Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Содержание книги

ТРИ КАППАДОКИЙЦА

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Хотя поддержание Афанасием никейской ортодоксии имело ос- новополагающее значение для последующего развития богословия, одобренное церковью учение о Троице не во всем придерживалось его формулировок. Среди прочих были приняты идеи Оригена и Тертуллиана (например, учение о трех Лицах Божества). Так называемые «три каппадокийца» развивали наследие Афанасия в этом направлении и более других способствовали формированию учения о Троице после смерти Афанасия.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ум. 379; архиепископ Кесарийский) задал основное направление так называемого младоникейского богосло- вия, которое в конечном счете одержало победу над арианством. Его младший брат, ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ум. 394) развил ту же ор- тодоксальную точку зрения с более философской стороны, а ГРИ- ГОРИЙ НАЗИАНЗИН (ум. ок. 390) в своих «Orationes»26 истолковал ее в риторической форме.

Прежде всего благодаря вкладу трех каппадокийцев никейская теология наконец одержала победу над ересями как истинный путь, не уклоняющийся ни к арианству, ни, с другой стороны, к мода- лизму. В это время также было заложено основание для последую- щей восточной теологии. Упомянутые богословы в большей степе- ни, нежели Афанасий, являются представителями непосредственно восточной точки зрения. Это связано с тем, что они толкуют бого- словские вопросы в духе Оригена и связывают никейскую ортодок- сию с идеями прежней александрийской школы.

Если Афанасий усиленно подчеркивает единство сущности и исходит из него, каппадокийцы, описывая Троицу, исходят из понимания трех различных Лиц и разрабатывают терминологию для того, чтобы одновременно описать тройственность и единство. При этом они устанавливают связь с прежними идеями греческой теологии, которой свойственно различать Лица как разные стадии Божества (Ориген).

Каппадокийцы вводят точное различие между понятиями и «таоатасц», обозначая в первом случае единую божественную сущность. Второе понятие приравнивается к слову «rcpoaamov», личность. Василий приводит пример, поясняющий содержание этих понятий: понятие «человек» обозначает общее, объединяющее всех людей. Но отдельный человек, например, Павел или Иоанн, име- 26 «Поучительные слова». — Прим. перев. 64 ет определенные признаки, отличающие его от других личностей. И Павел, и Иоанн имеют самостоятельное бытие, но также имеют нечто общее, а именно то, что они являются людьми, включаются в общее понятие «человек», которое обозначает их общую сущность («стою»), но сами по себе они являются личностями, имеющими самостоятельное существование («xmoaxaaic,»). Таким образом, ипостась — это отдельная форма существования, отдельная характеристика, в которой всеобщее обретает конкретное выражение. Это то, что существует в себе, а не в чем- либо другом.

Когда понятие «ипостась» используется в учении о Троице, оно указывает на то, что три Личности имеют свои особые качества и характеристики, которыми они отличаются друг от друга и выс- тупают в Своих особых формах существования. В то же время Они причастны общей божественной сущности. Это понимание учения о Троице обычно обобщенно выражается в формуле «цга стела трек; гжоахааек;» («одна сущность, три ипостаси»).

На вопрос о том, что различает три ипостаси, каппадокийцы отвечают, указывая на отношения между Ними. Отец есть «ayevvr|TO<;» («не рожденный»), Сын рожден от Отца, Дух исходит от Отца через Сына: «ISIOV 8е тгатрех; u?v r| ayevvrioia, mem 8e r| y?vvr|Gi<;, Tzvtb[iaxoq бе r| гккгщпс,» (Nazianz, Orat. 25, 16). То, что различает ипостаси по отношению друг ко другу, описывается также через указание на божественное действие: Отец является его принципом, Сын осуществляет его, а Дух завершает деяние («amoq, 8г|Д1струо<;, хе^еютюго^», Nazianz, Orat. 28,1).

ТОТ пункт, где каппадокийцы выходят за пределы учения Афа- насия, — это различие между сущностью и ипостасью. Тем самым они стремятся с помощью философской терминологии описать то, что характерно для божественной природы — трех ипостасей самих в себе, вне зависимости от деятельности Троицы вовне. Таким образом можно лишь провести формальные различия, ко- торые представляются необходимыми выводами из содержания вероучения. В то же время эти теологи хотят подчеркнуть, что здесь речь идет о том, что нельзя объяснить подробнее, ибо это выходит за пределы наших знаний («mysterium trinitatis»).

<<назад Содержание дальше >> Комментарии (1)
Обратно в раздел история Церкви

Список тегов:
три каппадокийца 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.