Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты










Ваш комментарий о книге

Шафарик П. Славянские древности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

§. 1. Начало и цель сочинениія

Период первый.

От Геродота до падения гунской и римской держав

Отделение 1

Происхождение Славян

Отделение 2

Жилища и деяния  древних Славян

Книга 2. Отделение 3

Обозрение племен, соседящих с Виндами или Славянами

Отделение 4

Географическое обозрение Древнеславянских  жилищ

Отделение 5

Перечень и заключительные выводы

Том 2,  книга 1

Период второй

От падения гунов и римлян до преобладания христианства у славян

Отделение 1

Деяния и распространение Славян вообще

Отделение 2

О славян русских

Отделение 3

О славянах булгарских

Отделение 4

О славян сербских

Книга 2. Отделение 5

О славянах Хорватских

Отделение 6

О славянах хорутанских

Отделение 7

О славянах польских

Отделение 8

О славянах чешских

Отделение 9

О мораванах и словаках

Книга 3. Отделение 10

О славянах полабских

Отделение 11

Общий обзор и заключение

Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история


Поиск по сайту
 







 




Наверх

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.

В 1833 г. Шафарик  переезжает в Прагу. В 1834—1835 гг. — редактор журнала «Světozor», в 1836—1847 — книжный цензор. Хранитель (1841) и директор (1848) библиотеки Пражского университета. Одной из основных работ, над которой он работал в Праге, были «Славянские древности» («Slovanské starožitnosti», в 1837 г. вышел первый, историко-географический том). Результаты этнографических работ Шафарика отражены в книге «Slowanský národopis» (Прага, 1842). Кроме того, Шафарик занимался исследованием глаголического письма.

В 1835 г. Шафарика посетил в Праге М. П. Погодин, поразившийся теми тяжелыми материальными условиями, при которых Шафарику приходилось работать. Отдавшись всецело своим научным задачам, Шафарик совершенно забывал о материальных интересах. Положение семьи его было чрезвычайно тяжелое; в этом он сам неоднократно признается в письмах к Погодину. Шафарик нуждался в помощи друзей и не отказывался от нее, но для него всего дороже была поддержка его ученых предприятий. Знакомство Шафарика с Погодиным совпало с окончанием первой части "Славянских Древностей" ("Slovanské Starožitnosti") и с приготовлением их к печати. Момент для оказания поддержки предприятию Шафарика был весьма удобный. Погодин помогал ему существенно и неоднократно, сам от себя и при содействии друзей. Другие русские ученые также помогали Шафарику присылкой ему необходимых исторических и литературных исследований, материалов и проч. Труд Шафарика вышел в 1837 г. Ученая критика встретила его восторженно. Этот труд, говорил Палацкий, положил конец всем голословным догадкам и всяким спорам в области славянской старины. Под пеплом древности Шафарику удалось найти столько света, что не только история славян, но и их старых соседей - скифов, кельтов, германцев, сарматов, финнов и др. - получила неожиданную ясность и достоверность. Проникнутый горячей любовью к изучаемому им миру, Шафарик не забывал, однако, о беспристрастии; в благородном стремлении к истине он выставлял на вид не одни привлекательные черты древнего славянства. Не колебался он и отвергнуть или исправить высказанное им ранее мнение, если убеждался в неосновательности его. Одушевление, вложенное Шафариком в его труд, невольно прорывалось наружу, как элегический вздох над прошедшим; но глубокое критическое чутье не позволяло ему дойти до преувеличений. Если в частностях труд Шафарика в настоящее время требует изменений, то в целом "Славянские Древности" имеют и всегда будут иметь высокое научное значение. С необыкновенным трудолюбием собранный материал, положенный в основание этого труда, свидетельствующий о громадной эрудиции Шафарика, чрезвычайно обдуманно, в строгой системе распределенный и обработанный, блестящая, "железная" аргументация, постоянное умение отличать главное от второстепенного, пластичность и ясность стиля - все это и в настоящее время является предметом удивления. Великолепное здание "Славянских Древностей", как воздвиг его Шафарик, стоит доныне прочно, хотя отдельные выветрившиеся камни оказалось нужным заменить другими, а кое-где пришлось переменить и целые своды. Если наука славянских древностей и ушла ныне вперед, то она совершила это движение только в отдельных местах, детальной разработкой и поправками в грандиозном здании Шафарика. Труд Шафарика. немедленно стал выходить и в русском переводе Бодянского, но последний на средства Погодина издал (1837) только часть "Древностей"; полный их перевод вышел в 1848 г. План Шафарика осуществлен был не весь: вторая часть "Древностей" - о нравах, обычаях, образовании, религии древних славян - осталась недоконченной.
В начале 1836 г. граф С. Г. Строганов, попечитель московского округа, пригласил Шафарика на славянскую кафедру в Москву, но Шафарик отказался: он решил навсегда остаться в Праге, чтобы выполнить все свои ученые проекты. После "Истории славянских литератур" и "Славянских Древностей", третьим трудом общеславянского характера была "Славянская Народопись" ("Slovanský Narodopis", 1842).