Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Новиков А. Методология учебной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 По прочтении названия книги: «Методология учебной деятельности» у многих читателей, возникает вполне естественный вопрос: «А что это такое?» Как-то исторически сложилось, что слово «методология» употребляется в сочетании с какими-то другими словами: «методология науки», или «методология педагогики» и т.д. В предлагаемой же книге речь пойдет о методологии учения, учебной деятельности.
В педагогических науках исследователи нередко проявляют удивительную малоосведомленность или вовсе девственную неосведомленность о методологии. Нередко бытует предубеждение против методологии, понимаемой весьма упрощенно – как некоторой абстрактной области философии, не имеющей прямого отношения ни к конкретным научным исследованиям, ни к потребностям практики.
Недостаточный интерес исследователя к вопросам методологии объясняется также тем обстоятельством, что в самой методологии остается много неясного в вопросах соотношения методологических и теоретических проблем науки, соотношения методологии и философии.
Тем более туманной, неясной наукой является методология для практических работников образования. Эти неясности имеют свои исторические причины. Чтобы понять их суть и происхождение, рассмотрим сначала современное общее определение методологии.
Методология (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь [67]).
Методология, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (Философский энциклопедический словарь [74]).
Эти определения мы, пока условно, возьмем за основу        и будем временно ими пользоваться. В том числе с пози-        ций этих определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы.
Во-первых, методология вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности (метод и логос – учение). Такое понимание методологии ограничивало ее предмет анализом возможностей методов. Но такое трактование методологии имело свои исторические причины: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), когда относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать, сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне»: ученику в школе – учителем, рабочему на заводе – начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку так же извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один-единственный компонент деятельности – способ: синоним – метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.
Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология», как бы не-        явно подразумевалось, что речь может идти лишь о методологии науки вообще или о методологии какой-то конк-            ретной науки – педагогики, математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфи-           ческих видов человеческой деятельности. На все другие      виды деятельности также должно распространяться поня-     тие методологии, в том числе понятие методологии прак-      тической деятельности, методологии учебной деятельно-       сти  и  т.д.  В частности,  в последние десятилетия,  в  первую                       


очередь, благодаря работам Г.П. Щедровицкого [50 и др.]), стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами». Эти группы методологов стали в различных регионах страны проводить так называемые «организационно-деятельностные игры», как правило, с коллективами работников образования, направленные в основном на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.). Одновременно  в педагогической  печати  стали  появляться  публикации  ученых-педагогов,  посвященные  анализу  и научному  обоснованию  инновационной  деятельности  в образовании.  Это  работы  В.А. Сластенина,  Л.С. Подымовой,  В.С. Лаза-                        рева, М.М. Поташника,  В.С. Безруковой,  В.И. Слободчикова  и др.  [6, 32, 65, 66 и др.]. Так, по сути дела, в педагогике стало формироваться новое направление – методология практической педагогической деятельности.
Теперь вернемся к приведенным выше общим определениям методологии. Эти определения верны, однако в них имеет место некоторая расплывчатость. В первую очередь, из-за наличия диады «теоретическая деятельность» и «практическая деятельность» и возникает, очевидно, множество разных толкований*. Так, некоторые авторы рассматривают методологию как способ, средство связи науки и практики (Краевский В.В.[27]). Другие авторы, например Н.А. Масюкова [35] – как средство помощи науки практике. И так далее.
Попробуем, следуя завету К. Пруткова «Зри в корень», дать определение методологии, очистив его от излишних наслоений. А такое простое определение напрашивается само собой.
Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение никак не противоречит определениям, приведенным выше, но зато однозначно детерминирует предмет методологии – организация деятельности. Этим определением мы и будем пользоваться во всем дальнейшем изложением книги.
В то же время необходимо отметить, что, очевидно, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную (см., например, [25]).
Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя – «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, любая художественная деятельность, если они осуществляются более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста–практика (учителя, врача, строителя и т.д.) может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данной организации, предприятия) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, т.е. применения методологии.
Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности,  то, естественно,  необходимо рас-


смотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в [67], организация – это: 

  • внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
  • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

  В нашем случае мы используем понятие «организации» в первом и во втором значении, т.е. как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение).
При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и религиозной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра – учение – труд, то в сфере образования можно говорить о:

  • методологии игровой деятельности (имея в виду, в первую очередь, детскую игру);
  •  методологии учебной деятельности;

- методологии трудовой, профессиональной деятельности, которую, в свою очередь можно подразделить на: методологию практической педагогической (образовательной) деятельности и методологию научно-педагогической исследовательской деятельности.
Отметим, что методология научно-педагогической деятельности и методология практической образовательной     деятельности изложена нами в предшествующих моногра-фиях   [41, 43].    Методология   игровой   деятельности   оста-        


ется пока в замыслах автора. Данная же книга посвящена методологии учебной деятельности (учения).
Теперь перейдем к конкретике вводного характера. Методология, как уже говорилось, рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека).  Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.
Логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.
Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта* как полного завершенного цикла продуктивной деятельности, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности).


Поскольку методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, необходимо обратиться, в первую очередь, к основным понятиям о ней.
Деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [60, с.95].
При этом субъект определяется в философии (см., например, [74, с. 661] как носитель предметно-практиче-       ской деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленный на объект. Субъект с точки диалектики отличается присущим ему самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры – орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т.д. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект  его деятельности.
Объект в философии [74, с.453] определяют как то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. 
Рассмотрим основные структурные компоненты деятельности.
Потребности определяются (см. например, [74, с.518]) как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов, что в данном случае нас интересует – личности, социальных групп и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.
   Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности че-          ловека, социальных групп, ради чего она и совершается          [74, с.389 – 390]. Мотивация, то есть процесс побуж-              дения человека, социальной группы к свершению опре-         деленной деятельности, тех или иных действий, поступ-       ков, представляет собой сложный процесс, требующий     анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия ре-           шений. Подпись: В Н Е Ш Н Я Я        С Р Е Д А Подпись: Условия (организационные, финансовые и др.)    Подпись: Процесс целеполагания    Подпись: Процесс   целе-выполнения    Подпись: РезультатПодпись: ОценкаПодпись: КритерииПодпись: Потребности, мотивы    Подпись: Социальный заказПодпись: Саморегуляция,   управление    Подпись: К  О  Р  Р  Е  К  Ц  И  ИПодпись: Требования, нормы (правовые, этические, гигиенические и др.)Подпись: Принципы  деятельности  Подпись: В Н Е Ш Н Я Я      С Р Е Д АПодпись: Рис. 1.  Общая структура деятельности и ее взаимоотношение с внешней средой        

 

 

Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия [55, с.165]. Цель занимает особое место в деятельности. Главным является вопрос – кто задает цель? Если цели задаются человеку извне: учащемуся – учителем, специалисту – начальником и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительский), нетворческий характер и проблемы целеполагания, т.е. определения цели не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является деятельность исследователя, инновационная деятельность специалиста–практика и деятельность любого обучающегося, цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные фазы, стадии и этапы, формы, методы и средства в зависимости от направленности деятельности – исследовательской, практической, учебной и т.д.*

* Дело в том, что диады «теоретическая деятельность – практическая деятельность» и «научно-исследовательская деятельность – практическая деятельность» отнюдь не совпадают. Ведь любая практическая деятельность, если она хоть как-то осмыслена субъектом, включает в себя теоретические компоненты. А любое научное исследование, по крайней мере в своей эмпирической части, будет содержать практические компоненты.

*    На сегодняшний день существуют два определения проекта: традиционное и –  проект как нормативная модель некоторой системы (проект здания, проект самолета и т.п.) и современное – проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. Мы будем использовать второе определение.

*    Характерно, что  советские времена длительное время трактовалась другая схема деятельности: цель > мотив > способ > результат. Но в этом случае неявно подразумевалось, что цель задается человеку извне – кем-то другим, «свыше». В этой схеме  проявлялась суть тоталитарного режима. В последние же десятилетия схема поменялась: мотив > цель > способ > результат.

В категориях проектно-технологического типа организационной культуры (см. ниже), в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование. Этим термином мы и будем пользоваться в дальнейшем. 
 Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием и своими формами (диалектическая пара категорий: содержание и форма), своими специфическими методами и средствами.
 Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуально-го субъекта называются саморегуляцией, а в случае кол-      лективного субъекта, коллективной деятельности – управлением.
  Саморегуляция в общем смысле определяется [29] как целесообразное функционирование живых систем. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта (понятие рефлексии мы будем подробно анализировать в дальнейшем). Саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительных действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности (рис.1). Саморегуляция представляет собой, таким образом, замкнутый контур регулирования.
   Управление [74] рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, цели деятельности. Коллективная деятельность невозможна без создания определенного порядка, разделения труда, установления места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. Общее определение управления – это воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения [46].
  Понятие среды(рис.1) является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает, в частности, человеческую деятельность как сложную систему. Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, но изменение       свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую         систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства       и/или  поведение  меняются  в  результате  поведения    систе-       мы [34]. Среда и объекты/субъекты, ее составляющие, могут быть по отношению к системе дружественными, конкурентными, враждебными или безразличными.  На схеме (см. рис.1) отдельно выделены факторы, задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки эффективности достижения результата; принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы деятельности. Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и, в то же время, могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности (например, если не хватает средств на осуществление какого-либо проекта, можно попытаться найти спонсоров – заинтересованные организации, которые его профинансируют и т.д.).
   Инвариантными для любой деятельности, очевидно, является следующий набор групп условий: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные условия. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае эти группы условий будут иметь свою специфику.
 Таким образом, мы рассмотрели основные понятия, относящиеся к деятельности и ее структуре. Теперь перейдем непосредственно к вопросам методологии как учения об организации деятельности.
Ведь в принципе человеческая деятельность может осу-ществляться и спонтанно, путем проб и ошибок. Методоло-гия обобщает проверенные в широкой общественно-исто-рической практике рациональные формы организации деятельности. В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные типы основных форм организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры.         Так, В.А. Никитин [38] приводит следующие истори-ческие   типы  организационной  культуры  (табл.  1.).  Здесь мы привели лишь одну из многих классификаций исторических типов организационной культуры*. В литературе можно найти и другие подходы.
Остановимся несколько подробнее на исторических типах организационной культуры (по В. А. Никитину [38]), так как эта информация нам понадобится в дальнейшем, поскольку в учебной деятельности они наличествуют все без исключения.
Традиционная организационная культура. На ранних этапах развития человечества общество состояло из коммунальных групп, принципом выделения которых было различение «свой – чужой». Коммунальные группы удерживаются мифом и ритуалом. Миф объясняет происхождение предков (от животного,  от какого-либо бога и т.п.), избранность данной группы, порядок общежития, в частности, принцип главенства в группе и его обоснование. Миф задает картину мира, в том числе выделяет иной мир («загробный», мир духов и т.п.),   подобный реальному, но обладающий превосходными качествами и совершенством по отношению к наличному, и жизнь коммунальной группы протекает как бы в этих двух пространствах одновременно. Реальным механизмом, который обеспечивает подобное соотнесение и организует деятельность людей является ритуал. Базовая задача: отделять своих от чужих, помогать своим, вредить чужим, карать за отступничество. Когда несколько коммунальных групп пересекается на одной территории, возникает война за территорию и ресурсы.
Корпоративно-ремесленная культура. В середине          I тысячелетия н.э. поверх родовых обществ раннего Сред-   невековья под влиянием активной деятельности Рима на-       чало складываться новое общественное устройство с жес-    ткой иерархией церкви. Церковь имела более совершен-    ную  корпоративную организацию  единый центр управления и единая идеология, четкая иерархия подчинения, собственная система подготовки кадров, четко определенные нормы поведения и наказания за их нарушение, единый язык – латынь.
    В дальнейшем, в позднем средневековье стали формироваться новые центры организации общества – города и университеты. Новая социальная иерархия внутри городов формировалась уже на других принципах – корпоративно-ремесленных. Корпорации формировались вокруг той или иной деятельности:  выделялись некоторые образцы (изделий и т.п.) и рецепты их воссоздания, тщательно охраняемые корпорацией. Иерархическая структура общества определялась жестким разделением членов ремесленных корпораций на мастеров, подмастерьев и учеников, а переход из одной категории в другую был длителен по времени и обставлен многими условиями, жестко контролируемыми корпорацией.
    В эпоху Ренессанса университетские корпорации постепенно перешли от передачи рецептурного знания на разработку и передачу знания теоретического.  Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание  и передавать его. Передача теоретического знания стала основной линией  в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профессиональный тип организационной культуры.
      Профессиональный тип организационной культуры. В нем базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области является наука. Именно наука       в профессионально организованном обществе является         важнейшим институтом, так как в ней формируется и еди-  ная картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделяются частные теории и соответственные предметные области профессиональных деятельностей. «Центром» профессиональной культуры являются науч-    ные знания, а производство этих знаний – основным ви-     дом производства, определяющем возможности остальных видов и материального, и духовного производства.  На протяжении нескольких веков профессиональный тип организационной культуры был  основным, ведущим.
Но во второй половине ХХ в. определились кардинальные противоречия в развитии профессиональной формы организации общества:
    - противоречия в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в самой структуре научного знания, которые породила сама же наука, создание представлений о смене научных парадигм (Т. Кун [31], К. Поппер [57]  и др.);
   - стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей;
    - современное общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально поликультурным. Если раньше все культуры описывались в едином «ключе» европейской научной традиции, то сегодня каждая культура претендует на собственную форму самоописания и самоопределения в истории. Возможность описания единой мировой истории оказалась крайне проблематичной и обреченной на мозаичность. Встал практический вопрос о том, как соорганизовать «мозаичное» общество, как управлять им. Оказалось, что традиционные научные модели «работают» в очень узком ограниченном диапазоне: там, где идет речь о выделении общего, универсального, но не там, где постоянно необходимо удерживать разное как разное.
Таким образом, возникла необходимость развития иного типа организационной культуры – проектно-техноло-гического.
 Проектно-технологический тип организационной культуры. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, про-    явились такие интеллектуальные организованности как        проекты и программы, а к концу ХХ в. деятельности по их созданию и реализации стали массовыми. Обеспечиваются они не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой. Профессиональная культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), и это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии уже не только вещного, но и знакового производства, а в общем технологии, наряду с проектами, программами, стали ведущей формой организации деятельности. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий  приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно  и грамотно включаться  в эти циклы.
 Таким образом, развивавшийся с ХУII в. профессио-нальный тип организационной культуры, основой которо-     го являлись письменные тексты – в виде учебников, спе-циальной литературы, инструкций, руководств, методических рекомендаций и т.п. – где-то в середине ХХ в. сменился, в связи с ускорением развития общественных, в том числе производственных отношений, новым типом организа-             ционной культуры (естественно, вобравшей в себя все предыдущие) – проектно-технологической культурой*.

*    Уточним, что понятие «организационная культура» в литературе применяется еще и в другом, узком смысле – как «культура организаций», «корпоративная культура». Корпоративная культура – это миссия предприятия, организации и т.п., их организационная структура, сложившиеся традиции отношений, символика предприятия и т.п.

  

*   Необходимо отметить, что типы организационных культур в историческом развитии не просто сменяют одни другими. Дело обстоит сложнее – они существуют параллельно. Так, например, многие обряды, ритуалы живут неизменно в каждом народе с древнейших времен до наших дней (вспомним хотя бы масленицу – языческий праздник). Религиозные учения выступают, в том числе и в функции методологии:они рецептурно определяют образ жизни и организацию деятельности людей, в том числе трудовой: кода работать и когда отдыхать, определяют трудовые взаимоотношения, направленность трудовой деятельности и т.д. Многие религиозные учения возникли в древние времена, но они и сегодня во многих странах являются организационной основой деятельности, например, Иудаизм и Ислам.  Еще один пример – деятельность научных школ, в том числе современных, строится по корпоративно-ремесленному типу культуры (О.Ю. Грезнева [11]).

Таблица 1

Характеристика организационных типов культуры
(по В.А. Никитину, [38])

Организационные типы культур

Способы
нормирования и
трансляции
деятельности

Формы
 общественного
устройства,
 воспроизводящие способ

Традиционная

Миф и ритуал

Коммунальные группы, формируемые по принципу «свой  –  чужой а отношениях родства

Корпоративно-ремесленная

Образец и рецепт его воссоздания

Корпорация, имеющая формально иерархическое строение: мастер, подмастерье, ученик

Профессиональная

Теоретические знания в форме текста

Профессиональная организация, построенная на принципе онтологических (бытийных) отношений

Технологическая (проектно-технологическая – А.Н.)

Проекты
(и технологии – А.Н.)

Технологическое общество, структурированное по принципу коммуникативности и профессиональных отношений

 Для этого были объективные причины. К середине              ХХ в. была, в основном, решена главная проблема, довлев-шая над всем человечеством на протяжении всей исто-             рии – проблема голода. Человечество впервые за всю ис-торию  смогло  накормить  себя  (в основном),   а  также  со-                   здать для себя благоприятные бытовые условия (опять же в основном). И тем самым был обусловлен переход чело-вечества в совершенно новую, так называемую постиндуст-риальную эпоху своего развития*, когда появилось изобилие продовольствия, товаров, услуг, и когда, в связи с этим, стала развиваться во всей мировой экономике острейшая конкуренция. Поэтому за короткое время в мире стали происходить огромные деформации – политические, экономические, общественные, культурные и т.д. И, в том числе, одним из признаков этой новой эпохи стали нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных, правовых и других ситуаций. Все в мире стало непрерывно и стремительно изменяться. И, следовательно, практика должна постоянно перестраиваться применительно к новым и новым условиям. И, таким образом, инновационность практики становится атрибутом времени.
Если раньше, еще несколько десятилетий назад в условиях относительно длительной стабильности образа жизни практические работники – инженеры, врачи, учи-   теля, технологи и т.д. – могли спокойно ждать, пока на-      ука, ученые (а также, в былые времена, и центральные  органы власти) разработают новые рекомендации, а по-       том их апробируют в эксперименте, а потом конструкто-      ры и технологи разработают и апробируют соответству-  ющие конструкции и технологии, и лишь потом дело дой-   дет до массового внедрения в практику, то такое ожида-      ние сегодня стало бессмысленным. Пока все это произойдет, ситуация изменится коренным образом. Поэтому практические работники, естественно и объектив-                   но устремились по другому пути – создавать инновации-онные модели социальных, экономических, технологи-ческих, образовательных и т.д. систем самим: авторские модели фирм, организаций, школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.
Если вернуться непосредственно к теме данной работы, то, соответственно, эта новая эпоха вызывает необходимость значительных изменений в содержании и структуре учебной деятельности людей.
В новом проектно-технологическом типе организационной культуры ключевыми становятся понятия: проект, технологии и рефлексия. Причем два из них являются как бы противоположными: проект (дословно – брошенный вперед) и рефлексия (дословно – обращение назад).
Рассмотрим эти понятия. Традиционные понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. –  это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия (см., например, [67]). На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.
«Проект –  это ограниченное во времени целенаправ-ленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [8].  
Включение в определение проекта отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п. В [41] нами приведена целая система классификаций проектов.
В данном же случае для нас важно то, что деятель-ность обучающегося можно рассматривать как совокуп-ность (иерархию) учебных проектов: любая образовательная программа с позиций обучающегося – это учебный про-      ект, отвечающий всем признакам приведенного выше определения проекта. Изучение отдельных учебных курсов – это тоже учебные проекты (подпроекты по отношению к основному проекту – образовательной программе), и т.д. 
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы [8].
Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
- фаза проектирования, результатом которой является построенная идеальная модель создаваемой системы и план ее реализации. Здесь нам необходимо специально оговорить, во избежание дальнейшей возможной путаницы, отличие понятий проект и проектирование. Проектирование – это начальная фаза проекта. Действительно, любая продуктивная деятельность требует своего целеполагания – проектирования (см. выше). В продуктивной деятельности осуществляется проектирование социальных, экономических, производствен-ных, педагогических и других систем, считая такими системами и очередной урок у учителя, и реорганизацию, к примеру, какой-либо фирмы и рассматривая как проект системы развитие целой страны на перспективу;  
- технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;
- рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта. 
Перейдем к следующему понятию – «технология». Современное понимание: технология – это система             форм, методов и средств решения поставленной задачи (подробнее см., в [45]). Такое понимание технологии           пришло   в  широкий  обиход   из  сферы  производства  в  по-  
следние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы – разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали продавать фирмам-производителям лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов и средств производства – т.е. технологиями.  Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.   Важнейшую роль в организации  деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач, процесса, результатов.  Таким образом, и методология научно-педагогического исследования и методология практической образовательной деятельности, и, в данном случае, методология учебной деятельности может быть построена в логике категории проекта на триединстве его фаз:    фазы проектирования – технологической фазы – рефлексивной фазы. В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы.  Следует отметить, что в литературе сегодня имеется множество публикаций и по педагогическому проектированию, и по педагогическим технологиям, и по вопросам педагогической и учебной рефлексии. Но порознь. По нашему мнению, подход, изложенный, в частности, в данной книге, позволяет объединить, «стянуть» в нечто единое целое эти указанные направления. 

Теперь, уточнив предмет методологии вообще, уточнив понятийно-терминологический аппарат и обрисовав основные подходы, мы можем перейти непосредственно к изложению методологии учения (методологии учебной деятельности).

*      Подробнее об этом см.: А.М. Новиков. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия; векторы развития. –  М., 2000. 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.