Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Пропп В. Морфология "волшебной" сказки

ОГЛАВЛЕНИЕ

VII. Способы включения в ход действия новых лиц

Каждая категория персонажей имеет свою форму появления, к каждой категории

применяются особые способы, какими персонаж включается в ход действия.

Формы эти следующие:

Антагонист (вредитель) появляется в ходе действия два раза. В первый раз он

является внезапно, со стороны (прилетает, подкрадывается и пр.), а затем

исчезает. Во второй раз он входит в сказку как персонаж отысканный, обычно в

результате путеводительства.

Даритель встречен случайно, чаще всего в лесу (избушка), или в поле, на дороге,

на улице.

Волшебный помощник включается как дар. Этот момент обозначен знаком Z, и

возможные вариации приведены выше.

Отправитель, герой, ложный герой, а также и царевна включаются в начальную

ситуацию. О ложном герое при перечислении действующих лиц в начальной ситуации

иногда на словах ничего не говорится, и только впоследствии выясняется, что он

живет при дворе или в доме. Царевна появляется в сказке, подобно вредителю, два

раза. Во второй раз она вводится, как отысканный персонаж, причем искатель может

увидеть или сперва ее, а потом вредителя (змея нет дома, диалог с царевной), или

наоборот.

Это распределение можно считать сказочной нормой. Но бывают и отступления. Если

в сказке нет дарителя, то формы его появления переходят на следующий персонаж --

именно на помощника. Так, разные искусники случайно встречены героем, как это

обычно происходит с дарителем. Если персонаж покрывает два круга функций, он

вводится в тех формах, в каких он начинает действовать. Мудрая жена, которая

сперва является дарителем, затем помощником и царевной, вводится как даритель,

не как помощник или царевна.

Другое отступление состоит в том, что все персонажи могут вводиться через

начальную ситуацию. Специфична эта форма, как уже указано, только для героев,

для отправителя и для царевны. Можно наблюдать две основные формы начальных

ситуаций: ситуацию, включающую искателя с его семьей (отец и три сына), и

ситуацию, включающую жертву вредителя и его семью (три дочери царя). Некоторые

сказки дают обе ситуации. Если сказка начинается с недостачи, то нужна ситуация

с искателем (иногда и отправителем). Эти ситуации могут и слиться. Но так как

начальная ситуация всегда требует членов одной се-

64

мьи, то искатель и искомый из Ивана и царевны превращается в брата и сестру,

сыновей и мать и т. д. Такая ситуация включает и искателя, и жертву вредителя

Можно наблюдать, что в таких сказках царевна вводится задним числом. Иван

направляется искать свою мать, похищенную Кощеем, находит царскую дочь, тоже

когда-то похищенную им.

Некоторые из таких ситуаций разрабатываются эпически. Искателя сначала нет

налицо. Он рождается, обычно чудесным образом. Чудесное рождение героя -- очень

важный сказочный элемент. Это -- одна из форм появления героя, с включением ее в

начальную ситуацию. Рождение обычно сопровождается пророчеством о его судьбе.

Еще до завязки проявляются атрибуты будущего героя. Рассказывается о его быстром

росте, о его превосходстве над братьями. Иногда, наоборот, Иван -- дурак. Все

эти атрибуты героя могут быть нами изучены. Некоторые из них выражаются в

поступках (спор о первенстве). Но эти поступки не составляют функций хода

действия.

Упомянем еще, что начальная ситуация часто дает картину особого, иногда

подчеркнутого благополучия, иногда в очень ярких, красочных формах. Это

благополучие служит контрастным фоном для последующей беды.

В эту ситуацию сказка включает иногда и дарителя, и помощника, и

вредителя-антагониста. Особого рассмотрения требуют только те ситуации, в

которые включен вредитель. Так как ситуация всегда требует членов одной семьи,

то вредитель, включенный в начальную ситуацию, превращается в родственника

героя, хотя бы он в атрибутах определенно совпадал с змеем, ведьмой и т. д.

Ведьма в сказке No 93 ("Ведьма и солнцева сестра") -- типичная змеиха. Но с

перенесением ее в начальную ситуацию она становится сестрой героя.

Следует упомянуть о ситуации вторых и вообще повторных ходов. Эти вторые ходы

точно также начинаются с известной ситуации. Если Иван добыл невесту и волшебное

средство, а царевна (иногда уже жена Ивана) затем похищает это волшебное

средство, то мы имеем ситуацию: вредитель-)-искатель+будущий объект поисков.

Таким образом, во вторых ходах вредитель встречается в начальной ситуации чаще.

Один и тот же персонаж в одном ходе может играть одну роль, а во втором --

другую. (Черт -- помощник первого хода, но вредитель -- второго и пр.). Все

персонажи первого хода, которые затем выступают во втором, уже имеются, уже

известны слушателю или читателю, и новое появление персонажей соответствующей

категории уже не нужно. Однако, случается, что при втором ходе сказочник

забывает, например, о помощнике первого хода и заставляет героя добывать его

вновь.

65

Особого упоминания требует еще ситуация, включающая мачеху. Мачеха или сразу

имеется налицо, или рассказывается, как умирает первая жена старика, и как он

женится на другой. Вторым браком старика в сказку вводится вредитель. Дочери,

также вредительницы или ложные герои, затем рождаются.

Все эти вопросы могут быть разработаны более детально, но для наших

общеморфологических целей достаточно этих указаний.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел языкознание












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.