Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Элиаде М. Азиатская алхимия (Китай и Индия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава III

По наблюдениям иноземных путешественников, посещавших Индию, - европейцев ли, восточных ли жителей, - некоторые индийские аскеты и йогины55* знали и применяли алхимические препараты для "продления жизни". Речь идет не о традиционной фармакопее индийских схимников, о лекарственных или употребляемых в пищу растениях, сведения о которых в среде аскетов передавались из поколения в поколение. Иноземные путешественники имели в виду именно алхимический напиток иногда растительного, иногда минерального (на базе ртути) свойства. Заметим: алхимия в Индии весьма ощутимо присутствует в религиозных и практикующих аскезу кругах. Следовательно, как и китайская, индийская алхимия граничит с магией и религией: точнее сказать, она примыкает к духовным, а не к эмпирическим техникам. Но заглянем в записки путешественников.

Марко Поло56*, упоминая о chunghi (йогинах)89, которые "живут до ста пятидесяти, а то и до двухсот лет", рассказывает: "Они принимают весьма странное зелье: делают микстуру из серы и меркурия57* и пьют ее по два раза в месяц. Она-то, по их словам, и дает такую долгую жизнь, если пить ее сызмальства"90. Марко Поло довольно-таки приметливый наблюдатель, хотя в том, что он вообще говорит о йогинах, не видно большого к ним интереса. Зато неподдельный интерес к ним проявлял Франсуа Бернье58*, доктор медицины из Монпелье. Он посвятил жизни аскетов и обычаям монахов несколько проницательнейших страниц. Бернье удалось подметить разносторонность аскетических сект, и он тоже упоминает об алхимических познаниях некоторых йогинов91. "Есть иные - весьма странные персонажи, они без конца кочуют с места на место; это люди, которые всем пренебрегают, которым ни до чего нет дела; они знают секреты - молва говорит, они умеют делать золото и столь искусно приготовлять ртуть, что одна-две пилюли, принимаемые по утрам, возвращают телу отменное здоровье и укрепляют желудок, так что он может переварить что угодно..."
_______________
89. Другие описания йогинов см.: Reinaud. Relation de voyages faits par les Arabes et les Persans dans l'Inde et a la Chine. - P., 1845. Vol. I (перевод из Абу Сайда аль-Хассана из Сириафа59*. Р. 133 - 134); G. Phillips. Calicut and Aden. -JRAS, april 1896. P. 343 (перевод пассажей из путешествия Ма Хуаня в Кочин60* ); (W. W. Reckhill. Notes on the Relations and Trade of China with the Eastern Archipelago and the Coasts of the Indian Ocean, part IV. - Toung Pao. 1915. Vol. XVI. P. 450 - 451 (отсылки к Ибн Батуте, Никколо ди Конти, Дуарте Барбоза - о йогах Малабара61*); Fryer. A New Account of East India and Persia (Ed. W. Crock, 1912). Vol. I. P. 138; vol. II. P. 35, 77, 104. Тексты и библиографию по проблеме см. в нашей монографии о йоге.
90. Yule. Travels of Marco Polo. Edited by H. Cordier. 1905. Vol. III. P. 365 ff.
91. Voyages de Francois Bernier, Docteur en Medicine de la Faculte de Montpellier. Amsterdam, chez David Paul Marret, 1723. Vol. II. P. 121 - 131.

61

Эта документы недвусмысленно утверждают: определенному классу странствующих индийских аскетов ведомы алхимические рецепты. Показателен факт, что только в Китае и в Индии алхимические препараты, будь то алхимическое золото или производные ртути, принимают внутрь. Показательно также, что алхимией занимаются только определенные секты аскетов: "странные персонажи... которые всем пренебрегают, которым ни до чего нет дела". Мы увидим ниже, что это - тантрические секты, то есть принадлежащие тому раннесредневековому течению мистического синтеза, которое вобрало в себя все духовные техники Индии, вплоть до самых "примитивных"92.

Сведения о том, что индийские аскеты владеют секретом продления жизни с помощью лекарственных веществ, мы встречаем и в других документах. "В одной книге я прочел, что правители Туркестана послали послов к индийским царям с грамотами, в которых говорилось, что они, правители, прослышали, будто в Индии можно раздобыть снадобья, продлевающие жизнь, и что будто с их помощью индийские цари доживают до преклонных лет... и что правители Туркестана просят, чтобы им передали хоть немного такого снадобья, равно как и сведения о методе, благодаря коей риши (мудрецы) столь долгое время сохраняют здоровье93. Легенда о растении, которое произрастает в Индии и дарует вечную жизнь, ходила в Персии еще во времена царя Хосрова62* (531 - 578)94. Но напиток, обеспечивающий бессмертие, упоминается и в "Гирлянде джатак"63* (собрании повестей о предыдущих жизнях Будды), хотя тут, возможно, алхимия ни при чем, а скорее имеется в виду легенда об амброзии95.

По словам Амира Хосрова64*, долгожительство достигается индийцами и через замедленную ритмизацию дыхания (пранаяма), чисто йогическую технику. "...Благодаря своему искусству брахманы умеют продлить свою жизнь, сокращая число ежедневных вдохов и выдохов. Один йог, которому удалось таким образом обуздать дыхание, прожил триста пятьдесят и более лет"96.
_______________
92. В рамках данной работы нет места для критической истории или философского изложения тантрической теории и практики. Суммарная информация найдется в любом пособии по буддизму или индуизму. Наиболее подробные трактаты принадлежат сэру Джону Вудрофу (Артур Авалон) [Woodroffe, Arthur Avalon]. Об отношениях между тантризмом и собственно йогой см. нашу монографию, которая скоро выйдет из печати.
93. Перев. см.: Elliot. The History of India as told by its own Historians. - L., 1869. Vol.II. P. 174.
94. Reinaud. Memoires sur l'Inde anterieurement au milieu du XI siecle d'apres les ecrivains arabes, persans et chinois, p. 130. - MAI. - P., 1849. Vol. 18. P. 1 - 399.
95. Cp. описание легенд об амброзии: G. Dumezil. Le Festin d'Immortalite. P., 1924; Wunsche. Die Sage vom Lebensbaum und Lebenswater. - Lpz., 1905.
96. Khusru Emir. Nuh Sipihr (Девять небесных сфер). Перевод текста см.: Elliot. The History of India... - L., 1871. Vol. III. P. 536 - 564.

62

Амир Хосров приводит и другие подробности о талантах индийских аскетов, и его рассказ согласуется с местными преданиями и фольклором о йогинах. "Они умеют предсказывать будущее по дыханию, выходящему из ноздрей, по тому, насколько заложена правая или левая ноздря. Они умеют также наполнить чужое тело своим дыханием. В горах на границе Кашмира много таких людей... Они могут взлетать на воздух, как куры, сколь бы это ни казалось невероятным. Могут даже делаться по своему желанию невидимыми, смазывая сурьмой себе глаза. Только те, кто видел все это воочию, поверит в такие чудеса".

Все эти легенды вводят нас в естественную среду, где развивалась индийская алхимия. Магические способности, поиск продления жизни и бессмертия - вот цель, преследуемая индийскими аскетами-алхимиками. Мы не найдем здесь "научных" устремлений, рьяного желания познать природу и ее законы. Зато найдем извечный мотив мистики, не зависящий от географии, - бессмертие. Найдем магические техники, направленные на потенцирование человеческой жизни, а это и есть первостепенная цель тантризма. Аскетов, которые умеют "взлетать на воздух" и владеют магическими силами, знает и китайский фольклор, сложившийся вокруг "сверхъестественных островов" и алхимии. Впрочем, йогическая практика, дающая способность летать (дехаведдха), упоминается и в алхимическом трактате "Расарнава"97 , что еще раз доказывает, сколь тесна связь между йогическими и алхимическими техниками.

Самый внятный текст относительно продления жизни с помощью алхимии встречается у аль-Бируни65* в его книге об Индии98. Аль-Бируни (973 - 1048) многократно наезжал в Индию между 1017 и 1030 гг. и овладел санскритом настолько, что перевел на него ряд книг с арабского и несколько европейских научных трактатов ("Начала" Эвклида, "Альмагест" Птолемея и т. д. ). Аль-Бируни - скептик, но человек для своего времени поразительно осведомленный99. Сообщив читателю, что индийцы знакомы с алхимией вообще (о которой он не выведал ничего определенного, поскольку ее держат в секрете, - но подозревает, что это - минеральная алхимия), он добавляет: "У них есть и собственная наука, подобная алхимии. Называют ее расаяна - от rasa - золото100. Она являет собой свод определенных действий и лекарственных прописей, главным образом растительного свойства. Все вкупе поправляет здоровье тем, кто был
_______________
97. Praphulla Chandra Ray. A History of Hindu Chemistry. - Calcutta, 1903. Vol. I. Ed. II. P. 76 (предисловие).
98. Sachau C. (ed.) Alberuni's India. New Edition. - L., 1910. Vol. I. P. 188 - 189.
99. Краткое резюме его рассказа об алхимии см.: Mieli Aldo. Pagine di Storia della Chimica. Roma, 1922. P. 217 - 233.
100. Тут, бесспорно, ошибка, потому что rasa на санскрите означает "сок" или "ртуть" (и именно таков алхимический смысл этого слова), а в значении "золото" мы находим его разве что в индийской лексикографии.

63

безнадежно болен, и дарует молодость старикам, так что они возвращаются в пору своей возмужалости: седые волосы вновь делаются черными, воскрешается острота чувств и юношеская сила - даже для половых сношений, - а жизнь человеческая на этом свете продлевается до изрядной длины. Что ж в том такого? Разве мы не упоминали, опираясь на слова досточтимого Патанджали67*, что одна из метод, ведущих к освобождению, есть расаяна?"

Из этого фрагмента текста аль-Бируни можно сделать заключение о наличии в Индии "собственной" алхимии, наряду с алхимией обычной, минеральной, которая состоит из ряда операций (сублимация, кальцинирование68*, анализ) и о которых аль-Бируни узнал в Индни понаслышке. Вполне вероятно, что аль-Бируни, будучи человеком энциклопедической культуры, прослышал об арабской алхимии (т. е. имеющей александрийское происхождение) еще в своем родном городе Хорезме. И вероятно, "собственная" индийская наука, называемая расаяной, была совершенно не похожа на ту, обычную, раз аль-Бируни разделяет их в своем рассказе. "Собственная" алхимия индийцев занималась не физико-химическим миром, а омоложением человека, его долголетием и бессмертием. Т. е. смыкалась с магико-мистическими техниками.

Свидетельство аль-Бируни подтверждается главой, которую Мадхава69* в своем трактате об индийских философских системах "Сарва-даршана-самграха" ("Всех воззрений собрание") посвящает алхимии101. Трактат написан около 1350 г. и числит среди включенных в него философских и мистических систем так называемую "меркуриевую науку" (расесвара-даршана). По этой даршане, освобождение зависит от "стойкости человеческого тела", а потому ртуть, которая способна укреплять тело и продлевать жизнь, также принадлежит к средствам освобождения. В одном тексте, цитируемом в "Сарва-даршана самграха", говорится, что "освобождение происходит от знания, знание - от учения, а учение доступно лишь тому, что обладает здоровым телом". Аскет, который стремится к освобождению духа в этой жизни, говорит Мадхава, вначале должен обрести "славное" тело. А поскольку ртуть производится через созидательное соитие Хары с Гаури, а слюда производится Гаури, - ртуть и слюда отождествляются с верховным богом индуизма и с его супругой (Хара и Гаури)70*, становясь таким образом космическими принципами. "Славное", божественное тело могут обрести с помощью ртути и люди. Среди тех, кто обрел "меркуриево тело" и, соответственно, свободу еще в этой жизни, упомянуты Чхарвати, Капила, Вьяли, Капали, Кандалаяна. Некоторые из этих легендарных персонажей, например, Вьяли и Капали, принадлежат тантрическим традициям и входят в перечень восьмидесяти четырех "магов", сиддхи71*.
_______________
101. Санскритское издание: "Anandashrama Series" (Benares). Ed. II. P. 78 - 83; английский перевод: Cowell and Gough. Ed. IV. - L., 1904. P. 137 - 144.

64

Мадхава проявляет сотерическую72* функцию алхимии. "Меркуриеву систему не следует рассматривать просто как похвалу этому металлу. Меркурий прямо ведет - через сохранение тела - к высшей цели, освобождению". Освобождение же есть единственная цель индийской философии и мистики; так подтверждается присутствие алхимии в одном ряду с этими духовными дисциплинами. В алхимическом трактате "Расасиддханта", который цитирует Мадхава, говорится: "Освобождение жизненного духа (джива) изложено в меркуриевой системе". В тексте же из "Расарнавы" и в тексте, который Мадхава не называет (anyatrapi), говорится, что в богоугодные поступки зачитывается созерцание ртути, точно так же, как поклонение фаллическим эмблемам Бенареса или любого другого святого места.

Эти тексты недвусмысленны: алхимические операции, собранные под названием расаяна, суть скорее действа духовного порядка, чем лабораторные опыты. Преследуется, с одной стороны, цель очищения духа, а с другой - транссубстанциализация тела. Обе эти операции имеют тантрическую природу, а значит, принадлежат духовной технике, а не дохимической науке.

В Индии и по сей день сохранилось поверье, что некоторые йогины владеют секретом продлевания жизни и трансмутации металлов. Уильям Крук в одном из своих антропологических опросов102 записывает: "Йоги утверждают также, что якобы умеют превращать медь в золото, - умение, которое, по их словам, идет от некоего аскетического ордена времен султана Алтитмиша". О саддху-алхимике упоминает и Оман, довоенный специалист по Индии103.

Алхимия, которую практиковали в среде индийских аскетов, не испытала на себе сколько-нибудь заметного влияния со стороны ислама. Мусульмане принесли в Индию начатки александрийской алхимии, которые они узнали через посредство сирийских толмачей. Но эта греко-египетская алхимия слишком уж разнилась от расаяны индийских аскетов. Первая была, или предполагала быть, предхимией, наукой; вторая оставалась духовной техникой, напрямую и органически связанной с тантризмом. Алхимия - понимаемая как магическое искусство и как своего рода сотериология - была распространена по преимуществу в тантрических кругах. Многочисленные авторы-тантристы традиционно являются и авторами алхимических трактатов. Впрочем, эти алхимические тантры следует искать в тех регионах, куда менее всего проник ислам, т. е. в Непале и на юге Индии, у тамильских73* ситтари. Ситтари - не что иное, как санскритское сиддхи, т. е. "маги" тантрической традиции104. Ситтари делили "субстанции" (саракку) на мужские (ан-саракку) и женские
_______________
102. Tribes and castes of the N. W. Provinces. - Calcutta, 1898. Vol. Ш. P. 61.
103. Oman J. С. The Mystics, Ascetics and Saints in India. - L., 1903. P. 59 ff.
104. Barth A. Oeuvres. - P., 1914. Vol. 1. P. 185.

65

(пен-саракку)105 что напоминает принципы инь - ян китайской философии.

Из сохранившихся легендарных биографий восьмидесяти четырех сиддхи106 мы узнаем, что среди них были алхимики, которые практиковали тайное искусство изготовления золота и владели "эликсиром жизни". Так, например, в одном тексте сиддха Карпати107 упоминаются алхимические процессы; Карнари108 получает эликсир жизни из урины и умеет превращать медь в серебро, а серебро в золото; Капари109 ведома тинктура, с помощью которой получают золото; Гуру Вьяли110 пытается творить золото из серебра и лекарственных веществ и т. д. Все эти сиддхи обладали "магическими силами" (сиддхи) и были учителями тантр; точнее, учителями буддийской тантрической школы Ваджраяны. В некоторых тантрических книгах алхимию считали одной из восьми сиддхи; так, например, в "Садханамале" упоминается расарасаяна (меркуриева алхимия) как пятая сиддха111.

Из числа тантрических "магов" выделяется фигура Нагарджуны74* - средоточием алхимической традиции. Вполне возможно, что это вовсе не тот Нагарджуна, который известен как метафизик и логик112, но в данной работе нас этот вопрос не занимает, мы берем только легенды о тантрическом алхимике. Из материалов, собранных М. Уоллесером113, явствует, что Нагарджуну наделяют сиддхи божества и якшини75* (демоны растительности); он получает эликсир жизни и "алмазное тело" (магическая транссубстанциализация через тантрические практики). Среди многочисленных "сил"
_______________
105. Filliozat J. -JA. 1934. P. 111 - 112 (цитируется Vaittyamuliyagaradi, приписываемая 18-и ситтари, - книга, по которой мы не смогли проконсультироваться).
106. Ср.: Waddell. Lamaism. P. 42; Grunwedel Albert. Die Geschichten der 84 zauberer (Mahasiddhas) am demtibetischen Ubersetz. - Baessler Archiv. Lpz., 1916. Vol. V. S. 137 - 228; Tucci G. Animadversiones Indicae. - JASB. 1930. Vol. XXVI. P. 138-155.
107. См.: Tucci. Animadversiones Indicae. P. 137.
108. Grunwedel. Die Geschichten... S. 165 - 167.
109. Ibid. S. 205 - 206.
110. Ibid. S. 221-222.
111. Ed. Bhattacharya Benoytosh. Gaekvard Oriental Series, 1928; санскр. текст, с. 350; введение, с. 85-86. См. также и выдержки из основного тантрического трактата Subhasita-Samgraha. Ed. Bendall. - Museon. Nouv. serie. Vol. IV - V. -Louvain, 1905. P. 40 (строфа, которая начинается: "rasaghrstam yatha...", где намеками расписана роль меркурия).
112. Ср.: Tucci. Animadversiones Indicae. P. 139.
113. Walleser Max. The Life of Nagarjuna from Tibetan and Chinese Sources. -Hirth Anniversary volume. - L., 1923. P. 421 - 455; ср.: Grunwedel A. Taranatha's Edelsteinminne. В., 1914. P. 14 ff.; Tucci G. Di una legendaria biografia cinese di Nagarjuna. - Bilychnis, 1925 (приводятся выдержки из Чжуань-фаяжэн-дунцзи). Легенды, сохраненные Сюаньцзанем, см.: Beal S. Buddhist Records of the Western World. Vol. II. P. 211-217.

66

(сиддхи), которыми он владеет, фигурирует и искусство делать золото. Раз, когда был голод, Нагарджуна сделал золото и обменял его слитки на зерно из дальних стран. Слава о маге и алхимике Нагарджуне перешагнула через границы тантрической традиции. В "Катхасаритсагаре" Сомадевы (XI в.)76* говорится, что Нагарджуне, советнику Хирайуса, удалось приготовить эликсир бессмертия, но Индра77* повелел ему не давать никому этот эликсир. В "Прабандхачинтамани"78* повествуется, как удалось Нагарджуне изготовить некий "эликсир", чтобы летать по воздуху115.

По легендам такого рода, конечно, не восстановишь биографию Нагарджуны. Тем не менее они имеют смысл и ценность, поскольку помещают алхимию в один ряд с магическими силами (сиддхи). Не исключено, впрочем, что легенда о рукотворном золоте имеет реальную основу в различных наблюдениях над металлургическими процессами. В "Расопанишаде" говорится, что Нагарджуна увидел в княжестве Малабар, как извлекают золото из золотоносной руды116. Вполне возможно, что легенда сохранила, в искаженном виде, какие-то металлургические манипуляции Нагарджуны (или персонажа с его именем). С другой стороны, не стоит забывать, что тантрист Нагарджуна более связан со средой, где практикуют аскезу и магию, нежели со светской. Несть числа алхимическим и тантрическим трактатам, авторство которых приписывается ему, причем из алхимических под его именем в Индии фигурируют самые важные117.

Впрочем, не в одних только тантрических книгах говорится о способности аскетов делать золото. В руководстве по хатха-йоге "Шива-

самхита"118 утверждается, что йогин может превратить в золото любой обыкновенный металл, натерев его своими экскрементами и мочой. В "Иогататтва-упанишаде" алхимия упоминается как одно из препятствий, которые начинающий йогин встречает на первых стадиях своей практики, тем не менее в сиддхи заносится там и умение превращать железо в золото с помощью человеческих выделений119.

В индийских народных преданиях и легендах настойчиво повторяется мотив получения золота из бронзы или из других металлов с помощью некоего растительного декокта, секрет которого знали аскеты. "Помню с детства, - говорит Девакандре знаменитый монах-джайнист Хемакандра80* - как медяшка, натертая соком из листьев
_______________
114. В переводе Tawney, нов. изд. Penzer. Ocean of Story. Vol. III. P. 257 ff.
115. Перевод Tawney. Calcutta, 1901. P. 195 - 196.
116. Levi S. Un nouveau document sur le bouddhisme de basse epoque dans l'Inde. - Buletin of Oriental School of London, 1931. P. 421; Barnet. - JRAS, 1930. P. 445 - 446 - об издании "Расопанишады", которое выпустил К. С. Шастри.
117. Подробности - в двух томах П.-Ч. Рая.
118. Shiva-Samhita (III, 54), санскр. изд. и англ. перевод Ray Bahadur Gris Chandra Vidyarnava. Allahabad, 1923. Ed. II.
119. Yogatattva-Upanishad (30 etc.), санскр. изд. Vasudev Lakshman Shastri Panshikar. Bombay, 1925. Ed. III. P. 256 - 257.

67

одного куста... и нагретая на огне по вашим наставлениям, превратилась в золото. Поведайте нам, как называется этот куст и каковы его приметы и все прочие необходимые подсказки"120. Из того же собрания легенд мы узнаем об одном монахе, который добывает жидкий эликсир из горы Райватака и обретает способность все, к чему бы он ни прикоснулся, превращать в золото121.

Итак, мы можем констатировать тесную связь между алхимией и тантризмом122. Знания по неорганической химии - принесенные исламом или открытые в самой Индии, - встречаются в санскритской литературе и до тантризма. Но не эти научные вкрапления интересовали тантристов, а алхимическая "мистика", космическая или мифологическая ценность металлов, сотерическая роль алхимических операций. Через поиск эликсира жизни алхимия сближается с мистикой и с любой другой индийской духовной техникой, посредством которой достигалось бессмертие; и тем более с тантризмом и хатха-йогой, имевших целью обретение здорового и бессмертного тела.

Как уже было сказано, влияния исламской алхимии на индийскую не стоит преувеличивать. Буддийские памятники сохранили свидетельства того, что алхимию знали в Индии задолго до начала какого бы то ни было исламского влияния. В "Аватамсака-сутре", которую хронологически можно поместить приблизительно между 150 и 350 гг. (переведена на китайский Сикшанандой81* в 695 - 699 гг.), говорится: "Есть растительная жидкость под названием хатака. Один лян82* этой жидкости может превратить тысячу лян бронзы в чистое золото". А в "Махапраджнапарамитопадеше" (переведена на китайский Кумарадживой83* в 402 - 405 гг.) есть дополнение: "При помощи снадобий и заклинаний можно превратить бронзу в золото. При толковом употреблении снадобий можно превратить серебро в золото, а золото в серебро. При духовной силе человек может превратить в золото глину или камень"123. Эта духовная сила - не что иное, как сиддхи йогинов и тантристов. Из текстов буддийского канона мы вправе сделать два вывода: первое, что индийская алхимия
_______________
120. Prabandhacintamani. Transi. С. H. Tawney. P. 147.
121. Ibid. P. 173. Автор книги - монах-джайнист Мерутунга (XIV в.), который написал и комментарии к алхимическому трактату "Rasadhyaya" (см.: Keit A. В. A History of Sanskrit Literature, p. 512). О "золотом человеке" см. Praband hacintamani. P. 8; Hertel. Indische Marchen. - Jena, 1921. P. 235. Легенда о философском камне в Индии записана и Абу-л-Фадлом Аллами (1551 - 1602) в его "Аин-и Акбари"; см. англ. перевод: Hochman and Jarrett. Calcutta, 1873. Vol. II. P. 197.
122. См.: Ray P. C. History... Vol. I. Ed. II. Calcutta, 1903. Vol. II. Ed. II (1925).
123. Waley A. References to alchemy in Buddhis Scriptures. - Bull. Orient. School London, 1932. Vol. VI, part 4. P. 1102- 1103. Уэйли цитирует и из "Mahayana-sangraha-bhashya" (переведена на китайский Сюаньцзанем ок. 650 г.) и из "Abbidharma Mahavibhasha" (в том же пер., 656 - 659 гг.).

68

существовала и до исламского влияния; второе, что она примыкала к мистическим техникам (снадобья, заклинания, духовные силы), а не к опыту предхимическому, научному.

Факт влияния исламской (т. е. александрийской) алхимии на индийскую аргументировался открытием в Индии ртути лишь после мусульманского завоевания124. Но дело обстоит не так просто. Даже если бы расцвет алхимии в Индии начался с открытия и освоения ртути, все же много раньше там существовала" мы это констатировали, "собственная алхимия" (расаяна), на которую ислам влиять не мог и которая выполняла ту же мистическую функцию, что и китайская алхимия: искала пути к продлению жизни и бессмертию. Однако давайте посмотрим, действительно ли ртуть (в той роли, какую она играла в химических процессах) была принесена в Индию мусульманской алхимией.

На самом деле ртуть известна в Индии еще с IV в. н. э., которым датируется так называемый "Манускрипт Бауэра"125, самый древний санскритский трактат по медицине, дошедший до нас81*. Примечательно, что одна из глав этого трактата содержит рецепты, как прожить "тысячу лет"126, а другая разбирает свойства чеснока продлевать жизнь. Людерс и Р. Мюллер, правда, считают, что термин раса из "Манускрипта Бауэра" относится не к ртути, тем не менее проблема решена не окончательно. Некоторые ученые утверждают, на основании политического трактата "Артхашастра"85* (III в. до н. э.)127, что ртуть известна в Индии именно с тех времен; но, возможно, соответствующий пассаж был вставлен в трактат позднее128. Так или иначе, мнение большинства востоковедов и историков науки (А. Кейт, Людерс, Руска, Стейплтон, Р. Мюллер, Липпманн), что ртуть и алхимическую практику, с ней связанную, открыли для Индии мусульмане, следует пересмотреть в свете новейших исследований. Ртуть играла существенную роль в тантризме, при этом известно, что регионы, где процветал тантризм, менее всего подверглись влиянию ислама. В некоторых тантрах ртуть называется "производящим принципом" и даже даются советы, как изготовить из ртути фаллос Шивы129. Поскольку датировку тантр начали уточ-
_______________
124. См. подробности в кн.: Ed v. Lippmann. Enstehung und Ausbreitung der Alchemie. Vol. II. P. 179.
125. Ср.: Hoernle. The Bower Manuscript - Calcutta, 1893 - 1912. P. 107.
126. Это выражение не следует понимать буквально. Жить "тысячу лет" - как и ведическое "жить сто лет" - относится к нормальному долгожительству.
127. Patvardhan R. V. Proceedings I Oriental Congress of Poona. 1919. Vol. I. P. CLV.
128. Дискуссия в Винтернитце: Some problems of Indian Literature. - Calcutta, 1925. P. 101.
129. Ray P. C. History... Vol. I. P. 79 (предисловие). В "Рудраямала-тантре" Шиву называют "Бог ртути". В "Расаратнасамуччае" (кн. VI) говорится, что ученик-

69

нять лишь в последнее время, не исключено, что многие из них окажутся домусульманскими; а если так, то "сакральное" употребление ртути в Индии идет вовсе не от арабов. В "Кубжика-тантре", древность которой не может быть подвергнута сомнению130, Шива говорит о парада (меркурии-ртути)131 как о своем жизнетворящем принципе, который, будучи "закреплен" шесть раз, заслуживает всяческих похвал.

Это "закрепление" имеет и чисто химический смысл - особенно в более поздних текстах, когда метафизическая функция алхимии стала уступать место лабораторным опытам; "закрепление" (или "убиение") означает кальцинирование ртути, известное и в европейской алхимии под названием "фиксация" или "коагуляция"132. "Мистический" смысл фиксации ртути иногда расшифровывается в текстах. Снижение летучести этого священного металла имеет "духовную" ценность: принцип динамический, мобильный превращается в принцип статический, божественный. Снижается, "пресекается" мобильность психоментального опыта; освобожденная душа точно так же статична, как "фиксированная" ртуть. Так алхимическая операция приобретает сотерическую подоплеку. Воля к святости благочестивого человека, его желание пресечь суету обыденной жиз-
_______________
алхимик должен поклоняться Шиве и почитать своего учителя; среди прочего, он должен сделать фаллос из ртути и поклоняться ему, потому что алхимию сообщил людям сам Шива. Тот же текст предписывает определенные обсценные ритуалы, что еще раз доказывает связь между тантризмом и алхимией (ср.: Ray. History... Vol. I. P. 115 - 116). "Расаратначара", приписываемая Нагарджуне, так определяет ученика: "умный, преданный своим трудам, безгрешный и хозяин своих страстей" (Ray. History... Vol. П. P. 8). А "Расаратнасамуччая" еще более определенна: "Тот, кто любит истину, кто победил соблазны, кто поклоняется Деви и Брахманам, кто в совершенстве владеет собой и кто научился жить в соответствии с особой диетой и особым режимом, - только тот может заниматься алхимическими операциями".
Подобный перечень добродетелей встретишь в описании приверженца любой религии и любого аскета. Отсюда следует, что алхимия была прежде всего сакральным деянием, немыслимым без внутренней чистоты, уединения и аскезы86*. Лаборатория помещалась в лесу, вдали от всякого нечистого присутствия (ср.: "Расаратнасамуччая" в: Ray. History... Vol. I. P. 115). Почти во всех алхимических текстах, впрочем, возносится хвала Шиве.
130. Ср. анализ: "Haraprasad Shastri". - A Catalogue of Palmleaf and selected Paper Manuscripts belonging to the Durbar Library, Nepal. - Calcutta, 1905. Vol. I. P. I, XXX.
131. В тексте "Махешвары" (П.-Ч. Рай в своем сочинении, в т. I на с. LXXLX, ошибочно датирует ее 1188 г. вместо 1111-го) для ртути имеется и другой термин, харабиджа (6укв.: "семя Шивы"). В "Брихатсамхите", энциклопедическом труде Варахамихиры88* (написанном в 587 г.), упоминается ртуть и ее применение в качестве средства, тонизирующего и возбуждающего желание (Ray. History... Vol. I. P. I, XXXI).
132. См., например: Berthelot M. La Chimie au moyen age. - P., 1893. Vol. I. P. 154. Об очищении и фиксации ртути см.: Ray. History... Vol. I. P. 130, 131 ff; об "убиении" металлов вообще см. также с. 246 и сл.

70

ни души и добиться совершенной, статичной автономии души освобожденной выражается через алхимические операции и символы. Поиск "фиксированной" ртути есть, таким образом, тот же поиск "освобождения" души, ведущего к бессмертию. Именно этот, сотерический смысл более всего очевиден в алхимических тантрах.

Во всех текстах восхваляется "мистическая" действенность фиксированной ртути. В "Суварна-тантре"133 говорится, что, съев "убитую" (наштапишта) ртуть, человек становится бессмертным; одна часть такой "убитой" ртути может превратить сотню тысяч частей живой ртути в золото. Даже урина и экскременты алхимика, принимающего такую ртуть, могут превращать медь в золото. В "Рудраямала-тангре"134 утверждается, что процесс "убиения" металлов был открыт Шивой и передавался адептами из поколения в поколение. Шива - бог по преимуществу тантрический; техники, которые он открывает, - всегда мистические, сотерические .

В "Расаратнасамуччае" (1, 26) говорится, что, принимая ртуть, человек избегает болезней, которыми он обязан грехам своих предыдущих жизней136. В "Расаратнакаре", приписываемой Нагарджуне, фигурирует эликсир из ртути, обращающий человеческое тело в божественное137. (Припомним, что ту же цель преследовали тантрические техники и хатха-йога.) В том же тексте Нагарджуна говорит, что располагает средствами против "морщин, седины и других примет старости"138 - еще одно доказательство тесной связи между тантризмом и алхимией. "Минеральные препараты оказывают равное воздействие как на металлы, так и на человеческое тело", - утверждается в "Расаратнакаре". (Эта любимая метафора индийских алхимиков139 выдает "мистическую" концепцию: металлы, как и человеческое тело, можно "очистить" и "обожествить" с помощью ртутистых препаратов, которые сообщают им священную благодать Шивы. Тут можно вспомнить о благодатных, сакральных свойствах нефрита в Китае.) Нагарджуне раскрывается эта тайна после двенадцати лет аскезы и поклонения богине-якшини140, "которая владычествует над деревом Ficus religiosa89*". Данный текст
_______________
133. Ray. History... Vol. II. P. 28 - 29.
134. Ibid. P. 21. См. также: "Расендрачинтамани" о наштапишта (vol. H, p. 16); "Расарнава" (XI, 24, 197 - 198) в: Ray. History... Vol. I. P. 74 - 75.
135. В "Рудраямала-тантре" (I, 40) "убитая" ртуть описывается как лишенная металлического блеска и текучести, менее тяжелая, почти без цвета и т. д.
136. Ср.: Ray. History... Vol. I. P. 78. На сей раз Рай датирует текст 1300 годом (Vol. II. Р. 222 - 223); ср.: Jolly. Festschrift Windisch. - Lpz., 1912. S. 192, note 1.
137. Расаратнакара, III, 30 - 32; Ray. History... Vol. IL P. 6.
138. Ray. History... Vol. II. P. 7.
139. В "Расарнаве" рекомендуется применять ртуть сначала к металлам, а уже потом - к человеческому телу; ср. текст, цитируемый Мадхавой в "Сарва-даршана-самграха" (санскр. изд., Anandashrama Series. P. 80).
140. Ray. History... Vol. П. Р. 7.

71

представляет особую ценность. Он еще раз подтверждает истинные корни алхимии: аскезу, медитацию, мистические техники. Кроме того, он отчасти проливает свет на неясные отношения, существующие между культами растительности (якшини141 - это и демоницы растительности) и алхимией. Тантризм как огромный синтезирующий фактор вобрал в себя бесчисленные культы аборигенов, до него остававшиеся за пределами индуизма142. Многие из них принадлежали культу растительности, повсеместно распространенному в Индии и имеющему неарийскую структуру90*. Особенно много тантризм взял у гималайских аборигенов143. Индийская алхимия, столь органично связанная с тантризмом - и структурой и историей, - почерпнула для своей практики и символики не один элемент аборигенной культуры, главным образом гималайской. Этим объясняется присутствие богини-якшини в алхимическом трактате "Расаратнакара". Впрочем, алхимия рано проникла на Тибет, куда ее принесли буддийские монахи тантрических школ, и автор одного алхимического трактата, "Расасары" (возможно, XIII в.), признается, что немало узнал от тибетских буддистов144.

В "Расахридайе" утверждается, что алхимия способна вылечить проказу и сделать человека молодым145 (тот же мотив "юности без старости и жизни без смерти"). В "Какачандешваримата-тантре"146 говорится, что "убитая" ртуть производит в тысячу раз больше золота, а смешанная с медью - превращает последнюю в золото. Самый полный текст о действенности "убитой" (фиксированной) ртути встречается в "Расендрачинтамани": "Если ртуть убить равным количеством очищенной серы, она делается в сотню раз сильнее; если ее убить двойной дозой серы, она вылечивает умственную усталость; если ее убить четырехкратной дозой, она возвращает цвет седым волосам и устраняет морщины; если ее убить пятикратной дозой, она излечивает чахотку; а если убить ее шестикратной дозой, она становится панацеей от всех человеческих болезней"147. Научная - с точки
_______________
141. См.: Ananda Coomaraswami. Yaksas. - Smithsonian Miscellaneous Collections. - Washington, 1928. Vol. 80, n. 6.
142. Обо всех этих проблемах, которые опосредованно касаются и алхимии, см. нашу монографию о йоге.
143. Ср.: "Баха-чина-крамачара", в которой показано китайское происхождение некоторых тантрических ритуалов (Levi Sylvain. Le Nepal. Vol. I. P. 346 -347); Tucci. Animadversiones Indicae. P. 155, 156. Аннамское91* и гималайское влияние прослеживается в тантрах, существующих ныне в Бенгале.
144. Ray. History... Vol. II. P. LCVII.
145. Ibid. Vol. II. P. 12.
146. Ibid. Vol. II. P. 13. (Отсылки к П.-Ч. Раю касаются санскритских текстов, опубликованных в двух его томах. Только на санскритских текстах основываются все положения настоящего исследования. Мы не касаемся комментариев и интерпретаций современных авторов.)
147. Ibid. Vol. II. P. 55 - 56.

72

зрения химии - ценность этого текста минимальна; известно, что 25 частей ртути могут соединиться от силы с четырьмя частями серы, а остальная сера возгоняется, не вступая в реакцию. Все же переведенный текст интересен, поскольку проявляет "экспериментальные" начатки индийской алхимии: утрату традиционного, "мистического" наполнения понятия "алхимия" и попытку трансформировать ее в естественную науку. То, что индийцы совершали определенные на\-чные открытия, сомнений не вызывает148. Как только померк первоначальный смысл алхимических операций, который, по свидетельству всех процитированных текстов, не имел ничего общего с физическим миром, - у этих операций обнаружилась новая логика и новое обоснование. Мы же пытаемся пролить свет на тот факт, что индийская алхимия в подлинном ее виде была не предхимией, а "мистической" техникой149. Наукообразные элементы, предвестники
_______________
148. Так, например, индийцам было известно, как важен цвет пламени для анализа металлов (Ray. History... Vol. I. P. 68), еще с XII в. ("Расарнава"). Металлургические процессы были описаны за три века до Агриппы и Парацельса92* - и гораздо точнее, чем у этих великих европейских химиков. Замечательных результатов индийцы достигли в фармакопее; задолго до европейцев они умели употреблять внутрь кальцинированные металлы. Парацельс, основатель ятрохимии, первым начал борьбу за то, чтобы сульфид ртути начали использовать в медицине. В Индии этот медикамент известен еще с X в. (Ray. History... Vol. I. P. 58: текст из "Сиддха-йоги" врачевателя Вринды)93* . Собственно наука успешно культивировалась в Индии, это неоспоримый факт. То, что начиная с XVIII в. ее намного опередила европейская наука, произошло отчасти из-за мусульманского завоевания, отчасти - из-за стремительного расцвета европейской науки, вызванного темпами развития индустрии.
149. Лишь этим объясняется то, что у многих алхимиков имя кончается на бхайрава (термин для определения тантрического адепта или аскета-шиваита вообще) или натха (что также указывает на тантрическое происхождение). Так, история знает Мантханабхайраву, Сваччхандабхайраву, Гаханананданатху и т. д. Впрочем, среди более или менее мифических авторов различных алхимических трактатов есть несколько из числа тех самых 84-х сиддхи (тантрических магов). Карпати, например, приписывается трактат под названием "Карпатисиддханта", Горакшанатхе (о котором есть смутные сведения как об основателе одной средневековой секты, а иногда - главным образом в Непале - его считают божеством; ср. нашу монографию о йоге) приписывают "Горакшасамхиту"; Капали же (Капалики - родовое имя самых крайних имморалистов тантрической школы) считается автором алхимического трактата "Расараджамаходадхи", Среди сочинителей-алхимиков встречаются и другие имена, знакомые тантрической литературе: Маллари, сиддха Бхаскара, сиддха Прананатха, Шринатха и т. д. Возможно, эти имена были священными, связанными с инициацией , то есть выражали мистическую традицию, к которой принадлежали аскеты, эти имена носящие (ср.: Tucci. Animadversiones Indicae. P. 132 - 133). Интересно отметить утверждение из "Игататтва-упанишады" (31), что одним из препятствий для йогина являются "упражнения с металлами", то есть алхимическая практика. В индийских трактатах по аскезе действительно самым большим и опасным соблазном для неофита считается попытка извлечь пользу из "магических сил" (сиддхи), которые он обретает через медитацию.

73

химии, прослеживаются в Индии с самых древних времен; но они всегда сосуществуют с собственно алхимическими техниками. Химия не рождается из алхимии. Химия всегда присутствует рядом с алхимией, но параллельно ей. Это две диаметрально противоположные ментальные структуры. Только тот, кто упускает из виду суть алхимии, может смешать ее с химией. Алхимия принадлежит к числу средств достижения бессмертия или свободы (что одно и то же), функция ее - духовного порядка. Химия представляет собой нечто совсем иное. Это просто техника познания мира субстанций, физико-химического мира - и овладения им.

Золото и жемчуг - как в Индии, так и в Китае - наделяются священными свойствами еще с ведических времен150. Золото принимают внутрь151, и индийские алхимики дают понять - хотя не так определенно, как китайские, - что вместе с этим благородным металлом человек усваивает сакральную добродетель. Влияние алхимии - разумеется, в ее "мирской", прагматической ипостаси - наблюдается и в индийской медицине. С легкой руки Вагбхаты (третьего, после Караки и Сушруты95*, из великих индийских медиков), в медицине начинают применять по преимуществу металлосодержащие препараты152. Наступает так называемая переходная эпоха: верховодят Вринда и Чакрапани96*, которые устанавливают в медицине "минеральную" традицию в противовес растительной, господствовавшей до той поры. Интересно, среди прочего, отметить тантрические влияния в деятельности и Вринды и Чакрапани. Они рекомендуют формулы и жесты, употребляемые в тантрическом культе153.

Период, непосредственно следующий за тантрическим и называемый П.-Ч. Раем эпохой ятрохимии, отмечен усилением интереса к науке, т. е. к эмпирике. Поиск эликсира бессмертия и прочие "мистические" цели меркнут, уступая место разработке технических, лабораторных рецептов154. В этом смысле типичный продукт эпохи - "Расаратнасамуччая" (ХIII - XIV вв.). Но и в ней все еще сохраняется, хотя и не так отчетливо, традиция алхимии как "мистики", а не как эмпирической техники. Текст начинается с приветственного обращения к Богу, который спасает людей от старости, болезни и смер-
_______________
150 В "Атхарваведе" еще сохраняется традиция (возможно, морского происхождения) жемчуга, "продлевающего жизнь". Жемчуг - "плоть от божественной плоти" и "живет в воде". Амулет из жемчужин оберегает человека и продлевает его жизнь до ста лет.
151. О внутреннем употреблении золота и других металлов см. текст Вагбхаты: Ray. History... Vol. I. P. 55. Еще до него медик Сушрута рекомендует внутреннее и внешнее употребление свинца и олова ("Сутрашанам", гл. XXXVIII, с. 45).
152. Ray. History... Vol. I. P. LIV - LV; Cordier. Vaghbata. - JA. 1901. Part 2. К 170 ff.
153. Ibid. P. LVI.
154. Ibid. P. XCI.

74

ти155. Затем следует перечень алхимиков, включающий, наряду с другими, все те же имена тантрических учителей156. В "Расаратнасамуччае" разбираются и мистические формулы "очищения" металлов157, говорится об алмазе, "который побеждает смерть"158, о внутреннем употреблении золота159 и т. д., т. е. трактуются вещи, выдающие первоначальную сотерическую функцию алхимии. Не будем забывать, что все эти вещи мы встречаем в трактате поздней, позитивистской эпохи, когда возрос вес наблюдения над природным миром и вес эксперимента. Расаратнасамуччая содержит достаточно много точных наблюдений, по ценности не уступающих наблюдениям европейских алхимиков. Таковы, например, заметки об аммиаке160 - соли, знаменитой во всех алхимиях, к которой особое внимание проявляли в Азии.

В металлургической технологии индийцы проявили себя первостатейными мастерами. Железная колонна в Кутубе97*, возведенная по меньшей мере полторы тысячи лет назад, диаметром превосходит все на свете колонны, построенные до XVII в. Химический анализ показал, что железо ее - чистое, беспримесное161. Металлургия была
_______________
155. Ray. History... P. 76.
156. Ibid. P. 77.
157. На этих формулах основана весьма своеобразная алхимическая операция из тех, что излагаются в "Расаратнасамуччае".
158. Алмаз по причине своей прочности играет важную роль во всей индийской мистике. Ваджра означает и "алмаз", и "удар молнии", а также является тантрическим именем Будды. Есть у этого слова и многие тайные значения: эротические, магические, ритуальные. Ср.: Shahidullah. Les Chants mystiques de kenka et de Doha-Kosa. - P., 1928; и нашу работу о йоге, о символике алмаза и тайной лексике. Об алмазе в эллинистической и азиатской традиции ср.: Laufer В. Diamond. Field Museum. - Chicago, 1915; Iyengar P. S. The Diamonds of South India. - Quarterly Journal of Mythic Society. 1914. Vol. III. P. 118 ff.
159. Ray. History... Vol. I. P. 105.
160. Санскритское название аммиака - навасара. Стейплтон в солидной документальной работе Sal-Ammoniac: A Study in Primitive Chemistry. Memoirs of the Asiatic Society of Bengal. - Calcutta, 1905. Vol. I, n. 2. P. 25 - 42, - дает объяснения как этого слова, так и персидского термина нушадур через китайское слово науша. Насколько неоправданно такое сближение, показал Б. Лауфер в Sino-Iranica. - Chicago, 1919. P. 505; ср.: Stapleton and Azo R. F. Chemistry in Iran and Persia in the 10th Century A. D. - Memoirs of the Asiat. Soc. Bengal. Vol. VIII, n. 61. P. 346. Аммиак был известен и применяем прежде всего в Персии, откуда его позаимствовали китайцы и индийцы. Глубокое исследование по этой проблеме опубликовал Юлиус Руска (Sal ammoniacus, Nusadir und Salmiak. - Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. -Heidelberg, 1923). Кроме этой монографии Руска напечатал еще несколько статей в специальных химических журналах, недоступных для историка, которые резюмирует Липпманн (Entstehung und Ausbreitung der Alchemie. Vol. I. P. 185-187).
161. См. мнение Фергюсона и некоторых других химиков: Ray. History... Vol. I. P. 154 ff. Ср. с общим изложением индийской алхимии: Lippmann. Entstehung und Ausbreitung der Alchimie. Vol. I. P. 429 - 448.

75

гордостью Древней Индии. Тексты по металлургии, которыми мы располагаем, представляют нам технологию отлично разработанную, эмпирическую, чуть ли не индустриальную. При всем том не стоит забывать, что металлургия в Индии, как и в других странах, поначалу была "сакральной" деятельностью. Справедливости ради надо сказать, что до нас дошло не слишком много текстов. Однако и "Ригведа"98* донесла до нас традицию применения в кузнечном деле некоторых растительных препаратов162, что наводит на мысль о своеобразной связи между магией, мистикой и металлургией. В Китае и, как мы увидим, в Вавилонии эта связь сохранилась гораздо более отчетливо.

Как и в Китае, в Индии алхимия повлияла на различные сферы деятельности. Но не эти влияния интересуют нас - все они относятся к новейшему времени и напоминают скорее свод технических правил, чем "особую науку" (расаяну), о которой говорил аль-Бируни.

Мы не претендуем здесь на полноту исследования индийской алхимии. Предмет, разумеется, не уместился бы в рамки этого введения в азиатскую алхимию. Впрочем, что касается научного аспекта индийской алхимии, богатый материал собран в двухтомнике Прапхуллы Чандры Рая. Нам достаточно лишь констатировать существование двух параллельных техник, обе из которых носят название "алхимия"; первая, расаяна, есть, по словам аль-Бируни, "особая химия", т. е. "мистическая" техника, примыкающая к тантризму и другим магико-аскетическим школам; вторая, связанная с медициной, металлургией и эмпириоиндустриальными техниками, сосредоточена в первую очередь на конкретике и может быть названа предхимией. Никакой причинно-следственной связи нельзя установить между двумя этими различными техниками, соответствующими каждая - иному строю мыслей, имеющими каждая - свою цель. Расаяна, по сути дела, разрабатывает приемы "трансмутации души"163, ищет вечной жизни и, значит, духовного освобождения. Другая алхимия, ростки которой начинают проглядывать в средние века, занимается разработкой либо медицинских, либо индустриальных рецептов. Первая имеет метафизическую природу, вторая - прагматическую. Ни их содержание, ни предмет, ни лексика
_______________
162. Rig Veda, X, 72, 2 (jaratibhih oshadhibhih). Комментарий к этой строфе см. в: Manindra Nath Banerjee. Iron and Steel in the Rigvedic Age. - IHQ. Vol. V, n. 3, sept 1929. P. 432 - 437. Того же автора: Metals and Metallurgy in Ancient India (там же, 1927. P. 121 - 133, 793 - 802).
163. И в современной Индии некоторые понимают алхимию именно так. См., например: Narayanaswamy Aiyar. Ancient Indian Chemistry and Alchemy of the Chemico-philosophical Siddhantasystem of the Indian Mystics. I National Oriental Congress. - Madras, 1925; Mookerji. Rasa-jala-nidhi. Ocean of Indian Medicine, Chemistry and Alchemy (санскр. текст, сопровождаемый англ. пер.; несколько томов. Калькутта, 1926 и сл.). Однако достоверность этих работ крайне сомнительна.

76

не совпадают. Та предхимия, которую можно проследить в Индии - где, что бы ни говорили, она никогда не вызывала такого интереса, как в Иране, Сирии и Европе, - только та химия могла подвергнуться влиянию исламской алхимии.

Но мы еще вернемся к обсуждению этой проблемы164.
_______________
164. Об этом предмете существует обширная библиография. Мы предполагаем обсудить ее в специальном исследовании. Пока отметим лишь, что влияние извне сказалось не на концепции алхимии как мистической техники, а только на эмпирической практике. Концепция алхимии как мистической техники принадлежит Индии, это творение индийского духа, как и духа китайского. Впрочем, показательны вставки "научного" характера, которые мы расшифровываем в индийских алхимических текстах. Часто мы встречаем признания такого рода: "Я буду объяснять только те процессы, которые смог проверить собственноручно, с помощью опытов" (ср. "Расендрачинтамани": Ray. History... Vol. II, p. LXIV etc). В таких вставках проглядывает критический, прагматический, экспериментальный дух, появившийся позже, который пытается выдать алхимию за традиционную науку, подгоняя ее к ритму времени, - ритму, требующему научной проверки, эксперимента. Подобные вставки с аналогичным объяснением встречаются и в европейской алхимической литературе, ср.: Berthelot. La chimie au Moyen Age. Vol. I. P. 338.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение
Список тегов:
эликсир бессмертия 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.