Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Васильев А. История средних веков

ОГЛАВЛЕНИЕ

IX. ВИЗАНТИЯ И ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ В XII—-XV вв.

Образование второго болгарского царства. Латинская империя. Во вторую половину средних веков на Балканском полуострове появилось два сильных, не долго просуществовавших славянских государства — второе болгарское и сербское. Второе болгарское царство образовалось в последней четверти XII века под управлением династии Ас е н е и. Как известно (стр. 325—326), первое болгарское царство, распавшись во второй половине ? века на восточное и западное, было покорено в два приема Византией: восточное при Иоанне Цимисхии, западное — при Василии II Болгаробойце. Превратившись в византийские провинции, болгарские области не забыли о своей прежней независимости и временами, пользуясь теми или другими затруднениями империи, поднимали восстания; последние были подавляемы. В 1185 году в Византии произошел переворот, свергнувший династию Комнинов и возведший на престол дом Ангелов.
Воспользовавшись этою внутреннею смутою, а также и внешними затруднениями, которые Византия переживала, особенно со стороны норманнов, два брата Асень и Петр подняли в Болгарии в 1186 году восстание. Ссылаясь на свое якобы царское происхождение, они быстро привлекли к себе многочисленных сторонников среди болгар; сербы и влахи (румыны, валахи) также присоединились к восставшим. Кроме того, братья для более успешных военных действий против Византии заключили союз с половцами (куманами). 1186 год обыкновенно и считается годом образования второго болгарского царства, столицею которого сделался город Тырново.
Восстание быстро распространилось и приняло весьма серьезные для Византии размеры. В конце восьмидесятых годов XII века через страны Балканского полуострова шли, направляясь к Константинополю, крестоносцы третьего похода с императором Фридрихом Барбароссой во главе. В то время как греки с недоверием и опасением поджидали прихода к их столице западных рыцарей, болгары и сербы вступили с Фридрихом в дружественные переговоры; болгары обещали ему всяческую помощь, если только он согласится признать новые славянские государства, т. е. болгарское и сербское, на полуострове, закрепит за ними отвоеванные ими от Византии земли и признает за Петром императорский титул. Для Византии было очень нежелательно, чтобы Фридрих вступил в соглашение с болгарами. Сам Фридрих, будучи не уверен в пользе такого союза, дал на предложение Петра хотя благосклонный, но все-таки уклончивый ответ.
После насильственной смерти обоих братьев на болгарский престол вступил их младший брат Иоанн, или Калоян, особенно упорно боровшийся с греками, которые прозвали его за это "Скило-Иоанн", что по-новогречески обозначает "Собачий Иоанн". Во время своей удачной войны с греками Калоян овладел Варной, важным городом на берегу Черного моря. Византийский император вынужден был с ним заключить унизительный мир и уступить болгарам завоеванные ими области.
В 1204 году Константинополь был взят латинянами, и на месте Византийской империи образовалась империя Латинская. У Калояна появился новый враг — латинский император Балдуин. Желая усилить свою власть и значение, Калоян вступил в сношения с папою Иннокентием III, прося у него царской короны и обещая взамен этого подчинить болгарскую церковь церкви римской. Папа согласился на предложение Калояна. Уния была заключена. Калоян получил от папы титул короля,а не императора, хотя и называл себя после этого императором; высшее же духовное лицо в Болгарии получило от папы титул примаса, а не патриарха, о чем просил папу Калоян, хотя в Болгарии называли его после этого патриархом. Война с Латинской империей продолжалась с прежним ожесточением; половцы поддерживали болгар. Наконец в битве под Адрианополем латинское войско потерпело страшное поражение, и сам император Балдуин попал в плен к болгарам'.
Эта война имела большое значение для греческих владений в Малой Азии, т. е. для Никейской и Трапезундской империй. Латинский император в начале своего правления хотел их присоединить к своей империи и открыл уже военные действия в Малой Азии. Но вспыхнувшая война с болгарами заставила Балду ина перевезти войска из Азии в Европу, а адрианопольское поражение ослабило Латинскую империю и лишило ее возможности думать о малоазиатских завоеваниях. Эта неудачная война Балдуина с болгарами являлась спасением для Никейской империи, которая могла более или менее спокойно жить и раз-
' Битва при Адрианополе была в 1205 г. Через два года после этого Калоян был убит заговорщиками.
виваться и создать в себе тот центр, около которого сплотятся греческие патриоты и восстановят через несколько десятков лет Византийскую империю.
Наивысшего своего могущества и славы достигло второе болгарское царство при Иоанне Асене II (1218—1241). Границы его доходили до Черного и Адриатического морей и Архипелага. При нем восстановлено было болгарское патриаршество. Как выдающийся, в религиозном отношении терпимый и милостивый к болгарам государь, Иоанн Асень пользовался глубоким уважением не только у болгар, но и у своих врагов греков. "Он стал дорог и люб не только болгарам, но и грекам и другим народам", замечает один греческий писатель. Он мечтал основать великое славянское государство на Балканском полуострове и сделать столицею его Царьград. Снова, как во времена Великой Болгарии царя Симеона, Константинополю угрожала славянская опасность, но величие второго болгарского царства окончилось со смертью Иоанна Асеня II.
После его смерти в Болгарии начались сильные и продолжительные смуты, которые быстро ослабили страну, уменьшили ее границы и дали возможность усилиться другому славянскому царству, а именно царству сербскому. Итак, ко времени Иоанна Асеня II относится вторая попытка основать бол ыпо е славянское государство на Балканском полуострове на месте прежней Византийской империи.
Восстановление Византийской империи. Латинская империя, заменившая империю Византийскую на Балканском полуострове, не отличалась большою силою. Феодальный порядок, введенный в ее областях, не дал создаться крепкой центральной власти в лице латинского императора, который являлся таким же феодалом, как другие. Поэтому довольно скоро греки стали надеяться восстановить прежнюю империю и искали только центра, около которого они могли бы сплотиться. Таких центров могло быть два: Эпирский деспотат и Никейская империя. В половине XIII века во главе Никейской империи стал Иоанн Дука Ватац, один из замечательных государей той эпохи. Своею мудрою внутреннею политикой он много сделал для своего государства в области благоустройства, развития торговли и образования. Своею прозорливою внешнею политикой он сумел отвоевать на Балканском полуострове много земель, вплоть до Эпира включительно. При нем восстановление Византийской империи было фактически не только подготовлено, но даже почти завершено. Недоставало лишь Константинополя.
Один из преемников Иоанна Ватаца, Михаил Палеолог, умело воспользовался тем, что было сделано до него, и, овладев в 1261 году без большого труда Константинополем, положил конец в нем владычеству латинян. Византийская империя была восстановлена, и коронованный в храме св. Софии победитель начал под именем Михаила VIII последнюю византийскую династию Палеологов.
Конечно, Византийская империя в 1261 году была только жалким остатком прежней столь великой и славной империи. Константинополь был частью разрушен, частью разграблен; церкви стояли без утвари; императорский дворец был необитаем и находился в полном запустении. Сама восстановленная империя состояла из Константинополя и части окружавшей его Фракии. На Балканском полуострове, включая другую часть Фракии, господствовали болгары и сербы, в южной и средней Греции — франки; на островах Архипелага — венецианцы, на Черном море — генуэзцы; в Малой Азии — турки. Да и не все греческие центры вошли в состав восстановленной империи: Эпирский деспотат и Трапезундская империя продолжали существовать самостоятельно. Трудно было ожидать, чтобы восстановленной в таких скромных размерах империи, при чрезмерной сложности международных отношений, предстояла блестящая и спокойная будущность.
Возвышение Сербии. Сербы и родственные им хорваты появились на Балканском полуострове в VII веке при императоре Ираклии и заняли западную часть полуострова. В то время как жившие в Далмации и в местности между реками Савой и Дравой хорваты начали сближаться с Западом, приняли католичество и в XI веке утратили свою независимость, войдя в состав угорского (мадьярского, венгерского) королевства, сербы оставались верными Византии и восточной церкви. В течение долгого времени, а именно до второй половины XII века, сербы в противоположность болгарам не составляли единого целого и не образовали из себя одного государства; жили они независимыми областями-жупами, во главе которых стояли жупаны. Стремление к объединению у сербов появилось лишь с XII века и по времени совпадало с болгарским движением в пользу основания второго болгарского царства. Подобно тому как в Болгарии во главе движения встали фамилии Асеней, так в Сербии ту же роль сыграла фамилия Неманей.
Основателем сербского государства сделался во второй половине XII века Стефан Неманя, первый собиратель земли сербской, провозглашенный "великим жупаном", который соединил сербские земли под властью своей фамилии. Затем он благодаря своим удачным войнам с Византией и болгарами расширил значительно сербскую территорию и, выполнив свою государственную задачу, сложил с себя власть и окончил жизнь свою монахом в одном из монастырей на Афоне.
После междоусобной распри между сыновьями Стефана Немани один из них, по имени также Стефан, стал во главе государства и в первой четверти XIII века был коронован папским легатом королевскою короною, почему и известен в истории как Стефан Первовенчанный'. С этих пор уже сербское государство превратилось в королевство, и сам Стефан Первовенчанный был "кралем" всех сербских земель. При нем же, также из рук папского представителя, сербская церковь получила самостоятельного главу в лице сербского архиепископа. Но эта зависимость Сербии от римской церкви быстро прекратилась, и новое королевство осталось верным заветам восточной церкви.
Латинская империя встретила для распространения своего влияния на Балканском полуострове большое препятствие в двух славянских государствах — Болгарии и Сербии. После же падения в 1261 году Латинской империи обстоятельства несколько изменились: вместо нее появилась слабая, восстановленная Византийская империя, и к этому же времени Болгария, ослабевшая благодаря своим внутренним смутам и уменьшившаяся в своих границах, уже не представляла прежней силы. Самым сильным государством на Балканском полуострове после 1261 года являлась Сербия. Но ошибка сербских государей заключалась в том, что они, не заботясь о присоединении к Сербии западных сербских областей, т. е. не окончив еще дела сербского национального объединения, устремили главное внимание на юго-восток, а именно на Константинополь.
Стефан Душан. Наивысшего своего расцвета и наибольшей силы достигла Сербия в XIV веке при короле Стефане Душане (1331—1355). При нем границы сербского государства шли на западе по берегу Ионического и Адриатического морей, на востоке заходили за реку Месту, на севере доходили до Белграда, т. е. до Дуная, Савы и Дравы, и на юге до Средней Греции и до берегов Эгейского моря (Архипелага). Кроме Сербии, Босния и Герцеговина, Албания, Эпир, Фессалия, Македония, за исключением Солуни, часть западной Фракии и полуостров Халкидика со знаменитыми афонскими монастырями входили в состав державы Стефана Душана. Ослабевшая Болгария опасности для него не представляла.
Но Стефан не удовольствовался этим. Он давно уже мечтал о покорении Константинополя и об образовании на Балканском полуострове великой греко-сербской державы. После блестящих завоеваний титул сербского короля не удовлетворял Стефана. Он был провозглашен царем сербов и греков, а сербский архиепископ был возведен в сан патриарха. Придворная жизнь, устроенная по византийскому образцу, отличалась пышностью и богатством. Стефану Душану казалось, что он уже не встретит серьезных препятствий в своем стремлении к завоеванию Константинополя. Но в этом отношении он ошибся, так как к концу правления Стефана турки османы, овладев почти всей Малой Азией, грозили и европейским владениям и были настолько сильны, что сербский государь с ними справиться не мог. Потерпев незадолго до своей смерти поражение от турок, Стефан Душан умер, разочаровавшись в выполнении своих планов и предвидя крушение своего великого дела.
Стефан Душан знаменит не только своею внешнею политикою; он много сделал и для устроения внутренней жизни страны, особенно в области законодательства. Он сделал немало переводов на сербский язык из византийских законодательных памятников. Но главная заслуга его заключается в составлении Законника, который был издан на соборе в присутствии духовенства с патриархом во главе и светских лиц'. Законник имел в виду условия сербской жизни, но пользовался византийскими источниками. Сильная власть землевладельцев, твердо установленное крепостное право и крупные привилегии церквей и монастырей нашли свое ясное выражение в Законнике.
Держава Стефана Душана после его смерти благодаря возникшим в ней смутам и распрям распалась и потеряла свою силу. Таким образом, третья попытка образовать на Балканском полуострове могучее славянское государство окончилась полною неудачей, подобно первым двум попыткам, предпринятым в ? веке Симеоном Великим и в XIII веке Иоанном Асенем II.
Ослабевшие государства сербов и болгар и изнуренная внутренними смутами Византия при Палеологах не могли оказать надлежащего сопротивления все возраставшему могуществу османских турок.
Завоевания турок и покорение Сербии и Болгарии. В XIII веке восточная Европа подверглась монгольскому нашествию. В то время как одна часть монголов вторглась в пределы русского государства и положила начало эпохе монгольского ига, другая часть их, направившись на юго-запад, вступила в пределы Малой Азии и столкнулась там с государством турок сельджуков, т. е. с иконийским, или румским, султаном. Сельджуки в XIII веке не представляли уже собою крепкой силы и потерпели неудачу в столкновении с монголами. В своем стремлении в Малую Азию монголы оттеснили на запад из персидской области Хорасана
'Законник Стефана Душана был принят в 1349 г. на соборе духовных и светских феодалов в г. Скопле (Скопье).

одну турецкую орду из племени огузов, которая, попав на территорию иконийского государства, получила разрешение от султана остаться в Малой Азии и пасти там свои стада. После поражения, понесенного от монголов, царство сельджуков распалось на несколько самостоятельных владений с особыми династиями. Сделалась самостоятельной и пришедшая из Хорасана турецкая орда из племени огузов. Во второй половине XIII века во главе ее стал Осман, начавший династию османов, или оттоманов, и давший свое имя находившимся под его властью туркам, которые с тех пор и стали называться османскими, или оттоманскими, турками. Династия, основанная Османом, продолжает править и до сих пор в Турции'.
Осман успешно стал бороться с греками, у которых оставались еще незначительные владения в северо-западной части Малой Азии. Византийские Палеологи, не будучи в состоянии одни бороться с турками, призвали против них на помощь испанские (каталонские) разбойничьи дружины, которые, одержав победу над турками, перешли в Европу и стали жестоко опустошать византийские области. Испанцев с трудом удалось направить в Грецию, где они овладели Фивами и Афинами. Осман же, незадолго до своей смерти, после трудной осады взял город Бруссу, которая сделалась столицей турецкого государства. Внутренние распри в Византии и особенно многолетняя ожесточенная борьба в XIV веке между императором Иоанном V Палеологом и его соперником Иоанном Кантакузииом2 облегчали турецкие завоевания. Сами спорящие стороны призывали к себе на помощь то сербов, то турок.
Преемник Османа султан Урхан завоевал Никею и Никомидию и утвердился на европейском берегу Геллеспонта, где вскоре турки овладели важным укрепленным пунктом Галлиполи. Иоанн Кантакузин особенно усердно призывал их в Европу к себе на помощь в борьбе с императором.
С именем Урхана связана также организация знаменитого военного корпуса янычаров (т. е. "новое войско", "новые солдаты"), образовавшегося преимущественно из молодых военнопленных христиан, которые получали воспитание в азиатских областях, принимали мусульманство и усваивали турецкий язык. Этот корпус находился в большом почете у султана, который приблизил его к себе и осыпал всякими милостями. Янычары отличались необыкновенною храбростью и много помогли успехам турецкого оружия в войне против христиан.
Утвердившись в Европе и пользуясь не прекращавшимися внутренними смутами в Византии, турки стали продолжать свои

' Династия турецких султанов правила до 1922 г. 2 Междоусобная борьба происходила в 1341—1347 гг.

завоевания на Балканском полуострове. Преемник Урхана султан Мурад I после завоевания целого ряда укрепленных городов в ближайших окрестностях Константинополя овладел такими большими городами, как Адрианополь и Филиппополь'. В Адрианополь была перенесена Мурадом I столица турецкого государства. Константинополь постепенно окружался турецкими владениями.
Завоевание Адрианополя и Филиппополя поставили Мурада лицом к лицу с Сербией и Болгарией. Последние два государства, как известно, уже потеряли свою прежнюю силу благодаря внутренним раздорам. Мурад I двинулся на Сербию. Навстречу ему выступил сербский князь Лазарь. Решительное сражение разыгралось летом 1389 года в центре Сербии, на Коссовом поле2. Вначале казалось, что победа была на стороне сербов. Рассказывают, что один из сербских храбрецов Милош Обилич, или Кобилич, пробрался в турецкий лагерь, притворился перешедшим на сторону турок и, будучи приведен в шатер Мурада и получив разрешение поцеловать его ногу, бросился на султана и ударом отравленного кинжала убил его. Среди турок произошло замешательство, и они начали отступление.
Но сын Мурада Баязид, быстро восстановив порядок, повел войска на сербов, окружил войско князя Лазаря и взял его в плен. Узнав о плене своего государя, сербы обратились в бегство. Победа турок была полная. Князю Лазарю по приказанию Баязида отрубили голову. Сербская церковь признала своего последнего самостоятельного князя святым и мучеником. Год сражения на Коссовом поле может быть признан годом падения Сербии. Жалкие остатки сербского государства, продолжавшие еще существовать в продолжение семидесяти лет, не заслуживают названия государства. Сербия в 1389 году подчинилась Турции. Через несколько лет настала очередь Болгарии. Ее столица Тырново была завоевана турками3, а немного позднее вся болгарская территория вошла в состав турецкой империи.
Флорентийская уния. Вслед за Сербией и Болгарией наступила очередь Константинополя. Чувствуя приближавшуюся опасность, византийский император, образованный писатель и благородный человек, Мануил II своими обращениями к западу с просьбою о крестовом походе против турок успел возбудить к себе сочувствие.
' Ныне Пловдив.
2 Косово поле — межгорная котловина, ныне находится на юге Сербии (в ее современных границах); в средневековой Сербии действительно находилось в центральной части Королевства Сербии (в границах того времени).
3 Это произошло в 1393 г.

Составилось войско, во главе которого стал венгерский король Сигизмунд. После завоевания Сербии и Болгарии турки приблизились к границам Венгрии, и ее королю особенно важно было сделать попытку остановить дальнейшие успехи турок. Но крестоносное предприятие окончилось полной неудачей. В 1 3 9 6 году в сражении под Никополем крестоносцы были разбиты наголову турками и должны были вернуться домой'. Казалось, дни Константинополя были сочтены. Император Мануил уехал ко дворам западноевропейских государей, чтобы лично просить их о помощи. Серьезного отпора туркам Константинополь дать не мог.
Но в это время случилось в глубине Малой Азии событие, продлившее еще на пятьдесят лет существование Константинополя. К концу XIV века распавшаяся монгольская держава вновь объединилась под властью Тимура, или Тамерлана. Тимур предпринял ряд отдаленных опустошительных походов в южную Россию, в северную Индию, в Месопотамию, Персию и Сирию. Походы Тимура сопровождались ужасными жестокостями; десятки тысяч людей избивались; города разрушались; поля истреблялись. Вступив после сирийского похода в пределы Малой Азии, Тимур столкнулся с османскими турками.
Султан Баязид I поспешил из Европы в Малую Азию навстречу Тимуру, и при городе Ангоре (Анкаре) в 1402 году произошла знаменитая кровопролитная битва, окончившаяся полным поражением турок. Сам Баязид попал в плен к Тимуру; в плену он вскоре и умер. После ангорской победы Тимур не остался в Малой Азии. Удалившись оттуда, он предпринял поход против Китая, на пути куда и умер. После его смерти вся громадная монгольская держава распалась и потеряла свое значение. В Самарканде, где была столица Тимура, до сих пор сохранилась мечеть Тамерлана.
Турки были настолько ослаблены поражением при Ангоре, что в течение некоторого времени не могли предпринять решительных шагов против Константинополя. Узнав в Париже об ангорском поражении Баязида, обрадованный император византийский Мануил II вернулся в Константинополь, не получив от Западной Европы никакой существенной помощи. Мануил уже платил турецкому султану дань.
При преемнике Мануила II Иоанне VIII положение Византии не улучшилось. Султан Мурад II взял остававшийся еще в руках греков важный и богатый город Солунь. Иоанн VIII понимал, что для Константинополя настает последнее время. В отчаянии
'Король Сигизмунд едва спасся, бежав с поля сражения. После этого над Венгрией нависла турецкая угроза.

он согласился, подобно двум своим предшественникам Палеологам, Михаилу VIII и Иоанну V, на соединение восточной православной церкви с западной католической. За это папа должен был поднять крестовый поход против турок. Византийский император сам лично с богатою свитою отправился в Италию, где созван был собор для заключения унии. Его сопровождал один из ученейших людей того времени митрополит никейский Виссарион; убежденный противник церковного соединения (унии), митрополит эфесский Марк, константинопольский патриарх Иосиф и другие. Главные заседания по данному вопросу происходили на соборе во Флоренции в присутствии папы Евгения IV. Собор отличался многолюдством. На нем присутствовал московский митрополит, ученый грек Исидор, сторонник унии. Конечно, русский великий князь Василий II, отправляя его в Италию на собор, не ожидал, что его митрополит явится одним из самых ревностных поборников унии, так как русская церковь стояла твердо за свои православные догматы. Приехал Исидор в Италию в сопровождении многих духовных и светских русских. После многочисленных споров Иоанн VIII согласился признать догмат filioque и главенство папы над византийской церковью.
Торжественное провозглашение унии было совершено летом 1439 года после литургии в кафедральном соборе Флоренции. Акт унии был подписан; меньшинство с Марком Эфесским во главе своей подписи не дали. После собора Иоанн VIII возвратился в Константинополь, где народ высказался решительно против признания унии. Особенно стоял за православие Марк Эфесский, партия которого все увеличивалась; многие из подписавших унию взяли свои подписи обратно. Патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский высказались также против унии. Москва, в свою очередь, унии не приняла, и возвратившийся туда Исидор был взят под стражу; однако ему удалось из России бежать в Литву, а оттуда в Италию. Таким образом, флорентийская уния, бывшая почти личным делом императора, на Востоке признана не была.
Папа Евгений IV своею проповедью крестового похода сумел поднять на войну с турками венгров, поляков и румын. Составилось крестоносное ополчение под начальством польско-венгерского короля Владислава и венгерского вождя Яна Гуниада'. Султан Мурад II, бывший в Азии, быстро переехал в Европу
' Янош Гуниади (Хуньяди) — венгерский полководец, прославившийся в войнах против турок. В развернувшейся после смерти Альбрехта II Габсбурга борьбе за венгерский престол поддержал польского короля Владислава III Ягеллона (венгерский король Уласло I). В июне 1446 г. был избран регентом. В 1456 г. в Белградской битве разгромил турецкую армию и в том же году умер. Его сын Матвей (Матьяш) Корвин был избран на венгерский престол (1458—1490). При нем Венгрия пережила подъем своего могущества и встретился в 1444 году с крестоносцами на берегу Черного моря у города Варны. В происшедшей битве крестоносцы потерпели полное поражение. Сам Владислав пал в бою. Ян Гуниад с остатками войска отступил в Венгрию. Сражение под Варной является последней попыткой Западной Европы прийти на помощь гибнувшей Византии. После этого Константинополь был предоставлен своей собственной участи.
Падение Византии. Преемником Мурада II был султан Мухаммед II', преемником Иоанна VIII — последний византийский император Константин XI Палеолог. Мухаммед II, образованный, деятельный и талантливый султан, владевший, кроме турецкого, языками греческим, латинским, арабским, персидским и болгарским, привлекал к своему двору писателей и художников; но вместе с этим он был вероломным и страшно жестоким человеком. Молодой император Константин XI, на долю которого выпала тяжелая участь быть свидетелем последней отчаянной защиты столицы против турок, был благородною и мужественною личностью. Мухаммед II, решив нанести последний удар Константинополю, приступил к этому шагу с полной осторожностью.
Прежде всего на север от города, на европейском берегу Босфора, в самом узком его месте, он построил сильное укрепление с башнями, остатки которого видны еще и теперь (Румели-Хиссар). Это укрепление прекратило сообщение столицы с севером и с портами Черного моря, так как все иностранные суда, входившие в Босфор и выходившие из него, перехватывались турками. Это было тем более легко, что против укрепления, возведенного Мухаммедом, возвышались на азиатском берегу Босфора укрепления, построенные в конце XIV века султаном Баязидом (Анатоли-Хиссар). Затем султан опустошил Морею, или Пелопоннес, где еще оставались греческие владения; этим самым он лишил возможности морейского деспота прийти на помощь в опасный момент Константинополю. После вышеописанных подготовительных мер Мухаммед приступил к осаде великого города.
Константин сделал все возможное, чтобы достойно встретить своего могущественного противника; он приказал из окрестностей столицы свезти в город большие запасы хлеба и сделать некоторые исправления в городских стенах, которые являлись наиболее важною защитою против врагов. Видя приближение смертельной опасности для города, Константин обратился снова за помощью к Западу; но вместо желанной помощи в Константинополь прибыл римский кардинал Исидор, бывший московский митрополит и участник флорентийского собора, и отслужил
•Мехмед II (1432—1481).
униатскую обедню в храме св. Софии, что вызвало сильнейшее возбуждение среди городского населения. Один из министров сказал, что лучше Константинополю быть под властью чалмы, чем папской тиары, как называлась митра папы. В защите города участвовали венецианцы и генуэзцы. Особенно большие надежды возлагались на прибывшего с острова Хиоса начальника генуэзского отряда Джованни Джу стиниани и на немецкого инженера и знатока артиллерийского дела Иоанна Гранта. Доступ в Золотой Рог, залив, вдававшийся в город, был прегражден железною цепью, остатки которой теперь еще можно видеть в сохранившейся византийской церкви св. Ирины, где в настоящее время устроен оттоманский военно-исторический музей. Возлагались надежды, как и в прежние времена, на действие греческого огня. Невелики были силы осажденного города; всего около 9000 человек, среди которых было около 3000 латинян и 26 судов. Мухаммед располагал сравнительно с греками громадными силами: считают, что у него было 165 000 человек войска и 145 судов. Первые приступы были геройски отбиты греками. Но силы были слишком неравны. К тому же туркам удалось переправить посуху, минуя железную цепь, корабли из Босфора в Золотой Рог. Для этого специально был устроен в долине между возвышенностей деревянный помост, по которому суда на подставленных под них колесах и были перевезены.
Тогда положение города стало критическим. 29 мая 1453 года начался общий штурм. Греки бились с отчаянной храбростью. Но в пылу битвы был ранен и должен был покинуть ряды войска Джустиниани. В стенах появлялись все новые и новые бреши. Император сражался как простой воин и пал в битве. После этого турки ринулись в город, производя ужасные опустошения. Большая толпа греков искала спасения в св. Софии, думая, что там они будут в безопасности. Турки, взломав входные двери, ворвались в храм, избивали и оскорбляли укрывавшихся там греков, без различия пола и возраста, разбивали и уносили многочисленные драгоценности. Чудесное творение Юстиниана могло бы подвергнуться полному разрушению, если бы Мухаммед не прекратил резню и разорение. Султан, вступив торжественно в завоеванный город, проследовал в св. Софию, совершил в ней мусульманскую молитву и велел вместо креста водрузить на храм изображение полумесяца. Св. София превратилась в мусульманскую мечеть.
Народное христианское предание рассказывает, что в момент появления турок в храме св. Софии шла литургия; когда священник со Святыми Дарами в руках увидел ворвавшихся мусульман, он вошел в раскрывшуюся перед ним стену алтаря и исчез; когда Константинополь снова перейдет в руки христиан, священник снова выйдет из стены и будет продолжать служить литургию.
Туркам досталось около 60 000 пленных. Мухаммед приказал отыскать труп императора Константина. Его нашли в груде тел и узнали по красным башмакам, которые служили одним из отличительных признаков императорского одеяния. Отрубленная голова последнего византийского императора была принесена султану, который приказал выставить ее на колонне против дворца.
Тело же Константина было с почетом погребено, и, как некоторые рассказывают, над его могилой была зажжена по распоряжению оттоманского правительства неугасимая лампада, но оттоманские власти не допускали, чтобы это место сделалось местом молитвы и паломничества для греков.
Через два дня после падения Константинополя в Эгейское море прибыл на помощь западноевропейский флот; узнав печальную весть, он немедленно удалился обратно.
Через пять лет Мухаммед завоевал у франков Афины; вся Греция также ему подчинилась. Античный Парфенон, обращенный в средние века в церковь, был по распоряжению султана превращен в мечеть. Еще через три года пал Трапезунд.
В это же время перешли во власть турок и остатки эпирского деспотата.

Византийская православная империя прекратила свое существование, и на ее месте основалась Оттоманская мусульманская империя, перенесшая свою столицу из Адрианополя на берега Босфора в Константинополь.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.