Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)

История средних веков под ред. Колесницкого Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Раннее средневековье

ГЛАВА 1 ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как например в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений в Римской империи

Упадок рабовладельческого хозяйства. В Римской империи были значительно развиты земледелие, ремесла и торговля. Крупное рабовладельческое хозяйство приобрело товарный характер. Получили широкое развитие внешнеторговые связи в бассейне Средиземного моря. Но уже в III в. заметно обнаружился хозяйственный застой, а затем и упадок. Сокращалась торговля, замирала городская жизнь. Причины этого упадка коренились в общем кризисе рабовладельческого способа производства.
При рабовладельческом строе экономика имела весьма ограниченные возможности для своего развития. Раб не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодным только при наличии дешевой рабочей силы. Рабовладельческая форма эксплуатации почти исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от тяжелой работы, рано умирал. Поэтому необходим был постоянный приток рабов, добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских экспедиций и работорговли. Однако упадок военной мощи Римской империи, связанный с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не позволял пополнять убывающий контингент рабов. Рабы дорожали, и настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним, рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда рабов.
Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей. Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на пустующие земли свободных арендаторов.
Колонат. Мелкое крестьянское землевладение в Римской империи не в состоянии было противостоять крупной земельной собственности рабовладельцев. Крестьяне разорялись под тяжестью государственных повинностей, попадали в неоплатные долги и теряли собственность на свои участки. Им приходилось или превратиться в бездомных бродяг, или оставаться на своих участках в качестве вечнонаследственных арендаторов-прекарис-тов. Так и поступали многие разорившиеся крестьяне. Безземельные люди могли получить участки в свободную аренду на правах колоната. Именно эта форма земельного держания стала наиболее распространенной в поздней Римской империи. Она позволяла крупным землевладельцам наиболее выгодно использовать оставшиеся без возделывателей земли, привлекая на них арендаторов из числа разорившихся крестьян. Земельный собственник нередко предоставлял поселенцу (колону) инвентарь и даже посевной материал, что, естественно, было связано с увеличением повинностей. Первоначально колон был свободным человеком и, выполнив повинности, мог покинуть участок. Но уже в IV в. колоны были прикреплены к земле и превратились в наследственных держателей. На помощь земельным собственникам пришло рабовладельческое государство, которое было заинтересовано в заселении пустующих земель и получении налогов с их возделывателей. Указом Константина I от 332 г. все арендаторы навечно прикреплялись к земле. Беглых колонов надлежало, согласно указу, «заковывать в кандалы, как рабов, чтобы в наказание заставить их рабским способом выполнять обязанности, приличествующие свободным людям». Колоны потеряли гражданские права, не могли занимать государственные должности и принимать духовное звание. Так они фактически опускались до положения посаженных на землю рабов, и римское право в ряде случаев ставило их в один ряд с рабами. Но все же в хозяйственном отношении колоны были самостоятельнее рабов, их повинности нормировались. Колоны платили государственные налоги, привлекались к военной службе, их нельзя было продавать без земли. Таким образом, положение колонов было двойственно: с одной стороны, они напоминали рабов, так как были лишены права владеть неограниченной собственностью, а с другой стороны, — считались юридически свободными и являлись государственными подданными, обязанными выполнять публичные повинности. Их эксплуатировали и землевладельцы, и государственная власть. Прикрепленные к земле колоны походили уже на феодально зависимых крестьян средневековья. Ф. Энгельс считал их предшественниками средневековых крепостных *. Колоны были наделены средствами производства, и их прибавочный продукт отчуждался с помощью внеэкономического принуждения. В поздней Римской империи колоны представляли основную категорию земледельческого населения, их состав пополнялся за счет обезземеленных крестьян, вольноотпущенников и несвободных варваров.
Если колоны опускались в известном смысле до положения рабов, то рабы, посаженные на землю, наоборот, поднимались в хозяйственном отношении до положения колонов. С переходом к феодализму обе эти категории непосредственных производителей стали одним из главных источников формирования крепостного и зависимого крестьянства на территории бывшей Римской империи.
Кроме колоната, в поздней Римской империи были и другие формы земельных держаний, близкие к феодальным: прекарий и эмфитевзис. Мелкие прекаристы получали земельные участки на различных условиях, большей частью за чинш. Срок держания устанавливался земельным собственником, но позднее прекарий стали долгосрочными, и прекаристы мало отличались от колонов. Эмфитевзис напоминал до некоторой степени средневековые условные держания. Его держатели ежегодно вносили земельным собственникам фиксированные платежи и пользовались обширными правами на свои владения — могли сдавать их в аренду, продавать, передавать по наследству. Собственник мог отнять владение только в случае неуплаты эмфитевтом положенных платежей в течение трех лет или после смерти держателя при отсутствии наследников, а также по истечении срока владения.
Изменения в государственном строе. Разложение рабовладельческого строя вызвало значительные изменения в политическом устройстве. Перед лицом усилившихся классовых и внутриполитических противоречий, роста сепаратистских тенденций в провинциях и возросшего натиска варваров господствующий рабовладельческий класс шел на укрепление своей диктатуры в форме домината. Управление государством было сосредоточено в руках императора и подчиненного ему бюрократического аппарата. Сенат потерял всякое значение. Была ликвидирована автономия городских муниципиев. Увеличилась численность армии, состоявшей большей частью из наемников-варваров. Для содержания разросшегося бюрократического аппарата и армии требовались огромные средства, которые правительство пыталось добыть за счет увеличения налогов. С этой целью разные категории населения прикреплялись к государственному тяглу, устанавливалась круговая порука за выполнение повинностей. Согласно эдикту императора Диоклетиана от 293 г., ремесленники и торговцы прикреплялись к своим коллегиям, которые отвечали перед государством за выполнение натуральных повинностей. На куриалов (членов городских курий) была возложена ответственность за поступление налогов в муниципальных округах. За недоимки они отвечали собственным имуществом. Им запрещалось под угрозой наказания оставлять свой город. В сословие куриалов насильственно включали всех городских землевладельцев, имевших не менее 25 югеров земли. Чтобы избавиться от тяжелых повинностей, куриалы укрывались в лесах и горных ущельях, уходили в монастыри, становились колонами.
Укрепление военно-бюрократического аппарата и усиление власти над провинциями не могли задержать распада Римской державы. Император Диоклетиан разделил империю между четырьмя соправителями. Рим потерял свое былое значение и фактически перестал быть столицей империи. А в 395 г. империя окончательно была разделена на Восточную и Западную, хотя формально обе части продолжали называться Римской империей.
В Западной Римской империи обострялся кризис рабовладельческой системы, возрастало могущество землевладельческой знати и усилились сепаратистские тенденции в провинциях. Правительство не в состоянии было прежними методами удерживать власть над населением и вынуждено было обращаться за помощью к магнатам, располагавшим частной властью над зависимыми людьми. На крупных земельных собственников была возложена ответственность за выполнение колонами государственных (налоговых и военных) повинностей. Землевладельцы создавали свой аппарат судебно-административной власти и содержали собственные военные дружины. Так началось разложение государственной бюрократической системы и оформление частной власти магнатов. Вместе с тем происходила децентрализация политической власти. Управление провинциями, которое раньше осуществляли чиновники от лица центральной власти, переходило в руки местной сенаторской знати. Все большую самостоятельность приобретали высшие военачальники, располагавшие отрядами дружинников. Все это свидетельствовало о начавшейся феодализации римского рабовладельческого государства.
Христианская церковь. Средневековая Европа унаследовала от Римской империи христианскую церковь. Христианство, представлявшее первоначально религию угнетенных, постепенно изменило свой характер и превратилось в IV в. в официальную религию, служившую интересам господствующего класса. К тому времени христианство уже распространилось на всей территории империи и охватило большую часть населения. Прежняя демократическая организация христианских общин выродилась в оторванную от верующих церковную иерархию. В своих проповедях христианское духовенство призывало к повиновению властям и смирению перед угнетателями. Это заставило римские власти изменить отношение к христианству и от гонений перейти к признанию и поддержке новой религии. Христианство с его монотеизмом могло лучше, чем различные языческие культы, сплотить в единое целое разноплеменное население империи, а централизованная церковная организация — дополнить государственную бюрократическую систему. Именно такую роль и начала играть христианская церковь после ее признания Константином (Миланский эдикт 313 г.). Вскоре христианство стало в империи господствующей религией и церковь превратилась в крупную экономическую, политическую и идеологическую силу. Епископы не только управляли церковными диоцезами (округами), но и располагали судебно-административной властью в своих владениях.
Превращение христианства в господствующую религию, а христианской церкви в орудие угнетения вызвало раскол среди верующих. Несогласные с перерождением раннехристианской демократической организации верующих в иерархическую церковную организацию выдвигали свои особые еретические (несогласные с официальной религией) вероучения. Так появились богословские ереси, в которых находила свое выражение оппозиция угнетенных масс против господствующего строя и церковной иерархии. Уже на Никейском соборе в 325 г. было осуждено распространившееся в восточных провинциях империи арианство, отрицавшее божественную природу «второго лица троицы» — Христа, а следовательно, ставившее под сомнение учение о божественности христианской церкви. Арианство проникло в среду варваров, враждебно относившихся к Римской империи. В V в. на востоке империи распространилось еретическое вероучение «монофизитов», утверждавших, что Христос имеет только божественную природу и поэтому духовенство должно отказаться от всех «мирских благ» и жить в бедности. В Римской Африке широкую популярность получило учение донатистов и агонистиков (левое направление в донатиз-ме), требовавшее реформы церкви, освобождения ее от всякой зависимости от государства. Агонистики проповедовали первоначальное христианское равенство и призывали к общности имуществ. Еретиков жестоко преследовали, однако это не могло остановить распространение ересей, в которых находило свое выражение недовольство существующим рабовладельческим строем.
Народные восстания. Обострение социальных противоречий, налоговый гнет и вымогательства чиновников, усиление эксплуатации колонов и ремесленников вызывали массовое сопротивление как в пассивной форме (бегство, отказ выполнять повинности), так и в форме народных восстаний. В Галлии и Испании в первой половине V в. широко развернулось движение багаудов (борцы), в котором главную роль играли крестьяне. В ряде районов восставшие создали независимые общины, не признававшие римских властей. В Северной Африке вспыхнуло восстание агонистиков («борющиеся»), основную роль в котором играли рабы и колоны. Восставшие громили имения крупных землевладельцев, освобождали рабов, расправлялись с римско-христианским духовенством. Это народное восстание было жестоко подавлено местными властями.
Восстания народных масс нередко совпадали с вторжениями варваров, и восставшие искали у них поддержки. Но эти надежды не всегда оправдывались, так как варварские предводители преследовали грабительские, завоевательные цели. В некоторых случаях народные массы оборонялись от грабительских вторжений варваров, а боровшиеся за власть группировки рабовладельческой знати приглашали в страну полчища варваров.
Народные восстания расшатывали пораженную кризисом рабовладельческую империю. Но они не могли ее уничтожить. Римская империя была завоевана варварами, и на ее развалинах образовались варварские государства, в которых развился более прогрессивный для той поры феодальный строй. Важнейшие элементы для его формирования появились уже в экономике поздней Римской империи.

Варварские племена: кельты, германцы, славяне

Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и народы, которые не знали латинского языка и были чужды римской культуре. Наиболее значительными этническими группами варваров, соприкасавшихся с империей, были кельты, германцы и славяне.
Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии. Отдельные их поселения встречались и в Германии вплоть до Одера. Римское государство завоевало Северную Италию, Галлию и Испанию, и их население слилось с римским в одну народность (галло-римскую и испано-римскую). Была подчинена Римом и большая часть кельтского населения Британии, однако это население не подвергалось романизации и сохранило свой патриархальный строй на стадии перехода к раннеклассовому обществу. Полную самобытность сохранили кельты Ирландии и Шотландии, не подвергшиеся римскому завоеванию.
В целом кельты сыграли значительную роль в этногенезе средневековых европейских народностей — англичан, французов, испанцев. Немалое влияние они оказали и на развитие общественных отношений и материальной культуры в странах Западной Европы. Их прямыми потомками являются ирландцы и шотландцы.
Древние германцы. Восточное кельтов и местами рядом с ними Расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Среднего Дуная. Как свидетельствуют археологические и лингвистические данные, германцы в бронзовый век своей истории заселяли Скандинавию и южное побережье Северного и Балтийского морей. В III в. до н. э. их поселения доходили уже до Дуная.
История древних германцев более или менее достоверно отражена в римских источниках начиная с середины I в. до н. э. Наиболее значительными из них являются «Записки о галльской войне» Ю. Цезаря и историко-этнографическое сочинение К. Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (сокращенно «Германия»), написанное в конце I в. н. э. Много интересных данных по истории отдельных германских племен содержится в «Анналах» и «Историях» этого автора. Дополнительные сведения о германцах можно почерпнуть в «Естественной истории» Плиния Старшего и «Географии» Страбона. Археологические данные позволяют уточнить и дополнить сведения античных авторов.
Тацит считал германцев автохтонами (коренными жителями) занимаемой ими страны на восток от Рейна. В преданиях же самих германцев их прародиной называлась Скандинавия. В начале новой эры германцы делились на множество племен, составлявших ряд более крупных межплеменных общностей. Всего Тацит перечисляет более пятидесяти отдельных племен. Однако сообщаемые им данные весьма приблизительны.
Каждое племя занимало обособленную территорию и стремилось сохранить и расширить ее. Потеря территории вела к потере независимости, а то и к гибели племени.
Хозяйственная жизнь, земледелие и скотоводство. По свидетельству Цезаря и Тацита, германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но данные археологии свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом. Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, ученые установили, что германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя.
Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерилом стоимости.
По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления.
В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, — морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Каждая родовая община и большая семья изготовляли почти все необходимое для своей жизни — орудия труда, одежду, утварь, оружие. Ремесло не выделилось еще в отдельную отрасль экономики. Тацит отмечает, что германцы давно уже научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие, но железа у них было мало, и оно ценилось очень дорого. Как свидетельствуют археологические находки, германцы добывали также серебро, олово и медь. Значительного прогресса достигли гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение, о чем свидетельствуют изображения морских судов в наскальной живописи, датируемые еще концом бронзового века. Отважными мореходами были свионы (шведы), фризы, саксы.
Общественное устройство. На рубеже новой эры у германцев господствовал еще первобытнообщинный строй. Основной формой объединения было племя, представлявшее собой хозяйственную, политическую и культовую общность. Племя имело свои особые религиозные и правовые обычаи. Все важнейшие дела племени решались на народном собрании, состоявшем из мужчин-воинов. На этих собраниях избирались вожди и старейшины. Первые располагали властью во время войны, вторые — в мирное время. Старейшины наделяли землей отдельные домохозяйства, разбирали тяжбы, председательствовали на судебных собраниях. Все члены племени были свободны и равноправны.
Племена германцев были эндогамны. Браки обычно заключались между отдельными родами племени. У германцев существовала уже строгая моногамия. Только представители знати, в виде исключения, могли брать по нескольку жен (династические браки). Большую роль в жизни германцев играли родовые связи. Ближайшие родственники, составлявшие большие семьи, совместно вели хозяйство. Родовая община превращалась в земледельческую. Скот, рабы, орудия труда и оружие находились в семейной и личной собственности. Род оказывал защиту всем сородичам. Кровная месть у германцев была заменена выкупом. Родовые отношения
служили основой военной организации: боевые порядки строились по семейно-родовому признаку.
Частной собственности на землю еще не существовало. Земля была собственностью племени и передавалась в пользование отдельным группам живущих вместе родственников. Во времена Тацита подобные группы родственников представляли собой большие семьи.
Зарождение социального неравенства. Развитие производительных сил у германцев достигло в начале нашей эры такого уровня, когда появились уже прибавочный продукт и эксплуатация чужого труда. Значительное распространение получило рабство. Тацит обращает внимание на особый характер германского рабовладения. В отличие от римлян германцы не использовали рабов как домашнюю челядь или подневольных работников в крупном господском хозяйстве, а наделяли их участками земли (наподобие римских колонов) и облагали натуральными оброками. Это была патриархальная форма рабства. Хотя господин располагал над рабом неограниченным правом собственности, на практике с ним обходились лучше, чем с римским рабом, редко подвергали наказаниям. Подобная форма рабовладения была близка к крепостничеству и вследствие дальнейшей эволюции превратилась в одну из разновидностей феодальной зависимости.
У германцев рабство не играло большой роли и не нарушало патриархального характера экономики. Свободное население жило за счет собственного труда. Однако наличие рабов свидетельствовало о возникновении неравенства и начавшемся процессе классообразования. Отдельные семейства владели большим количеством скота, орудий труда и рабов. Даже земля делилась, по свидетельству Тацита, «по достоинству» (видимо, с учетом имущественного положения). Больше земли получали состоятельные семейства, имевшие возможность ее освоить, в том числе и за счет наделения участками своих рабов. У германцев существовала уже влиятельная знать. Конечно, знатность в патриархальном обществе не тождественна богатству. Знатными считали людей заслуженных, отличившихся в общественной деятельности и на войне. Но знатные обычно выделялись и своим имущественным положением — одеждой, вооружением.
Возникновение военной власти. Описанное Тацитом общественное устройство германцев основывалось на принципах военной демократии. Решающая роль принадлежала народному собранию. Должностные лица находились под постоянным контролем избиравших их воинов, не имели права приказывать. Их выступления на народном собрании воспринимались по силе убедительности.
Но постепенно общественная власть начала сосредоточиваться в руках военной и родо-племенной знати. Все вопросы, обычно выносимые на народное собрание, стали обсуждаться советом старейшин. Участники собрания только принимали или отвергали предложенные решения. Особенно важные дела обсуждались на банкетах военной знати, и решения только формально принимались на народном собрании. На должность главы племени (rex) избирали представителя знатного рода. Военным предводителем (dux) мог стать отличившийся в бою воин, но при этом учитывались и заслуги его предков. Военная власть начала приобретать наследственный характер — вождем избирали в иных случаях юношу в знак военных заслуг его предков. Орудием усиления власти вождя была дружина, состоявшая из воинов-профессионалов. Если во времена Цезаря дружина создавалась только на время военных предприятий и по окончании их распускалась, то впоследствии, по сообщениям Тацита, она стала постоянной. Дружинники находились в полной зависимости от вождя, приносили ему клятву верности и получали от него оружие и боевого коня. Вождь устраивал для дружины пирушки, раздавал дружинникам подарки. Средства для этого он получал за счет военной добычи и приношений, которые, по обычаю, должны были давать ему соплеменники. Дружинники не участвовали в производительном труде, они служили не столько племени, сколько вождю и могли быть использованы им для захвата власти. Таким образом, создавались предпосылки для превращения выборной военной власти в наследственную государственную власть. История германских племен первых веков новой эры наполнена борьбой представителей отдельных знатных родов за верховную военную власть. Наиболее удачливые из них подчиняли своему господству не только собственные, но и соседские племена и создавали многоплеменные военные союзы.
Религия древних германцев. По описанию Цезаря религиозные верования германцев были весьма примитивны: они поклонялись стихиям — солнцу, луне, огню. Тацит более подробно характеризует религию германцев, сопоставляя ее с римским язычеством. Из многих божеств, почитаемых у разных племен, наиболее известными были Водан, Донар, Циу, Идис. Водана считали верховным божеством, Донара — богом грома, Циу — богом войны Германцы представляли своих богов столь величественными, что всякое их изображение в человеческом виде или в образе других живых существ считалось кощунством и не допускалось. Вместо храмов у них были священные рощи или горные вершины, где совершались ритуальные действия и жертвоприношения (в том числе и человеческие). Родственные племена, отпочковавшиеся в прошлом от одного древнего племени, почитали, по традиции, единое божество. Религиозная традиция германцев утверждала, что все их племена произошли от единого мифического Манна, рожденного богом Туисконом. В этом религиозном предании запечатлелась традиция общегерманского единства.
Большим влиянием у германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел и отправлении правосудия. Только им одним подчинялись беспрекословно все свободные германцы; по их решениям выносились смертные приговоры и заключались под стражу провинившиеся люди. Такое же безграничное доверие германцы питали к гаданиям и предсказаниям прорицательниц, выступавших обычно перед народным собранием. Если их предсказания предвещали неудачу военного похода, то он откладывался на другой срок.
Германцы и Рим
Римляне стали отличать германцев от галлов только во II в. до н. э. С этого времени начались мирные и военные отношения Рима с германцами. В 113—101 гг. до н. э. произошло первое массовое вторжение германцев. Кимвры и тевтоны напали на Северную Италию и Галлию, но потерпели сокрушительное поражение от войск римского полководца Мария. Неудачной оказалась также попытка свебов захватить земли в Восточной Галлии. Ю. Цезарь разбил их и отбросил за Рейн, а в 55 г. до н. э. даже форсировал Рейн и вторгся на короткое время в Германию. При Тиберии Германия вплоть до Эльбы оказалась под властью римского оружия. Германские вожди изъявляли покорность империи, посылали подарки и выдавали заложников. Однако подчинить Германию надолго Римской империи не удалось, несмотря на все попытки разъединить германские племена и посеять между ними вражду. В первые годы новой эры в области р. Везера был создан антиримский союз племен, возглавляемый вождем херусков Арминием. Началось всеобщее восстание. Римские легионы под начальством Вара попытались его подавить, но попали в засаду и были уничтожены германцами в битве в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.). Это был конец римского господства за Рейном. Теперь империя перешла к обороне от вторжений германских племен. Была сооружена огромная оборонительная линия от побережья Северного моря до устья Дуная. Между верхним течением Рейна и Дуная (от Майнца до Регенсбурга) был построен оборонительный вал (Limes Romanus). Это позволило Римской империи в течение нескольких веков сдерживать натиск германцев. Немаловажную роль сыграли при этом мирные дипломатические и торговые отношения с варварами — заключение союзов с отдельными племенами, подкуп военачальников и привлечение варваров на римскую службу.
Торговля Рима с германцами носила оживленный характер уже в середине I в. до н. э. Центрами ее были римские поселения по Рейну и Дунаю — Кёльн, Трир, Аугсбург, Регенсбург, Вена. Римляне построили у своих границ с германцами сеть дорог. Наиболее оживленные торговые связи были у римлян с соседними племенами, но, как свидетельствуют клады римских монет, римские купцы посещали и отдаленные районы по Дунаю и его притокам, а также по Эльбе и Одеру. Германцы покупали у римлян изделия из бронзы, стекла, оружие и некоторые орудия труда. Из Римской Галлии ввозили лошадей, керамические изделия. В свою очередь римляне вывозили из Германии рабов, скот, янтарь, кожи, меха, растительные красители.
Варваризация империи. Натиск германцев на римские провинции усиливался. За Рейном создавались союзы племен, преследовавшие цель прорвать римский оборонительный вал и захватить богатые провинции. В 165—180 гг. вспыхнула Маркоманская война. Огромные полчища варваров — маркоманы, квады, вандалы, гермундуры — вторглись в Рецию, Норик, Паннонию, Дакию, Ил-лирик и достигли Северной Италии. Император Марк Аврелий нанес им поражение и подчинил некоторые из вторгшихся племен. Но это был последний успех римского оружия. В дальнейшем империи приходилось откупаться от варваров, уступать им свою территорию. Императоры разрешали германским племенам поселяться в пограничных областях в качестве союзников (федератов) или наемников. Крупные римские землевладельцы охотно принимали поселенцев-варваров на пустующие земли, снабжая их на первое время всем необходимым для обзаведения собственным хозяйством. Живя среди римского населения, германцы заимствовали многое из его материальной и духовной культуры. Это способствовало разложению у них общинно-родовых отношений, проникновению римских правовых норм, укреплению частной собственности.
Переселение варваров оказывало, в свою очередь, влияние на развитие социально-экономических отношений в пограничных римских провинциях. Увеличивалось количество свободного земледельческого населения, уменьшалось значение рабского труда.. Изменялась военная организация империи. Большое значение приобрело войско из федератов — военных поселенцев-варваров. Германские военачальники на римской службе стали оказывать влияние на политическую жизнь империи, вмешиваясь в борьбу придворных клик, смещая и возводя на трон императоров. Таким образом, происходило два взаимодействующих процесса — романизация варваров, поселившихся в пограничных областях, и варваризация Римской империи. И то и другое укрепляло позиции варваров и облегчало им завоевание римских провинций.
Германские племена в III—V вв. Римские письменные источники содержат мало сведений о жизни германских племен в эти века, но археологические данные свидетельствуют о значительном хозяйственном прогрессе германцев: улучшилась обработка почвы, расширился ассортимент сельскохозяйственных культур и повысилась их урожайность. Начали распространяться садоводство и виноградарство. Совершенствовались ремесла: обработка железа, бронзы, серебра. Найденные в погребениях предметы — оружие, украшения, сосуды и т. д. — с орнаментом и изображениями животных свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры и искусства.
У германцев появилась руническая письменность. Сохранились надписи на дереве, металлических изделиях и надгробных плитах. Наибольшее распространение руническая письменность получила у скандинавов. Она была связана с магией и колдовством. Ее знали только жрецы и немногие люди, хранившие заветные тайны (руна — значит «тайна»).
О развитии социальных отношений у германских племен в IV—V вв. можно судить на основании варварских «Правд», записанных в V- VI вв. Содержащиеся в них нормы обычного права сложились задолго до их записи и отражали (в большей или меньшей степени) старинные патриархальные порядки. У варваров сохранялась еще родовая защита и ответственность за преступления членов рода, равно как и право наследовать имущество умершего родича. Хозяйственной единицей, как правило, была большая семья, которая владела земельным наделом. Женщины не имели права наследовать земельную собственность, и земля всегда оставалась во владении земледельческой общины.
Однако в III—V вв. у германцев наблюдалось уже значительное социальное расслоение. В «Правдах» фигурируют разные социальные группы — знать, родо-племенная или служилая, простые свободные, составлявшие основную часть населения, полусвободные — литы и рабы. Число рабов и их роль в хозяйстве заметно возросли в связи с увеличением количества военнопленных и захватом имущества у римских землевладельцев. Германская знать, получавшая львиную долю добычи, заводила крупные хозяйства со множеством рабов, литов и колонов. Усилилось значение вождей и королей (конунгов). Они присваивали неподеленную землю и собирали в свою пользу повинности с покоренного населения. Чтобы придать своему господству больший авторитет, они возводили свою родословную от языческих богов.
В то же время у германцев происходили глубокие этнические изменения, обусловленные, с одной стороны, социально-экономическими сдвигами и начавшимся процессом образования государственной власти, а с другой — массовыми передвижениями и расселением на новых территориях. Описанные Тацитом многочисленные племенные общности смешивались и в результате их интеграции оформлялись новые территориально-этнические общности, более обширные и сложные по своей социальной структуре. Уже раньше германские племена объединялись в военные союзы. Но эти союзы существовали недолго и распадались, а входившие в них племена снова обособлялись. Так, например, сложившийся в середине I в. до н. э. свебский союз объединил под своей властью почти всю Германию. Но после поражения Ариовиста в войне с Цезарем союз распался. Позже сложилось еще несколько подобных союзов (маркомано-свебский союз Маробода в конце I в. до н. э., союз херусков под руководством Арминия в начале новой эры), но они были непрочны и распались после гибели их основателей. Племенные объединения, возникшие в III—IV вв. в пределах Германии и на отвоеванной территории, оказались более жизнеспособными и превратились в конечном результате в новые этнические общности. Так произошли германские народности: алеманны, франки, саксы, тюринги, бавары. Каждая из них занимала отдельную территорию и представляла собой обособленное политическое образование во главе с военным предводителем — герцогом.
Древние славяне. Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов). По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германцам.
Основным занятием славян уже в те времена было земледелие. Кроме того, они занимались скотоводством, охотой, бортничеством и рыболовством. Значительных успехов добились славяне в добыче и обработке железа, гончарном ремесле и ткачестве. У них развивалась меновая торговля. Об общественном устройстве славян сообщают источники более позднего времени (византийские авторы VI в). У них господствовал еще первобытнообщинный строй. Но уже начался процесс его разложения. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече), на которых задавала тон родо-племенная знать. Большим влиянием пользовались князья, имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти.
В эпоху великих переселений славяне продвинулись далеко на запад и юг, потеснив германские племена. Они вторгались на византийскую территорию. Теперь их границы проходили по Эльбе (Лабе) и Дунаю. Местами славяне заняли земли западнее Эльбы и южнее Дуная, а затем колонизовали почти весь Балканский полуостров. В VI в. византийские источники называют уже славян разными именами: племена, жившие между Дунаем и Днестром, именуются сплавинами и словенами, населявшие Поднепровье, — антами, а занимавшие бассейн Вислы и Балтийское побережье, — венетами. Это свидетельствовало о появлении трех ветвей славян — южных, восточных и западных.
Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.
Завоевания варваров. Образование варварских королевств в Западной Европе
Передвижения варварских племен и нападения их на римские провинции стали обычным явлением. Однако Римской империи до поры до времени удавалось сдерживать этот натиск. В конце IV в. начались массовые передвижения германских и других варварских племен, получившие название великого переселения народов и закончившиеся завоеванием всей территории Западной Римской империи. Чем же они были вызваны?
Основной причиной этих передвижений был рост населения варварских племен, вызванный повышением жизненного уровня вследствие интенсификации земледелия и перехода к прочной оседлости. Варварские племена стремились захватить плодородные земли Римской империи и создать на них постоянные поселения. Многочисленная германская знать использовала эти походы для захвата добычи и эксплуатации покоренного населения.
Гунны. Вторжение вестготов на территорию Римской империи. Первыми в пределы империи двинулись вестготы. Племена готов до II в. проживали в низовьях Вислы, куда они, по древним преданиям, переселились из Скандинавии. В начале III в. большая часть готов ушла на юго-восток и осела в Причерноморье (от низовьев Дуная до Дона). Расселившиеся на западе в лесной полосе готы обособились от восточных степных. Первые получили название вестготов (визиготов), вторые-остготов (остроготов). В Причерноморье готы подчинили проживавшее там славянское и скифо-сарматское население, а также поселившееся здесь германское племя герулов. Так был создан большой многоплеменный союз, в котором готы (остготы) составляли меньшинство. Они много заимствовали от местных жителей, в частности в военной области. Восточноримские источники часто называют готов сарматами.
Готы предпринимали военные походы против Римской империи. Жившие в Приазовье герулы совершали пиратские набеги на ма-лоазийское побережье. В то же время готы вовлекались в торговые связи с империей и подвергались римскому влиянию. У них распространилось в форме арианской ереси христианство. Проповедником его был епископ Ульфила (313—383), который составил готскую азбуку и перевел, как полагают, на готский язык библию. Этот перевод является древнейшим памятником германской письменности. Наивысшего могущества «готская держава» достигла во времена остготского короля Эрманариха, который подчинил ряд славянских племен и раздвинул далеко на восток границы остготского союза. Вестготы не входили в состав этого объединения. Они были вовлечены в орбиту римского влияния.
В 375 г. в Причерноморье вторглись гунны — воинственные кочевники, двигавшиеся из глубин Азии и подчинившие к тому времени уже многие народы. Под их ударами пал племенной союз остготов, а его предводитель. Эрманарих, тяжело раненный в сражении, покончил жизнь самоубийством. Большая часть остготов попала под власть гуннов. Вестготы, спасаясь от гуннской угрозы, обратились с просьбой к римским властям, разрешить им поселиться на территории империи на правах союзников. Император Ва-лент заключил с вестготами соглашение, и они были поселены в Мезии. Но римские власти не выполняли своих обещаний, не обеспечили их продовольствием и обращались с вестготами как с рабами. Это привело к восстанию варваров, которое поддержало население Фракии. В битве у Адрианополя (378 г.) готы одержали победу, император Валент погиб. Римскому полководцу Феодосию с трудом удалось оттеснить готов от Константинополя. Феодосии, ставший вскоре императором, заключил с вестготами мирный договор, разрешив им поселиться на лучших землях Балканского полуострова в качестве союзников империи. Некоторое время готы находились в мирных отношениях с римлянами, но вскоре, после смерти Феодосия (395 г.), они под предводительством короля Аллариха начали предпринимать опустошительные набеги и пытались захватить Константинополь. Император Восточной Римской империи Аркадий вынужден был заплатить вестготам большой выкуп и предоставить богатую провинцию Иллирию. В 401 г. Алларих предпринял поход в Северную Италию, но потерпел поражение от римских войск, которыми командовал военачальник Стилихон.
В начале V в. Западной Римской империи пришлось отражать небывалый натиск варваров. В 404 г. с верховьев Дуная в Италию вторглась масса германцев под предводительством Радагайса. Они осадили Флоренцию. Стилихон мобилизовал все силы и нанес им поражение. Множество варваров было взято в плен и обращено в рабство. Для обороны Италии Стилихон вынужден был отозвать римские войска из Британии, куда уже начали вторгаться англосаксы. Положение в Италии стало катастрофическим после казни Стилихона, который был осужден римским сенатом по подозрению в измене. Огромные полчища вестготов, пополненные выходцами из других варварских племен, заняли Северную и Среднюю Италию и подступили к Риму. Император Гонорий укрылся в Равенне. Алларих потребовал большой выкуп и выдачи всех рабов варварского происхождения. Эти требования были удовлетворены, но император отказался предоставить варварам провинции Далма-цию, Норик и Венецию, которых они добивались. Тогда Рим был подвергнут голодной блокаде. 24 августа 410 г. город пал. Войско Аллариха вступило в Рим и подвергло его страшному разграблению. На современников эти события произвели неизгладимое впечатление. Падение «вечного города» считали не только концом Римской империи, но светопредставлением. Сторонники язычества обвиняли во всем христиан. Известный деятель христианской церкви философ Августин Блаженный в своем сочинении «О граде божьем» противопоставлял гибнущему «земному царству» вечное «царство божье», прообразом которого он считал христианскую церковь.
Ограбив Рим и захватив огромную добычу, Алларих направился на Юг Италии, намереваясь перебраться в Сицилию, а затем в Северную Африку. Но здесь вестготов постигла неудача. Вскоре после этого Алларих умер. Избрав нового короля, вестготы Двинулись обратно на север.
Вестготское королевство. Вестготы захватили юго-западную часть Галлии и основали там свое королевство со столицей в Тулузе (419 г.). Формально они считались федератами империи, а их король римским военачальником, но по существу это было первое независимое государство варваров на римской территории. Вестготы отторгли у местных землевладельцев две трети пахотной земли и разделили ее между собой «по жребию». Так воины-варвары превратились в крестьян-общинников. Во второй половине V в. была завоевана территория Галлии до Луары и большая часть Испании. После потери Аквитании, завоеванной франками в 507 г., центр Вестготского королевства переместился в Испанию (столица Толедо). В 554 г. Византия захватила юго-восточное побережье Испании. Таким образом. Вестготское королевство владело только частью Пиринейского полуострова; северо-западная часть принадлежала королевству свебов.
Завоеватели, расселившись на огромной территории, составляли меньшинство населения. Вестготы не создали сплошных поселений, а жили среди испано-римского населения, которому явно уступали по численности и уровню развития материальной и духовной культуры. Это, несмотря на их особые привилегии — воинскую профессию, освобождение от налогов, приводило, естественно, к романизации готов. В конце VI в. вестготы отказались от арианства и приняли римско-христианское вероисповедание, что еще более ускорило их ассимиляцию. Смешение вестготов с местным населением способствовало формированию в вестготском обществе феодальных отношений. Крестьяне теряли свободу, знать превращалась в крупных земельных собственников.
С развитием феодальных отношений в Вестготском государстве начались внутренние смуты. Это облегчило завоевание Испании арабами.
Вандальское королевство. В III в. вандалы переселились из глубин Германии на Средний Дунай. Под натиском гуннов они двинулись на запад вместе со свебами и алланами (племя сарматского происхождения, пришедшее с востока), прорвали в начале V в. римский оборонительный рубеж на Среднем Рейне и вторглись в Галлию, а затем в Испанию. В 428 г. вандалы вместе с алланами переправились через пролив (Гибралтар) в Северную Африку и начали ее завоевывать. Король вандалов Гейзерих умело использовал сложившуюся обстановку — мятеж римского наместника Бонифация, освободительную борьбу местного населения берберов, движение агонистиков и в течение десяти лет завоевал большую часть римских владений. Так, на римской территории было создано новое государство — королевство вандалов со столицей в Карфагене (439 г.). Как и вестготы, вандалы считались федератами империи, что не мешало им присваивать ее территории и грабить ее города. Будучи арианами, вандалы захватывали земли и имущество римской церкви, а также богатства римской знати. Ими были захвачены острова Средиземного моря — Сицилия, Сардиния, Корсика, Балеарские острова. В 455 г. вандалы разграбили Рим. При этом было разрушено много памятников культуры и искусства. Позже термином «вандализм» стали называть бессмысленное уничтожение культурных ценностей. Вандальское королевство просуществовало до 534 г. и было завоевано Византией.
Бургундское королевство. Восточногерманское племя бургундов в IV в. переселилось на Средний Рейн и основало в области Вормса свое королевство, которое было разгромлено гуннами. Остатки бургундов (с разрешения римского полководца Аэция) поселились в качестве федератов в Сабаудии (Савойе). Позднее бургунды заняли всю Верхнюю и Среднюю Рону и в 457 г. основали новое королевство со столицей в Лионе. Как и другие варвары, бургунды поделили землю с местным населением, отторгнув сперва половину, а позже две трети пахотных земель, а также половину усадеб и общинных угодий и одну треть рабов у галло-римских землевладельцев. Бургунды расселились кровнородственными группами (фарами), превратившимися позже в территориальные общины. Расселение среди галло-римлян способствовало разложению у бургундов общинно-родовых отношений и росту социальной дифференциации. Бургундское королевство сохраняло связь с Римской империей до ее падения. В 534 г. оно было завоевано франками.
Борьба с гуннами. Гунны, подчинив ряд германских племен — остготов, герулов, гепидов, квадов, маркоманов, скиров, тюрингов, восточных бургундов, создали огромный военный союз. В конце IV в. они вторглись в Паннонию и вскоре превратили ее в центр своих владений. Западная Римская империя и Византия использовали гуннов для борьбы против варварских вторжений и подавления восстаний в провинциях, что, несомненно, способствовало укреплению гуннского союза. В V в. у гуннов уже существовала наследственная власть. Они оставались кочевниками, и их завоевания носили разорительный характер: они разрушали деревни и даже города, превращая захваченные территории в пастбища для скота. Особенно опасными для европейских народов гунны стали во времена Аттилы (435—453), прозванного за его жестокость «бичом божьим».
В 451 г. гунны вторглись в Галлию и осадили Орлеан. Общая опасность заставила Западную Римскую империю и варварские народы объединить свои силы. Решающая битва, прозванная «битвой народов», произошла на Каталаунских полях (около Труа). Союзное войско, состоящее из римлян, вестготов, франков и части бургундов, под командованием римского полководца Аэция нанесло поражение гуннам, вместе с которыми сражались и покоренные германские племена. Тем не менее Аттила совершил еще в 452 г. поход в Италию и захватил там огромную добычу. В 453 г. он умер, и гуннский союз вскоре распался. Покоренные гуннами племена обрели независимость.
Конец Западной Римской империи. Несмотря на потерю почти всех своих провинций. Западная Римская империя формально все еще продолжала существовать. Императорский двор давно уже находился не в Риме, а в Равенне, и делами империи фактически распоряжались военачальники-варвары, командовавшие наемниками из варварских племен. В 476 г. военачальник Одоакр, происходивший из германского племени скиров, лишил престола малолетнего римского императора Ромула Августула, казнил его отца Ореста и стал фактическим правителем Италии и Рима. 476 год принято считать датой падения Западной Римской империи, хотя фактически Рим пал еще в 410 г., когда его завоевали вестготы. Сам Одоакр не считал, что он этим актом упраздняет империю. Знаки императорского достоинства он отослал в Константинополь восточноримскому императору. Но по существу это был радикальный переворот. В Италии, как и повсюду на территории бывшей Западной Римской империи, хозяевами стали варвары. Одоакр провел реформу, наделив своих дружинников землей, для чего он отнял у местных землевладельцев треть их земельной собственности. Все варварские королевства на западе, считавшиеся римскими «союзниками», приобрели независимость.
Остготское королевство. Остготы после распада гуннского союза поселились в дунайских областях на положении федератов Византийской империи. Предводитель остготов Теодорих из знатного рода Амалов подчинил себе почти всех остготов и стал править как король. В 488 г. с согласия восточноримского императора он организовал поход в Италию с целью ее завоевания. Остготам не удалось добиться решающей победы. В 493 г. Теодорих заключил с Одоакром договор о разделе Италии. Но вскоре Одоакр был предательски убит на пиру у Теодориха, и вся Италия перешла под власть остготского короля. Так было создано новое варварское государство — королевство остготов. В состав его входили, помимо Италии, области по Дунаю — часть современной Швейцарии, Австрии и Венгрии (Паннония). Столицей была Равенна.
Остготы осели главным образом в Северной и Средней Италии. Они отторгли одну треть земли (преимущественно у варваров, наделенных в свое время Одоакром) и поделили ее между собой. Теодорих конфисковал также владения фиска и пустующие земли и роздал их знати. Итало-римские землевладельцы, у которых земля не была конфискована, должны были платить готам одну треть своих доходов. Таким образом, крупное землевладение не было ликвидировано. Теодорих даже наделил некоторых римских аристократов новыми владениями. В целом в результате остготского завоевания мелкое общинное землевладение несколько увеличилось, однако коренного преобразования аграрных отношений не произошло. Под влиянием римских порядков у остготов быстро разлагались родовые связи и происходила социальная дифференциация.
Королевская власть у остготов очень скоро потеряла военно-демократический характер и приобрела деспотические черты. Теодорих считал себя преемником римских императоров и всячески им подражал. Законодательство Теодориха основывалось на римском праве. Германское обычное право не было уложено и законодательно оформлено, как в других варварских королевствах. В Италии сохранились римское право и прежний государственный аппарат, по старой традиции функционировал сенат. На высшие должности привлекалась римская знать. Римская церковь была уравнена в правах с готской арианской церковью. Для готов существовала особая германская система управления во главе с графами. Политика Теодориха усиливала этническую разобщенность в стране, что затрудняло романизацию готов и взаимодействие римской и германской общественных систем.
Готская военная верхушка стремилась ослабить влияние римской знати и завладеть ее богатствами. После смерти Теодориха это привело к открытым столкновениям. Наследовавшая престол королева Амаласунта пыталась продолжить политику своего отца, покровительствуя римской знати и ориентируясь на Византию, что стоило ей не только престола, но и жизни. Среди остготской знати началась ожесточенная борьба за власть. Этим воспользовалась Византийская империя, давно уже стремившаяся завоевать Италию.
В 534 г. византийский император направил в Италию огромную армию и флот под командованием Велисария. Римские аристократы и католическое духовенство оказали Византии поддержку. В короткое время византийцы захватили большую часть страны, в том числе Рим и Равенну. Однако война не закончилась. Против реставраторской политики Византии выступили не только варвары, но и низшие слои римского населения. Возведенный на королевский престол предводитель готов Тотила жестоко расправлялся с провизантийски настроенной римской знатью, лишал ее владений и доходов и в то же время облегчал положение колонов и других зависимых людей, стремясь привлечь их в свое войско. Это позволило добиться перелома в ходе войны и изгнать византийцев из Северной и Средней Италии. Но Византия направила в Италию большие военные подкрепления и в 552 г. нанесла готам поражение. Тотила пал на поле сражения, а готы еще в течение трех лет вели освободительную войну. В 555 г. опустошенная в двадцатилетней войне Италия была полностью завоевана Византией. Император Юстиниан в специально изданном для Италии законе предписывал, чтобы все земли, рабы и колоны были возвращены прежним господам. У остготов отняли значительную часть имущества. Многие готы покинули страну, только на севере Италии частично сохранилось готское население. Тем не менее Византии не удалось полностью реставрировать в Италии старые рабовладельческие порядки.
«Пангобардское королевство. Через тринадцать лет после византийского завоевания в Италию с севера вторглись лангобарды. Они уже ранее обосновались в Паннонии, создав там большой племенной союз, в который входили не только германские племена (саксы, гепиды), но и сарматы с болгарами. Византия в свое время использовала лангобардов в качестве союзников в войне с остготами. Теперь лангобардский король Альбоин решил отвоевать Италию у Византии. По сравнению с другими германскими племенами лангобарды были наиболее жестокими завоевателями: они разрушали города, истребляли мирных жителей или обращали их в рабов. Не довольствуясь одной или двумя третями земли, как другие варвары, они отнимали почти все имущество у богатых землевладельцев, а самих их изгоняли или делали своими рабами. Все местное население было обложено налогом и поставлено под управление лангобардских герцогов.
Постепенно лангобарды завоевали большую часть Италии. Им принадлежала вся северная часть страны. В Средней Италии в состав Лангобардского государства не вошли только область Равенны (Равеннский экзархат, оставшийся под властью Византии) и небольшая территория около Рима. В Южной Италии лангобардам принадлежали герцогства Беневент и Сполето. Наиболее многочисленные поселения лангобардов были в долине реки По, получившей название Ломбардии (Лангобардии). Ланго-бардское завоевание нанесло окончательный удар по остаткам рабовладения в Италии и оказало решающее влияние на развитие феодализма.
Под влиянием более развитого социально-экономического строя в завоеванной стране у лангобардов быстро разлагались общинно-родовые связи, утверждалась частная собственность на землю и усиливалась социальная дифференциация. Приходило в упадок старое военно-демократическое устройство. Вместо общего ополчения решающее значение приобрела королевская дружина. За службу дружинники получали земельные наделы и превращались в феодальных землевладельцев.
В результате оформления феодальных отношений ослаблялись позиции королевской власти. В стране усилилась политическая борьба. Герцоги и другие магнаты, державшие в зависимости массу населения и располагавшие военными дружинами, стремились к полной самостоятельности. В то же время усложнилось внешнеполитическое положение Лангобардского государства. Римские папы стремились захватить лангобардские земли по реке Тибр и призвали на помощь своих союзников — франкских королей. В 754 и 757 гг. Пипин Короткий нанес поражение Лангобардскому государству и отнял часть его территории, отдав ее папе.
Социально-экономические, политические и этнические изменения в Западной Европе в V—VI вв.
Начало формирования классов феодального общества. Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского населения, жившего в условиях классового общества и более высокой материальной и духовной культуры, ускорили разложение первобытнообщинного строя и формирование раннефеодальных отношений у варварских народов. С другой стороны, варварские завоевания ускорили разложение рабовладельческих отношений и образование феодального строя в римском обществе. Вместе с тем они создали предпосылки для романо-германского синтеза.
Повсюду завоевания сопровождались перераспределением земельной собственности. Варвары проводили массовые конфискации земли и движимого имущества, включая и рабов. В результате всех этих конфискаций и разделов значительно уменьшился удельный вес крупного землевладения и увеличилось значение мелкой и средней земельной собственности. Варвары-воины превратились в крестьян-общинников. Эта тенденция к укреплению мелкого хозяйства за счет крупной земельной собственности рабовладельцев была безусловно в тех исторических условиях прогрессивна. Мелкое крестьянское производство являлось хозяйственной основой зарождавшегося феодального строя. Но на завоеванной варварами территории отнюдь не исчезла крупная земельная собственность с эксплуатацией труда рабов, колонов и иных зависимых людей. Крупными землевладельцами оставались сенаторская знать, верхушка куриалов и высшее духовенство. Крупная земельная собственность распространилась и у варваров. Короли, старая родоплеменная знать и королевские дружинники присвоили значительную долю завоеванной земли и эксплуатировали зависимых людей. Под воздействием этих отношений и норм римского права ускорился процесс разложения общинно-родовых порядков у германцев. Надельная земля превращалась в собственность, а это приводило к имущественному неравенству в среде общинников и к установлению поземельной и личной зависимости.
Если свободные германцы постепенно опускались до положения зависимых людей, то колоны и рабы, наоборот, приобретали большую хозяйственную самостоятельность и юридические правомочия. Государственная власть не вмешивалась в отношения между земельными собственниками и их зависимыми людьми. Колоны уже не рассматривались как подневольные люди, они владели домашним хозяйством и орудиями труда. Точно так же и посаженные на землю рабы пользовались правом владения своим имуществом.
Так начинался процесс формирования класса феодально зависимого крестьянства. В крепостных и зависимых превращались римские рабы, вольноотпущенники, колоны и разные мелкие держатели, а также эксплуатируемые категории германского населения — рабы, литы и иные полусвободные люди. Класс зависимых крестьян все более интенсивно пополнялся разорявшимися и терявшими свободу и земельную собственность общинниками.
На другом полюсе формировался эксплуататорский класс крупных земельных собственников. Он включал в себя значительную часть крупных римских землевладельцев и верхушку христианского духовенства, а также варварскую племенную и служилую знать. Занимая господствующее положение в варварских королевствах, эта знать богатела за счет эксплуатации покоренного населения и постепенно подчиняла крестьян-общинников.
Изменение в политическом строе. Начавшийся в варварском обществе процесс классообразования и установление господства над населением римских провинций привели к оформлению государственной власти у варварских народов.
Родо-племенная организация германцев была не в состоянии осуществлять господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было государство, располагающее военной силой и судебно-административным аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической системы варвары должны были создать собственную государственную организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.
По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских полчищ, ограниченных в своих действиях волеизъявлением племенной и служилой знати. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-родовые органы — народные собрания с выборными судьями и заседателями. Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей частью силами самого населения. Военная организация представляла собой общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в поход за собственный счет. Однако все большее значение приобретала дружина из профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым населением.
На формирование варварской государственности оказывали в той или иной степени влияние римские государственно-правовые институты. Римское население в некоторых варварских государствах (Вестготском, Вандальском, Остготском, Бургундском) пользовалось римским правом и управлялось прежним судебно-административным аппаратом, поставленным на службу варварским королям. На королевской службе находились образованные римляне (варвары, как правило, оставались неграмотными, обычай запрещал им даже проходить школьную «муштру»).
Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую территориальную, административную и фискальную систему; ее пытались распространить и на германское население.
У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более примитивной форме племенных княжеств (герцогств). Это объясняется не только отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда, военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации не было условий.
Новые этнические общности. Переселение германцев на новые территории и смешение разноплеменного населения в процессе передвижений привели к разложению ранее существовавших германских племенных образований и к появлению новых общ-ностей, основанных на территориальных связях. Германские племена, пополненные в ходе далеких переселений чужеродными этническими элементами, расселялись на завоеванных римских территориях среди более многочисленного и стоявшего выше по уровню хозяйственного и культурного развития романского населения, вступая с ним в социальные и этнические контакты. Хотя в политическом и военном отношении господами оставались завоеватели-варвары, в экономическом, культурном и этническом взаимодействии победителями стали римляне. В течение нескольких столетий варвары были романизованы и ассимилированы более развитой этнической средой, не оказав на нее заметного влияния ни по образу жизни, ни по языку. Успешнее всего процесс этнической ассимиляции развивался в тех областях, где варвары селились смешанно с местным населением. Но даже там, где создавались сплошные варварские населения, как например в Северной Галлии (франки) или в Северной Италии (лангобарды), процесс ассимиляции, хотя и замедленно, прогрессировал в том же направлении, и через несколько столетий германцы растворились в местной романской среде. Успеху ассимиляции благоприятствовало политическое объединение разноплеменного населения в пределах одного государства и установление христианского единоверия. Переселившиеся на запад восточногерманские племена придерживались первое время арианства, но вскоре они приняли римско-христианское правоверие, и этим были устранены всякие преграды на пути взаимного общения. Вошли в практику смешанные браки между варварами и римским населением, что приводило к быстрому устранению этнических различий.
В Западной Европе спустя несколько веков после гибели Римской империи начали складываться новые романские народности — итальянская, испанская, франко-романская, в которых германцы были поглощены романо-кельтским населением. Германские племенные общности, жившие на востоке от Рейна, оставались политически разрозненными вплоть до франкского завоевания; процесс их этнической интеграции завершился позже в пределах Германского государства.
.

Комментарии (4)
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.