Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Коробкова Ю. Философия: Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные вопросы лекции:
1. Античная философия досократовского периода.
Поиск первоначала бытия.
2. Классический период античной философии. Софисты.
Этический рационализм Сократа.
3. Объективный идеализм Платона.
4. Философские идеи Аристотеля.
5. Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники.
Учение Эпикура и его жизненные идеалы.
Этическая концепция стоиков. Скептицизм.

1. Античная философия досократовского периода.
Поиск первоначала бытия.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах
(«полисах») на рубежеVIII-VI вв. до н.э. ). Испытав период блестящего
расцвета в VI-V вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху
Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э.
Периоды античной философии:
1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала
бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.
2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались
определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья,
свободы, морали.
10
3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие
идеального бытия, формулировка основных философских проблем,
построение первых крупных метафизических систем.
4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра
Македонсткого и до конца языческой эры – кинизм, эпикуреизм,
стоицизм, скептицизм.
Первый милетский философ Фалес полагал, что все
существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все
рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на
поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном.
Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху
свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из
него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем,
сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно
превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе
воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для
Анаксимена не только первоначало, но и источникжизни и психических
явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха.
Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном
процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее
подвижен именно огонь. Поэтомупервовещество природы – «огонь».
Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из
огня происходят не только обычные материальные тела , но и души.
Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи
возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть
процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою
противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным,
влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение
обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку:
входящего Вов второй раз уже омывают новые воды. Превращение
всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она
всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся
противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих
тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и
мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское
открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей.
По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира
образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля.
Все существующее находится в постоянном процессе соединения и
разложения этих начал. Возникновение вещей– их соединение, «гибель»
11
- разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две
силы– любовь и вражда.
Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то
конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную,
неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает,
все состоит и в которую все превращается.
Атомисты – материалистическая философская школа,
философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом»
всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь
материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего
существующего. Это неделимая плотная непроницаемая
самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета,
запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до
крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с
крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует
пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении,
которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно
пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы
изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален
и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь …
рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты
объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей –
изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и
неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались
построить картину мира, в которой возможны возникновение и
уничтожение, движение, множественность вещей.

2.Классический период античнойфилософии.

Софисты. Этический рационализм Сократа.
Софисты. Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,
Алкидам.

Софисты – платные учителя красноречия и спора. Они ловко
и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,
а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы
доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом,
моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и
зла. Манифест релятивизма софистов - известное высказывание
Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они
существуют, и не существующих, что они существуют».
Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо –
12
вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все
относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и
опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм
«Рогатый»: «То. что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога,
следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили
запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у
тебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «Аесть ли унее
щенята?» -«Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да»
- «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец – твой,
следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель в
качестве софистических приемов называл следующие: софист может
быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или
напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было
трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия,
принуждать собеседника к частомуповторению одного и того же и т.д.
Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в
выявлении противоречивости познавательного процесса
Сократ впервые в центр философии поставил проблему
человека. Он не оставил значительных философских произведений.
Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами
которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло,
любовь, счастье, честность и т.д.
Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение
отом, как следуетжить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать
человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его
собственная душа. Поэтомуглавная задача познания – самопознание,
а принцип философии – «познай самого себя». Что же такое познание
и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету
необходимо дать понятие, т.е определить ряд общих признаков,
характерных только для него. Сократ отождествляет добродетель
со знанием. Поведение человека определяется его понятиями одоблести
и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее,
стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому
незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто
знает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое зло
делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто
не может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго.
Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии –
помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию –
предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На это
13
направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его
состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести
собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не
навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе
человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.
Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель
совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о
добре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же.
Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое
время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего
на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако,
его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был
обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к
смерти и вынужден был принять чашу с ядом – цикутой.
Киники– название школа получила от насмешливого прозвища
Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической
школы– Антисфен. Согласно философу счастье – цель человеческой
жизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он
находится в зависимости от материальных и социальных потребностей.
Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает
человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д.
Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим
поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский.
Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до
крайности потребности, закалял себя, подвергая свое телоиспытаниям.
Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе). Приучал он себя
и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от
людей и ихмнений. Философпросил подаяния устатуй, чтобыприучить
себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным
фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру
Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не
заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание.
Лукиан так описывает беседу Диогена с последователем: «Ты видишь
перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против
наслаждений… Я – освободитель человечества и враг страстей»… Если
захочешь быть киником.. прежде всего я сниму с тебя изнеженность…
заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что
попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться
ни о детях, ни о браке, ни об отечестве… Ведя такой образ жизни ты
назовешь себя более счастливым, чем великий царь».
14

3.Объективный идеализм Платона.

Платон считается первым древнегреческим философом,
создавшим целостную философскую систему,
объединившую онтологию, гносеологию
и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий
круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и
познании, об обществе и т.д. ФилософиюПлатон понимает как учение
о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир
чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи
возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего
прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными
являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность
предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и
помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех
предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным
отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и
умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая
вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются,
«копируются» предметы. Материальный мир образуется из
соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее»
оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно
мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем
первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ
традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа
бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела
– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит
из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и
вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество
душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и
воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда,
попадая в тело она это забывает. Душивселяются как в тела людей, так
ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной
части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально
находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех
предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по
Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они
созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально
трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося
познать сущее.
15
Социальная философия. Платон – первый философ, создавший
социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и
построения справедливого – идеального государства. Ко всем
существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует
олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию
и демократию («безумие большинства»), которая как правило,
вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного
государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении
о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек
подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в
государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной
части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать
сословие правителей – философов; страстной части, добродетель
которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине;
низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и
ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено
выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства
в дела других. Именнов этом и заключается справедливость поПлатону.
Каждыйзанят своим делом и действия всех граждан подчиненыобщему
благу, выразителем которого является государство. Философ пытается
предложить модель не только справедливого, но и гармоничного
общества. Источником противоположных интересов, подрывающих
единствообщества, он первый в истории общественной мысли называет
частную собственность. Поэтомуни философы-правители, ни стражи
не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и
ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и
детей, воспитанием которых занимается государство. Государство
Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из
одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором
интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен
свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

4.Философские идеи Аристотеля.

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего
учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он
оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом
предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют
только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность
предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от
16
вещи. Форма – ключевое понятиеАристотеля. Именно форма делает
предмет тем, чем он является. Бронзовыйшар и бронзовая статуя едины
поматерии, но различны поформе. Материя– это возможность бытия,
а форма есть осуществление этой возможности, действительность.
Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия:
формальной и материальной.
Всего их 4:
формальная, - сущность вещи;
материальная – субстрат вещи;
действующая – то, что приводит в движение и обуславливает
изменение;
целевая – во имя чего совершается действие.
Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в
иерархичности форм. Поднимаясь по лестницеформ значение материи
ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –
растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как
чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля –
совершенный Ум, источник всякого движения– Перводвигатель, хотя
он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не
принимает участия в делах людей. Бог– как абсолютное совершенство,
та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.
Этика. Цель человеческойжизни – счастье (это общая установка
для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в
материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,
а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо
реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.
Добродетель – середина между излишеством и недостатком
(«ничего слишком»). Великодушие есть середина междутщеславием и
малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,
щедрость– междурасточительностью и скупостью. Философ особенно
высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая
мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,
правдивость, дружелюбие, любезность.
Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы
государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это
полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для
некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает
формы, при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это
17
монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.
Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в
этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие,
владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую
форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник
частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о
собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего
не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина
несправедливости общества состоит в нежелании управляющих
действовать в интересах общего блага. Именно служение общемублагу
является критерием правильных форм.

5.Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники.

Учение Эпикура и его жизненные идеалы.
Этическая концепция стоиков. Скептицизм.

Эпикур. Представитель атомистического материализма, атеизма
и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им
школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал
создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика
должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,
физика – на теорию познания.
Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не
обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того
о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят
и поэтому не могут ошибаться. Восприятие– единственный критерий
истины. Деятельность логическогомышления– обобщение, индукция.
Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек
способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным
отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал
Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При
движении (условием которого является наличие пустоты) атомы
отклоняются от прямогопути на небольшой угол и начинают описывать
кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в
результате чего возникает предметный мир.
Согласно философу, критерий счастья– в чувстве удовольствия.
Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает
страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и
необходимые дляжизни; 2) природные, но для жизни не необходимые;
3) не необходимые дляжизни и не природные. Мудрец стремится только
18
к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого
воздержания– полная невозмутимость, или безмятежность, которая и
есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм,
а отнюдь не без удержанное увлечение материальными
удовольствиями!)
Безмятежномусостоянию души препятствуют: во-первых, страх
перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх
перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает
несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны
вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем
мире, а в промежуткемеждумирами. Загробного мира не существует:
душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-
первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы
живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь
Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей
философии.
Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к
счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий,
безмятежности – атараксии.
Суть вещей познать невозможно, поэтомумы не можем говорить
ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о
несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или
явлении может быть с равным правом и равной силой
противопоставлено противоречащее емуутверждение. Отсюда вывод:
воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже
проявление атараксии.
Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это
говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода
античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,
Марк Аврелий, Сенека.
Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь
полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к
ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,
рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели
перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено,
происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости
(року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости
сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба
согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность,
выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее
проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в
19
мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут
заключаться только в стойкости и непротивлении злу.
Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея
(эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия,
полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика.

Контрольные задания и вопросы:

1. Какие периоды выделяются в античной философии?
2. Что понимал под атомом Демокрит?
3. Объясните значение понятия «майевтика» в философии Сократа.
4. Чем онтология Платона отличается от онтологии Аристотеля?
5. Какое ключевое понятие в этикеАристотеля?
6. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм
предполагает
стремление к чувственным наслаждениям?
7. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам?

Комментарии (1)
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.