Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Гумеров Р. Социальная направленность проповеди

ОГЛАВЛЕНИЕ

7. Выводы о возможности социальной направленности проповеди

Чарльз Хэддон Сперджен однажды сказал, что «высшим мастерством проповедника является искусство говорить». (Брага, с. 173). Как и всякому искусству, этому можно и нужно обучаться. «Харизма пророка не зависит обычно от принадлежности к тому или иному сословию, она просто требует хотя бы минимальной интеллектуальной культуры». (Вебер, с. 205)

Проповедник «должен иметь солидный фундамент общих знаний о мире, а также понимания Библии и ее учения. Проповедник должен быть не только хорошо подготовлен в учебных заведениях, но и постоянно стремиться к самообразованию. Ему следует много читать, причем не только книги по богословию, но и светскую литературу. Естественно, он должен держать руку на пульсе теологической науки, а также других наук, которые непосредственным образом влияют на жизнь его паствы». (Брага, с. 171) Говоря о возможности социально направить проповедь, мы можем выделить несколько правил.

А) Первое правило имеет психологический и лингвистический характер Это правило гласит- «ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ПАРТНЕРА». Язык нашей проповеди должен быть понятен всем слушающим. Для лиц неготовых к восприятию (по разным причинам, в том числе и перечисленным в нашей работе) - форма изложения существенно затрудняет восприятие. Неподготовленная аудитория сначала пытается «перевести» нашу речь на свой язык, но вскоре перестает вникать в его содержание, не выдерживая столь сложной задачи. Например, сконструируем фразу, которая несла бы определенную психологическую информацию, но была бы доступна любому неподготовленному слушателю. «Речь человека играет важную роль не только в общении людей, но и в восприятии одного человека другими людьми». Теперь переведем эту фразу на «плохой академический» язык, изобилующий избыточной научной терминологией. Итак, у нас получится «Вербальное поведение индивида является детерминантом не только субъект - субъектной интеракции, но и фактором, детерминирующим перцепцию индивида другими реципиентами». Следует подчеркнуть, что эту фраза вовсе не является бессмысленной абракадаброй, но несет вполне определенную научную информацию. Любой научный работник ее поймет (возможно, приложив определенные усилия). Однако для других людей понимание информации, изложенной таким образом, будет существенно затрудненно. (Реан, с. 273)

52

«Пол Ван Бюрен утверждает в своей книге о секулярном смысле Евангелия, что сегодня наша главная трудность, возникающая при использовании языка традиционной религии, объясняется не тем, что плохая религия, а тем, что плох язык». (Кокс, с. 247)

Проповедник должен быть озабочен тем, чтобы его речь не превратилась в набор духовных терминов, непонятных присутствующим в зале - в данном случае лучше «недооценить аудиторию, чем переоценить».

Специалисты по риторике говорят, что, несмотря на прекрасное образование и развитое чувство языка, в своих выступлениях Мартин Лютер Кинг активно использовал просторечную, повседневную лексику, а также «своеобразный библейский жаргон» (Магbarу, с. 167), искусно вплетая в речь цитаты и сюжеты из Библии, напрямую затрагивающие сердца наиболее многочисленной части своей аудитории - верующих. Он стремился сделать свои идеи доступными и легкими для понимания, неоднократно повторял основные фразы и поощрял слушателей присоединиться к нему, хором подтверждая свое согласие с услышанным - так называемая «техника вопрошания и отклика». Люди слышали речь Кинга, верили ему, изменялись под воздействием его слов и приступали к активным действиям.

Б) Еще одним непременным качеством социально-направленной проповеди необходимо указать «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ». В качестве примера можно привести лозунг движения афроамериканцев «черное - это прекрасно» в 70-е гг. в США, способствовавший формированию их позитивной идентичности. «Именно в эти годы американские исследователи обнаружили, что маленькие черные дети стали намного реже выбирать белых кукол как наиболее привлекательных и похожих на них». (Стефаненко, с.224) Можем ли мы в своей проповеди заявить: «быть протестантом в России - это прекрасно!»? Создание положительного облика церкви в глазах окружающих, фраза звучащая несколько имиджмейкерски, должно стать приоритетной задачей ближайшего будущего, иначе мы потеряем для благовестия людей ценящих успешную деятельность на любом поприще - духовном в том числе.

В) Следующее правило можно обозначить как «ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К

ПАРТНЕРУ». Это правило один из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного взаимодействия, каковым является и церковная проповедь. «По концепции А. Маслоу потребность в уважении и признании относится к ведущим, базовым потребностям личности. На невербальном уровне значимость партнера может

53

подчеркиваться, в частности, путем предметной демонстрации того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и обстоятельно к ней подготовились (предварительные рабочие записи, заранее приготовленные материалы и т.п.). Когда учитель приходит на урок с пустыми руками, это показывает его неподготовленность к уроку, а, следовательно, и неуважение к ученикам, что отрицательно сказывается на восприятии информации. А конкретная словесная форма выражения этого правила имеет множество вариантов, в зависимости от реального контекста ситуации и особенностей личности слушателей». (Реан, с. 274)

К примеру, американский исследователь Р. Миллер попытался убедить учащихся пятого класса быть аккуратными, чистоплотными, опрятными и не сорить. Части школьников прочли лекции о том, как важно быть аккуратными, а также лекции по экологии, о пользе сбора мусора и отходов, а уборщик призвал их соблюдать чистоту. Другим учащимся лекции не читали, но неоднократно говорили, что они аккуратны и чистоплотны, а уборщик сказал им, что их класс самый чистый в школе. Каковы же были результаты? Ученики, которым читали лекции, не улучшили свое поведение и продолжали сорить. Напротив, случайно выбранные пятиклассники, которых назвали «аккуратными и опрятными», стали действительно аккуратнее и опрятнее, бросали мусор в мусорные ящики в три раза чаще, чем их сверстники из другого класса. (Арансон Э., с.92)

 

Г) Следующее существенное правило - «ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНТЕРЕСАМ СЛУШАТЕЛЕЙ». Его противоположность - соответственно явное пренебрежение проблемами слушателей. Наиболее значимым в формулировке этого правила является слово «проявление» - ведь интерес к проблемам партнера должен быть явным, рассчитанным на его восприятие. (Реан, с. 277)

Только в случае действительно подлинного, не поверхностного интереса, мы сможем правильно оценивать поступки других людей. «Один японский путешественник описывал свое пребывание в России XVIII века. Он повествует, как императрица отправляется весною в Царское Село, «чтобы полюбоваться снегом». В таком объяснении поездки императрицы отразилась специфика свойственного японцам эстетического восприятия природы. Но жительница Петербурга вряд ли воспринимает снег как красоту, которой нужно любоваться». (Лотман, 1994) Недостаток информации плюс необоснованный перенос своих ценностей и ожиданий породили много досадных ошибок в контактах людей.

Д) Другое правило можно обозначить как «ДЕМОНСТРАЦИЮ ОБЩНОСТИ», причем в самом широком контексте. Варианты бесчисленны - это может быть общность интересов, ценностей, задач, точек зрения. Данным правилом с успехом пользуются «заморские проповедники», чью семейную жизнь в наших церквях иногда знают лучше, чем жизнь своих собственных лидеров. «Когда мы показываем слушателям, что мы живем такой же жизнью, как и они - это сближает нас. Одним из наиболее эффективных видов этой техники общения по праву считается демонстрация профессиональной общности, своего рода «цеховости», в хорошем смысле этого слова. Подчеркивание общности - не только основное, но еще и самое древнее правило общения. Можно вспомнить правило выживания в джунглях из «Маугли»: «Мы с тобой одной крови, ты и я». (Реан, с. 275)

«М. Лютер и Р. Рейган были известны как чрезвычайно талантливые ораторы. Они разительно отличаются, друг от друга по эмоциональному настрою выступлений. Кинг неистовствовал в своих проповедях, Рейган предпочитал выступать в роли сладкоречивого утешителя. Однако вместе с различиями в ораторской манере мы замечаем и основные признаки сходства этих лидеров: оптимистичность, видимая искренность, исходящее от них чувство тождества и родства с аудиторией, элегантная простота идей. Исторический опыт подсказывает, что эти компоненты, смешанные в нужной пропорции, являются чрезвычайно эффективным средством, позволяющим вести аудиторию за собой». (Зимбардо, с.30)

Мы можем поставить перед собой вопрос: «А ощущаем ли мы себя единым целым со всем российским народом? Не стали ли мы за годы отчуждения церкви инородным телом в России»? Например, по мнению Л.Н. Гумилева: «Этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения». (Гумилев, 1993, с.285) Для объяснения того, что такое стереотип поведения, Гумилев привел пример типичного на его взгляд поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяница. По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет полицейского, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая» (Гумилев, 1990, с. 87) Судя по Гумилевскому определению термина «этнос», мы почти полностью ему соответствуем. В таких условиях мы можем превратиться в особый субэтнос, со своей особой культурой, обычаями, языком, ценностями, непонятный окружающему миру. Если это произойдет, то нас ждет судьба эмигрантских церквей, но только в своей собственной стране, среди собственного народа.

Е) Последнее правило, которое можно привести в связи со сказанным ранее «ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЦЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЯ, А НЕ НА СВОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ». Во время проповеди мы должны вести людей к Христу, а не учить их жить, ведь последнее может неоднозначно восприниматься слушателями: и как недостаток культуры проповедника, и как проявление им неуважения к их личности или даже проявление его сектантства. Эта, иногда еще присущая, черта нашей церковной жизни получила в психологии название «этноцентризма» и характеризуется следующими качествами:

а) восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»

б) рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных

в) оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных

г) представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять или даже враждовать с членами других групп (см. Вгеwег, Campbell, 1976)

Основы социальной жизни - в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом контексте по-своему понимать состояние и поведение друг друга. И чем больше социальная дистанция между представителями разных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпретации. И если мы сами возводим препятствия к пониманию друг друга, то нам трудно рассчитывать на плодотворную деятельность.

«Рассказывают, что один поляк объяснял Жаку Бенвилю необходимость внедрения английского парламентаризма в Польше, на что Жак Бенвиль спросил: «А вы не собираетесь также окружить Польшу водой»''' (Мендра. с 153) Нельзя жить на духовном острове, не обращая внимание на окружающих, на их вкусы, цели и ценности. Не стоит переоценивать самих себя, считая, что наша жизнь, наши ценности вызывают у окружающих только восторг. Ценности пастырей могут проникать в их работу явно, (что проявляется в выборе тем для проповеди) и не столь явно (завуалированные допущения, проявляющиеся в процессе формирования концепций, наклейки ярлыков и консультирования).

Замечательный пример из римского права. Pater is est guem justae nuptiae demonstrant - ребенок, рожденный в браке, является ребенком отца - т.е. то, что мы проповедуем в церкви, и порождает все то, что мы там имеем: и благословения и проблемы

56

Заключение

В начале этой работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Выявление ценностных ориентации различных групп россиян, с целью наиболее эффективного достижения Благой Вестью каждой такой группы.

2. Выявление ценностных ориентации служителей поместных церквей ЕХБ.

3. Выявление социальной группы россиян, максимально приближенной по своим жизненным ценностям к служителям поместных церквей ЕХБ.

4. Дать рекомендации о возможности направить проповедь Евангелия различным социальным слоям общества.

Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать:

1. Для выполнения первой задачи использовались опубликованные данные социальных исследований. Градация была выполнена по признакам: пол, возраст, образование, профессия, место проживания. Был проведен анализ жизненных ценностей по каждой категории.

2. Самостоятельно был проведен опрос служителей поместных церквей четырех регионов России. Проведенное анкетирование позволило провести анализ жизненных ценностей служителей.

Мы можем сказать о ценностных ориентациях руководителей поместных церквей:

А) редко упоминаются в качестве важных, типичные «мужские» ценности общества. Но, в то же время, часто упоминаются «женские» ценности.

Б) наиболее популярны в нашем братстве ценности, характерные для лиц старшего и пожилого возраста. Не пользуются успехом «молодежные» ценности.

В) наиболее распространенные ценности в нашем братстве характерны для лиц с незаконченным средним образованием. Гораздо менее популярны ценности лиц с более высоким уровнем образованием.

Г) в нашем братстве не популярны ценности характерные для предпринимателей и руководителей предприятий. В противовес этим ценностям и целям, у нас более популярны ценности рабочих и пенсионеров.

Д) необходимо отметить, что более популярны в нашем братстве «провинциальные» ценности, мало популярные у жителей больших городов и мегаполисов. Соответственно

57 

не пользуются успехом ценности крупных городов.

3. Краткий итог раздела работы - выявление самого восприимчивого (идеального) слушателя для проповеди среднего служителя ЕХБ. Его характеристики следующие: пол - женский; возраст - пожилой; образование - неполное среднее; профессия - рабочий (пенсионер); место жительства (рождения) - село (небольшой городок).

4. Мы дали краткие рекомендации по социальной направленности проповеди.

Изучать специфику массового сознания россиян не только чрезвычайно интересно, но и необходимо, поскольку буквально на глазах в России происходит гигантская социально-экономическая трансформация, кардинальным образом меняющая сознание проживающих на этой территории людей. Данное исследование позволило проследить динамику изменений структуры ценностей в различных социальных слоях и группах. Полученные данные, судя по всему, свидетельствуют о начале кристаллизации новой системы ценностей. Что в этой нарождающейся системе ценностей займет ведущие для всего общества места, сказать сейчас трудно.

Библиография

1. Арансон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения - повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

2. Бонхёффер Д., Сопротивление и покорность. М., 1994.

3. Брага Дж. Как подготовить библейскую проповедь. СПб.: Христианское общество «Библия для всех». 1995.

4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.

5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

6. Вебер М. Социология религии М., 1985.

7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000г.

8. Воловикова, Гренкова, Морскова. Утверждение через отрицание. \\ Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления \\ М.: Институт психологии РАН. 1996

9. Греков Б.А. Некоторые закономерности развития памяти в старческом возрасте. -Процессы естественного патологического старения. Л., 1964.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

11. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

12. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. Социологические исследования. 1996. №12

13. Ф. Зимбардо, М. Ляйппе «Социальное влияние» Санкт - Петербург, изд-во «Питер», 2001г.

14. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1995.

15. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970.

16. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994.

17. Мак-Артур Дж. Возвращение к объяснитедьной проповеди: Пер. с англ. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001.

18.Мендра А.Г. Социология., СПб., Изд-во Алетея.1999г

19. «Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России)», издания Российской Академии Образования, Москва. 1997 год, под общей редакцией Дубова И.Г.

20. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

21. Реан А. А., Я.Л. Коломенский Социальная педагогическая психология. «Питер». Санкт-Петербург, 1999г.

22. Силласте Г.Г., Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социо-культурной ситуации \\ «Социологические исследования»\\ 1995, №10

23. Степанова Е.И.. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. Факультет психологии С.-Петербургского университета., Изд-во Алетея, С.-Петербург, 2000г.

24. Стефаненко Т. Этнопсихология. Институт психологии РАН, Академический проект; Москва 2000г.

25. Шаев А.С. Труд и проблемы духовного развития личности рабочего. Л., 1967., «Человек и общество»

26. Ядов В. А. Ценности в кризисном обществе. Психологический Журнал, 1991, №12.

Библиография на английском языке

27. Brewer M.B., Campbell D.T., Ethnocentrism and intergroup attitudes N.Y: Halsted/Wiley,1976.

28. Marbury С. Н. An excursus on the biblical and theological rhetoric of Martin Luther King. New York.Carlson. 1989

29. Triandis H. C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGrawHill, 1994.

30. Zanna M. P. Rempel J.K. "Attitudes: A new look at old concept. New York: Cambridge University Press. 1988) 

 


Обратно в раздел социология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.