Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

АКИК - СЕРДОЛИК

Его окраска — переходящая: начиная от почти белого цвета, она
переходит в желтый, красный и почти черный. Копи его — в Синде и
Йемене, в двух селениях Мукри и Наам и их окрестностях. Наср
добавляет к ним Кусас, известный под именем Сахра. А в книге о камнях
говорится, что сердолик привозят из стран Магриба и Румййи. Ал-Киндй
говорит: что касается индийского сердолика, то его привозят из области
Барус,2 откуда происходит и барусийский тростник, из которого
изготовляются стрелы (банадик), называемые [также] джулахик. Я же
полагаю относительно имени этой местности, что это — Бахрудж, который
расположен между устьем реки Михран 3 и заливом Сарандйба в земле
пиратов (баваридж), на побережье.
Говорит он (ал-Киндй): собираемый камень помещают в печи,
переслаивая его кизяком, и накаливают его до известной им (ювелирам)
степени, затем дают ему остыть и после этого извлекают. А в Йемене делают
то же, употребляя помет верблюдов, после нагревания его на жгучем
солнце.4 От огня кусок сердолика несколько уменьшается, но качество
оставшегося повышается. Если его снова помещают в огонь, то он
портится и становится похожим на перегорелую кость. И пользуясь этим,
на камнях для перстней, [выточенных] из сердолика, пишут, что пожелают,
посредством раствора поташа и нашатыря:; затем камень приближают
к огню, и написанное становится белым.5
Сердолик находят на блестящем камне, подобном хрусталю, с черными
и белыми полосами, называемом гасим.6
После того как сердолик извлекут из печи, его кладут на [ребро]
горячей железной полосы, прочно закрепленной в земле, и затем осторожно
бьют по нему, отбивая куски по желанию.

Копей его нет нигде, кроме Йемена и Индии. Тот сердолик, что
известен под именем румй (византийский), назван так потому, что они
(византийцы) его особенно ценят, а не потому, что в Руме имеются его рудники,—
подобно тому, как говорят: товар такой-то, [ибо] его врата — такая-то
страна.
Рис. 2. Сердолик с белыми надписями.
Говорит Наср: особенность йеменского [сердолика] — его блестящий
желтовато-золотистый цвет при равномерной окраске и чистоте; он
называется золотистым и наиболее известен повсеместно. А тот из его [видов],
у которого желтизна переходит в легкую красноту и который [обладает]
блеском и влажностью, называется (румй) из-за любви византийцев к нему.
Тот же, в котором красный цвет преобладает над желтым, называется
красным сердоликом; он более тверд по своей природе и выше по
стоимости; цена [изготовленного] из него камня для перстня доходит до трех

динаров и больше. В Ираке из различных его цветов 7 особенно любят
абрикосовый (мишмишй) и цвета свежих фиников (рутабй), а в
Хорасане — цвета сухих фиников (тамрй) и цвета печени (кабадй). Его вес
по отношению к оси сравнения — синему яхонту — [равен] 64 и 34
и У4.8
Говорят, что находят целые" куски весом в двадцать ратлей каждый.
Один человек рассказывал: он видел у одного из знатных лиц Йемена
кусок такой длины и ширины, что он, судя по описанию, должен был бы
весить в два раза больше.
Вообще у сердолика ценятся те сорта, которые свободны от пороков,
не имеют жилок, мути, черноты, белизны, пестроты, и в которых
отдельные части не отличаются друг от друга по цвету и чистоте.
Говорят, что лучший из йеменских сердоликов — тот, в котором
красный цвет наиболее сильный, а на поверхности его видно нечто вроде
линий. Говорит Наср: в сердоликовых копях Индии находят сардоникс
(гакйк-халандж),9 в котором [видны] белые и черные слои, и называется
он джаз'бакаранй, и цена его ниже настоящего бакаранй.

РАССКАЗЫ О СЕРДОЛИКЕ

Говорят, что идол Хубал,10 который в дни невежества (до принятия
ислама) находился в Касбе, был из сердолика; правая рука у него была
отбита, и ему приделали руку из золота, но это удивительно; индийцы,
[например], не считают достойными [поклонения] тех идолов, которые
имеют какое-нибудь повреждение — поломку, вмятину и тому подобное,
и удаляют их. Как же могли жители Мекки считать для себя допустимым
поклонение идолу-калеке?
Многие питают нелюбовь к сердолику по причине его
неподатливости [при обработке].
Говорят, что встречающиеся в предании слова: «Прикладывайте
сердоликовые печати (тахтиму би-л-сакйк)>>, — являются ошибкой
передатчиков; [на самом деле] он (пророк) приказал расположиться лагерем (та-
хаййум) в Сердоликовой долине (Вадй -ал-сАкйк).
Это — обычная [ошибка] у подобных [передатчиков],11 как
например, [было с] известными словами об обмывании нарывов (хаса ал-джи-
мар) посланником Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует.
И вот, один из передатчиков хадйсов, плохо знающий язык, разъяснил
эти слова так, что, якобы, здесь говорится», что пророк — да
благословит его Аллах и да приветствует — обмывал гениталии ослов (хуса ал-
химар). Тогда его слушатель спросил о причине этого, и он ответил:
«Из смирения, о сын мой». И он как будто бы сравнил его (пророка) при
этом в смирении с Христом — мир над ним, — который обмывал ноги
апостолов.
И Аллах — податель успехов.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.