Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Да благословит вас Христос!

Романо Скальфи. Краткая история Католической Церкви

Распространение христианства в Европе

За несколько веков народы по ту сторону границы приходят в движение и рассеиваются почти по всей империи. Германские народы (франки, вандалы, лангобарды) с севера Европы перемещаются вплоть до Африки и Италии. Славянские народы продвигаются на запад, занимая Балканы и Италию. Тюрки приходят на Балканы из степей Средней Азии. Об арабах только что говорилось.

Кочевые племена, сталкиваясь с цивилизованными народами, понемногу сосредоточиваются в одном регионе. Церковь должна принимать во внимание эти новые обстоятельства. У некоторых из этих народов своя племенная религия, некоторые становятся арианами. Большинство из них можно обратить в христианство. Этот труд займет Церковь на века.

Лангобарды

В 568 году под предводительством короля Альбиона и других военачальников лангобарды переходят через Альпы и приходят в Италию, занимая ее почти без кровопролития. Первое лангобардское герцогство возникает в Чивидале, а далее различные герцогства образуются по всему полуострову. Главным городом становится Павия, расположенная недалеко от Милана.

Пришедшие племена кочевников смешиваются с местным населением, более слабым к этому времени в военном отношении, но имевшим великую культуру. При этом лангобардс кие завоеватели оказываются особо восприимчивы к римской и христианской культуре. Частично лангобарды — ариане, а частично — еще язычники.

После знакомства с папой Григорием Великим королева Теодолинда принимает христианство и уговаривает креститься короля Агилульфа. С этого времени лангобарды могут быть христианами, оставаясь при этом в лоне своего народа. Связи между лангобардами и итальянским народом становятся все более тесными, лангобардские законы сливаются с римскими. Обратившись в христианство, король и герцоги помогают Церкви, учреждают монастыри. Придя в страну полного упадка, народ воинов, с одной стороны, дает ее землям новую жизнь, а с другой стороны, становится христианским, создавая таким образом новую общность и предпосылки для возрождения самой страны. Когда вера питается глубокой и интенсивной религиозной жизнью, возрождение народа происходит в любой ситуации.

Святой Григорий Великий

Григорий родился около 540 года в знатной римской семье. Когда ему исполняется тридцать лет, он назначается губернатором Рима и вскоре приобретает известность благодаря благотворительной деятельности в пользу бедняков. В 578 году Григорий неожиданно покидает свой высокий пост и с несколькими товарищами затворяется в своем дворце на Целии (один из холмов Рима). Дворец он преобразует в монастырь с уставом святого Бенедикта. В 579 году папа Пелагий II посылает Григория послом к императору и патриарху в Константино поль, и тот живет там семь лет. Вернувшись в Рим, Григорий продолжает вести монашескую жизнь, но довольно скоро, после смерти Пелагия II, в 590 году он избирается папой.

Св. Григорий испытывает огромное почтение к монашеству, он первый составляет жизнеописание св. Бенедикта. И именно на бенедиктинцев он в основном возлагает обязанность обращать новые народы и утверждать христиан в вере. В 596 году сорок бенедиктинцев-монахов во главе с аббатом Августином, покинув Рим, направляются в Англию и остаются жить в Кенте. В 601 году принимает крещение сам король кентов (Британия в это время разделена на несколько независимых государств), а с ним и его многочисленные подданные. Аббат Августин возводится в сан епископа Кентерберийского — это самая первая и главная кафедра Англии и тогда, и в наши дни. Кентербери становится центром, из которого Августин и его монахи устремляются проповедовать в другие государства. За короткое время Британия становится христианской.

Послание святого папы Григория Великого к святому Августину Кентерберийскому : «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2, 14), ибо пшеничное зерно, упавши в землю, умерло, дабы не одиноко царил в небесах Тот, Чьею смертью мы живем, Чьею слабостью укреплены, Чьим страданием избавлены от страдания. Из любви к Нему мы искали в Британии братьев, нам неведомых, и Его милостью нашли тех, кого искали, не зная.

Кто сумел бы сказать, какая радость снизошла в сердца всех верных от того, что народ англов действием благодати Бога Всемогущего и твоими трудами, брат мой, разогнал мрак заблуждения и просветился светом святой веры? Обновленный душою, он ныне попирает идолов, коим ранее служил в безумном страхе. С чистым сердцем он простирается ниц перед Богом Всемогущим. Удержанный наставлениями святой проповеди от зла, он покоряется сердцем заповедям Божиим, дабы возвыситься до постижения Его. Он склоняется до земли в молитве, дабы не лечь в земле духом. Кто сделал все это, если не Тот, Кто сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5, 17).

Желая показать, что мир обращается в христианство не мудростью людской, но Его властью, Он избрал Своими проповедниками, дабы послать их в мир, людей неученых. И ныне Он делает то же самое: Ему угодно творить чудеса с народом англов посредством смиренных рабов Своих. Но из-за этого-то дара небесного, любезный брат мой, ты и должен вместе с великой радостию испытывать величайший трепет.

Мне доподлинно известно, что через тебя, возлюбленный мой, Бог Всемогущий творит удивительные чудеса среди этого народа, который Он пожелал избрать. Поэтому и необходимо, чтобы этим самым даром небесным ты пользовался со страхом и трепетал даже в радости. Веселись, ибо души англов внешними чудесами притягива ются к внутренней благодати. Страшись, как бы посреди совершающихся чудес слабая душа не превознеслась, возгордившись собою, и посреди внешних почестей не пала от внутреннего тщеславия.

Нам следует помнить, что ученики, возвратившись с радостью после проповеди, когда говорили Учителю Небесному: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10, 17) — тотчас услыхали в ответ: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10, 20).

Испания

В конце VI веха Испания занята вестготами (западными готами), имеются лишь небольшие вкрапления византийцев (на юге) и германских свевов (на севере). Как и лангобарды, вестготы, в отличие от местного населения, принадлежащего Церкви, являются арианами. Первое время обе конфессии мирно сосуществуют, но вскоре готскую аристократию охватывает чувство страха: она боится, что утратит контроль над религиозной жизнью. Это объясняется тем, что простой народ начинает переходить в истинную веру. В 580 году король Леовигильд созывает Толедский Собор, на котором предписывает всем арианскую религию. Он не преследует истинно верующих, но всеми силами покровительствует арианам и препятствует обращению готов. Леовигильд убивает своего сына, но после его смерти новый король Реккареро становится католиком и тем самым указывает путь своим подданным. Вестготское королевство, став мирным и единым, вступает в эпоху расцвета. В Испании зарождается новая культура, которая берет лучшее у римлян, греков и готов. Большая заслуга в культурном обновлении принадлежит Исидору, епископу Севильско му, одному из самых просвещенных людей того времени. В течение многих веков, вплоть до ХIII века, его энциклопедия является обязательным пособием во всех школах.

Ирландия

В Ирландию христианство приходит вместе с епископом св. Патриком, но оно сохраняется, углубляется и распространяет ся, главным образом, благодаря монахам-бенедиктинцам. Монахи больше не живут изолированно от других людей, они постоянно общаются с местным населением, учат его трудиться, читать и молиться. В 590 году св. Колумбан, самый известный ирландский монах, вместе с двенадцатью спутниками отправляются в паломничество в королевство франков. Там они сталкиваются с глубоким невежеством и народа, и духовенства. Видя это, Колумбан остается в королевстве и учреждает монастырь в Люксее, который становится знаменитым центром сельского хозяйства, культуры, благочестия, богослуже ния и помощи бедным.

Из «Глав о любви» св. Максима Исповедника : Без любви все есть суета сует. Любовь — это наилучшее расположение духа, который ничего не желает так, как познания Бога. Однако никто не мог бы достичь такого расположения, если бы дух его был привязан только к земным вещам.

Кто любит Бога, всему тварному предпочитает познание премудрости Его и постоянно прибегает к Нему чаянием и любовью души. Для всего сущего Бог — Создатель и конечная цель. Бог бесконечно превосходит все то, что Он создал как Творец. Посему тот, кто оставляет Бога Всевышнего и влечется к сотворенному, показывает, что ценит Создателя всего много менее вещей, которые Им сотворены.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15). И далее: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15, 17). А потому кто не любит ближнего, тот не соблюдает заповедей Божиих, а кто не соблюдает заповедей, не может сказать, что любит Господа.

Блажен человек, умеющий равно любить каждого человека.

Кто любит Бога, истинно любит и ближнего, и кто таков, тот не трудится, копя деньги лишь для себя, но думает и о тех, кто в них нуждается.

Подражая Богу, он творит милостыню доброму и дурному, праведному и неправедному. При виде нужды других такой человек не делает различий, но всем раздает равно по мере нужды. И его нельзя счесть несправедливым, когда он в награду за добро выше злого ставит того, кто отличился добродетелью и трудолюбием.

Милосердная любовь не только щедрость на деньги, но и гораздо более — наставление в божественном учении и исполнении трудов действенного милосердия.

Кто глух к суетным призываниям и с чистотой помыслов служит ближнему, тот избавляется от всякой страсти и от всякого порока и становится причастником божественной любви и премудрости.

Кто имеет в себе божественную любовь, не устает и не иссякает в следовании Господу Богу своему, но крепкою душою претерпевает всякое лишение, и оскорбление, и обиду, нимало не желая зла никому.

«Не надейтесь на обманчивые слова:

Дело любви — сердечное услужение, снисхождение и терпение по отношению к ближнему; и еще — прямодушие и простота в пользовании вещами сотворенными.

Трудности на Востоке

Если на Западе после варварских нашествий идет процесс возрождения, во главе которого стоит Церковь, то на Востоке Церковь переживает период упадка. Извне ей угрожают персы и арабы, а изнутри продолжается борьба между приверженцами истинной веры и монофизитами. Стремясь сохранить единство, императоры вмешиваются в вопросы веры, иногда даже силой.

Против этого восстает св. Максим Исповедник. Прибыв в Рим, он заручается поддержкой папы Мартина I, который созывает в защиту Максима собор. Максим и Мартин арестованы, и Максим умирает в 662 году после пыток и мучений.

Иконоборцы

В VII веке широко распространено почитание икон. В то же самое время чрезмерно «духовно» верующие проповедуют учение, согласно которому иконы следует уничтожать. Существует, считают они, опасность идолопоклонства и непозволитель но изображать Христа и святых. Когда в начале VIII века императором становится Лев III Исавр, то он оказывает поддержку иконоборцам, то есть тем, которые говорят, что иконы нужно сжигать. Однако народ, вдохновляемый патриархом Константинополя и папой Римским, не подчиняется распоряжениям императора. Пламенным обличителем иконоборцев выступает св. Иоанн Дамаскин, один из великих отцов Восточной Церкви. Он родился в Дамаске около 675 года. В 710 году Иоанн наследует от отца должность логофета — чиновника, который представляет христианскую общину при дворце халифа. Затем он меняет чиновничью карьеру на жизнь монаха. Иоанн умирает в 749 году, окруженный почетом и поклонением христиан.

Ислам

Исламская вера оказывается очень динамичной, способной приводить в движение народы. В первой половине VIII века на Востоке ислам доходит до Китая и распространяется по равнинам Средней Азии, на Западе он выходит на африканский берег, проникая даже в берберские королевства Туниса и Марокко. Далее ислам через пролив проникает на Иберийский полуостров и приходит, наконец, на земли древней Галлии. Такое географическое положение дает исламу превосходство над всем известным древним миром. К 750 году центр исламского мира перемещается из Дамаска (Сирия) в Багдад — город, выросший на реке Тигр. Семью халифов Дамаска отрешают, к власти приходит новая династия Аббасидов, халифов Багдада. В это время средиземноморская торговля находится почти полностью в руках арабов.

Ислам изначально имеет суннитскую форму, которая связана с традицией эпохи Магомета. Единственный глава всех верующих, духовный и политический, — халиф Багдада, наследник пророка. Города обновляются и становятся не только административными, но и торговыми, и культурными центрами, откуда распространяется исламская религия. Появляются школы, библиотеки, обсерватории. Много внимания уделяется изучению медицины, алгебры и теологии. Среди крупных исламских городов этого времени выделяются Багдад и Амара на реке Тигр, Кордова и Альмерия в Испании, Фесс в Марокко, а позже — Палермо в Сицилии.

Лесная Европа

В Ирландии, Англии и на всем европейском континенте, за исключением областей, которые находятся под господством Византии, варварские народы (германские племена на Западе и славянские на Востоке) становятся оседлыми и организуют ся в многочисленные общества. Во главе таких обществ стоит обычно король или герцог. В религиозном отношении некоторые народы — еще ариане, некоторые придерживаются истинной веры, а у восточных славян еще распространено язычество. Вся социальная жизнь строится на личных отношениях. Для решения особо важных вопросов созывается собрание свободных людей. Такая система существенно отличается от римской, согласно которой все люди являются подданными империи.

В конце VII века племя франков постепенно собирается под властью Каролингской династии. Один из ее видных представителей — Карл Мартелл — расширяет свои владения как на Востоке, так и на Западе. В 732 году, в битве при Пуатье, он наголову разбил арабскую армию. Карл и его окружение заботятся о том, чтобы обратить ко Христу побежденные германские народы. Но это не мешает им захватить имущество Церкви и раздать его воинам, что имеет для Церкви достаточно серьезные последствия: теперь епископы и священники для того, чтобы выжить, вынуждены идти на поклон к знати.

Перед смертью (741 год) Карл Мартелл разделяет королевство между своими сыновьями: Карломаном и Пипином. Карломан, человек глубоко религиозный, удаляется от дел и недалеко от Рима, на горе Соратте, учреждает монастырь. Впоследствии он становится монахом-бенедиктинцем в Монте-Кассино.

Англосаксонское возрождение

До сих пор народы вдохновлялись классической культурой, одухотворяя ее христианской верой. Сейчас, вместо этого, появляются ученые люди, которые, не отрицая классических ценностей, обращаются к истории собственного народа. Так рождается новая культура, и первый ее центр возникает в Англии под руководством епископа св. Бенедикта. Св. Бенедикт учреждает множество монастырей, где монахов приучают к труду, наукам и молитве.

Наиболее известный представитель этого культурного движения — монах св. Беда Достопочтенный. Он родился в 672 году на севере Англии. В семь лет Беда поступает в монастырь св. Бенедикта. Жизнь Беды небогата событиями: попеременно учится сам, трудится, обучает других. Когда аббат Альбин возлагает на него обязанность написать историю англов, он пишет ее, не думая при этом, что его перо рождает шедевр, который прославит эпоху и останется жить в веках. «Церковная история Англов» повествует прежде всего об обращении народов Англии ко Христу. В 626 году, — рассказывает Беда, — король Эдвин созвал собрание, чтобы решить вопрос о принятии христианства. Тогда встал один из его советников и сказал: «О король, наша земная жизнь представляется мне полетом птицы. Зимой в приоткрывшуюся дверь теплого жилища внезапно влетает птица и также внезапно вылетает в другую дверь. В то короткое мгновение, пока птица остается в тепле, она чувствует себя хорошо, ну а потом? Так и мы: мы находимся в безопасности в короткой протяженности нашей жизни, ну а потом? Если эта религия может помочь нам в том, что происходит с нами после нашей жизни, то нам надо ее принять». После такого выступления англы решили принять христианство.

Англосаксонское возрождение выдвигает не только ученых. Сплоченные верой, англы ощущают необходимость нести евангельскую истину народам, еще не обращенным в христианство. Начинается настоящее миссионерское движение на европейский континент. Его вдохновитель — Виллиброрд, родившийся, как и св. Беда, на севере Англии и, как и он, еще мальчиком поступивший в монастырь. Приняв в тридцать лет священнический сан, он уезжает во Фризию (современная Голландия), проповедует христианство на нехристианских землях и останавливается в Утрехте, где поставлен первым епископом.

Еще более известная фигура — Винфрид, который позднее принимает имя Бонифация (673_754). Образование он получает в Экстере, первоначально является последователем и сподвижником Виллиброрда в Утрехте, но в 721 году покидает его и устремляется в Германию. Он живет в Ассии, учреждает там монастырь и обращает в христианство множество язычников.

Посещает Рим для того, чтобы встретиться с папой, и там его возводят в епископский сан. Папа возлагает на св. Бонифация обязанность нести Благую Весть язычникам, создавать новые церкви и реформировать уже существующие — те, которые утратили подлинный христианский дух. Св. Бонифаций основывает множество монастырей и епархий, он дает новый импульс духовной жизни. В своей апостольской и проповедни ческой деятельности он сталкивается с сопротивлением немалого числа духовенства и знати. Когда на смену Карломану, убежденному стороннику св. Бонифация, приходит Пипин, святой вынужден удалиться в епархию Майнца. Там он продолжает трудиться, время от времени посещая Фульдское аббатство, которое он основал в 744 году. Для этого монастыря, желая быть в более тесном общении с вселенской Церковью, он испрашивает непосредственного подчинения папе. На склоне лет св. Бонифаций направляется в Утрехт, чтобы продолжить труд своего старого учителя Виллиброрда, и в 754 году его убивает толпа язычников. Св. Бонифация по справедливо сти называют «апостолом Германии».

Карл Великий

Власть дома Каролингов усиливается при Пипине именуемом Коротким, короле франков. После избрания Пипин принимает помазание от епископов, и это ставит его в привилеги рованное положение внутри Церкви. Преемник Пипина — Карл, именуемый Карлом Великим, продолжает политику отца.

В это время в Риме папа Адриан испытывает большие затруднения. Его земли принадлежат императору Востока, который не в состоянии их защитить. С другой стороны, на абсолютное господство в Италии претендуют лангобарды. Даже после официального присоединения к Церкви, большая их часть следует арианской ереси и требует от папы полного подчинения и уплаты высоких податей.

Дезидерий, король лангобардов, пытается завоевать Рим и другие земли Византийской империи и выступает со своим войском против папы. Тогда папа Адриан призывает на помощь Карла Великого, который переходит через Альпы, осаждает Павию, побеждает ардов и провозглашает себя королем франков и лангобардов.

В 774 году, на Пасху, Карл Великий отправляется в паломничество в Рим. Папа оказывает ему почести, подобающие византийским императорам. Папа Адриан и король вместе молятся и клянутся в обоюдной верности на могиле апостола Петра. Папа Адриан получает от Карла Великого часть земель, принадлежащих лангобардам: Южную Тоскану, Перуджу, некоторые земли центральной Италии, Равенну. Присоединив шись к Римскому герцогству, они образуют Папское государство. Именно с этого времени начинается независимость папы от императора Византии.

В это время государство франков, германского племени, включает в себя, помимо части Италии, часть современной Франции и современной Германии. На Востоке живет другой германский народ — саксы, в основном еще язычники. Во время многочисленных походов Карл Великий одерживает в конце концов над ними победу и покоряет их в 777 году.

Карл, несомненно, удачливый завоеватель, но его величие и в том, что он понимает — войнами всего не добьешься. Обеспечив безопасность на границах, Карл начинает активную законодательную и организаторскую деятельность. Не будучи сам человеком высокой культуры, он, тем не менее, ценит и собирает вокруг себя наиболее выдающихся ученых своего времени. Он учреждает при дворе школу для обучения знатных людей, будущих государственных деятелей. Придворная школа становится образцом для приходских школ в городах и селениях. Помимо изучения Евангелия и основ веры, в них преподают также светские науки.

В 795 году королевство франков настолько укрепляется, что Карл уже может посвятить себя внутренним делам огромного государства и, прежде всего, позаботиться о возрождении культуры и религии. Он считает себя не только королем франков, но и всего Запада, который теперь не зависит от Восточной империи. До этого времени христианская империя сохраняла монолитность и император Востока должен был помогать папе сохранять единство христиан. Западные государства всегда признавали это право. Теперь же Карл хочет получить те же права, что и император Востока. С политической точки зрения, Карл уже некоторое время ими обладает, однако не хватает юридического закрепления этого факта. И в ночь на Рождество, в 800 году, папа Лев III коронует Карла императором Рима. Возведение Карла Великого в императорский сан служит усилению единства Запада, но одновременно означает и углубление разделения между Востоком и Западом, между грекоязычными и латиноязычными христианами. После коронации Карл Великий мирно правит государством четырнадцать лет. После его смерти, последовавшей 22 января 814 года, ему наследует сын Людовик, прозванный Благочестивым.

Людовик Благочестивый

Людовик развивает активную деятельность и, прежде всего, в отношении Церкви. В 816 году он созывает в Аквисгране большой реформаторский Собор, на котором принимаются важные для Церкви решения. Монахи четко отделяются от священников и мирян, им предлагается соблюдать устав св. Бенедикта. Монастырские школы отдаются в ведение монахов. Упорядочивается также жизнь священнослужителей: они должны жить маленькими общинами, вместе молиться, преподавать в школах и помогать верующим. Таким образом франкская Церковь обретает прочное устройство.

Испания IX века

В этот период в Испании развивается великая цивилизация. Мусульмане, иудеи, христиане сосуществуют достаточно свободно. Христианам дозволено иметь церкви и исповедовать собственную религию. Христиан можно встретить даже среди высоких чиновников халифата, столица которого, как и прежде, Кордова. Именно Кордова становится одним из крупных культурных центров Европы.

На севере Испании продолжает существовать не зависящее от мусульман маленькое королевство Астурия: здесь мечтают о «реконкисте». В течение многих веков это политическое, военное и культурное движение будет поддерживать идею независимости и отвоевывания пядь за пядью утраченных земель. Особенно поддерживает идею «реконкисты» король Альфонс III, который и возглавляет освободительное движение.

Арабы в Италии

Начиная с 827 года мусульмане предпринимают походы в Италию. Более полувека занимает у них завоевание Сицилии. При арабах Сицилия в экономическом отношении — богатый и процветавший остров, в почете также и культура. Местное христианское духовенство не поощряет никаких антиарабских движений и, за несколькими исключениями, не подвергается преследованиям.

Викинги в Англии

В первой половине IХ века Англия делится на четыре королевства. Викинги — народ мореплавателей и язычников — пришли в Англию из Дании. Они стремительно завоевывают три королевства из четырех. Сопротивление им оказывает только король Альфред Великий, который после десятилетней борьбы побеждает короля викингов Гуттона, принуждая последнего принять крещение. В различных частях Англии войны продолжаются еще полвека. Английская Церковь находится в полном хаосе. Горят соборы, разрушаются монастыри. Епископы, аббаты и монахи часто ведут бродячую жизнь. Альфред Великий делает все, чтобы предотвратить развал. Он преобразует епархии, при нем осуществляется перевод на саксонский язык наиболее важных религиозных книг. Однако вследствие длительных войн труд Альфреда Великого не находит такого духовного и культурного отклика, как это было с Карлом Великим. Викинги держат под контролем и балтийские, и скандинавские страны, а с римлянами сталкиваются лишь изредка. В результате возникла культура, как бы не связанная с историей остальной Европы, и христианство, следовательно, не было известно в Дании. В 825 году претендент на датский трон Харольд Клак связывает себя дружескими узами с Людовиком Благочестивым и принимает крещение в Майнце. Людовик посылает ему франкского монаха Ансгара с тем, чтобы тот обратил страну в христианство. В 831 году Ансгар учреждает епархию в Гамбурге, на севере Германии. С целью обращения скандинавских стран в христианство он поселяется в Бремене и начинает проповедовать в Дании и Швеции. Ансгар умирает в 865 году, оставшись в истории как апостол Севера.

Святые Кирилл и Мефодий

К востоку от германцев живут славянские племена. Во время своих миграций они доходят до земель, которые сегодня являются немецкими, а на юге — до Пелопоннеса, то есть почти до ворот Византии. Вследствие этого множество славянских племен подчинено императору Востока, а прочие объединены в независимые княжества и герцогства. Все они враждуют с восточными франками, которые, предводительствуемые Людовиком Германским, пытаются захватить их земли.

Славяне являются язычниками, и баварская Церковь издавна проповедует им христианство. Особенно этим отличаются архиепископы Зальцбургские, благодаря их инициативе ко Христу обращается множество славян. К сожалению, дело осложняется тем, что полководцы германцев стремятся политически подчинить славян франкам, тогда как славяне хотят оставаться независимыми. В связи с этим герцог Ростислав Моравский в 862 году обращается к императору Византии и просит прислать в его герцогство христианских просветителей. Для выполнения этой миссии особенно подходят два брата-визан тийца: Константин, впоследствии названный Кириллом, и Мефодий. Кирилл получает образование в Константинополе у лучших учителей того времени. Превосходный философ, он сам преподает в Патриаршей академии в Константинополе. В 860 роду его направляют проповедником и послом к хазарам— народу иудейской религии, живущему на северном берегу Черного моря. Принимая возложенное на него поручение, Кирилл говорит: «С радостью отправляюсь нести христианскую веру. Что может быть более прекрасного в этом мире, чем жить и умереть во имя Святой Троицы». Прибыв к месту своего назначения, он обретает там мощи папы св. Климента Римского и впоследствии благочестиво забирает их с собой. Мефодий — сначала императорский чиновник, а затем он поступает в монастырь в Малой Азии и впоследствии становится его настоятелем. Оба брата хорошо знают славянский язык, так как родились в Салониках, где осели славяне.

В 863 году по велению императора Кирилл и Мефодий покидают Византию и устремляются на север, в далекие славянские земли. Их радостно встречают моравы, и братья принимаются за работу. Люди, глубоко религиозные и образован ные, они занимаются просвещением народа и, прежде всего, молодежи. Для этого они используют язык местного населения и не останавливаются перед тем, чтобы перевести на славянский язык Евангелие и богослужебные тексты. Они даже изобретают новую письменность — глаголицу, что позволяет впервые писать на славянском языке. Целых три года братья обучают народ в герцогстве Ростислава. Не будучи епископами, они не могут возводить молодых славян, которых обучают, в священнический сан. Чтобы разрешить эту трудность, они решают отправиться в Константинополь. В Венеции, куда братья прибывают, чтобы сесть на корабль, они отстаивают свой труд перед собранием епископов, священников и монахов, которые обвиняют их в совершении литургии на недозволен ном языке. Здесь в 867 году они получают от папы приглашение в Рим. Братья без колебания принимают это приглашение. Когда они прибывают в Рим, у городских ворот их встречает папа Адриан II в сопровождении римских граждан. Папа провожает их в церковь св. Климента, и там они преподносят в дар мощи святого, которые совершили вместе с ними долгое путешествие. В Риме их хорошо встречают, но находятся священники и монахи, которые укоряют братьев за то, что они совершают богослужение на славянском языке. Многие действительно считают, что существуют только три священных языка: латынь, греческий и древнееврейский. Их святость, считают они, исходит из того, что именно на этих трех языках была сделана надпись на кресте, на котором был распят Христос. Кирилл и Мефодий, напротив, полагают, что следует позволить каждому народу молиться Богу на своем языке.

Папа соглашается с ними: одобряет их труд, разрешает братьям совершать славянскую литургию в римских церквах, возводит Мефодия в епископский сан, а также посвящает в священники и диаконы несколько молодых славян, сопровождав ших просветителей. Кирилл, который своим неустанным трудом чрезвычайно способствовал распространению христианства и объединению Церкви, серьезно заболевает. Он умирает 14 февраля 869 года в Риме, и его хоронят в базилике Святого Климента. Его могилу можно видеть и сегодня.

Мефодий же, получив благословение папы, возвращается обратно. Но в Моравии франки отрешили от власти Ростислава, который благоволил к Мефодию. Мефодий удаляется в земли, лежащие около озера Балатон, в Паннонию (часть современной Венгрии). К этому времени венгры еще не пришли на эти земли, и там обитали славяне. Чтобы облегчить труд Мефодия и обратить эти народы в христианство, поставив их при этом в прямую зависимость от Рима, а не от франков, папа создает новую огромную церковную провинцию. Епископская кафедра учреждается недалеко от современного Будапешта, в Сирмии, и во главе ее поставлен Мефодий, архиепископ Сирмия. Теперь он отвечает за обращение в христианство и создание Церкви на обширной территории, где живут различные славянские племена. К ней относятся север Балкан, равнины Паннонии, включается Моравия. Таким образом, всем этим народам предоставляется возможность приобретать общий христианский опыт.

Новая обязанность и власть Мефодия вызывают недовольство многих: недовольны восточные франки, стремящиеся к политическому влиянию в областях его архиепархии: но больше всех недовольны епископы из Баварии, которые уже ранее вели просветительскую работу в этих землях и теперь считают, что имеют право на управление Церковью в Моравии, Паннонии и на Балканах. По инициативе франков Мефодия хватают и делают пленником. Его доставляют в Баварию, в Регенсбург, где в ноябре 870 года его дело рассматривается собором. Немецкие епископы настроены очень жестко, они осуждают Мефодия, как непрошено вторгшегося в дела Церкви, и считают, что его нужно устранить. Решено отправить Мефодия в заключение.

Чтобы оправдать собственные действия, архиепископ Зальцбургский пишет обширное донесение об основании своей Церкви и своей просветительской деятельности; Мефодий на это отвечает, что право папы — распределять епархии и земли для проповеди. Его мнение не услышано, и, несмотря на протесты папы Адриана II, Мефодия отправляют в Швецию и там заключают в монастырь. Два с половиной года он проводит в заточении, и только новому папе Иоанну VIII удается добиться его освобождения.

Тем временем моравы отказываются от баварских священников и просят папу вернуть им Мефодия. Они восторженно приветствуют его возвращение. Мефодий продолжает свой благородный труд: постоянно совершает славянскую литургию, развивает славянскую письменность, проповедует, крестит. Более всего он преуспевает в том, что собирает вокруг себя молодых учеников, возрастающих под его руководством в вере и любви к культуре и просветительству. Впоследствии благодаря их деятельности христианство распространяется по всем славянским землям, вплоть до севера; так оно приходит на Вислу к полякам. Среди его учеников особо выделяются трое: Горазд, Климент и Наум.

В 882 году Мефодий посещает Константинополь, император и патриарх его горячо приветствуют. Мефодия осыпают дарами. Его энергия и подвижнический труд, наконец, оцениваются по достоинству. После возвращения в славянские земли Мефодий больше всего печется о росте образованности своих учеников. Он заботится о переводе всех литургических и канонических книг, именно его воспитанники, ученые, создают два прекрасных сочинения в защиту христианской веры и славянской Церкви. Это жизнеописание Кирилла, написанное, возможно, Климентом, подвигнутым на это архиепископом, и жизнеописание Мефодия, написанное сразу после его смерти.

Мефодий умирает 6 апреля 885 года. Смерть великого архиепископа имеет серьезные последствия для жизни Церкви тех народов, которые находились в его подчинении. В Моравии во времена, близкие к Мефодию, живет свев Викинг, епископ Нитры, главной цитадели моравских франков. При жизни Мефодия Викинг был его основным противником; после его смерти он спешит в Рим, чтобы убедить папу Стефана V в том, что Мефодий проявлял непослушание и распространял еретические учения о Святом Духе. Горазда, моравского ученика Мефодия, ставшего его преемником, отзывают в Рим, и Викинг получает должность главы Моравской епархии.

Это трудное время для последователей Мефодия: им запрещено пользоваться в богослужении славянским языком, они подвергаются гонениям. Некоторые священники обращены в рабство и проданы на рынке в Венеции; лучшие из них заключены в тюрьму, а потом изгнаны из Моравии — оставлены без одежды на берегу Дуная!.. Изгнанники, в их числе Климент и Наум, проходят долгий путь вдоль Дуная и в конце концов достигают болгарских земель.

Борис, болгарский царь, является христианином, но большинство его подданных — язычники. Борис понимает, что для распространения христианства в собственной стране он нуждается в высокообразованных священниках, которые были бы также способны общаться с народом и учить его молиться на собственном языке. Борис прекрасно принимает изгнанников и дает им возможность продолжить труд Кирилла и Мефодия.

Памятуя о деятельности Мефодия в Моравии, Климент прежде всего создает школу, где лучшие мальчики из местного населения готовятся к тому, чтобы стать священниками. Некоторые из них продолжают затем богословские занятия и литературную деятельность. Эта работа продвигается очень успешно, и за небольшое время обучение проходят тысячи юношей. Школа размещается в старинном местечке, в Охриде, на озере, носящем то же название. Со временем Климент становится епископом этой области.

Его сподвижник — Наум, горячий проповедник христианства, также занимается воспитанием молодежи; он сначала устремляется на север, в Бреславль. После посвящения Климента в епископы он также перебирается на побережье Охрида, где став монахом воспитывает молодежь. Большую роль в этом деле играет монастырь Святых Архангелов, существующий до сих пор. После смерти Наума народ чтит его как святого.

Труды Климента и Наума очень много дали болгарам: веру, собственную церковную организацию, богослужение на славянском языке и даже благодаря их просветительской деятельности появились первые сочинения по истории народа. Помимо Болгарии, традиции Кирилла и Мефодия продолжают сохраняться и в центре Балкан, у хорватов. Хорватам удается избежать франкского господства. Они надолго остаются верными славянской литургии.

Крещение Руси

В 979 г., после победы над своим братом Ярополком, Владимир становится князем Киевским. В «Хронике временных лет» Нестора Владимир описывается как ревностный защитник язычества, представитель общества варварского и жестокого, погрязшего в пороке. Так было до его встречи с христианством.

По всей вероятности, Владимир крестился в 987, на несколько лет раньше своего народа. Крещение было совершено частным образом, в Киеве или его окрестностях. На следующий год Владимир получил в супруги царевну Анну, сестру императора Василия II, и в 989 свадьба была со всей пышностью отпразднована в Херсоне (Крым). Крещение народа произошло в 990.

«Повесть временных лет» Нестора так рассказывает об обращении Владимира в христианство: князь отправил во все концы света своих посланцев, чтобы сравнить между собой различные существующие религии, и выбрал ту веру, что исповедовалась в Константинополе, выслушав рассказ о божественной службе у греков. Посланцы сказали: «Не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает Бог с людьми... Не можем мы забыть красоты той».

Следует напомнить, что Русь вошла в число христианских народов, когда Церковь Восточная и Западная составляли единую Церковь. Следовательно, Владимиру не пришлось выбирать между двумя конфессиями, он вошел в целостный и сложный организм, являвщий многообразие обрядов, языков, юрисдикций. Прямые связи с Римом подтверждаются множеством молитв и жизнеописаний святых, переведенных на славянский непосредственно с латыни, а также тем, что Папа послал Владимиру, по случаю его крещения, частицу мощей святого Климента.

Злосчастное разделение произошло в 1054, но христиане на Руси еще долго продолжали считать себя в общении с Римом. Впоследствии Русь, восприняв обряд от Византии, унаследовала от нее и разделение с Римом.

Естественно, проникновение христианства на Русь шло не без сложностей. Какое-то время народ (по крайней мере, часть его), крещенный по княжескому повелению, наряду с христианской верой хранил и языческие обычаи, но уже в начале второго тысячелетия на Руси укоренилась вера крепкая и плодоносная.

Уже у святого Владимира, как справедливо отмечает Соловьев, очевидно стремление христианизировать все стороны жизни и утвердить принцип христианского государства. Он хотел прилагать мерило христианской морали ко всем проблемам социального и политического характера. Он желал быть христианином не только в частной жизни, но, как глава государства, и в делах внутреннего управления, и в отношениях со всем христианским миром. Высшим законом его политики было не могущество, не национальные интересы или национальная гордость, но справедливость, миловердие и мир.

К концу IV века слабеет власть франкского императора Людовика II. Слабеет также и папство. Папа Иоанн VIII пытается противиться вмешательству римской знати в дела Церкви, но после его смерти влиятельные семьи Рима приобретают в городе огромную власть. Церковь, как и общество, переживает трудный момент. Но европейские дворы во всяком случае еще вдохновляются временем Карла Великого и связывают культуру с христианским мировоззрением. Ученые-христиане развивают христианское учение, толкуя его и для просвещен ных людей, и для народа.

В конце IX века Церковь, хотя и подвергается тяжелым испытаниям, но, тем не менее, прилагает огромные усилия, чтобы оживить приходскую жизнь и привнести в повседневное существование свет веры. В это время большое влияние приобретают митрополиты т.е. епископы, избираемые в больших городах и возглавляющие сразу несколько епархий. Митрополиты непосредственно подчиняются папе, и это служит усилению единства Церкви.

В южной Италии складывается особенно трудная ситуация. Отсутствие сил у империи сказывается при решении вопроса о наследовании власти: византийцы и лангобарды непрерывно борются друг с другом. Этим пользуются отряды мусульманс ких воинов-сарацинов, они постоянно совершают набеги на берега Италии, грабят прибрежные города и размещают там военные гарнизоны. Сарацины становятся все более дерзкими, угрожая самому Риму. Более других тяжесть этих набегов испытывает на себе знаменитое и обширное аббатство Монте-Кассино, и это приводит его после периода великолепия к разрушению. Построенное св. Бенедиктом в VIII веке, оно стало символом смешения всех новых народов, поселившихся в Италии, со всех сторон в него стекались франкские и лангобардс кие монахи.

В свое время Карл Великий просил монахов Монте-Касси но прислать ему верную копию устава св. Бенедикта с тем, чтобы ему следовали во всех франкских монастырях. Наиболее знаменитый монах Монте-Кассино, поэт и историк Павел Диакон, отправился ко двору Карла Великого, чтобы поведать о культуре Монте-Кассино. Монастырь был крупным центром духовной жизни и наук, кроме того, он являлся центром экономической деятельности. Обширные земли, пожалованные монастырю, прекрасно возделывались и помогали жить местному населению. В 882 году этот крупный центр жизни разрушается сарацинами. Но он еще возродится, чтобы свидетель ствовать миру силу устава св. Бенедикта.

 

<< назад далее >>


Обратно в раздел история Церкви










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.