Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

249. ЧАКРА - солнечное колесо - древнеиндийский солнечный символ. Ныне применяется как национальный символ Индии на ее государственном флаге и гербе. Олицетворяет древность Индии, ее культуры и процветание страны в будущем. Чакра как солнечный знак, по сути дела,, знаменует собой рождение индийской культуры, покоящейся в значительной степени на мифологии.

Хризантема - мон императора (Япония). Символ богини Солнца - Аматерасу

Буддийская чакра (Сикким)

Индуисткая чакра (Индия)

Солнце по древним индуистским преданиям - это главное индийское божество - спало долго в океане, а затем, проснувшись, увидело юную, свежую, красивую утреннюю Зарю и, взяв ее себе в жены, вышло из океана и совершило путь по небосводу, а затем в течение ночи проделало такой же путь с другой стороны Земли и на следующее утро вновь вышло из океана, чтобы с этих пор изо дня в день вращаться колесом ежесуточно.
Так возник символ солнечного колеса - олицетворения света и жизни на Земле.
Солнце, следовательно, родилось из воды и вышло из нее. Поэтому вода считается индусами одним из символов жизни. Из воды родился и священный цветок Индии - лотос, который продолжает жить в воде и не может существовать без нее. Солнце и лотос, как два явления природы, порожденные водой, как общее явление природы и частное, возникшие в воде, соединились в чакру, в солнечное колесо, у которого 24 цветка лотоса составляют его спицы, соответствующие и олицетворяющие 24 часа суток. Чакра - солнечное колесо со спицами из лотоса - знак, символизирующий жизнь и процветание.
Индийская история не богата символами, абстрактными знаками. Чакра фактически единственный, если не считать свастики, тоже связанной с солнечным культом. В чакре, таким образом, сконцентрирован древнейший пласт индийской культуры. В дальнейшем все философские и религиозные представления индусов принимали форму мифологии и литературы и шли по линии максимального очеловечения божеств, придания их образам чрезвычайно конкретных черт людей, животных, фантастических чудищ, соединяющих в себе признаки человека и животных, но всегда живых существ с конкретными, вполне человеческими привычками, страстями и даже страстишками. Мышление в подобных "бытовых" категориях вовсе не способствовало у народов Индии созданию и культивированию в историческое время абстрактных знаков и понятий, символов. Вся религиозная символика лежала в области эмоционально-литературной интерпретации мифов, повествующих о поведении божеств. Вот почему за последние 2000 лет в Индии не возникло ни одного общенационального знака-символа.
В силу этого знак чакры, который был окончательно установлен как религиозно-государственный священный символ в период правления царя Ашоки в середине III века до н. э., на Третьем всебуддийском соборе в Паталипутре (ныне Патна в Бенгалии), фактически является единственным символическим знаком Индии за ее многотысячелетнюю историю.
Все это объясняет, почему индийское независимое государство, созданное в 1947 году, обратилось к чакре как к высшему национальному символу, который мог стать общегосударственным для всех народов страны. Во-первых, принималась в расчет чрезвычайная древность чакры. Ее возникновение приписывают Индре - богу-завоевателю арийских народов Индии, некогда верховному божеству индусов, позднее утратившему значение и уступившему место Брахме, Шиве и Вишну. Вот почему изображение чакры часто встречается в индийской религиозной скульптуре в виде ожерелья на шее Шивы, самого грозного из индуистских божеств. Следовательно, чакра говорит о преемственности в индийской истории и культуре, а это важно для символа современной самостоятельной Индии. Во-вторых, чакра была канонизирована царем Ашокой как знак, примиряющий, сближающий индуизм и буддизм, как некий наднациональный и межрелигиозный знак, объединяющий многочисленные и разнообразные народы Индии. А такое символическое значение также крайне ценно для современной Индии. В-третьих, число лучей чакры точно соответствует канонам международной классической геральдики (см. Лучи), так что чакра - достойный символ для великой страны с точки зрения ее международного престижа. В то же время число 24 многое говорит и индусам, воспринимается ими и как национальное, и как символическое. Дело в том, что по индийской мифологии имеются 8 миродержателей, на которых зиждется все мироздание. Чакра трижды повторяет своими лучами число 8, что как бы заверяет, что современное индийское государство будет втрое сильнее и могущественнее всех предыдущих, ибо опирается на национальные народные силы - этих лучших "миродержателей" страны.
Таким образом, чакра для индусов одновременно и важный исторический символ, и знак по-новому политически многозначительный, отражающий современные идеалы и принципы, на которых строится индийское государство.
250. ЧАША - небольшое и относительно неглубокое круглое блюдо на подставке. В русскую геральдику этот предмет попал из религиозного обихода, где он имел значение сосуда для жертвоприношения и символизировал жертвенник или гроб. В связи с этим изображение чаши постепенно стало обычным в разного рода надгробиях как знак памяти потомков об умерших. Чаша как эмблема получила распространение в основном в скульптуре в виде изваянной в камне или отлитой из бронзы (чугуна) чаши или в виде рельефного изображения (барельефа, горельефа) на лицевой стенке надгробия, памятника. В дореволюционной России чаша изображалась главным образом в надгробиях павшим воинам (офицерам, генералам). В период после февральской революции 1917 года и особенно после Октября 1917 года изображения чаши с огнем как замена креста часто стали воспроизводиться на временных (деревянные, гипсовые, глиняные чаши), так и постоянных массовых (братских) захоронениях жертв первой мировой войны и гражданской войны (1918-1922 гг.) и восприниматься как видимый разрыв с традиционным христианским религиозным символом - крестом.
В начале - середине 1918 года предлагалось даже включить изображение чаши с жертвенным огнем в герб РСФСР как знак памяти о жертвах революции. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов чаша с огнем стала применяться не только как символическое изображение памяти о погибших в войне в составе крупных архитектурных ансамблей (Пискаревское кладбище), но и как эмблема в малой пластике (значки) для обозначения Вечного огня.
Чаша как составной элемент входит в эмблему медицины: змея, изливающая свой яд в чашу, означает мудрость науки, приносимой как жертва (дар) на пользу человечества.

251. ЧЕРЕП И КОСТИ (нем. Totenkopf, Totenscha-del, англ, death head, фр. Tete de mort) - символ смерти. Применялся в различных целях, разными социальными и политическими группами в качестве своих эмблем и получал в разные исторические периоды различные значения при своей трактовке как эмблема.
а) Атрибут св. Иеронима (340-420 гг.), крупнейшего ученого-богослова, переводчика Библии на латинский язык. С XIV века считался эмблемой церковной учености, мудрости. В католическом изобразительном искусстве как атрибут череп сопутствовал также изображениям святых Франциска Ассизского, Франциска из Паулы, Петра Дамиани (XI в.) как ученых-богословов и аскетов, а также Марии Магдалины со значением бренности и суетности жизни человека, а у св. Олимпия - со значением мученичества (251 г.). Впоследствии, в XVII - XVIII веках, в Германии эмблема черепа стала включаться в гербы евангелических пасторов как своего рода "профессиональная".
б)Со второй половины XVII века и до наших дней - пиратский знак на судовых флагах, в XVIII веке - эмблема флага алжирских корсаров, а также условная пиратская метка ("черная метка") как напоминание о смерти изменникам (см. Веселый Роджер).
в)В XVIII - XIX веках - масонский знак "помни о смерти": предупреждение о необходимости строгости, несуетности, серьезности поведения, об осторожности и 1 неустрашимости перед самыми суровыми испытаниями.
г) В XVIII веке череп и кости или только изображение черепа в гербах, принадлежащих профессорам университетов, алхимикам, писателям-гуманистам, реформаторам, ученым разных специальностей, а также аббатам и пасторам, получившим дворянство,- как замена рыцарского шлема в навершии гербов. Это изображение играет в гербах роль аллегории бренности человеческого существования и всего земного в сравнении с бессмертием науки. Обозначается как Totenschadel.
д) В период гражданской войны в России в 1918- 1922 годах применялся как арматюра и эмблема знаков отличия (жетонов, орденов, медалей) рядом элитарных белогвардейских частей, имевших карательные функции, например корниловскими ударными полками, врангелевским Русским корпусом, бандами Булак-Балаховича и др.
е) "Мертвая голова" (Totenkopf). В германской символике фашизма с 1935 года знак введен для подразделений СС, ведающих концлагерями, как их эмблема (отменен для этих подразделений в 1943 г.). С 1940 года сделан особым знаком-эмблемой военных элитарных частей СС гитлеровской армии - дивизий "Мертвая голова".
ж) В 20-50-х годах XX в. применялся в СССР как технический знак предупреждения об опасности и носил официальное наименование "Смерть!". Наносился на столбы и опоры высокого напряжения, трансформаторные будки, на склады боеприпасов, на цистерны и бутыли со спиртом-денатуратом и метилом. С 70-х годов XX в. совершенно вышел из употребления в качестве предупредительного сигнала и стал заменяться графическим изображением "черепа с молнией" или просто двумя "молниями" с сопроводительными надписями: "Осторожно!", "Берегись!", "Берегись - убьет!", "Высокое напряжение", "Не влезай - убьет!", "Яд!".
з) Череп и кости - эмблема многих тайных или просто закрытых для посторонних, но предназначенных для узкого круга лиц обществ, имеющих то же название и носящих узкосословный, элитарный характер, в том числе и студенческих "землячеств" ("наций") в крупнейших университетах Европы и Америки. В частности, выпускники Йельского университета в США имеют тайное общество "Череп и кости", члены которого приносят клятву содействовать друг другу в продвижении по службе, в карьере. К числу членов этого общества принадлежит с 1948 года и бывший президент США Джордж Буш*.
и) Во второй половине XX века череп с дополнительными атрибутами (молния, крылья) стал применяться как эмблема различных "коммандос" и военизированных отрядов спецслужб США (см. рис. на с. 507).
252. ЧЕРЕПАХА. В представлении обычных людей в большинстве европейских стран (за исключением стран Средиземноморья) черепаха - олицетворение медлительности. В Африке, согласно фольклору и мифологии, черепаха - олицетворение мудрости. Эти же представления, проникшие с древнейших времен из африканского мира в Средиземноморье, разделяют жители Испании, Португалии, Сицилии (но не Северной Италии), Мальты. В основе первого представления лежит поверхностное, внешне бросающееся в глаза наблюдение, в основе второго - знакомство с привычками черепахи, длительное наблюдение за ее поведением и оценка ее совокупных качеств с точки зрения человека (осторожность, способность распознавать отравленную пищу, глубокое молчание, неторопливость, долголетие, невозмутимость) .
В ряде африканских стран черепахе приписываются также хитрость, умение ввести в заблуждение более сильного, но менее умного противника. В эмблематике африканских стран черепаха поэтому используется как эмблема положительных качеств, что необходимо учитывать европейцам.
В геральдике черепаха до самого последнего времени не использовалась ни как эмблема медлительности, ни как эмблема мудрости.
Но с 1978 года две стилизованные черепашки были включены в герб получивших независимость Соломоновых Островов (тихоокеанского государства в составе Содружества) в знак того, что эта страна долго занимала ведущее место в мире по торговле черепаховыми панцирями, а с 1979 года натурное изображение черепахи (шествующей вправо) было введено в герб Сейшельских Островов (африканского государства в Индийском океане) в знак того, что эта страна - единственное место в мире, где еще сохранилась гигантская слоновая черепаха.
Таким образом, в обоих случаях использование этих естественных фигур в современных гербах не связано ни с какой символикой, а носит характер информации, констатации фактического положения, что чрезвычайно типично для применения гербовых фигур в геральдике современных молодых государств: у некоторых из них герб служит своего рода вывеской, торговой или туристической.
253. ЧИНТАМАНИ - буддийский знак драгоценности, сокровища, волшебный камень, исполняющий желания. Н. К. Рерих хотел назвать этим именем международный знак охраны памятников культуры (см. Знак Рериха).

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
аматэрасу богиня 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.