Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Синявский А. Иван-дурак: очерк русской народной веры

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Когда я работал над этой темой, меня поддерживали воспоминания о моих старых
друзьях, осужденных за христианскую веру. Я познакомился и сошелся с ними в лагере. Все
они принадлежали к сектам или церквам разных толков и направлений. Настала пора назвать
некоторых из них по имени.
Дедушку Мину (он просил именовать его «дедушкой», а не «отцом») я мысленно на-
зывал — «Солнышко»: от его лица всегда излучалась, как сияние, добрая улыбка. Он воз-
главлял группу «бегунов», или «скрытников», или, как они сами себя аттестуют, — истинно
православных христиан-странников. Они скрывались в подвале большого дома, где Мина
устроил своего рода монастырь и духовную школу для девушек-монахинь. Их выследили,
извлекли оттуда вместе с книгами и осудили как «особо опасных государственных преступ-
ников». Книги были изданы — самое позднее — в конце прошлого века, но рассматривались
на суде как антисоветская пропаганда. Имя «антихрист» советская власть почему-то приняла
на свой счет. Разумеется, никакой политикой наши бегуны не занимались. Они просто отда-
лились от мира, захваченного «антихристом триста лет тому назад…»
После ареста Мины девушек-монахинь подвергли унизительному освидетельствова-
нию. И хотя все они оказались девственницами, следователь КГБ, который вел дело, ре-
шил — для советской печати — подобрать материал. Сделали фотографии девушек — ду-
ховных дочерей Мины, а затем призвали фотографа соорудить монтаж. Старца перед аппа-
ратом хотели привязать к стулу, и следователь начал подвешивать к его одежде портреты
девушек: дескать, старый развратник в окружении гарема. Мина сперва терпел, а потом ска-
зал следователю: «Точно так же, как вы теперь навешиваете на меня фотографии, — ваша
дочь будет вешаться на первых встречных мужчин!» Следователь смутился и отменил фото-
графирование…
Как-то, зайдя в барак к дедушке Мине, я нашел его глубоко опечаленным, он чуть не
плакал. Только что передали по радио о смерти Ворошилова. Лагерники злорадствовали:
умер старый палач.
— Чего же тут расстраиваться? — удивился я слезам старика. — Ведь этот Вороши-
лов столько зла причинил… И вам тоже…
— Да ведь его душа сейчас прямо в ад идет! — сказал он в безмерной тоске, не пере-
ставая, впрочем, ласково улыбаться.
Само правительство тогда не слишком сокрушалось о смерти бывшего маршала и со-
ветского президента: Ворошилов свое отжил. И, быть может, во всей стране искренне его
пожалел один дедушка Мина… Он словно физически видел последний загробный путь по-
гибшей души и ее оплакивал. «Любите врагов ваших», «молитесь за обижающих вас»…
Перед своим освобождением (в конце 60-х гг.) дедушка Мина намекнул мне, что не
доедет до места назначения и надзора, а исчезнет по дороге. То есть — снова уйдет в подпо-
лье. Так оно и случилось. Очевидно, кто-то из единоверцев перехватил его по пути и помог
скрыться. Мне говорили тогда, что отец Мина руководит всей раскиданной по России церко-
вью бегунов-странников.
С Владимиром Андреевичем Шелковым — главой адвентистов — я познакомился в
1966 г. Полное и точное название этой церкви: Адвентисты Седьмого дня (Верного остатка).
Слово адвентисты — от латинского «adventus» (пришествие) — предполагает Второе прише-
ствие Иисуса Христа, которого недолго ждать. Седьмой день — суббота, почитаемая адвен-
тистами вместо воскресного дня, в согласии с Ветхим Заветом. А Верный остаток («только
остаток его обратится», Исайя, 10:22) — ветвь адвентизма, появившаяся уже в советскую по-
ру в результате раскола этой церкви и отказа части («остатка») адвентистов регистрировать-
ся у государства и служить в армии.
Адвентизм возник в Америке в 30-е гг. XIX века. В конце столетия проник в Россию и
в наше время получил довольно широкое распространение. Это рационалистическая вера
214
протестантского толка, в основе ее — учение о близком конце света. В Библии, учат адвен-
тисты, предсказаны все важнейшие этапы мировой истории, возникновение и падение
царств, преемственная последовательность исторических событий и даже отдельные хроно-
логические даты. Точные выкладки, подсчеты в области истории и хронологии, включая но-
вое время, — пафос адвентизма. Католический Рим для адвентистов, православие и вообще
христианство, связавшее себя с властью государства, — это царство антихриста.
В беседах с Владимиром Андреевичем меня всегда поражал удаленный (словно рас-
считанный свыше) взгляд на вещи. «Мы живем в пальцах истукана!» — говорил он мне в
объяснение, почему мировая история видна нам сейчас, под конец, как с птичьего полета.
Удаленность во времени, как я понял, способствует прояснению действия подобно тому, как
становятся дальнозоркими к старости и толща времени служит увеличительным стеклом,
фиксируя в поле нашего зрения древнюю Иудею, Египет, Вавилон, Персию, более нам оче-
видные, чем если бы мы смотрели на эти события вблизи.
К моменту нашего знакомства Шелков отбывал уже третий срок тюремного заключе-
ния. Спокойный стройный старик, он был знатоком Библии и всей христианской истории,
словно сам прошел по этим путям с первого ареста в 1931 году. Он прочел мне, хоронясь ве-
черами по лагерным, вытоптанным по снегу дорожкам, громадный курс лекций на эту те-
му — по адвентистской канве.
Что же до его нравственного облика — довольно одного эпизода: в 1946 г. Шелков за
веру был приговорен к расстрелу и в камере смертников провел 55 дней, каждый час, в осо-
бенности ночью, ожидая исполнения казни; так вот тогда он сказал себе: «Господь устраняет
меня из любви ко мне — чтобы я лишнего не нагрешил». Как подобает христианину, пра-
ведник считал себя грешником.
Адвентисты не признают загробного существования души, но верят в воскресение
мертвых. После смерти, полагают они, душа человека засыпает, с тем чтобы проснуться в
день Страшного Суда. По этому поводу в лагере среди верующих разных направлений ве-
лись напряженные споры по текстам Св. Писания. В частности, преткновением служит еван-
гельский эпизод с прощенным разбойником, которому Иисус сказал на кресте: «истинно го-
ворю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лука, 23:24). Это служит одним из доказа-
тельств посмертной немедленной жизни. Адвентисты возражают: в каноническом тексте, го-
ворят они, неправильно поставлены знаки препинания — это дело позднейшего времени.
Правильно читать эту фразу по-другому, с иным расположением знаков: «истинно говорю
тебе ныне же: будешь со Мною в раю». Итак, пребывание в раю переносится в будущее — ко
дню Воскресения мертвых. Это не пустая схоластика. От одной буквы, от одной запятой, бы-
вает, зависит решение посмертной судьбы человека, а иногда — толкование всей мировой
истории…
Шелков освободился в 1968-ом году и тотчас ушел в подполье. К этому сроку он про-
вел в тюрьмах, в общей сложности, двадцать три года. В 1978-ом году его вновь обнаружили,
арестовали и приговорили к пяти годам заключения. Ему было тогда 83 года. Вскоре он
умер…
Иной поворот христианской веры являют — Пятидесятники. Они исповедуют креще-
ние Святым Духом, который, как некогда на апостолов, сходит на души молящихся и науча-
ет их иным языкам, в том числе языкам ангельским, что и служит зароком свершившегося
крещения. Пятидесятничество — западного происхождения церковь — сближается в ряде
моментов с мистическими русскими сектами (нисхождение Духа, пророчества, молитвы на
иных языках). Сколько раз им Господь открывал предателей-провокаторов в молитвенном
собрании, предстоящую облаву, повальный обыск! «А то ли еще будет, когда начнем по воз-
духу летать в назидание!» — сказал мне один из них, предрекая и другие события.
Когда я однажды, смущаясь, спросил друзей-пятидесятников, нельзя ли и мне присут-
ствовать при молитве «на иных языках», чтобы самому услышать, как это бывает, — они, к
моему удивлению, охотно согласились. Меня повели в баню, где один пятидесятник работал
истопником и, значит, в пустое время мог использовать помещение в качестве молельного
215
места. Нас было трое тогда — два пятидесятника и я. Мы заперлись в бане и встали на коле-
ни на мокрый каменный пол. К моему облегчению, все началось с простой обычной молитвы
на русском языке — «Отче наш». Как вдруг один молящийся, а вскоре и другой, стоящие на
коленях по обеим сторонам от меня, перешли на неизвестный язык. Это было плавно, спо-
койно, без тени экстаза или истерики — переход на другой язык. Точнее сказать, это были
разные, не согласованные между собой языки — первый из каких-то европейских, северных,
а второй, напоминающий восточные наречия. Они сами не знали, на каких языках молились,
и мне было стыдно за это мысленное мое вторжение филологии в чистую мистику: я — при-
слушивался. Что это — глоссолалия? абракадабра? бессвязный набор звуков, принимаемых
за ангельские? поэтическая заумь? К сожалению, я не лингвист. Единственное, что мне по-
счастливилось уловить, — что это была структура, гармонический язык — возможно, ан-
гельский, возможно, — я не знаю какой. Но речь значительная, осмысленная, и речь — по-
следняя…
Мне хотелось встать и уйти. Мне казалось, молнии, мощные электрические разряды,
идущие по двум громоотводам, бьющие в каменный пол бани, в полметре от меня — справа
и слева, того и гляди настигнут и поразят меня в темя тем же прекрасным, кощунственным
нисхождением речи, на которую я не сподобился, которой пренебрег…
А они возглашали, они говорили всему миру — сразу на всех языках, — что значит
общение с Богом в условиях застенка…
С преемственностью православной религии и христианской культуры мне довелось
познакомиться опять-таки в лагере — там, где Святое Писание находится под запретом и пе-
реписывается от руки. При каждом очередном обыске эти листочки изымают, а они снова
появляются и расходятся по зоне… На закате, на рассвете (или пока не рассвело) за камен-
ной баней, за длинной дощатой уборной, стоят на коленях люди — лицом к запретке, к про-
волоке, к забору, к вольному полю. Пройдет надзиратель — разгонит, пригрозит. Но, смот-
ришь, опять, за сортиром кто-то стоит и молится…
Вскоре после того как меня привезли, вечером, за час до отбоя, подошел ко мне чело-
век и спросил осторожно, не хочу ли я послушать чтение Апокалипсиса. Он повел меня в ко-
чегарку, где легче было укрыться от глаз доносчиков и начальства. Там, в полутемной, по-
хожей на пещеру норе, уже собрались и жались по углам, на корточках, какие-то люди, и я
подумал, что сейчас достанут книгу, либо список из-под бушлата, но я ошибся. В красных
отблесках печки встал человек и начал читать Апокалипсис — на память, наизусть, слово в
слово. Когда он умолк, кочегар, который был здесь хозяином, пожилой мужик, сказал: «А
теперь продолжай ты, Федор!» И встал Федор и читал на память следующие главы. Дальше
был пропуск, потому что знавший продолжение ушел работать в ночную смену. «Ну, он от-
дельно прочтет, в другой раз», — сказал кочегар и вызвал Петра. И тут я понял, что основ-
ные тексты Священного Писания распределены между этими зеками, простыми мужиками,
сидевшими в лагере по 10, 15, 20 лет. Они знали наизусть эти тексты и, встречаясь тайком,
время от времени повторяли, чтобы не забыть.
Вся эта странная сцена напомнила мне тогда роман американского фантаста Рея Брэд-
бери — «451° по Фаренгейту». 451° — температура, при которой горит бумага. А в романе
Брэдбери изображается будущее «идеальное» государство, где все нормализовано и поэтому
запрещены книги и бумага, запрещено читать и писать. Книги, когда их находят при обыске,
и лица, владевшие книгами, предаются огню. Но в конце романа рассказывается, что где-то
за чертою города, в пещерах, по ночам все еще собираются люди, и один говорит: «Я —
Шекспир», а другой: «Я — Данте», или что-нибудь в этом роде. И это означает, что один
что-то помнит наизусть и читает из Шекспира, другой — из Гете, третий — из Данте…
Мужики-лагерники в кочегарке с таким же успехом могли бы сказать о себе. Один:
«Я — Апокалипсис, глава 22-ая». Другой: «А я — Евангелие от Матфея». И так далее, по эс-
тафете, кто сколько помнит. И это была культура в ее преемственности, в ее изначальной су-
ти, продолжающая существовать на самом низком, подземном, первобытном уровне. По це-
почке. Из уст в уста. Из рук в руки. От поколения к поколению. Из лагеря в лагерь. Но это и

есть культура, может быть, в одном из чистейших своих и высочайших проявлений. И если
бы подобных людей и такой эстафеты не было на свете, жизнь человека на земле потеряла
бы смысл.


Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.