Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (2)

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные мусульманские династии

Аравийский полуостров
Восточная и Центральная Аравия с центром
в Бахрейне - Карматы (894-977)

Вероятно корни карматского движения следует искать в мессианских идеях. В
начале X века в сирийской пустыне произошло восстание карматов под
предводительством Зикравайха, подавленное в 906 году. Но самый крупный
центр карматского движения находился в Бахрейне, в прибрежной части
Восточной Аравии на юге от Ирана. Карматы отличались особенным изуверством
по отношению к мусульманам.
Йемен -
Рассиды (начало IX в. - 1281),
Касимиды (1592- ),
Сулайхидды (1047-1138),
Расулиды (1229-1454)
Зайдиты считали, что пятым шиитским имимом должен был стать не Мухаммед
ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший мученическую смерть в правление
омеядского халифа Хишама. Зайдиты имели влияние в Дейлеме, на юго-западном
побережье Каспийского моря, в Йемене. Эта династия названная по имени
поселения ар-Расе в Хиджазе, держала оборону от местных хариджитов и
карматов. Несмотря на завоевание Йемена Айюбидами, а затем Османами, под
властью которых Йемен находился с 1517 по 1635 год и вторично с 1872 по
1890-й, династия просуществовала до наших времен. Али ибн Мухаммед, первый
Сулайхид, происходил из арабского племени хамдан и был сыном кади. Сначала
он выдвинулся как эмиссар главного фатимидского даи в Йемене, Сулаймана
аз-Завихи, а затем основал в горах самостоятельное правление. Он нанес
поражение Наджланидам, эфиопской династии, правившей в Тихаме, на
побережье Красного моря. В 1063 году отвоевал у зайдидских имамов город
Сану и вторгся в Хиджаз, а в следующем году отнял у правителей из племени
маан город Аден. При его сыне владения династии достигли своих
максимальных размеров, хотя постепенно они отошли прежним правителям. В
период правления последнего Сулайхида Ахмада реальная власть перешла к его
деятельной супруге, царице ас-Сайиде Арве, правившей до 1138 года, когда
она скончалась в возрасте 92 лет. Она перенесла столицу из Саны в
Зу-Джиблу. Потом власть перешла к Зурайидам, которые правили до прибытия в
Йемен Айюбида Туран-шаха, брата Саладдина, в 1174 году. Айюбиды правили
страной до 1229 года. Преемники Айюбидов, Расулиды, также были суннитами и
продолжали политику предшественников. Историк Расулидов, ал-Хазраджи,
возводит генеалогию Расула к прародителю южных арабов Кахтану. Внук
Расула, ал-Малик ал-Мансур ад-дин Умар I, сделал столицей город Забид на
побережье Красного моря, затем расширил свои владения за счет горных
районов и отвоевал у зайдитов Таиз и Сану. Он захватил также Мекку, и его
держава простиралась от Хиджаза до Хадрамаута. После смерти ал-Малика
ан-Насира Ахмада в 1424 году начались междоусобицы, мятежи военных.
Последний Расулид отрекся от власти в пользу суннитов Тахиридов, которые
владели большей частью Йемена до самого османского завоевания в XVI веке.

Оман и Занзибар - султаны Маската (1741- )

Ахмад ибн Сайд, основатель династии, был наместником Сухара в Омане, а
затем стал правителем всего края. Он принял титул имама ибадитов, которые
составляли большинство населения Омана, и это случилось, вероятно, в 1749
году. Но его сын Сайд ибн Ахмад оказался последним из династии, кто носил
этот титул. Затем правители именовали себя просто сейидами, а для
иностранцев - султанами. Их столицей стал Маскат. Сейид Султан (1792-1806)
расширил свои владения до южного побережья Ирана. В начале XIX века
династии стали угрожать ваххабиты Неджда. Чтобы обезопасить себя с этой
стороны, сейиды заключили договор с Ост-Индской компанией. После смерти
Сайда ибн Султана владения династии разделились на две части. В 1890 году
острова Занзибар и Пемба отошли под протекторат Англии. Имам Галиб в 1957
году с помощью Египта пытался свергнуть султана Маската, поддерживавшего
тесные дипломатические связи с Великобританией. Получив независимость в
1969 году, султанат в результате государственного переворота стал
Республикой Танзанией, в которую вошла Танганьика.

Северная и Центральная Аравия - Саудиты (ваххабиты) (1746- )

Ваххабизм возник в Центральной Аравии. Основателем движения был Мухаммед
ибн Абд ал-Ваххаб (ум. в 1792 г.). Его взгляды, изложенные в его кредо,
акида, свидетельствуют о том, что он является последователем Ахмада ибн
Ханбала и Ибн Тамийи. Он резко отрицательно относился к еретическим
нововведениям (бидаа). Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба поддерживал Мухаммед
ибн Сауд из Дерийи. К концу XVIII века ваххабиты завоевали Неджд и
постоянно совершали набеги на Ирак. В 1802 году они "очистили от скверны"
священные города - Мекку и Медину. Османский султан поручил правителю
Египта Мухаммеду Али усмирить ваххабитов. В 1818 году сын Мухаммеда Али,
Ибрахим, захватил столицу ваххабитов Дерийю и сровнял ее с землей, а
саудитского эмира отправил в Стамбул, где тот был казнен. Хиджаз был
усмирен. Новое возвышение Саудитов началось, когда появился такой
выдающийся деятель, как Абд ал-Азиз ибн Сауд. Он сверг Рашидидов,
воспрепятствовал шерифу Хусайну утвердиться в Мекке в качестве халифа и в
1926 году сам короновался в Мекке как король Хиджаза, Неджда и соседних
областей (совр. королевство Саудовская Аравия, занимающее господствующее
положение на большей части Аравийского полуострова). Комментарии (2)
Обратно в раздел ислам












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.