Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

НАТУРАЛИЗМ И "РАЗГРЕБАТЕЛИ ГРЯЗИ"

из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"

Препарирование скрытых сексуальных и финансовых мотивов в жизни общества, проводимое Уортон и Джеймсом, роднит их с писателями, которые на поверхностный взгляд кажутся совсем отличными от них, а именно: со Стивеном Крейном, Джеком Лондоном, Фрэнком Норрисом, Теодором Драйзером и Элтоном Синклером. Подобно прозаикам-космополитам натуралисты использовали реалистический метод, чтобы соотнести личность с обществом, но делали это в более открытой форме. Они часто разоблачали социальные проблемы, находясь под влиянием дарвиновской теории и родственной ей философской доктрины детерминизма, представляющей человека беспомощной пешкой перед лицом экономических и социальных сил, которые он не в состоянии контролировать.

По существу натурализм был литературным выражением детерминизма. Ассоциируемый с унылым реалистическим описанием жизни низов, детерминизм исключает религию из числа движущих сил в мире и вместо этого представляет вселенную в качестве машины. Мыслители эпохи просвещения XVIII века тоже рисовали себе мир наподобие машины, которая однако была совершенной, богоданной и склонной к прогрессу и человеческому совершенствованию. Натуралисты, напротив, представляли общество слепой машиной, безбожной и неконтролируемой.
Американский историк XIX века Генри Адаме выстроил замысловатую теорию истории, состоящей из идеи генератора, или машинной силы, и энтропии, иначе ослабления силы. Вместо прогресса Адаме видел неизбежный упадок человеческого общества.
Сын священника Стивен Крейн сформулировал утрату бога в крайне сжатой форме:

Человек сказал вселенной:
"Сэр, я существую!"
"Однако, - ответила вселенная, -
Сей факт не вызывает во мне чувства долга".
(Пер. Л. Лежневой)

Как и романтизм, натурализм впервые зародился в Европе. Обычно его истоки прослеживаются в работах Оноре де Бальзака 40-х годов XIX века, а сам натурализм представляется французским литературным движением, связанным с именами Гюстава Флобера, Эдмона и Жюля Гонкуров, Эмиля Золя и Ги де Мопассана. Он смело вскрыл неприглядную изнанку общества и такие темы, как развод, секс, адюльтер, нищета и преступления.

Расцвет натурализма пришелся на период урбанизации американского общества и осознания им важности больших экономических и социальных сил. К 1890 г. границы были объявлены официально закрытыми. Большинство американцев жили в городах, и даже самые отдаленные фермы подпали под власть бизнеса.


Стивен Крейн (1871-1900 гг.)

Стивен Крейн родился в Нью-Джерси, и в его роду были солдаты революционной войны, священники, шерифы, судьи и фермеры, жившие за сто лет до него. Будучи в основном журналистом, который видел жизнь без прикрас в трущобах и на полях сражений, Крейн также писал романы, эссе, стихи и пьесы. Эта литературная форма нашла свое выражение в его коротких рассказах, в частности в "Шлюпке", "Голубом отеле" и "Невеста приходит на желтое небо". Его незабываемый роман о Гражданской войне "Алый знак доблести" был напечатан в 1895 г. и имел большой успех. Крейн, однако, не успел вволю насладиться общественным вниманием, так как умер в возрасте 29 лет вследствие запущенного здоровья. Он был буквально забыт в первые два десятилетия XX века и воскрешен в памяти хвалебной биографией, написанной Томасом Биром в 1923 г. С тех пор его слава защитника простого человека, реалиста и символиста не ослабевала ни на минуту.
"Мэгги, девушка с улицы" (1893 г.) Крейна - один из лучших и, возможно, самых ранних натуралистических американских романов. Это - душераздирающая история бедной чувствительной девушки, которая не находит поддержки у своих невежественных родителей-алкоголиков. Влюбленная и жаждущая убежать от дикостей своего домашнего очага, она позволяет совратить себя молодому человеку, который вскоре ее покидает. Когда ханжествующая мать выгоняет ее, Мэгги становится проституткой, чтобы заработать на пропитание, но вскоре от отчаяния кончает жизнь самоубийством. Приземленная тема Крейна и его объективный, научный стиль, лишенный какого бы то ни было морализаторства, характеризует "Мэгги" как натуралистическое произведение.


Джек Лондон (1876-1916 гг.)

"Сын волка" (1900 г.), повествующий в основном о районе Клондайка на Аляске и канадском Юконе, был первым сборником рассказов Джека Лондона, бедного рабочего-самоучки из Калифорнии, пишущего в натуралистическом жанре, - сборником, принесшим ему славу и вырвавшим из бедности. Благодаря другим своим бестселлерам, включая "Зов предков" (1903 г.) и "Морской волк" (1904 г.), Лондон стал самым высокооплачиваемым писателем США своего времени.
Автобиографический роман "Мартин Идеи" (1909 г.) описывает внутренние стрессы, коренящиеся в американской мечте, которые выпали и на долю самого Лондона во время его молниеносного взлета из неизвестности и нищеты к богатству и славе. Бедный, но умный и трудолюбивый моряк и рабочий, Идеи намерен стать писателем. Сочинительство в конце концов делает его богатым и известным, но Идеи вдруг понимает, что женщину, которую он любит, интересуют только его деньги и слава. Ее неспособность любить повергает его в отчаяние и приводит к утрате веры в человеческую природу. Он также страдает от классового отчуждения, ибо он больше не принадлежит к рабочему классу и в то же время отвергает материалистические ценности богатых, приложив так много сил, чтобы стать одним из них. Он отплывает на юг Тихого океана и кончает жизнь самоубийством, бросившись в море. Как и многие лучшие романы того времени, "Мартин Идеи" -это история неуспеха. Обнажая отчаяние посреди большого богатства, он предвосхищает "Великого Гэтсби" Скотта Фицджеральда.


Теодор Драйзер (1871-1945 гг.)

"Американская трагедия" Теодора Драйзера, вышедшая в 1925 г., как и "Мартин Идеи" Лондона, исследует опасности, таящиеся в американской мечте. В романе с большими подробностями описывается жизнь Клайда Гриффитса, слабовольного юноши с ничтожно малым самосознанием. Он растет в страшной бедности в семье уличных проповедников, но мечтает о богатстве и любви красивых женщин. Богатый дядя устраивает Клайда на работу на свою фабрику. Его девушка Роберта, забеременев, требует, чтобы Клайд женился на ней. Между тем Клайд влюбляется в богатую девушку, которая символизирует успех, деньги и признание в обществе. Клайд тщательно планирует утопить Роберту во время лодочной прогулки, но в последний момент передумывает; девушка, однако, случайно падает из лодки. Хороший пловец, Клайд не спасает ее, и она тонет. Пока над Клайдом вершится правосудие, Драйзер раскручивает историю его жизни в обратном порядке, с большим мастерством используя выигрышные положения защиты и обвинения для того, чтобы проанализировать каждый шаг и мотив, приведшие кроткого Клайда, выросшего в глубоко религиозной семье с хорошими связями, к убийству.
Несмотря на свой корявый стиль Драйзер демонстрирует в "Американской трагедии" сокрушительный авторитет. Из точных подробностей вырастает непреодолимое чувство трагической неизбежности. В романе дается убийственная картина мифа об американском успехе, который пошел прахом, и в то же время это -универсальный рассказ о стрессах урбанизации, модернизации и отчуждения. В нем блуждают романтические и опасные фантазии обездоленных.
"Американская трагедия" размышляет о неудовлетворенности, зависти и отчаянии, которые обуревают многих бедных трудящихся в американском обществе конкуренции и погони за успехом.

По мере роста индустриальной мощи Америки представленная в газетах и фотографиях блистательная жизнь богатых все резче контрастировала с бесцветной жизнью обычных фермеров и городских рабочих. Пресса подогревала растущие ожидания и неблагоразумные желания. Такие проблемы, характерные для всех наций, переживающих модернизацию, породилижурналистику "разгребателей грязи", проницательные репортажи-расследования, которые документировали социальные проблемы и служили важным стимулом социальной реформы.

Великая традиция американской журналистики расследования зародилась именно в этот период, когда национальные издания, такие как "Мак-Клюр мэгэзин" и "Коллирс", публиковали "Историю "Стандард Ойл Компани" (1904 г.) Айды М. Тарбелл, "Позор городов" (1904 г.) Линкольна Стеффенса и другие мощные разоблачения. В романах "разгребателей грязи" хлесткие журналистские методы использовались для описания тяжелых условий труда и угнетения. В "Спруте" (1901 г.) популист Фрэнк Норрис разоблачал крупные железнодорожные компании, в то время как социалист Эптон Синклер в романе "Джунгли" (1906 г.) рисовал грязь, царящую на мясных комбинатах Чикаго. Антиутопия Джека Лондона "Железная пята" (1908 г.) предвосхищает "1984" Джорджа Оруэлла, предсказывая классовую войну и свержение правительства.
Более художественным откликом был реалистический портрет или групповой портрет рядовых героев и их неудачной внутренней жизни. Сборник рассказов "Главные проезжие дороги" (1891 г.), написанный протеже Уильяма Дина Хоуэлса Хэмлином Гарлендом (1860-1940 гг.), дает портретную галерею обычных людей и шокирующее описание нищеты фермеров на Среднем Западе, требовавших проведения аграрных реформ. В заглавии подразумеваются многие дороги, ведущие на Запад, по которым шли закаленные пионеры, а также пыльные главные улицы их поселков.

К "Главным проезжим дорогам" Гарленда близок по духу "Уайнсбург, Огайо" Шервуда Андерсона (1876-1941 гг.), начатый им в 1916 году. Это - сборник не связанных между собой рассказов о жителях вымышленного городка Уайнсбург, как они видятся молодому наивному репортеру Джорджу Уилларду, который в конце концов уезжает попытать счастье в большом городе. Как "Главные проезжие дороги" и другие натуралистические произведения этого периода, "Уайнсбург, Огайо" выделяет тихую нищету, одиночество и отчаяние, царящие в маленьких городках Америки.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.