста, напоминавшими птицу Лиру, вероятнее всего, имела своим прообразом божественную птицу Гаруду. Козерог - козел с рыбьим хвостом - весьма напоминает Мелькарта. Производным от иностранных чудовищ является также Полкан - богатырь с песьей головой (в более ранних вариантах былин - Идолище Поганое, не зафиксированное, однако, в каком-либо изображении, а потому с неясным внешним обликом). Наконец, Баба-Яга, несмотря на ее как бы русские атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа, помело), имеет своим прообразом западноевропейских химер и ведьм средневековья.
Лишь две русские фантастические фигуры более своеобразны и являются прямым творчеством русских монастырских книжников XVII века. Это - Альконост и Зилант.
а) Альконост - это дева-птица с девичьей головой, руками и с птичьим туловищем, крыльями, хвостом и лапами. Она очень близка к Гаруде и Сирину по внешнему виду, но, в отличие от них, грудь у Альконоста не обнажена, а в руках она держит свиток и цветок, долженствующие выражать просвещение и процветание (знания и здоровье). Альконост, таким образом, добродетельная фантастическая фигура. Образ этот не народный, а созданный искусственно, как и его название,
монахами-книжниками. "Алько" по-гречески - крепость, сила, а "ностос" -возвращение. Таким образом, Альконост - возвращающий силу, придающий крепость, образ волшебного патрона, доброго покровителя ученых и знания. Название "Альконост" не случайно поэтому приняло в XIX - XX веках одно из дореволюционных издательств в России.
б) Зилант (в основе названия этой фантастической фигуры также лежит греческий корень selos, т. е.
гнев, негодование, кипение, зависть) - это драконоподобное существо с песьей головой, орлиной грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом фактически стало русским вариантом изображения дракона не в его восточном понимании, а в типично русском, как силы зла. Зилант получил в русской геральдике почти официальное прозвище "татарского дракона", ибо отличался от канонического изображения церковного дракона в Московском гербе (Георгий Победоносец, поражающий дракона). В дореволюционной русской геральдике Зилант с 1558 по 1917 год был официальной эмблемой вначале Казанского царства в составе России, затем эмблемой и гербом Казани и Казанской губернии. Под Казанью находится холм, носящий название Зилантовой горы. Он служит вещественной памятью об этой фантастической эмблеме русской геральдики.
В современной эмблематике фантастические фигуры практически не употребляются, за исключением городской геральдики, причем лишь для тех городов, которые обладают длительной традицией сохранения за собой фантастических эмблем. Современная же государственная эмблематика, даже в монархических государствах, старается обходиться без употребления фантастических фигур, за исключением тех случаев, когда такие эмблемы имеют историческое значение. Практически это касается лишь немногих европейских государств (Албания, Лихтенштейн).
Вместе с тем фантастические фигуры как эмблемы, а также как атрибуты аллегорий весьма часто встречаются не только в геральдике, но и в произведениях изобразительного искусства начиная с эпохи эллинизма и кончая второй половиной XIX века. Отсюда понятно, что знать их названия, отличать их друг от друга, определять из значение и "национальную" принадлежность весьма важно для каждого культурного человека, желающего не только получить достоверную информацию о значении и смысле того или иного произведения искусства (картины или скульптуры), но и понять общественный, классовый, социально-политический характер искусства в той или иной стране, в ту или иную эпоху, разобраться в идеологической направленности искусства, не говоря уж о том, что для искусствоведов, специалистов и историков характер изображения фантастических фигур, отклонения или ошибки в их облике могут служить важным индикатором при определении подлинности того или иного произведения, времени его создания и степени возможного влияния на него разных национальных элементов. Наконец, и художественная
литература прошлого, особенно эпическая поэзия, чрезвычайно часто использовала фантастические образы. Вот почему иметь представление о том, что скрывается за тем или иным названием чудовища, как оно выглядит, крайне важно для общего понимания литературного произведения, которое в противном случае окажется просто лишенным смысла, поскольку его термины останутся пустыми словами, а не наполненными конкретным содержанием образами.

* Голова, грудь (женская), руки, торс и ноги до колен - человечьи; клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) - птичьи, орлиные.
** В южнорусской и украинской традиции русалки - добрые или по крайней мере безвредные существа; в северорусской (новгородской) и восточнорусской - это, наоборот, коварные, опасные силы зла. Причина таких различий в смысле этих фантастических существ коренится в источнике, откуда русалки стали известны русскому населению Киевской и Новгородской Руси. В Киев они пришли из греческой мифологии, где играли роль речных нимф - веселых, добрых хранительниц чистоты источников, а в Новгород они пришли из финской и скандинавской мифологии, где играли роль коварных завлекательшщ рыбаков в морские и озерные пучины.

240. ФРИГИЙСКИЙ КОЛПАК (синонимы: фригийская шапочка, якобинская шапочка, "бонне руж" - bonnet rouge) - эмблема свободы. Как указывает само название, фригийский колпак (или шапочка) был головным убором фригийцев, народа, обитавшего в античные времена в северо-западной части Малой Азии, на побережье Мраморного моря. В древности такой колпак носили не только фригийцы, но и вообще все малоазийские греки, и поэтому подлинное изображение фригийского колпака сохранилось на монетах, в произведениях античного искусства и дошло, таким образом, до последующих поколений. Фригийский колпак представлял собой мягкую, кеглевидную, суживающуюся кверху шапочку с ниспадающей спереди, в сторону лба, почти свешивающейся макушкой и с такими же мягкими, покрывающими уши расширениями у нижнего края шапки. В средние века подобный колпак из грубой, некрашеной серой шерсти носили бедные люди в ряде средиземноморских стран Европы, в том числе и во Франции. Накануне французской революции 1789 года фригийский колпак был уже распространенным и обычным головным убором бедняков во всей Франции, а также в Северной Италии (Пьемонте) и в Королевстве Обеих Сицилии. Вместе с тем уже с 1788 года фригийский колпак, сделанный из ярко-красной (шарлаховой) шерстяной или вязаной материи, с сильно уменьшенными размерами, без наушников становится своего рода политическим знаком тех, кто стал составлять оппозицию монархии. Этот видоизмененный, чисто французский вариант фригийского колпака получил название после революции "бонне руж", то есть "красная шапочка", и вскоре стал своего рода партийным отличительным знаком, вещественным символом якобинцев, отчего фригийский колпак иногда называют также якобинской шапочкой. Однако такие вожди революции, как Робеспьер, Дантон и Сен-Жюст, никогда не надевали "бонне руж".
Как массовая политическая эмблема "бонне руж" становится буквально модной в Париже с 1792 года, когда в столицу возвращаются солдаты полка Люльена де Шатовье, сосланные на галерную каторгу за мятеж против короля. С этого момента революционные агитаторы, выступавшие на митингах, народных собраниях, в клубах, надевают "бонне руж" в знак своей приверженности революции. Во время народного возмущения в Париже 20 июня 1792 г., причиной которого был отказ Людовика XVI подписать все решения Конвента, короля заставили силой надеть "бонне руж" в знак того, что он был лишен монархической власти и уравнен в правах с народом.
"Бонне руж" носили главным образом мужчины, но в период наибольшего подъема революции 1792-1793 годов также и женщины. Именно к этому времени и относятся первые аллегорические изображения революционной Франции в виде молодой стройной женщины во фригийской шапочке и с развевающимися длинными волосами. Но эта аллегория в то время еще не имела собственного имени, не стала еще эмблемой Франции.
Между тем с 1793 года "бонне руж" была признана официальной эмблемой, ее изображение стало появляться на официальных документах, печатях, штемпелях, но после 9 термидора 1794 г. (контрреволюционного переворота) фригийская шапочка не только стала постепенно выходить из официального употребления, но и исчезла в быту; несколько попыток возродить моду на нее как на французский народный головной убор не дали никаких результатов - она не вязалась с пролагавшим себе в новой политической обстановке стилем "ампир", отражавшим громоздкую пышность наполео новской империи и последующей реставрации Бурбонов. Лишь с 1870 года, с установлением во Франции режима Третьей республики, ее официальным гербом стало изображение молодой женщины в "бонне руж" на голове. Этот герб - "Марианна с фригийской шапочкой", на котором стояли золотые латинские буквы RF, просуществовал во Франции до 20 июня 1940 г., то есть до дня бесславного разгрома ее фашистской Германией и позорного падения Третьей республики. Именно то, что Марианна оказалась тесно связанной с дискредитированным режимом Даладье - Лаваля - Петена, воспрепятствовало после второй мировой войны восстановлению прежнего герба Франции и обусловило отказ де Голля от всех эмблем прежнего режима, в том числе и от фригийского колпака, или "бонне руж". Де Голль был более склонен к восстановлению эмблемы галльского петуха и лотарингского креста - эмблемы эпохи Каролингов (X в.).
В то же время фригийская шапочка как эмблема включена в гербы ряда латиноамериканских государств, завоевавших независимость в первой половине XIX века и усвоивших "бонне руж" под влиянием французской буржуазной революции. Так, например, фригийская шапочка присутствует в гербах Аргентины, Сальвадора, Колумбии, Кубы, Никарагуа и на тыльной стороне государственного флага Парагвая.
Поскольку фригийская шапочка и "бонне руж" хотя и сходные, но исторически не вполне тождественные понятия, то в эмблематике эти тонкие различия находят отражение в разных видах изображения: фригийская шапочка в гербах Колумбии и Парагвая отличается от более аккуратной "бонне руж" на гербах Аргентины, Сальвадора, Никарагуа и Кубы, правительства которых при создании этих государств хотели более определенно подчеркнуть заимствование этой эмблемы непосредственно у французских революционеров. Особенно подчеркнутой аккуратностью отличается кубинский вариант этой эмблемы - здесь "бонне руж" снабжена белым кантиком и пятиконечной звездочкой, то есть максимально осовременена.
Фригийская шапочка в любой своей форме изображается обязательно в профиль, с поворотом своего ниспадающего верха в геральдически правую сторону. Она укрепляется либо на "палке", называемой в геральдике посохом и означающей правление (т. е. свобода находится на вершине правления), либо на вершине ликторского пучка и в этом случае означает, что свобода поддерживается законом и порядком.
Только в гербе Никарагуа "бонне руж" свободно парит, испуская лучи, что должно было в начале XIX века означать, что свобода в стране ничем не связана.
241. ФРУКТЫ (ПЛОДЫ) (см. Фигуры естественные, раздел Плоды, а также Виноград, Гранат, Груша, Малина, Яблоко)

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
ампир декор 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.