Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ X. ОБРАЗОВАНИЕ, ШКОЛЫ, УНИВЕРСИТЕТЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ПРЕПОДАВАНИЕ НАУК В ПАЛАТИНСКОЙ ШКОЛЕ АЛКУИНА (782-796 ГГ.)
Алкуин и Пипин1

Пипин. Что такое буква? - Алкуин. Страж истории.
П. Что такое слово? - А. Изменник души.
П. Кто рождает слово? - А. Язык.
П. Что такое язык? - А. Бич воздуха.
П. Что такое воздух? - А. Хранитель жизни.
П. Что такое жизнь? - А. Для счастливых радость, для несчастных горе, ожидание смерти.
П. Что такое смерть? - А. Неизбежное обстоятельство, неизвестная дорога, плач для оставшихся в живых, приведение в исполнение завещаний, разбойник для человека.
П. Что такое человек? - А. Раб старости, мимо проходящий путник, гость в своем доме.
П. На кого похож человек? - А. На шар.
П. Как помещен человек? - А. Как лампада на ветру.
П. Как он окружен? - А. Шестью стенами.
П. Какими? - А. Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и слева.
П. Сколько с ним происходит перемен? - А. Шесть.
П. Какие именно? - А. Голод и насыщение; покой и труд; бодрствование и сон.
П. Что такое сон? - А. Образ смерти.
П. Что составляет свободу человека? - А. Невинность.
П. Что такое голова? - А. Вершина тела.
П. Что такое тело? - А. Жилище души.
П. Что такое волоса? - А. Одежда головы.
П. Что такое борода? - А. Отличие полов и почет зрелого возраста.

1 Сын Карла Великого (776-810 гг.), король итальянский.

368
П. Что такое мозг? - А. Хранитель памяти.
П. Что такое глаза? - А. Вожди тела, вместилище света, истолкователи души.
П. Что такое ноздри? - А. Проводники запаха.
П. Что такое уши? - А. Собиратели звуков.
П. Что такое лоб? - А. Образ души,
П. Что такое рот? - А. Питатель тела.
П. Что такое зубы? - А. Жернова...
П. Что такое небо? - А. Вращающаяся сфера.
П. Что такое свет? - А. Поверхность (facies) всех предметов.
П. Что такое день? - А. Возбуждение к труду.
П. Что такое солнце? - А. Сияние шара, краса небес, счастие природы, честь дня, распределитель часов.
П. Что такое луна? - А. Глаз ночи, подательница росы, предвестница непогоды.
П. Что такое звезды? - А. Пестрота неба, направительницы мореходов, краса ночи.
П. Что такое дождь? - А. Зачатие земли, кончающееся рождением плодов.
П. Что такое туман? - А. Ночь среди дня, тяжесть для глаз.
П. Что такое ветер? - А. Волнение воздуха, приводящее в движение воду и осушающее землю.
П. Что такое земля? - А. Мать рождающихся, кормилица живущих, келья жизни, пожирательница всего.
П. Что такое вода? - А. Подпора жизни, омовение нечистот.
П. Что такое снег? - А. Сухая вода.
П. Что такое зима? - А. Изгнанница лета.
П. Что такое весна? - А. Живописец земли.
П. Что такое лето? - А. Облачение земли и спелость плодов.
П. Что такое осень? - А. Житница года.
П. Что такое год? - А. Колесница мира.
П. Кто ее везет? - А. Ночь и день, холод и жар.
П. Кто ее возница? - А. Солнце и луна.
П. Сколько они имеют дворцов? - А. Двенадцать.
П. Кто в них распоряжается? - А. Овен, Телец,
369
Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
П. Сколько дней живет год в каждом из этих дворцов? - А. Солнце 30 дней и десять с половиной часов, а луна двумя днями и восьмью часами меньше.
П. Я боюсь, учитель, пускаться в море. - А. Кто же тебя побуждает к этому?
П. Любопытство. - А. Если ты боишься, я сяду с тобой и последую, куда бы ты не отправился.
П. Если бы я знал, что такое корабль, я устроил бы такой для тебя, чтобы ты отправился со мною. - А. Корабль есть странствующий дом, всегдашняя гостиница, путник, не оставляющий следа, сосед берегов.
П. Что такое берег? - А. Стена земли.
П. Что такое трава? - Одежда земли.
П. Что такое коренья? - Друзья медиков и слава поваров.
П. Что делает горькое сладким? - А. Голод.
П. Что не утомляет человека? - А. Прибыль.
П. Что такое сон наяву? - Надежда...
Стасюлевич М. История средних веков. Т. II. Птг., 1915. С. 80-82.

2. ОТРЫВКИ ИЗ ТРАКТАТА КАССИОДОРА "НАСТАВЛЕНИЯ В НАУКАХ БОЖЕСТВЕННЫХ И СВЕТСКИХ" (551 г.)

О грамматике. ...Грамматика есть искусство изысканной речи, заимствованное у знаменитых поэтов и писателей, ее задача состоит в создании прозы и стихов без изъянов. Вершина ее - в обретении способности к совершенной речи и безукоризненному письму через знание... Членораздельная речь есть колебание воздуха, воспринимаемое
370
слухом в зависимости от его силы. Буква - это наименьшая частица членораздельной речи, слог - сочетание букв или выражение, состоящее из одной гласной, но вмещающее несколько звуковых длиннот. Стихотворный размер - определенное количество слогов и звуковых длиннот, ударение - безошибочное искусное произношение. Знак препинания или пунктуация - ясная пауза в правильном произношении.
Частей же речи восемь: существительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, союз, предлог, междометие. Существительное - склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь: имя собственное (как Рим, Тибр) или имя нарицательное (как город, река). Местоимение - часть речи, которая, поставленная вместо существительного, обладает тем же самым значением и, кроме этого, приобретает лицо. Глагол - несклоняемая часть речи, изменяющаяся по временам и лицам. Наречие присоединяется к глаголу, чтобы разъяснить и дополнить его значение... Что касается причастия, то считается, что оно позаимствовало часть от существительного, а часть от глагола. В самом деле, от существительного оно получило род и падеж, от глагола - времена и значение, а число и форму падежа - от обоих. Союз - часть речи, связующая и упорядочивающая предложение. Предлог предшествует другим частям речи, изменяя, увеличивая или уменьшая их значение. Междометие обозначает невольное настроение или чувство, выраженное голосом...
О риторике. ...Слово "риторика" ...означает способность к составлению убедительной речи... Речь в риторике состоит из шести частей: 1) вступление; 2) повествование; 3) порядок; 4) обоснование; 5) опровержение; 6) заключение. Вступление - начало речи, подготавливающее слушателей к пониманию предлагаемого предмета; повествование - изложение фактов, которые имели или должны были иметь место, как исходных данных для доказательства; порядок - это логический анализ или упорядочивание утверждений: наших или противоположной стороны, либо обоих вместе, придающие речи ясность и доступность для понимания; обоснование представляет собой часть речи, содержащую
371
доказательства и призванную вызвать доверие слушателей, обеспечив делу силу и поддержку; опровержение - часть речи, ослабляющая и опровергающая доказательства противной стороны с помощью аргументации; заключение - это резюме речи...
О диалектике. Диалектику первые философы использовали в своих учениях, но они не обладали способностью превратить ее в искусство. Затем Аристотель, будучи усердным ревнителем знания, установил правила для некоторых положений этого предмета, который прежде не обладал определенными принципами... Варрон в IX книге "Дисциплин" (эта работа не сохранилась) характеризует диалектику и риторику с помощью следующего сравнения: "Диалектика и риторика - то же, что сжатый кулак и раскрытая ладонь человеческой руки"; одна заключает в узких границах свои аргументы, другая растекается в красноречии обширного высказывания; одна обладает сжатой манерой выражения, другая - пространной. И если диалектика более утонченна в рассуждениях о различных вещах, то риторика более красноречива в разъяснении своих целей. Первая иногда приходит в школы; вторая постоянно действует на форуме. Для одной необходимо несколько ученых людей; для другой - огромное количество...
Философия есть приблизительная наука о делах человеческих и божественных в той мере, в какой понимание их доступно человеку. С другой стороны она искусство искусств и дисциплина дисциплин, а также размышление о смерти... Созерцательной (теоретической, спекулятивной) называют философию, созерцающую нечто божественное, небесное, возвышающееся над видимым; все это постигается исключительно разумом, поскольку выходит за рамки телесного. Натуральная философия - та, в которой исследуется природа всякой вещи, поскольку ничто не рождается против воли природы, но для всего Создателем определено назначение, если только по воле Божьей не происходит что-либо чудесное. Доктринальной философией называется наука, изучающая абстрактное количество. Количество же является абстрактным, когда разумом, единственно путем
372
умозаключения, исследуем его, отделенное от материи и других случайных обстоятельств, как например, "равное", "неравное" и т. п. Божественной философию называют тогда, когда исследуются глубочайшие свойства невыразимой природы Господа, либо духовные материи, природа которых в некотором смысле весьма туманна... Практической (актуальной) философией называется та, которая содержит объяснение предпосылок вещей их воздействием. Моральная философия такова, что благодаря ей познается способ достойной жизни, а порядки (государства) направляются в русло добродетели. Хозяйственной философией называется мудро упорядоченный способ ведения домашних дел. Гражданской философией называют ту, благодаря которой достигается польза для всего общества...
О математике. Математика, которую на латинском языке мы можем назвать теоретическим предметом, - это наука, изучающая абстрактное количество. Абстрактное количество есть то, что мы рассматриваем лишь умозрительно, отделяя в уме от материи и других случайных явлений. Математика включает в себя следующие дисциплины: арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Арифметика - наука о числовом количестве в себе. Музыка - наука, рассматривающая числа в отношении к звукам. Геометрия - наука о неизменных величинах и числах. Астрономия - наука о небесных телах во всех формах, изучающая обычное положение звезд по отношению друг к другу и к земле...
Обсудим же теперь термин "наука". Наука... есть изучение, свободное от заблуждений, порожденных субъективными взглядами; она никогда не может быть иной, чем она есть, и называется именно так, поскольку всегда функционирует на основе своих собственных правил. Она никогда не расширяется и не сужается, не подвержена переменам, но сохраняет приверженность своей природе и придерживается своих собственных установлений с неизменным постоянством. Когда мы упражняем свой разум в занятиях науками, они обостряют нашу способность к пониманию и сметают пыль невежества. И если голос разума благоприятствует нам, они приводят нас, с Божьей
373
помощью, к выдающимся теоретическим рассуждениям... С полным основанием Святые Отцы наставляли нас в том, что науки следует изучать людям, вдохновленным познанием, ибо подобные занятия в большой мере являются средством, уводящим нас от плотских желаний и заставляющим, с Божьей помощью, стремиться к вещам, видимым только мысленным взором,..
Заключение. ...Некоторые люди, соблазненные красотой небесных тел и сверканием их блеска, с необычайным усердием пытаясь выяснить причины своей собственной погибели, бросились изучать пути звезд, ослепленные настолько, что считали, будто могут предугадать исход событий путем вредоносных подсчетов, называемых астрологией. Платон, Аристотель и другие личности выдающихся способностей, не говоря уже о тех, кто писал на нашем (латинском) языке, были обеспокоены действительным положением этих вещей и единодушно заклеймили подобных людей, утверждая, что ничего кроме беспорядка не может быть порождено таким суеверием, ибо если род человеческий принуждаем к различным действиям единственно неизбежными обстоятельствами своего рождения, почему тогда за добрые дела следует похвала, а за плохие - наказание, предписываемое законом? И хотя вышеупомянутые писатели не были посвящены в божественную мудрость, тем не менее они по свидетельству истины со справедливостью опровергли заблуждения этих людей...
Но давайте же мы, кто искренне желает вступить в рай посредством умственных усилий, будем верить, что Бог располагает всеми вещами по своей воле, и давайте... с презрением отвергнем тщетность мирской жизни и обратимся к тщательному изучению Священного Писания в принятом порядке с тем, чтобы, связывая все явления со славой Божьей, мы могли бы правильно отнести к небесным тайнам то, что эти люди тщетно пытались объяснить, стремясь к мирской славе. И поэтому, как говорил Блаженный Августин и другие ученые Отцы, мирские науки не следует отвергать. Необходимо однако, как утверждается в Писании, размышлять о законе (божьем)
374
день и ночь; ибо, хотя достойное знание некоторых предметов можно при случае получить из светских наук, этот закон является источником вечной жизни...
...Если мы верим неизменно и нерушимо, через благодать Христа мы преуспеем в познании его славы. Но если кроме того мы желаем исполниться великого света, с тем чтобы постичь сладость будущей жизни еще в этом мире, давайте рассмотрим с большим благоговением и восхищением лишь настолько, насколько в состоянии трезвый человеческий ум, как Святая Троица, различная в своих воплощениях, хотя по природе проявляющаяся и проникающая в свои создания, вездесуща в своей целостности; рассмотрим также, каким образом из-за козней дьявола кажется, что Святой Троицы нет, хотя она постоянно присутствует; и, в-третьих, подумаем, почему, несмотря на то, что сущность ее ярче любого света и сияние ее неподражаемо, никто из ее созданий не может полностью постичь ее...
Перед этими и подобными вещами неуместно всякое удивление, безуспешны все человеческие исследования, и, тем не менее, это - предмет восхищения христиан; это - великое утешение для страждущих, ибо, если мы с благоговением и усердием размышляем о подобных вещах, через благодать Христову мы разрушаем дьявола и его труды. Впрочем, эти предметы должны рассматриваться со столь великим восхищением, чтобы вера в них оставалась неизменной и безусловной; они должны приниматься как выходящие за пределы нашего понимания и пребывать однозначно данными в нашем разуме. Ибо чувства наши могут устраняться от подобных размышлений, вере же непозволительны колебания и сомнения. Но тем не менее, то, чего мы не можем достигнуть на земле (хотя мы и видели Господа благодаря его собственной милости), мы в состоянии безошибочно распознавать в той мере, в какой он одарил нас силой и в какой дозволяют наши слабые способности...
Школа и педологическая мысль средних веков. Возрождения и начала нового времени. М., 1991. С. 34-78.

375

3. ОТРЫВКИ ИЗ ТРАКТАТА ЭГИДИЯ РИМСКОГО "О ПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРЕЙ" (ОК. 1285 Г.)

Хотя всем людям подобает знать науки, чтобы, благодаря им, сделавшись более благоразумными, они могли лучше предотвращать недозволенное, однако некоторые, по-видимому, имеют законные извинения, если не проливают пот в занятиях наукой. Таковы бедняки, не имеющие необходимых средств для жизни. Им простительно, если они удаляются от свободных наук, дабы сыскать себе необходимое для жизни. Благородные же, и в особенности государи и правители, имеющие в изобилии богатства и владения, во всех отношениях достойны порицания, если не заботятся так руководить сыновьями, чтобы те уже с самого детства обучались свободным наукам... Если кто-то с помощью знания наук делается более проницательным и более сильным благоразумием и интеллектом, то детям государей и правителей с самого детства настолько больше подобает прилагать труда к наукам, насколько подобает им быть проницательнее и благоразумнее, дабы могли властвовать по природе. Но к этому же можно было бы добавить и другое рассуждение. Ведь если правитель не славен благоразумием и интеллектом, он легко обращается в тирана, потому что не будет заботиться о добродетельных деяниях, а деньги и внешние блага будет оценивать выше, чем следует. Он, стало быть, будет тираном и грабителем народа. Итак, чтобы дети государей и правителей, когда они становятся владыками, не правили как тираны, их следует с детства научить усердно трудиться в науках, дабы они могли стать сильными благоразумием и интеллектом...
...Древним было известно семь наук. Это грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Их же все называют свободными, и потому в них наставлялись дети свободных и благородных людей... Однако существует много других более благородных наук. В самом деле, естественная философия, которая учит познавать природу вещей, гораздо лучше, чем некоторые
376
из упомянутых выше наук... С другой стороны, и метафизика, которая человеческим способом и посредством доказательств, найденных согласно человеческой природе, трактует о Боге и об отделенных субстанциях гораздо благороднее, чем естественная философия... Далее теология, которая, [рассуждая] о Боге и ангелах не только человеческим, но и божественным способом, то есть не посредством человеческих открытий, а более по божественному внушению, гораздо и несравнимо благороднее и достойнее других.
Еще весьма полезны и необходимы детям свободных и благородных некоторые моральные науки, например, этика, которая является наукой об управлении собой, экономика - наука об управлении семьей и политика - наука об управлении обществом и государством. ...Дети благородных и в особенности дети государей и правителей, если они хотят жить жизнью политиков, управлять и руководить другими, должны этими науками заниматься очень усердно...
Там же. С. 117-122.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

История Европы. Т. 2. М., 1992.
Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896.
Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.
Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени: исследования и материалы. М., 1991.
Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII веков. М., 1978.
Соbbап А. В. The Medieval Universities. Their Development and Organisation. L., 1975.
The Flowering of the Middle Ages/Ed, by I. Evans. N. Y., 1966.
Histoire mondiale de 1'education. P., 1981.
Histoire des universites franchises. Toulouse, 1985.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.