Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Марцинковская Т. История детской психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрастная психология Древней Греции

Исследования психического развития детей начались со вре мен античной психологии Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ души (первоосновы души – архе), при вели психологов к идее о развитии души и необходимости изу чить как факторы, определяющие (детерминирующие) это разви тие так и его этапы

Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса) психики, был известный философ Гераклит. Им была разработана идея мирового года (по аналогии с временами года), которую он перенес и на развитие души Он считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепен но старится и, наконец, умирает Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности tf TaK , душа ребенка еще сырая, влаж ная, постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает и че ловек начинает плохо и медленно соображать) Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта Такой подход характерен для многих теорий психического развития, в которых предполагается, что фор мирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей яв ляется лишь следствием развития интеллекта

Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у них нравственного, социально одобряемого поведения был по ставлен греческим ученым Протагором, одним из основателей школы софистов. Именно ему принадлежит знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это изречение предпола гает относительность и субъективность человеческих знаний, невозможность выработать общее для всех понятие, в том числе и понятие добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, то по мерке другого может быть злом В то же время Протагор говорил о том, что, с точки зрения общества, существует понятие блага и зла, понятие о хорошем и плохом поведении. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. Целью такого воздействия он счи тал не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и помощь в его адап тации к тем социальным условиям, в которых он живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без це ленаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия являются оптимальными для формирования социально активной и адаптированной личности ребенка. Протагор пришел к выводу, что, с точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей при емам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искус ство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства считал Протагор главным при воспитании детей Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому способности, связанные с ораторским искусством, счи тались одними из самых главных критериев одаренности. Спо собность к красноречию давала возможность более активного участия в общественной жизни, помогала достичь более высо кого статуса. Поэтому Протагор считал, что благодаря обуче нию и упражнению человек может нравственно усовершенство ваться и стать более достойным гражданином.

Особое внимание на формирование психики детей обращали и такие выдающиеся ученые Древней Греции, как Демокрит, Со крату Платон и Аристотель.

Греческий философ и психолог, один из основателей атомис тической теории мира Демокрит родился на севере Греции в городе Абдеры в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование,однако сам Демокрит счел нужным предпринять несколько длительных путешествий, чтобы углубить свои знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограж дане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание, в котором Демокрит должен был доказать правомерность своего поведения либо навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание он, доказывая пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию основные положения своей книги «Большой мирострой», которая, по мнению современников, была его лучшим произведением. Сила его убеждения была на столько велика, что сограждане поняли его правоту и посчитали, что деньги были им потрачены с пользой. Его не только оправда ли, но и вручили награду в 500 таланов (очень большая сумма денег в то время), а также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем свидетельствуют о его глубокой житейской мудрости, наблюдательности и обширных знаниях, недаром сограж дане обращались к нему за советами в сложных ситуациях.

Его эрудиция проявляется и в его сочинениях, к сожалению, дошедших до нас только в отрывках. Основу его теории составляет атомистическая концепция основы которой были разработа ны учителем Демокрита Левкиппом., Согласно этому взгляду, весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – ато мов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, так как они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому не только тело, но и душа смертна.

Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди.(мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств) При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверх ности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые но сятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяют ся (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому эта теория познания носит название «теория истечений». При сопри косновении эйдолы с атомами души происходит ощущение и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. При этом все наши ощущения (в том числе зритель ные и слуховые) связаны с контактами, так как ощущение не может происходить без непосредственного соприкасания эйдолы с атомами души. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – по нятийный, который является результатом деятельности мышле ния. Таким образом, по Демокриту, существуют две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но Путем размышления мы приходим к выводу о их существовании.

Невозможность понять до конца окружающую действитель ность, по Демокриту, относится и к законам, которые управляют миром и судьбой человека.Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по «заранее заданной причине». Он писал о том, что люди придумали идею случая, чтобы при крыть свое незнание и неумение управлять. Но на самом деле случайностей нет, все причинно обусловлено. Этот подход носит название всеобщего детерминизма] а признание необходимости всех совершающихся в мире событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека. Критики Демокрита, анализируя эти взгляды, под черкивали, что при таком понимании невозможно не только управ лять собственным поведением, но и оценивать поступки людей, так как они зависят не от их нравственных принципов, но от судьбы. Особенно, негативно оценивались эти взгляды Демо крита с точки зрения развития нравственности и формирования поведения детей, так как, если все заранее обусловлено, невоз можно влиять на поведение ребенка, невозможно направлять его психическое развитие в сторону, не предусмотренную в его судь бе, хотя сам Демокрит стремился совместить фаталистический подход к судьбе с активностью человека при выборе нравствен ных критериев поведения.

О нравственном развитии как основе всего психического развития детей говорили практически все ведущие ученые этого периода, уделяя существенное внимание правильному воспитанию, которое имело, с их точки зрения, большее значение, чем при родные качества. Такой же точки зрения придерживался и Де мократ.

Он писал о том, что моральные принципы не даются человеку от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: "хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.! Он также "писал о том, что дети, которые выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное мес то, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, ук лоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит оценивал воспитание как очень трудное дело; по этому сознательно отказался от брака и не желал иметь детей, так как считал, что от них бывает много неприятностей и при этом в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с одним другим.

Хотя Демокрит и придавал нравственному формированию большое значение, ведущую роль этического развития в общем психическом развитии человека выделил Сократ. Г лившая „цель воспитания, по Сократу, – личное самосовершенствование че ловека, в образовании которого он выделял две, ступени –изу чение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Этот подход к воспитанию вытекал из основных поло жений психологической концепции Сократа.

Сократ родился в столице Греции –Афинах. Получив обыч ное для того времени начальное образование, он стал воином, участвовал в нескольких битвах и показал себя храбрым и вы носливым солдатом. По возвращении на родину он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период наиболее распространенной философской школой была школа софистов, с представителями которой полемизиро вал Сократ.

Сократ также считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин, при этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои расхождения с боль шинством Сократ считал результатом того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых часто не заботится большинство людей. В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что «он не чтит богов и развращает юношество», и пригово рили к смерти 361 голосами из 500. Он мужественно принял приговор, выпив яд, хотя многие его ученики стремились спасти учителя, устроив ему побег из Афин. Поведение Сократа на про цессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распро странению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результа ту – воспитанию личности. О его взглядах нам известно из трех основных источников – комедий Аристофана, воспоминаний Ксе- нофонта и сочинений Платона. Все авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к ис точнику нравственности человека, а не как к источнику активности тела, как это было принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ говорил о том, что душа – это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, го воря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Одна ко для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравствен ный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчер кивая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соот ветственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности и поступает соответ ственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучать детей добру, показывать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.

Ознавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Поэтому так важно раннее обучение детей, особенно таким знаниям, как добро и зло. Проанализиро вав развитие психики детей, формирование у них знаний об ок ружающем мире и о себе, Сократ пришел к выводу о том, что в основе этого процесса лежит развитие того, что заложено в душе ребенка. То есть он доказал, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание врожденных способностей.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем размышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому,[Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в сло вах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествив ший мышление и внутреннюю речь.

Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ре бенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно толь ко развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь по могает ему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной поры дремало в душе ребенка, необходимо сделать осознанным, а потому ак тивно и сознательно управляющим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения Таким внешним побуждением может стать восприятие ка кой-то вещи, а может и обучение. Поэтому Сократ одним из пер вых психологов поднял вопрос о необходимости разработки мето да, при помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод осно вывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом метод «наводящих размышлений», при по мощи которых детей подводили к определенному знанию.

Сократ никогда не предъявлял знание собеседнику в конеч ной форме, считая, как уже говорилось выше, что готовое знание невозможно сделать достоянием сознания другого человека и что самое главное – привести его к самостоятельному открытию истины.1 Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопро сы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показы вал, что неправильное допущение приводит к противоречиям и, следовательно, к необходимости выдвинуть другую гипотезу, при водящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Со крат своих собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсо лютное находится в уме и только из него должно выводиться. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, так как перед учеником ставили опреде ленную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающих выстроить ал горитм решения данной проблемы.

Таким образом, уже первые исследования психического раз вития приводили мыслителей Древней Греции к идее о необходи мости применения полученных знаний о законах психической жизни к процессу обучения и воспитания детей. Необходимо от метить, что в основе греческой, а позднее и римской систем вос питания лежало понятие «калокагатии» (совокупности добродетелей), т.е. гармонического развития тела и души. Калокагатия понималась и как «красота», причем имелась в виду и красота тела, и красота речи, и определенная самостоятельность в прояв лении мысли. Так, Сократ подчеркивал, что он не дает готовые знания своим ученикам, но помогает им самим прийти к правильной идее, является, как он говорил, «акушером мысли».

Формируя у учеников основы нравственного поведения, от вечающего основным законам калокагатии, особое внимание об ращали на произвольность, на умение детей самостоятельно действовать, а не послушно следовать за волей взрослых Поэто му [большое значение придавалось развитию у детей способности к самоанализу, их с раннего возраста приучали осознавать и различать свои состояния и желания.

При этом в основе правильного, желательного поведения ле жало умение детей не только понимать свой внутренний мир, свое состояние, но и владеть, управлять своими желаниями. Ре бят приучали подчинять воле такие сильные желания, как голод, жажда, половое возбуждение А в Спарте, воспитание в которой отличалось особой строгостью, подростки проходили особый об ряд – «сечение» Он совершался в конце первого периода обще ственного воспитания (в 14 лет) и назывался агон Обряд пуб личного сечания у алтаря Артемиды был своеобразным состяза нием в терпении и выносливости, которые считались одними из важнейших добродетелей спартанского общества. В некоторой степени этот обряд можно считать своеобразной заменой обряда инициации, свойственного традиционным обществам Прошедших это испытание считали настоящими мужчинами, хотя реальные права взрослого они получали спустя значительное время.

В развитии произвольности большое внимание уделялось физи ческим упражнениям, гимнастике, которая была обязательным пред метом во всех школах ( Их целью было приучить ребенка владеть своим телом, развить у него произвольность движения, следствием которой является, по мнению ученых, моральная произвольность, умение самостоятельно решать нравственные проблемы.

На факторы, обеспечивающие гармоническое развитие детей, прежде всего развитие их интеллекта и нравственности, большое внимание обращали и такие выдающиеся психологи, как Платон и Аристотель

Платон родился в знатной афинской семье, его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили осно ванием для большого числа легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение, делая его сыном Аполлона Его настоящее имя было Аристокл, но еще в юности он получил новое имя – Платон (широкоплечий) j Оно было ему дано в связи с его фигурой, получившей определенные очертания благодаря занятиям гимнастикой, которой он увлекал ся в ранние годы Платон обладал несомненным поэтическим даром, его философские произведения написаны хорошим лите ратурным языком, в них много художественных описаний, мета фор. Однако увлечение философией, идеями его учителя Сократа отдалили Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность философии и своему наставнику Платон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Пла тон покинул Афины, дав клятву никогда больше не вступать в этот город, который осудил на смерть выдающегося ученого.

Его путешествия длились около 10 лет. Сицилийский тиран Дионисий, который вначале призвал Платона помочь ему в строи тельстве идеального государства, разочаровался в знаниях и в самом философе, испугался его растущей популярности и прика зал своим придворным изгнать Платона с острова и продать в рабство. Его друзья, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже выкуплен. Тогда собранные деньги были вручены Платону, и он купил учас ток земли на северо-западной окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией. В преклонные годы он сде лал вторую попытку участия в государственных делах, попытав шись создать идеальное государство уже совместно с сыном Дио нисия, Дионисием-младшим, однако и эта попытка была обрече на на неудачу. Разочарование в окружающем обществе омрачи ло последние годы жизни Платона, хотя Ьн был окружен много численными учениками и последователями, среди которых был выдающийся ученый Аристотель.

При построении своей теории Платон опирался не только на идеи Сократа, но и на математику, которую он считал основой всех наук. Над воротами Академии Платона было написано: «Не знающий геометрии да не войдет сюда». Исследуя психическое развитие, Платон пришел к выводу, что существует идеальный мир, в котором расположены души, или идеи вещей, т.е. те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных пред метов. Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться к сходству, соответствовать им. Та ким образом, душа является не только идеей, но и целью реаль ной вещи.

Так как понятие неизменно, идея, или, душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна* Не менее важной для Платона была и связь души с этикой, так как он считал, что душа человека является хранительницей его нравственности. Пла тон полагал, что душаостоитз трех частей – вожделеющей, страстной и разумной. Он ввел этический критерий: делил душу на части, так как вожделеющая и страстная души должны подчи няться разумной, которая одна может сделать поведение нрав ственным JB своих диалогах Платон уподоблял душу колеснице, запряженной двумя конями, верный конь (вожделеющая душа) не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый *конь, благородный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души он отож дествлял с возницей, который ищет правильный путь и направля ет по нему колесницу, управляя движением коней. При описа нии души Платон придерживался четких, черно-белых критериев, доказывал, что есть плохие и хорошие части души, причем разумную часть он относил однозначно к хорошей, в то время как вожделеющую и страстную – к плохим, более низким час тям. Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтую щих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души, "которые не всегда возможно примирить при помощи разума Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощу щении, памяти и мышлении, причем он стал первым ученым, заговорившим о памяти как о самостоятельном психическом про цессе. Он дал ей определение – «отпечаток перстня на воске» – и считает ее одним из основных этапбб "впроцессе познания окружающего Начиная с этого времени развитие памяти стано вится одним из важнейших моментов в процессе обучения как в греческих, так и впоследствии в римских школах. Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у Платона, как и у Сократа, ассоциировался с припоминанием; таким образом, память представляется хранилищем всех знаний, как осознавае мых, так и не осознанных в данный момент. Идея Платона о знании как припоминании давала возможность соотнести взаимо отношения чувственного и рационального в душе человека. Это положение Платон наиболее полно развернул в диалоге «Менон», в котором, показав, как знание математики актуализируется в душе мальчика-раба, доказывал, что это знание всегда в нем было, но только под влиянием беседы актуализировалось в осоз нанное понятие.

Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон развил идеи Сократа, доказав, что мышление есть диалог души с собой, т.е. по сути мышление он отождествлял с внутренней речью Соединив эти психические процессы между собой, Платон фактически впервые поставил воп рос о сходстве и различии процессов, их развитии и их генетичес ких корнях. Именно эти вопросы со временем стали центральны ми для детской психологии, обогатились новыми аспектами на протяжении веков, особенно с начала экспериментального изу чения мышления и речи в XX в.

Не меньшее значение для детской психологии имел и тот факт, что в основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний путем образования понятий. Проанализировав процесс актуализации знаний, Платон впервые пришел к иссле дованию генезиса понятий, попытался установить основные этапы их формирования. С этого времени в психологии исследовалось главным образом развитие вербального мышления, которое до начала XX в. считалось основным видом мышления. Тогда же появилось положение о том, что именно понятия являются главным продуктом мышленияЛТак, Платон писал, что «истинность мышления есть только там, где есть понятие, как его принцип и начало познания». Поэтому исследование мышления, этапов его развития, так же как изучение способов развития и коррекции мышления, вращалось вокруг этапов формирования понятий. Отго лоски этого подхода видны и в исследованиях Выготского и Пиа же, которые важнейшее место в своих теориях отводили изуче нию продуктов и процесса формирования понятий.

В то же время Платон доказывал, что развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний о пред метах. Описывая процесс познания, Платон приводил в пример людей, замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение об этом мире. Так и человек по одним копиям предме тов хочет понять их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Однако такая возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на «инсайт», который позднее описала гештальтпсихология. Тем не менее, не смотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с «инсайтом», они совершенно различны по содержанию, так как озарение Платона не связано с открытием нового, но лишь с осоз нанием старого, того, что уже хранилось в душе. Так как душа постоянна и человек не может ее изменить, содержание тех зна ний, которые хранятся в душе, тоже неизменно и открытия, совер шаемые человеком, по сути не являются открытиями чего-то ново го, а представляют собой лишь осознание того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. Таким образом, про цесс формирования любого нового знания Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным когнитивным процессом, по сути сводилось Пла тоном к мышлению репродуктивному, а не творческому.

Говоря о психическом развитии детей, Платон подчеркивал, что обучение учит их не только правильно мыслить, но и совер шать правильные поступки, так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека. С этой целью он счи тал необходимым уже в детском возрасте прививать привычку действовать под влиянием разума, а не чувств. Платон писал о том, что в практической деятельности человек"а*успех его поступ ков всецело зависит от сознания того, что это за поступок, каков его смысл, без этого невозможно ни жить, ни действовать. Именно поэтому, как уже упоминалось выше, такое внимание настав ники уделяли развитию произвольности поведения детей и уме нию осознавать свои состояния и причину своих поступков. Зна ние также гарантирует от ошибок, заблуждений, связанных с «неразличением» хорошего и плохого, так как только тот, кто приобрел знание, осуществляемое в понятиях, гарантирован от того, чтобы вещи, различные по существу, в силу их случайных свойств и второстепенных сходств считать тождественными. Особен но важным это правило считалось при формировании поведения детей, так как необходимость сознательного выполнения обще ственных норм и правил поведения представлялась одним из важных критериев уровня их социализированности.

Не менее важным для Платона был и вопрос об исследова нии индивидуальных склонностей и способностей детей, особен но с точки зрения их профессиональной пригодности и будущего социального статуса. Требования к профессиональной идентификации, так же как и к формированию понятийного мышления и произвольной и сознательной регуляции поведения, являлись од ним из главных положений теории коллективного воспитания Платона, основы которой он подробно изложил в своем диалоге «О государстве»._ Он писал о необходимости профессионального отбора и тестирования детей, поскольку уже в детстве можно оценить не только интеллектуальный уровень, но и склонности ребенка, и воспитывать его согласно его будущему предназначе нию. Для этого необходимо изучать особенности души каждого ребенка, выявляя качества, присущие мудрецу, воину или ремес леннику. Кроме наблюдения за поведением и склонностями де тей в процессе обучения, при такой диагностике Платон считал необходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей, которые должны осознавать свои склон ности и способности.,Адекватная самооценка своих способностей к определенному виду деятельности, по мнению Платона, – одно из важнейших качеств взрослого разумного человека. Но при учать к осознанию себя и формировать адекватную самооценку важно уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание раз личных видов деятельности, которые необходимы для выполнения обязанностей, связанных с определенной профессией, и по могая им осознать наличие у них этих способностей.

Идеи Платона о психике, ее функциях и этапах развития были переосмыслены в концепции Аристотеля.

Известный греческий ученый Аристотель был одним из самых выдающихся ученых Греции. Он заложил основы многих наук, оставив заметный след и в развитии возрастной психоло гии. Аристотель родился в Македонии, на севере Греции, в семье известного врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Его семья была семьей потомственных медиков, 1 а потому и Аристотель с детства предназначался для этой профессии. Однако, полу чив медицинское образование, он отправился в Афины изучать философию, поступив для этого в школу Платона. Вернувшись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа, Александра, будущего известного полководца Александра Македонского. Уроки Аристотеля его ученик всегда вспоминал с благодарностью, при сылая ему из всех походов редкие манускрипты, книги, гербарии. I После того как Александр вырос, Аристотель возвратился в Афины и открыл там свою школу, которая получила название Лицей. Собственную концепцию, в отличие от своего учителя Платона, он основывал не столько на математике, сколько на естественно научных данных, а потому она впервые стала теорией развития в полном смысле этого слова.

Говоря о том, что душа есть форма осуществления способного к жизни тела, Аристотель подчеркивал, что тело от души отде лить нельзя.,. Тем самым отвергались различные версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом и т.п. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уро вень этих отношений представлен в процессах питания («расти тельная душа») как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ.

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развитияГрастительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Рассматривая способности души, Аристотель акцентировал внимание на чувственных впечатлениях, т.е. на способности ощущать, которую он трактовал как особое уподоб ление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь в отличие от питания, усваивается не материал, а форма объекта. Рассмат ривая генезис мышления, Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела и не смешиваемое с ним. Иерархия уровней познавательной Деятельности завершалась «верховным разумом» (Нусом), который не смешивается ни с чем телесным и внешним.

Он говорил о том, что анализ внешних впечатлений, данных в ощущениях, может привести к абсолютно новому знанию, ана логов которому нет ни в душе человека, ни во всеобщем разуме – Нусе, являющемся хранилищем всех знаний в разумной части души. После смерти человека разумная часть его души не умирает, но соединяется с Нусом, пополняя его содержание. Разумная часть души, получаемая каждым ребенком при рождении, хра нит в себе те знания, которые имелись во всеобщем разуме на момент его рождения. Однако содержание Нуса не является веч ным и неизменным, как содержание души у Платона, так как открытия, совершенные отдельными людьми, входят во всеобщий разум, обогащая его, а потому каждое новое поколение людей получает новое, обогащенное содержание души. Поэтому интуи тивное мышление, как и у Платона, у Аристотеля сводится к актуализации тех знаний, которые уже имеются в разумной час ти души, а творческое мышление основывается на собственном опыте, переработанном человеком.

Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей, подобно тому, как «воск принимает от тиск печати без железа и золота». В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этим центром познаются общие для всех ощу щений качества – движение, величина, фигура и т.п. Благодаря ему становится возможным также различение субъектом модаль ностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.).

Внешние впечатления организм запечатлевает в виде обра зов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии назвали ассоциативной пси хологией.

Данные, полученные при исследовании психического развития, Аристотель использовал и для разработки методов воспита ния и обучения детей. Он считал, что ассоциации связаны с чув ствами удовольствия и неудовольствия, а потому их можно ис пользовать при формировании социально одобряемых форм по ведения. Особое внимание он обращал на развитие интеллекта, подчеркивая, что в этом процессе значительную роль играет не только мышление, но и другие психические процессы, прежде всего восприятие. Поэтому ученый критиковал преимущественно вербальный способ обучения, практиковавшийся в школах Древней Греции (беседы, чтение и заучивание текстов), и доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формули ровать понятия.

Важнейшим нововведением Аристотеля было понятие о функ циях души. Он предположил, что душа обладает частями, лока лизованными в разных органах. Аристотель придерживался системного подхода, так как рассматривал живое тело и его фун кции как целесообразно действующую систему. Важным вкла дом в науку стало также утверждение идей развития, так как он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Он соотносил развитие отдель ного организма с развитием всего животного мира. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из мла денца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биогенетическим законом.

К важным частям психологической системы Аристотеля от носится проведенное им разграничение теоретического и практи ческого разума. Принципом такого разграничения послужило раз личие между функциями мышления. Если результатом теоре тического мышления является накопление знаний, то практичес кое мышление направлено на руководство поведением. Изучая развитие теоретического мышления, Аристотель исследовал ге незис образования понятий у детейГОн утверждал, что у них сначала формируются общие понятия, а только затем единичные, например дети сначала говорят «отец» или «мать», подразумевая всех мужчин и женщин, а впоследствии дифференцируют эти понятия.

При этом он подчеркивал, что знание как таковое не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, потенциально наделяющей индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Нравственное поведение формируется в реальных поступках, придаю щих человеку определенную чеканку. Поэтому так важно с ран него детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивиду альный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей ребенка, а не толь ко его предназначения к той или иной общественной роли, как считал Платон.

Аристотель считал, что поступок всегда сопряжен с аффек том, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффек тивная реакция на нее. Когда она является избыточной либо не достаточной, люди поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой поступка, Аристотель писал: «Всякий в состоя нии гневаться, и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует». Например, если аф фект (эмоциональное состояние) и действие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью, если не адек ватны (дурные, порочные), то либо расточительством, либо ску постью. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным тру дом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатыва ет благодаря собственным поступкам.

Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспи тания и необходимости соотнесения педагогических методов с уров нем психического развития ребенка. В качестве основы он предло жил периодизацию, основой которой явилась выделенная им струк тура души. Он разделил детство на три периода: до -7 лет от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания, соответству ющая основным закономерностям данного возрастного периода. Таким образом, можно сказать, что он разработал первую в исто рии науки педагогическую периодизацию. Например, говоря о дош кольном возрасте, Аристотель подчеркивал, что в этот период важ нейшее место занимает формирование растительной души, поэто му для маленьких детей большое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. В то же время для школьников необхо димо развивать и другие свойства души, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления, причем нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

Разница в понимании психики, ее функций и структуры при водила Платона и Аристотеля и к разнице во взглядах на психи ческое развитие и воспитание детей.

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравствен но только абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целя ми, уже являются проступком. В то же время Аристотель, ив этом его колоссальная заслуга именно для формирования основ морального развития детей, подчеркивал значение самого стрем ления к нравственному поведению. Таким образом, он не пере черкивал, а поощрял попытки, пусть и неудачные, ребенка «быть хорошим», давал ему дополнительную мотивацию к подобным поступкам.

Большое значение в нравственном, этическом развитии Аристотель придавал упражнению, привычке. При этом не менее важным является, и учет природных данных детей, их наклонностей. Добродетели не даются нам от природы и не возникают помимо природы, но мы от природы имеем возможность приобрести их, путем же привычек приобретаем их в совершенстве. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в дейст вительность. Такое внимание к привычкам, формирующимся в первые годы жизни, было связано и с тем, что Аристотель, в отличие от Платона, считал привычное поведение таким же во левым, как и сознательно регулируемое, мотивируя подобный подход тем, что привычки, так же как и образцы для подражания, человек сознательно выбирает и потому может отвечать за свое Поведение.

Позиции Платона и Аристотеля не совпадали и по вопросу о роли эмоций в этическом развитии и о месте искусства в учеб ных заведениях.

Платон считал, что в идеальном государстве дети должны воспитываться в общественных учебных заведениях, а не родителями, которые развивают не столько разум, сколько чувства и тем самым портят детей. Аристотель также отмечал необходи мость раннего образования детей, ориентированного на их ра зум, а не на чувства, однако считал, что общественное воспита ние не может в полной мере заменить семейное и должно соче таться с ним.

Огромную роль в этическом развитии человека, с точки зрения Аристотеля, играло и искусство, в то время как Платон, хотя и признавал влияние искусства на эмоциональную сферу чело века, фактически исключал его почти полностью из жизни идеаль ного государства. Он даже считал необходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают матери и няни малень ким детям, чтобы неудачными примерами они не портили де тей. Точно так же он отвергал театр, за исключением несколь ких высоко моральных эпических произведений, но ни в коем случае не комедий. Вслед за театральными масками им были отвергнуты и музыкальные инструменты, за исключением лиры и кифары для города и пастушьей свирели для деревни. При этом он исходил из того, что только небольшой круг музыкаль ных произведений пригоден для воспитания юношества и спо собен сформировать социально значимые и одобряемые идеалы. Так, положительную роль играла та музыка, которая придавала словам дополнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой, так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, что бы они становились более кроткими, чинными и уравнове шенными.

Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств у детей, подчеркивая не обходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с ок ружающим. Большое значение он придавал и аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми невозможна. Поэтому он и говорил о роли искусства, прежде всего искусства драматического, которое, вызывая соответствую щие аффекты у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей и взрослых культуре чувств.

Аристотель доказывал, что эмоциональное подкрепление по могает ребенку различать хорошее и плохое, оно является пер вым этапом в формировании понятий добра и зла, которые уже безэмоциональны. Таким образом, чувства и произведе ния искусства, которые их вызывают, по мнению Аристотеля, служат как бы ступеньками в процессе познания, дают воз можность перейти от частного к общему, формируя основу чис того разума. Именно благодаря познавательной составляющей, имеющейся в каждой эмоции, человек и получает удовольст вие от произведений искусства, от созерцания картин и скульп тур, от спектаклей и стихов. При этом не надо бояться показы вать и дурные образцы, считал ученый, так как ребенок дол жен знать и о них, и лучше пережить их в воображении, чем стремиться к ним в реальной жизни, как часто бывает при сокрытии дурного от детей. Поэтому в отличие от Платона, который считал необходимым жестко регламентировать чтение и прослушивание музыки, Аристотель признавал полез ность разнообразных жанров, а не только маршей или гимнов, воодушевляющих людей на работу.

Он также говорил о необходимости совершенствования тех нической стороны искусства, важности обучения с ранних лет живописи и музыке, так как считал, что в произведениях важна не только содержательная сторона, но и 4 способ их выполнения. Именно техническая сторона связана с эмоциями, подчеркивал он, а потому совершенное произведение легче воспринимается и глубже проникает в душу человека.

Поэтому, особенно если мы хотим, чтобы дети лучше поняли определенное понятие, надо его подавать в совершенном виде, в виде, например, хорошо написанной и сыгранной пьесы, после которой появляется желание быть такими же нравственными и добрыми, как ее герои, либо возникает негодование на них и стремление не быть на них похожими. Искусство особенно важ но для воспитания нравственности, так как понятия о добре и зле, будучи абстрактными и чисто разумными, могут не вызвать в ребенке желания следовать этим нормам, но, получив опреде ленную, положительную или отрицательную, окраску, вызовут желание вести себя соответствующим образом.

Разным у этих ученых было и понимание творчества и его роли в психическом развитии. Платон рассматривал творчество как собственную активность души, проявляемую ею при актуа лизации дремавших в ней знаний, т.е. процесс осознания тех смутных знаний, которые уже существовали в душе. Однако в основе такого процесса лежит не творческое, а репродуктивное воображение, так как при этом душа не изобретает ничего ново го, а только вспоминает, репродуцирует те знания и те связи между отдельными понятиями, которые уже существовали, хотя и не были никем осознанны. Именно такой подход к творчеству отображен в следующих строках: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землею, незримые оку». При таком понимании личность творца не явля ется значимой, так как художник лишь транслирует то, что в нем было заложено, причем транслирует не только содержание, но и форму, в которой оно задано. Поэтому-то, считал Платон, и не надо учить детей технической, инструментальной стороне искусств, не надо стремиться к индивидуализации их личности, так как она все равно не накладывает отпечаток ни на форму, ни на содержание художественных произведений, созданных автором, и осознанная мысль сама примет нужную форму, отольется в нужных словах, если художник правильно осознает то, что уже носилось в смутных образах в его душе.

Аристотель же подчеркивал новаторский и авторский харак тер научного и художественного творчества. Развитие нового знания основывается на собственной активности человека, а по тому так важно уже с раннего возраста обучать детей творчест ву, умению наблюдать и понимать людей, их переживания. До казывая, что отпечаток личности творца лежит на его произведениях, Аристотель не только приводил примеры того, как раз ные художники по-разному трактуют одни и те же сюжеты, но и доказывал необходимость развития самостоятельности, актив ности и индивидуальности при воспитании детей, так как в противном случае из них никогда не выйдут выдающиеся ученые и художники.

Он также, в отличие от Платона, говорил о необходимости развивать знания о ремесле, навыки к определенной творческой деятельности с детства (например, учить рисовать, лепить), так как дети наиболее восприимчивы к обучению и чем раньше их начинают учить, тем искусней они становятся.

На основе теоретических положений психологических кон цепций выдающихся ученых в Древней Греции разрабатыва лись основные технологии обучения и воспитания детей. В школах детей не заставляли зубрить материал, хотя и обращали большое внимание на развитие памяти как основы накоп ления знаний. Главное внимание, как и советовал Сократ, уде лялось непосредственному контакту между учителями и учениками, поэтому уроки фактически представляли собой бесе ды и рассуждения, обмен мнениями между ними. Среди произведений, которые читали ученики и знакомство с которыми считалось обязательным для каждого образованного человека, преимущество отдавалось басням Эзопа. Так, один из героев пьесы Аристофана «Птицы», желая обидеть своего собеседни ка, говорит: «Невежествен ты, не читал сочинений Эзопа». Знания подавались в строгой, отчеканенной словесной форме, так что дети полностью верили в могущество слова, в возмож ность при его помощи справляться со всеми препятствиями в жизни.

Это было связано не только с преимущественно вербальным способом преподавания, но и с особым отношением к слову, которое было характерно для ученых Древней Греции. Еще Сократ писал о том, что знания зафиксированы в словах (общих поняти ях) и таким образом передаются от поколения к поколению. Еще большее значение придавал слову Платон, который отождеств лял общие понятия с идеей, или душой, вещи. Он также заложил основы такого подхода к пониманию способностей, при котором главными из них являлись способности к мышлению и ораторс кому искусству.

Однако наибольшее значение слову придавалось в школе стоиков. Они отождествляли слово с законом, которому подчиняется и природа, и человек, и космос. Сравнивая слово с «ог ненным пламенем», которое единственно и может успокоить че ловека в его житейских невзгодах, стоики считали, что оно существует независимо от реального предмета и представляет со бой не только его название, но и суть. О таком отношении пи сал Гумилев: «В оный день, когда над миром новым Бог скло нял лицо свое, тогда солнце останавливали словом, словом раз рушали города». Поэтому, несмотря на попытки Аристотеля вве сти новые формы обучения, его преимущественно вербальный характер оставался неизменным не только в Древней Греции, но и в Риме.

Вкус к хорошей форме, который с детства прививали детям, позволял слову, поданному в хорошей, поэтической форме, при обретать как бы дополнительные значение и силу. Так, форму торжественного гекзаметра нередко использовали для юридических постановлений, моральных поучений, философских произведений. Такую же роль играла музыка, которая придавала словам дополнительный лад, новое значение.

Таким образом, в работах ученых того времени впервые были сформулированы многие проблемы психического развития де тей, прежде всего вопросы, связанные с развитием интеллекта, творческой деятельности! а также с изучением роли индивиду альных качеств и способностей в становлении поведения, форми ровании активной, но социально адаптированной личности ре бенка. Так, в этот период в возрастной психологии исследовались проблемы генезиса понятий, условий, способствующих правиль ной социализации детей, факторов, влияющих на психическое развитие. Тогда же впервые появилась и идея о гармоническом развитии человека, которое понималось как развитие знаний, твор ческих способностей, укрепление тела.

Комментарии (1)
Обратно в раздел психология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.