Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 6. Россия и ее народы. Этнолингвистический портрет

Анализ этнической карты России невозможен без учета ее этнолингвистических особенностей [11, 15].
Всего в России (площадь 17,1 млн. кв. км) на 1 января 1999 г. проживало около 146 млн. чел. Этническая структура населения очень сложна - в материалах последней переписи населения Российской Федерации 1989 г. было выделено 128 народов.
Наиболее высок удельный вес в населении России народов индоевропейской языковой семьи. Особенно многочисленна в ней славянская группа, к которой относятся основной народ страны - русские, очень близкие к ним по языку и культуре украинцы и белорусы, а также поляки, чехи, болгары, сербы. К балтийской группе индоевропейской семьи принадлежат литовцы и латыши, к германской - немцы, к романской - молдаване и румыны, а также обосновавшиеся в России испанцы и кубинцы, к греческой - греки, к иранской - осетины. горские евреи, курды, таджики, персы, к индоарийской - цыгане, к армянской - армяне. Особое положение в языковом отношении занимают евреи, родным
180

языком которых был близкий к немецкому идиш, а ныне стал по большей части русский (идиш, по данным переписи 1989 г., считало своим родным языком только 9% живущих в России евреев).
Вслед за народами индоевропейской семьи идут по численности этносы алтайской семьи, представленные тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской и корейской группами. К тюркской группе относятся татары, крымские татары, башкиры, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, казахи, киргизы, азербайджанцы, турки, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, алтайцы, хакасы, тувинцы, якуты, долганы, чуваши, к монгольской группе- буряты, калмыки, к тунгусо-маньчжурской группе - эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, к корейской - корейцы.
Немало в России и народов уральско-юкагирской языковой семьи, подразделяющейся на финно-угорскую. самодийскую и юкагирскую группы. Наиболее многочисленна среди них финно-угорская группа. К ней принадлежат карелы, финны (в основном так называемые ингерманландцы), ижорцы, эстонцы, вепсы, саами, марийцы, мордва, удмурты, коми, коми-пермяки, манси, ханты, венгры. Самодийскую группу образуют ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, юкагирскую - юкагиры.
Северокавказская языковая семья ограничена территорией Северного Кавказа. Она делится на абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую группы. В первую входят кабардинцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги (иногда эти четыре близких этноса считают единым народом), абхазы и абазины, во вторую - чеченцы, ингуши, аварцы.
Остальные языковые семьи невелики по численности. К чукотско-камчатской языковой семье относятся чукчи, коряки и ительмены, к эскимосско-алеутской - эскимосы и алеуты, к картвельской - грузины и грузин-
181

Народы мира в зеркале геополитики
ские евреи, к афразийской (семито-хамитской) - ассирийцы и арабы, к синотибетской - китайцы, к австралоазиатской - вьетнамцы.
Основной этнос России - русский, численность которого, по данным переписи населения 1989 г., составила около 120 млн. чел. (при общем числе жителей Российской Федерации в год переписи 147 млн. чел.).
Столетия совместного проживания в одной стране привели к тому, что многие народы России живут вперемежку. Тем не менее во всех без исключения крупных регионах РФ (Северном, Северо-Западном, Центральном, Центрально-Черноземном, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном) подавляющее большинство населения - русские. В краях и областях РФ русские составляют от 72% (Астраханская, Оренбургская области) до 97% населения (Курская, Орловская, Тамбовская и Магаданская области).
К русским принадлежит большинство населения и во всех, кроме двух (Коми-Пермяцкого и Агинского Бурятского), автономных округах, а также в Еврейской автономной области. Русские образуют абсолютное большинство населения также в 9 из 21 республики, входящей в состав РФ (в Хакасии, Карелии, Бурятии, Адыгее, Мордовии, на Алтае, в Удмуртии, Коми, Саха), и относительное большинство в трех республиках (Марий-Эл, Карачаево-Черкесии и Башкортостане).
В некоторых национально-территориальных образованиях русские составляют подавляющее большинство населения. Например, в Еврейской автономной области доля русских- 83%, в Республике Хакасия- 79%, в Республике Карелия - 74%, в Республике Бурятия - 70%.
182

Славянские народы
Все славянские народы принято разделять на 3 группы: западные славяне (чехи, словаки, поляки), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары).
Восточнославянская группа
По переписи 1989 г. русских в СССР насчитывалось 145,2 млн. чел., украинцев- 44,2 млн. чел., белорусов- 10 млн. чел. Русские и украинцы всегда были самыми многочисленными национальностями в СССР, белорусы в 1960-е годы уступили третье место узбекам (16,7 млн. чел. в 1989г.).
До недавнего времени название "русские" часто огульно закреплялось за всеми восточными славянами. Между Х и XIII вв. центром Руси был Киев и его жители были известны под названием "русичи". Но по мере того, как политические условия способствовали усилению лингвистических и культурных различий между территориальными группами восточных славян, они разделились на малороссов (украинцев), белороссов (белорусов) и великороссов(русских).
За столетия территориальной экспансии русские ассимилировали варягов, татар, финно-угров и десятки народов Сибири. Все они оставили свои лингвистические следы, но не повлияли заметно на славянскую идентичность. В то время как русские мигрировали по всей Северной Евразии, украинцы и белорусы продолжали населять свои компактные этнические ареалы. Современные границы трех государств примерно соответствуют этническим границам, но все славянские территории никогда
183

не были национально гомогенными. Этнические украинцы в 1989 г. составляли 72,7% населения своей республики, белорусы - 77,9%, а русские - 81,5%.
Русских в Российской Федерации в 1989 г. было 119 865,9 тыс. чел. В других республиках бывшего СССР русское население распределялось следующим образом:
на Украине оно составляло 11 355,6 тыс. чел. (22% населения республики), в Казахстане - 6227,5 тыс. чел. (37,8% соответственно), Узбекистане- 1653,5 тыс. чел. (8%), Белоруссии- 1342 тыс. чел. (13,2% населения республики), Киргизии- 916,6 тыс. чел. (21,5% населения республики), Латвии - 905,5 тыс. чел. (37,6 % населения республики), Молдавии- 562 тыс. чел. (13% населения республики), Эстонии - 474.8 тыс. чел. (30% населения республики), Азербайджане - 392,3 тыс. чел. (5,5% населения республики), Таджикистане- 388,5 тыс. чел. (7,6% населения республики), Грузии- 341,2 тыс. чел. (6,3% населения республики), Литве- 344,5 тыс. чел. (9,3% населения республики), Туркмении- 333,9 тыс. чел. (9,4% населения республики), Армении- 51,5 тыс. чел. (1,5% населения республики). В дальнем зарубежье численность русского населения в целом составляет 1,4 млн. чел., большинство проживают в США (1 млн. чел.).
Возникновение региональных различий у русского народа относится к феодальному периоду. Еще у древних восточнославянских племен отмечены различия в материальной культуре между севером и югом. Эти различия еще больше усилились после активных этнических контактов и ассимиляции неславянского населения Азии и Восточной Европы. Формированию региональных различий способствовало также наличие особого военно-служилого населения на границах.
184

По этнографическим и диалектологическим признакам наиболее заметны различия между русскими севера и юга Европейской России. Между ними находится широкая промежуточная зона- среднерусская, где в духовной и материальной культуре сочетаются северные и южные черты. В отдельную региональную группу выделяются волгари - русские Среднего и Нижнего Поволжья.
Этнографы и лингвисты выделяют также три переходные группы: западную (жители бассейнов рек Великой, верхнего Днепра и Западной Двины) - переходную между северно- и среднерусской, средне- и южнорусской группами и белорусами; северо-восточную (русское население Кировской, Пермской, Свердловской областей), образовавшуюся после заселения русских территорий в XVI-XVII вв., по окающему диалекту близкую к северорусской группе, но имеющую среднерусские черты из-за двух главных направлений, по которым шло заселение края - с севера и из центра Европейской России; юго-восточную (русские Ростовской области. Ставропольского и Краснодарского краев), близкую к южнорусской группе по особенностям языка, фольклора и материальной культуре.
К другим, менее крупным, историко-культурным группам русского народа относятся поморы, казаки, старожилы-кержаки и сибиряки-метисы.
В узком смысле поморами принято называть русское население Беломорского побережья от Онеги до Кеми, а в более широком смысле - всех жителей побережья северных морей, омывающих Европейскую Россию. Поморы - это потомки древних новгородцев, отличавшиеся от северорусских особенностями хозяйства и быта, связанными с морем и морскими промыслами.
185

Своеобразна этносословная группа казачества- амурского, астраханского, донского, забайкальского, кубанского, оренбургского, семиреченского, сибирского, терского, уральского, уссурийского.
Донские, уральские, оренбургские, терские, забайкальские и приамурские казаки, хотя и имевшие разное происхождение, отличались от крестьян своими экономическими привилегиями и самоуправлением. Донское казачество, сформировавшееся в XVI-XVII вв. из славянских и азиатских компонентов, исторически делилось на верховское и понизовское. Среди верховских казаков было больше русских, среди понизовских преобладали украинцы. Северокавказские (терские и гребенские) казаки были близки к горским народам. Ядро уральских казаков в XVI в. составляли выходцы с Дона, а ядро забайкальских казаков, появившихся позднее, в XIX столетии, - образовывали не только русские, но и буряты с эвенками.
Старожилы Сибири - это потомки переселенцев XVI-XVII вв. из Северной России и Приуралья. Среди западносибирских старожилов больше распространено оканье, а в Восточной Сибири кроме окающих русских есть и акающие - выходцы из южнорусских земель. Особенно сильно аканье распространено на Дальнем Востоке, где преобладают потомки новоселов конца XIX - начала XX в.
Многие кержаки - сибирские старообрядцы - сохранили свои этнографические особенности. Среди них выделяются: "каменщики", потомки белых старообрядцев из горных районов Алтая, живущие по рекам Бух-тарма и Уймон; "поляки", говорящие на акающем диалекте, потомки старообрядцев, переселенных после раздела Польши из местечка Ветки в районе Усть-
186

Каменогорска; "семейские", потомки старообрядцев, выселенных из Европейской России в Забайкалье в XVIII в.
Среди сибиряков-метисов выделяются якутяне и ко-лымчане, потомки смешанных русско-якутских браков, камчадалы, карымы (обрусевшие буряты Забайкалья) и потомки затундренных крестьян, воспринявших доган-ский язык и обычаи, живущих по рекам Дудинка и Хатанга.
Украинцы (4362,9 тыс. чел.) проживают в основном в Тюменской области (260,2 тыс. чел.), Москве (247,3 тыс. чел.), а кроме того, в Московской области, в пограничных с Украиной районах, на Урале и в Сибири. Из них 42,8% считают украинский язык родным, а еще 15,6% свободно им владеют, 57% российских украинцев считают родным русский язык. Украинских этнографических групп в пределах России нет. Среди кубанских (черноморских) казаков преобладает украинский компонент.
Белорусы (1206,2 тыс. чел.) проживают дисперсно по всей территории России и преимущественно (на 80%) в городах. Среди них выделяют особую этнографическую группу полещуков.
Западнославянская группа
Поляки (94 тыс. чел.) на территории Российской Федерации имеют в основном иммигрантское происхождение. Большая часть их проживает в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Томской, Омской и Иркутской областях, в Алтайском крае. Среди других западнославянских народов можно выделить чехов (4,4 тыс. чел.) и словаков (0,7 тыс. чел.).
187

Южнославянская группа
На территории Российской Федерации эта группа включает такие народы, как болгары (32,8 тыс. чел.;
проживают в основном в российских городах, а также в Московской, Тюменской и Кемеровской областях, в Республике Коми), сербы (1,6 тыс. чел.; говорят на штокав-ском диалекте сербохорватского языка) и хорваты (0,5 тыс. чел.).
Немцы
Самой старой немецкой общиной в пределах Российской империи можно считать балтийских немцев - потомков средневековых тевтонских рыцарей, воинов и купцов. Они оказались в России в начале XVIII в., после завершения Северной войны. Привилегии немецкого дворянства и городских классов, подтвержденные польскими и шведскими хартиями, постепенно размывались и после Октябрьской революции ]917 г., когда в Прибалтике образовались независимые государства, были полностью отменены. В 1940-1941 гг., когда в Советский Союз была включена Прибалтика, балтийские немцы, согласно советско-германскому пакту о ненападении, были репатриированы в Германию. Другая, меньшая по численности, группа российских немцев включала потомков тех, кто приехал в Россию в разное время на военную службу, в качестве преподавателей, ремесленников или торговцев. Но большую часть российских немцев составляли потомки фермеров-иммигрантов, селившихся в Нижнем Поволжье, около Саратова и в Ново-россии.
188

Политика привлечения немецких колонистов, начатая Екатериной II в 1762 г., была пересмотрена в 1870-е годы, когда были отменены некоторые из привилегий, в первую очередь право по религиозным причинам не служить в армии. Это вызвало активную эмиграцию иностранных колонистов в Америку.
После 1917 г. немцы Поволжья стали первым советским этническим меньшинством, которое получило свою национальную территорию - Трудовую Коммуну немцев Поволжья (1918 г.), трансформировавшуюся позднее в АССР немцев Поволжья. После начала войны с Германией около 700 тыс. немцев было депортировано на восток, а АССР немцев Поволжья была упразднена. Депортация украинских немцев была сорвана стремительным наступлением германской армии, но в 1944-1945 гг. многие из советских немцев, эвакуированных в 1941 г. на территорию Польши и Германии, были возвращены в Советский Союз. Указами 1955 и 1964 гг. немцы Поволжья были реабилигированы, но вернуться на прежнее место жительства им не удалось, и, несмогря на открытие школ с преподаванием на немецком языке и разрешение совершать лютеранское богослужение, все попытки российских немцев восстановить свою национальную территорию оканчивались неудачей. Это вызвало массовую эмиграцию в ФРГ, значительно сократившую долю немцев в населении страны.
В России немцев (самоназвание дойче) 842,3 тыс. чел. Проживают они в Омской области (134,2 тыс. чел.), Алтайском крае (127,7 тыс. чел.). Новосибирской области (61,5 тыс. чел.), Красноярском крае (54,3 тыс. чел.), в Кемеровской (48,0 тыс. чел.), Оренбургской (47,6 тыс. чел.). Челябинской (39,2 тыс. чел.) областях. Краснодарском крае (31,8 тыс. чел.), а также в Свердловской
189

(31,5 тыс. чел.). Тюменской (29,6 тыс. чел.), Волгоградской (28,0 тыс. чел.), Саратовской (17,1 тыс. чел.). Пермской (15,3 тыс. чел.) областях, Ставропольском крае (13,2 тыс. чел.) и Самарской области (10,6 тыс. чел.). В республиках России наибольшее число немцев в Коми (12,9 тыс. чел.), Хакасии (11,3 тыс. чел.), Башкирии (11,0 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (8,6 тыс. чел.). Из республик бывшего СССР больше всего немецкого населения сосредоточено в Казахстане (957,5 тыс. чел.). К 1989 г. численность немцев в СССР достигала 2038,6 тыс. чел., но сейчас их стало меньше в связи с эмиграцией в Германию. По переписи 1989 г. лишь 48,7% всех немцев России считали немецкий язык родным, тогда как 50,6% из них считали родным русский язык. Общая численность немецкого населения достигает 86 млн. чел.
Евреи
По переписи 1989 г. в Советском Союзе насчитывалось 1 млн. 378 тыс. евреев. На протяжении всего XX в. число евреев уменьшалось: их было 5 млн. в 1897 г., 2,7 млн. в 1926 г. и 2,2 млн. в 1959 г. Более 2,5 млн. советских евреев погибло во время Великой Отечественной войны.
Около 90% советских евреев составляют западные евреи - ашкенази, говорящие на идиш (вариант средневекового немецкого). Восточные евреи - сефарды проживают в Средней Азии и на Северном Кавказе. В 1989 г. около 9 тыс. евреев проживало в Еврейской автономной области, что равнялось лишь 4% от общей численности населения.
Евреи - преимущественно городской народ. В городах сосредоточено 98% всех евреев, около 1/4 из
190

них - в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Они традиционно имеют высокий уровень образования. Например, в 1975 г. евреи, доля которых в населении страны не превышала тогда 0,8%, составляли 4,1% лиц с высшим образованием. Среди советских евреев всегда было много адвокатов, врачей, ученых, работников культуры и искусства, писателей и журналистов. Но их крайне мало было в партийном аппарате, органах государственной безопасности и на дипломатической работе - ситуация, обратная той, которая наблюдалась в первые два десятилетия после революции 1917 г., когда они были "локомотивом" революционных преобразований.
Доля евреев падала не только из-за эмиграции в Израиль, но также из-за низкой рождаемости в еврейских семьях и активной ассимиляции. В 1989 г. из 537 тыс. евреев России 91% считали русский язык родным, хотя в 1926 г. более 70% евреев называли своим родным языком идиш.
Территории, заселенные западными евреями, вошли в состав Российской империи после трех разделов Польши при Екатерине II. В царское время они подвергались сильной дискриминации и понесли большие потери из-за массовых погромов, а после революции - и гражданской войны. Советская власть предоставила им равные права с другими народами, при этом были запрещены еврейские националистические партии, ограничено официальное употребление идиш.
Романская группа
Эта группа включает такие народы, как молдаване (172,6 тыс. чел.) и румыны (6 тыс. чел.).
191

Балтийская группа
В эту группу входят литовцы (70,4 тыс. чел.; проживают в основном в Москве и в Калининградской, Иркутской, Пермской областях), а также латыши (46,8 тыс. чел.; живут по преимуществу в Москве, Омской области, Башкирии).
Литовцы и латыши, заселяющие восточные берега Балтики, получили официальное признание после революции 1917 г. Языки латышей и литовцев принадлежат к балтийской группе индоевропейских языков, и хотя латыши и литовцы не похожи друг на друга, оба языка имеют общую лексическую структуру. Культура и языки прибалтийских народов обязаны своим расцветом подъему национальных движений в последней четверти XIX в. и шедшему параллельно процессу этнокультурного возрождения. Лютеранство, распространенное в Латвии, повлияло на уровень грамотности среди местного крестьянства и вместе с литовским католицизмом удерживало эти народы в стороне от их восточнославянских соседей.
Армянская группа
Включает всего один народ - армян (самоназвание хай; численность в пределах РФ достигает 532,4 тыс. чел.). Армяне - основное население Республики Армения (3083,6 тыс. чел.), компактно расселены в Нагорном Карабахе (145,6 тыс. чел.), Грузии (437,2 тыс. чел.). Они живут также свыше чем в 70 странах мира и больше всего их в США (650 тыс. чел.). Общая численность армян мира превышает 6,5 млн. чел. Армянский язык имеет
192

множество диалектов и говоров, а также два варианта литературного языка- восточноармянский и западно-армянский. Верующие армяне - главным образом христиане-монофиситы, но небольшая часть - армяно-католики, католики и протестанты. Самые крупные на территории России анклавы армянского населения - в Москве (44 тыс. чел.), Санкт-Петербурге, Майкопе, Краснодаре и Краснодарском крае, Адыгее, Ростовской области. В Армавире и его окрестностях проживает этнографическая группа армян - черкесские армяне (или черкесогаи), ранее жившие среди западных адыгов и переселившиеся с территории Северо-Западного Кавказа под натиском ислама, который распространяли крымские ханы.
Греческая группа
Включает всего один язык и один народ - греков (на территории РФ- 91,7 тыс. чел.). Однако греческий язык имеет множество наречий, подчас взаимонепони-маемых. Российские греки живут главным образом в сельской местности Северного Кавказа - в Краснодарском крае. Северной Осетии, Адыгее. На территории Грузии и в Приазовье сохранилась особая этнолингвистическая группа греческого народа - греки-тюркофоны (урумы).
Индоарийская группа
Представлена в России всего одним народом - цыганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочисленные этнографические группы, а цыганский язык име-
193

ет несколько диалектов. Самая крупная группа - русская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северозападных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.
Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за последние полвека более чем утроилась, несмотря на гибель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.
Большинство цыган бывшего СССР сейчас проживает в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая - через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, "ром", несет на себе следы сильного балканского влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рассеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.
Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах
194

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесорубами. Большинство цыган кочевали, но те из них, которые регулярно посещали крестьянские рынки и праздники, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.
Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой включить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, образованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с представителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицинской помощью и держат свои вклады в банках. Но большинство цыган многие десятилетия упорно сопротивляются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их образ жизни.
Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни началась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григорий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для выступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оставались наиболее популярными исполнителями в дворянских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в народной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой
195

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собственную культуру- выпускать журналы и школьные учебники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение действовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х годов публикации на цыганском языке не появлялись.
Тюркская группа
Около 90% тюркских народов бывшего СССР принадлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, и объединяет их только язык.
Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влияние персидской культуры, а киргизы - длительное воздействие монголов. Некоторые кочевые тюркские народы понесли значительные потери в период коллективизации, насильственно прикрепившей их к земле.
В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности "блок". Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обычно в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.
Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),
196

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), однако дисперсно проживают во всех регионах Европейской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и астраханских татар. Татарский литературный язык сформировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.
Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского населения, а в самой Башкирии этот титульный народ составляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.
Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских языков. В Чувашии численность титульного населения составляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области- 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.
Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире более 9 млн. чел.) делились на три территориальных кочевых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), Западный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.
197

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербайджане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.
Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюменской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;
большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гагаузский язык относится к огузской ветви тюркских языков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.
Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.
Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Республики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).
Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев- 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы).
Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное население Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.
198

чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность- 70,8 тыс. чел. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Алтайский язык распадается на северные (туба, кумандинский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диалекты. Большая часть верующих алтайцев- православные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении переписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык родным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.
Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., причем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представления.
Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Верующие чулымцы - православные христиане.
Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.
Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.
199

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Средней Азии они составляют преимущественно сельское население. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.
Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут также в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.
Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.
Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Дагестана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставропольского края. Живут также в Турции, Румынии и некоторых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногайцы - мусульмане-сунниты.
Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеровской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.
200

Иранская группа
Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию; 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в Северном Иране. Вторым по численности иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.
Осетины (402 тыс. чел.) - основное население Северной Осетии (около 335 тыс. чел.), живут также в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии. Делятся на две субэтнические группы: ирон-цев и дигорцев (последние сосредоточены главным образом на северо-западе Осетии). Иронский диалект был положен в основу осетинского литературного языка.
Курды (4,7 тыс. чел.) живут преимущественно в Краснодарском крае. В бывшем СССР численность курдского населения достигала 152,7 тыс. чел. (Кавказ и Средняя Азия). Курды являются автономным населением Курдистана - части Ирана (5,5 млн. чел.), Турции (6,5 млн. чел.), Ирака (4 млн. чел.), Сирии (720 тыс. чел.). Общая численность курдов превышает 17 млн. чел. Верующие курды - мусульмане-сунниты, хотя среди них есть мусульмане-шииты и христиане.
Таты (19,4 тыс. чел.) живут в южных районах Дагестана (12 тыс. чел.) и небольшими группами в других республиках Северного Кавказа. В Азербайджане проживает около 10 тыс. татского населения. Все таты делятся по религиозному признаку на три группы: таты-мусульмане (шииты), таты-иудаисты (горские евреи) и таты-христиане (монофиситы).
201

Горские евреи (самоназвание джухур)- этнолингвистическая группа в составе евреев, а также этнокон-фессиональная группа в составе татов (11,3 тыс. чел. в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии). Говорят на татском языке, имеющем махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский говоры.
К числу проживающих в РФ народов, говорящих на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи, относятся также таджики (38,2 тыс. чел.), среднеазиатские (бухарские) евреи (этнолингвистическая группа евреев, 1,4 тыс. чел., говорят на северотаджикском диалекте), талыши (0,2 тыс. чел.), белуджи (0,3 тыс. чел.), ирани (персы) (2,6 тыс. чел.), афганцы (пуштуны) (0,9 тыс. чел.).
Монгольская группа
Все монгольские народы принято подразделять на несколько больших подгрупп, самыми крупными из которых являются буряты и калмыки. Хотя многие народы Азии, например тувинцы, алтайцы и эвенки, испытали на себе сильное влияние монгольской культуры, их языки не относятся к монгольской группе и их следует рассматривать отдельно. Только очень небольшая доля тех, кто принадлежит к монгольским народам, считает русский язык родным.
В XVII в. буряты вели кочевой образ жизни, многие из них платили дань монголам, но после того как была установлена граница между Монголией и Россией, большая их часть решила остаться на российской территории. Они сохраняли старинные традиции и находились под косвенным, а не прямым управлением царского пра-
202

вительства. Калмыки, как и буряты, говорят на одном из диалектов монгольского языка. Первоначально они жили на территории Западной Монголии (в Джунгарии), а в начале XVII в. мигрировали в Нижнее Поволжье, спасаясь от феодальных войн. К началу XVIII в. они перешли от шаманизма к буддизму и их культурные связи с Монголией сохранились. Позднее, под давлением царского правительства, часть калмыков вернулась в Китай, а оставшиеся 13 тыс. поселились на юго-западе Астраханской губернии. Как и буряты, калмыки имели своих племенных правителей. После революции кочевое скотоводство стало для калмыков менее важным, и в 1930-е годы, после насильственной коллективизации и прикрепления к земле, оно почти полностью исчезло.
Буряты (421 тыс. чел.)- коренное население Бурятии (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области (49,3 тыс. чел.), Агинского Бурятского автономного округа Читинской области (42,4 тыс. чел.). Небольшие группы бурят проживают в Монголии и на северо-востоке Китая. Их общая численность в мире достигает 500 тыс. чел. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, а верующие буряты Забайкалья - буддисты-ламаисты.
Калмыки (самоназвание хальмг) достигают численности 165,8 тыс. чел., составляют основное население Калмыкии (146,3 тыс. чел.), но живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае и в Сибири. Верующие калмыки - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), но часть из них - православные христиане.
Халха-монголы (2,1 тыс. чел.) живут в крупных городах, в основном в Москве. Подавляющая часть халха-
203

монголов живет в Китае (Внутренняя Монголия) и в Монголии. Верующие - буддисты-ламаисты.
Корейская группа
Эту языковую группу составляет один народ- корейцы (107,1 тыс. чел.; всего в мире 69,8 млн. чел.). Большая часть корейцев живет в двух государствах Корейского полуострова, но заметные их группы есть также в Китае (1,92 млн. чел.), Японии (670 тыс. чел.), США (500 тыс. чел.) и в среднеазиатских республиках бывшего СССР (438,7 тыс. чел.). В России наиболее компактные группы корейцев проживают на Сахалине (35,2 тыс. чел.), в Приморском крае (8,5 тыс. чел.). Ростовской области (7,1 тыс. чел.). Краснодарском крае (1,8 тыс. чел.), Ставропольском крае (4,6 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (5 тыс. чел.) и Северной Осетии (3 тыс. чел.). Большая часть корейцев России владеет русским языком. Верующие российские корейцы придерживаются традиционных верований, составляющих сложное переплетение буддийских, конфуцианских, даосистских представлений с элементами христианства (которое в форме православия распространилось среди корейцев России в конце XIX в.) и мощным пластом древних шаманских культов.
Народы Севера
Коренное население Российского Севера гораздо более разнообразно и многочисленно, чем население арктической и субарктической Америки. Советские этно-
204

графы использовали понятие "малые народы Севера" для общего обозначения 26 народов, принадлежащих к алтайской и уральско-юкагирской семьям и палеоазиатским народам, но исключили при этом две большие по численности национальные северные группы - коми и якутов. Наряду с мордвой, удмуртами и марийцами они были причислены к финно-угорским народам. С другой стороны, эстонцы и карелы, хотя и принадлежащие к финно-уграм, были отнесены к группе балтийских народов.
Численность некоторых народов Севера при царском режиме сокращалась, но вряд ли можно говорить об изменении этой ситуации после революции: численность их, например, с 1926 по 1970 г. возросла менее чем на 10%. Правда, частично это объясняется ассимиляцией народов Севера с русскими мигрантами, которую не смогло предотвратить широко разрекламированное изобретение письменности почти всеми малыми народами, численностью более 30-40 тыс. чел. В результате миграции русских все народы Севера, уже в первые десятилетия советской эпохи, за исключением коми-пермяков, стали меньшинствами на собственных территориях, носивших их имя.
Якуты (самоназвание саха) в РФ достигают численности 380,2 тыс. чел., в Якутии - 365,2 тыс. чел. Основные территориальные группы якутов - амгинско-лен-ские, вилюйские, олекминские, северные якуты-оленеводы. Якутский язык входит в карлукскую ветвь тюркских языков.
Долганы (6,6 тыс. чел.) живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, главным образом в Хатангском районе, а также в Якутии. Говорят на долганском диалекте якутского языка. По вероисповеданию православные.
205

Эвенки (29,9 тыс. чел.) живут от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и р. Амур на юге, а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел.). Верующие эвенки - православные, при сохранении мощного пласта дохристианских верований.
Эвены (устаревшее название ламуты) достигают численности 17,2 тыс. чел. Они населяют территорию Охотского побережья и прилегающих к нему районов Верхнеколымского бассейна, а также побережья Гижи-гинской и Пенжинской губ. Распространенная религия - православное христианство, но сохранились и дохристианские религиозные представления.
Нанайцы (12 тыс. чел.) живут в основном в Хабаровском крае на Амуре (районы Хабаровский, Нанайский, Комсомольский), а также в Приморском крае, на Сахалине. Часть нанайцев (4,2 тыс. чел.) расселена в Маньчжурии (КНР). Формально к XIX в. нанайцы были обращены в православие, однако сохранили традиционные верования - анимизм, шаманизм.
Ульчи (3,2 тыс. чел.) живут в Ульчском районе Хабаровского края (2,7 тыс. чел.) и некоторых других регионах Приамурья. Верующие ульчи - православные.
Удэгейцы (1,9 тыс. чел.)- один из народов Хабаровского и Приморского краев (живут в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Язык удэгейцев бесписьменный. Среди удэгейцев преобладают традиционные верования - шаманизм, анимизм.
Орочи (915 чел.) живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на р. Тумнин близ г. Советская (в прошлом Императорская) Гавань, а также на Амуре.
206

Язык орочей бесписьменный. Современные орочи двуязычны, но молодое поколение владеет только русским. Почти 80% орочей считает родным русский язык.
Негидальцы (622 чел.) преимущественно живут в Хабаровском крае на реках Амур и Амгунь. Традиционные верования негидальцев - анимизм, шаманизм. В XIX в. они были формально крещены в православие.
Ороки (179 чел.) проживают в Сахалинской области. Орокский язык относится к числу бесписьменных. Верующие ороки исповедуют православие.
Селькупы (остяки-самоеды, остяки; 3,6 тыс. чел.) живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и в других районах Тюменской области (1632 чел.), в Каргасокском, Парабельском, Верх-некетском, Колпашевском районах Томской области (1347 чел.), а небольшая их группа- в Туруханском районе Красноярского края. В составе селькупов различаются две территориальные изолированные группы:
северные и южные селькупы. В 1989 г. русский язык в качестве родного назвали 50,6% селькупов. Для традиционной религии селькупов характерны анимистические представления.
Нганасаны (самоеды-тавгийцы; 1,3 тыс. чел.) расселены в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (849 чел.). Разделяются на две группы: западные (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и восточные (вадеевские нганасаны, с центром в пос. Новая). Различаются авамский и вадеевский говоры. Вадеевские нганасаны владеют также долганским языком. Сам нганасанский язык бесписьменный. По религиозным воззрениям нганасаны - шаманисты.
Энцы (198 чел.; по данным этнографических опросов, 340 чел.) - коренное население Таймырского (Дол-207

гано-Ненецкого) автономного округа (103 чел.). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах. Энецкий язык имеет диалекты. Верующие.энцы - православные.
Юкагирская группа
Юкагиры (самоназвание одул, вадул; устаревшее русское наименование омоки) достигают численности 1,1 тыс. чел., живут в Нижнеколымском районе (тунд-ренные юкагиры, или одул). Юкагирский язык имеет тундренный и таежный диалекты. Распространены также якутский, эвенский и чукотские языки. С XVIII в. среди юкагиров внедрялось православие, однако они сохранили и дохристианские верования.
Чукотско-камчатская группа
Чукчи (15,1 тыс. чел.)- коренное население Чукотского автономного округа (11,9 тыс. чел.). Живут также на севере Корякского округа (1,5 тыс. чел.) и в Нижнеколымском районе Якутии (1,3 тыс. чел.). В 1989 г. более 1,5 тыс. чел. проживало в городах Магадан, Анадырь. Христианизированы слабо. Традиционные верования - анимизм, шаманизм.
Коряки (единого самоназвания не имели; 8,9 тыс. чел.)- коренное население Корякского автономного округа Камчатской области (6,6 тыс. чел.). Живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенском районе Магаданской области (1 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 9,2 тыс. чел. Основные группы - коряки береговые, оседлые, и коряки оленные, кочевые. Обращены в православие, но сохраняют и традиционные верования - шаманизм, промысловые культы.
208

Ительмены (камчадалы; 2,4 тыс. чел.) - коренное население Камчатки. Верующие ительмены - православные. Компактно (1,2 тыс. чел.) проживают в Тигильском районе Корякского автономного округа и Магаданской области (509 чел.).
Эскимосско-алеутская группа
Эскимосы, азиатские эскимосы (самоназвание юпигыт, югыт; 1,7 тыс. чел.) живут смешанно с чукчами на восточном побережье Чукотки и на о. Врангеля. Американские эскимосы живут также в США (35 тыс. чел.), Канаде (26 тыс. чел.), Гренландии (45 тыс. чел.). Азиатские эскимосы практически не христианизированы и сохранили свои традиционные верования - промысловые культы, шаманизм.
Алеуты (самоназвание алеут, унанган) - коренное население Командорских островов. В России проживает всего 644 алеута, а их численность на территории бывшего СССР достигала 702 чел. Алеуты живут также в США (Алеутские острова, юго-западная оконечность Аляски и некоторые прилегающие к Аляске мелкие острова). Общая численность алеутов в мире составляет 3 тыс. чел. Алеутский язык распадается на уналашкин-ский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный) диалекты. Родной язык сохранили немногие алеуты, перейдя в основном на русский или английский (в США) языки. Все алеуты, православные, на них сильное влияние оказала русская культура. Для традиционных верований алеутов характерны вера в духов, шаманство.
209

Китайско-тибетская группа
Китайцы в настоящее время представлены как собственно китайцами, так и их потомками от смешанных браков, которые считают себя китайцами, но в большинстве не знают китайского языка. В 90-е годы XX в. численность китайцев в России возросла и требует уточнения.
Кавказские народы
Кавказ - живой музей языков и народов, которые населяли эту территорию с древнейших времен. Это армяне, чей язык относится к индоевропейскому; народы Северо-Западного Кавказа- абхазы и адыги; на-хские народы - чеченцы и ингуши, населяющие склоны Большого Кавказского хребта; картвелы (грузины), занимающие юго-западную и центральную часть Кавказа, а также около 30 народов Дагестана. Автономия кавказских народов сыграла важную роль в сохранении национальных языков, поддерживая преподавание на родных языках, трансляции передач национального радио и телевидения.
На Кавказе всегда был обычен би- и трилингвизм, но в процессе советизации русский язык постепенно вытеснял тюркский в качестве lingva franca, языка межнационального общения. Культурное доминирование русских вызвало эрозию даже такого древнего языка, как грузинский, но процесс русской экспансии и колонизации затронул Кавказ в гораздо меньшей степени, чем Сибирь.
210

Нахско-дагестанская группа
Нахская подгруппа
Чеченцы (самоназвание нохчий; 899 тыс. чел.)- коренное население Чечни. Их численность в Чечне и Ингушетии составляет 734,5 тыс. чел., в Дагестане - около 58 тыс., в Ставропольском крае- 15 тыс., в Волгоградской области - 11,1 тыс., в Калмыкии - 8,3 тыс., в Астраханской области - 7,9 тыс., в Саратовской области - 6 тыс., в Тюменской области - 4,6 тыс., в Северной Осетии - 2,6 тыс., в Москве - 2,1 тыс. чел. В Казахстане численность чеченцев достигает 49,5 тыс. чел., в Киргизии - 2,6 тыс., на Украине - 1,8 тыс. чел. Чеченцы - мусульмане-сунниты, среди них распространены суфий-ские учения двух толков - накшбанди и надири. Особую экстерриториальную группу составляют чеченцы-аккинцы Дагестана.
Чеченский язык делится на ряд диалектов: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, кистинский (под сильным влиянием грузинского языка), галанчожский (близкий к ингушскому языку). В составе нахской подгруппы вместе с ингушским и чеченским выделяется также бацбийский язык, употребляемый в единственном Цова-тушинском селении Ахметаского района Грузии.
Ингуши (самоназвание галгаи; в Российской Федерации 215,1 тыс. чел.) проживают в Ингушетии и Чечне (163,8 тыс. чел.). Северной Осетии (32,8 тыс. чел.) и др. Общая численность ингушей составляет более 237 тыс. чел. Верующие ингуши, как и большинство коренных народов Северного Кавказа, - мусульмане-сунниты.
211

Дагестанская подгруппа
Аваро-андо-цезская ветвь. Аварцы - коренное население Дагестана. Их численность в РФ, включая родственные андийские, цезские народы, арчинцев (говорящих на языке, близком к лезгинскому), составляет 544 тыс. чел., в том числе в Дагестане - 496,1 тыс. Аварцы живут также в Чечне, Калмыкии, а кроме того, в Азербайджане (44,1 тыс.), Грузии (4,2 тыс.), Казахстане (2,8 тыс.). Общая численность всех аварцев достигает 601 тыс. чел. Диалекты аварского языка делятся на две группы: северное наречие и южное наречие. Аварцы исповедуют суннитское направление ислама.
Андийские народы - группа народов в составе ан-до-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана. Их общая численность в РФ (вместе с цезскими народами) достигает, по оценочным данным за 1992 г., 55-60 тыс. чел. Андийские народы населяют высокогорья Западного Дагестана и в языково-культурном отношении родственны аварцам. Среди них выделяются андийцы (около 30 тыс., по оценкам 1992 г.). Андийский язык имеет семь говоров, которые объединяются в два сильно различающихся между собой диалекта- верхнеандийский и нижнеандийский. Среди андийцев распространены также аварский и (у мужчин) чеченский языки. В качестве отдельных андийских народов можно назвать ахварцев, багулалов (или кванадинцев), ботлихцев, годоберинцев, чамалалов, каратинцев, тиндалов. Языки этих народов обычно употребляются в пределах лишь одного или нескольких аулов, поэтому для общения между собой и с народами цезской группы используется аварский язык.
Цезские народы - группа этносов в составе андоцезских (андодидойских) народов Дагестана; родствен-
212

ны аварцам, в составе которых и учитывались при проведении переписей. Эта группа народов - коренное население Западного Дагестана. Их селения разбросаны по ущельям в приграничной с Грузией полосе. Часть цез-ских народов в годы советской власти переселилась на Кумыкскую плоскость. Цезские языки имеют значительное количество диалектов; различия между этими языками сильнее, чем между андийскими. Наиболее крупный народ - цезы (или дидойцы), которые кроме Западного Дагестана живут также в Грузии. Их общая численность, по оценке 1989 г., 8 тыс. чел. Часть исследователей считает дидойцев субэтнической группой в составе аварцев. Другие цезские народы - хваршины, гинухцы, гунзиб-цы,бежтинцы.
Даргинская ветвь. Даргинцы в РФ (вместе с кайтаг-цами и кубачинцами) достигают численности 353,3 тыс. чел., в том числе в Дагестане - 280,4 тыс. чел., в Ставропольском крае- 32,7 тыс. и в Калмыкии- 12,9 тыс. Общая их численность- 365 тыс. чел. Важнейшие диалекты даргинского языка - акушинский, цудахарский, урахинский (хюркилинский). сирхинский, мекегинский, хайдагский, муэринский, губденский, кадарский, куба-чинский, чирагский, мегебский. В составе даргинцев выделяется несколько этнографических групп, в первую очередь - кубачинцы и кайтагцы, а также акушинцы, хюркилинцы, цудахарцы, сирхинцы, муэринцы, Кайтаг-цев одни исследователи считают субэтнической группой даргинцев, а другие- самостоятельным этносом. Они говорят на хайдагском (кайтагском) диалекте даргинского языка и живут в средней части Дагестана (предгорная, горная и равнинная зоны) с районным центром в с. Маджалис. По переписи 1926 г. численность кайтагцев составляла 14,4 тыс. чел. Кубачинцы - жители пос. Куба-
213

чи Дахадаевского района Дагестана (по оценке, 1,9 тыс. чел.). Переписью 1926 г. они выделялись как самостоятельный этнос (2371 чел.), в дальнейшем включались в состав даргинцев.
Лакская ветвь. Лакцы (или казикумухцы; 106,2 тыс. чел.) живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), а также в равнинной части Дагестана (Новолакский и другие районы) и за пределами Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая их численность- 118,1 тыс. чел., из них в Дагестане живут 91,7 тыс. чел. Лакский язык распадается на ку-мухский, вицхинский, вихлинский, шаднинский, ара-кульский, бартхинский и аштикулинский диалекты.
Лезгинская ветвь. Лезгинские языки делятся на пять подгрупп: восточнолезгинскую с лезгинским и табасаранским языками; западнолезгинскую с рутульским, агульским и цахурским языками; южнолезгинскую, или шахдагскую, с крызским и будугским языками, а также арчинский и удинский языки, составляющие каждый отдельную подгруппу.
Лезгины (в РФ 257,2 тыс. чел.) - коренное население Юго-Восточного Дагестана (Курахский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Ахтынский, частично Ру-тульский и Хивский районы, где их насчитывается 204,4 тыс. чел.) и прилегающих районов Азербайджана (171,4 тыс.). Общая численность лезгин в бывшем СССР - 466 тыс. чел. Диалекты лезгинского языка делятся на три группы: кюринскую, самурскую и кубинскую. Этнографические группы совпадают с диалектными. Большинство лезгин кроме родного знают азербайджанский и русский языки. Хотя верующие лезгины - мусульмане-сунниты, в с. Мискинджа Ахтынского района распространено шиитское направление ислама.
214

Арчинцы (оценочная численность свыше 1 тыс. чел.) - коренное население Дагестана. Обычно включались в ходе переписей в состав аварцев, хотя арчинский язык близок к лезгинским языкам.
Табасараны (93,6 тыс. чел.; в Дагестане 78,2 тыс.) живут в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы), на равнине (Дербентский район), а также в предгорной зоне Табасаранского района. Общая численность - 97,5 тыс. чел. Табасаранский язык распадается на северный и южный диалекты.
Агулы (17,7 тыс. чел.; в Дагестане 13,8 тыс. чел., а общая численность 18,7 тыс.) делятся на четыре этнографические группы, именуемые по названиям соответствующих ущелий. Агульский язык имеет диалекты:
тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошан-ский, буркиханский, фитинский, а каждая община - свой говор.
Рутульцы (19,5 тыс. чел.) живут в Рутульском и Ах-тынском районах Дагестана, основное селение - Рутул. В Дагестане их численность достигает 14,95 тыс. чел., они живут также в Нухинском районе Азербайджана. Их общая численность - 20,4 тыс. чел. Рутульский (или му-хадский) язык имеет диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский.
Цахуры (6,5 тыс. чел., из них в Дагестане - 5,2 тыс.) живут также в Азербайджане (13,3 тыс. чел.). Общая численность- 19,8 тыс. чел. Цахурский язык включает цахский и гельмецкий диалекты.
Удины (их численность в РФ - 1,1 тыс. чел., в Азербайджане- 6,1 тыс.) живут также в Грузии. Их общая численность около 8 тыс. чел. Удинский язык имеет два диалекта: варташенский и ниджский. Среди них распространены, кроме того, азербайджанский и армянский
215

языки. Верующие удины - христиане (монофиситы и православные).
В особую группу ("шахдагская группа") объединяются три народа лезгинской ветви - будугцы, крызы и хиналугцы. Каждый из них говорит на своем языке, но в быту почти все пользуются азербайджанским языком. Из них только будугцы в настоящее время живут в пределах России - в нескольких селениях Кубинского и Хачмас-ского районов Дагестана.
Абхазо-адыгская группа
Адыги- этническая общность, включающая в настоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Численность адыгского населения РФ- 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают таюке абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеданию все они мусульмане-сунниты. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западно-адыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диалектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабардино-черкесского языка).
Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в
216

основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабардинцев, живущих в Адыгее); выделяется также малокабардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы - мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа- в основном христиане-православные.
Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) живут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге-рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев-цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диалектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев-ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобразный, шапсугский.
Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс. чел.) проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, куда переселились во второй половине XIX в. Черкесы имеют единый литературный язык с кабардинцами.
Шапсуги в настоящее время выделяются как самостоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Современная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсипском и Лазаревском районах Краснодарского края и небольшими группами в Адыгее.
Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) - коренное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Западной Европы, США. Диалекты абхазского языка- аб-
217

жуйский и бзыбский. Верующие абхазы - христиане-православные и мусульмане-сунниты.
Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселены в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкородственный абхазскому, имеет два диалекта (соответствующих двум субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапантский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.
Некоторые исследователи говорят о едином абхазо-абазинском языке и его диалектах. Промежуточное положение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его помнят лишь несколько человек - потомки убыхских ма-хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшиеся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абхазами, либо адыгейцами-шапсугами.
Картвельская группа
Из представителей этой языковой семьи в РФ проживают по преимуществу грузины (самоназвание картвели; 130,7 тыс. чел.). Грузины - основное население Грузии (3787,4 тыс. чел.); в пределах России живут в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии (12,3 тыс. чел.). Краснодарском крае (12,8 тыс.). Ставропольском крае (6 тыс.), Чечне (1 тыс.), Дагестане (0,9 тыс. чел.). Грузинский язык имеет многочисленные диалекты. Свои языки имеют субэтнические группы в составе грузин - мегрелы, сваны (Западная Грузия), лазы (в основном
218

Турция). Сохраняются локально-этнические группы грузинского народа- картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхумцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилой-цы (в Азербайджане). Большинство грузин - христиане-православные. Аджарцы, грузинские месхи и ингилой-цы - мусульмане-сунниты. Есть небольшие группы грузин-католиков.
Грузинские евреи (самоназвание эбраэли) - этнолингвистическая группа евреев. В РФ их 1,2 тыс. чел., в Грузии- 14,31 тыс. чел. Говорят на грузинском языке. Используют его также в качестве письменного языка. Верующие- иудаисты. В 1970 г. 43 тыс. грузинских евреев называли родным грузинский язык; 70% из них к концу 1970-х годов выехало в Израиль.
Финно-угорские народы
Финская группа
Народы финской группы уральско-юкагирской языковой семьи составляют несколько ветвей: прибалто-финскую, поволжско-финскую и пермскую.
Мордва (998 тыс. чел.)- коренное население Мордовии (313,4 тыс.). Живут также в Башкирии (31,9 тыс.), Татарии (28,9 тыс.), Чувашии (18,7 тыс.), Самарской (116,5 тыс.), Пензенской (86,4 тыс.), Оренбургской (68 тыс.). Ульяновской (61,6 тыс.). Нижегородской (36,7 тыс.). Саратовской областях (23,4 тыс.), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс.), а кроме того, в Казахстане (30 тыс.), на Украине (19,3 тыс.), в Узбекистане (11,9 тыс. чел.). Мордовский народ состоит из двух су-
219

бэтносов - эрзя и мокша, имеющих свои языки. В Мордовии группа мокша расселена преимущественно в западных и южных районах, а эрзя - на востоке республики. Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская мокша, именуемая иногда "шокшей" (проживают в основном в Теньгушевском районе Мордовии), и каратайская мордва, именуемая иногда "кара-таями" (проживают в Камско-Устьинском районе Татарстана). Еще в первой половине XX столетия существовала особая этнографическая группа - терюшевская мордва (терюшане, или терюхане). Полностью перейдя на русский язык, они продолжали считать себя мордвой и сохраняли мордовские (эрзянские) черты в материальной и духовной культуре. Эрзянский язык включает пять диалектов, а мокшанский - три диалекта. Верующие представители мордовского народа - православные, их крещение было завершено уже в середине XVIII столетия.
Марийцы, или черемисы (643,7 тыс. чел.), - коренное население Республики Марий-Эл (324,4 тыс. чел.). Компактно живут также в Башкирии (105,7 тыс.), Татарии (19,5 тыс.), Удмуртии (9,5 тыс.). Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Делятся на три основные субэтнические группы: горных (правобережье Волги), луговых (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточных (к востоку от р. Вятки, главным образом на территории Башкирии) марийцев. В марийском языке выделяются следующие наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Верующие марийцы преимущественно православные и приверженцы "марийской веры" ("марла вера"), сочетающие православие с традиционными верованиями, но восточные марийцы сохранили дохристианские культы.
220

Удмурты, или вотяки (714,8 тыс. чел.), - коренное население Удмуртии (496,5 тыс.). Они живут также в Татарии (24,8 тыс.), Башкирии (23,7 тыс.), Марий-Эл (2,5 тыс.); в Пермской (32,8 тыс.). Кировской (2 тыс.), Тюменской (7,1 тыс.). Свердловской (23,6 тыс.) областях; в Казахстане (15,8 тыс.), на Украине (8,6 тыс.), в Узбекистане (2,7 тыс.), Белоруссии (1,2 тыс. чел.). Удмуртский язык имеет несколько диалектов- северный, южный, бесермянский - и срединные говоры. Большая часть верующих - православные, но некоторые придерживаются дохристианских верований. У южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных - русское. В настоящее время лишь 69,6% удмуртов России считают удмуртский язык родным. Однако в пределах своей республики удмуртский язык считают родным 75,7% удмуртов. Выделяется этнографическая группа бесермян, которые проживают на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чупцы (приток р. Вятки), а также в сопредельных районах Кировской области. Их численность по переписи 1926 г. составляла 10 тыс. чел., но в последующих переписях они включались в число удмуртов. В языке бесермян ощутимо тюркское
влияние.
Коми (коми-зыряне; 336,3 тыс. чел.), составляя титульный народ Республики Коми (291,5 тыс. чел.), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях. Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Основные этнографические группы коми - верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Язык народа коми имеет следующие диалекты: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присык-
221

тывкарский, среднесысольский, удорский. Большая часть верующих - православные, но есть и старообрядцы.
Коми-пермяки (147,3 тыс. чел.)- коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс. чел.) и части Пермской области. Общая численность коми-пермяков в СССР была 152,1 тыс. чел. В пределах одноименного автономного округа они составляют 60% населения. За его пределами исторически сложились две компактные группы коми-пермяков - язьвинские и зюз-динские. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне р. Язьвы (приток Вишеры) и насчитывают около 2 тыс. чел. Зюздинские коми-пермяки живут в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области (в 1950-х годах их было около 7 тыс. чел.). В настоящее время зюздинские коми-пермяки как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. В последних переписях их записывали русскими, хотя часть ич них сохранила и национальное самосознание и родной язык. Коми-пермяцкий язык, близкородственный коми-зырянскому и удмуртскому, имеет четыре наречия: северное (косинско-камское), южное (иньвенское), верхнекамское и коми-язьвинское. Большая часть верующих коми-пермяков- православные христиане, среди которых есть и старообрядцы.
Карелы (124,9 тыс. чел.) проживают в Республике Карелия (78,9 тыс.), а также в Тверской области - тверские, или верхневолжские, карелы (23,2 тыс.), в Ленинградской. Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской областях. Основные диалекты карельского языка - собственно карельский (средняя и северная часть Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространен также финский язык. Верующие карелы - православные.
222

Финны (47,1 тыс. чел.) живут в Карелии (18,4 тыс.), Ленинградской области (11,8 тыс.), Санкт-Петербурге (5,5 тыс.). Их численность в Финляндии 4,6 млн. чел. Самая многочисленная группа в РФ - финны-ингерманландцы, старожильческое население современной Ленинградской области. Традиционно финны исповедуют лютеранство.
Эстонцы (46,4 тыс. чел.) - основное население Эстонии, где они составляют 963,3 тыс. чел. Общая численность эстонцев в мире 1,1 млн. чел. Диалекты эстонского языка объединяются в группы - северную, южную и северо-восточную прибрежную. Верующие эстонцы - лютеране, однако есть православная этноконфессиональная группа эстонцев - сету.
Вепсы (дореволюционное русское название "чудь") живут группами на юге Республики Карелия, в северовосточных районах Ленинградской и в северо-западных районах Вологодской области. Общая численность вепсов в РФ 12,5 тыс. чел., из них 49,6% проживает в Карелии. Вепсский язык делится на три диалекта: северный, средний и южный. Среди вепсов распространено православие.
Ижорцы (449 чел.) говорят на ижорском языке, который имеет четыре диалекта: сойкинский; нижнелужский, характеризующийся наличием водского субстрата; восточный (или хеваский), и оредежский, на котором, в отличие от остальных, не сказалось воздействие финского языка. Ижорцы живут преимущественно в северозападной части Ленинградской области и в Эстонии. Общая их численность в пределах бывшего СССР 820 чел.
Водь (самоназвание вадьялайе) - крошечный прибалтофинский народ, насчитывающий в настоящее вре-
223

мя менее 100 чел. (в середине XIX в. численность води достигала 5 тыс. чел.). Живут чересполосно с ижорцами и русскими. По большей части утратили родной язык. По вероисповеданию православные христиане.
Саамы (лопари; 1,8 тыс. чел.) живут на Кольском полуострове (главным образом в Ловозерском районе Мурманской области с центром в с. Ловозеро). В отличие от саамов Скандинавии и Финляндии, называются Кольскими саамами. Язык Кольских саамов имеет четыре диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский и бабенский, а также ряд говоров. Верующие саамы - православные.
Угорская группа
Ханты (остяки; 22,3 тыс. чел.) - коренное население Западной Сибири. Сосредоточены в Ханты-Мансийском (11,9 тыс.), Ямало-Ненецком (7,2 тыс.) автономных округах и Томской области (804 чел.). Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные. Они различаются диалектами, самоназваниями, хозяйственными и культурными особенностями. Внутри каждой из них выделяются также территориальные группы (васюганские, салымские, казымские и др.) по названиям обских и иртышских притоков, где живут эти группы хантов. Верующие ханты - православные, сохранились и дохристианские верования.
Манси (вогулы; 8,3 тыс. чел.) - коренное население Ханты-Мансийского автономного округа (6,6 тыс. чел.). Живут на левых притоках Оби. Небольшая группа есть на северо-востоке Свердловской области. Объединяются с хантами под названием "обские угры". Родной язык сохранили лишь 3,1 тыс. манси. Среди них выделяются
224

этнографические группы: северная с сосьвинским и верхнелозьвинским диалектами; южная (или тавдин-ская); восточная с кондинским диалектом; западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Язык и традиционная культура сохранились лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси. Манси были крещены, но сохранили пережитки дохристианских верований.
Венгры (5,7 тыс. чел.; живут также на Украине- 161,1 тыс.). Общая численность в мире- 14,5 млн. чел., в том числе в Венгрии - 10,6 млн. чел. В России венгры проживают дисперсно в крупных городах. Верующие в основном католики, но есть кальвинисты и незначительное число лютеран.
Самодийская группа
Ненцы (самоеды, юраки; 34,2 тыс. чел.) - коренное население Европейского Севера и северной части Западной Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. чел.), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс.), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс.) и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (2,4 тыс. чел.). Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалектам, особенностям культуры. Лесные ненцы насчитывают около 2 тыс.чел.
225 Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.