Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VII
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 2. Джайнизм

Возникновение Создателем новой веры считается кшатрий
Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на
территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет
он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, раздарив все
свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12
лет подвижник и аскет достиг "высшего знания" и стал Джиной -
"победителем" (титул, присваиваемый наиболее почитаемым
религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира
("великий герой"), в странствиях проповедовал новую веру, обратил
в нее множество учеников и, наконец, достиг "конечного освобож-
дения", нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он был
двадцать четвертым тиртханкаром (создателем пути), первый из ко-
торых - царь Ришабха - жил еще в те времена, когда люди не умели
считать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этому
и многому другому, заложил также основы будущей религии.
Такие претензии на исключительную древность джайнизма не на-
ходят фактического подтверждения. Религиозная джайнская литера-
тура относится к более позднему периоду, чем время жизни
вероучителей. И первые датированные свидетельства о джайнах
(надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона появились
в III в. до н. э. Сама же религиозно-философская система джайнизма
сложилась в середине I тысячелетия до н. э. В этот период "брожения
умов" в Индии появилось множество неортодоксальных течений и
школ, отрицавших авторитет Вед и покоящиеся на нем ритуально-
социальные нормы. На базе возникшего комплекса идей, радикально
реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-
брахманистской традиции, и складывалась религиозная система
джайнизма. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии,
традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.
Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45
сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке
создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти
в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол
джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в
городе Паталипутре этот канон получил признание "шветамбаров"
(одетых в белое). Последователи другой ориентации - "дигамбаров"
(одетых пространством) - сохранили большую приверженность исход-
ному джайнизму. Считая утерянным древний истинный канон
Ришабхи, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрица-
ют ряд эпизодов и положений из канона шветамбаров. В таком
противопоставлении проявилась важная особенность джайнизма -
расхождения различных школ затронули главным образом вопросы

86

обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, в то время
как по основным вопросам вероучения сохранялось согласие.
Вероучение, ритуалы, Стержнем вероучения джайнизма, принявше-
предписания го общую для индийских религий концепцию
кармы и конечного освобождения - нирваны,
является самосовершенствование души. Не признавая существования
бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир -
изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних
жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь
всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прер-
вать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому
в религиозных установлениях столь большое значение придается ас-
кетической практике.
Джайнизм не знает противопоставления материальною и духов-
ного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Пред-
ставления о всеобщей одушевленности природы определяют главенство
в джайнской этике принципа ахимсы - ненанесения вреда живым су-
ществам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен
воздержаться от умерщвления сам и удержать других. Поэтому не
только охота и рыболовство, но и земледелие и скотоводство, связан-
ные с гибелью живых существ, - профессии, запретные для джайнов-
мирян. Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду,
ходят с повязкой на рту и даже подметают перед собой дорогу, чтобы
случайно не проглотить или не раздавить какое-нибудь насекомое.
Джайны не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не на-
носить липшего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов,
содержащих много семян.
Как и большинство древнеиндийских религиозных учений,
джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и
предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного
идеала, в поисках "пути освобождения". Путь этот Джина определил
как следование "трем драгоценностям". Первая - "совершенное воз-
зрение": видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежден-
ность в его абсолютной истинности. Вторая - "совершенное знание":
познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можно
и должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограничен-
ное знание с помощью наставника - гуру: познать самого себя, сущ-
ность своего "я", правильно понять свою цель (освобождение от
кармы). Третья - "совершенное поведение": преодоление желаний и
соблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует пов-
седневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принима-
ют на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не
красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и бла-

87

гочестивым. К основным нередко добавлялись и иные добровольные
обеты и ограничения.
Все джайны - и монахи, и миряне - члены одной общины. По-
скольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для мо-
нахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоторого времени
вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой
джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать
образцом для подражания мирян означало также полностью порвать
с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали
паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Про-
ходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимая
новые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путь
аскета.
Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обряд-
ности, и джайны-миряне прибегали в ряде случаев к услугам брах-
манов. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую
роль, чем у индуисгов. Однако значение кастовых институтов посте-
пенно возрастало, что обеспечивало джайнизму сравнительную ус-
тойчивость в индусском обществе.
Зародившись в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на
юге (преимущественно дигамбары) и на западе (шветамбары) Индии,
однако составить конкуренцию буддизму и индуизму не смог. Упадок
джайнской общины явственно обозначился с первых веков новой эры.
На юге Индии община, лишившаяся покровительства индуизирован-
ных правителей, пережила массовое обращение своих членов в
индуизм, потерю влияния и, наконец, в эпоху мусульманских заво-
еваний практически полностью утратила прежние позиции. В торговых
городах севера богатые джайнские купцы сумели избежать гонений
в годы правлений мусульманских династий. Укрепляя свои позиции
и влияние в области финансов, торговли, ростовщичества, используя
покровительство князей, джайны сумели составить основу складывав-
шейся в Раджпутане и Гуджарате торгово-ростовщической прослойки.
И сегодня, продолжая заниматься в основном финансовой и
предпринимательской деятельностью, небольшая (менее 1% насе-
ления) джайнская община играет заметную роль в экономической
жизни Индии.

§ 3. Сикхизм

Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца
XV - начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья
("пандж аб" - "пять рек"), представлявшем собой своеобразный буфер
на стыке двух цивилизаций и двух культур - индуистской и ислам-
ской. Сикхизм начал складываться в рамках индуизма, объединяя го-

88

родские торгово-ремесленные слои; он синтезировал в себе ряд как
индуистских, так и мусульманских (в особенности присущих суфизму)
черт. Основателем сикхизма считается гуру (учитель) Нанак (1469 -
1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами -
учениками. После смерти Нанака проповедь его учения продолжили
еще девять гуру, последним из которых был Говинд (1675- 1708).
Все они считаются десятью воплощениями одного и того же гуру, про-
поведовавшего единое учение.
Особенности учения Сикхизм - монотеистическая религия, отвер-
о Боге гающая многобожие индуизма: один из эпите-
тов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный,
Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма ("дубидха"), прео-
доление ее - главная цель человека, стремящегося постичь Бога. Ин-
дуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах - все
они сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени.
Нанак обращается к нему, используя и индуистские, и мусульманские
имена: Хари (этот вишнуитский термин встречается наиболее часто),
Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т.д.
Бог определяется понятиями "ниргун" (лишенный качеств) и "са-
гун" (наделенный качествами, имеющий качества). Главное его со-
стояние - ниргун: это абсолютная сущность, лишенная каких бы то
ни было атрибутов. Но для того чтобы человек мог познать его, он
по своей воле превращается в сагуна (что никоим образом не связано
с приобретением антропоморфного облика, он всегда невидим и про-
является через свои деяния) - ту свою ипостась, к которой обращается
человек в общении с Всевышним, в состоянии медитации, в пении
гимнов.
Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (ка-
чеетва, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ;
мир, созданный им, изменчив и невечен, а Бог вечен, он существует
в прошлом, настоящем и будущем сам по себе, о его сущности говорят
такие эпитеты, как "без начала", "существующий вне времени", "не-
рожденный", "бессмертный". Он вне цепи перерождений, вне смерти,
и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговеч-
ных) воплощении - аватар (подобно аватарам богов индуистского пан-
теона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать,
он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъ-
ясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написан-
ного. В то же время он "Сат" (Реальность, Истина, Правда).
Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого че-
ловека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размыш-
ляющего о его деяниях. Служение Богу ни в коей мере не
подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм,
а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение

89

дхармы (долга) домохозяина. Неотступное следование этим принципам
должно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений и
к слиянию с божеством. Каждый может общаться с Богом напрямую,
без посредников.
Вызовом индуизму является стержневая идея сикхизма о равенстве
всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. При На-
наке и последующих гуру была введена особая форма богослужения
- "сангат", подразумевавшая совместное присутствие сикхов - не-
зависимо от касты - на проповеди гуру и совместное исполнение ими
гимнов. Несколько позже появилась практика проведения совместных
трапез, на которых присутствовали и передавали из рук в руки чашу
с водой все члены общины - также независимо от касты и социального
статуса.
Эволюция сикхизма При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) -
была составлена священная книга сикхов
Адигрантх ("Изначальная Книга"; она также носит название Гуру-
рантх - "Книга Гуру", Грантхсахиб - "Книга-Господин"), в которую
вошли гимны пяти первых, а впоследствии и остальных гуру, наряду
с гимнами Кабира (XV в.), Намдева (XV в.), Фарид-уд-дина
Ганджишакара (XIII в.), Джайядева (XIV в.) и других представителей
движения бхакти и суфизма. Написанная на языке панджаби со встав-
ками на других индийских языках, эта книга хранится в Золотом хра-
ме-главной сикхской святыне - в Амритсаре.
Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. по мере
феодализации общинной верхушки и роста влияния крупных земле-
владельцев усиливалось противостояние панджабского крестьянства, в
первую очередь сикхов, и могольских правителей. На рубеже XVII-
XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение под
знаменем сикхизма в Панджабе. Расширение социальной базы
сикхизма (опорой движения были джаты - земледельцы, поддержан-
ные городскими слоями) вынудило гуру Говинда ввести ряд изменений
в учение сикхизма и в организацию общины. В 1699 г. было про-
возглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук
гуру к хальсе (ордену "чистых") - собранию вооруженных
общинников. С этого времени и до наших дней у сикхов сохранилась
специальная церемония посвящения в общинники, а также особый ко-
декс поведения - "пять к", в соответствии с которым сикхам
предписывается не стричь волосы и бороду (кеш), носить короткие ша-
ровары (качха), волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха),
всегда иметь при себе меч (кирпан) и железный браслет (кара). К
имени сикхов стал добавляться воинский титул "сингх" - "лев".Тоща
же линия живых гуру была прервана, книга Адигрантх канонизирова-
на, она стала предметом поклонения в сикхских храмах - гурудварах.

90

К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятель-
ную религиозную систему.
Важнейшей вехой в истории Панджаба и сикхизма был период се-
редины XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и
успешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-
шаха Дуррани (ок. 1721 - 1773) включить эту часть Индии в свои
владения была провозглашена независимость Панджаба (1765).
Сикхизм становится государственно религией самостоятельного госу-
дарства, возглавляемого сикхскими феодалами.
Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего
сикхизма (осуждения неприкасаемости, отмены обрядов самосожжения
вдов - "сати" и умерщвления новорожденных девочек в зажиточных
семьях, отказа от антропоморфных изображений божества и обоже-
ствления гуру, отказа от услуг брахманов и пр.) вызвал движение за
очищение сикхизма, что выразилось в появлении ряда групп - ниран-
кари, намдхари. Идеи этих течений нашли свое продолжение век
спустя в движении за реформацию сикхизма, отразившем новые
тенденции конца XIX - начала XX .в. в жизни Панджаба (ан-
нексированного англичанами лишь в 1849 г.) - формирование
капиталистических отношений, становление буржуазного
национализма, развитие просветительства. Теперь возрождение ран-
него сикхизма выражало интересы зарождающегося класса буржу-
азии, которому импонировали (особенно в условиях колониализма)
изначальные постулаты сикхизма о всеобщем равенстве перед Бо-
гом. В рамках реформации сикхизма и одновременно в русле
антианглийской борьбы проходило и широкое движение начала XX
в. за реформу управления гурудварами, направленное против ма-
хантов - настоятелей храмов, пользовавшихся благосклонностью
англичан и превратившихся в результате земельных пожалований
последних в крупных помещиков-землевладельцев.
Сикхский фактор По мере формирования самосознания
в общественно-политической сикхской буржуазии (а этот процесс в Пан-
жизни джабе начался позднее и шел медленнее, чем
в других частях страны) появляются ее обще-
ственно-политические организации. В 1926 г. на политическую арену
Панджаба выходит партия Акали Дал ("Орден Бессмертного"),
сформированная по религиозному принципу. Она выступала за равен-
ство мусульман, индусов и сикхов (активно противостояла, в част-
ности, куриальной системе выборов, введенной Законом об управлении
Индией 1935 г.). Влияние ее заметно усилилось после раздела Индии
в 1947 г. - после миграции мусульман в пакистанский Панджаб, а
индусов и сикхов - в индийский.
В жизни независимой Индии сикхский фактор играет важную роль.
С середины 50-х годов растут националистические устремления в

91

сикхских кругах. В 50 - 60-е годы развертывается движение за соз-
дание на этнолингвистической основе штата Пенджаб, где преобладало
бы панджабиязычное население. В 1966 г. такой штат был создан, и
большая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там.
Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около
14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общность
Индии (2% населения) после индусов и мусульман. С середины 60-х
годов регионалистские сикхские устремления приняли форму борьбы
за особым образом понимаемую автономию в рамках единого госу-
дарства, за создание сикхского государства Халистан. В 80-е годы
основной формой проявления сикхского фактора в политической жизни
Индии стал коммунализм.

§ 4. Парсизм

Современные последователи зороастризма - зороастрийцы-
бехдины называются в Индии парсами, в Иране - гебрами. Их
насчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии -80-100
тыс., в Иране- 12 - 50 тыс., в Пакистане - 5- 10 тыс., в англо-
саксонских странах - около 3 тыс., в Шри-Ланке - 0,5 тыс. человек.
Становление В основе зороастризма лежит комплекс древ-
зороастризма нейших индо-иранских представлений,
близких индо-арийским. Древние иранцы
поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в
большей степени олицетворявшим этические категории - спра-
ведливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они
обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини
Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными
этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые бо-
жества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра - договор,
согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались
с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь - и как огонь
очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении,
и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это
его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквер-
нением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия
"свой - чужой", "благой - вредоносный", "чистый - скверный",
"оседлый - кочевой", "мирный - воинственный", придавалось особое
значение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии,
опьяняющий напиток хаому.
Сложившуюся в период Ахеменидов (VI - IV вв. до н. э.) религию
раннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в ней
прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-тво-

92

рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении
других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту
в иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп-
ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма.
Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране
учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном
употреблении - Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле-
гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию
н. э. характер религиозных верований всего иранского народа.
Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа-
тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель-
ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первой
половине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее - около 700
г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох-
ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо-
жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстов
вырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос-
тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами.
Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет "семе-
рых святых", наиболее почитаемые из которых, кроме него самого,
Митра - Солнце и Анахита-Ардвисура - богиня плодородия. Демо-
нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла -
Анхра-Манью.
Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, более
широко известной, - Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп-
ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию
в ней, выбрать порядок-"арта" ("аша"), добро, труд, правду, свет,
чистоту, воду, огонь - или ложь-"друг", тьму, зло, хаос, разрушение.
Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала сво-
бодную волю и выбор человеком места в предельно остром противо-
стоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его
судьбу и в загробном, и в этом мире. Человек должен верить в благое
божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались
добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: риту-
альная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь
производительный труд (особенно земледельческий), благотворитель-
ность, рождение и воспитание потомства.
Решающим для оформления 'зороастризма был период на рубеже
нашей эры, когда складывавшаяся религия синтезировала ритуал маз-
деизма, народные культы и идеи Заратуштры, взаимодействуя на за-
паде с митраизмом, иудаизмом, ранним христианством, на востоке -
с буддизмом махаяны. С возвышением Сасанидов (III в.) завершилось
в борьбе с манихейством и отчасти под его влиянием превращение
зороастризма в государственную религию. Везде воздвигались храмы
и алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-

93

Бахрам (Огонь победы) до огня домашнего очага. Идеи осквернения
и очищения воплотились в сложную обрядность и были доведены до
представления о спасителе мира Саошьянте - очистителе мира от
скверны в конце его существования.
Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священ-
ных текстов, обобщенно называемый Авеста. Письменно зафиксирован
он был не ранее III в., но частично восходит к передававшимся изустно
сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты
не сохранилась; в IV - VI вв. она редактировалась и кодифицирова-
лась, снабжалась комментариями - Зенд. Было широко распростране-
но извлечение, состоявшее из молитв, - так называемая Малая
Авеста.
Особенности парсизма В VII в. сасанидскии Иран был завоеван ара-
бами-мусульманами, а с середины IX в. на-
чалась политика насильственной исламизации населения. В начале X
в. несколько сот зороастрийцев высадились с разрешения местного
правителя-раджи на юге Гуджарата, на западном побережье Индии,
недалеко от будущего города Бомбей. К XVII в. в крупных торговых
центрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII в. Бомбей) усиливается
купеческая и ремесленная парсийская прослойка. Панчаят парсов Бом-
бея богател, занимался благотворительностью и все больше становился
властным центром парсийской общины. В первой половине XX в.
подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах,
превратившись в массе своей в "средний класс".
Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превра-
щения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстро
перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду
(кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи - судра, обяза-
тельного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния
жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически не-
возможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брач-
ные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительные
церемонии - барашном - напоминали индуистские.
Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних
праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освящен-
ная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считать
специфическое для парсов "взятие ваджа" - священные заклинания
(мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки.
Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов
и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного
огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.
Торжественным обрядом у парсов Индии, совершаемым жрецами
в храме, является инициация. Главное в нем - надевание священного
шнура-кушти, а для мужчин и рубахи-судра.

94

Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма -
о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое
(включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь,
а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение
с нечистым требует ритуального очищения" Для этого разработаны
очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального
очищения - барашком.
Страх перед осквернением и необходимость дорогостоящего
очищения породили множество запретов: ограничения в совместных
трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с
мусором, нечистотами. Но наиболее разработано обрядовое избегание
трупов. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработали
особый похоронный обряд. Специальные могильщики - насассалары,
которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки уносят труп
в астодан - каменную башню без крыши и с уступами внутри. Там
труп закрепляют на площадке-дахме, а после того как его расклюют
птицы и кости очистятся от плоти, сбрасывают их во внутренний ко-
лодец этой "башни молчания". После поминок и периода траурного
воздержания близкие покойного очищаются омовением и особыми
обрядами. В наши дни, при запретах <в Иране) или невозможности
широко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дах-
ме, хоронят и в земле, точнее - в цементе.
С конца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы,
а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается кон-
фессиональный характер их общины.


Обратно в раздел Религиоведение
Список тегов:
похоронный обряд 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.