Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Глава 6 . Особенности развития стран Востока в Средние века. Арабы в VI–XI вв

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
2. В чем специфика Китая?
3. В чем суть средневековой Японии?
4. Как возник ислам, в чем его основные черты? Что представляло собой исламское государство эпохи Средневековья?
5. В чем уникальность халифата Омейядов?
6. В чем специфика халифата Аббасидов?

1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?

Индия принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, где развитые феодальные отношения появились сравнительно рано. Племена и народности Индии находились на различных уровнях экономического развития, что накладывало свой отпечаток на характер и темпы развития феодального общества в различных районах страны.
Путь развития феодального землевладения в Индии: раздача земли правителями княжеств. Уже в VII в. в Индии существовали держания земли на условии несения службы. С прекращением службы или со смертью их держателей эти владения снова возвращались к князю.
Господствующим типом общин в это время повсюду была сельская община, состоящая из группы малых и больших патриархальных семей. По мере того как в общинах росло имущественное неравенство, семей становилось все больше, и они стремились закрепить свои хозяйственные преимущества; эти переделы становились более редкими.
Основной формой феодальной эксплуатации крестьян-общинников была продуктовая рента. Кроме нее, на общинников налагалась трудовая повинность, не связанная с сельскохозяйственными работами. В эту сферу входили работы на строительстве оросительных сооружений, крепостей, храмов, мостов, дорог, работа в усадьбе феодала и т. д.
Продуктовая рента, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьян, создавала при наличии поливного земледелия условия, при которых часть крестьян получала возможность иметь некоторый избыток сверх необходимого продукта.
Переход от рабовладельческого строя к феодальному совершался в условиях вторжения и набегов из Непала и Тибета, восстания народов и племен, что повлекло за собой гибель многих древних городов. Но городская жизнь не прекращалась. Она сохранялась в тех пунктах, которые стали столицами феодальных княжеств, а также в приморских районах с их внешней торговлей. Феодалы поселяли в таких городах ремесленников, которые должны были удовлетворять их нужды. Особенно поощрялось производство предметов роскоши, которые шли на продажу. В дополнение к своему основному труду городские ремесленники занимались еще и земледелием. Аграрный характер индийского города сохранялся на протяжении всего Средневековья.
С VII в. постепенно начала расти внешняя торговля Индии с другими странами. Купцы бывали в Китае, Японии. В качестве посредников в торговле Индии большую роль играли арабские купцы.
После падения империи Гуптов Северная Индия распалась на множество мелких княжеств. В конце VI в. на севере долины реки Джамны начало усиливаться княжество Тханесар. Здешнему князю Харше после многих войн удалось объединить под своей властью почти всю территорию бывшей Гуптской державы. Около 620 г. он сделал попытку подчинить себе и деканские земли. Харша как верховный собственник дарил землю и раздавал ее за службу. С князей он собирал дань. В остальном каждое княжество вело самостоятельную жизнь.
Была установлена связь с Китаем, куда Харша отправил посольство.
В начале VII в. на западе Декана образовалась новая держава. Во главе стал род Чалукьев. Основатель этой державы отразил нашествие Харши на Декан.
В Индии существовала иерархия каст. Зародились касты в глубокой древности, но свои строгие формы приняли именно в Средние века. Ни один человек не мог быть вне касты. Переход из одной касты в другую не допускался. Постепенно каста стала оплотом рутины в области производства.
Основной религиозной системой Индии был индуизм. Он объединял самые разнообразные верования и культы, начиная от анимизма, тотемизма и кончая религиями со сложными богословскими учениями. В видении последователей индуизма над бесконечным множеством божеств стоят три великих бога – Брахма, Вишну и Шива. В своих обрядах жертвоприношения жрецы «кормили» и «поили» бога. Изображение бога натиралось благовонными маслами, храмовые танцовщицы под звуки музыки исполняли обрядовые танцы.
Люди, принадлежавшие к низшим кастам, считались «нечистыми» и должны были жить отдельно от тех, кто причислял себя к «чистым» кастам.
Существовали и еретические движения. Их проповедники говорили о том, что перед лицом бога нет «чистых» и «нечистых» каст. В XII в. образовалась секта лингаятов, которые стали выбирать жрецов из членов своей секты независимо от кастовой принадлежности. Основателем этой секты был Басава.
Характер новых общественных отношений наложил свой отпечаток и на культуру индийского народа. В древности почти единственным строительным материалом было дерево. Теперь при строительстве храмов его все больше вытесняют кирпич и камень. Из этих материалов создаются грандиозные здания. Так, высота центральной башни храма в Танджоре (XI в.), построенного в форме 14-этажной усеченной пирамиды, равняется 61 м.
Литература этого периода идет по пути подражания классическим образцам литературы V–VI вв. Можно отметить стандартизацию поэтических форм, вычурность стиля. Эпические, лирические и драматические произведения писались на санскритском языке.
Продолжает развиваться и индийская философия. Развитие ее идет в виде дальнейшей разработки старых идеалистических систем.
Толчок в развитии дается и юридической литературе.
В XII в. написаны первые медицинские трактаты. Автором известного трактата по терапии был Чакранандита (XI в.).

2. В чем специфика Китая?

Во всемирном масштабе период раннего феодализма закончился в VII–XI вв. Разные страны вступили в период развитого феодализма не в одно и то же время: страны Азии в более раннее время, некоторые страны Европы – в более позднее. В Китае период развития феодализма начался в VIII в.
Правление императора Сюаньцзуна явилось временем расцвета Таинской империи. Перепись 754 г. показала наличие в стране 9610 тыс. дворов, или 52 880 тыс. человек облагаемого налогом населения. Государство также получало доходы от продажи соли и чая, от добычи железа, олова, меди, серебра, в виде различных торговых пошлин и сборов. Быстрое развитие горного дела, ремесла и торговли создавало многочисленный слой зажиточных ремесленников-мастеров и богачей-купцов. Высокого уровня достигли литература и искусство.
Но в то же время появились признаки наступающего кризиса экономического и политического характера, на основе которого росла Таинская империя. Сущность этого кризиса состояла в отмирании государственной надельной системы и в развитии поместного хозяйства феодалов.
Закон говорил, что землю нельзя ни продавать, ни закладывать, потому что она является государственной собственностью. Но следили за выполнением этого закона местные чиновники, а они часто стремились к обратному, т. е. к тому, чтобы такие запреты не действовали. Наряду с феодальным землевладением широкое распространение в Китае получило землевладение, представленное категорией земель, «присвоенных по титулу».
В Китае общественное разделение труда все время прогрессировало. Развитие китайских городов Таинской империи демонстрирует, что многие из них возникали и развивались уже как ремесленные и торговые центры. Это свидетельствовало о росте товарного производства, обмена и торговли. Значительно усилилось имущественное расслоение в общине.
Упадок государственной собственности на земли привел к ослаблению централизации.
Значительный рост слоя потребителей городских товаров в лице феодалов, а также в лице крестьян способствовал дальнейшему развитию ремесла и торговли. Возникали новые города. Основной толчок развитию торговли был дан развитием торгового кредита. В это время появились векселя, или, как их тогда называли, «летающие деньги». Значительную роль играли ростовщические операции. Особенно большие доходы давала монополия на соль.
Новые социально-экономические условия жизни общества накладывали свой отпечаток на общественную жизнь и литературу страны. В это время своего расцвета достигает публицистика. Ярчайшим ее представителем был Хань Юй (768–823). Его перу принадлежат многочисленные статьи, послания, предисловия к различным сочинениям и т. д. При своем рассмотрении взаимоотношений между природой и человеком Хань Юй помещал человека в общий ряд всего существующего в мире, принципиально не отделял его от природы. Главный его философский трактат – «О человеке». Именно в человеке он видел не только личность, но и основу всей общественной жизни.
Непрерывная борьба внутри империи, которая тянулась два столетия (с 60-х гг. VIII в. по 60-е гг. X в.), переход к новым формам феодальной собственности привели к усилению политической раздробленности страны.
Самым ярким выражением обострения классовых противоречий явилось в это время мощное крестьянское восстание 875–884 гг., которое вошло в историю под названием «восстание Хуан Чао».
Даже несмотря на раздробленность страны, которая наступила после падения Таинской династии, все же в государственном строе Китая сохранялись элементы централизации, делавшие политическое единство более прочным, чем в государствах Европы этого периода.
С момента возникновения история Сунской империи была историей непрерывной борьбы за сохранение китайской территории. На первых порах наибольшую опасность представляли кидани, которые, захватив часть Северного Китая, непрерывно организовывали новые походы на Китай.
На западной границе империи существовала новая опасность. С 30-х гг. XI в. усиливается тангутское государство, именовавшееся Си-Ся. В 1044 г. с тангутами был заключен мир.
Существование Сунской империи ознаменовано культурным расцветом страны. Особенно это заметно в области просвещения. Главными очагами образования стали не правительственные школы, а частные (шуюань).
В обстановке оживленной городской жизни широкое распространение получило книгопечатание, что в свою очередь способствовало распространению просвещения.
В X в. в Китае появился компас.
В XI–XII вв. отличительной чертой прогрессивной общественной мысли был большой интерес к человеческой личности, что было характерно для позднетанской эпохи.
Расцвет философской мысли Китая в XI–XII вв. Среди крупнейших мыслителей Чжоу Дун-и, Чжу Си. Они создали новое направление в философии, именуемое в китайской литературе «неоконфуцианством». Здесь мы находим элементы диалектического и стихийно материалистического подхода к бытию.
В истории китайского искусства в целом сунская школа живописи занимает выдающееся место. Любимыми темами художников в это время являлись пейзажи, животные, а также птицы, цветы. Ярким представителем этой школы был художник Чжао Цзи.
Новый жанр – народная повесть – был создан народными рассказчиками, первые сообщения о которых восходят еще к IX в. В сунских столицах таких рассказчиков появлялось все больше и больше, а их искусство пользовалось популярностью. Их приглашали даже в императорские дворцы.

3. В чем суть средневековой Японии?

Несмотря на то что Япония в своем историческом развитии тесно соприкасалась с Китаем, аналогичные изменения начались здесь гораздо позже. Конец VIII в. в Китае ознаменовался упадком надельной системы. Для Японии VIII в. был периодом укрепления государственной собственности на землю. Переход к новой форме феодальной собственности на землю был завершен лишь к середине X в.
В VIII в. была образована Нарская монархия – раннефеодальное государство с централизованным управлением. Это стало возможным благодаря утверждению государственной собственности на землю. Наблюдался также подъем производительных сил. Он произошел прежде всего в сельском хозяйстве. Широкое распространение получили железные земледельческие орудия.
Развивались горные промыслы. Активно велась добыча железа, меди, золота, серебра, серы и слюды.
Наблюдалось развитие торговли. Так, в городе Нара были отведены места для двух рынков. Специально разработанными правилами торговля здесь регулировалась.
Для этого времени показательным является некоторый подъем в области образования. Создавались школы, в которых занимались дети знатных лиц. Обучение здесь было почти целиком построено на изучении китайской литературы и законодательства.
В Нарской монархии в течение всего VIII в. не прекращалась борьба внутри господствующего класса. Оттесненные от власти группами, пришедшими к ней после переворота Тайка, некоторые представители старой родовой и рабовладельческой знати стремились восстановить свое прежнее положение. Возглавил эту группу род Отомо. Во главе пришедшей к власти после переворота 645 г. группы был род Фудзивара. В 80-х гг. VIII в. эта борьба закончилась поражением рода Отомо, что свидетельствовало о прочности становившихся феодальных отношений. Фудзивара стремились к ослаблению императорского дома.
С утверждением власти рода Фудзивара был связан переход от господства государственной феодальной собственности к господству собственности отдельных феодалов. В стране уже существовали такие формы земельной собственности, как «должностные» и «ранговые» наделы, наделы за заслуги. Вначале владение такими землями носило условный характер, но постепенно на этой почве вырастали поместья, основанные на земельной собственности отдельных феодалов. Новая форма феодальной собственности (743 г.) полностью утвердилась к середине X в. Члены разросшегося дома Фудзивара, захватив важные посты и множество «наделов», постепенно превратили их в собственные поместья.
С ростом экономической и политической мощи крупных феодалов центральная государственная власть при реальном правлении дома Фудзивара и только номинальном правлении императоров потеряла в стране всякое значение. В событиях 1069 г. наглядно обнаружился переход к феодальной раздробленности. На престол дома Фудзивара был возведен новый император. Образовались два лагеря, которые с 1086 г. претендуют на положение центрального правительства в стране. Феодалы сотрудничали с тем или другим лагерем настолько, насколько им это было выгодно. Между ними шла ожесточенная борьба из-за новых поместий.
Стали складываться большие группировки феодалов со своими вождями. В 1192 г. победители провозгласили своего вождя – сегуна Минамото Йоритомо – правителем государства.
IX–XII вв. в Японии характеризуются расцветом искусства. Ярчайшее тому свидетельство – скульптура многочисленных буддийских храмов, живопись на дворцах знати, а также всякого рода произведения прикладного искусства. Больших успехов достигла архитектура. Особенно же процветали живопись и музыка.
IX в. ознаменовался событием огромного значения: была создана собственная японская письменность. До этого времени японцы писали китайскими иероглифами. Новая письменность была звуковой. Это способствовало быстрому развитию литературы, что особенно касается художественной прозы. Ее основу составили народные легенды и рассказы. Развивается и придворная поэзия. Выходят сборники – поэтические антологии.
На протяжении ряда десятилетий шла с переменным успехом кровопролитная борьба, закончившаяся к концу XII в. разгромом и гибелью Тайка. Во главе страны встали военачальники (сегуны), которые затем управляли Японией вплоть до буржуазной революции, так называемой революции Мейдза.
Неограниченная власть, оказавшаяся в руках воинов-самураев, побуждала их считать себя выше других людей. В самурайской среде должен был сложиться свой особый кодекс поведения, взглядов, морали. Этот кодекс, окончательно оформившийся в XII в., получил название бусидо – «путь воина». Основной чертой его являлось стремление увековечить отношение господства и подчинения, иерархию внутри самого самурайства. Бусидо предписывал самураю беззаветную преданность военачальнику, готовность принести в жертву воинскому долгу не только себя, но и своих близких.
Все содержание и направленность бусидо глубоко согласовывались с идеологией буддизма, претерпевавшего в самурайской среде значительные изменения: исчезли эстетизация, любование внешней образностью, свойственные придворной знати. Отношение к буддизму самурайства носило другие черты: оно отличалось суровым фанатизмом, слепой верой в карму – неразрывную цепь причин и следствий, определяющих жизнь каждого человека еще до появления на свет и в последующих перерождениях, так же как и судьбу его потомков, вплоть до последнего колена.

4. Как возник ислам, в чем его основные черты? Что представляло собой исламское государство эпохи Средневековья?

«Ислам» по-арабски означает «предание себя Богу». Третья мировая монотеистическая религия после иудаизма и христианства – ислам – возникла в VII в. в Аравийской пустыне. Бог (Аллах по-арабски) ниспослал откровение Мухаммеду (Магомету), что означает «достохвальный». Ислам основывается на Коране (от арабского «куран» – чтение вслух).
Мухаммед происходил из могущественного мекканского племени Курайш, он был внуком Абу ал-Мутталиба, главы рода Хашим, и сыном Абдуллаха. Шестилетним ребенком Мухаммед потерял мать. Его дядя Абу-Талиб стал его опекуном. Через несколько лет Мухаммеда приветила богатая вдова Хадиджа. Он понравился ей, и она решила выйти за него замуж. Свадьба состоялась в 595 г. Пророком же Мухаммед стал пятнадцать лет спустя.
Откровения множились. Мухаммед начал проповедовать в 611 г. Боясь, как бы Мухаммед не подорвал веру в идолов и не воспрепятствовал паломничеству в Мекку, богатые мекканцы выступили против него. В 622 г. вместе с 75 сподвижниками он укрылся в Ясрибе, который стал с тех пор называться Мединой, городом Пророка. Религиозный вождь, государственный деятель и полководец, Мухаммед основал первый мусульманский город. Он подписал вместе с другим населением Завет Мединской общины, и его сподвижники приняли имя мусульман. У мекканцев было несколько сражений с соратниками Мухаммеда: он выиграл битву при Бадре (624 г.), проиграл битву при Ухуде (625 г.), а одержал победу в «сражении у рва» (627 г.), защитив Медину от врага. В 630 г. он с триумфом вошел в Мекку. Он вернулся туда два года спустя, совершая так называемое Прощальное паломничество. 8 июня 632 г. Пророк скоропостижно скончался в Медине. Мусульмане начали завоевание мира.
После себя Мухаммед оставил учение, изложенное в Коране, являющееся словом Бога, и образец – жизнь пророка, которой всякий мусульманин должен подражать. Сподвижники его в самом деле наблюдали его поступки, его поведение и запомнили, что он говорил в тех или иных случаях. «Предания о словах и действиях» («хадисы») составляют сборник (Сунну). Исламский закон (шариат) зиждется на двух источниках – Коране и Сунне. Ислам прост, он не знает ни таинств, ни монашества. Догматы говорят ему, во что следует верить, шариат указывает, что следует и чего не следует делать.
У мусульманина пять основных обязанностей, «пять столпов веры» («аркан»). Первый – исповедание веры («шахада»). Второй – молитва («сааят»). Молитва произносится пять раз в день. Третий столп связан с месяцем рамадан, когда верующий с восхода и до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание («саум»). Четвертый столп ислама – милостыня («закят»), налог, который богатые платят, чтобы помочь беднякам. Пятый – паломничество («хадж»). Каждый мусульманин, если ему позволяют средства, должен раз в жизни побывать в Мекке.
Догматы в исламе немногочисленны. Первый, основной – вера в единобожие («таухид»). Затем следует верить в ангелов, в частности в Джабраила, передающего божественные повеления, в Михаила, в Исрафила. У каждого человека есть также два ангела-хранителя. Кроме того, следует верить в страшный суд, после которого добрые попадут в рай, а злые – в огонь ада. Социальные отношения регламентируются предписаниями и запретами. Так, долг мусульманина – жениться. Коран разрешает мужчине брать четырех жен (при условии, что он может обеспечить их всем необходимым и соответствующим образом содержать). В противном случае он должен удовлетвориться одной, но он может с ней развестись и взять себе другую жену. Коран повелевает отсекать кисть руки вору, однако это наказание применяется редко. Запрещается есть свинину и пить вино, но последний запрет не всегда соблюдался.
В X и первой половине XI в. Иран переживал невиданный до того подъем сельского хозяйства и ремесла. Этому способствовало падение владычества Арабского халифата и создание независимых феодальных государств. На западе Ирана было создано государство Буидов, на востоке Ирана и в Средней Азии – государство Самоснидов.
В это время в Иране повсюду проводились большие оросительные работы. В Фарсе во второй половине X в. по приказанию буидского государя Азуд-ад-Доулэ на реке Кур была построена знаменитая «Азудова плотина», она была сделана из каменных плит с креплениями из свинца. Образовалось искусственное озеро. По его берегам поставили 10 больших водоподъемных колес; от водохранилища отвели каналы.
Большой прогресс был в виноградарстве. Только в Хорасане было известно свыше 100 сортов винограда.
В другие страны из Ирана вывозились пшеница, ячмень, рис, хлопок, изюм и т. д.
В большом количестве производились парча и золотое шитье. В больших городах производились медные, серебряные и золотые предметы, оружие, лекарства.
Процветала торговля рабами.

5. В чем уникальность халифата Омейядов?

Великие завоевательные войны начались при халифе Омаре, который принес ислам в самый центр античной цивилизации. В 636 г. сражение у реки Ярмук положило предел византийскому владычеству в Сирии. Дамаск пал, и открылась дорога на запад, в Египет, который, в 639 г. перейдя Суэцкий перешеек, завоевал Али, и далее в Римскую Африку, куда проник Окба Бен Нафи, который в 670 г. основал Кайруан и двинулся дальше, к Атлантическому океану. На востоке сражение при Кадиссии в 636–637 гг. привело к падению Сасанидской империи персов и позволило мусульманам продвинуться к берегам Инда, где они расположились лагерем в 711 г.
Тем временем, победив Али, халифом в 661 г. стал Муавия из могущественного мекканского рода Бану Умайя. Он основал династию Омейядов, перенес столицу империи из Медины в Дамаск, окружил себя придворными, установил настоящий царский церемониал, взял под свое покровительство литературу и искусства, продолжил завоевательную политику и передал правление своим наследникам. Всадники Аллаха, число которых в больших сражениях не превышало 20 тыс., обращали всех в свою веру с помощью меча, но еще и с помощью Корана, откровения которого принимались, как правило, благожелательно. Новообращенные в свою очередь брались за дело, как бербер Тарик ибн Зетсяд, который в 711 г. высадился на юге Пиренейского полуострова, у скалы, получившей его имя – Джебаль Тарик, или Гибралтар, – и завоевал Андалузию. Несколько мусульманских отрядов продвинулись дальше на север и достигли Пуатье, где в 732 г. их остановил Карл Мартел. Головокружительная эпопея, но каждая медаль имеет оборотную сторону.
Во второй раз со времен Александра Великого земли Азии, Африки и Европы оказались слиты в единое религиозное, экономическое и культурное целое. Халифы рассматривали как «людей Писания» иудеев и христиан, а также зороастрийцев и буддистов, чьи знания использовали для перевода текстов греко-римской, персидской и индийской цивилизаций, основания городов, строительства дворцов и мечетей, выработки изысканного образа жизни.
Но в самой империи преобладающее влияние имели арабы. Новообращенные, вопреки предписаниям Корана, считались гражданами второго сорта и должны были искать себе покровителей среди арабских племен или знатных арабов. Ревностный халиф Язид II сурово обходился с «зимми», немусульманами, платившими подать, и унижал христиан, заставляя их носить особую одежду. Арабское засилье вызывало междоусобицы внутри мусульманской общины и приводило к восстаниям. Хариджиты овладели Меккой в 747 г. и объединили под своей властью весь север Африки. Восставали и шииты. Хусейн, сын Али, выступил против халифа Язида, сына Муавии, который убил его вместе с соратниками около Кербслы в 680 г.; в 740 г. Заид, внук Хусейна, в свою очередь поднял восстание и кончил в Куфе так же, как и его дед. Новые восстания произошли в 747–748 гг. – на этот раз в Хорасане (Иран). Конец великолепных Омейядов близился. Он получился кровавым.

6. В чем специфика халифата Аббасидов?

Воцарение династии Аббасидов было кровавым. Обвинив Омейядов в безнравственном поведении, Абу-л-Аббас ас-Саффах («тот, кто пролил кровь»), правнук Аббаса, дяди Мухаммеда, истребил в 750 г. в Дамаске членов царствующей династии. При Аббасидах, правивших по 1258 г., империя стала космополитической и открытой иранскому влиянию. Так, знаменитый род Бармекидов дал несколько визирей (министров).
Наследники восточных деспотов, халифы завели у себя при дворе беспримерную пышность и роскошь. В 762 г. аль-Мансур (754–775) основал в Ираке Багдад («город мира») и сделал его столицей империи. Один из его наиболее известных преемников, Харун аль-Рашид (786–809), символическим жестом передавший ключи от Иерусалима Карлу Великому, стал героем многих сказок «Тысячи и одной ночи». На протяжении трех веков аббасидский Ирак был центром мировой цивилизации. Там развивались все отрасли знаний: история, география, философия, медицина, математика, физика, астрономия. Все великие ученые того времени были мусульманами.
Эпоха Аббасидов – эпоха быстрого роста городов – Самарры, Бухары, Самарканда, Феса. Великие строители дворцов, халифы создали также податное ведомство и органы центрального управления казной, армией, судопроизводством («диваны»). Для передачи распоряжений они обновили и усовершенствовали замечательную службу, заимствованную от Византии и Ирана – почту («барид»): более тысячи почтовых станций миновал гонец, принося центральным властям сведения о положении на границах, состоянии дел в провинциях, действиях мелких правителей и чиновников. Следовало также поддерживать порядок: от войска единоверцев времен первых завоеваний пришлось перейти к профессиональному войску, состоящему из наемников.
Золотой век Андалузии и Магриба, как в зеркале, отражает расцвет Аббасидов, отличаясь, однако, меньшей пышностью, но большей изысканностью и чувствительностью. Абд-ар-Рахман I, спасшийся от смерти при истреблении Омейядов, основал в 756 г. Кордовский эмират. Абд-ар-Рахман III (912–961) превратил его в халифат, а себя объявил халифом.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.