Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (3)

Садохин А. Концепции современного естествознания

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 12 Человек как предмет естествознания

12.1. Концепции происхождения человека

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественно-научных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и со-циогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

  1. креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

  2. биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

  3. трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

  4. мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

  5. космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

308

Креационистская концепция

Первоначальные представления о происхождении человека в результате сотворения Богом или Мировым Разумом нашли свое отражение в древних мифах. Позже появились различные версии религиозного характера. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (им обычно является какое-то животное или реже — растение либо неодушевленный предмет) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи.

В языческих религиях, которые основаны на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам и т.д.).

В монотеистических религиях, таких, как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека.

Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на шестой день творения Бог сотворил человека по своему образу и подобию, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Коран повествует о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости, после этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Независимо от конкретной версии (христианство, иудаизм, ислам и др.) сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные процессы, сопровождавшие и составляющие божественный акт творения, — тайна. Подобные утверждения могут являться лишь предметом веры, но не научного доказательства.

309

Креационизм как концепция антропогенеза оставлял нерешенным множество вопросов. Некоторые ставшие известными факты не укладывались в религиозную картину мира, в частности обнаружение останков существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми. Кроме того, были найдены древнейшие каменные орудия труда, изготовленные тогда, когда с точки зрения священных книг человека еще не было, так что оказалось неясно, кто их создал. И, наконец, создание теории эволюции поставило вопрос о правомерности утверждения о том, что человек не должен подчиняться общим закономерностям развития живой природы.

Поэтому с момента возникновения науки ученые и философы начали искать иные объяснения происхождению человека. И далеко не все из них согласны с эволюционной теорией. Так, Аристотель говорил о целевых причинах, заложенных во все предметы и явления мира, в том числе и в живые организмы. Наличие таких изначально заложенных целей заставляет их развиваться и усложняться. В ходе этого процесса и появился человек.

В Новое время появилась идея о Мировом Разуме, вызвавшем появление человека. В наши дни такая точка зрения получила некоторые основания для своего существования. Ученый Ж. Моно подсчитал, что появление генома человека, сложность которого оценивается числом 101000, требовало бы в эволюции живого случайного перебора вариантов, равного 10900 на одну особь. Такие числа просто не реальны, поэтому Моно заявил об уникальности как жизни, так и человека, об их возникновении вопреки ходу природы. Концепция номогенеза, о которой мы говорили выше, тоже подчеркивает целенаправленность как изначальное свойство жизни. Берг, автор концепции номогенеза, считал, что появление человека было предопределено этой целесообразностью. Поэтому довольно большая часть людей в мире продолжает придерживаться креационистской точки зрения на происхождение человека, хотя как научная концепция она сегодня не пользуется популярностью.

Космическая концепция

На основе анализа исторических документов и изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеови-ит). Сторонники космической концепции исходят из того, что появление человека на Земле — результат вмешательства инопланетян. Это могло быть или осуществлением заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах, или результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян,

310

заставившей их остаться на Земле, и их последующего одичания. Предполагается, что «космические пришельцы» способствовали созданию как мужской, так и женской особей и тем самым дали толчок становлению и развитию человечества.

По степени доказательности данная точка зрения ближе всего стоит к концепции креационизма. Возникла она в 60-е гг. XX в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Наиболее подробно космическая концепция была изложена Э. фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем». По его мнению, несколько миллионов лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководствуясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав таким образом появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.

Эти идеи пользуются большой популярностью у авторов научно-фантастического жанра. Но, к сожалению, аргументы, используемые для доказательства космической концепции, очень зыбки и легко опровергаемы, поэтому серьезных доказательств в пользу данной концепции нет.

Биологическая концепция

Предпосылки к формированию биологической концепции появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступными для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с XV в., европейцы узнали о существовании множества разных стран и народов, совсем не похожих на них, имевших совершенно другие традиции и обычаи. Многие из этих народов находились на уровне каменного века. Вначале господствовало убеждение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог.

Но с начала XIX в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась в представление о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма — теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же были высказаны предположения о том, что разные народы движутся по ступеням общественного развития с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, у всех один. Так в науке была сформулирована принципиальная возмож-

311

ность изучения древней истории современных народов через исследование сохранившихся бесписьменных народов.

Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека как закономерном результате эволюции животного мира Земли. Подтверждениями длительного эволюционного развития человека, свидетельством того, что он далеко не всегда был цивилизованным, стали находки каменных орудий труда, созданных первобытными людьми. Впервые эти идеи были высказаны К. Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во второй половине XVIII в. естествоиспытатели Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, прежде всего высших обезьян, заложив таким образом основы научной приматологии. Это позволило поставить на новый, более высокий уровень вопрос о границах между человеком и высшими приматами.

В первой половине XIX в. ученые накопили материал, достаточный для разработки научной теории антропосоциогенеза. Среди сделанных открытий особое место занимают исследования французского археолога Буше де Перта, который собрал множество каменных орудий труда, принадлежавших первобытному человеку. Его открытия отодвинули время появления человека с библейских шести тысяч лет далеко в прошлое. Несмотря на развернутую консервативными кругами обструкцию этих открытий, в середине XIX в. они были признаны, а археологи стали использовать термины «палеолит» и «неолит».

К этому времени в науке сложились теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. В частности, этому способствовало проникновение идей эволюционизма в биологию. Но, признавая эволюцию органического мира, даже самые смелые естествоиспытатели не решались поставить человека в один ряд с животными и растениями. Так, Ламарк, автор первой эволюционной концепции, опубликованной в 1809 г., высказал предположение о возможном происхождении человека от шимпанзе, но не счел возможным развить его дальше. Он предпочел ограничиться замечанием, что человек происходит не только от животных.

Семиальная концепция антропогенеза. Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

  • человек произошел от животных предков;

  • человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

312

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо. С этого момента место божественного творения в науке заняла эволюция живой природы, протекающая на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование.

Книга Дарвина вызвала широкий резонанс, на нее обрушилась критика со стороны церкви и консервативно настроенных ученых. Но его идеи проникли в науку и заняли в ней господствующее место, утвердив материалистический взгляд на проблему происхождения человека.

В последарвиновский период развития биологии его взгляды были подтверждены многочисленными открытиями, прежде всего, в области палеонтологии. Так, сам Дарвин делал выводы о родстве человека и высших обезьян только на основании косвенных выводов, исходя из сходства строения современного человека и современных антропоидов. Палеонтологам удалось найти некоторые промежуточные формы между современным человеком и обезьяноподобными предками (питекантропы, синантропы, неандертальцы и, наконец, ископаемые люди современного типа — кроманьонцы).

Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства, подтверждающие родство человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ — как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком. Первые открытия такого рода произошли в 1924 г. в Южной Африке, а затем в 1959 г. — в Восточной Африке. Современные антропоиды, к которым относятся ныне существующие человекообразные обезьяны: шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон — представляют собой боковые ветви «родственников» человека, они тоже произошли от вымерших обезьян. Из современных приматов ближе всего к человеку стоит шимпанзе.

Согласно последним палеонтологическим данным процесс формирования современного человека начался, когда от примитивной группы древних насекомоядных млекопитающих около 35 млн. лет назад обособилась группа животных, давшая впоследствии начало приматам. Из ныне живущих форм к ним наиболее близки тупайи — низшие из современных приматов. От предков современных тупай отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян — парапитеков (небольших животных, ведших

313

древесный образ жизни и питавшихся растениями и насекомыми). Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. В дальнейшем парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древнейших обезьян — дриопитекам, которые появились 17—18 млн. лет назад и вымерли около 8 млн. лет назад.

Антропологи предполагают, что популяции дриопитеков расселились по разным местам обитания: предковые формы современных человекообразных обезьян — в дождевые тропические леса, где они передвигались, главным образом, цепляясь руками за ветки и раскачиваясь, а другие — на открытые пространства, где они были вынуждены вставать на задние конечности, чтобы лучше рассмотреть местность. Со временем, попав под влияние естественного отбора, такое положение из случайного, вынужденного перешло в необходимое. За более чем 10 млн. лет обитания в тропических лесах у дриопитеков сформировались передние конечности, приспособленные к добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитием двигательных отделов, бинокулярное зрение и др.

В результате того, что 7—8 млн. лет назад климат в Южной Африке стал суше и холоднее, дриопитеки вынуждены были перейти к наземному образу жизни. В отличие от узконосых обезьян, передвигавшихся по земле на четырех конечностях, дриопитеки освоили прямохождение и дали начало австралопитекам (буквально «южным обезьянам», поскольку их останки найдены в Южной Африке).

Итак, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20 родов и 30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид. Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке, — рамапитек — жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн. лет назад. Около 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга — сивапитек. Он остался в Азии, где и сейчас живут его потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на Африканском континенте. Там же найдены останки австралопитека, возраст древнейших из них оценивается в 5,5 млн. лет. Появление австралопитека стало первой стадией эволюции человека.

Антропологи считают, что австралопитеки занимали промежуточное положение между современными человекообразными обезьянами и человеком. Их мнение основьшается на том, что общая масса австралопитека не превышала 50 кг, а средняя масса головного мозга — 500 г. Выжить в борьбе с более мощными хищниками австралопитекам помогали стадный образ жизни, использование в качестве орудий труда естественных предметов (камней, палок, кос-

314

тей), сочетание растительной пищи с животной, которая постепенно в их рационе становилась основной. Исходя из этих особенностей их жизни, австралопитеков называют обезьянолюдьми, и в качестве таковых они выделились около 5 млн. лет назад.

Около 2 млн. лет назад среди австралопитеков появился зинджантроп — человек умелый, который обладал такими признаками, как прямохождение, заметная развитость кистей рук, а также умением применять и изготавливать каменные орудия труда. У людей этого вида объем мозга достигал 650 см3. Они применяли при добывании пищи грубо обработанные камни, сооружали простейшие жилища, но еще не умели пользоваться огнем. Тем не менее эти преимущества позволяли древнейшим людям вытеснять более примитивных австралопитеков, охотиться на них и даже поедать.

Примерно 1,5 млн. лет назад на смену человеку умелому пришел человек прямоходящий (Homo erectus), который расселился довольно широко на планете. Местами его обитания стали Африка, Средиземноморье, Южная, Центральная и Юго-Восточная Азия. Масса мозга человека прямоходящего составляла примерно 750 г, что, по современным данным, является критерием отделения человекообразных обезьян от людей и появления зачатков речи.

Стадиальная концепция антропогенеза. Дальнейшее развитие человека являло собой ряд последовательно сменявших друг друга типов, отличавшихся специфичными морфологическими чертами, уровнем материальной культуры, особенностями поведения, сознания, речи и т.д. Оно описывается стадиальной концепцией.

В разработку стадиальной концепции большой вклад внесли российские антропологи, выделившие четыре стадии антропогенеза:

1) австралопитеки — предшественники человека;

2) прогрессивные австралопитеки, архантропы, среди которых
были питекантропы, синантропы и т.д. — древнейшие люди;

  1. палеоантропы (неандертальцы) — древние люди;

  2. неоантропы (кроманьонцы) — ископаемые люди современного анатомического типа.

Считается, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад. Их было несколько типов — питекантропы, синантропы, гей-дельбергский человек (названия даны по месту находок их останков). Они занимались охотой, использовали каменные ножи и жили в пещерах. Масса мозга древнейших людей составляла 800—1000 г, а рост — 170 см. Люди этого типа ходили прямо, не опираясь руками о землю. Вероятно, они умели искусственно получать огонь для приготовления пищи и обогрева.

В 1856 г. в долине реки Неандерталь (около современного Дюссельдорфа) были найдены останки людей, названных неандерталь-

315

цами. По мнению палеонтологов, люди этого типа появились около 200 тыс. лет назад и по своим физическим и умственным данным представляли весьма неоднородную группу. Они обладали зачатками членораздельной речи, имели рост от 155 до 165 см и массу мозга до 1500 г. Неандертальцы изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещерах или строили жилища. Около 40—50 тыс. лет назад от более развитых неандертальцев появился человек разумный, длительное время сосуществовавший с ними. Однако неандертальцы оказались тупиковой ветвью в эволюции человека, поскольку примерно 28 тыс. лет назад были вытеснены первыми современными людьми — кроманьонцами.

Кости ископаемых людей современного типа, названных кроманьонцами, впервые были найдены в 1868 г. в пещере Кроманьон во Франции. Их рост достигал 180 см, а объем черепа — 1590 см3. Современных людей и кроманьонцев относят к одному виду — человеку разумному. Обычно считается, что кроманьонцы жили 30—40 тыс. лет назад, но сейчас появляется все больше оснований считать, что они могли жить и на 40 тыс. лет раньше, т.е. возраст современного вида человека удваивается.

Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах. Так появились зачатки искусства (наскальные рисунки, резьба по дереву и кости) и первичные формы религии. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Трудовая концепция

Если симиальная концепция отвечает на вопрос о том, кто был предшественником человека, от кого он произошел, то на вопрос о причинах превращения обезьяноподобных предков в человека пытается дать трудовая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По словам Энгельса, труд создал человека.

Переломный момент в процессе перехода от обезьяны к человеку был связан с формированием условий, при которых человек мог начать трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга1. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, привели к его очеловечиванию.

1 В силу важности этих свойств их называют гоминидной триадой.

316

Переход к прямохождению был обусловлен сменой древесного образа жизни на наземный в связи с наступлением ледникового периода. Очевидно, что гоминидные предки человека не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты.

Поскольку перемещение на двух конечностях сложнее, чем на четырех, и требует быстрого ориентирования, координации тела и работы конечностей, это, в свою очередь, повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см3, т.е. был таким же, как у современных человекообразных обезьян, но по сложности значительно превосходил их.

Прямохождение высвобождало передние конечности и создавало предпосылки для превращения их в руку — орган трудовой деятельности. Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к возрастанию воспринимаемой зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти преимущества обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и позволили им 1,5—2 млн. лет назад широко расселиться по территории Африки, Средиземноморья и Азии.

Эволюция австралопитека протекала в сложных условиях. Спустившись на землю, они не могли быстро бегать, у них не было острых когтей и зубов, а малая плодовитость могла привести к вымиранию всего вида. Поэтому естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так, совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела и, конечно, развивались верхние конечности. Вначале рука была слабо развита и могла осуществлять лишь самые простые действия. Постепенно в ходе естественного отбора древнейший человек с помощью рук научился использовать камни и дубины, а также кости и зубы убитых животных для защиты и нападения, выкапывания корней и клубней, сдирания шкур со своей добычи и т.д.

Поначалу наши предки применяли названные предметы в качестве орудий труда и оружия необработанными. Но при многократном использовании на камнях и костях могли образоваться сколы, оставляя режущую поверхность, после чего их можно было использовать более эффективно. Поэтому австралопитеки начали обрабатывать орудия труда, сначала спорадически, а затем — постоянно.

Так человеческие предки стали не просто использовать, но и производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления,

317

языка, т.е. окончательно превратил животное в человека. С этого момента можно говорить о величайшем качественном скачке в развитии органического мира, приведшем к появлению человека. Он стал единственным существом на Земле, способным к сознательной целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира.

Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом прежде существовавшие инстинкты — генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях — постепенно отмирали. Поэтому возникла настоятельная необходимость в ином, небиологическом способе хранения и передачи информации, способствующей выживанию вида. Так появилась символическая деятельность — речь, связанная со способностью замещать природные процессы и явления их образами и символами. Это, в свою очередь, повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, присущего только человеку.

Однако не следует считать, что с появлением зачаточных форм труда человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам — трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению. Их черед настал лишь после появления человека современного вида, которое произошло совсем недавно — около 40 тыс. лет назад.

Мутационная концепция

Человек выделился из окружающего мира благодаря появлению способности к труду, к сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций в наследственном аппарате предчеловека, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными. Рассмотрим наиболее вероятные из них.

Одной из возможных причин могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего, ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым

318

А.Л. Чижевским в 30-е гг. XX в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям у древних обезьян.

В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних четырех миллионов лет Северный и Южный магнитные полюса менялись четырежды. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в два раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой гипотезы, отечественный антрополог Г.Н. Матюшкин, выявил совпадение датировки многочисленных находок останков гоминид в Африке с периодами смены полярности геомагнитного поля.

Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. Этот естественный атомный реактор, появившийся миллионы лет назад, существует и в наши дни. Он интенсивно влиял на приматов, которые жили в пещерах, расположенных вблизи от него, вызывая мутации разного рода. Кроме повышенной радиации в Восточной Африке наблюдалась интенсивная вулканическая деятельность, часто случались землетрясения. При этом на поверхность Земли всегда выбрасывается огромное количество веществ, являющихся мутагенами. Все это также создавало условия как для повышения частоты мутаций, так и для более активного естественного отбора.

В 1960-е гг. ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки. Стресс — это острая гормональная реакция организма на ситуацию резкого расхождения между нужным результатом и наличными условиями. При этом возникают резко отрицательные эмоции, вспышки страха, гнева и т.д. По мнению антропологов и палеопсихологов, в ситуации резкого изменения климата, вызвавшего сокращение жизненных ресурсов, стресс вызывался частым голодом. Результатом было расшатывание иммунной системы и наследственного аппарата.

Но естественная радиация и другие мутагенные факторы могли быть только спусковым крючком начавшегося процесса превращения обезьяны в человека. Считается, что при этом наблюдался синдром Бьюси—Клювера, приведший к кризису чисто животного спо-

319

соба существования. Он проявлялся в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга — миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начинали размываться половые циклы, и появлялась способность к деторождению в течение всего года. Власть инстинктов ослабевала, вместо них формировались символические способы хранения и передачи необходимой для выживания информации, поэтому правила жизни начали преобразовываться.

Влияние радиации на изменчивость организма несомненно. Любая доза радиации может вызвать изменения в наследственном аппарате и привести к рождению детей, сильно отклоняющихся от нормы. Родителям такие дети могут казаться уродами. Тем не менее, они могут быть способны к дальнейшему воспроизводству, при котором появившиеся у них изменения будут сохранены.

Так, скорее всего, и обстояло дело с человеческими предками. Произошедшие мутации сократили число хромосом. Известно, что у низших обезьян число хромосом колеблется от 54 до 78, а у высших — их 48. Число хромосом у человека равно 46, т.е. у человека всегда на две хромосомы меньше, чем у высших обезьян. Поэтому итальянский генетик Б. Кларелли высказал гипотезу о слиянии у далекого предка двух пар хромосом, в результате чего их число сократилось, при этом укрепились те хромосомы, которые отвечали за развитие мозга и нервной системы. Это предположение косвенно подтверждается тем, что в соматических клетках некоторых людей встречается аномальный набор хромосом (XXY — у женщин и XYY — у мужчин). Он обычно сопровождается умственной отсталостью и повышенной агрессивностью. Появление лишней хромосомы считают генетическим атавизмом.

Таким образом, с точки зрения данной концепции, человек — это обезьяний урод. Поэтому высшие обезьяны имеют высокое морфологическое и биохимическое сходство с человеком — состав белков крови и тканей, а также структура ДНК не совпадают лишь на 1%.

Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель. Но он сумел этого избежать, поскольку стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.

Итак, современная наука активно развивает биологическую, трудовую и мутационную концепции антропогенеза. Сегодня антропогенез рассматривается как продолжение биогенеза, поэтому

320

антропология изучает абиотические, биотические и социальные факторы возникновения человека. Абиотические предпосылки антропогенеза — геологические процессы, географические и физико-химические факторы. Биотические предпосылки включают в себя мутации, волны численности, изоляцию, естественный отбор и другие факторы микро- и макроэволюции, в результате которых формируются новые виды животных, возникли древние обезьяны, а от них произошли люди.

Современная антропология основывается на многочисленных археологических и палеонтологических данных, но общая картина все же остается неполной, поскольку многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами пока не обнаружены. Сложности возникают еще и потому, что сам процесс антропогенеза не носил линейного характера. Эволюция не только человека, но и всего живого осуществлялась путем постоянной генерации боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие отходили в сторону от основного направления, и только одна линия в конце концов привела к появлению человека разумного. Графически процесс антропогенеза можно представить в виде дерева со множеством ветвей; некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы. Несомненно, что в будущем естественно-научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но и, возможно, существенно меняться.

12.2. Сходство и отличия человека и животных

Появление жизни на Земле — это грандиозный скачок в эволюции Вселенной. Жизнь, появившаяся на нашей планете в форме примитивной биосферы, поступательно развивалась и скачкообразно переходила в качественно новые состояния, характеризующиеся образованием все более сложных и упорядоченных форм живого вещества. В истории биосферы бывали зигзаги, временные остановки прогрессивного развития, но они никогда не переходили в стадию деградации, поворота движения вспять. Достаточно взглянуть на перечень важнейших вех в истории биосферы, чтобы убедиться в этом.

После первой глобальной бифуркации в истории биосферы, каковой явилось само зарождение жизни, возникли простейшие прокариоты. Затем настал черед значительно более высокоорганизованных эукариотов, в том числе аэробных организмов. Их появление было связано с большим локальным снижением энтропии, но ценой этому стало уменьшение стабильности отдельного организма и появление индивидуальной смертности, закодированной в гене-

321

тическом аппарате, которая отсутствовала ранее. Это стало еще одной точкой бифуркации в развитии биосферы Земли, равно как и появление гетеротрофных организмов, обладающих способностью к максимальному усвоению энергии, что привело к увеличению эффективности в использовании внешней энергии и материи, а также резко интенсифицировало естественный отбор. Следующими точками бифуркации стали:

  1. появление многоклеточных организмов и функциональная дифференциация клеток внутри организмов;

  2. появление организмов с твердыми скелетами, открывших путь к образованию высших животных;

3) возникновение у высших животных развитой нервной систе
мы и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения
информации и управления на ее основе функционированием и по
ведением организмов.

Появление разума стало второй фундаментальной бифуркацией в истории биосферы. После этого проявилась способность материи познавать себя, что стало возможным с рождением человека и человечества. Таким образом, человек своими корнями прочно уходит в биосферу Земли, являясь одним из ее многочисленных естественных созданий. Об этом говорит множество фактов, открытых наукой как в прошлом, так и сравнительно недавно.

Сходство человека с животными

Подтверждением родства человека и животных являются следующие факты.

  1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, многие структуры и функции нашего организма аналогичны структуре и функциям животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. В последнее время наукой разработан метод определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Белки синтезируются на основе наследственной информации, заключенной в генах. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%.

  2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон.

  3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов. Атавизмы —

322

появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Атавистические признаки, встречающиеся иногда у человека (наружный хвост, обильный волосяной покров на лице, сильно развитые клыки и др.), свидетельствуют о том, что гены, ответственные за данный признак, в процессе эволюции сохраняются в генофонде.

Рудименты — недоразвитые органы, практически утратившие в процессе эволюции свои функции по сравнению с аналогичными органами предковых форм. Ранее эти органы выполняли важные функции у животных, но человеку они не нужны, хотя и сохранились. В отличие от атавизмов, рудименты встречаются практически у всех особей данного вида. Так, некоторые люди умеют шевелить ушами, хотя никакого практического эффекта это умение человеку не дает, а для животных — это один из факторов, способствующих лучшему восприятию звуков, что важно в борьбе за существование. В организме современного человека насчитывается около 90 рудиментов.

4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.

Перечисленные выше доказательства родства человека с животным миром нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать вопрос об инопланетянах — предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле.

Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид «человек разумный» в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян.

Фундаментальные отличия человека от животных

Отличия человека от животных также носят фундаментальный характер.

Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще

323

можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим. Поэтому, хотя многие животные могут совершать очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. И только человек вначале составляет план действий, а потом претворяет его в жизнь, так как никаких наследственных программ поведения он не имеет. Человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Поэтому важной стороной антропосоциогенеза является развитие сознания — высшей формы отражения мира. Именно сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к этому миру, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира, и появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.

Сознание складывается на базе высокоразвитой психики высших приматов. Это стало возможным после структурных изменений в мозге, развития трудовой деятельности и социальных отношений, в свою очередь, вызвавших развитие коммуникативной деятельности — языка. Без развития сознания было бы невозможно выделить и передать другим особям те свойства предметов, которые необходимы для производства из них орудий труда. Они выявляются при взаимодействии предметов, в ходе которого только и можно создать орудие труда. Так, ударяя камнем о камень, наши предки получали результат, отличный от удара камнем о дерево. Сравнивая их между собой, можно было выявить объективные свойства предметов, а также объективные связи между ними. Животные к выявлению таких свойств предметов не способны, они выделяют лишь те свойства среды, которые определяются механизмом инстинктов. Поэтому фиксация объективных связей и свойств предметов представляет собой не что иное, как обобщение. Оно фиксируется в определенном знаке, после чего может передаваться другим членам коллектива и сохраняться в коллективной памяти.

Обобщение, фиксированное в знаке, представляет собой процесс познания мира в самом широком смысле. Ведь результатом познания является получение знаний, выраженных в системе знаков обобщенных элементов сознания, позволяющих различать вещи объективного мира. Однако человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения значимости предметов и явлений мира для себя. Поэтому сознание — это еще и переживание действи-

324

тельности, связанное с эмоционально-волевой сферой, которая формируется на базе эмоциональной сферы гоминид.

На начальных этапах развития сознание первобытного человека было предметным, оно не могло происходить в отрыве от орудий труда. Необходимый опыт передавался в процессе коллективного подражания. Примитивные орудия труда изготавливались с помощью однотипных действий (например, скалывание заготовки отбойником), поэтому устойчивое идеальное целеполагание еще не было развито. Оно стало развиваться с переходом к многозвенному трудовому процессу, в ходе которого производились составные и специализированные орудия труда. При этом происходила инте-риоризация сознания, когда предметное действие человека уходит во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становится язык. После этого предметно-действенное сознание сменяется мифологическим, отражающим мир в форме идеальных чувственных образов.

Речь. Второе фундаментальное отличие человека от животных — речь. У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека.

Скорее всего, речь появилась из звуков, произносимых при совместной охоте и других коллективных действиях. Такие звуковые сигналы хорошо распространялись на большие расстояния, были эффективны в темноте, в тумане, в лесу, в горах и пещерах. Кроме того, они могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоциональных состояний.

Вероятно, у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный и вторичный. Первичный язык развивался на основе зрительно-двигательной коммуникации, он был языком жестов. Современные человекообразные обезьяны способны использовать его. Вторичный язык формировался на базе звуковой коммуникации, основу которой составляли эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением.

Очевидно, австралопитеки преимущественно общались с помощью жестов, сопровождая их звуковыми восклицаниями. Но в некоторых ситуациях, когда по каким-либо причинам руки оказыва-

325

лись заняты, жестикуляция была невозможна. Кроме того, жесты как средство коммуникации были весьма неэффективны в ночное время, в условиях плохой видимости и т.д. Но главное, что жесты плохо подразделяются на составные элементы, из-за чего с их помощью трудно выражать сложные ситуации. Поэтому параллельно шло непрерывное совершенствование звуковой коммуникации. Если у человекообразных обезьян насчитывалось 20—30 сигналов, то у австралопитеков, вероятно, их было уже около сотни.

Собственно примитивная речь возникла уже у питекантропов, которые использовали слова для обозначения отдельных предметов и некоторых действий. Они были общими для всех людей одной группы. Считается, то вначале появились корни глаголов, называющие определенные виды деятельности, а затем другие части слова и речи. В речи питекантропов преобладали щелкающие и носовые звуки. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, формировалась простейшая грамматика и синтаксис, расширялась лексика. Если питекантропы использовали речь только в диалоге, то неандертальцы использовали монолог, сложные формы высказываний и сложные предложения.

Способность к труду. Третье важнейшее отличие человека от животных — способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.

Возможно, причиной создания орудий труда человеческими предками была резко обедненная природная среда, в которой они оказались. Как показывают современные опыты с обезьянами, при небольшом количестве предметов они способны надолго концентрировать свое внимание. Предположительно, именно так гомини-дам удалось переключить свое внимание с интересующего их объекта на обрабатываемое орудие труда.

Скорее всего, первыми орудиями труда были кости и зубы убитых австралопитеками животных, а также камни и палки. Естественные сколы с острыми режущими краями, которые образовывались при ударе, делали орудия более эффективными в использовании, что подтолкнуло наших далеких предков самостоятельно производить соответствующую обработку орудий, вначале спорадически, а затем постоянно. Возраст древнейших каменных орудий труда оценивается в 2—3 млн. лет.

После этого эволюция человека сопровождалась совершенствованием техники обработки орудий труда. На каждой новой ступени предки современных людей отличались все более совершенным

326

строением тела, большим объемом и более развитой структурой мозга, более гибкой рукой. Постепенно нарабатывались стабильные приемы изготовления орудий. Их нужно было передавать другим людям, поэтому появилась необходимость в небиологической форме хранения и передачи информации.

Огромную роль в развитии человека сыграло овладение огнем. С помощью огня люди обрабатывали пищу, которая стала лучше усваиваться. Кроме того, огонь согревал их, позволял изготовить более совершенные орудия труда. Благодаря целенаправленному использованию огня человек сделал гигантский шаг вперед, уходя из-под абсолютной власти природы к сознательному контролю над своей жизнью.

Важнейшим занятием предков людей была стадная охота — коллективная деятельность, в ходе которой складывались орудийное, практическое отношение к природе, социальные отношения в первобытном стаде, что требовало развития высшего уровня психики — сознания. Также шло укрепление связей вокруг производства орудий труда, передачи социального опыта, развивалась сплоченность. Ведь и при производстве орудий труда, и при совместной охоте на крупных животных нужно было научиться организовывать и координировать свои действия. При этом заранее вырабатывалась стратегия поведения и коллективная организация для решения поставленной задачи. Параллельно с этим происходил процесс естественного разделения труда, который вначале шел по половозрастному признаку — мужчины охотились, женщины занимались собирательством, приготовлением пищи и воспитанием детей, старики делали орудия труда и обучали молодежь. Это привело к росту производительности труда, развитию примитивных отношений обмена.

Постепенно начинают регулироваться и брачные отношения. Долгое время в первобытных стадах существовала эндогамия, но со временем стали возникать первые ограничения, установился запрет на брачные отношения внутри своего коллектива. Так появилась первая форма семьи — дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода считались мужьями всех женщин другого рода, и наоборот. После этого можно было говорить о рождении человеческого общества, об окончательном выделении человека из животного мира.

Все перечисленные фундаментальные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Специфические особенности человека

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с про-

327

исхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Кроме того, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Кроме того, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума — мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Конечно, речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных.

Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объем мозга составлял 500—600 см3, у питекантропа — до 900 см3, у синантропов — до 1000 см3. Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у

328

современного человека1. При этом нет прямой зависимости между объемом мозга и способностями человека. Так, довольно маленький по объему мозг — не более 1000 см3 имел французский писатель А. Франс, а мозг И.С. Тургенева был очень велик — 2012 см3.

Разумеется, масса и объем мозга человека — далеко не все, чем наш мозг отличается от мозга животных. Ведь и у кита, и у слона мозг по массе больше, чем у человека. Определяющую роль играет не масса мозгового вещества, а его структура. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга его ближайших родственников — приматов? Как это не покажется странным, но обнаружить принципиальные отличия в строении мозга человека и шимпанзе удалось лишь во второй половине XX в.

Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объема, в то время как у шимпанзе — 65%.

Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль нейронов со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма. Эволюция мозга, его усложнение идет за счет растущей организованности, упорядоченности функционирования структурных ансамблей, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции.

Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, которые включают как клетки древних отделов мозга, расположенные в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Таким образом, в строении мозга можно выделить древние отделы, которые формируются на эмбриональной стадии, и молодые отделы (кора головного мозга), которые в основном развиваются на постэмбриональной стадии, или после рождения ребенка.

Новая мозговая кора состоит из 600 млн. вертикальных колонок, образуемых примерно 50 млрд. нейронов. У взрослого челове-

1 Средний размер мозга современного человека составляет 1400 см3 у мужчин и 1270 см3 у женщин.

329

ка новая кора занимает 95—96% общей площади, а на долю старой коры остается лишь 4%. В ходе эволюции шло изменение удельного соотношения древних и молодых отделов мозга. У низших обезьян лобные доли занимают 10% коры, у высших обезьян — 15%, а у человека — 25%, что является рекордом для животного мира. Именно лобные доли управляют социальным поведением.

Количественное увеличение ансамблей нервных клеток происходит главным образом за счет перестройки старых отделов и использования освобождающихся нейронов, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности.

В конце 1950-х гг. начались исследования асимметрии мозга, и в 1970-х гг. П. Линдсей и Д. Норман создали вполне обоснованную теорию. Оказалось, что при разрушении левого полушария теряется целенаправленность действий, меняется содержание представлений о прошлом и будущем. Так, будущее начинается с того события, которое давно прошло, но случайно всплыло в памяти. Нарушение целостности правого полушария приводит к расстройствам чувственной и эмоциональной сфер человеческой деятельности, теряется способность к выполнению практических действий. Нарушение связи между полушариями мозга (подобную операцию иногда делают для лечения эпилепсии) приводит к возникновению двух потоков сознания. Каждое полушарие независимо хранит информацию и перерабатывает внешние впечатления, что приводит к «раздвоению» личности.

Таким образом, было выяснено, что целостный мозг функционирует иначе, чем рассеченный. Между полушариями мозга идет непрерывный обмен информацией, так как каждое полушарие имеет определенную специализацию. Правое полушарие связано с яркой эмоциональной образностью, доминированием чувственности над словесными формами. Окружающий мир воспринимается им интуитивно, с мгновенным отражением множества признаков. Левое полушарие дает человеку возможность заниматься абстрактными схемами, словесными понятиями, оно обеспечивает логическое мышление.

На этом основании был сделан вывод, что в ходе эволюции сформировалась функциональная асимметрия мозга, которая при-

330

вела к тому, что левое полушарие оказалось связанным с логическим мышлением, а правое — с интуицией. Их взаимодействие идет по правилу дополнительности: логика корректируется чувственным восприятием, а эмоции — абстрактными схемами. Такое функционирование мозга дало человеку огромные преимущества.

Асимметрия мозга человека формируется сразу после его рождения. После появления на свет мозг ребенка функционирует по принципу дублирования полушарий, как это бывает и у других млекопитающих. При этом получение и обработка информации идет в зеркально-перекрестном режиме: левое полушарие воспринимает мир справа, а правое — слева. Оба полушария однородны по своей структуре и функционально взаимозаменяемы. Именно поэтому у маленького ребенка твердо не фиксированы речевые области, которые начинают развиваться сразу в двух полушариях. Но позднее речевые центры мигрируют из правого полушария в левое, которое становится доминантным. Так, постепенно левое полушарие берет на себя функции речи и логического мышления, а правое — управление координацией движения и фиксацию геометрических связей объектов.

Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи и все прочие особенности человеческого мозга программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются лишь при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными (науке известно порядка 30 подобных примеров), после чего их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не могут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Поэтому история про Маугли — не более, чем красивая сказка. Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, и человек остается на уровне развития примата. По той же причине дети, вырастающие в домах ребенка и не получающие достаточного количества внимания от взрослых, часто отстают в развитии, хотя никаких органических нарушений у них нет.

Таким образом, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий су-

331

шествования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке

Современное естествознание стремится обойти крайности «био-логизации» и «социологизации» в понимании природы человека. Тем не менее, в истории науки существуют крайние точки зрения по вопросу соотношения биологического и социального в человеке. Панбиологизм выводит все особенности человека из его биологической природы и настаивает на полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов. Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер человека формируются только под влиянием общества и являются результатом воспитания и образования.

В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который активизирует или, напротив, тормозит генетические механизмы. Данной точки зрения придерживается социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.

Возникновение социобиологии связывается с выходом в 1975 г. книги американского ученого Э. Уилсона «Социобиология: новый синтез». По мнению автора, социобиология призвана выявлять сходство между социальным поведением животных и человека, прояснять механизмы генетической детерминации поведения человека. В частности, одной из главных проблем данной дисциплины является проблема генетических, биологических основ морального

332

поведения. Все свои рассуждения Уилсон строит на убеждении, что сознание вообще, а не только моральное сознание является устройством для выживания и воспроизводства, а разум — всего лишь один из инструментов биологического воспроизводства.

В методологическом плане социобиология экстраполирует выводы, полученные при изучении поведения животных, на человека, утверждая ведущую роль биологических факторов в развитии личности. При этом роль культурных влияний не отрицается, однако им отводится второстепенная роль. Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. В этой ситуации возникает вопрос о правомерности полной аналогии между поведением животных и человека, и тем более сомнительно выглядит тотальная экстраполяция данных биологии на человеческое общество. Здесь не вызывает сомнений тот факт, что человек — часть живой природы, и поэтому он подчиняется биологическим законам, однако объяснение поведения человека только в биологическом аспекте вряд ли правомерно.

Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30—40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.

С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с появлением человека разумного генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение, она замещается социальной информацией. Хотя в настоящее время продолжает сохранять свое значение мутационный процесс как источник генотипической изменчивости, а также, в известной мере, действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы. Примером действия стабилизирующего отбора служит повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения их жизнеспособности, а также повышенная смертность мальчиков в первые годы после рождения вследствие фенотипического проявления неблагоприятных аллелей, локализованных в одной из хромосом.

Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений. Биологическое и

333

социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие — непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее. Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.

Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее. В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.

Общество всегда вынуждено в той или иной мере считаться с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих на этой основе потребностей. Хотя общественный прогресс детерминируется социальными факторами, он не может игнорировать возможности человеческой биологии. Конечно, роль биологических факторов в истории является не постоянной, а переменной величиной. Видимо, в антропогенезе она имела доминирующее значение, но в процессе перехода от антропогенеза к со-циогенезу определяющим стал социальный фактор. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребность нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом.

Да и в индивидуальном развитии человека соотношение биологического и социального начал меняется. В эмбриональном перио-

334

де, который продолжается от момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом до рождения ребенка, развитие организма происходит по жестко закрепленной генетической программе при сравнительно слабом влиянии окружающей социальной среды. Это влияние осуществляется опосредованно, через организм матери. На этапе эмбрионального развития важнейшей задачей является реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в ДНК. При этом каждый человек является носителем уникального набора генов1, которым обусловливаются все внешние признаки человека — цвет волос, кожи и глаз, телосложение, рост. Кроме того, генотип определяет способности человека, его склонности к тем или иным занятиям. Разумеется, наследуются не сами способности, а лишь их задатки, для проявления которых необходимы благоприятные условия социальной среды. Так, ребенок может обладать великолепными музыкальными задатками, но если у него не было возможности заниматься музыкой, то они так и останутся неразвитыми.

Также не следует забывать, что не наследуется умение говорить, мыслить, трудиться. Это тоже задатки, которые проявятся лишь при постоянном общении ребенка с другими людьми. Если они не востребованы вовремя, то генетический потенциал гаснет, и ребенок никогда не сможет стать полноценным человеком.

Итак, наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под воздействием социальной среды. Поэтому каждый человек есть одновременно и часть природы, и продукт общественного развития. Очевидно, это касается также умственных и творческих способностей человека.

Объективный поход к решению вопроса о соотношении биологического и социального, вероятно, заключается в необходимости взглянуть на человека с трех позиций: биологической, психологической и социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», обозначающий конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств. В этом понятии собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах, т.е. человек рассматривается как один из многих представителей вида Homo sapiens.

При рождении у человека еще не сформированы до конца ана-томо-морфологические системы, они завершают свое формирова-

1 За исключением однояйцовых близнецов, имеющих практически идентичные генотипы.

335

ние в условиях социума. В отличие от других видов животных человек слабее «привязан» к природе. Животное от рождения имеет большой набор инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если только рассматривать его как биологический организм, в момент своего рождения является существом недостаточно развитым. В природном царстве он был бы обречен на гибель. Однако процесс антропогенеза выработал гибкую систему внеинстинктивных ориентиров, выражающихся в биологической готовности усваивать культурно-исторические достижения общества.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Таким образом, личность — это субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные социальные роли. Именно через деятельность осуществляются процессы социализации и инкультурации, в ходе которых человек становится личностью.

Понятие «личность» следует отличать от понятия «характер» — совокупности психологических особенностей человека, его психологической индивидуальности. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности человека заложена на биологическом уровне: каждый человек, обладая общими видовыми характеристиками, всегда остается неповторимым.

Важнейшей характеристикой личности является свобода выбора, на которой строится ответственность человека за свои поступки. Свободный выбор человек делает на основе воспитанных у него и развитых им самим нравственных и волевых качеств, усвоенных им норм поведения, фиксирующих ценности той или иной культуры.

Поэтому вопрос о соотношении свободы и необходимости в поведении человека, о нормах морали, регулирующих его, всегда привлекал самое пристальное внимание теологов, философов, а в последнее время и ученых.

12.4. Этология о поведении человека

Интересные данные о поведении человека и естественных корнях его морали приводят этологи — ученые, изучающие поведение животных в природе. Основоположники этологии К. Лоренц,

336

Н. Тинберген и К. фон Фриш задумались о том, рождается ли человек безморальным и усваивает нормы, необходимые для выживания в обществе, только в процессе воспитания, или же есть какие-то врожденные чувства и представления о хорошем и плохом поведении, лишь развиваемые в процессе воспитания. Для этого они попытались доказать, что зачатки морали и культуры присутствуют уже у животных.

С точки зрения этолога, поведение животных во многом определяется инстинктами — генетически заложенными в них программами поведения, не требующими специальной практики по своему формированию и развитию. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют четыре рода инстинктов: голод, половой инстинкт, агрессия и страх.

Подлинно первичным инстинктом, по мнению Лоренца, является агрессия, направленная на сохранение вида. Жестче всего она проявляется в конкуренции внутри вида, так как наиболее приспособленные особи могут захватывать большую территорию, приносить большее потомство и передавать свои гены следующему поколению.

Но проявление агрессии, как и других инстинктов, не всегда бывает полезным. Поэтому природа вводит большой набор специально созданных механизмов торможения, действующих в общении животных со своими сородичами. Таким образом, во время охоты агрессия заставляет хищника загонять и убивать свою добычу, но в боях самцов за самку или за лидерство превалируют механизмы торможения.

Механизмы торможения включают в себя позы покорности, напоминающие детское поведение и поведение самки при спаривании. Так, у волков и собак побежденный соперник ложится на спину или подставляет победителю свое горло. Кроме того, перед боем животные совершают различные ритуальные движения — мимическое утрирование, ритмическое повторение; за счет этого увеличивается время до начала атаки и тормозятся наиболее опасные движения. В результате этого более слабые животные выживают, так как механизмы торможения накладывают строгий запрет на убийство сородичей.

По мнению этологов, сходным образом шло развитие человеческого общества. Поэтому все важнейшие требования и нормы культуры формулируются в виде запретов. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют человеческое поведение в обществе. И то и другое возникает под жестким давлением отбора ради сохранения вида. У многих видов существуют следующие запреты:

запрет на убийство представителей своего вида. Животные узнают друг друга либо персонально (обезьяны), либо по запаху

337

(крысы и пчелы). У человека также есть отчетливое ощущение «своих» и «чужих», проявляющееся еще в раннем детстве;

  • запрет на неожиданное нападение сзади, без предупреждения. У человека этот запрет воплощается в разнообразных ритуальных действиях, приветствиях, самопрезентации и т.д.;

  • у хищников действует запрет на применение смертоносного оружия в драке со своими, поэтому в их среде — самые жесткие механизмы торможения, запрещающие убийство или серьезное ранение сородича. К сожалению, у человека — по природе сравнительно безобидного всеядного существа — нет естественного оружия, а значит, нет и соответствующих механизмов торможения, запрещающих применять его против «своих». Долгое время небольшие возможности к убийству себе подобных уравновешивались сравнительно слабыми запретами агрессии. Но после изобретения оружия это равновесие было нарушено;

  • запрет на убийство того, кто принял позу покорности. Поза покорности включает механизмы торможения агрессии. После этого победитель уже не может убить своего соперника. У человека подобные ограничения есть (например, правило «Лежачего не бьют»), но они также не носят обязательного характера.

Из приведенных выше фактов исследователи сделали диаметрально противоположные выводы. Так, социобиология, возникшая в 80-е гг. XX в., заявляет, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие нам так же, как и другим представителям животного мира. В свою очередь, последователи марксизма отрицают такую тесную связь человека и животных, считая, что человек далеко ушел от животного мира, поэтому распространять его закономерности на человеческое поведение не имеет смысла.

Очевидно, что оценивать данные факты следует, исходя из двойственной природы человека, о которой мы уже говорили выше. Скорее всего, социальное поведение людей диктуется не только разумом и усвоенной в процессе инкультурации и социализации культурной традицией, но и подчиняется биологическим закономерностям, присущим поведению любых живых существ.

Данные зоопсихологии также показали, что поведение животных, живущих в коллективе, подчиняется одновременно эгоистическим и альтруистическим формам поведения. Если есть возможность сохранить и передать свои гены, то преобладают эгоистические формы поведения. Но если такое поведение ставит под угрозу выживание всей группы, срабатывают альтруистические поведенческие реакции. Поэтому пчела жалит своего противника, спасая пчелиную семью, но погибая при этом сама; шимпанзе нападает на тигра, чтобы дать возможность скрыться оставшимся членам группы. Схожее альтруистическое поведение нередко демонстрирует

338

человек, спасая «своих» и обеспечивая сохранение генотипа своей популяции. Такое поведение было закреплено в соответствующих нормах морали и правилах поведения.

На основании своих исследований Лоренц сформулировал биологический вариант категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало законам природы».

Однако полной аналогии между поведением человека и поведением животных все же нет. Ведь человек — это, прежде всего, социальное существо, имеющее помимо биологических и другие потребности. По мнению американского психолога А. Маслоу, это физиологические потребности, потребность в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребность в уважении и потребность в самореализации как личности.

Названные потребности иерархичны, они удовлетворяются последовательно. Если человек голоден, он будет заботиться о добывании хлеба насущного, а не о самореализации. Но если человек в реализации своих потребностей дошел до уровня самоактуализации, то у него высшие потребности начинают доминировать над низшими. Такой человек может ограничиться минимумом в плане удовлетворения физиологических потребностей, но будет настойчиво добиваться поставленных перед собой целей. На этом уровне люди понимают, что смысл человеческой жизни — в максимально полном развитии заложенных в них способностей, а это возможно только в творческой работе.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  2. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., 1981.

  3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.

  4. Воронцов Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы. М., 1984.

  5. Грант В. Эволюция организмов. М., 1980.

  6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности. М., 1996.

  7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

  8. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

  9. Носевич В.Л. В поисках Адама и Евы // Наука и человечество. 95-97. М., 1997.

10. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

11. Татаринов Л.П. Палеонтология и эволюционное учение. М., 1985.

  1. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990.

  2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1998.

.

Комментарии (3)
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.