Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

253. ШАБЛОНЫ ГЕРБОВ (см. Украшения гербов).
254. ШАМШИР И ЭДОЛЯТ - новый герб Исламской Республики Иран, фактически эмблема, являющаяся государственным гербом. Состоит, как и сложная эмблема серп и молот, из двух фигур - меча (шамшир) и весов (эдолят) и, следовательно, читается как "меч и весы". С точки зрения международной эмблематики шамшир и эдолят является, следовательно, совершенно "нормальной", классической эмблемой, означающей закон, справедливость, представленные двумя своими крайними проявлениями: карающей рукой и взвешенным, мудрым решением. Однако от этой классической европейской и международной эмблемы и составных частей закона иранский шамшир и эдолят отличается двумя характерными для него внешними чертами: во-первых, геральдические фигуры представлены в иранском гербе не в виде стилизованных или натуральных предметов, а в абстрактно-схематической форме условного знака; во-вторых, начертание этого знака таково, что он наряду со схематизированной эмблемой представляет собой так же и криптограмму известного исламского изречения "Нет бога, кроме Аллаха". Тем самым знаки шамшира и эдолята изображены до такой степени схематизи-рованно, что в них можно усмотреть также схематически упрощенное, условное изображение букв арабского шрифта.Таким образом достигается как бы высшая степень символизации основных (и наипростейших, элементарнейших) исламских истин, известных каждому, даже неграмотному мусульманину,- истины Корана (которым все начинается и все кончается и кроме которого для мусульманина ничего не существует) и истины исламского политического правления - карать или миловать лишь на основе Корана, невзирая на все иные доводы и обстоятельства. Абстрактное начертание герба еще более усиливает и подчеркивает догматически-мистический его характер. Это не обычный герб, а шифрованный знак-клеймо, священный, сакральный знак, которым отмечены лишь истинно правоверные - страна, государство, власть, учреждения и подданные.
Не случайно поэтому Иран отказался присоединиться к международному мусульманскому знаку МККК - Красному Полумесяцу - и сделал после революции под руководством Хомейни своим охранным медицинским шаком на войне шамшир и эдолят красного цвета.
Поскольку официальное изображение шамшира и эдолята должно наноситься красным цветом на белое поле, то это официальное изображение герба Ирана полностью совпадает с его международным знаком военной медсанслужбы. *
Это пока единственный в мире случай, когда знаком страны, признанным МККК, является изображение государственного герба. Ведь даже у Швейцарии этот знак имеет обратные цвета по сравнению с государственным гербом, а Швейцария как-никак страна - организатор и вдохновитель создания МККК.
255. ШАХТА (см. Постройки).
256.ШЕСТЕРНЯ - новый вид эмблемы, появившийся лишь в конце XIX века в своем современном значении. До этого, в XVIII - XIX веках, зубчатые колеса (но не современные шестерни) встречались изредка лишь в немецкой геральдике как говорящие эмблемы в гербах лиц, носивших фамилию Мельник (Мюллер), а после 1848 года - в городских гербах как эмблема фабрично-заводского производства. Собственно шестерня как гербовая эмблема появляется также впервые в германской геральдике и получает первоначальное распространение в странах немецкого языка - Германии, Австрии, Чехии, в Скандинавских странах и Финляндии, а также в Прибалтике, то есть всюду, куда со второй половины XIX века прочно проникает германское промышленное влияние или где обосновываются германские промышленные кадры - инженеры, механики, электрики. Показательно, что именно в силу профессионального престижа и высокого сословного положения германских инженеров в Европе шестерня не только получает международное распространение и признание как эмблема техники и промышленности уже в последней четверти XIX века, но и приобретает значение канонической эмблемы в родовой геральдике "немецкого мира". Наглядным примером этого может служить герб шведско-финского инженера Г. А. С. Санмарка, получившего дворянство в 1896 году и взявшего своим гербом черную шестерню в золотом поле*.
Чем же объясняется использование шестерни в качестве эмблемы промышленности и технического производства?
Шестерня, как известно, одно из двух зубчатых колес, а именно меньшее, посредством которых в машинах осуществляется передача заданного движения или вращательное движение преобразуется в поступательное. Таким образом, шестерня является неотъемлемой частью любого механическского станка, агрегата, машины и тем самым служит как бы символом машинного производства. Поскольку сами по себе машины крайне неэмблематичны, неудобны для изображения, то шестерня как непременная деталь любой машины является удобным "представителем" машинного (заводского, промышленного) производства. По своей форме, напоминающей колесо, она также весьма традиционна для эмблематики, где колесо в разных его видах - транспортное, штурвальное, колесо солнечное, колесо пыточное - использовалось на всем протяжении истории эмблематики и геральдики. И все же, несмотря на это, шестерня как механическое колесо, как эмблема промышленности с большим трудом пробила себе путь в государственную геральдику.
В нашей стране она впервые как эмблема наряду с молотом и наковальней появилась в листовке РСДРП(б) от 15 апреля 1918 г., а затем на протяжении 1918-1920 годов ее пытался ввести в государственный герб РСФСР С. В. Чехонин, но даже тогда это показалось многим слишком экстравагантным, и шестерня заняла несколько позднее более скромное место - на первых советских серебряных рублях в качестве атрибута промышленности к аллегории рабочего. Для геральдической эмблемы ее посчитали тогда слишком непонятной и невыразительной. Поэтому в 20-е и 30-е годы шестерня не вошла ни в один из гербов союзных республик СССР. Она была применена, однако, в качестве эмблемы в республиканских и в общесоюзном (1928 г.) орденах Трудового Красного Знамени, а в середине ЗОх годов шестерню как эмблему негербового ранга вносят в целый ряд советских значков, имеющих характер наградно-поощрительных знаков,- ГТО, Осоавиахим и др., где она служит эмблемой промышленности (индустриализации страны).
В послевоенные годы шестерню в СССР использовали также как эмблему промышленности в заводских марках и в эмблемах спортивных обществ, представлявших какой-либо промышленный коллектив, а иногда она придается и чисто сельским коллективам, по-видимому, учитывая нынешний высокий удельный вес в них механизаторов (см. эмблемы обществ "Урожай" и "Колос"). Однако в государственную геральдику шестерня в СССР так и не была включена как эмблема чисто производственная и техническая. Наоборот, в ряде стран Европы, Азии и Африки после второй мировой войны шестерня была включена в качестве одной из основных гербовых эмблем в государственные гербы (Болгария, Италия, Афганистан, Китай, МНР, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Ангола, Бенин, Эфиопия, Мадагаскар, Мозамбик, Кабо-Верде и Ботсвана). У последней даже три шестерни в гербе. Во всех указанных случаях шестерня является эмблемой индустриального развития и труда, то есть трактуется в самом высоком смысле, как и полагается для главных государственных эмблем. Даже на флаге МОТ (Международной организации труда) также красуется шестерня, что является международным признанием этой эмблемы как эмблемы труда. Шестерню нельзя считать социалистической эмблемой ни по происхождению, ни по применению в гербах. Это - эмблема, рожденная в эпоху машинного производства и второй половины XIX - начала XX века.
* Герб утвержден Герольдией финляндского рыцарства и дворянства. См. Finlands ridderskaps och adels Kalender 1983.- Helsingfors, 1983.- S. 4. В настоящее время им пользуются почти 20 членов клана Санмарка.

258. ШЛЯПА (нем. Hut, фр. chapeau, англ, hat, шв.batten) - головной убор,символизирующий в западно- европейской геральдике (особенно в католической) принадлежность гербовладельца к духовенству. В католической церкви черная, низкая, широкополая шляпа с плоской тульей служит эмблемой титулованного духовенства, так называемых "князей церкви" - аббатов, епископов, архиепископов, кардиналов. Для различения ранга церковного иерарха одинаковым изображениям шляпы придается соответствующее число кистей на шнурках, называемых этишкетом.

259. ШТАНДАРТ (лат. vexillum, нем. Banner, die Standarte, фр. etendard, шв. fana, укр. корогва) - вид знамени, выполняющий роль знак верховной власти. Штандарты (государственные) устанавливаются в конституционном порядке для высших представителей власти -монархов или президентов, выполняющих обязанности глав государств. Такие штандарты - личное знамя главы Государства и носят обычно наименование королевского или президентского штандарта. Они несут те эмблемы и те цвета, которые присвоены только главе государства.
Штандарты, как и все знамена, состоят из двух полотнищ - имеют лицевую и тыльную стороны, не совпадающие по эмблемам и общему виду. Общий у них только цвет, который, однако, не всегда повторяет цвета национального флага (например, Бельгия). Штандарты обычно одноцветны, имеют форму квадрата, а не прямоугольника, обшиты золотой или серебряной бахромой и имеют в центре эмблему или герб главы государства. Часто одноцветное поле штандарта обшивается каймой, имеющей цвета национального флага.
Штандарты могут иметь также девиз главы государства, который может либо быть общим для всех глав данного государства, либо меняться у каждого конкретного главы государства. У монархов штандарты имеют их вензеля по углам или бэджи.
260. ШТУРВАЛ (рулевое колесо, руль кормчего, кормило власти) - одна из древних эмблем, встречающаяся уже в раннее средневековье. Изображалась как колесо с ручками (двумя или несколькими) и означала эмблему руководства, управления. Эта эмблема и связанное с ней значение, несомненно, происходят от солнечного колеса как символа божественной власти (ручки -остатки, рудименты лучей) и лишь позднее стали соотноситься с рулевым колесом судна.
В классической геральдике эта эмблема встречалась довольно часто как в ее высоком, переносном значении, так и начиная с XVIII века в более прикладном - в гербах моряков и флотоводцев стран Западной и Южной Европы.
В наше время сравнительно редка. В государственной эмблематике означает мудрое государственное руководство (или верный государственный курс). Имеется лишь в гербах Шри-Ланки, Тринидада и Тобаго, поскольку большинство стран считает, что слишком самонадеянно определять свой собственный политический курс как мудрый или абсолютно правильный.
В городской геральдике ряда стран штурвал используется портовыми городами как эмблема судоходства и судостроения.
261. ШТЫК - эмблема, употреблявшаяся и бывшая особенно популярной в период между февральской и Октябрьской революциями 1917 года, а затем в годы гражданской войны 1918 - 1922 годов как выражение вооруженной мощи свободного народа. Штык как личное, солдатское оружие точно отражал тот исторический факт, что солдатские массы были составной частью народа, восставшего против самодержавия и совершившего революцию.
Поэтому изображения штыка (или винтовки со штыком) являлись составной частью в разного рода значках и медалях этого периода. Штык сочетался с саблей, были изображения двух скрещенных штыков или винтовок со штыками, штыка и молота, штыка и знамени и т. п. В связи с тем, что ни одна из военных эмблем не была включена в герб Советского государства (см. Меч), а также в связи с окончанием гражданской войны и демобилизацией армии, в результате чего солдатская прослойка в Советах перестала быть значительной и особой, влившись в число рабоче-крестьянских депутатов, штык как специфическая эмблема революционных солдатских масс утратил свое значение. Начиная с конца 20-х - начала 30-х годов штык как эмблема вошел в ряд оборонных значков.
Кроме того, как военная эмблема штык вошел в орденские знаки ордена Красного Знамени, а позднее - в другие военные ордена и медали, например, в медаль "За боевые заслуги", в орден Отечественной войны.
В зарубежной эмблематике штык, а точнее, винтовка с примкнутым штыком используется в основном в геральдике латиноамериканских стран, причем не как самостоятельная, отдельная эмблема, а в составе трофеев.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология
Список тегов:
орден красное знамя 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.