Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 4. Наука в её историческом развитии

1. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения научного знания. Проблема «европоцентризма».
2. Греческий период в зарождении и развитии науки. Возникновение теоретического мышления.
3. Образ средневековой науки.
4. Философия и наука эпохи Возрождения. Астрономическая революция  и её философское значение.
5. Классическая наука Нового времени.
6. Новейшее время: понятие «большой науки». Общая характеристика современной науки.
Сущность НТР и ее основные направления. Социальные последствия научно-технического прогресса.

1. Решение проблемы возникновения науки привело к формированию следующих концепций:
- наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще, поэтому отсчет времен надо вести с палеолита, когда человек в процессе жизнедеятельности стал накапливать и передавать другим знания о мире [208];
- наука рождается примерно в V в. до н.э. в Древней Греции. В этот период кризиса мифологического мышления возникают первые программы исследования природы, осознаются принципы познания действительности [209];
- наука возникает в период позднего западноевропейского средневековья (XII-XIV вв.), когда была осознана роль опытного знания. Так, английский епископ Р. Гроссет и францисканский монах Р. Бэкон призывали исследователя опираться на опыт, а не на авторитет церковного предания или философской традиции;  
- о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы Кеплера, Гюйгенса, Галилея, Ньютона. Наука понимается как  естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. В XVII в. происходит признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. Подтверждением этому является учреждение в 1662 г. Лондонского королевского общества,  а в в 1666 г. - Парижской академии наук [213];
- наука возникла в  конце первой трети XIX в., когда произошла интеграция исследовательской деятельности и высшего образования. Первой страной, где это произошло, была Германия. Появилась профессия учёного [113].
В среде историков науки ведутся дискуссии по вопросу: правомерно ли считать современную науку плодом западноевропейской цивилизации?  Приведем мнения двух учёных:
- Э. Цильзель считал, что наука появляется только в современной западной цивилизации. При переходе от феодализма к раннему периоду капитализма человеческое общество претерпевает фундаментальные изменения, создавая необходимые условия для возникновения научного метода: перемещение центра культурной жизни в города; использование машин в производстве и военном деле; разрушение оков традиционализма и слепой веры в авторитеты; возникновение экономической рациональности способствует развитию рациональных научных методов, основанных на вычислениях и расчетах [26,  С. 258-259];
- Дж. Нидем, известный, прежде всего, своими глубокими исследованиями науки древнего и средневекового Китая, считает совершенно недопустимой точку зрения, согласно которой мировая цивилизация обязана рождением науки исключительно Западной Европе [140].
 Так называемая проблема европоцентризма ставит вопрос о более детальном и глубоком изучении социальных аспектов бытия науки, анализа тех социокультурных предпосылок, которые способствуют развитию науки.

2. Несмотря на различные мнения, большинство историков науки считают местом рождения науки Древнюю Грецию, в которой сложились исторические и социокультурные предпосылки возникновения научного знания [26; 42; 69; 139; 141; 193; 209-213]
 Философия и наука возникают в VII в. до н.э., когда стали происходить коренные изменения, связанные с открытием железа, применение которого позволило человеку осознать себя в качестве реальной силы, способной действительно изменить природу. Происходит кризис мифологии, основанной на  тождестве природы и человека. Прежние представления пришли в противоречие с тем, что люди узнали о мире
Другая причина появления науки – возникновение письменности в VII в. до н.э., когда появилась возможность закрепления и передачи информации.
Ещё одна причина возникновения науки в Древней Греции – расцвет рабовладельческой демократии. В VI-V вв. до н.э. возникли самоуправляющиеся города-полисы. Активность народа, его участие в управлении социальной жизнью требовали соответствующих форм выражения. Широкое обсуждение текущих дел, выбор должностных лиц, откртый суд приводили к столкновению мнений и интересов. Следствием было появление ораторского искусства, которое в кратчайшие сроки достигло высот совершенства. Ораторское искусство требовало логики. Логика греков с самого начала носила характер диалога
Древние греки пытались описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей  его составляющих.
Зарождающаяся рациональность греческого мышления на фоне разложения мифического мировоззрения была направлена на созерцание мира, прежде всего Космоса. Под Космосом понимали окружающий мир, вечно существующий, не созданный никем  ни из богов, ни из людей. Этот мир был упорядоченной системой благодаря универсальному космическому закону Логосу. Первой проблемой, с которой столкнулись древнегреческие мыслители, это поиск первоначала - архэ - мира. Фалес нашёл его в воде, Анаксимандр – в соединении противоложных свойств – апейроне.
Возможности познания мира были сформулированы в работах философов Элейской школы (Парменида [12; 25; 42; 179; 228], Зенона [5; 12; 42]). Они заявили, что ум человека – это не просто зеркало, пассивно отражающее природу. Разум накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Так была чётко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской науке и культуре.
Ответы на вопросы о первоначале и возможности познания мира дали возможность создания первых научных программ, или парадигм (от греч paradeigma – пример, образец). Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором [152] и позднее развитая Платоном [12; 42]. Картина мира, представленная пифагорейцами, которые считали первоначалом мира число, поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела [152; 186].
Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир чувственных вещей возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических закономерностей [12; 42; 155].
Самым ярким воплощением математической программы стала геометрия Евклида, знаменитая книга которого – «Начала» –появилась около 300 г. до н. э. Его геометрия изучала величины, фигуры и их границы, их отношения, а также относительные положения и движения. При этом все эти тела находились не в пространстве, а в шаре [12; 42; 174; 238].
Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями атомизма стали Левкипп [12; 42]. и Демокрит [12; 42; 123]. В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы – атомы, которые двигались в пустоте. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – это распад вещей на части, в пределе – на атомы. Очень важна была также высказанная Демокритом идея жёсткого детерминизма. Детерминизм – (от лат. determino - определяю) - философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира. Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Случайности нет места в созданной им картине мира [12; 42; 123].
Программа Аристотеля  стала третьей, завершающей научной программой античности. Аристотель считает, что мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей. Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит [6-8].
Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь. Самый «тяжелый» элемент – земля – находится в центре мира, поэтому Земля, образующаяся из этого элемента, является центром аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарообразна. Вокруг Земли располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Это вращение происходит по круговым орбитам. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты») [6-8; 185]. 
Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты [151].
Завершая рассказ об античной науке, нельзя не сказать о работах других выдающихся учёных этого времени. Активно развивалась астрономия. Так, александрийский учёный Клавдий Птолемей [88]   предположил, что вокруг неподвижной Земли находится окружность, с центром, смещённым относительно центра Земли. По этой окружности, которая называется деферентом, движется центр меньшей окружности, которая называется эпициклом. Это движение происходит с угловой скоростью, постоянной по отношению к точке, расположенной симметрично центру большей окружности относительно Земли. Планеты в геоцентрической модели Птолемея равномерно двигались по эпициклам. На основе созданных им таблиц положение планет можно было вычислить с большой точностью[88].
Основы математической физики заложил Архимед, живший в III в. до н. э. Он использовал свои знания для построения различных машин и механизмов [9-10]. Ему приписывается изобретение винта Архимеда – машины для подъема воды, планетария – механической модели небесной сферы, различных военных машин – баллисты, крана для поднятия кораблей и др. Работы Архимеда  сыграли основополагающую роль в возникновении таких разделов физики, как статика и гидростатика. В статике Архимед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага. В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом [9-10].
В античности развивались и биологические знания. Среди них большое значение имеют две концепции происхождения жизни – креационистская, которая утверждает, что жизнь была создана Богом, и концепция самозарождения жизни из неживого. Огромное значение имели работы Аристотеля [6], который заложил основы систематизации видов животных, описал свыше пятисот видов растений и животных. Гиппократ становится родоначальником научной медицины [12; 42; 90].
Античная наука сыграла  исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

 3. В эпоху  средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось.  Однако нельзя не учитывать тех достижений средневековья, которые способствовали уточнению принципов античной науки , подготавливая почву для механики Нового времени.
Важнейшей чертой средневекового мировоззрения являлся теоцентризм – представление о Боге как единственно подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была связана с религией.
Основное внимание уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было не возможно без естествознания, выводы которого проходили строгую цензуру библейских концепций. Такой подход способствовал созерцательности в познании, настраивало его на мистический лад, что и предопределило стагнацию научного познания. Наука была на службе у теологии. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного Писания.
Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать критериям научного знания.  По сравнению с античной наукой это был шаг назад. В недрах средневековой науки успешно развивались такие специфические области знания как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, так как были направлены на достижение практических целей. Средневековые алхимики открыли способы получения соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимики трудились над поиском панацеи – лекарством от всех болезней.
Закладывается также новое понимание механики. Инструменты стали считаться часть природы, лишь обработанной человеком. Тождество инструментов с природой давало возможность познания мира с помощью опыта, эксперимента.
В Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыш будущей астрономии и требовавшей точных измерений [151].
Новизной отличалась идея отказа от круга как модели совершенства. Эта античная модель была заменена моделью бесконечной линии, которая формировала представление о бесконечности Вселенной и стала основанием исчисления бесконечно малых величин. На данном исчислении строится вся классическая наука.
Однако постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир.

4. Эпоха Возрождения (от фр. Renaissanse) – время расцвета культуры в странах Западной Европы XV-XVI вв. В ходе мировоззренческой революции человек стал восприниматься не как природное существо (мифологическое мировоззрение), и не как Божье создание (религиозное мировоззрение), а как творец самого себя и окружающего мира (антропоцентрическое мировоззрение). Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая (креативная) функция приписывалась только Богу.
Обращаясь к идеалам и ценностям античности, деятели Возрождения начинают иначе относиться к познанию мира: изучается природа, одухотворённая и проникнутая Божественным началом. Возрождение придало человеческой деятельности оттенок сакральности (божественности, святости). Человек не просто удовлетворял свои земные нужды, он творил мир, красоту, самого себя. Новый взгляд на мир и  человека позволил сделать выдающиеся открытия, создать новые теории. Главная роль в перевороте общественного сознания принадлежит Н. Копернику, который в своей книге «О вращении небесных тел» (1543) обосновал гелиоцентрическую модель Вселенной  [97]. 
Г. Галилей [46], Дж. Бруно [59], И. Кеплер [86], Р. Декарт [56] продолжили разработку новых принципов познания.  Завершением научной революции стали труды И. Ньютона, который в  систематическом виде изложил  основы новой земной и небесной механики были в 1687 г. в книге «Математические начала натуральной философии» [146].

5. С XVII в. в Европе идёт процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «учёный». На рубеже XIX-XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследоательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством. Наступил период классической науки, который охватывает отрезок времени с  XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира.

Основные черты классической науки:

- натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, то есть единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. При этом материальность понимается только как вещественность [192];
- механистичность – представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Не случайно наиболее распространенной моделью Вселенной был огромный часовой механизм. Механика была эталоном любой науки, которую пытались построить по ее образцу. Она рассматривалась и как универсальный метод изучения окружающих явлений. Это выражалось в стремлении свести любые процессы в мире (не только физические и химические, но и биологические и социальные) к простым механическим перемещениям. Такое сведение высшего к низшему, объяснение сложного через более простое называется  редукционизмом [193];
метафизичность - природа в рассматривается как неизменное, всегда тождественное самому себе, неразвивающееся целое. Каждый предмет или явление рассматривались отдельно от других, игноририровались их связи с другими объектами [192].
Механистичность и метафизичность классической науки отчетливо проявились в физике, в химии  и в биологии. Это привело к отказу от признания качественной специфики жизни и живого. Жизнь и живое  стали такими же элементами в мире&ndash