Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете

ОГЛАВЛЕНИЕ

часть первая. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА

Глава 4. ВЕЛИКИЙ ПОТОП

Древнеиндийское сказание о великом потопе

Никакой легенды о великом потопе мы не находим в Ведах, этом древнейшем
литературном памятнике Индии, составленном, по-видимому, между 1500 г. и
1000 г. до нашей эры, когда арии жили в Пенджабе и еще не проникли на
восток, в долину Ганга. Но в позднейшей санскритской литературе неоднократно
встречаются различные версии сказания о потопе, причем каждая из них при
общем сходстве сохраняет свои особенные детали. Здесь достаточно будет
привести древнейшее из известных нам преданий, содержащееся в так называемом
Сатапатха Брахмана, важном прозаическом сочинении по вопросам священного
ритуала, написанном, как полагают, незадолго до появления буддизма, то есть
не позднее VI в. до нашей эры Арийцы в это время занимали верхнюю часть
долины Ганга, а также долину Инда, но, вероятно, почти не испытывали
воздействия со стороны культур Западной Азии и Греции. Мощное влияние
греческих идей и греческого искусства, бесспорно, началось спустя несколько
веков, с нашествием Александра Великого в 326 г. до нашей эры Содержание
легенды о великом потопе таково.
"Утром принесли Ману воду для умывания, совершенно так же, как теперь
ему всегда приносят воду для омовения рук. Когда он умывался, ему попала в
руки рыба. Она сказала ему такое слово: "Взрасти меня, и я спасу тебя!" -
"От чего ты спасешь меня?" - "Потоп снесет все земные создания; я спасу тебя
от потопа!" - "Как же мне взрастить тебя?" Рыба ответила: "Пока мы малы, нам
не миновать гибели: одна рыба пожирает другую. Сперва ты будешь держать меня
в кувшине;
когда я перерасту кувшин, ты выроешь колодезь и там будешь держать
меня. Когда я перерасту колодезь, ты пустишь меня в море, ибо тогда мне уже
нечего бояться гибели". Скоро рыба стала гхашей (ghasha - большая рыба), а
эта порода - самая крупная среди рыб. После этого она сказала: "В таком-то и
таком-то году произойдет потоп. Ты должен тогда вспомнить обо мне и
построить судно, а когда начнется потоп, взойди на него, и я спасу тебя от
потопа". Взрастив рыбу так, как она просила, Ману пустил ее в море. И в том
самом году, который предсказала рыба, он вспомнил ее совет и построил судно,
а когда начался потоп, он взошел на него. Тогда рыба подплыла к нему, и он
привязал канат от своего судна к ее плавнику и таким образом скоро приплыл к
той далекой горе, что на севере. Тут рыба сказала ему: "Я спасла тебя;
привяжи теперь судно к дереву, но смотри, чтобы вода не снесла тебя, пока ты
будешь оставаться на горе; когда же вода спадет, ты можешь понемногу
спуститься вниз". И он понемногу спустился с горы. Вот почему тот склон
северной горы называется "спуск Ману". Потопом были уничтожены все создания;
один лишь Ману уцелел...
Желая иметь потомство, он стал вести благочестивую и строгую жизнь. Он
также совершил жертвоприношение "пака": стоя в воде, принес жертву из
осветленного масла, кислого молока, сыворотки и творога. От этого через год
произошла женщина. Когда она стала совсем плотной, то поднялась на ноги, и,
где она ни ступала, следы ее оставляли чистое масло. Митра и Варуна,
повстречавшись с ней, спросили: "Кто ты такая?" - "Я дочь Ману", - отвечала
она. "Скажи, что ты наша дочь", - сказали они. "Нет, - настаивала она, - я
дочь того, кто произвел меня". Тогда они пожелали иметь в ней долю, но она,
не сказав ни "да" ни "нет", прошла мимо. Она пришла к Ману, и он спросил ее:
"Кто ты такая?" - "Твоя дочь", - отвечала она. "Как, ты, слава творения, ты
- моя дочь?" - спросил он. "Да!" - сказала она. "Теми жертвами из чистого
масла, кислого молока, сыворотки и творога, которые ты принес в воде, ты
произвел меня. Я - благодать; используй меня, когда будешь приносить жертвы.
И если ты используешь меня, когда будешь приносить жертвы, то станешь богат
потомством и скотом. Всякое благо, какое ты вздумаешь просить через меня,
будет дано тебе". И вот он стал пользоваться ею во славу бога в середине
жертвоприношения, а середина жертвоприношения - это все, происходящее между
вступительной и заключительной жертвой. Вместе с ней он продолжал вести
благочестивую и строгую жизнь, желая иметь потомство. Через нее он произвел
человеческий род, род Ману, и всякое благо, которое он просил через нее,
было дано ему".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.