Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

3.2. От Древней Руси к Московскому царству

ОГЛАВЛЕНИЕ

3.2.1. Происхождение восточных славян.
Образование Древнерусского государства
3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX - XII вв
3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
ее политические и экономические последствия
3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь и
борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII в
3.2.5. Татаро-монгольское иго.
Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
3.2.6. Образование Российского централизованного государства (XIV- нач. XVI вв.).
Объединение русских земель вокруг Москвы
3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках

3.2.1. Происхождение восточных славян.
Образование Древнерусского государства

Происхождение славян. Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно — в VI веке нашей эры. Не вызывает сомнений тот факт, что история славян уходит далеко вглубь времен, но проследить их корни достаточно непросто.
Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Данное положение вещей можно объяснить тем, что язык славян поздно отделился от общеиндоевропейской основы. Не исключено, что область формирования индоевропейцев совпадает с прародиной славянских племен.
Судя по языку, праславяне жили в лесной, но не горной местности, лежащей далеко от моря. Под это определение подпадают многие территории, поэтому историки не пришли к единому мнению в вопросе о прародине славян.
В настоящее время большинство специалистов определяют в качестве этнической территории славян область, простирающуюся к северу от Карпат. Таким образом, они считают славян автохтонным населением (коренным населением Центральной или Восточной Европы): взгляды ученых существенно расходятся в вопросе нахождения более точных границ расселения.

97

Носителем праславянского языка выступала довольно небольшая группа населения, которая позднее смогла распространить славянский язык среди других народов — соседей славян. Ближайшими соседями праславян были племена балтов, живущие в лесах к востоку и северо-востоку от славян, В этногенезе славян также принимали участие ираноязычные кочевники — скифы и сарматы. У них славяне заимствовали слова «бог», «собака», «топор».
Со славянами обычно связывают венедов, упоминаемых античными авторами в качестве народа, проживавшего на территории современной Польши, однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Готы, германские племена, прошедшие через Восточную Европу, тоже оказали влияние на язык славян (отсюда можно сделать вывод, что между ними должны были быть не только языковые, но и иные контакты). Кроме готов, участие в этногенезе принимали и тюрко-язычные кочевники, сменившие сарматов (гунны, авары, болгары, хазары).
Первое точное упоминание о славянах связано с их набегами на Византию в VI веке. В этот период происходит мощное колонизационное движение славян на Балканы и восток — на просторы Восточной Европы. Тогда же происходит разделение славян на западных, южных и восточных.
Расселение восточных славян. В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточносла-вян-ские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно небольшую обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII — IX веках вы-глядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочакагли — у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи — между Припятью и Березиной; вятичи — на Оке и Москве-реке; радимичи — на Соже и Десне; северяне — на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне — по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы — на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи — на самом юге, у Черного моря и у Дуная.
98

Призвание варягов.

Возникновение государства у восточных славян связывают с призванием варягов с берегов Балтики в 862 г. Согласно летописи, они были призваны племенами, проживавшими на севере Восточной Европы — словенами, кривичами, чудью, весью. Во главе варягов стоял Рюрик, обосновавшийся в Ладоге. В 882 г. опекун сына Рюрика — Олег — захватил Киев. С этого момента начинается история Руси как единого государства.
Немецкие историки XVIII в., жившие в это время в России, на основании данного летописного рассказа утверждали, что государственность на Русь была привнесена скандинавами. Труды этих историков положили начало норманн-ской теории возникновения древнерусского государства, поддержанной многими русскими историками. Кто такие варяги? С точки зрения норманнистов, варяги — это скандинавы, русское название викингов (варяги Рюрика были шведами).
Против норманнистов резко выступил М.В. Ломоносов, доказывавший, что варяги являлись выходцами с южного и восточного берегов Балтики и принадлежали к славянской языковой группе. Если учесть, что такое представление было распространено в источниках XV — начала XVIII века, причем не только славянских, то говорить о Ломоносове как о родоначальнике антинорманнизма можно лишь условно. Конечно, среди варягов могли быть скандинавы, но не следует упускать из виду, что все южные берега Балтики были заселены славянами, зачастую не менее хищными, чем викинги. Поэтому не стоит удивляться, что славяне севера Восточной Европы пригласили княжить балтийских славян. Вдобавок известно, что часть словен, проживавших на Ильмене, была сформирована переселенцами с берегов Балтики.
Необходимо отметить, что у норманнской теории происхождения государства на Руси в настоящее время не меньше сторонников, чем противников, что можно объяснить устойчивой традицией норманнизма в отечественной историографии и многочисленными ответными доводами ученых, придерживающихся этой точки зрения.
Но, кем бы ни были варяги — славянами или скандинавами, или и теми и другими сразу — они, несомненно, при-

99

шли на подготовленную почву. Государство создается не столько волей верхушки, сколько внутренними законами развития общества.
Социально-экономическое развитие восточных славян. В VII—VIII вв. у славян развивается земледелие, совершенствуются орудия труда (соха, рало), на юге подсечное земледелие заменяется пашенным. В земледелии начинают использовать лошадь. Выросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к соседской общине, в рамках которой не весь род, а каждая семья в отдельности вела свое самостоятельное хозяйствоо
Наряду с земледелием функционирует ремесло, специализирующееся на изготовлении различных видов продукции. С развитием ремесла связан рост внутренней и внеш- -ней торговли. Торговые пути шли по рекам, на берегах которых основываются города. Крупные города Киев, Ладога (которую очень быстро перерос Новгород) стояли на важнейшем торговом пути «из варяг в греки». Этот путь шел с Балтийского моря по Неве и другим рекам до.Днепра, по Днепру в Черное море и далее в Константинополь.
Города строились как торговые и военные поселения, одновременно формируясь в качестве племенных центров. В городах появляется постоянно проживающее здесь торговое и ремесленное население.
Возросшая социальная дифференциация позволила выделиться племенной знати, которая, в свою очередь, опиралась на вооруженные отряды — дружину. Знать с дружиной теперь не только ходила в походы, но и начинала наводить свой порядок в племени. Она захватывала земли, облагала население данью, сконцентрировав в своих руках управление племенем, Военная добыча и дань являлись источником обогащения и, следовательно, усиления власти князя и знати,
Северная и южная версии происхождения Русского государства. Откуда пошло слово «русь»? В настоящее время историки также не пришли к общему выводу относительно происхождения данного понятия. Сложность заключается в том, что на европейской карте названия с корнем «рус» или «рос» встречаются достаточно часто.
Главная проблема состоит в выявлении географического центра формирования русской государственности. В настоя-
100

щее время существуют две господствующие концепции — северная и южная. Они оформились еще в летописной традиции Древней Руси.
Киевский летописец отождествлял себя с потомками издавна проживавшего здесь племени полян, которых и считал собственно «русью». Он передает предание об основателе Киева князе Кие, жившем, по легенде, в VI веке. Таким образом, летописец утверждает, что традиции госу-дарврвенности сформировались, прежде всего, на Среднем Днепре. Это мнение поддержали многие современные историки, приняв во внимание быстрое экономическое, социальное и политическое развитие Поднепровья.
В «северной столице» русского государства, Новгороде, возникла другая версия о начале Руси. Новгородский летописец настаивал на том, что русь — это варяги, и сами новгородцы происходят «от рода варяжска». Согласно новгородской летописи, варяги первоначально проникли именно в северо-западные земли и лишь потом спустились к Среднему Поднепровью. Что же касается первого русского князя, то им был вовсе не Кий, как уверял киевский летописец, а Рюрик, которому определены и годы правления: 862-879.
Приверженцы северного варианта начала Руси, таким образом, указывают на легенду о призвании варягов. Но они расходятся в выявлении источника происхождения варягов-руси — скандинавском или же славянском. Сторонники южной версии, в свою очередь, затрудняются точно определить происхождение южной Руси.
Таким образом, вопрос о происхождении Русского государства остается по многим пунктам дискуссионным.

3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.

Династия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г., основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун малолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год считается исходной датой начала существования Русского государства. Соединив Север и Юг, Олег покорил племена древ-
101

лян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь.
Внешняя политика Руси в X в. В рамках этого периода перед Русским государством стояли следующие внешнеполитические задачи:

  1. объединение всех восточных славян;
  2. обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);
  3. безопасность южных рубежей. На юге Русь граничила с кочевниками (вначале с венграми, а после того, как венгры ушли — с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат - мощное государство со столицей в низовьях Волги.

В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате между Русью и Византией был заключен пакет соглашений, в которых обговаривались условия торговли и отношения между государствами.
Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполитическую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Хазарский каганат. При Святославе Русь контролировала огромные территории от Карпат до Северного Кавказа.
Затем Святослав переключил свое внимание на Византию. После нескольких удачных сражений с византийскими войсками Святослав потерпел крупное поражение. Возвращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.
Его преемник Владимир (980 — 1015 гг.) основное внимание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопутствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенс-кой Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокорными славян-скими племенами вятичей и радимичей.
Крещение Руси. Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княжеской властью. Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих целей подходило гораздо больше.
102

К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали данную религию как средство усиления своего влияния, а также в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Европы и стал готовиться к христианизации. Он остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианизацию Руси для подчинения ее своим интересам.
Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (особенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества.
Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы язычества сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.
Ярослав Мудрый. После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав. Но затем против Ярослава выступил державшийся в тени Мстислав и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым властителем.
В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгромили печенегов. После этого они уже не представляли опасности для Руси.
Обострились русско-византийские отношения, закономерным разрешением которых явилась война 1043 г. Но русский поход на Византию закончился неудачей. Проводя собственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярослав утвердил митрополитом — главой русской церкви — не грека, а русского — Иллариона.
Положение Руси на европейской арене при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династические браки с представителями крупнейших европейских монархий. Так, сын Ярослава Всеволод женился на византийской принцессе. При Ярославе появился свод законов Киев-
103

ской Руси — «Русская Правда». По всей Руси развернулось обширное строительство, основывались новые города. Киевская Русь переживала период своего расцвета.
Внутриполитическое устройство Руси. Во главе древнерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые подразделения — дружину. Дружинники не только выполняли военные функции, но также могли выступать в качестве посадников — наместников князя в городах, воевод — предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщиков податей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Бояре - члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе.
В Новгороде и других городах сохранились старые демократические институты, такие, как вече — народное собрание. Некоторые должности в городах и деревнях были выборными.
Структурно Русь делилась на волости, которыми правили представители правящей династии. По завещанию Ярослава Мудрого киевский престол — престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возникали конфликты по пов;оду прав на великокняжеский престол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.
Экономическое развитие Киевской Руси. Основная масса населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дружиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, которая именовалась полюдьем.
Постепенно формируется княжеский домен — земли, которыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчины — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на кормления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве.
104

Так на Руси формируется феодальное землевладение, Появляется феодально-зависимое население, обязанное платить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости — личная.
Набирают силу и растут города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами княжеств. Город делился на две части — детинец (крепость) и посад, расположенный подле детинца» В посаде жили торговцы и ремесленники, .в детинце — князь или наместник с дружиной.
Обострение социальных противоречий. Во второй половине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц и произвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных рубежей Руси. В 1071 г. антихристианские выступления прошли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.
Крупное восстание произошло в Киеве в 1113 г. Народ, недовольный администрацией князя и обозленный на ростовщиков, совершил здесь ряд погромов. Движение расширялось. В этой обстановке на великое княжение был приглашен Владимир Мономах, который сумел справиться с мятежом.
Владимир Мономах (1113—1125). Внук византийского императора и Ярослава Мудрого, Владимир Мономах показал себя их достойным преемником. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси — половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых — в 1111 г» — по примеру Запада, был назван крестовым. Половцы долго не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, оказывая на нее военное и политическое давление.
Владимир Мономах довольно успешно противостоял сепаратистским устремлениям некоторых князей, сумев сохранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113 г., учитывая требования восставших, Мономах издал юридический
105

свод законов — так называемую Пространную редакцию Русской Правды.
Но Мономах сумел лишь на время приостановить центростремительные тенденции в русских княжествах. Со смертью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.

3 2.3. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические последствия

Предпосылки и сущность феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения — вотчин, в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах — городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.
Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI - ХШ вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для их разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия способствовали экономической и социальной независимости от центральной власти крупных землевладельцев — бояр-вотчинников. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с Великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств. Процесс
106

наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры. Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно в условиях возможного появления сильного противника.
Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории государства между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. Некоторые признаки политического раздробления Киевской Руси появились уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу «каждый да держит отчину свою»).
На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом произошло новое возвышение Киева как общерусского центра. Эти князья сумели подавить сепаратистские устремления местных правителей, расправиться с внешним врагом — половцами. Со смертью Владимира Мономаха в 1125 г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождался ее распадом на отдельные государства-княжества. После кончины Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств.
В результате упадка Киева в южной и юго-западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское (впоследствии Вла-димиро-Суздальское) княжество, а в северо-западной Руси
107

— Новгородская боярская республика, из которой в XIII веке выделилась Псковская земля.
Все эти княжества, за исключением Новгорода и Пскова, унаследовали политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли князья, опиравшиеся на свои дружины. Большим политическим влиянием в княжествах пользовалось православное духовенство.
Киевское княжество. Киев сохранял положение матери русских городов, оставаясь их церковным центром. Однако Киевское княжество переживало экономический кризис: набеги кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь по Днепру. На кипрский престол претендовали Владимиро-Суздальские князья. Один из них, Юрий Долгорукий; дважды захватывал власть в Киеве, но киевляне считали его чужаком. В мае 1157 года Юрий Долгорукий умер, и в день его похорон киевляне разгромили двор князя и перебили суздальцев. После этого сын Юрия, Андрей Боголюбский, который предъявил свои права на киевский престол, подступил к Киеву и разграбил его. С тех пор город окончательно потерял свое первенствующее положение среди городов России.
Галицко-Волынское княжество находилось в местах, удобных для хозяйства и торговли. Оно граничило с Венгрией, Болгарией, контролировало торговый путь по Дунаю в центральную Европу. В конце ХП века Галицкое княжество объединилось с соседним — Волынским, и во главе Галицко-Волынского княжества встал Роман Мстиславич. В 1202 году Романа Мстиславича пригласили киевляне, и в его руках сосредоточилось уже три кцяжества — Галицкое, Волынское и Киевское. Однако после его смерти, в 1205 году, это государственное образование распалось.
Новгородская земля. Новгород занимал особое место в ряду других княжеств. Высшая власть там принадлежала не князю, а вече, состоявшему из городской аристократии, крупных землевладельцев, богатых купцов и духовенства. Фактически власть находилась в руках городской аристократии: крупного боярства, богатого купечества, архиепископа. Политический строй Новгорода можно обозначить как аристократическую или феодальную республику. Вече по своему усмотрению приглашало князя, функции которого
108

сводились лишь к руководству городским ополчением — и то под контролем совета господ и посадника (высшего должностного лица, фактического главы боярской республики). Еще в IX веке Новгород стал соперником Киева. По мере ослабления власти Киевских князей Новгород становился все менее не зависимым от Киева.
Новгород контролировал территорию от Балтики до Уральских гор, от Белого моря до междуречья Волги и Оки. Новгородская земля славилась кузнечным, гончарным, кожевенным, ювелирным мастерством и т.д. Здесь раньше всего появились объединения крупных купцов, сформировалась кредитная система; в город приходили и иноземные купцы: немецкий, готский дворы. В торговлю включались бояре и представители церкви. Большое влияние приобрели бояре-землевладельцы: их земельные угодья давали пушнину, воск, сельскохозяйственную продукцию. Развитию хозяйства способствовало отсутствие разрушительных набегов кочевников: печенеги и половцы сюда не доходили. Но во внутренней жизни единства не было. Политическая система характеризовалась постоянной борьбой между боярами и посад-скими людьми.
Владимиро-Суздальское княжество. Возвышение Северо-Восточной Руси происходит уже при Владимире Мономахе. На Суздалыцине постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории финно-угорскими народами. Владимиро-Суздальская земля все более обживалась, по берегам рек возникали новые города — центры ремесла и торговли. Княжество постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский — самым могущественным из русских князей.
Политическую значимость княжество приобрело в ХП в., после того, как вокняжевшийся в Киеве Владимир Мономах прислал своего сына — Юрия Долгорукого — править этим краем. При Юрии бывшая далекая окраина превратилась в независимое княжество. Долгорукий много и успешно воевал — с Волжской Булгарией из-за торговых путей, с Новгородом, Киевом из-за престола.
После Юрия на престол вступил его сын — Андрей Юрьевич (1157 1574), получивший прозвище Боголюбского. Он
109

стремился стать самовластием в северо-восточной Руси, чем были недовольны бояре. Родственники одного из казненных Андреем бояр организовали заговор и в 1174 г. Бого-любский был убит. На престол взошел брат Андрея — Михаил, но в 1177 г. он умер и на престол сел третий сын Юрия Долгорукого - Всеволод «Большое Гнездо» (1177 — 1212), который опирался в своей политике на служилых людей, будущее дворянство. Он вмешивался в дела Новгорода, завладел землями на киевщине, подчинил Рязанское княжество.
В 1212 г. после смерти Всеволода в княжестве вспыхнула междоусобица, которая завершилась в 1218 г. вокняжением младшего сына Всеволода - Юрия. Однако Владимиро-Су-дальская земля была уже достаточно ослаблена и не смогла дать достойный отпор монголо-татарскому нашествию.
Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

Битва на Калке. В начале XIII в. произошло объединение кочевых монгольских племен, приступивших к завоевательным походам. Во главе племенного союза встал Чингисхан — блестящий полководец и политик. Под его руководством монголы завоевали Северный Китай, Среднюю Азию, степные территории, простиравшиеся от Тихого океана до Каспийского моря.
Первое столкновение русских княжеств с монголами произошло в 1223 году, в течение которого монгольский разведывательный отряд спустился с южных склонов кавказ-ских гор и вторгся в половецкие степи. Половцы обратились к русским князям за помощью. Несколько князей откликнулись на этот призыв. Русско-половецкое войско встретилось с монголами на реке Калке. В последовавшей битве русские князья действовали неслаженно, а часть войска и вовсе не участвовала в битве. Что же касается половцев, то они не выдержали натиска монголов и обратились в бегство, В результате
110

битвы русско-половецкое войско было наголову разгромлено, погибло шесть князей, русские дружины понесли тяжелые потери: домой вернулся только калодый десятый воин.
Но монголы не стали вторгаться в пределы Руси. Они повернули обратно в монгольские степи.
Причины побед монголов. Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, бывшей прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение.
У Китая был и позаимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Большое значение монголы придавали разведке. Складывался порядок, в рамках которого перед предполагаемыми военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.
Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах. Именно благодаря указанной стратегии им удалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка.
Нашествие Батыя на Северо-восточную Русь. В 1236 г. монголы предприняли грандиозный поход на запад. Во главе войска встал внук Чингисхана — хан Батый. Разгромив Волжскую Булгарию, монгольское войско подошло к границам Северо-восточной Руси. Осенью 1237 г. завоеватели вторглись в пределы Рязанского княжества.
Русские князья не пожелали объединиться перед лицом нового и грозного врага. Рязанцы, оставшись один на один,
111

были разбиты в пограничном сражении, а после пятидневной осады монголы взяли приступом и сам город.
Затем монгольское войско вторглось во Владимирское княжество, где было встречено великокняжеской дружиной под руководством сына Великого князя. В битве под Коломной русское войско потерпело поражение. Используя растерянность русских князей перед лицом нависшей опасности, монголы последовательно овладели Москвой, Суздалем, Ростовом, Тверью, Владимиром и другими городами. В марте 1238 г. на реке Сити состоялось сражение между монголами и русским войском, собранным по всей Северо-восточной Руси. Монголы одержали решительную победу, убив в бою великого князя Юрия.
Далее завоеватели направились в сторону Новгорода, но, боясь завязнуть в весенней распутице, повернули назад. На обратном пути монголы взяли Курск и Козельск. Особенно ожесточенное сопротивление оказал Козельск, названный монголами «Злым городом».
Поход Батыя на Южную Русь. В течение 1238 — 1239 годов монголы воевали с половцами, после покорения которых они двинулись во второй поход на Русь. Основные силы здесь были брошены на Южную Русь; в Северо-восточной Руси монголы захватили только город Муром.
Политическая раздробленность русских княжеств помогла монголам быстро захватить и южные земли. За взятием Переяславля и Чернигова последовало падение 6 декабря 1240 г. после ожесточенных боев древней русской столицы — Киева. Затем завоеватели двинулись на Галицко-Волын-скую землю. Здесь только небольшие города Каменец и Данилов смогли устоять перед натиском захватчиков.
После разгрома Южной Руси монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию и дошли до Хорватии. Несмотря на свои победы, Батый вынужден был остановиться, так как не получал подкреплений, а в 1242 г. и вовсе отозвать свои войска из этих стран.
Угроза с северо-запада. В конце ХП — начале XIII вв. немецкие феодалы, организованные в духовно-рыцарские ордена, начали осуществлять завоевание Прибалтики, покоряя местное языческое население. Данные захваты проводились с благословения римско-католической церкви и про-
112

ходили в форме крестовых походов. Крестоносцы силой обращали язычников — местные эстонские и латышские племена — в христианство. Захваченные территории покрывались сетью замков, а лучшие участки раздавались в пользование немецким феодалам.
Агрессия западных рыцарей привела к тому, что Полоцкое княжество оказалось отрезанным от Балтийского моря, Русь лишалась традиционного влияния на местные племена, которые издавна ей платили дань. Возникла непосредственная угроза северо-западным землям Руси.
В 1237 г. Орден меченосцев, действовавший в Прибалтике с начала XIII в., объединяется с Тевтонским орденом. Новый орден получил название Ливонского. Разворачивается новый виток экспансии крестоносцев — теперь уже против Руси. Православные христиане после разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 г. были в глазах католиков ничуть не лучше язычников.
Организованное сопротивление растущей экспансии крестоносцев смог оказать только Новгород.
Невская битва. В это же время Шведское королевство решило согласовать свои действия с крестоносцами и нанести удар по русским княжествам, лишив Новгород, своего давнего противника, выхода в Балтику. Летом 1240 г. войско шведов высадилось в устье Невы. В Новгороде тогда правил молодой князь Александр Яковлевич, который и организовал отпор противнику. Он действовал быстро и решительно, — не собирая новгородского ополчения, чтобы не тратить времени, князь со своей дружиной и небольшим отрядом добровольцев из горожан выступил на врага. Русское войско неожиданно атаковало лагерь шведов со стороны леса, вытеснив их к кораблям. Несколько кораблей было захвачено» Разбитым шведам ничего не оставалось, как вернуться восвояси. За эту победу молодой князь Александр был прозван «Невским».
Ледовое побоище. Тем временем крестоносцы добились крупных успехов: захватили пограничный Изборск, а затем с помощью изменников в городе — псковскую крепость. Отряды немцев подошли к самому Новгороду.
113

Александр Невский вновь был приглашен в Новгород — возглавить борьбу с крестоносцами. В 1241 — 1242 гг. он освобождает Копорье и Псков от немцев. 5 апреля 1242 г. происходит решающая битва на льду Чудского озера — Ледовое побоище. В результате сражения основные силы крестоносцев были разбиты, а сама экспансия Ордена оказалась приостановленной на ближайшие десять лет.
Литва. В XIII в. у русских княжеств появился еще один враг на северо-западе — Литва. В рамках данного периода в Литве шел процесс образования государства, и литовские князья в целях усиления своей власти предпринимали походы на русские княжества и земли Ливонского ордена. Первоначально их вторжения не имели успеха. Но к концу XIII в. литовцы, пользуясь слабостью раздробленной и ослабленной монголо-татарским нашествием Руси, сумели захватить часть русских земель.
Последствия нашествий на Русь. Татаро-монгольское нашествие отличалось от набегов других кочевников, например, половцев. Оно произошло сразу в масштабах всей страны и явилось большим потрясением для современников. Множество городов было разрушено и разграблено. Монголы не ограничились нашествием — Русь потеряла независимость и вынуждена была платить тяжелую дань:
С другой стороны, в это же время был отражен более опасный противник — крестоносцы. Монголы, установив свою власть над русскими княжествами, следили только за исправной уплатой дани и сохранением системы политической раздробленности, не вмешиваясь в дела православной церкви. Завоевание Руси крестоносцами могло бы привести к потере русской государственности, религии и культуры.

3.2.5. Татаро-монгольское иго.
Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орлы

Установление татаро-монгольского ига. После возвращения из западного похода хан Батый основывает в низовьях Волги новую столицу Сарай-Берке. Создававшееся государство, охватывающее земли от Западной Сибири до Восточной Европы, получило название Золотая Орда (оно
114

стало одним из четырех образований, возникнувших на территориях, завоеванных монголами).
В 1243 г. Батый вызвал в ставку Ярослава, отца Александра Невского, и назначил его Великим князем Северной и Южной Руси. Установился порядок, согласно которому русские князья могли править своими землями только с разрешения золотоордынского хана, который давал им в подтверждение этого специальную грамоту — ярлык. Вскоре Ярослав был вызван в Каракорум и там убит. После него великим князем стал Александр Невский.
Монголы установили ежегодную дань — «выход». Первоначально дань не была фиксированной. За ее поступлением следили откупщики, которые часто просто грабили население. Такая практика вызывала недовольство и волнения на Руси, поэтому в целях фиксации точного размера дани монголами была проведена перепись населения.
За сбором дани следили баскаки, опирающиеся на карательные отряды. Помимо «выхода», монголы собирали и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (для поддержания почтовой службы), «корм». Монголы также принуждали русских воинов участвовать в своих, даже самых отдаленных, военных экспедициях.

Внутриполитические последствия установления ига в Северо-западной Руси.

Одним из последствий татаро-монгольского нашествия стало усиление на Руси феодальной раздробленности. Если до завоевания русских земель большую роль играли родственные связи с Великим князем, то теперь влияние княжества определялось, прежде всего, его военной силой. Удельные княжества обрели реальную независимость. Великое княжение рассматривалось скорее не как главная цель князя, а в качестве эффективного средства укрепления своего удельного княжения.
В свою очередь, монгольские ханы старались укрепить систему раздробленности, передавая ярлык от одного князя другому. Во всех внутренних делах русские князья были самостоятельны. Монголы, как правило, ограничивали свое политическое влияние на Руси исключительно посредством предоставления ярлыков.
Юго-западная Русь и Золотая Орда. Южная Русь в результате татаро-монгольского ига фактически отделилась от
115

Северной. Раздробленность на юге к моменту завоевания достигла своего максимума; вскоре здесь начался обратный процесс — консолидация Юго-западной Руси вокруг Галицкого княжества. Галицкий князь Даниил Романович предпринял ряд усилий для объединения русских земель. Ему удалось отвоевать русские земли у Венгрии, Польши и Литвы. Об авторитете и силе князя Даниила говорит тот факт, что папа римский предлагал ему королевскую корону.
Даниил пытался обрести независимость от Орды, но неудачно. Вызванный к Батыю в Орду, он был вынужден признать себя его вассалом. Попытка Даниила обратиться за помощью против монголов к европейским государствам ни к чему не привела.
Наследники Даниила продолжили его политику, но в начале XIV в. все земли Галицкого княжества были захвачены соседним государством — Литвой. В дальнейшем Литва также выступила как объединитель русских земель.
Церковь и Орда. Стремясь упрочить свое влияние на завоеванных территориях, монголы взяли курс на поддержку православной церкви. Они проводили политику невмешательства в религиозные дела покоренных стран (официальной религией монголов был шаманизм). Русская церковь, в частности, освобождалась от всех налогов, ей обеспечивалась неприкосновенность даже в тех условиях политиче-ской нестабильности, которые сложились на Руси. Вскоре в столице Орды образовалась православная епископия для обслуживания потребностей русских, находящихся в Орде.
В результате смещения центра Руси на северо-восток, прежняя столица — Киев — потеряла свое значение, и в 1299 г. митрополит всея Руси Максим переехал во Владимир.
Восстания на Руси. Во второй половине XIII в. народ неоднократно восставал против ига и притеснений, творимых сборщиками дани. Поднимались как отдельные города, так и целые области. Все восстания оканчивались ответными карательными экспедициями татаро-монголов, которые жестоко давили всякие попытки сопротивления. Единственным позитивным итогом данных волнений явилась отмена монголами так называемой системы откупничества. Облегчение налогового бремени способствовало смягчению внутренней напряженности, а постоянное военное присут-
116

ствие монголов не благоприятствовало созданию условий необходимых для изгнания завоевателей. Фактически, вплоть до конца XIV века серьезных попыток «сбросить» татаро-монгольское иго на Руси не предпринималось.
Исламизация Орды. В начале XIV в. хан Узбек принимает ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. Если раньше татары терпимо относились к православию, а некоторые сами принимали христианство, то теперь между христианской Русью и мусульманской Ордой возникает ряд религиозных противоречий. Некоторые татары, не желавшие принимать ислам, переселялись на Русь. Впоследствии многие их них сражались под знаменами русских князей против своих бывших соплеменников. Исламизация Орды способствовала углублению антагонизма между ней и русскими княжествами.
Ослабление Золотой Орды. К середине XIV века происходит заметное ослабление внешнеполитического влияния Золотой Орды. В предшествующий период Орда была крупнейшим государством Восточной Европы. Огромные средства поступали ордынским ханам как результат грабительских походов и транзитной торговли, а также в виде дани.
Но кочевая верхушка, стоявшая во главе государства, не была едина, и в 60-х гг. XIV в. в Орде начинаются усобицы. За двадцать лет здесь сменилось более двадцати ханов. Государство распалось на две части, граница между которыми проходила по реке Волге. Как результат этого, в 70-х гг. Орда утратила контроль над Русью и своими западными владениями. Воспользовавшись данными обстоятельствами, Литва сумела захватить западные и южные русские княжества, а московским князьям удалось разгромить ордынское войско на Куликовом поле.
Возглавивший Орду после поражения Мамая в Куликовской битве хан Тохтамьпп сумел прекратить усобицы и объединить государство. Последующий поход монголов на Русь привел к восстановлению ее зависимости и возобновлению дани. Важно отметить следующее изменение в московско-ордынских отношениях: Тохтамьпп фактически санкционировал переход территорий Владимирского великого княжения в вотчину московского князя, что усилило позиции московских правителей.
117

Соответственно изменились отношения русских княжеств и Орды. Раньше дань собирал и платил князь, владевший Великим владимирским престолом. Он был посредником между Русью и Ордой. Теперь же каждое княжество платило дань и строило свои отношения с Ордой независимо от других княжеств.
Тамерлан. В 1395 г. на Золотую Орду двинулся среднеазиатский завоеватель Тамерлан. Он разбил Тохтамыша и подверг его государство страшному разорению. Многие зо-лотоордынские города были разграблены и уничтожены, богатейшая добыча и множество пленников были отправлены в Среднюю Азию. После этого удара Золотая Орда уже не смогла оправиться, ее экономический потенциал был подорван.
Русь почти не пострадала от нашествия Тамерлана. Завоеватели захватили только город Елец. Таким образом, Тамерлан косвенно помог усилению Руси, значительно ослабив Золотую Орду.

Падение монголо-татарского ига

С конца века начался последовательный упадок Золотой Орды. Из ее состава стали выделяться полусамостоятельные ханства (Казанское ханство — в 1445 г., Астраханское — в 1459 — 1460 гг.). В течение XV в. размеры дани Золотой Орде постоянно уменьшались, пока Иван III окончательно не отменил ее выплату.
Хан Ахмат, стремясь вернуть Орде былое могущество, предпринял в 1480 г. поход на Русь. Он заручился союзом Литвы, но литовский князь так и не пришел ему на помощь. Ожидая подхода литовцев, татары не решались атаковать русское войско. Противостояние на реке Угре русского и татарского войск завершилось уходом татар без боя. Монголо-татарское иго было свергнуто.

3.2.6. Образование Российского централизованного государства (XIV- нач. XVI вв)
Объединение русских земель вокруг Москвы

В истории образования Российского государства выделяется три этапа.
На первом этапе (1301—1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Твер-
118

ским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за Владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Русь разгромила татаро-монголов на Куликовом поле.
1301 год — начало возвышения Москвы; в этом году младший сын Александра Невского Даниил отвоевал у Рязани крепость Коломну, имевшую важное стратегическое значение. В 1302 г. Даниилу был завещан Переяславский удел, который был окончательно присоединен к Москве его сыном Юрием Даниловичем (1303—1325). В 1303 г. к Москве был присоединен Можайск, входивший до этого в состав Смоленского княжества. При Юрии Даниловиче Московское княжество стало одним из сильнейших в Северо-Восточной Руси. Юрий вступил в борьбу за Великое княжение Владимирское. Главными соперниками московских князей в этой борьбе были тверские князья, которые как представители старшей ветви имели больше прав на великокняжеский престол. В 1304 г. ярлык на Великое княжение получил князь Михаил Ярославович Тверской (1304—1319). Этот князь стремился к полновластному правлению во всей Руси, несколько раз пытался силой подчинить себе Новгород. В 1315 г. в Орду был вызван московский князь Юрий. Женитьба на сестре хана Узбека укрепила его положение. Князь Юрий добился также и ярлыка на Великое княжение. Для поддержки московского князя с ним было направлено ордынское войско. Стремясь избежать открытого столкновения с Ордой, Михаил Тверской отказался от Великого княжения в пользу московского князя. Однако Юрий Московский вместе с ордынцами напал на Тверь, тверичи мужественно сражались и разгромили врагов, брат князя Юрия и его жена попали в плен. Загадочная смерть московской княгини в тверском плену породила слухи об ее отравлении.
В 1318 г. тверской и московский князья были вызваны в ханскую ставку. Михаил Ярославович был обвинен в непослушании хаку и казнен. Князь Юрий вновь получил ярлык на Великое княжение. В 1325 г. в ханской ставке Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием. Дмитрий был казнен, но ярлык на Великое княжение был отдан его брату Александру. Хан Узбек послал в Тверь вместе с Александром своего племянника Чолхана (на Руси
119

его называли Щелканом). Чолхан должен был также осуществлять постоянный контроль над Великим князем и собирать дань. В 1327 году произвол и насилия, которые творили ордынцы Чолхана, вызвали мощное восстание; ордынский отряд был полностью истреблен восставшими тверичами. Московский князь Иван Калита (1325—1340) воспользовался этими событиями и присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. Тверская земля подверглась такому погрому, что уже не могла соперничать с Москюй. С 1328 г. ярлык на Великое княжение вновь оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка, Иван Калита получил право сбора ордынской дани, система баскачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества. Утаивая часть «выхода», Калита значительно разбогател. Умея ладить с Ордой и обогащаться за чужой счет, Иван I установил свою власть над Угличем, Галичем Костромским и Белоозером, запускал руку во владения ростовских князей. Но особенно отметим, что Иван Калита первым из московских князей начал практику переселений, так успешно использовавшуюся его потомками Иваном III и Иваном IV. Эта практика заключалась в том, что землевладельцы присоединенных к Москве княжеств переселялись в Москву, а на их место вселялись москвичи, становившиеся опорой князя на новых землях. Переселения вели к разрушению административных и юридических связей, существовавших в разных княжествах до подчинения их Москве. Получавшие пожалования московские бояре становились основой создаваемой Калитой новой военно-административной системы.
Политика Калиты была продолжена его сыновьями — Симеоном Гордым (1340-1353) и Иваном Красным (1353—1359). Эта политика, построенная на раболепстве перед ханами, в конечном счете, привела к тому, что внук Калиты, Дмитрий Иванович, решился на открытое противоборство с Ордой, которая в этот период была охвачена внутренними смутами: за двадцать лет у власти сменилось 14 ханов. Один из ордынских эмиров, Мамай, предпринял попытку захватить ханский престол. Мамай стремился распространить свою власть и на русские княжества. Исход противостояния разрешился Куликовской битвой, происшедшей 8 сентября 1380 года на правом
120

берегу Дона, при впадении в него Непрядвы. Русские ратники одержали победу, а Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской, с которым и вошел в историю.
На втором этапе (1389—1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского (война второй четверти XV века). Происходит усиление власти Великого князя.
Территориальный рост Московского княжества в конце XIV — начале XV веков являлся важным этапом на пути к созданию единого русского государства. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома. Важными приобретениями московских князей стали обширные территории в Заволжье, а в 1393 году сын Дмитрия, Василий I, добился от хана Золотой Орды подчинения Москве Муромского и Нижегородского княжеств. При Василии заметно усилилось русское продвижение на восток; благодаря миссионерской деятельности Стефана Пермского были обращены в христианскую веру коми-пермяки.
В соответствии с завещанием Василия I великокняжескую власть получил его 10-летний сын Василий II; это вызвало недовольство брата Василия I, Юрия Галицкого, вступившего в борьбу за престол. Столкнулись две разные традиции наследования — одна была представлена принципом родового старшинства дядьев перед племянниками, другая выражала взгляд на великокняжескую вотчину как неделимое государственное целое: централизаторские тенденции столкнулись с удельными. На практике это столкновение вылилось в затяжную войну, длившуюся более 20 лет. Борьбу с Василием Васильевичем после смерти Юрия Галицкого продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Эта война получила название «феодальной». Ее отличала крайняя жестокость. Так, попавший в плен к москвичам, Василий Косой был ослеплен. Подобным образом был изувечен и Василий II, когда в 1446 году был схвачен Дмитрием Шемякой в Троицком монастыре; после ослепления Василий получил прозвище Темный.
На третьем этапе (1462—1533) при московских князьях Иване III и его сыне Василии III завершилось политико-территориальное формирование Российского государства.
121

Период княжения сына Василия Темного, Ивана Ш (1462— 1505 гг.), был важнейшим этапом в процессе создания Российского государства. Именно в это время произошло образование основной территории России, формирование ее политической системы. Иван Ш являлся крупнейшим государственным деятелем, человеком с большими замыслами и решительными начинаниями. Высшей целью Ивана П1 было объединение под властью Москвы всех русских земель. В 1463 году к Москве присоединили Ярославское княжество, затем покорили обширный Пермский край, под руку Великого князя перешло Ростовское княжество. В 1471 г. настал черед «господина Великого Новгорода»: рать Великого князя выступила из Москвы, и побежденный в битве на реке Шелони Новгород оказался приведенным к повиновению. В 1478 г. Новгородская республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав Московского княжества. Для упрочения своей власти в Новгороде Иван Ш выселил в Москву 1000 новгородских бояр и купцов, переселив на их место московских служилых людей. В 1485 г. была покорена старая соперница Москвы — Тверь, а через четыре года к Москве присоединилась Вятская область. Иван Ш стал называться Великим князем всея Руси.
Объединив большую часть русских земель, Иван Ш начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань татарам. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью. В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Над Русью нависла опасность. Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Москов-ского княжества и Литвы. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось «стояние на Угре» войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Неудача похода вызвала новую вспышку усобиц в Орде, и Ахмат был убит.
При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Иван Ш выдвинул положение, согласно которому московские князья являлись наследниками князей Киевской Руси, а земли Киевской Руси - вотчиной московских государей. После того, как Золотая Орда окончательно
122

распалась на Казанское, Астраханское и Крымское ханства, Иван Ш объявил Московскую Русь наследницей Золотой Орды и предъявил претензии на ее бывшие земли. Преемники Ивана III продолжили его политику.
По мере сосредоточения земель под властью Великого князя московского менялся сам характер власти, ее организация и идеология. В дипломатической переписке Иван Ш с 1485 г. именовал себя так: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси». Удельными князьями оставались, главным образом, братья и племянники Великого князя, но они уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами и осуществлять судебные разбирательства по важным делам.
В целях повышения престижа своей власти Иван III после смерти первой жены (тверской княгини Марии Борисовны) сочетался браком с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. При кремлевском дворе стал вводиться сложный и строгий церемониал. В дипломатических бумагах появился новый, более торжественный язык, складывалась пышная терминология. Во время приемов иностранных послов Иван Ш сидел на троне, подаренном ему Палеологами. Послы должны были низко кланяться государю, одетому в расшитые золотом и серебром одежды. Составной частью их стали византийские «бармы» (оплечья) и так называемая «шапка Мономаха», якобы подаренная византийским императором еще Владимиру Мономаху.
При Иване Ш появился новый герб Российского государства. Старый московский герб, изображавший всадника, поражающего копьем змея, был объединен с византийским двуглавым орлом. По мере централизации изменялась и организация управления государством. Сократилось число удельных княжеств, бывшие удельные князья пополнили ряды московского боярства. Самые знатные бояре входили в состав Боярской думы — высшего совещательного органа; в Боярской думе решались все важнейшие государственные проблемы и дела дворцового хозяйства. Постепенно выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством, дворцовыми землями. Наряду с
123

системой дворцов в конце XV века стали зарождаться центральные правительственные учреждения, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а позднее — приказов. Во главе изб обычно стояли бояре, но основную работу выполняли дьяки, из числа служилых дворян — управляющие канцелярией и их помощники.
В административном отношении основная территория государства делилась на уезды, а последние — на волости и станы. Общее управление на местах было сосредоточено в руках наместников и волостелей. Они являлись судьями, сборщиками доходов князей. Наместники были также военными начальниками городов и уездов; по старому обычаю они содержались («кормились») за счет населения.
К правлению Ивана Ш относится становление поместной системы. После присоединения Новгорода Великий князь конфисковал земли новгородских бояр, разделил их на поместья в 100 — 300 десятин и раздал своим воинам-всадникам («помесчикам»). Помещики не имели власти над крестьянами в рамках своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы в переписных листах. Владение поместьем являлось обусловленным службой: сами помещики регулярно вызывались на смотры. Поместья могли наследоваться, но сыну, поступающему в службу вместо отца, давали не весь отцовский надел, а лишь то, что полагалось молодому воину, «новику». Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия — дворянства. Главным юридическим признаком этого сословия стало право на владение землей при условии несения государственной службы.
Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497) с едиными правовыми нормами. Статья 57-я «Судебника», законодательно оформляя поместную систему, ограничивала крестьянам сроки ухода от помещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); в случае ухода крестьянин должен был платить налог (пожилое).
Иван III умер в 1505 г. на 67-м году жизни после 44 лет правления. Уходя из жизни, он четко наметил новый порядок наследования престола. В своем завещании Вели-
124

кий князь оставил уделы для всех своих сыновей, но наследнику Василию, сыну Софьи Палеолог, он отдал две трети государства и всю полноту власти. При Василии Ш (1505— 1530) границы государства продолжали расширяться — были окончательно присоединены Псков, Рязанская и Смоленская земли.
Образование Российского государства стало фактом большого международного значения. В Москве находили убежище многие христиане, южно-славянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические связи со многими странами Европы и Азии.

3.2.7, Русская культура в IX - XVI веках

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Материальная культура. Занятия и быт. Археологические источники свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славяне Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Особенно успешно развивалось оружейное и ювелирное производство. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.
Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
125

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время — меховой кожух.
Фольклор. Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Письменность и литература. Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось? по-видимому, с распространением христианства и созданием славянского алфавита — кириллицы. В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже).
В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотность распространилась довольно широко. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) - возник в начале XII в. ПВЛ стала основой русского
126

летописания. В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона было посвящено обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении» Владимира Мономаха был создан образ идеального князя. Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. Для средневековой литературы характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях.
Архитектура. С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).
Изобразительное искусство. С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.
Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности. XII—XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
Летописание. В ХП в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила
127

острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летописание Северо-Востока отразило стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле.
Литература. Сознание единства Русской земли — ведущая тема литературы XII — XIII вв. Крупнейшим литературным произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игоревен, посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями. На рубеже XII — XIII вв. было написано «Моление» Даниила Заточника, где автор восхваляет княжескую власть.
Архитектура. В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство. Два направления в архитектуре XII XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.
В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.
Материальная культура. Занятия и быт. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.
Фольклор. Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и* ордынского ига. В ХШ — XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.
Письменность и литература. С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На
128

смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности. По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». В конце XTV — начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». В Х1П — XV вв. на Руси было создано много житий святых, которые имели, как правило, не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Сохранился в русской литературе и жанр «хождений», самое значительное из которых — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
Общественная мысль. XIV— XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. В 1375 г, новгородские стригольники были казнены. Иван Ш долгое время терпимо относился к ереси, проникшей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатёли во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую

129

благотворительность. Иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосходство церкви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимирских», провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.

Архитектура.

Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами камгнного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в.
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XIII — XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Для фресок и икон Феофана Грека характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Самым знаменитым его произведением является икона «Троица».
В XVI в. Русское государство вступало, завершив объединение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование — «Россия». Важнейшим процессом развития русской государственности в XVI в. было завершение централизации.
Материальная культура. В XVI в. в городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.
Господствующая система питания оставалась неизменной. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям, «Домострой» старался смягчить нравы.
В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Адцреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито
130

было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.
Фольклор. В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.

Письменность и книгопечатание

Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Основным материалом для письма стала бумага. В 1563 г. была организована типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстисла-вец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфический уровень издания был очень высок. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.
Литература и общественная мысль. В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, включавших весь круг чтения, дозволяемого церковью. В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва — третий Рим». Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному. В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематит ки. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать в широком смысле, не только как «истина», но, главным образом, как «справедливость». Вершиной этого жанра стала переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключается в служении царю.
Архитектура. С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский

архитектурный стиль, в котором преобладали черты мое ковского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.
В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля. На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). В 1555 — 1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).
Изобразительное искусство. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисием.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.