Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Коробкова Ю. Философия: Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные вопросы лекции:
1. Основные черты и этапы средневековой философии.
2. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома Аквинский.
3. Спор об универсалиях: номинализм и реализм.
4. Основные направления и проблемы философии Эпохи Возрождения.

1. Основные черты и этапы средневековой философии.

Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе
раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего
расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной
римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась
замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в
прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом,
назидательностью.
Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома
20
Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Основные черты:
1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая
реальность и предмет философского исследования – Бог)
2. Задача философии – это интерпретация Священного писания
(«философия – служанка богословия»).
3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира
отодвигается на второй план
4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной
стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие
(свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное.
Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
Основные этапы средневековой философии:
1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) 1-
У111 вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, ГригорийНисский,
Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов
христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях
на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.
2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И .Эриугена, Фома
Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения
христианского богословия уточняются и систематизируются.
Схоластика означает «школьную, учебную» философию,
преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно
влияние Аристотеля.
2.Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома
Аквинский.
Августин Блаженный, 1У в. (сильное влияние Платона). Бог
высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины,
определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из
ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не
однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ,
восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице
занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе
природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме
этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна,
бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в
возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра.
Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла, Он – творец
21
гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру
и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует
свободно, но все, что он делает, делает через негоБог. Своим предвечным
решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей
жизни, других – для осуждения на вечные муки в аду. Вэтом суть идеи
божественного предопределения, выдвинутой Августином и
принятой католичеством впоследствии.
Божественное предопределение является также источником двух
противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град
основан на войне, завоевании и насилии. Небесное царство – царство
Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История
движется от града Земного к граду небесному. Именно церковь та сила,
которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти
человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее
положение над государством, а Папа Римский– над монархами. Это
положение о роли церкви в обществе было тоже воспринято
католичеством и определило на столетия взаимоотношения Церкви и
государства в западной Европе.
Фома Аквинский (ХIV в.) Выступил против распространившейся
в христианском богословии положения о противопоставлении духа и
природы, что вело к отрицаниюземнойжизни и всего, что с ней связано
(«дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что
человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп
(тело)– это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек
– это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная
ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в
ней отражается, так же как и в человеке. Надожить в реальном мире, в
единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому
блаженству.
Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога
(только онтологическое, когда существование бога выводится из
существования его творения – окружающего мира):
1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то
(кем-то) другим– следовательно, есть первичныйдвигатель всего - Бог;
2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно
есть первопричина всего – Бог;
3. случайность и необходимость: случайное зависит от
необходимого– следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;
4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени
22
качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно
существовать высшее совершенство – Бог;
5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,
направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то
разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.

3. Спор об универсалиях: номинализм и реализм.

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период
схоластики: об отношении общего к единичному или спор об
«универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует
ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос
имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в
трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще
доказательства бытия Божия.
Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в
мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть
и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения
называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе,
независимо от человеческоймысли и речи. Второе, противоположное
первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия
не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и
даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления
– «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально
существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди.
«человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный
человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только
«единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о
трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь
официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так
и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить
реализм и номинализм. Согласно Абеляру общее существует реально,
но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог - общее
– существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу
продолжались довольно долго и толькоФорма Аквинский предложил
решение, принятоеЦерковью. Общее существует вполне реально, не в
уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая
полнота бытия – общее в чистом виде.
23

4.Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения (ХIV-ХVI вв.)

Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело,
Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор,
Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Николай Кузанский.
Направления: гуманистическое, натурфилософское,
неоплатоническое и социально-политическое.

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это
время зарождения капиталистических отношений, складываний
национальных государств и абсолютных монархий, глубоких
социальных и религиозных конфликтов, бурного развития
естествознания и великих географических открытий.
Самоназвание эпохи говорит о возрождении интереса к античной
философии и культуре, в которых начинают видеть образец для
современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское.
Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе.
Философская мысль настроена оппозиционно к католической
идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и
Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей
излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются
многие положения христианского богословия, в том числе место и
положение человека в мире. Если в средневековой философии человек
рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в
грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на
нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии.
Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку
сами по себе, они – отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое
восприятие человека внутри одной христианской традиции.
Главная черта философии эпохи Возрождения –
антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек
восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания,
призван к свободе, творчеству, славе, блаженствуне только в загробной
жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы
составляют первейший долг человека. Именноздесь (в труде, творчестве,
любви) он должен реализовать себя. Вэтом повороте к земной жизни и
ее прославлению кардинальное отличие от средневековой
антропологии.
Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической,
противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая
24
картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог
философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из
ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной
необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается
в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для
самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ).
Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом
месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда
еще одна особенность ренессансной культуры и философии –
«секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы
государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму
теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное
существование, законы которого должны изучаться светскими науками.
В этот период поворота к природе возникают и развиваются
естественные науки, дающие истинное знание о природе предлагались
как теории религиозных преобразований, так и социального
переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер).
Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали
схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества,
опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Мишель де Монтень. Основная работа – «Опыты». Часто
прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный
авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе –
дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень
высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако,
не всемогущ. Онможет и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!».
Сомнение – двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а
помогает развитию науки. Мыдолжны считать знание процессом, а не
догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены
возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и
подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в
гармонии со всемживущим на земле и сприродой. Отсюда и понимание
свободычеловека как действий в соответствии с природой и ее законами.
Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали.
Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель
состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам
природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту.
Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть
неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности
бессмертия души нельзя бытьжестоким ни к самомусебе, ни к другим.
25
В эпоху Возрождения предлагались как теории религиозных
преобразований, так и социального переустройства.
Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип
построения идеального общества, в котором нет социальных
противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого
нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед
за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом
острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех
членов общества. Все произведенные продукты поступают в
собственность общества и затем равномерно распределяются между
всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От
трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые
способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы
(военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица
избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят
в Бога, существует полная веротерпимость.
Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал
против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том,
что междуБогом и верующими не должно быть никакого посредника.
Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его
вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое
содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды
понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской
власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и
образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и
молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу
(профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.
Николай Кузанский – известный деятель католической Церкви,
кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании»
философ выступал в пользу изучения естественных наук и
невмешательства теологии в область рационального знания. Согласно,
Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален
и движется через противоположности. Человека он ставит очень
высоко. Бог присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде
всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое,
тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог
«разворачивается» помере своего воплощения в мир. Истина – всегда
процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.
26
Ключевые понятия и слова: теология, теоцентризм, схоластика,
патристика, реализм, номинализм, универсалии, божественное
предопределение, пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского,
утопия, антропоцентризм, Реформация, протестантизм, секуляризация,
натурфилософия, пантеизм.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте особенности средневековой философии.
2. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?
3. В чем суть спора между реализмом и номинализмом?
4. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?
5. В чем заключается отличиефилософии эпохи Возрождения от
средневековой философии?
6. Опишите жизнь обитателей острова Утопия.
7. В чем состоит основное содержание Реформации?

Комментарии (1)
Обратно в раздел философия
См. также
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ электронная библиотека учебных текстов по философии
Лавриненко В. Философия антропоцентризм гуманизм - электронная библиотека студента философа
библиотека правослаия - Роуз С. Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский
библиотека философии Гумер - Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник
Адорно Т. Проблемы философии морали читать скачать бесплатно книги по философии гуманитарный портал










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.