Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете

ОГЛАВЛЕНИЕ

часть первая. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА СУЩЕСТВОВАНИЯ МИРА

Глава 4. ВЕЛИКИЙ ПОТОП

Сказания о великом потопе на островах Малайского архипелага

Батаки на Суматре рассказывают, что, когда земля стала старой и
грязной, создатель, которого они называют Дебата, наслал великий потоп,
чтобы истребить все живые существа. Последняя человеческая чета нашла себе
убежище на вершине высочайшей горы, и воды потопа уже доходили ей до колен,
когда "господин всего сущего" раскаялся в своем намерении положить конец
человеческому роду. Тогда он взял ком земли, обмял его, привязал к нему
нитку и бросил его на поднимающуюся воду, а человеческая пара вступила на
него и таким образом спаслась. Когда ее потомство размножилось, то ком земли
разросся и превратился в ту самую землю, на которой мы ныне живем.
У туземцев острова Энгано, лежащего к западу от Суматры, также имеется
сказание о великом потопе. Однажды, говорят они, морской прилив поднялся так
высоко, что залил весь остров, все живые существа потонули; осталась в живых
только одна женщина. Своим спасением она была обязана счастливой
случайности, а именно: когда она плыла по воде, уносимая течением, то волосы
ее запутались в колючем дереве, это дало ей возможность взобраться на
дерево. Когда схлынули воды потопа, она спустилась с дерева и со скорбью
увидела себя одинокой во всем мире. Муки голода заставили ее бродить по
земле в поисках пищи. Не найдя ничего съедобного, она в отчаянии вернулась
на берег, где еще надеялась поймать рыбу. И действительно, она увидела рыбу,
но, когда попыталась поймать ее, рыба скользнула к одному из мертвых тел,
множество которых плавало в воде и валялось на берегу. Чтобы не упустить ее,
женщина подняла камень и ловко бросила его в рыбу, но та скрылась во
внутренностях трупа. Женщина побежала к рыбе, но не успела сделать несколько
шагов, как вдруг, к великому своему изумлению, увидела перед собой живого
мужчину. Зная, что она была единственным человеком, пережившим потоп, она
спросила мужчину, откуда он взялся; тот ответил, что кто-то ударил его
мертвое тело, отчего он вернулся к жизни. Тут женщина рассказала ему о всех
своих испытаниях, и оба решили попробовать, нельзя ли оживить всех других
мертвецов таким же образом, то есть бросая камни в мертвые тела. Сказано -
сделано. Под ударами камней ожили утонувшие люди, и таким образом остров был
вновь заселен после великого потопа.
Ибаны, или приморские даяки, из области Саравак на острове Борнео любят
рассказывать о том, как нынешний человеческий род пережил великий потоп и
как их прародительница открыла искусство добывать огонь. Дело происходило
так. Однажды несколько даякских женщин отправились собирать молодой бамбук
на корм скоту. Набрав его достаточно, они пошли по джунглям и набрели на
какой-то предмет, который приняли за повалившееся большое дерево. Присев на
него, они принялись очищать бамбук, как вдруг с удивлением заметили, что
ствол дерева под лезвием ножа роняет капли крови. Но тут как раз подошли
люди, которые тотчас же догадались, что то, на чем сидели женщины, было не
деревом, а громадным удавом в состоянии оцепенения. Они убили змею,
разрезали ее на части и отнесли мясо домой для еды. Когда они стали жарить
мясо, то услышали странный шум, исходивший от сковороды, и в то же время
начался страшный ливень, который с тех пор лил, не переставая, пока все
холмы, кроме самых высоких, не оказались затопленными водой. И весь мир
потонул, потому что те нечестивые люди убили и зажарили змею. Все люди и
животные погибли в потопе, за исключением одной женщины, собаки, крысы и
нескольких маленьких созданий, которые убежали на вершину очень высокой
горы. Здесь, высматривая, где бы защититься от дождя, женщина заметила, что
собака нашла себе теплое местечко под ползучим растением, которое
раскачивалось по ветру взад и вперед и согревалось трением о ствол дерева,
вокруг которого оно вилось. Женщина поняла, в чем дело, взяла кусок дерева и
стала крепко тереть его о ползучее растение, пока не появился огонь -
впервые на земле. Так было открыто после великого потопа искусство добывания
огня посредством сверла.
Не имея мужа, женщина избрала сверло своим другом и родила от него сына
по имени Симпанг-импанг; последний, как показывает само слово, был только
наполовину человеком, потому что имел только одну руку, одну ногу, один
глаз, одно ухо, одну щеку, половину туловища и половину носа. Эти природные
недостатки отталкивали от него его товарищей по играм - животных, и ему
наконец удалось избавиться от своего уродства благодаря сделке, заключенной
с духом ветра, который стащил у него немного риса, разбросанного им по земле
для просушки. Сперва дух ветра на требование Симпанг-импанга о
вознаграждении за ущерб прямо отвечал, что не заплатит ни гроша, но,
потерпев ряд поражений в борьбе с Симпанг-импангом, предложил в конце концов
вместо гонгов и других ценностей, каковых у него и не было, сделать из
Симпанг-импанга целого человека, дополнив его недостающими частями тела.
Симпанг-импанг охотно согласился на это предложение. Поэтому-то люди с тех
пор наделены двумя руками и двумя ногами.
По другой версии даякского предания, в начале потопа некий человек по
имени Троу сделал себе лодку из большой деревянной ступы, которая до того
служила ему для толчения риса. В эту лодку он сел со своей женой, собакой,
свиньей, курицей, кошкой и другими живыми существами и пустился плыть по
бездне вод. Утлая ладья справилась с бурей, и, когда, прекратился потоп,
Троу с женой и животными высадился на берег. Ему теперь предстояла задача
вновь заселить землю, после того как был истреблен почти весь род людской.
Для этой цели он стал делать себе новых жен из камней, бревен и всего
прочего, что попадалось ему под руку. Так он вскоре обзавелся многочисленной
счастливой семьей, которая научилась пахать землю и дала родоначальников
различных даякских племен.
У племени тораджа в центральной части Целебеса, говорящего на наречии
баре, существует сказание о потопе, которым некогда были залиты все
высочайшие горы, за исключением вершины горы Вавомпебато, и в доказательство
достоверности предания туземцы ссылаются на морские раковины, попадающиеся
на вершинах холмов, высотой свыше 2 тыс. футов над уровнем моря. Никто не
избег гибели, кроме одной беременной женщины и беременной мыши, которые
спаслись в свином корыте, причем вместо весла гребли черпаком до тех пор,
пока вода не спала и земля не стала снова обитаема. Тогда женщина начала
искать рис для посева и увидела сноп риса, свесившийся с дерева, вырванного
с корнем, которое приплыло к берегу в том самом месте, где стояла женщина. С
помощью мыши, доставшей с дерева сноп, женщина принялась опять сеять рис. Но
прежде мышь выговорила себе в виде вознаграждения за оказанную услугу право
на часть урожая. Вот почему мыши ежегодно являются на поля за получением
причитающейся им доли спелого риса; однако они не вправе чересчур оголять
поля. А женщина, когда пришло время, родила сына, которого, за неимением
никого другого, взяла себе в мужья. С ним она прижила сына и дочь, от
которых пошел весь теперешний человеческий род.
Обитатели небольшого острова Роти, лежащего к юго-западу от Тимора,
рассказывают, что в стародавние времена море затопило землю, так что все
люди и животные потонули, а все растения и травы полегли. Не осталось ни
одного сухого места. Даже самые высокие горы очутились под водой; только
вершина Лакимола в местности Бильба одиноко возвышалась над волнами. На этой
горе нашел себе убежище один человек со своей женой и детьми. Через
несколько месяцев прилив начал затоплять гору все выше и выше, человек и его
семья были в большом страхе, ожидая, что вода вот-вот дойдет до них. И они
взмолились морю, чтобы оно вернулось в прежние берега, море ответило: "Я
сделаю это, если вы дадите мне животное, чьи волосы я не сумею сосчитать".
Тогда человек бросил в пучину сперва свинью, потом козу, собаку и курицу, но
все напрасно: море могло сосчитать волосы каждого животного и продолжало
наступать на гору. Наконец человек бросил кошку, и на этот раз морю не
удалось подсчитать число волос, и оно в смущении отступило. После этого
явился морской орел, высыпал в воду немного сухой земли, и человек с женой и
детьми спустился с горы и стал искать себе новую родину. А бог велел
морскому орлу принести человеку всякие семена - маис, просо, рис, бобы,
тыквенное и кунжутное семя, чтобы человек мог посеять их и прокормить себя и
семью. Поэтому-то на острове Роти к концу урожая люди выставляют на
деревенской площади снопы риса как приношение горе Лакимола. Каждый варит
рис и несет его вместе с орехами бетеля, кокосовыми орехами, табаком,
бананами и плодами хлебного дерева тоже как жертву горе. Люди пируют и
пляшут в знак благодарности Лакимоле и возносят к ней молитвы о ниспослании
на будущий год хорошего урожая, чтобы народ имел пищу в изобилии.
У дикарей Андаманских островов в Бенгальском заливе существует легенда
о великом потопе, которую можно привести здесь, хотя эти острова, строго
говоря, не относятся к Малайскому архипелагу. Дикари эти рассказывают, что
спустя некоторое время после появления на свет люди сделались непокорными и
равнодушными к велениям создателя, объявленным им при рождении. Тогда
разгневанный создатель послал великий потоп, заливший водой всю землю, за
исключением вершины Седдл, местопребывания самого создателя. Все, что было
живого на земле, люди и животные погибли в водах потопа, кроме двух мужчин и
двух женщин, которые, к счастью своему, находились в лодке, когда наступила
катастрофа, и потому успели спастись. Когда наконец вода спала, эта
горсточка людей высадилась на берег, но положение их было печальное, ибо все
остальные живые существа утонули. Однако создатель, который носил имя
Пулуга, милостиво пришел им на помощь и сотворил заново животных и птиц на
пользу людям. Оставалось только одно затруднение: нельзя было зажечь огонь,
так как потоп погасил пламя в каждом очаге, все предметы, конечно, сильно
отсырели. В это время весьма кстати явился на выручку к людям дух одного из
их друзей, погибшего во время потопа. При виде их беды он в образе зимородка
улетел на небо и здесь нашел создателя, сидевшего у своего очага. Птица
дотронулась было до горящей головни, намереваясь отнести ее в своем клюве
друзьям, не имевшим огня, но впопыхах, а может быть, от волнения уронила
головню на священную особу самого создателя, который, вне себя от
негодования и корчась от боли, швырнул пылающую головню в птицу. Но он
промахнулся, и головня со свистом пролетела мимо птицы и шлепнулась с неба
на землю как раз в то самое место, где четверо людей сидели, дрожа от
холода. Так люди добыли огонь после великого потопа.
Согревшись и поразмыслив на досуге обо всем случившемся, эти четыре
человека, пережившие потоп, стали роптать на создателя, погубившего всех
остальных людей, и пришли в такое раздражение, что даже замышляли убить его.
Но сам создатель убедил их отказаться от столь нечестивого намерения,
объявив им прямо, что лучше им и не начинать, потому что он тверд, как
дерево, и никакие стрелы не поразят его, да еще прибавил, что если они
посмеют тронуть его хоть одним пальцем, то за это каждая мать ответит кровью
своих сыновей и дочерей. Эта страшная угроза возымела свое действие: они
покорились судьбе, а смягченный создатель снисходительно и более спокойным
тоном объяснил им, что люди сами навлекли на себя великий потоп своим
своеволием и нарушением его велений и что всякое повторение этих
преступлений в будущем повлечет за собою достойное возмездие. Это был
последний случай, когда создатель явился к людям и говорил с ними лицом к
лицу; с тех пор туземцы Андаманских островов никогда больше не видали его,
но до сего дня продолжают исполнять его волю со страхом и трепетом.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.