Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Березин И. Краткая история экономического развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Перевернись весь свет вверх дном, Лишь здесь по-старому пускай все остается.

Гете

Немного хронологии

Хлодвиг — король франков, инициатор “Салической правды” (480—515). Походы Велизария опустошили западное Средиземноморье (510—540). Начало шелкопрядения в Византии (533). Деятельность Магомета на Востоке и Папы Григория Великого на Западе (590—610). Дагобер (623—639) — король всех франков, основатель ярмарки в Сен-Дени. Карл Мартелл — король франков. Первое столкновение с арабами (720—740). Церковные реформы, введение десятины (745—760). Карл Великий — король всех франков и Император Запада, введение личной присяги, христианизация Запада (771—814). Харун аль Рашид. Исламизация Востока. Переворот Обадии в Хазарии (810). Купцы-рахдониты ведут торговые операции на территории от Китая до Прованса по Великому шелковому пути. Норманны взяли Париж (845). Первая франко-германская война (850). Рюрик на Руси. Папа Николай Великий (858— 867) сформулировал доктрину папской теократии. Песах подчинил русое. Игорь убит древлянами. Княгиня Ольга консолидирует власть. Разгром Хазарии Олегом (940—965). Деятельность Гуго Капета (960—996). Крещение Руси Владимиром. Крещение Венгрии, Исландии, Швеции (988—1000). Викинги достигли берегов Северной Америки (985—999). Арабы захватили Испанию (1000—1030). Норманны захватывают Южную Италию, Англию (1050—1090). Папа Григорий VII (1073—1085) — ужесточение целибата и борьба с симонией. Подчинение светских владык, церковным. Император Генрих IV. Начало крестовых походов при Урбане И (1097—99). Владимир Мономах. Давид Строитель и Тамара (117—1210). Темучжин создает государство в Великой степи. Константинополь разграблен в ходе IV крестового похода (1204). Деятельность Иннокентия III (1198—1216) — отлучения, буллы, послания, легаты, борьба с альбигойцами и катарами, основание нищенствующих орденов — францисканцев и доминиканцев, четвертый Латеранский собор, тайна исповеди, введение гетто для евреев и особой одежды. Разгром Киевской Руси монголами (1225—1240). Папство Иннокентия IV (1243—1254) — инквизиция свирепствует. Александр Невский и внук Батыя побратимы. Крестовый поход против монголов и русских. Севилья и Кадис взяты кастильцами. "Ад" Данте (1300). Обращение Орды в мусульманство (1312). Начало агонии Византии. Папа Иоанн XXII (1316—1334) выступил в защиту тезиса о божественном происхождении права собственности против спиритуалов во главе с Уильямом Оккамом и мистиков Майстера Экхарта. Чума в Европе (1324 и 1342—48). Начало Столетней войны. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Резня в Орде (1335—1365). Создание Османской империи. Куликовская битва (1380). Польско-литовская уния (1385—1412). Сергий Радонежский мирит Москву и Рязань. Грюнвальд. Разгром Тевтонского ордена (1410). Тимур. Взятие Дели, Дамаска, Багдада, Грузии, Крыма (1370—1410).

Катастрофа V—VI веков

Население Средиземноморья в результате опустошительных походов византийского полководца Велизария, как обычно сопровождавшихся вспышками эпидемий, голодом в результате уничтожения посевов и запасов продовольствия, сократилось более чем в два раза —с 55 до 27 млн. человек, а по некоторым наиболее пессимистичным оценкам даже до 18 млн. человек.

Военно-политические бедствия усугублялись ухудшением климатических условий в Европе — VI век оказался относительно холодным. Упала урожайность зерновых. Существенно сократилось поголовье скота. Это привело к неблагоприятным изменениям в структуре питания жителей распавшейся империи. В пищу стали использоваться дикие травы, коренья, кора деревьев.

Долговременное ухудшение структуры питания, а также санитарно-гигиенических условий привело к неблагоприятным качественным изменениям населения. Сократилась средняя ожидаемая продолжительность жизни. В первую очередь, из-за возросшей детской и младенческой смертности. Существенно снизились физические параметры людей — масса тела у средневековых мужчин редко превышала 100 фунтов (около 45 кг), рост — 4,5 футов (142 см). Параметры женщин были на 10% меньше.

Речь, конечно, идет о средних значениях. Велизарий при росте менее 4 футов весил менее 100 фунтов, а Карл Великий был ростом около 7 футов, а весил 200—250 фунтов.

Ситуация стабилизируется в VII—VIII веках. Но это застойная стабилизация. Численность населения колеблется в пределах 30—35 млн. человек. В этот период города утрачивают свое экономическое значение. Даже ремесленники переселяются в деревни, которые на несколько столетий станут основным типом поселений в Европе.

Обычно деревня насчитывала от 10 до 30 дворов (50— 300 жителей), хутор — 1—5 дворов (10—30 жителей). Доля же собственно городского населения падает до 3—7%.

Торговля чахнет из-за непрекращающегося разбоя на дорогах и все сильнее натурализирующегося хозяйственного уклада. Патриархальная семья практически разрушена, и ей на смену приходит так называемый христианский брак.

Христианский брак

Христианская семья состоит из супружеской пары с детьми и может включать других близких родственников, не состоящих в браке — всего от 4 до 10 человек. Допускается семья, состоящая из вдовы и ее детей. А вот повторные браки не одобряются. Главой семьи, как правило, является мужчина. Власть главы семьи, все еще значительная, существенно ограничена церковными нормами (таинство брака), традициями (приданное) и феодальными правами (например, право первой ночи). Так, например, в тех регионах, где вступление в брак без родительского согласия считалось недействительным, родитель, как правило, не имел права совершенно лишить своего ребенка наследства (приданного). И наоборот.

Рождаемость в средние века была очень высокой. Женщина от 15 до 40 лет рожала 12—15 раз с интервалом в 1,5—2 года. Техника предохранения от беременности и аборты были преданы церковной анафеме и частично забыты. Деревенские акушерки шельмовались как ведьмы.

Хотя имущественной правоспособности люди в средние века достигали относительно поздно, например, мужчины в Византии — только в 25 лет, брак можно было заключать достаточно рано: мальчикам — в 14—15 лет, девочкам — в 13—14 лет. В отдельных случаях католическая церковь освящала даже браки двенадцатилетних. Из числа брачных партнеров исключались родственники до 6 колена, крестники, сводные братья и сестры. Поэтому искать супругу своему сыну крестьянину зачастую приходилось достаточно далеко от места постоянного проживания. Это способствовало развитию межпоселенческих контактов, а точнее говоря, препятствовало их окончательному прекращению и полнейшей натурализации хозяйственной и общественной жизни.

“Темные” века

Период с начала VI до середины VIII века часто именуют “темными” веками. Отчасти потому, что об этом периоде сохранилось относительно мало достоверных сведений, отчасти потому, что время это действительно было мрачным.

В “темные” века происходит деградация ремесел, деспециализация и натурализация хозяйства. Основные культуры — рожь, пшеница, овес, ячмень, бобовые, лен. Многие трудовые навыки, а также технологии и орудия труда, например ветряные и водяные мельницы, механические пилы, оказываются утраченными. Вновь возрождены они будут лишь спустя 500—1000 лет.

Кулачное право

Крушение Западной Римской империи привело к дезорганизации административного устройства Западной Европы. Осевшие в ее границах варварские племена имели значительно меньший уровень организации хозяйственной деятельности нежели римляне. Племенные вожди, военные предводители (герцоги) и дружинники захватили значительную часть пахотных земель, но полностью контролировать и оборонять их были не в состоянии.

Классическое римское право, защищавшее частную собственность, утратило свою силу. На его место на двести лет пришло “право сильного”, “право меча и кулака”. На дорогах свирепствовали разбойники, и торговля практически зачахла. Крупные бандитские шайки совершали набеги на города и даже монастыри, но добыча становилась все скуднее.

Постепенно отдельные предводители разбойничьих банд стали переходить от тактики разовых набегов на поселения — к постоянному “кормлению” на определенной территории. Они строили себе, естественно руками окрестных крестьян, укрепленные замки, как правило, на господствующей высотке или в излучине реки. Естественно, “оседлые бандиты” старались не допустить на свою территорию других бандитов и, таким образом, становились защитниками крестьян, которых они обложили данью. Не исключено, что в отдельных (и не единичных) случаях крестьяне сами призывали “свободных воинов” для защиты своих селений, предпочитая платить постоянную умеренную дань, а не подвергаться периодическому грабежу.

Монастырское хозяйство

В период раннего средневековья существенно возросла роль католической церкви, особенно экономическая и административная. Покинувшие города ремесленники и оставшиеся в живых грамотные люди находили приют в хорошо укрепленных, зачастую не уступающих рыцарским замкам монастырях.

Благодаря этому монастыри становятся центрами ремесел и обменов, хранилищами продовольствия и товаров, а также знаний, книг, наук, образовательными и медицинскими центрами. Конечно, множество античных рукописей, особенно тех, что не согласовывались с христианской доктриной, было уничтожено, но другие, например работы римских агрономов, а также Платона и Аристотеля, дошли до наших дней именно благодаря тому, что бережно хранились и переписывались учеными монахами.

Став сосредоточением учености, включая практические знания, монастыри смогли взять на себя управленческо-организаторские функции: наблюдение за ходом сельскохозяйственных работ, устроительство праздников и даже судопроизводства.

Часть крестьян отдала свои земли под покровительство церкви, а сама перешла под церковную юрисдикцию. Некоторые были вынуждены так поступить под давлением светских феодалов, разбойников или самих епископов. Так, церковь постепенно превратилась в крупнейшего феодала, на долю которого приходилось от 30 до 50% всех сельскохозяйственных угодий.

Веденная в середине VIII века десятина — налог в размере 10% валового дохода крестьянина в пользу церкви — существенно укрепила ее экономическое положение.

Став административно-хозяйственными центрами, монастыри приобрели еще одну важную экономическую функцию — инвестиционно-кредиторскую. Они ссужали крестьян в натуральной форме — семенами, племенным скотом, орудиями труда, а феодалов — деньгами.

Несмотря на то, что ростовщичество сурово осуждалось как Ветхим., так и Новым Заветом, католическая церковь в Западной Европе превратилась в крупнейшего ростовщика, конкурирующего с ломбардцами и евреями, традиционно специализировавшимися на этом роде деятельности. Против последних позднее специально было организовано несколько массовых погромов, инициатива которых исходила от высших церковных иерархов.

Накопив значительные ресурсы, церковь смогла взять на себя важную социальную функцию — организацию приютов для обездоленных, стариков, детей, женщин.

Каролингское возрождение

Период с середины VIII по середину IX века в западноевропейской истории часто именуют “малым” или Каролингским возрождением. Его начало можно соотнести с деятельностью Карла Мартелла (715—741), который провел серьезную реформу государственного управления и землевладения. В связи с ограниченностью пахотной земли во владениях франков земельные пожалования дружинникам — бенефиции стали даваться не навсегда (в собственность — феод, лен), а на время службы, с тем, чтобы потом их можно было передать другому служилому — вассалу. В каждый крупный район, объединяющий несколько десятков деревень, назначался королевский представитель — граф, выполнявший судебные, административные и фискальные функции. Реформы Мартелла позволили создать сильное войско, состоявшее из закованных в броню конных рыцарей, объединить большую часть французских земель под властью короля, отразить натиск арабов, которым было нанесено поражение на границе с Испанией.

Наивысшей точки локальный социально-экономический подъем в Западной Европе достиг при Карле Великом (771—814). За четыре десятилетия его правления удалось закрепить феодальную систему землевладения, увеличить урожайность зерновых благодаря внедрению более рациональной системы землепользования с элементами ирригации. Он объединил под своей властью большую часть земель Западной Римской империи, включая территорию современных Франции, Западной Германии, Северной Италии, Бельгии и Голландии, Австрии и Швейцарии.

В империи Карла было восстановлено действие римского права, модифицированного с учетом особенностей традиционного права франков. Разбой на дорогах, впервые отремонтированных с римских времен, был практически прекращен, что сразу же стимулировало развитие торговли и ремесел, которые старались восстановить достижения античности.

Была проведена всеобщая, иногда насильственная, христианизация империи. Резко увеличилось число монастырей, а следовательно, и грамотных людей. Император поддерживал распространение грамотности среди мирян и оказывал покровительство наукам и искусству, которое также ориентировалось на античные образцы.

Карл Великий завершил земельную реформу, начатую Карлом Мартеллом. Вся земля империи была поделена приблизительно на 110 тысяч вотчин, в том числе: около тысячи крупных — по нескольку тысяч гектаров земли и порядка сотни деревень, около 10 тысяч средних — по нескольку сот гектаров земли и десятку деревень, порядка 100 тысяч мелких — по одной деревне и несколько десятков гектаров пахотной земли. Вотчинная земля делилась на две части: господскую — домен от 1/4 до 1/3 и надельную — крестьянскую, часть которой являлась собственностью отдельной семьи — аллод (дом, двор, огород, сад, виноградник, часть пахотного поля), а вторая часть оставалась в коллективной собственности общины — леса, луга, выпасы, часть пахотного поля.

Но вскоре после смерти Карла его империя была разделена на три части — условно говоря, французскую, германскую и итальянскую. А еще через несколько десятилетий в каждой из частей, а особенно во Франции, начались междоусобные войны, которые свели на нет практически все достижения Каролингского возрождения.

Можно выделить четыре основных типа крестьян периода Каролингского возрождения:

А — лично свободные, практически независимые от светской власти крестьяне, находившиеся под покровительством монастырей и экономически от них зависимые:

В — лично свободные колонны, арендующие часть земли бенефициариев-вотчинников и зависящие от условий аренды;

С — держащие в наследственном пользовании надел литы, находящиеся под покровительством феодала и обязанные ему;

Д — поземельно и лично зависимые сервы, практически рабы.

Постепенно различия между типами стирались и все крестьяне стали лично свободными, но экономически зависимыми, выполняли барщину и платили оброк.

Феодальная вотчина и рента

Основным производственно-распределительным отношением в средние века была рента. Известны три формы ренты: отработочная (барщина), продуктовая (оброк) и денежная (рента). Различают также два основных вида ренты — фиксированную и прогрессивную. Фиксировали ренту либо по душам (мужским), либо по земельным участкам. Прогрессивная рента изымалась либо в виде доли урожая (натуральная), либо из доли дохода (денежная).

 

Ставки рентных платежей и условия барщины устанавливались на долгий срок, иногда пожизненно (либо для арендатора, либо феодала). Но и после смерти участников соглашения условия зачастую просто возобновлялись в прежнем виде. Попытки пересмотреть условия ренты вполне могли вызвать бунт, после подавления которого статус-кво зачастую восстанавливался.

Возможность изымать часть, порой весьма значительную, продукта крестьянского хозяйства была обусловлена структурой пахотной земли феодальной вотчины, закрепленной в феодальном праве принципом “нет земли без сеньора”.

В дополнение к оброку и различным трудовым повинностям, приносившим феодалам немалый доход, последние установили еще и баналитетные (монопольные) права на пользование некогда общинными мельницей, прессом, печами, соляными копями. Устройство ярмарок и рынков на зависимых от феодалов землях также приносило хороший доход.

К Х веку система держаний-бенефициев сменилась системой пожизненного, наследуемого владения (феод, лен, фьоф), при условии принятия вассальной присяги. Присяга обязывала оказывать помощь, преимущественно военную, своему непосредственному сюзерену, но не вышестоящему. Сюзерен также был обязан оказывать помощь своему вассалу, в противном случае тот освобождался от присяги.

Бурный подъем хозяйства в XI—XIII веках

Сначала XI века начинается бурный экономический и демографический подъем в Западной Европе. Поощряемое ускорением экономического развития население стабильно возрастает и достигает 73 млн. человек в 1300 г. Несколько улучшились и качественные характеристики. Немного снизилась младенческая смертность. Возросли физические параметры: вес у мужчин — до 125 фунтов (55 кг), рост — до 5 футов (157 см).

С началом нового тысячелетия начинается постепенное возрождение забытых навыков и ремесел. Около 1150 года начнется добыча каменного угля, а около 1240 г. из Китая будет заимствован порох и начнет применяться в военном деле, что впоследствии обеспечит Европе важное преимущество в борьбе за мировое господство.

Лошадь постепенно начнет заменять вола в качестве тягловой силы. Складывается система трехполья. Улучшается обработка земли — вспашка проводится до 4 раз. Производится расчистка земель под новые пашни.

В Испании будут построены первые бумажные мельницы и начнется широкое применение бумаги в книжном деле и образовании. Появляются первые немонастырские центры образования: Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Карпов университет.

В этот период появляется много новых городов. Только в Центральной Европе — более 1500. Возрождаются и старые города: Лютеция (Париж, 60 тыс. жителей), Тулуза, Лион, Бордо, Генуя (по 50—70 тыс. жителей в каждом), Венеция (65—100 тыс.), Неаполь (около 80 тыс.), Флоренция (100 тыс.), Милан (80 тыс.), Севилья (около 40 тыс.), Кельн (25—40 тыс.). Доля городского населения быстро растет и достигает 20—25%.

Но типичный средневековый город весьма невелик. Так, в Германии того времени было более 4000 городов с населением менее 2000 жителей в каждом, 250 городов с населением от 2 до 10 тысяч и лишь 15 городов с населением свыше 10 тысяч жителей. Площадь типичного города также весьма мала от 1,5 до 3 гектар.

Города площадью от 5 до 30 гектар уже считались довольно крупными, а свыше 50 — просто огромными. К началу XIV века улицы важнейших французских городов, а также крупнейших городов Европы типа Праги будут замощены камнями.

С ростом числа городов возрастает и их значение. Усиливается разделение труда. В крупнейших городах насчитывается уже до 300 ремесленных специальностей, в самых маленьких — не менее 15.

В города стекается разнообразный пришлый люд: нищие паломники, комедианты, ученые, студенты, купцы. Свободный мир города задает более быстрый ритм жизни, чем в деревне. Жизнь в городе менее привязана к природным циклам. Города становятся центрами обменов в широком смысле этого слова.

Коммунальные революции

В раннее средневековье город был таким же сеньоральным владением, как и деревня, и принадлежал тому феодалу, на земле которого располагался. Сеньор вершил суд, дозволял строительство, собирал налоги, руководил обороной, покровительствовал ремеслам. Начиная с XI века экономически окрепшие города (коммуны) все сильнее стремятся освободиться от власти земельных магнатов. Движение началось со стремления уменьшить и стабилизировать ренту, а затем переросло в борьбу за самоуправление.

Некоторые города добились желаемого путем разового выкупа у феодала различных прав и вольностей. Другие перешли под власть и покровительство более сильных феодалов — епископов, герцогов, королей, императоров. Третьим удалось, выдержав продолжительную борьбу, изгнать своих сеньоров.

В результате двухсотлетней борьбы многие западноевропейские города получили ряд важных прав и привилегий, в числе которых:

* право иметь выборных из числа горожан должностных лиц — мэра, коммунальных советников-магистратов, стражников;

* установление особого городского права и суда, неподвластного церковному и феодальному (земельному) праву;

* право иметь собственные (городские) налоги, финансы, формировать за свой счет ополчение и нанимать воинов:

* право на собственную дипломатию и экстерриториальность;

* осуществление принципа: “Воздух города делает свободным”, в соответствии с которым беглый крестьянин (холоп), проведя в городе год и один день, становился свободным горожанином, членом коммуны, которого уже нельзя было выдавать феодалу;

* замена всех поборов ежегодным взносом бывшему владельцу земли, зачастую весьма символическим: бочка пива, дюжина кур, унция серебра или соли, три золотых монеты и т. п.

Коммунальные революции способствовали дальнейшему укреплению городов, росту политического и экономического влияния третьего сословия, особенно купечества, утверждению руководящей роли города по отношению к деревне, устанавливаемой посредством городских рынков, уже не контролирующихся феодалами.

Международная торговля

Внутренняя торговля в средние века шла довольно вяло. Подавляющее большинство населения — крестьяне — вели практически натуральное хозяйство, лишь эпизодически обменивая на городских рынках излишки продовольствия на продукцию ремесленников. Рента взималась преимущественно в форме барщины и оброка. Зато международные обмены осуществлялись весьма бойко, особенно по двум основным направлениям.

По Средиземному морю шла торговля шелками, оружием, украшениями, тканями, пряностями, зерном, маслом. Норма торговой прибыли здесь была весьма высокой — 25—40%. Ведущую роль играли такие крупные города, как Флоренция, Генуя, Венеция. Эти города первыми в Европе вступили в полосу большого экономического подъема. Раннему экономическому подъему городов в Северной Италии способствовали следующие факторы:

* слабость местной земельной аристократии, позволившая городским коммунам-магистратам подчинить сельскую округу;

* высокая плотность населения, раннее раскрепощение и расслоение крестьян, обеспечивающее переток рабочей силы в город, рост специализации и производительности труда;

* удачное и удобное географическое положение на перекрестке сухопутных и морских торговых путей из Европы на Ближний Восток;

* высокая степень монетизации городской экономики. В начале XII века в Ломбардии вторично (первый раз в Античности) был открыт переводной вексель. В 1167 г. в Венеции был осуществлен первый выпуск ценных бумаг. В 1252 году во Флоренции началась чеканка золотого флорина. Несколькими годами позднее в Венеции стали чеканить дукат, а в Генуе — дженовин (гинею). Этими монетами в течение нескольких последующих столетий будет пользоваться вся Европа.

Кредитные операции компаний Барди и Перуцци доходили до 1,7 млн. золотых флоринов, а бюджет Венеции в начале XV века составлял 1,6 млн. флоринов, при населении “Империи торговых постов” — так называли Венецианскую республику, около 1,5 млн. человек. Для сравнения — бюджет Франции составлял всего 1 млн. флоринов, при населении около 15 млн. человек.

По Балтийскому морю шла торговля рыбой, солью, воском, пенькой, лесом, мехами, льном, смолой, сукном, зерном, шерстью. Торговая прибыль здесь была не столь высока — всего 5—8%. Зато велики были торговые обороты и существенно меньшим риск, особенно после окончания эпохи походов викингов (800—1100 гг.).

В торговые ассоциации здесь зачастую вступали купцы нескольких городов и даже разных стран. Так Ганзейский союз в XIII—XV веках объединял от 60 до 170 городов во главе с Любеком, позднее Гамбургом. В союз входили также Антверпен, Брюгге, Рига, Гданьск.

Важную роль в развитии обменов и рыночного хозяйства сыграли большие, регулярные ярмарки, обычно приуроченные к религиозным праздникам, возродившиеся в XI—XII веках. Ярмарки отличали особый “празднично-спортивный” дух и культура. Во время проведения ярмарок устраивались состязания по стрельбе из лука, борьбе, рыцарские турниры, выступления комедиантов.

На ярмарках не только заключались сделки и политические союзы, но и устраивались брачные дела, завязывались романы. Наибольшую известность и значение получили ярмарки Шампани и Фландрии.

Но господство натурального хозяйства, феодальная раздробленность, произвол баронов, разбои на дорогах тормозили дальнейшее развитие экономики.

Цены на основные товары — хлеб, мясо, рыбу, ткани, инструменты, испытывая сильные колебания в кратко и среднесрочные периоды, в долгосрочных периодах оставались довольно-таки стабильными. Их рост за столетие, как правило, не превышал 20%. Это во многом объясняется стабильностью денежной массы средневековой Европы и жесткой регламентацией распределительных отношений.

Экономические причины крестовых походов

Торговый баланс с Азией в средние века был отрицательным, что приводило к постоянному оттоку золота и серебра, которых, особенно золота, в Европе и без того было относительно мало. Необходимость же постоянного получения из Азии и Китая пряностей, соли, специй создавала угрозу попасть в экономическую зависимость от этого региона, где господствующей религией был ислам.

Улучшение условий жизни в Европе привело к относительному (крестьянскому) и абсолютному (дворянскому) перенаселению. Избыток рыцарей особенно усилился с укоренением так называемого майоратного права, по которому наследственные земли нельзя было дробить между всеми сыновьями, а следовало отдать старшему сыну. Младшие дети землевладельцев, являясь “благородными” по происхождению, оказались лишены средств к существованию, что привело к усилению разбоев на дорогах.

Именно стремление установить контроль за основными торговыми путями — “Великим шелковым” и северным морским “Из варяг в греки”, а попутно решить проблему перенаселения привело католическую церковь к идее организовать походы сначала в Палестину, а затем против славян и монголов. И Папу не смутил тот факт, что мусульмане в это время владели Испанией, а славяне уже давно приняли христианство.

Ремесленный цех

Для защиты своих интересов ремесленники в самом конце “темных” веков начинают объединяться в цеха, которые сыграют важную, прогрессивную роль в сохранении технологий, да и самого ремесленного сословия.

Цех выполняет ряд важных функций:

* организация сопротивления феодалам — светским и духовным:

* защита от конкуренции — внешней и внутренней;

* организация кооперации — потребительской и сбытовой;

* организация взаимопомощи — трудовой и денежной;

* сохранение и передача по наследству технологий и производственного имущества;

* охрана и защита собственности.

Членом цеха являлся только мастер. Секреты мастерства передавались по наследству — сыновьям, зятьям, ученикам. Цеха жестко регламентировали не только технологию и объем производства, сбыт и снабжение, но и внутренний распорядок работ, отношения между мастерами, учениками и подмастерьями. Период ученичества также регламентировался. Его срок по мере развития ремесел и закостенения цеховой структуры возрастал с 5—6 лет до 10—15 лет. Для получения звания мастера требовалось не только пройти все ступени ученичества, создать “шедевр”, сделать большой взнос в цеховую казну, но и устроить пир для мастеров. Затем к условиям вступления добавилось “законное” происхождение, доказать которое было отнюдь не просто. Так появляется категория “вечных” подмастерьев, которые иногда создают свои “малые” цеха.

Во время войны цех выступал как отдельный отряд. Он также имел свои места в церкви, часовни, казну.

Но уже с XIV века цеховой уклад начинает играть тормозящую роль в дальнейшем развитии ремесла и превращении его в мануфактурное производство. Последнее успешнее развивается там, где цеховая регламентация была не столь жесткой.

Купеческая гильдия

Торговые люди также стараются объединяться “по интересам” — в кумпанства, товарищества, гильдии.

Функции купеческой гильдии аналогичны функциям цеха, это

* защита и охрана собственности;

* ограничение внутренней конкуренции;

* создание монопольных условий во внешней торговле;

* упорядочение мер и весов;

* политическое влияние — внутреннее и внешнее:

* борьба против феодалов и ремесленников.

Социальная структура средневекового общества

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В “темные” века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли — духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7—9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5—2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15—20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов — наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой — практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которой можно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин — это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин — полудлинная или свободно падающая туника, а под нею — длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, — далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные “крестьянские башмаки” без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное “господство ножниц”. Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет — плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки — сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, “крепостным” характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся “семью свободными искусствами”: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа “штендербау” из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4—5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором — гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше — комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества — этого “средневекового прообраза туризма” (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3—5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные — смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко — от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением — ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи — иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения “законного” потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после “изобретения” куртуазной любви.

Кризис XIV века

Четырнадцатый век опять оказался весьма неудачным. Практически все столетие в центре Европы шли кровопролитные войны, как обычно сопровождавшиеся уничтожением стад и посевов, а также миграцией вирусов. Наиболее известная из них — Столетняя война между Англией и Францией.

В конце второй четверти века серые крысы, мигрировавшие из Центральной Азии, принесли эпидемию бубонной чумы, от которой погибло около трети населения Европы — порядка 25 миллионов человек. Городское население сократилось в 4 раза, а население отдельных городов сократилось даже в 10 раз!

Кроме того, случилось очередное локальное похолодание, ухудшились условия вызревания зерновых, что опять-таки привело к голоду.

В результате население Европы сократилось с 73 млн. человек в 1300 г. до до 42 млн, в 1400 г. Точных данных нет, но есть основание полагать, что в 1350 году население Европы не превышало 33 млн. человек.

Во второй половине столетия наступает период “феодальной реакции”. Землевладельцы пытаются вернуться к натуральным формам взимания ренты, повысить оброк, пересмотреть условия аренды земли. В связи с резким сокращением численности рабочего населения неожиданно возросла оплата наемного труда. Попытки сократить ее, наряду с возросшим налоговым бременем, приводят к серии мощных выступлений: восстание Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Раннее средневековье. Всемирная история. Т. 7. — Минск, 1996.

2. Средневековая культура и город в новой исторической науке. — М., 1995.

3. Врун В., Тальке М. История костюма. — М., 1996.

4. Можейко И. В. 1185 год.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.

6. Тейс Лоран. Наследие Каролингов. — М., 1993.

7. Лебек Стефан. Происхождение франков. — М., 1993.

8. Эко Умберто. Имя розы.

9. Фоллет Кен. Столпы земли.

10. Дрюон Морис. Проклятые короли.

Комментарии (1)
Обратно в раздел Экономика и менеджмент










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.