Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Израиль. Статистика и фрагменты жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10>

ЯФФА (ЯФФО)

В настоящее время Яффа является экзотическим туристским центром. Ее
узкие улочки застроены домами в восточном стиле, в котором размещены
многочисленные ночные клубы, ателье художников и кафе.
Яффа является древнейшим городом Палестины. Предания относят
основание Яффы к временам Ноя. Полагают, что именно здесь он построил свой
ковчег. О Яффе упоминают Геродот и Плиний. Из Яффы отправился в свое
путешествие легендарный пророк Иона, очутившийся впоследствии в чреве
кита.
При Соломоне Яффа была портом, куда доставлялись материалы для
строящегося Иерусалимского храма.
Долгое время Яффа находилась под властью римских прокураторов. В VII
в. н. э. Яффа была завоевана арабами. В XII в. ее захватили крестоносцы.
Затем ею овладела Турция. В 1799 г. Яффа была захвачена войсками
Наполеона. Спустя несколько лет власть над ней вновь перешла к Турции.
Естественно, что при такой бурной и продолжительной истории город
претерпевал многочисленные бедствия.
Он начал развиваться и расти только в последние десятилетия XIX века.
К этому времени относится и рост еврейского населения. До этого он был
заштатным провинциальным городком с населением около 6 тыс. человек. В
начале XX века Яффа становится культурным и административным центром
еврейской общины в Палестине. После кровавых событий 1921 года этот центр
переместился в выстроенный на окраине Яффы Тель-Авив.
В Яффу можно попасть катером от площади Атарим или автобусом ј46 от
Центральной автобусной станции.
Он доставит вас на главную площадь Яффы - кикар Хагана. На площади
высится часовая башня, построенная по приказу турецкого султана Абдул
Гамида II в 1906 г. в ознаменование тридцатой годовщины царствования
(башня Гамида).
Свернув с площади влево, попадаем на улицу Бейт Эшель. Пройдя по ней,
выходим к рынку Гапишпешим, типичному восточному базару, на котором
продают в широком ассортименте изделия местных художественных промыслов.
Прогулявшись по рынку, возвращаемся на площадь Хашаны, где, наряду с
башней Гамида привлекает к себе внимание мечеть Махмуда, с украшающими ее
галереями со сводчатыми потолками. Это самая большая в городе мечеть,
построенная в 1810 г.
От мечети Махмуда следуем по улице Мифрац Шломо (залив Соломона).
Несколько минут ходьбы, и слева гостеприимно засверкают огни первого
ночного клуба. Чуть поодаль, также по левой стороне, находится Яффский
археологический музей. У входа в музей колонны I в. до н. э.
Продолжаем путь по улице Мифрац Шломо, которая идет высоко по берегу,
что дает возможность полюбоваться эффектной панорамой береговой линии
Тель-Авива.
У самого берега моря видны невысокие нагромождения черных камней. Это
так называемая "Скала Андромеды". По преданию, к этой скале была прикована
обреченная в жертву морскому чудовищу прекрасная Андромеда - дочь Сефея и
Кассиопеи. Здесь ее спас Персей, поразивший чудовище копьем.
Вскоре подходим к францисканской церкви св. Петра, стены которой
выкрашены в оранжевый цвет. Интерьер украшен искусной резьбой по дереву.
Апостол Петр жил в этом городе в доме Симона-кожевника. Во имя апостолов
Петра и Павла в северной части Яффы в конце XIX века построен православный
русский храм, принадлежащий в настоящее время Московской патриархии.
От церкви св. Петра можно спуститься к старому Яффскому порту. Рыбаки
выносят сюда на продажу свой дневной улов.
По другой лестнице поднимаемся на площадь Кдумим. В центре площади
ведутся археологические раскопки построек, относящихся ко II веку до н. э.
Влево от площади на вершину холма, где также ведутся археологические
изыскания, ведет асфальтированная дорожка.
На местах раскопок имеются указатели и поясняющие надписи.
От площади Кдумим широкий лестничный марш ведет вниз на улицу Симон
Габурски (Симон-кожевник). В конце этой улицы, рядом с маяком, место, где
стоял когда-то дом Симона-кожевника Здесь во времена крестоносцев была
церковь, превращенная затем в мечеть. В глубине двора находится колодец,
которым пользовались еще во времена Христа.
От дома Симона уходит вправо улица Мазаль Кешет. По ней выходим на
улицу Нетив а'Мазалот (знаки зодиака). Следуя по этой улице и затем по
улице Мифрац Шломо, выходим к отправной точке маршрута - башне Гамида.
* * *
Закончив осмотр города Тель-Авив-Яффо, познакомимся с его
окрестностями.
Тель-Авив окружают города-спутники, образующие с ним так называемый
Большой Тель-Авив. Это Рамат Ган (4 км от Т.-А.); Бат Ям (5 км от Т.-А.);
Бней Брак (6 км от Т.-А.).
Кроме того, в окрестностях Тель-Авива в пределах 16-30 км есть еще
несколько примечательных мест и городов. Далее мы познакомимся со всеми
этими местами.
Поскольку пункты, с которыми надо познакомиться, расположены в разных
направлениях от Тель-Авива, то предлагается несколько маршрутов, следуя
которым, мы ознакомимся с основными достопримечательностями окрестностей
Тель-Авива.
ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ТЕЛЬ-АВИВ -
БАТ ЯМ - ХОЛОН - РИШОН ЛЕЦИОН -
РЕХОВОТ - ЯВНЕ - ГЕДЕРА

БАТ ЯМ. Город находится на самом берегу Средиземного моря. Еврейские
поселенцы начали заселять это место еще в 1923 году. В 1929 году из-за
спровоцированных экстремистски настроенными арабами беспорядков поселенцам
пришлось покинуть свои земли. Вернулись они сюда в 1933 году. Статус
города был присвоен Бат Яму в 1958 году. В настоящее время в Бат Яме живет
130 тыс. человек.
Как и всякий израильский прибрежный город, Бат Ям имеет большой
прекрасный песчаный пляж.
ХОЛОН. Город также расположен на побережье. Городские здания в
основном построены на сугубо песчаной почве. Отсюда и название города
(песок на иврите - "холь"). Статус города Холон получил в 1950 году,
основан в 1933 году. Во время войны за Независимость город был отрезан от
Тель-Авива арабскими войсками, засевшими на холме Тель-Ариш. Сейчас на
этом холме разбит городской парк, где установлен памятник погибшим воинам
Армии Обороны Израиля.
РИШОН ЛЕЦИОН. Город возник на базе первой еврейской земледельческой
колонии в Палестине, основанной в 1882 году "билуйцами". Он находится в 8
км от Тель-Авива.
"Билуйцы" - это группа молодых сионистов из России, прибывших в
Палестину в 1882 г. с целью основания здесь национального очага еврейского
народа. Их лозунгом был призыв библейского пророка Исайи: " Сыны Яакова,
поднимайтесь и идите!" Аббревиатурой этого призыва в ивритском написании
является слово "билу", а членов этой группы называют "билуйцами".
Большую помощь поселенцам оказывал барон Эдмонд де Ротшильд.
Сегодня вся округа в период цветения цитрусовых наполнена пьянящим
ароматом.
В городе находится крупнейший и старейший в стране винный завод,
построенный в 1887 году. В его дегустационном зале можно попробовать вина,
пользующиеся мировой известностью. Они неоднократно награждались золотыми
медалями на международных конкурсах. Львиная доля продукции завода идет на
экспорт.
В Ришон Леционе был создан первый детский сад в стране. Здесь в 1882
г. поэт Герц Имбер читал "билуйцам" свое стихотворение, вскоре положенное
на музыку другим поселенцем Самуэлем Коэном. Эта песня, названная
"а'Тиква" (надежда), стала национальным гимном еврейского государства.
В 5 километрах от Ришон Лециона на берегу Средиземного моря находится
благоустроенный пляж, тянущийся до самого Тель-Авива. Это излюбленное
место морских купаний не только для жителей окрестностей, но и для жителей
Иерусалима.
Из Ришон Лециона через городок Нес Циона, основанный в 1883 году,
путь лежит в город Реховот.
РЕХОВОТ. Город находится в 3 километрах от Нес Ционы и в 22
километрах от Тель-Авива. Основан в 1890 году. В Реховоте находится
крупнейший научно-исследовательский институт Израиля. Программа научных
исследований института охватывает широкий круг прикладных наук, включая
ядерную физику и электронику. Институт возник в 1934 году. Он был любимым
детищем знаменитого ученого, впоследствии первого президента Израиля,
профессора химии Хаима Вейцмана. Институт носит его имя.

В одном из корпусов института можно осмотреть музей-квартиру
Вейцмана. В прекрасном парке, окружающем институтский комплекс, находится
могила Вейцмана.
Через дорогу от института расположена территория сельскохозяйственной
школы имени Леви Эшколя, одного из премьер-министров Израиля. Школа
является факультетом сельского хозяйства Иерусалимского университета. В
городе обосновалось значительное количество репатриантов из СНГ. В 8 км от
Реховота находится небольшой городок Явне.
ЯВНЕ И ГЕДЕРА. Явне основан в 1949 году. Население города составляет
около 11 тыс. человек. Название он получил по имени древнего поселения,
остатки которого можно увидеть у самой береговой кромки. Тут же можно
осмотреть руины крепости крестоносцев, которые владели поселением в XII
веке.
В 166 году до н. э. в этих местах воевал Иегуда Маккавей, о чем
повествуется в "Книге Маккавеев".
В 13 км от Реховота находится живописный городок Гедера, основанный
билуйцами в 1884 году. Недалеко от Гедеры - крупнейший киббуц Израиля
Гиват Бренер.

ТЕЛЬ АВИВ - АШДОД - АШКЕЛОН -
ЯД МОРДЕХАЙ - ГАЗА

Шоссе от Тель-Авива, минуя Явне, который остается слева по ходу
движения, ведет через Ашдод и Ашкелон к Газе (Аза).
От Тель-Авива до Ашдода 37 км, до Ашкелона 55 км и до Газы 76 км.
АШДОД. Основан в 1957 году. Сейчас это крупный портовый город с
хорошо развитой промышленностью. Особенно возросла роль Ашдода после
закрытия в 1966 году порта в Тель-Авиве. Сегодня в Ашдоде живет 60 тыс.
человек. Город носит библейское имя филистимлянского поселения, руины
которого находятся на холме в пяти километрах от современного города. От
Ашдода до Ашкелона 17 километров.
АШКЕЛОН. Древний Ашкелон был одним из пяти главных городов
филистимлян. Ашкелон служил не только важным портом, но и был крупным
культурным центром.
После захвата города Александром Македонским Ашкелон стал центром
эллинской культуры.
По преданиям, в Ашкелоне родился Ирод Великий.
Иосиф Флавий оставил описание сооружений, которыми Ирод украсил
родной город.
В начале XIII века Ашкелон был разрушен крестоносцами и практически
возродился только после создания еврейского государства.
Вначале на побережье Средиземного моря возникло несколько поселений.
Впоследствии они слились в одно, получившее название "Мигдал Ашкелон". В
1955 году это селение получило статус города, который был назван Ашкелоном
в честь древнего города, веками погребенного под прибрежными песками.
Сегодня - это город-курорт, утопающий в зелени прекрасных парков, с
чудесными песчаными пляжами. Население Ашкелона составляет 64 тыс.
человек.
К достопримечательностям Ашкелона относятся остатки древних
сооружений, обнаруженных археологами.
К западу от городского квартала Барнеа, на вершине скалы, обнаружены
остатки византийской церкви V-VI веков. Примерно в полукилометре от нее на
северо-запад - остатки византийского жилого дома с довольно хорошо
сохранившимся мозаичным полом.
В национальном парке Ашкелона, находящемся к югу от городского пляжа
Афридар, можно осмотреть руины сооружений времен крестоносцев и статуи
богов римского периода.
В береговом откосе пляжа Афридар находится пещера с гробницами
четырех членов богатой римской семьи. На стенах и потолке можно увидеть
потускневшие фрески, датируемые III веком нашей эры. На фресках изображены
нимфы, юноши с гроздьями винограда в руках, различные животные и фрукты.
Пещера открыта для посещения с 8 до 13 часов.
В городском культурном центре Афридар выставлены два римских
саркофага, стенки которых украшены рисунками на сюжеты римской мифологии.
Они найдены в 1972 году при рытье котлована для строительства жилого
здания. Саркофаги датируются III веком н. э.
В 8 километрах к югу от Ашкелона стрелка показывает поворот к Яд
Мордехай.
ЯД МОРДЕХАЙ. Это киббуц, основанный в 1943 году и названный в честь
Мордехая Анилевича, одного из руководителей восстания в варшавском гетто.
Около въезда в киббуц стоит памятник Анилевичу.
На одном из холмов на территории киббуца - большой музей, посвященный
истории киббуца и трагедии европейского еврейства.
Недалеко от музея художественными средствами воспроизведена сцена
ожесточенного боя периода войны за Независимость.
В 14 километрах к югу от Яд Мордехай находится город Газа.

ЮГО ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
МИКВЭ ИСРАЭЛЬ - БЕЙТ ДАГАН И
КФАР ХАБАД - АЗОР - РАМЛА -
ТЕЛЬ-ГЕЗЕР - ЛАТРУН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

МИКВЭ ИСРАЭЛЬ. В юго-восточном предместье Тель-Авива, южнее
железнодорожного вокзала, в районе улицы Бен-Цви (дерех Бен-Цви),
находится сельскохозяйственная школа "Миквэ Исраэль". Это первое еврейское
учебное заведение подобного типа в Палестине. Школа основана в 1870 году.
Название школы - "Миквэ Исраэль" - символическое. "Миквэ" - это бассейн
для ритуального омовения, при котором происходит очищение, обновление, то
есть еврейская молодежь, пройдя эту школу, сбрасывает с себя оковы
галутского мировоззрения, внутренне очищается и обновляется, вновь
приобщается к наследию своих предков: земледельцев, виноградарей,
скотоводов. "Миквэ Исраэль" внесла большой вклад в развитие сельского
хозяйства Израиля. Нет такой отрасли сельского хозяйства, в которой бы не
работали успешно выпускники школы "Миквэ Исраэль". В настоящее время в
школе свыше 1000 учащихся и сотрудников. При школе работают опытная
станция и ботанический сад. Ей принадлежит 3300 дунамов земли.
АЗОР. Южнее школы "Микве Исраэль", на шоссе Тель-Авив - Иерусилис
находится поселок городского типа Азор.
Поселок сохранил древнее имя бывшего здесь поселения Язор,
трансформировавшееся впоследствии в Азор. Название "Язор" впервые
упомянуто в письменных источниках XIII века.
Во время крестовых походов Ричард Львиное Сердце построил здесь
крепость для защиты дороги на Иерусалим.
В течение нескольких веков здесь существовала небольшая арабская
деревушка. Во время войны за Независимость в деревне укрепились части
арабского легиона , перекрывавшие дорогу на Иерусалим. После упорного боя
враг был разбит. В память погибших бойцов Хаганы установлен обелиск у
обочины шоссе Тель-Авив - Иерусалим. После окончания войны за
Независимость арабы покинули деревню, и в ней поселились первые еврейские
поселенцы, которых было вначале 12 человек. Сегодня здесь живет около 6
тыс. человек.
При археологических раскопках на территории Азора обнаружено древнее
кладбище. На нем нашли несколько саркофагов. Захоронения относятся к
ханаанскому, израильскому и римскому периодам. Обнаружены в городе и
остатки сооружений этих периодов, в частности, остатки синагоги
византийского периода с частично уцелевшими надписями, высеченными на
камнях. В том же районе находятся остатки крепости крестоносцев. Одна из
сохранившихся башен крепости впоследствии была перестроена в мечеть.
РАМЛА. Город Рамла находится в 17 километрах от Тель-Авива. Название
происходит от арабского слова "рамель" - песок, что характеризует почву
участка, на котором было построено поселение.
В прошлом роль Рамлы была очень велика, так как город находился у
"морского пути", проходившего из Египта в Сирию и Мессопотамию. В то же
время Рамла служила мостом, связывающим город Яффа (крупнейший порт на юге
страны) с Иерусалимом.
Рамла основана в 717 году халифом Сулейманом бен-Абед эль-Малик как
столица Эрец-Исраэль и Сирии.
Еврейская община в городе существовала и при мусульманских властях. В
Рамле находилась в 1015 - 1020 годах Высшая еврейская духовная школа,
которая ранее находилась в Иерусалиме. Крестоносцы, захватив город,
изгнали евреев.
Рамла дважды подвергалась землетрясениям. В 1067 году в результате
землетрясения город был разрушен до основания. При этом погибло около двух
с половиной тысяч жителей. После восстановления Рамла снова подверглась
разрушениям.
В начале XIV века Рамла становится крупным центром, в котором была
значительная еврейская община.
При турецких властях Рамла вновь теряет свое значение.
С началом периода британского мандата началось строительство
шоссейных и железных дорог. Тогда же получило распространение еврейское
поселенчество в этом районе.
Значение Рамлы стало возрастать. В 1897 году в городе проживало около
200 евреев, работавших в сельском хозяйстве в окружавших Рамлу поселках.
В годы войны за Независимость Рамла была покинута арабским населением
и заселена евреями, прибывшими со всех концов мира на свою историческую
родину. Для них строились новые кварталы жилых домов. Город быстро рос и
развивался.
Рамла превратилась в важный транспортный узел страны. Здесь
скрещиваются шоссейные дороги, ведущие в Тель-Авив и Иерусалим, Хайфу и
Беер-Шеву. Тут также железнодорожный узел, откуда отходят ветки в
Тель-Авив, Хайфу, Иерусалим, Ашдод, Беер-Шеву и Димону.
Рамла - административный центр окружающих ее сельскохозяйственных
поселений. Сейчас здесь живет 37 тыс. человек.
Основной достопримечательностью города является так называемая "Белая
башня", находящаяся на пересечении улиц Герцля и Герцог. Это 30-метровый
минарет главной городской мечети, построенной в XIII веке султаном
Бейбарсом. Все четыре стены башни украшены стрельчатыми окнами. У подножия
башни руины гробниц VII - VIII веков н. э.
В центре города, чуть в стороне от улицы Герцля, стоит церковь
Никодима и Иосифа, основанная орденом францисканцев. Церковь построена в
1902 году на месте старой монастырской гостиницы, в которой в 1799 году
Наполеон устроил свой штаб. В церкви привлекает внимание красивый витраж
над алтарем (подарок короля Италии).
Выехав из Рамлы в сторону Иерусалима, сворачиваем вскоре вправо по
дороге в киббуц Гезер. Проехав еще три километра, увидим Тель-Гезер -
холм, на котором раскопаны руины библейского города Гезер.
ТЕЛЬ-ГЕЗЕР. Холм, где располагался библейский город, господствовал
над стратегически важной дорогой, ведущей к побережью. Гезер был превращен
в крепость царем Соломоном.
На территории раскопок можно осмотреть каменные колонны ханаанского
храма. Находки, включающие посуду 5000-летней давности, украшения и
предметы домашнего обихода, выставлены в музее Рокфеллера в Иерусалиме.
После осмотра мест раскопок возвращаемся на шоссе и продолжаем путь в
сторону Иерусалима. Въезжаем в Аялонскую долину, через которую в
библейские времена проходил путь на Иерусалим. Это та самая долина, где
Иисус Навин, по преданиям, остановил солнце во время битвы с объединенными
армиями пяти царей Южного Ханаана.
Здесь Давид и Саул нанесли поражение филистимлянам. В этой долине
Иуда Маккавей выиграл битву у греков и овладел дорогой на Иерусалим. Через
нее проходили крестоносцы и воины Саладина. Здесь во время первой мировой
войны были сосредоточены войска союзников перед походом на Иерусалим.
ЛАТРУН и его окрестности. Аялонская долина ограничена холмами
Латруна, на склонах которых раскинулась вся, засаженная садами и
виноградниками, территория Латрунского монастыря Богородицы. Монастырь
основан в 1890 г. монашеским орденом траппистов. Нарядное здание главного
монастырского здания, украшенное аркадой, все утопающее в зелени, видно
издалека.
В библейские времена здесь была деревушка, из которой, по преданию,
были родом разбойники, распятые вместе с Христом.
На вершине холма находятся руины придорожной крепости крестоносцев,
разрушенной Саладином. От крепости сохранились остатки вала и к западу от
него остатки ворот. К северу от вала идут три ряда крепостных помещений.
Частично эти помещения использовались иорданскими солдатами как опорные
пункты во время Шестидневной войны. Около этого места проходят траншеи и
окопы, выкопанные иорданскими солдатами.
В наши дни Латрунский монастырь славится отличными винами, которые
изготовляются из винограда, выращиваемого на принадлежащих монастырю
виноградниках. Эти вина можно приобрести в магазине, находящемся на
территории монастыря. Тут же можно приобрести и очень ароматный и вкусный
мед с монастырской пасеки.
Влево от монастыря уходит дорога на Рамлу. По этой дороге можно
попасть в деревню Имвас, название которой связано с восстанием Маккавеев.
В христианском мире это место известно как Эммаус. Здесь Христос, по
преданию, явился перед учениками после своего воскрешения. В память об
этом в конце прошлого столетия построена на остатках древнего храма
церковь Спасителя.
Возвращаемся к Латруну. От Латруна до Иерусалима 26 километров.
БЕЙТ ДАГАН И КФАР ХАБАД. Недалеко от Азора, к востоку от него,
находится поселение Бейт Даган. Это село было покинуто арабами после войны
за Независимость и заселено еврейскими поселенцами, в основном выходцами
из Болгарии. Проезжаем это селение по шоссе Тель-Авив-Иерусалим и через
несколько километров видим указатель направо к Кфар Хабад (деревня
Хабадников). Это наиболее известное сельскохозяйственное поселение,
заселенное хасидами. Их духовным руководителем является Любавический
рабби. В поселении есть большая йешива. Жители поселения чрезвычайно
гостеприимны. Посетителям представляется возможность познакомиться с
повседневной жизнью хасидов.
После посещения Кфаб Хабад возвращаемся на главное шоссе. У Лода
дорога разветвляется. Направо шоссе идет к Рамле, налево - к Иерусалиму.

ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
РАМАТ ГАН - ГИВАТАИМ - САВИОН - БНЕЙ БРАК - ПЕТАХ ТИКВА И
ЕЕ ОКРЕСТНОСТИ - МОДИИН - ЛОД

РАМАТ ГАН. Выезжаем из Тель-Авива на шоссе ТельАвив-Хайфа. Следуем до
поворота к поселку Арлозоров и вскоре въезжаем в Рамат Ган. Основан в 1921
году. До 1933 года имел ярко выраженный сельскохозяйственный облик. С 1933
года начала развиваться промышленность. В 1950 году Рамат Ган получил
статус города. Сейчас в городе около 140 тыс. жителей. Рамат Ган является
крупнейшим в стране алмазным центром. На главной улице города - улице
Жаботинского - стоит внушительное 28-этажное здание алмазной биржи. В
Рамат Гане находится крупнейший в стране стадион. Имеется и университет
религиозного направления - Бар Илан. На окраине города находится
единственное в стране, да и на всем Ближнем Востоке, Сафари, на территории
которого помещается и переведенный из Тель-Авива зоопарк. На своей машине
или в специальном миниавтобусе можно совершить увлекательную прогулку по
Сафари. В секции для львов не рекомендуется держать окна машины открытыми.
В районе Рамат Гана на берегах реки Яркон ведутся археологические
раскопки. Обнаружены пещерные захоронения ханаанского периода.
ГИВАТАИМ. Он находится южнее Рамат Гана и является административным
центром сельскохозяйственного района. Основан в 1942 году, статус города
получил в 1954 году. Население 50 тыс. человек. Город расположен между
двумя холмами, отсюда и название - "Гиватаим" (в переводе на русский - два
холма).
В районе археологических раскопок обнаружены пещерные захоронения
различных исторических периодов и фундамент крепости времен израильских
царств.
САВИОН. Это поселок городского типа, расположенный к востоку от Рамат
Гана. В его окрестностях росло много одуванчиков. Отсюда название поселка
(в переводе с иврита "савиньон" - одуванчик). Основан поселок в 1954 году.
Заселен в основном выходцами из Южно-Африканской республики. Население
составляет около трех тысяч человек.
Поселок примечателен своими роскошными виллами и большим числом
миллионеров, живущих здесь.
БНЕЙ БРАК. Город находится в 7 километрах от Тель-Авива. Свое имя
унаследовал от древнего поселения, упоминаемого в Библии. Поселение
находилось чуть южнее современного города. В этом месте поселилось некогда
колено Дан. В свое время Бней Брак был важным центром изучения Мишны и
Талмуда. В Бней Браке находилась йешива, основанная рабби Акивой.
Упоминается город и в письменных источниках периода крестоносцев.
Современный Бней Брак основан в 1924 году группой хасидов, выходцев
из Варшавы. В 1949 году он получил статус города. Со времени основания и
по сей день большинство населения строго придерживается религиозных норм и
установлений. В городе много йешив и других религиозных учреждений.
Численность населения - 83 тыс. человек.
ПЕТАХ ТИКВА (врата надежды) - первое и старейшее еврейское
сельскохозяйственное поселение в Палестине, основанное в 1878 году. Сейчас
это крупный промышленный город с населением в 115 тыс. человек. У въезда в
город стоит трехпролетная каменная аркада, установленная в память барона
Эдмонда де Ротшильда, оказавшего большую помощь первым поселенцам.
Большой интерес представляют окрестности Петах Тиквы. Выехав из
города, свернем от бензоколонки вправо и, проехав киббуц Гиват а'Шлоша,
через несколько минут увидим на холме слева от дороги остатки мощной
крепости. Это Антипатрис - крепость, построенная Иродом и названная им в
честь своего отца Антипатра. Антипатрис стоит у источников, дающих начало
реке Яркон. Назначение крепости - охрана "Виа Марис" (Морская дорога),
которая вела от побережья вглубь страны. Антипатрис построен на руинах
библейского города Афек. Он был важным стратегическим пунктом, защищавшим
проход с севера на юг по прибрежной долине. У Афека произошла решающая
битва израильтян с филистимлянами в период Судей во времена пророка
Самуила. В XII веке здесь был укрепленный форт крестоносцев, который носил
название: "Форт у глухих источников". Он органично включал в себя стены
крепости Ирода.
Проезжаем киббуц Эйнат. Еще три километра, и мы у подножья холма, на
котором возвышаются руины крепости Мирабель, построенной крестоносцами на
месте более раннего поселения византийского периода. Об этом
свидетельствует древнегреческая надпись над входом в крепость. Надпись
повествует о христианском мученике по имени Керикос, убитом вместе с
матерью римлянами в IV веке н. э.
Крепость была захвачена Саладином и разрушена.
Еще четыре километра - и перед нами римский мавзолей, постройка
которого датируется II веком н. э. Несмотря на прошедшие бурные века, он
почти не пострадал. Сохранились даже две коринфские колонны,
поддерживающие карниз портала. Позднее арабы превратили мавзолей в мечеть,
устроив в его стене михраб (михраб - ниша для молитв). Мечеть получила имя
"Неби Иехия" в честь пророка Иоханана (Иехия - арабская транскрипция этого
имени).
Немного дальше - указатель поворота на Модиин.
МОДИИН. Это предполагаемое место гробниц Маккавеев среди
многочисленных могил, выдолбленных по склону холма. Арабы называют это
место "Кубур эль-егуд" (могилы евреев). Ученики тель-авивской гимназии
Герцля в 1910 году собрались у древних еврейских могил в праздник Ханука и
зажгли первую ханукальную свечу. С тех пор возникла традиция устраивать
торжественную церемонию по случаю праздника Хануки в Модиине. Члены
спортивного общества "Маккаби" зажигают здесь факел и доставляют в
Иерусалим в резиденцию президента государства.
В двух километрах от Модиина - арабская деревня Модия. Предания
гласят, что именно здесь родились Маккавеи.
Побывав в Модиине, возвращаемся на главное шоссе и, проехав пять
километров, попадаем в Лод.
ЛОД (ЛИДДА). Это очень древнее поселение, заселенное когда-то
хананеянами, позже евреями из колена Вениаминова. Еще во времена правления
династии Маккавеев это было чисто еврейское поселение. В 43 году до н. э.
все его жители были угнаны в рабство.
Упоминается этот город, носивший в те далекие времена название Лидда,
и в Библии. В Новом Завете описывается посещение Лидды святым Петром.
Через несколько десятилетий после этого события город был сожжен дотла
римлянами. Впоследствии он был восстановлен. По преданиям, в Лоде родился
святой Георгий - святой патрон Англии. Здесь находится его гробница, над
которой уже в VI веке н. э. была воздвигнута базилика, на руинах которой
крестоносцы воздвигли церковь.
Эта церковь была разрушена Саладином. Только в 1870 году ее
восстановили усилиями греко-православной церкви.
Вновь отстроенная церковь св. Георгия включила в себя остатки стен
церкви, построенной еще крестоносцами. Особенно заметна старинная кладка
стен в крипте, где стоит каменная гробница, на стенках которой видно
рельефное изображение св. Георгия. В крипту ведут две ступени у алтаря.
Над входом в церковь - скульптурная сцена, изображающая св. Георгия,
поражающего копьем дракона.
Напротив храма, через дорогу - греческий монастырь.
Сейчас Лод крупный промышленный центр с населением в 37 тыс. человек.
В четырех километрах от Лода расположен крупнейший международный
аэропорт страны имени первого главы правительства Израиля Бен-Гуриона.
Аэропорт возник еще во времена английского мандата, но достиг уровня
мировых стандартов только после образования еврейского государства.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
РААНАНА - КФАР САБА - КАЛЬКИЛИЯ

РААНАНА. Это поселение городского типа, расположенное на перекрестке
дорог Тель-Авив - Хайфа и Кфар Саба - Герцлия. Образовано на базе
сельскохозяйственного мошава в 1921 году. Его первые жители - выходцы из
Северной Америки.
КФАР САБА. Город носит имя древнего поселения, бывшего когда-то в
этом месте. Нынешняя Кфар Саба расположена недалеко от поселка Раанана, в
22 километрах от Тель-Авива.
Земля, на которой стоит город, приобретена еще в 1896 году.
Турецкие власти долгое время не давали разрешения на строительство
домов на этом месте.
Первые еврейские поселенцы обосновались здесь только в 1905 году и
занимались земледелием. Первые постоянные дома были построены в 1912 году.
В первую мировую войну мошав дал приют евреям, изгнанным турецкими
властями из Тель-Авива и Яффо.
В 1918 году Кфар Саба оказалась на линии огня и была полностью
разрушена в ходе боев между турецкими и английскими войсками.
В 1919 году началось восстановление поселения. В 1921 году во время
арабских беспорядков Кфар Саба была вновь разрушена. В 1924 году поселенцы
снова вернулись сюда и уже окончательно.
Во время волны погромов в 1936-1939 годах, селение неоднократно
подвергалось нападениям банд погромщиков, но все атаки были отбиты силами
еврейской самообороны.
После второй мировой войны поселение приняло много репатриантов и
начало быстро развиваться. Сейчас это промышленный город с населением в 40
тыс. человек.
КАЛЬКИЛИЯ. Это арабское поселение на границе долины Шарона и гор
Самарии, в трех километрах к востоку от Кфар Саба. Калькилия стоит на
месте древнего поселения, через которое проходила одна из основных дорог,
проложенных в римский период. Во время первой мировой войны здесь
поселилось несколько еврейских семей, изгнанных из Тель-Авива. После войны
за Независимость в соответствии с условиями перемирия Калькилия отошла к
Иордании. В 50-60 годах Калькилия служила базой для террористов. Во время
Шестидневной войны селение частично было разрушено. После окончания войны
Калькилия была восстановлена и заселена. Сейчас здесь живет 9 тыс.
жителей, занятых в основном сельским хозяйством.

 

СЕВЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
ГЕРЦЛИЯ - НАТАНИЯ - МИХМОРЕТ -
ХАДЕРА - ПАРДЕС ХАНА - КЕСАРИЯ - ЗИХРОН ЯАКОВ - ЭЙН ХОД

ГЕРЦЛИЯ. К северу от Тель-Авива идет шоссе на Хайфу. Недалеко от
предместий Тель-Авива, по правую сторону от шоссе, находятся районы
шикарных вилл. Это Герцлия, находящаяся в 13 километрах от Тель-Авива и
Кфар Шмарияу (рядом с Герцлией). В этих местах живут многие иностранные
дипломаты.
Если свернуть влево к морю, то на побережьи в районе между Герцлией и
Кфар Шмарияу можно осмотреть остатки замка крестоносцев, построенного на
месте эллинского порта Апполония.
Возвращаемся на шоссе и продолжаем путь в город-курорт Натанию,
находящийся в 25 километрах от Тель-Авива.
НАТАНИЯ была основана в 1929 году как центр цитрусоводства, бурно
развивавшегося в Шаронской долине. Город назван в честь американского
филантропа Натана Штрауса.
Благодаря своему удачному местонахождению, наличию теплого моря,
красоте окружающего ландшафта и близости к Тель-Авиву, Натания
превратилась в крупнейший курорт, очень популярный не только у израильтян,
но и у зарубежных туристов.
Промышленность города главным образом специализируется на обработке
алмазов. Но в основном местные жители заняты в сфере туристского сервиса.
Население Натании составляет 110 тыс. человек.
В окрестностях Натании находится единственный в Израиле институт
физического воспитания имени Орда Вингейта. Институт основан в 1953 году с
целью подготовки специалистов высокого класса в области физкультуры и
спорта. Институт назван в честь большого друга Израиля Вингейта, бывшего
английского офицера, который в 1938 году был инструктором Хаганы - боевой
военизированной организации еврейской молодежи.
Из Натании мимо курортного поселка Михморет с его золотыми пляжами
наш путь лежит в деревню Кесарию.
МИХМОРЕТ. В настоящее время это курортный поселок, расположенный на
берегу Средиземного моря, в 9 километрах к северу от Натании. Поселок
основан в 1945 году. Первоначально жители занимались рыбной ловлей. Отсюда
и символическое название поселка - Михморет. В переводе на русский это
слово означает невод.
С течением времени и ростом уровня жизни в стране, прекрасные
климатические и природные условия Михморета стали привлекать все больше и
больше отдыхающих. Были оборудованы прекрасные пляжи и созданы условия для
отдыха тысяч туристов.
Сейчас в Михморете свыше тысячи жителей, занятых в основном в сфере
туристского обслуживания.
Несколько южнее Михморета - руины древнего порта и остатки поселения
ханаанского периода.
ХАДЕРА. Город находится восточнее Михморета. Название города
происходит от бывшего ранее в этом месте арабского селения Эль-Худира
(Зеленый город).
Первые еврейские поселенцы появились здесь в 1890 году. Это были
репатрианты из России.
Сейчас это административный центр с населением в 37 тыс. человек.
В районе археологических раскопок найдены захоронения периода Второго
храма и остатки сооружений византийского периода.
ПАРДАС ХАНА находится в 6 километрах к северо-востоку от Хадеры. 16
тыс. жителей. Статус города получила в 1969 году. Город назван в честь
дочери барона Ротшильда Ханы. (Пардес, в переводе с иврита, - цитрусовый
сад). В прошлом это был мошав. После образования Израиля на территории
мошава были построены так называемые "мааборот" (временные бараки) для
репатриантов. Обитатели этих бараков и составили ядро жителей нового
города.

КЕСАРИЯ

На побережьи Средиземного моря, в 43 километрах от Хайфы и в 36
километрах от Тель-Авива, восстал из небытия древний город Кесария. При
раскопках, проведенных в пятидесятые годы нашего столетия, открыты
достаточно хорошо сохранившиеся город и крепость, построенные Иродом за 30
лет до рождения Христа.
Сначала это был небольшой финикийский порт, возникший в IV веке до н.
э. В дальнейшем римский кесарь Август подарил этот участок земли Ироду,
который построил красивый город с крепостью и назвал его в честь кесаря
Августа Кесарией.
Именно здесь, во времена римских прокураторов, была резиденция Понтия
Пилата. Тут же, по преданиям, бывал св. Петр, в местной тюрьме сидел
апостол Павел.
500 лет Кесария была столицей римской провинции. Отсюда вышел в поход
печально знаменитый десятый легион, разрушивший Иерусалим.
Кесария была центром христианской культуры на заре христианства. В
ней находилась обширная библиотека, вторая после Александрийской.
Персы, а потом арабы, уничтожили эту культуру. Почти сто лет городом
владели крестоносцы, также приложившие руки к разграблению богатств
Кесарии. Среди их добычи был так называемый "Святой Грааль" - чаша из
целого изумруда. По преданиям, этой чашей пользовался Христос во время
Тайной Вечери.
Затем Кесария была захвачена Саладином и окончательно разгромлена и
разграблена. Это произошло в 1291 году. И только уже в наше время
израильские археологи снова вернули древний город к жизни.
Современная Кесария - это небольшой курортный поселок, соседствующий
с городом-музеем под открытым небом, застроенный роскошными виллами, .
К основным достопримечательностям древней Кесарии относятся:
ГОРОД КРЕСТОНОСЦЕВ. Построен в XII - XIII веках н. э. Город был
обнесен массивными стенами и окружен рвом шириной 10 м и глубиной 15 м. В
настоящее время реконструирован мост, ведущий к главным воротам, возле
которых возвышаются на 10 метров руины сторожевой башни. На территории
города находятся руины базилики св. Павла.
К западу от Города крестоносцев сохранились следы их порта,
сооруженного в том месте, где были в свое время византийские и римские
гавани.
СООРУЖЕНИЯ РИМСКОГО И ВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДОВ. К югу от Города
крестоносцев (примерно в километре от него) находится римский амфитеатр,
по-cтроенный во II веке н. э. Он реставрирован в 1961 году и здесь
проводятся фестивали искусств, ставшие традиционными.
К северу от Города крестоносцев тянется римский акведук, построенный
во II веке н. э. для подачи воды в город с горной цепи Кармель.
К востоку от Города крестоносцев находится так называемая "Улица
статуй". Это часть форума византийского периода. В этом месте стоят две
гигантские безголовые статуи: одна из белого мрамора, другая из
порфирного. Они установлены на остатках мозаичного пола, на котором видны
надписи на древнегреческом языке.
Севернее "Улицы статуй" находится ипподром, вход на который украшен
крестом. Здесь сохранились дорожки для конных бегов длиной 320 м и шириной
60 м каждая.
* * *
Продолжаем продвигаться от Тель-Авива на север. Вскоре после Кесарии
на холмах, справа от шоссе, появятся дома города Зихрон Яаков.
ЗИХРОН ЯАКОВ. Город очень живописен и весь утопает в зелени. В 9
километрах от города расположен прекрасный пляж на берегу Средиземного
моря.
Зихрон Яаков - центр виноделия. Вина, изготовляемые на его заводе из
винограда, выращиваемого в окрестностях города, славятся и за рубежом. На
этом заводе стоит побывать, чтобы продегустировать его продукцию.
Своим процветанием Зихрон Яаков, основанный в 1882 году, во многом
обязан барону Эдмонду де Ротшильду. В связи с этим город назван в память
отца барона - Яакова (Зихрон Яаков - память о Яакове). Ротшильд приобрел
для первых поселенцев оборудование для винного завода, регулярно оказывал
поселенцам финансовую помощь.
Умирая в 1934 году в Париже, Ротшильд выразил желание быть
похороненным на Святой земле. Спустя 20 лет, это желание было выполнено, и
его прах захоронен на южной окраине Зихрон Яакова в роскошном парке,
называемом "Рамат а'Надив", разбитом в память о Ротшильде. От гробницы,
где покоится рядом со своей женой Аделаидой барон Ротшильд, открывается
прекрасный вид на прибрежную равнину. Парк открыт с 9 до 14 часов.
К северу от парка находится здание оригинальной формы, напоминающее
развернутый свиток. Это сооружение носит название "Яд Меясдим" (памятник
основателям). На стенах барельефы, изображающие эпизоды из истории жизни
первых поселенцев. На лужайке около памятника выставлены
сельскохозяйственные орудия первых поселенцев.
Недалеко от Зихрон Яакова, на склоне горной гряды Кармель,
расположено любопытное место:
ЭЙН ХОД. Это было разрушенное и покинутое арабами село. Вскоре после
окончания войны за Независимость художник Марсель Янко обратился к
правительству Израиля с просьбой разрешить ему и нескольким другим
художникам основать в этом живописном месте "Колонию художников". Просьба
была удовлетворена. С помощью хайфского муниципалитета пустырь был
превращен в цветущий сад, в котором, в восстановленных и преображенных
фантазией художников домах, поселились люди творческого труда: скульпторы,
художники, музыканты, мастера художественных промыслов.
В поселке есть художественная галерея. Функционируют классы живописи,
скульптуры. Работают мастерские по изготовлению художественной керамики.
Летом в открытом театре устраиваются концерты.
* * *
Горная гряда Кармель находится уже в пределах Галилеи.
ГАЛИЛЕЯ
Из Иерусалима в Галилею ведут два пути: один через Самарию, другой
через Шаронскую долину, которая начинается у города Рамла.
Ландшафт Галилеи чрезвычайно разнообразен: низменности и параллельные
невысокие горные цепи характерны для Нижней Галилеи, высокие горы и
обширные плоскогорья - для Верхней. На территории Галилеи есть несколько
довольно больших водопадов, наконец, в Галилеи находится жемчужина Израиля
- озеро Кинерет, которое именовалось и Галилейским морем.
Обе части Галилеи существенно различаются как по высоте гор, так и по
своей топографической структуре. Самая высокая вершина Нижней Галилеи -
гора Камон (600 метров) не достигает и половины высоты самой высокой горы
Верхней Галилеи - горы Мирон (1208 метров).
НИЖНЯЯ ГАЛИЛЕЯ. От гор Самарии начинается обширная долина, которая
делится на две части: западную - Изреэльскую долину (Эмек Изреэль) и
восточную - долину Харод.
Земли в Изреэльской долине очень плодородны. Именно здесь еще в 20-е
годы национальный фонд "Керен Каемет" начал скупать у арабских шейхов
землю.
Между Изреэльской долиной и восточными плоскогорьями возвышаются две
горы: Тавор и Гиват а'Морэ. Горы Назарета окаймляют Изреэльскую долину с
севера.
В сердце Нижней Галилеи лежит долина Бейт Нетофа (к северу от
Назаретских гор). Западная часть этой долины используется в качестве
огромного водного резервуара в системе водоснабжения. Плотина, построенная
в долине в 1952-1954 гг., образовала искусственное озеро.
Далее на север идут горные цепи Хазон и Камон. Еще севернее находится
долина Бейт Керем, разделяющая Галилею на Верхнюю и Нижнюю.
ВЕРХНЯЯ ГАЛИЛЕЯ. Лишь половина Верхней Галилеи находится в пределах
государства Израиль. Северная часть Галилеи, раскинувшаяся вплоть до реки
Литани, находится в Ливане.
Обильные атмосферные осадки, которыми отличается Верхняя Галилея от
остальных районов страны, вызывают явления "карста" - химического
растворения меловых и доломитовых пород. В результате этого в Верхней
Галилее образовалось множество карстовых пещер. Наиболее известными
являются величественные пещеры Саса и Альма. Центральную часть Верхней
Галилеи занимает горный массив Мирон, отдельные вершины которого достигают
тысячи с небольшим метров. На западе расположены горы Пекиина.
Для всей Галилеи характерно, что в отличие от других районов страны,
здесь имеется избыток воды, и это подчас приводит к нежелательным
последствиям. Красноземные почвы долин Галилеи не обеспечивают
удовлетворительный естественный дренаж. Это приводит к высокой
заболочиваемости местности, что наблюдалось здесь до не столь давних пор.
Правда, так было не во все исторические периоды. В римско-византийскую
эпоху в долинах Галилеи болот, ставших впоследствии проклятием этих мест,
не существовало. Местность была густо заселена, почва отличалась
плодородием. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне ирригации и
земледелия в ту эпоху. Факт отсутствия в долинах Галилеи болот
засвидетельствован и в Талмуде.
После завоевания Галилеи арабами наступил период упадка,
продолжавшийся несколько столетий. Неудивительно, что после первой мировой
войны основные земельные площади, пригодные для земледелия: долины Хула,
Изреэльская, Харод, долина Иордана, были незаселенными, заболоченными
областями, рассадниками малярии - бича этих мест.
Начало еврейского заселения долин Галилеи относится к годам,
предшествовавшим началу первой мировой войны. Однако серьезные
сельскохозяйственные и ирригационные работы развернулись лишь после
окончания первой мировой войны. Характерным примером таких работ является
работа по освоению земель долины Хула. Только в наши дни осуществлен
гигантский проект осушения болот. Вдоль всей долины был прорыт ряд
каналов, которые обеспечивали сток излишней воды в озеро Кинерет. Сейчас,
вместо озера Хула и примыкающих к нему болот, можно увидеть несколько
прудов для промышленного рыболовства. Есть в долине Хула государственный
заповедник, созданный для сохранения характерного для этой местности
животного и растительного мира. Сегодня на отвоеванной у болот земле
созданы богатейшие киббуцы, такие как Неот Мордехай, Хулата и другие.
Позабыли в этих краях и о свирепствовавшей когда-то малярии.
Приблизительно так же происходило освоение и других подобных районов,
в частности, Изреэльской долины, которая в 1920 году представляла собой
сплошное малярийное болото. Сейчас это житница Израиля.
Благодаря своему горному рельефу и отдаленности, Галилея издавна была
районом-убежищем, районом-крепостью. В горах Галилеи нашло убежище колено
Нафтали, спасаясь от врагов, расположившихся в долинах и низменностях.
Во время войны с римлянами, в период Второго храма, зелоты построили
в Галилее 6 из 16 своих крепостей.
В горах находят много руин древних еврейских поселений, относящихся к
эпохе Второго храма, развалины древних синагог и гробниц. Наиболее
известные из них находятся в Пекиине и Мироне.
Нашли здесь себе убежище национальные и религиозные меньшинства. В
Галилее живет две трети от их общего числа. Так марониты, центр которых
находится в Ливане, живут в Гуш Халав. Черкесы-мусульмане, бежавшие с
христианского Кавказа в конце XIX века, живут в деревне Рехания и деревне
Кама. В Акко поселились приверженцы религии бахай, возникшей в Иране в XIX
веке. В деревнях Верхней Галилеи осели друзы. Это секта, отклонившаяся от
ислама тысячу лет тому назад и переселившаяся из Египта в Палестину и
Ливан. Друзы - третье по численности меньшинство в Израиле, после
мусульман и христиан, занимают несколько особое положение. Они полностью
включились в жизнь страны, вплоть до службы в армии.
Сейчас Галилея представляет собой сплошной "район развития". Строятся
новые города, основываются все новые и новые мошавы и киббуцы, насаждаются
сады и леса.
Галилея с ее удивительными ландшафтами, богатейшей природой,
прекрасным климатом и многочисленными достопримечательностями привлекает
массу туристов.
Длительное время покой и мирный труд жителей Галилеи нарушался
террористами из так называемой "Организации освобождения Палестины",
обосновавшимися в Ливане. Взрывались снаряды и ракеты, лилась кровь мирных
жителей. Летом 1982 года Армия Обороны Израиля провела операцию под
названием "Шлом а'Галиль" (мир Галилее). В итоге террористы изгнаны из
Южного Ливана, а жители Галилеи обрели мир и покой.
Крупнейшим городом Галилеи, крупнейшим портовым городом Израиля
является город Хайфа.
ХАЙФА
Город, второй по промышленному значению после Тель-Авива, широко
раскинулся по склонам знаменитой библейской горы Кармель и у ее подножия.
Хайфа сравнительно молодой город. Она была основана в римскую эпоху. В
качестве крупного поселения Хайфа существует лишь с эпохи крестоносцев
(XIвек).
В дальнейшем Хайфа была разрушена мамелюками и только в XVIII веке
была восстановлена в качестве сторожевого пункта для охраны сухопутных
дорог округи. В конце прошлого столетия Хайфа была бедной арабской
деревушкой. В 1905 году это был маленький городок с населением в 10 тыс.
человек. В свое время Хайфа была центром нелегальной иммиграции.
Большинство репатриантов прибывало тогда в страну через Хайфский порт. В
память об этих героических днях в Хайфе создан Музей нелегальной
иммиграции.
В настоящее время в городе проживает около 240 тыс. человек.
Хайфа начала быстро развиваться именно как портовый город, когда
естественная гавань древнего Акко, бывшего в течение веков главным портом
Галилеи, перестала удовлетворять потребности современного флота. Кроме
того, с расширением сети железных дорог во времена британского мандата,
Хайфа превратилась в узловой центр железнодорожных путей Палестины. Но все
же основным фактором, повлиявшим на бурное развитие Хайфы, был современный
порт - центральные ворота страны. Постройка порта началась в 1929 году и
была завершена в 1933. С тех пор порт неоднократно модернизировался.
Быстрыми темпами развивалась промышленность, призванная удовлетворять
нужды флота. Построен крупный судостроительный завод с сухим доком для
ремонта кораблей. На заводе работает свыше 2000 человек. Приблизительно
четверть из них - выходцы из СССР. Большая часть продукции завода идет на
экспорт. Завод почти полностью удовлетворяет нужды Армии Обороны Израиля.
Хайфа резко отличается от других городов Израиля. Прежде всего это
город-труженик. Большинство населения города составляют пролетарии и
трудовая интеллигенция. Хайфа - единственный город в стране, где городской
транспорт работает по субботам, да и многие увеселительные заведения тоже.
Вообще в Хайфе зримо проступают черты, характерные для крупных портовых
городов европейского средиземноморья.
В Хайфе функционирует единственная в стране линия метрополитена. По
этой линии курсирует электропоезд "Кармелит", связывающий жилые кварталы
Кармеля с территорией порта. Поездка на метро от подножия горы Кармеля до
массива Центрального Кармеля занимает 10 минут. На трассе 6 станций. Метро
сдано в эксплуатацию в 1959 г.
Хайфа еще и город студентов. Помимо молодого университета,
основанного в 1963 году, в Хайфе есть политехнический институт, именуемый
Технионом. Технион создан в 1912-1914 годах. С тех пор он непрерывно
растет. Технион не только высшее учебное заведение, готовящее инженеров в
разных областях техники, но и научный центр прикладных инженерных наук. Он
пользуется большим авторитетом во всем мире. Дипломированных специалистов
хайфского Техниона охотно берут на работу крупнейшие фирмы и предприятия
свободного мира.
И, наконец, украшение хайфского пейзажа - гора Кармель.
Кармель представляет собой горный хребет, тянущийся на 25 км. В своей
высшей точке Кармельская гряда достигает 546 метров. Почва Кармеля
известна своим плодородием. В древности ее склоны были покрыты
виноградниками и садами. Недаром гора носит название Кармель ("Виноградник
Божий"). Да и в наше время в городской пейзаж Хайфы органично вписываются
многочисленные сады и парки Кармеля.
Кармель почитается верующими всех трех основных монотеистических
религий. Эта гора считается местом жития Ильипророка, местом, откуда он,
по преданиям, вознесся на небо. На вершине горы пророк молил Бога о
прекращении трехлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в
небе дождевого облака.
Римский император Веспасиан приносил на этой горе жертву Юпитеру.
С торжеством христианства на Кармеле возникла целая сеть монастырей.
Самым крупным и известным считается католический монастырь ордена
кармелитов. Своим названием орден обязан горе Кармель. Монастырь этого
ордена существует на горе с начала XIII века. Он периодически разрушался и
вновь восстанавливался. В настоящем виде монастырь существует с начала XIX
века. Он стоит на одном из самых живописных отрогов горы Кармель со
стороны моря на высоте 230 метров.
Базилика монастыря построена в плане в виде креста и увенчана большим
куполом. Под главным алтарем, над которым высится статуя Богоматери,
находится пещера, куда ведет несколько ступеней. В пещере устроен алтарь,
посвященный Илье-пророку.
Во время осады Наполеоном Акко в 1799 году в монастыре был
организован госпиталь для раненых наполеоновских солдат. Сохранился
памятник солдатам, скончавшимся в этом госпитале.
Недалеко от монастыря находится здание с маяком. Над входом - статуя
Мадонны. Это сооружение называется "Стелла Марис" (морская звезда).
Хайфа не богата достопримечательностями. Наибольшим ее достоинством
является городской ландшафт, поразительные по красоте виды, открывающиеся
с городских улиц, устремляющихся вверх по склонам горы Кармель.
Знакомство с городом и его достопримечательностями начнем с улицы,
которая носит интригующее название "Яфе Ноф". Дословно это переводится как
"красивый вид". Проще всего добраться сюда на метро. Нижняя конечная
станция хайфского метрополитена находится на Кикар Парис (Парижская
площадь), недалеко от главного входа на территорию хайфского порта. Едем
до конечной остановки "Ган а'Эм" (Сад Матери). Стоит посетить этот парк,
находящийся рядом со станцией метро, и побывать в зоопарке и музее
"Истории древнего мира", расположенных на территории парка. В музее
представлены экспонаты, дающие представление о периоде каменного века. В
основном это находки археологических изысканий в пещерах Кармеля. Музей и
зоопарк открыты в обычные дни с 8 до 16, в пятницу с 8 до 13, в субботу с
9 до 16 часов.
Побывав в парке Ган а'Эм, выходим на шдерот Ганаси и идем в
северо-восточном направлении к вершине горы. Вскоре бульвар сворачивает
влево, мы же продолжаем двигаться прямо и через Ливанские ворота (Шаар
а'Леванон) проходим на улицу Яфе Ноф, идущую по гребню горы Кармель. Здесь
устроены смотровые площадки, с которых открывается прекрасный вид на
город, залив, Звулунскую долину и холмы Галилеи.
На улице Яфе Ноф в доме ј89 находится музей имени известного
израильского художника Мени Каца. Помимо работ самого художника, здесь
представлена коллекция древностей, собранных художником. Музей открыт с 10
до 13 и с 16 до 18 часов в обычные дни. В пятницу с 10 до 12 и в субботу с
10 до 13 часов. Выходной - воскресенье.
Осмотрев музей, продолжаем путь мимо отеля Дан Кармель по улице
Дафна, ведущей налево. Она приводит на бульвар Ганаси. Здесь в доме ј89
находится музей Японского народноко искусства. Музей существует с 1959
года. В основу экспозиции легла частная коллекция, содержащая более 6
тысяч произведений народного искусства и кустарных промыслов Японии.
Коллекция подарена хайфскому муниципалитету гражданином Швейцарии. Во
дворе здания музея устроен "Сад камней" в японском стиле. Музей открыт с
10 до 13 и с 16 до 19 часов в обычные дни, в субботу с 10 до 14 часов.
Выходной день - пятница.
После осмотра музея следуем по бульвару Ганаси вниз, пройдя бульвар
до конца, сворачиваем вправо по улице Шомрон и по ней спускаемся на шдерот
а'Ционут (бульвар Сионизма). Здесь напротив дома ј135 в скверике
размещается "Сад скульптур". В нем размещены 18 бронзовых скульптур работы
Урсулы Мальбин. Отсюда продолжаем спускаться к одной из главных
достопримечательностей Хайфы - Бахайскому храму, находящемуся на
территории так называемых "Персидских садов". Прекрасно распланированный и
ухоженный парк, наполненный благоуханием роз, располагается по обе стороны
дороги. Из парка по белой мраморной лестнице можно спуститься к морю. В
верхней части парка находится, похожее на Парфенон, здание архива, в
нижней части - увенчанное золотым куполом, здание Бахайского храма. Этот
храм является мировым центром религии бахай. Создатель и пророк бахаизма
Эль-Бах (Бар Мирца Али Мухаммед) был признан вероотступником и
возмутителем спокойствия. Ввиду этого был казнен властями Ирана в 1850
году.
Светлое, все из белого мрамора, обрамленное аркадами, здание храма,
выстроенное в византийском стиле, служит усыпальницей Эль-Баха. В центре
храма находится, украшенная драгоценными персидскими коврами и вазами с
цветами, могила Эль-Баха.
От Персидских садов по улице Шифра идем по лестнице, спускающейся к
улице Аббас. Идем по ней вправо до первого поворота налево и по улице
а'Гефен проходим до пересечения с улицей Шабтай Леви. Здесь в доме ј26
находится комплекс городского Музея Хайфы. В музее имеется три отдела:
1. Древнего искусства, экспозиция которого включает экспонаты,
освещающие культуру стран средиземноморья с древнейших времен до VII века
н. э., времени исламского нашествия.
2. Этнографии, посвященный народному искусству и быту еврейских и
арабских общин Эрец Исраэль, а также народов Азии, Африки, Америки и
Океании.
3. Современного искусства. В этом разделе представлены работы
современных художников и скульпторов Израиля.
В Хайфском музее периодически читаются лекции по вопросам искусства,
устраиваются выставки и концерты.
Музей открыт с 10 до 17 часов в обычные дни. В субботу - с 10 до 13.
Выходной - пятница.
Продолжаем нашу прогулку. По улице Шабтай Леви движемся на
северо-восток до ул. Невиим (ул. Пророков) и по ней спускаемся до площади
Солель Боне. На площади высится 15-этажное здание хайфского промышленного
комплекса Солель-Боне. От площади сворачиваем на улицу Хасан Шукри,
которая вскоре приводит нас к парку Независимости (Ган а'Ацмаут). С
имеющейся в нем смотровой площадки можно полюбоваться видом на порт,
Хайфский залив и Звулунскую долину. У парка, на улице Хасан Шукри, в доме
ј14, находится муниципалитет Хайфы. Пройдя мимо муниципалитета,
сворачиваем направо на улицу Бялика и по ней выходим, двигаясь на
юго-запад, к улицам а'Халуц и Герцля, находящимся в одном квартале. На
улице Герцля находится Большая синагога Хайфы. Недалеко от Большой
синагоги, на улице Арлозорова, д. 23 - Музей музыки. В нем находится
коллекция народных музыкальных инструментов многих стран мира, архив с
записями еврейской музыки и т. д. Музей открыт с 10 до 13 часов. Выходной
- суббота.
Осмотрев музей, возвращаемся по улице Арлозорова до улицы Михаэль.
Эта улица ведет к парку Биньямин. Выше парка виднеется красивое здание
городского театра (ул. Певзнера, д. 52).
На северо-запад от парка Биньямин уходит улица Нордау - главная
торговая артерия города. Недалеко от этой улицы идет вниз по склону улица
Герцля (прежний торговый центр). Обе улицы соединены пешеходными
переходами. Спустившись по одному из таких переходов, идем до улицы
Бальфур, на которой находится здание торгово-общественного центра, в
котором размещены многочисленные кафе, магазины и т. п. Если подняться по
идущей круто вверх улице Бальфур, то попадем к зданию старого Техниона.
Это здание, построенное в 1912 году, было одной из первых построек в
районе Центрального Кармеля.
Снова возвращаемся на улицу Герцля. Отсюда автобусом можно добраться
до станции метро "Невиим".
Таким образом, мы совершили прогулку по центральной части города, где
сосредоточена деловая и культурная жизнь.
В северной части города, на самой окраине, находятся кампусы
Хайфского университета и Техниона. Путь в южную часть города лежит мимо
кварталов роскошных вилл. К Техниону идет автобус ј19. По территории
Техниона для желающих устраиваются бесплатные экскурсии.
К Хайфскому университету можно проехать на автобусах ј24, 36, 37, 92.
К нему примыкает обширная территория заповедника "Кармель", являющегося
одним из самых больших и красивых парков Израиля.
На юго-западе Хайфы находятся монастырь ордена кармелитов, пещера
Ильи-пророка, археологические раскопки на холме Шикмона и два музея,
посвященные нелегальной иммиграции и морскому флоту. Путь в этот район из
центра города идет через "Немецкую колонию" (мошава Германит). Это один из
старейших городских кварталов, уютные улицы которого застроены аккуратными
домиками под красными крышами. Здесь можно совершить приятную пешеходную
прогулку, если идти от Персидских садов по бульвару Бен-Гуриона.
К монастырю кармелитов идут автобусы ј25, 26, 44. Недалеко от этого
монастыря, на склоне горы Кармель, ниже маяка, находится знаменитая пещера
Ильи-пророка (Элияну). К пещере можно добраться автобусами ј43, 44, 45.
По преданию, эта пещера служила Илье-пророку жилищем. В этой же
пещере, согласно христианским верованиям, нашло приют Святое Семейство по
возвращении из Египта. Сюда совершают паломничество евреи - выходцы из
восточных стран, чтобы испросить у Элияну (Ильи) исцеления от болезней и
благословения для своих детей.
Напротив пещеры Ильи-пророка в доме ј204 по улице Алленби находится
музей "Нелегальной иммиграции". В музее экспонируется небольшое судно
"Аф-аль-пихэн", одно из многих судов, которые прорывались сквозь
британскую блокаду к берегам Эрец-Исраэль, перевозя нелегальных
иммигрантов. В музее представлены документы, фотоснимки и другие
экспонаты, относящиеся к периоду нелегальной иммиграции. Музей открыт в
воскресенье и вторник с 9 до 16 часов, в пятницу с 9 до 13, а в остальные
дни с 9 до 15 часов. Выходной - суббота.
Недалеко от этого музея, в доме ј198 по ул. Алленби, помещается
национальный Морской музей. В музее экспонируются модели судов всех
исторических периодов, старинные навигационные приборы, документы,
рассказывающие о вкладе евреев в науку судовождения, и многие другие
экспонаты. Музей открыт в субботу с 10 до 13 часов, в пятницу с 9 до 13, в
остальные дни с 10 до 17 часов. Выходной день - воскресенье. (Автобусы: 3,
5, 44, 45, 47, 49).
Если от этих музеев двигаться по ул. Алленби к берегу моря, то вскоре
мы окажемся на улице Хагана. Поворачиваем по ней вправо. Эта улица
приводит нас к археологическим раскопкам "Тель-Шикмона" (холм сикомор),
территория которых находится на мысе Кармель. Сюда идут автобусы 43, 44,
47.
На месте раскопок обнаружены остатки зданий и сооружений, начиная со
времен царя Соломона до периода селевкидов (II век нашей эры). Здесь
найдено хорошо сохранившееся мозаичное панно, хранящееся сейчас в
городском музее Хайфы.
Когда-то на холме Шикмона росли в большом количестве сикоморы, отсюда
и название холма.


Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.