Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Религиозные традиции мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Религии коренных народов Северной Америки. Сила видений и плодородие

Словарь терминов

Анимализм — в охотничьих культурах мистическая связь между животными и человеком, проявляющаяся, например, в идее духов в звериной форме
Анималистический ритуализм (культ животных) — ритуалы, построенные вокруг убитых животных, в частности обдирание мяса с костей и размещение их на земле в анатомическом порядке; голова иногда укрепляется на шесте или дереве. Ритуал призван «умилостивить» зверя или его «хозяина», оскорбленного убийством. Упорядоченное размещение костей символизирует желание, чтобы убитый зверь moг вновь ожить в этом или другом мире.
Апила ашиуанни — жрецы Лука, некогда воинские вожди, духовно связанные с ахаюта у зуни
Ауонавилона — класс сверхъестественных существ у зуни, в частности Отец-Солнце и Мать-Луна.
Ахаюта — крошечные боги-близнецы, боги войны у зуни.
Ашиуанни — жрецы Дождя у зуни
Волк — вождь мифического мира у шошонов, у шошонов резервации Винд Ривер Волк соответствует верховному богу в повседневной религии.
Дерево Мира — мировое дерево, пронизывающее три мира — небо, землю и подземный мир; символ мирового центра или верховного существа, служит как связующий «туннель» между небесными силами и человеком.
Дзоавиц — чудовище, пожирающее людей, у шошонов.
Длинный рог — сверхъестественный «хозяин» оленей у зуни.
Ежегодный ритуал обновления мира — церемония, проводящаяся в начале каждого нового сезона, с появлением растений, предназначена для того, чтобы привести человека в гармонию с «омоложением» не только растительной и животной жизни, но мира и космоса, это повторение в драматической форме мифа о возникновении мира.
Жрецы качина — сверхъестественные правители мистической «деревни качина» у зуни
Звериные боги — сверхъестественные «хозяева» зверей у зуни.
Знахарская (магическая) сила — термин, обычно обозначающий сверхъестественную силу, в особенности силу, полученную индейцем от своего духа-покровителя.
Знахарский набор — мешочек из кожи, в котором индеец, клан или союз хранят свою «знахарскую силу», то есть кусочки костей, челюсти, копыта или перья, в которых сосредоточена священная сила. Набор составлен согласно полученному в видении или сне указанию от духа-покровителя. Некоторые клановые или племенные наборы передавались из поколения в поколение. Предметы таких наборов у зуни часто называются фетишами.
Знахарский союз — общество, состоящее из людей, имеющих сверхъестественную силу, в частности лечебную
Знахарь, знахарка — человек, получивший специальную сверхъестественную силу, в частности дар излечения.
Итиуана — «среднее место», центр мира у зуни.
Интрузия — см. интрузия духа или объекта.
Интрузия духа или объекта — предполагается, что болезнь возникает из-за проникновения внутрь тела больного духа или предмета
Качина — танцоры в масках и духи, представляемые этими танцорами, — обычно души предков и духи дождя у индейцев пуэбло.
Кива — слово индейцев хопи, обозначающее частично подземную культовую комнату у индейцев пуэбло
Коимши — зунистское слово, обозначающее клоунов-качина.
Койот — волк прерий, мифический культурный герой и ловкач у шошонов.
Коко — обозначение качина у зуни.
Кувад — обычай, согласно которому мужу приходится соблюдать определенные табу и ритуальные предписания в период последних недель беременности жены.
Культ медведя — ритуалы, сосредоточенные вокруг медведя; наиболее развитая форма культа анималистического ритуализма.
Культурный герой — сверхъестественное существо, установившее в «начале времени» культурные и религиозные институты у людей.
Магическое колесо — сооружение из камней, расположенных вокруг центральной ступицы, по которому определяются календарные даты, например день летнего солнцестояния.  
Маисовые Девы — духи-покровители маиса у индейцев пуэбло.
 Мескализм — религия возрожденческого толка, базирующаяся на употреблении мескала — маленького гладкого, обладающего психотропным действием кактуса из областей Рио-Гранде; религия распространилась от южных прерий через США до южных областей Канады
Миф «выхода» — миф о выходе первых людей на поверхность земли из подземного мира.
Мифологические близнецы — братья-творцы, или культурные герои; один из них часто идентифицируется с верховным существом, другой — с трикстером. См. также ахаюта.
Миф об эманации — миф о происхождении мира, согласно которому он возник в результате сексуального союза двух божественных существ.
Навушиип — сон или видение, а также душа, испытавшая это видение, у шошонов.
Нагуализм — мексиканский индейский термин, обозначающий близкую связь между человеком и его духом-покровителем, при которой они имеют одни и те же качества и даже разделяют образ жизни.
Нийпидж — «хозяин ветра», дух, управляющий ветрами, у шошонов.
Нинимби — опасные духи-карлики у шошонов
Пандзоавиц — см. дзоавиц.
Паниндианизм — американская индейская интерпретация, согласно которой индейские религиозные символы относятся к одним и тем же понятиям у всех племен, поскольку все индейцы этнически и культурологически идентичны.
Паутиуа — вождь жрецов качина в религии зуни.
Паятаму — культурный герой зуни, внедривший выращивание и обработку маиса.
Пекуин — жрец Солнца и религиозный лидер зуни.
«Пляска духов» — возрожденческое движение, исходящее из племени паютов Невады и Калифорнии (1870—1890) и распространившееся у индейцев прерий. Движение привело к военным столкновениям между племенем сиу и армией США; получило свое название из-за кругового танца, который, согласно верованиям, должен способствовать возвращению умерших предков и привести к возврату добрых старых времен.
«Пляска солнца» — ежегодный ритуал обновления мира у индейцев прерий.
Поиск видения — ритуальный поиск духа-покровителя, обряд, исполняемый мужчинами (а также некоторыми женщинами) в ранней юности или неоднократно в течение жизни по разным поводам. Индеец ищет духа в уединенных местах, где тот может явиться ему в видении.
Потеря души — идея состоит в том, что болезнь возникает вследствие потери души больного (или одной из его душ).
Пошаянки — культурный герой зуни, глава звериных богов и покровитель знахарских обществ.
Приарктическая религия — религии северных лесистых земель Северной Америки и Евразии, включающие анималистический ритуализм, веру в «хозяина» дичи, поклонение небесным богам и атмосферным духам, а также шаманизм.
Приполярная религия — религии самых северных народов арктической и субарктической части Северной Америки и Евразии, которые, вследствие исторических и экологических факторов, сходны на обоих материках.
Пубертатный поиск видения — поиск видения в период полового созревания.
Пуха — шошонское слово, обозначающее и сверхъестественную силу, и духа-покровителя, дарующего такую силу.
Пухаган — обладатель сверхъестественной силы у шошонов; термин для обозначения знахаря или знахарки и любого другого человека с такой силой.
Пуэбло — испанское слово, обозначающее «город»; оно также обозначает всех жителей города. Индейские поселения с высокой степенью концентрации населения в Нью-Мексико и Аризоне называются пуэбло, а живущие в них индейцы — индейцами пуэбло. .
Реинкарнация — повторное рождение души в обличье другого человека..
Ритуальные муити — в некоторых племенах население делится на две половины с целью разделения функций в ритуальных представлениях; например, одно муити должно хоронить умерших из другого.
Санто — испанское слово, имеющее значение «святой» (используется зуни).
Сипапу — место выхода на поверхность первых людей, символизируемое священной норой в культовой комнате в религии пуэбло.
Табу — научный термин, заимствованный у островитян Южного моря, для обозначения чего-либо запретного, опасного и священного; запрет религиозного или социального характера.
Там Ало — «Отец Наш», шошонское название верховного существа.
Там Согобиа — «Наша Мать-Земля», шошонская богиня земли.
Типи — тент из кожи бизона у индейцев прерий.
Тонвояджет — «кричащие облака», шошонская «птица-гроза»
Тотемные шесты — геральдические шесты у индейцев северо-западного побережья, поднимаемые в честь приобретения человеком нового имени (или титула), для того, чтобы служить напоминанием о пире или ритуальном празднике, и для сохранения «останков» умершего человека. Шесты обычно изображают духов-покровителей и владельца или его предков.
Трансмиграция — повторное рождение в образе животного, дерева или другого объекта.
Трикстер — мифологический персонаж многих индейских народов, часто идентифицируемый с культурным героем в его комических сторонах.
Уакан танка — коллективный термин у индейцев дакота для обозначения сверхъестественных существ; часто используется для обозначения верховного существа — интерпретация колеблется от обозначения собрания духов до верховного бога.
Уванамми — духи дождя и росы у зуни.
Фетиш — объект, излучающий сверхъестественную силу. Слово «фетиш» — от португальского «fetico» (заколдованная вещь) — использовалось этнографами для обозначения священных предметов у зуни.
Хозяин животных — идея, что каждый вид животных имеет своего «хозяина» или духа-покровителя, который защищает зверей этого вида и либо предлагает их охотнику, либо прячет от него.
Шалако — великий ритуал зуни в конце года; шалако — могущественные качина.
Шаман — религиозно-мистическая фигура, человек, который от имени общества и с помощью духа-покровителя впадает в экстатический транс для установления контакта с силами потустороннего мира.
Шаманизм — комплекс ритуалов, мифов и верований, строящийся вокруг шамана.

Эттоуэ — могущественные фетиши жрецов дождя у зуни.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.