Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Эсхатология. История и современность


Программа курса

Авторский коллектив: Прозоров В.Б., Афонасин Е.В., Андреев Д.А.

 

Расписание занятий

на философском факультете НГУ

 

Ср., 04.12.02, 16.00, 408 гл.
Е.В. Афонасин. Гностическая эсхатология

Чт., 05.12.02, 16.00, 408 гл.
Д.А. Андреев. Иудейская эсхатология в свете иудео-христианской полемики. Лекция 1.

Пн., 09.12.02, 11.00, Институт философии СО РАН
Круглый стол: Актуальные проблемы эсхатологических исследований

Пн., 09.12.02, 16.00, 417 гл.
Д.А. Андреев. Иудейская эсхатология в свете иудео-христианской полемики. Лекция 2.

Пн., 09.12.02, 17.45, 417 гл.
В.Б. Прозоров. Важнейшие направления эволюции эсхатологических идей в Средние века

Ср., 11.12.02, 14.15, 408 гл.
В.Б. Прозоров. Иоахим Флорский и средневековая апокалиптика

Ср., 11.12.02, 16.00, 408 гл.
Дискуссия и семинар по чтению избранных текстов

Пт., 13.12.02, 17.45, 417 гл.
Е.В. Афонасин. Эсхатология и герменевтика

Пн., 13.12.02, 19.20, 417 гл.
Общая дискуссия и ЗАЧЕТ

 

Предварительные замечания
Данный учебный курс с различных точек зрения и в рамках междисциплинарного подхода раскрывает специфику формирования и бытования эсхатологических и апокалиптических идей в истории. Курс ставит своей целью, во-первых, дать теоретические представления об основных эсхатологических воззрениях в их историческом развитии, и во-вторых, выработать у слушателей практические навыки самостоятельной работы с историческими и философскими текстами, способствовать развитию опыта дискуссии, подготавливая их тем самым к будущим самостоятельным философским исследованиям.

Данная программа подготовлена специально для философского факультета Новосибирского госуниверситета, который осуществляет подготовку магистрантов и аспирантов по различным отраслям философии и политической науки. В настоящее время на факультете учатся более 70 магистрантов и аспирантов. Философский факультет НГУ обладает большим научно-исследовательским потенциалом. Специально историей философии занимаются более десятка преподавателей факультета, аспиранты и магистранты. На факультете проходят (постоянно действующие) научные семинары, летние философские школы и конференции. При факультете создан Центр изучения классической традиции. Центр ставит перед собой как образовательные, так и исследовательские цели. Основной целью, несомненно, является изучение и перевод классических источников. При этом к сотрудничеству привлекаются исследователи классической традиции и студенты, интересующиеся историей философии.

По замыслу авторов, курс должен явиться дополнением к стандартным университетским курсам по истории и философии. Однако его значение, как будет показано ниже, этим не ограничивается. Основное содержание курса составляет изучение позднеантичной и средневековой культуры (включая византийскую и славянскую), поэтому следует сказать несколько слов о специфике этой предметной области. Учебные курсы, посвященные какому-либо аспекту средневековья, на наш взгляд упускают из виду одно важное обстоятельство. Именно, следует иметь в виду, что медиевистика и византинистика в последнее время – к добру ли к худу? – выделились в почти самостоятельные дисциплины, со своим предметом исследования и своей методологией. Это обусловлено, прежде всего, спецификой самого предмета, а также является результатом общей культурологической установки, доминирующей в настоящее время в западной науке, которая предписывает исследовать социальное явление «в целом», комплексно. В результате сложилась ситуация, когда все многообразие проблем, которые касаются истории и философии средневековья изучается только узкими специалистами и студентами очень специализированных кафедр, на остальных же кафедрах средневековую историю и философию всего лишь «проходят» неглубоко и вскользь.

Мы убеждены, что гуманитарное знание по сути своей едино. Разделение его на различные дисциплины – историю, филологию, философию и др. носит не принципиальный, но методический характер и связано почти исключительно с удобствами изложения или преподавания материала. Однако иногда такое деление наносит ущерб предмету исследования. Полноценная история философии невозможна без разработки истории древних языков, а последняя, в свою очередь, предполагает штудии по палеографии, кодикологии и текстологии, не говоря уж о том, что все эти дисциплины нормально могут существовать только на фоне общей истории культуры. И наоборот, невозможно изучать историю языка, не учитывая культуру, мировоззрение и условия жизни тех, кто им пользовался. Таким образом, объединение в рамках одного курса тем, традиционно относящихся к философии, истории и филологии не случайно и представляется нам позитивным явлением, призванным способствовать расширению сферы гуманитарного образования. Возможно, эту задачу можно соотнести с тем, что сейчас иногда называют задачей «глобализации» образования. Разумеется, в нашем случае глобализация не означает расширение географии наших выступлений или увеличение количества изучаемых тем и предлагаемых курсов. Скорее наоборот, мы предпочитаем относительно точную фокусировку и вся наша работа будет сосредоточена вокруг одной проблемы. Однако тема эта будет рассмотрена действительно с различных точек зрения. «Глобальность» же эсхатологической проблематики, простите за трюизм, в обосновании не нуждается. Именно такому – универсальному, но в то же время профессионально выдержанному и точному подходу – учат на факультете Медиевистики Центрально-европейского университета, выпускниками которого мы имеем честь являться.

Каким же образом достигнуть такого интегрального рассмотрения выбранной темы? Разумеется, посредством достижения кооперации между специалистами в разных областях гуманитарного знания. И такая кооперация, в случае успешной реализации нашей программы, несомненно принесет пользу не только студентам, но также и самим участникам этого процесса.

Курс организован по тематическому принципу и касается сюжетов, относящихся к различным областям гуманитарной науки. Разделы курса являются или индивидуальными темами, которые их авторы намереваются разрабатывать и предложить слушателям, или представляют собой продукт коллективного творчества участников проекта. В любом случае, в обсуждении и подготовке каждой из этих частей будет принимать участие весь коллектив, вне зависимости от индивидуального направления специализации и круга научных интересов. Мы планируем работать как одна команда, хотя, разумеется, каждый из участников проекта будет отвечать за свой специфический участок работы. И хотя само по себе "многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем", – как говорил Гераклит, однако, как продолжает он в другом месте: "Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного". Поэтому мы решились объединить свои усилия и направить их на реализацию пусть и нового для нас, но очень интересного и актуального проекта. Мы надеемся не только многое понять для себя лично, но и внести посильный вклад в общую копилку знания, тем более что в данной области все еще имеется много проблем, которые являются terra incognita даже для специалистов.

Данный курс призван обозначить некоторые важнейшие черты западной эсхатологии и христианской эсхатологической аргументации, прояснить влияние иудейской и классической традиций на средневековую апокалиптику, а также представить российскую традицию исследования эсхатологических сюжетов. Основной акцент делается на прослеживании взаимовлияния традиций, выявлении общих закономерностей, одновременных пиков апокалиптических настроений и характеристике специфических особенностей восприятия язычниками, иудеями и христианами эсхатологической аргументации.

Главные задачи курса заключаются в том, чтобы:

· дать студентам представление об основных элементах эсхатологии и о некоторых подходах к изучению эсхатологического материала;

· проследить эволюцию эсхатологических идей и ожиданий на средневековом Западе и показать влияния на них предыдущих традиций;

· продемонстрировать важность средневековой эсхатологии для современной мысли;

· познакомить студентов с русской традицией исследований в области апокалиптики.

Новизна подхода состоит в параллельной демонстрации развития и взаимовлияния эсхатологических традиций. При этом под взаимовлиянием понимается не столько восприятие и адаптация идей оппонента, сколько выработка собственных представлений под воздействием межконфессионального диалога, а под эсхатологическими традициями – как канонические и официальные доктрины, так и апокрифические и еретические учения.

Результатом этого курса станет приобретение студентами навыков работы с некоторыми текстами, трактующими об эсхатологических идеях и образах. В данном случае предпринимается попытка выйти за рамки отдельной дисциплины и расширить сферу гуманитарной подготовки слушателей, в то же время сосредотачивая их внимание на чётко очерченной проблематике. Подобная практика позволит им перейти к самостоятельной работе в области средневековых исследований и преподаванию средневековых дисциплин.

Курс рассчитан на студентов гуманитарных факультетов вузов, специализирующихся в области средневековых исследований, но приветствуется участие всех заинтересованных лиц в обсуждении столь актуальных для современности проблем. Он дополняет программу углублённой подготовки медиевистов в области религиозных и богословских исследований. Курс читается на базе философского факультета Новосибирского государственного университета при поддержке Института философии СО АН. В нём принимают участие доцент философского факультета Новосибирского государственного университета Евгений Васильевич Афонасин, старший преподаватель исторического факультета Московского государственного университета Дмитрий Александрович Андреев и доцент исторического факультета Московского государственного университета Вадим Борисович Прозоров.

Курс, читающийся в первом семестре 2002 г., представляет собой серию лекций, сопровождаемых семинарами, на которых читаются и комментируются тексты иллюстрирующие отдельные положения лекций. Основная задача семинарских занятий состоит в том, чтобы помочь слушателям освоить профессиональный подход к работе с историческими памятниками и продемонстрировать владение методами текстуальной критики. Для удобства студентов подготовлена хрестоматия, включающая важнейшие рассматриваемые в курсе тексты. В хрестоматию включены тексты, которые будут обсуждаться на семинарских занятиях. Их предваряет вводная статья, в которой охарактеризованы основные положения данного курса, библейские основания эсхатологии, её место в богословии и истории философии, основные определения и терминология, символика, методологические проблемы, связанные с исследованиями в области эсхатологии.

По завершении курса будет проведён круглый стол, на котором участники подведут итоги и попытаются охарактеризовать следующие проблемы:

1. Основные черты эсхатологических представлений в средние века. Различие в этом отношении Востока и Запада.

2. Что изучение средневековой эсхатологии может дать XXI веку? В чём состоит специфика изучения истории эсхатологических идей в России.

3. В каких направлениях могут развиваться исследования в области эсхатологии и как могут строиться университетские курсы, затрагивающие данную проблематику.

По окончании этой серии лекций планируется издание очерка по заявленной выше теме и подготовленной для курса хрестоматии источников. Эти материалы будут опубликованы в электронном виде на сайтах философского факультета НГУ (www.philos.nsu.ru/classics/) и исторического факультета МГУ.

Об эффективности курса можно будет судить по активности студентов, участвующих в лекционном курсе и семинарских занятиях, их отзывам, на основании развёрнутой программы курса и подготовленных учебных материалов, а также по рецензиям университетских преподавателей.

Основная литература

Произведения классических авторов (Платон, Аристотель, Плотин) и отцов церкви (Климент, Ориген, Григорий Великий и др.) – см. стандартные издания.

Исаак Себастократор. Об ипостасях зла. Пер. И.А. Гончарова. СПб.: Евразия, 2002.

Дионисий Ареопагит. Пер. Г.М. Прохорова. СПб.: Изд. О. Абышко, 2002. (Серия Памятники христианской мысли).

Апокрифы древних христиан. Изд. под. И.С. Свенцицкая и М.К. Трофимова. М.: Наука, 1989.

The Nag Hammadi Library in English, ed. by T. Robinson. San Francisco, 1977 (и переиздания).

Валентин и его школа. Фрагменты и свидетельства. Изд. под. Е.В. Афонасин. СПб.: Алетейя, 2002.

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб.: Изд. О. Абышко, 2002. (Серия Памятники христианской мысли).

Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат. Пер. с коптского, комментарий, глоссарий и указатель Е.Б. Смагиной. М.: Восточная литература, 1998.

Тексты Кумрана. Введение, перевод и комментарии А.М. Газова-Гинзбурга, М.М. Елизаровой, К.Б. Старковой. СПб., 1996.

Виденгрен Гео. Мани и манихейство. СПб.: Евразия, 2001.

Апокрифические апокалипсисы. Изд. под. М. и В. Витковские. СПб.: Алетейя, 2001.

Апокрифы Древней Руси. Сост. М. Рождественская. СПб.: Амфора, 2002.

Иисус Христос в исторических документах. Сост. Б.Г. Деревенский. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. СПб.: Алетейя, 2001.

Изречения Египетских Отцов. Изд. под. А.И. Еланская. СПб.: Алетейя, 2001.

Рассел Дж. Добро и зло в истории человечества. Т. 1: Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. Т. 2: Сатана. Ранняя христианская традиция. Т. 3: Люцифер. Дьявол в Средние века. Т. 4: Мефистофель. Дьявол в современном мире. Т. 5 (обобщающий): Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества. СПб.: Евразия, 2002.

Стивенсон Дж. Р. Эсхатология. Duneville: Фонд «Лютеранское наследие», 2001.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. Москва: «Искусство», 1990.
Карсавин, Л. П. О началах (опыт христианской метафизики). Берлин, 1925.

Карсавин, Л. П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII вв. Петроград, 1915.

Карсавин, Л. П. Святые отцы и учители церкви. Париж, 1927.

Карсавин, Л. П. Философия истории. Берлин, 1923.

Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

Любак, Анри де. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан – Сериате, 1992.

Мейендорф, Иоанн (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

Пономарёв, А. И. Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении. Опыт исследования памятников христианской агиологии и эсхатологии. СПб., 1886.

Сергий (Старогородский). Православное учение о спасении. Сергиев Посад, 1894.

Спасский, А. А. История догматических движений веков Вселенских соборов. (В связи с философскими учениями того века). Т. 1. Сергиев Посад, 1906.

Тимофеев, М. А. Эсхатология Григория Великого и латинская литература раннего средневековья // Историческое познание: традиции и новации. P. 1. Ижевск, 1996. С. 168-176.

Трубецкой, Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м в. P. I. Миросозерцание блаженного Августина. М., 1892.

Флоровский, Г. В. Восточные отцы IV в. Париж, 1931.

Флоровский, Г. В. Восточные отцы V – VIII вв. Париж, 1933.

Daley Brian. The Hope of Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge: University Press, 1991.

Dewick E.C. Primitive Christian Eschatology. Cambridge: University Press, 1912.

McGinn Bernard. Vision of the End. Apocalyptic Tradition in the Middle Ages. Columbia University Press, New York, 1979.

McGinn Bernard. Apocalypticism in the Western Tradition. London: Variorum, 1994.

Collins Adela Ya. Cosmology and Eschatology in Jewish and Christian Apocalypticism. Leiden: Brill, 1996.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение (Е.В. Афонасин)

Эсхатология и апокалиптика. Актуальность темы. Основные методы ее исследования, инструменты исследования и источники. Преподавание в России истории эсхатологических идей как элемента средневекового миросозерцания. Что изучение средневековья может дать XXI веку? Эсхатологические проблемы в их историческом развитии. Российская традиция раскрытия этой темы. Какие проблемы и их решения предлагали русские исследователи? Что нужно сейчас, чтобы возобновить прерванную традицию?

Медиевистика. Предмет и метод дисциплины и ее место в учебном процессе. Методологические проблемы дисциплины. Традиционная периодизация и исторический метод. Структура курса и обзор основных источников.

Подготовка. Слушателям рекомендуется ознакомиться с такими словарными статьями, как «эсхатология», «апокалипсис», «хилиазм», «мессианство», «миллениаризм» и др. Для этого рекомендуется обратиться к Философской энциклопедии. Кроме того, полезным будет освежение в памяти сведений по истории античной и средневековой философии, а также чтение работ таких российских философов, как Вл. Соловьев (например, «Чтения о богочеловечестве») и Н. Бердяев (например, «Смысл истории», «Судьба России», «Философия творчества»). Хорошим введением в исторический метод и проблемы историзма являются книги Люсьена Февра «Бои за историю» (М., 1991), Эрнста Трельча «Историзм и его проблемы» (М., 1994) и Карла Поппера «Нищета историцизма». Прекрасным введением в медиевистику послужит «Цивилизация средневекового Запада» Жака Ле Гоффа, а историю Византии можно изучить, например, по «Истории византийской империи» А.А. Васильева и «Византийской культуре» А.П. Каждана.

Тема первая
АНТИЧНОСТЬ И РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (Е.В. Афонасин)
Истоки эсхатологических представлений и античная эсхатологическая мысль (Ближний Восток, Греция и Рим)

Проблемы изучения древнейших человеческих воззрений. Миф и ритуал. Зарождение религиозных представлений о конце света, загробном воздаянии и искуплении. Правовая составляющая религии. Древнейшие представления о месте человека в мире, обществе, справедливости, законе и правовых основах общественной организации. Египетская апокалиптика. Иранская религия: Зороастризм, Зерванизм и Маздаизм. Митраизм.

Ранние греческие поэты, трагики, историки и философы о человеке, космосе и государстве («Эллинские поэты», под. ред. М.А. Гаспарова и др., М., 1999). Homo politicus (софисты) и праведный суд. Идея конечного блага (summum bonum): Сократ. Платон («Тимей», «Государство», «Политик», «Законы»). Аристотель («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика»). Эллинистические мыслители (стоики, киники, эпикурейцы). Цицерон («Об обязанностях», «Тускуланские диспутации»). Эсхатология позднейшего платонизма и стоицизма (Дж. Диллон, Средние платоники, пер. Е.В. Афонасина, СПб, 2002). Плутарх («Об Изиде и Озирисе»). Отражение эсхатологических идей в римском праве («Институции Юстиниана», Сентенции Павла, фрагменты Ульпиана и др. классические тексты).

Зарождение эсхатологического разума средневековья. Раннехристианская эсхатология и апокалиптика (краткий очерк истории I – VI вв.)
Роль иудаизма и гностических школ в формировании христианских апокалиптических идей. «Псевдо-Климентины» и эбиониты и «миллениаризм». Древнейшая апокрифическая литература («Апокалипсис Петра», оракулы Сивиллы, «Вознесение Исайи» и др. апокрифическая литература). «Апостольские отцы». Первое послание Климента, Послание Варнавы, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, «Второе послание Климента», Мелитон из Сард, «О пасхе», «Оды Соломона», «Пастырь». Иудейская и классическая традиции в христианстве: проблема диалога и конфликта. Филон Александрийский.

Ранние гностические течения. Апокалиптизм в Малой Азии (Керинт, Папий, монтанисты). «Древний гносис»: Барбело-гносис, офиты, офиане и другие. «Апокриф Иоанна». Симон. Менандр. Карпократ и его школа. Каиниты. Маркион о том, что рождение есть зло. Север. Вопрос о чрезмерном аскетизме. «Странник я в этом мире» (Василид). Валентин и его школа. Гностический миф и его эсхатологическая направленность.

Формирование христианской ортодоксии и развитие эсхатологических идей в процессе церковной полемики на Востоке и на Западе (150–300 гг.). Аристид. Юстин Философ. Татиан. Афинагор. Теофил. Ириней. Ипполит. Тертуллиан. Минуций Феликс. Киприан Карфагенский. Климент.

Эсхатология Оригена и ее последующее развитие.

Латинская эсхатология времен «великого гонения» (303–313). Викторин из Петтау. Лактанций.

Восточная эсхатология времен Никейского собора (325–400). Развитие аскетического направления в христианстве и аскетическая эсхатология. Египетские и сирийские монашеские сообщества. Пафомий. Афрахат. Ефрем. Развитие христианского богословия и философское переосмысление эсхатологических идей. Афанасий. Евсевий. Епифаний. Марцеллий. Кирилл. Аполлинарий. Классическая традиция и её христианские восприемники. Каппадокийское богословие. Василий Кессарейский. Григорий Богослов. Григорий Нисский. Оригенистские споры. Синесий. Евагрий.

Латинская эсхатология IV в. Фирмиций. Гиларий из Пуатье. Зенон из Вероны. Амброзий. Иероним.

Греческая эсхатологическая литература V в. Иоанн Хризостом. Кирилл Александрийский. Теодор из Мопсуэстии. Теодорет Кирский. Гезихий Иерусалимский. Аскетика и апокалиптика V в. «Апокалипсис Павла», «Апокалипсис Фомы».

Латинская эсхатология V в. Максим из Турина. Тиконий и его комментарий на «Апокалипсис». Стоическое и платоническое наследие на востоке и на западе. Марий Викторин. Августин (“О граде Божием”).

Греческая эсхатология после Халкедонского собора. Коптская, сирийская и армянская литература и аскетика. Окумений и его комментарий на «Апокалипсис Иоанна». Псевдо-Дионисий Ареопагит. Север Антиохийский. Иоанн Кесарейский. Леонтий Византийский. Оригенизм VI в. Эней из Газы. Захарий из Митилен. Иоанн Филопон. Козьма «Индикоплеустес» («путешественник в Индию»). Андрей Кесарейский. Максим Исповедник. Иоанн Дамаскин.

Латинская эсхатология VI в. Юлиан Померий. Carmen ad flavium Felicem. Григорий Великий.

Практическое занятие (семинар).

Античный гностицизм и его христианские критики. Гностический миф

Вопросы к семинару:

1. Ознакомившись с рекомендованными источниками и исследованиями, выскажите свое мнение о том, каким образом сформировалось то уникальное явление поздней античности, которое обозначается термином «гностицизм». Попытайтесь выделить в гностическом мировоззрении эллинские, иудейские, христианские и «восточные» элементы. Подкрепите свои предположения текстуальными сопоставлениями. Был ли гностицизм «эклектическим» мировоззрением? Постарайтесь найти конкретные аргументы и скажите, что вы вкладываете в такие термины, как «эклектизм» и «синкретизм».

2. Сопоставьте различные версии эсхатологического гностического мифа. Обратите основное внимание на миф школы Птолемея в изложении Иринея и Ипполита и коптский «Апокриф Иоанна».

3. Сопоставив тексты из коптской гностической библиотеки и изложение гностического учения отцами церкви, скажите, насколько адекватно выглядит гностический миф в зеркале его критиков? Постарайтесь быть предельно конкретными.

Литература: Валентин и его школа. Фрагменты и свидетельства. Изд. подгот. Е.В. Афонасин. СПб., 2002.

Е.В. Афонасин. Античный гностицизм. СПб., 2002.

The Nag Hammadi Library in English, ed. by T. Robinson. San Francisco, 1977 (и переиздания).

Апокрифы древних христиан. Изд. подгот. И.С. Свенцицкая и М.К. Трофимова. М., 1989.

 

Тема вторая

Иудейская эсхатологическая традиция (Д. А. Андреев)

Лекция 1

Древнееврейская апокалиптика: основные памятники и их общая характеристика

1. Жанр апокалипсиса в древнееврейской литературе. Морально-этическая составляющая апокалиптических произведений, их сюжетная специфика.

2. Исторический фон формирования памятников древнееврейской апокалиптики: основное содержание эпохи II в. до н. э. – II в. н. э. для народов Ближнего Востока.

3. Нравственно-философский смысл «Книги Даниила» и её жанровые особенности. История создания. Личность Даниила и использование образа этого пророка для идейно-композиционного оформления текста. Структура «Книги Даниила». Образы видений и их значение. Мессия как Сын Человеческий. Ожидаемое время его прихода.

4. Апокрифическая апокалиптика (2 и 3 «Книги Еноха», «Апокалипсис Варуха», «Апокалипсис Авраама», «Завет Авраама», «Житие Адама и Евы», «Завет Иова»). Эволюция эсхатологической символики и апокалиптических представлений. Закат иудейской апокрифической апокалиптики.

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из «Книги Даниила».

Лекция 2

Раннехристианская эсхатология и её иудейская матрица

1. Ессеи и Кумранская община: накануне прихода Мессии. Мистицизм Меркабы и его влияние на раннехристианскую эсхатологию. «Пастырь Гермы». Видение ап. Павла (2 Кор. 12:1-10) и его апокрифический вариант.

2. «Откровение Иоанна Богослова»: содержание, план и символика. Письма семи церквам. Видение небесного богослужения. Снятие семи печатей. Видение четырёх всадников. Семь труб. Запечатление избранных. Начало бедствий. Семь знамений. Церковь и царство зверя. Семь чаш. Усиление богоборческой власти. Суд над грешниками. Суд над Вавилоном, антихристом и лжепророком. Тысячелетнее царство. Суд над дьяволом. Воскрешение мертвых и Страшный суд. Новое Небо и Новая Земля. Вечное блаженство.

3. «Откровение Иоанна Богослова» как полемическое сочинение. Антиеврейская полемика в «Евангелии от Иоанна».

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из «Откровения Иоанна Богослова».

Лекция 3

Иудейская эсхатология и эллинистическая апокалиптика

1. Иосиф Флавий и Филон Александрийский: проблема привнесения элементов иудейского мессианизма в эллинистическую культуру Средиземноморья.

2. Мессия у Иосифа Флавия: ожидание прихода и проблема «узнавания». Атрибуты Мессии. Лже-мессии в сочинениях Иосифа Флавия и их характеристики.

3. «Четвёртая философия» Филона Александрийского: философский синкретизм или религиозное откровение.

4. Восстание Бар-Кохбы и его апокалиптическая интерпретация.

5. Гонения на иудеев при императоре Адриане и потребность сохранения традиции смихи.

6. Шимон бар Йохай и книга «Зогар». Проблема соотношения иудейской и эллинистических традиций в книге «Зогар».

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из сочинений Иосифа Флавия и «Зогара».

Лекция 4

Раввинистический иудаизм и его антихристианская полемика

во II – III вв.

1. Раввинистическая литература о различении христиан и еретиков. Иоханан бен Захай и складывание послехрамового иудаизма: от мессианизма к повседневному подвижничеству. Раби Акива и мессианская полемика вокруг восстания Бар-Кохбы.

2. Мишна и Талмуд о христианстве и христианах. Образы Мессии и лже-мессии в антихристианской полемике II – III вв.: аргументация, доводы, полемические приёмы.

3. Христианство и христиане в литературе агады: характерные жанровые особенности и религиозно-философская составляющая притчей.

4. Эсхатологическая проблематика ранней каббалистической литературы. Представление о загробной жизни и спасении. Влияние еврейской апокрифической апокалиптики на формирование каббалистических представлений.

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из Мишны и Вавилонского Талмуда.

Лекция 5

Иудаизм и евреи

в полемических сочинениях раннехристианских авторов II – III вв.

1. Послание Псевдо-Варнавы: отношение к Ветхому Завету, прообразы «Откровения». Св. Игнатий Богоносец и его послания. Св. Поликарп Смирнский и его послание к Филиппийцам.

2. Апологеты: Квадрат, Аристид, Аристон Пелльский.

3. Св. Иусин Философ и его «Диалог с Трифоном Иудеем».

4. Мелитон Сардийский и его творения: «О пасхе», «О дьяволе», «Об апокалипсисе».

5. Место Тертуллиана в формировании раннехристианского богословия и антииудейской полемике. «Против Маркиона», «Против иудеев», «Против еретиков».

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из сочинений Мелитона Сардийского, Иустина Философа и Тертуллиана.

Лекция 6

«Новообращённая империя» и её иудейские оппоненты в IV в.: реминисценции и эсхатологическая перспектива.

1. Полемические антииудейские сочинения Иоанна Златоуста (критика иудеев одновременно с критикой язычников) на фоне языческой (и в то же время проиудейской) реставрации Юлиана Отступника.

2. Антииудейская составляющая эсхатологических воззрений Афанасия Александрийского и Кирилла Иерусалимского.

3. Проблема спасения у Василия Великого и Григория Богослова в контексте троического богословия: новый этап антииудейской полемики.

4. Мессианизм и образы Страшного суда у Афраата. Эсхатология Ефрема Сирина.

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из сочинений Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина.

Лекция 7

Между империей и Церковью:

иудейская полемика с утвердившимся в качестве государственной религии христианством

1. Иудейские общины в Римской империи IV – V вв.: положение, взаимоотношения с конфессиональным большинством, интеллектуальная и духовная жизнь.

2. «Толдот Йешу» - антихристианский раввинистический компендиум эпохи поздней античности. История создания. Проблема авторства. Основные редакции. Предполагаемая аудитория. Пропагандистский эффект. Система антихристианской аргументации: традиции и новации. Эсхатологическое значение трактата «Толдот Йешу».

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из «Толдот Йешу».

Лекция 8

Отношение к евреям в христианской традиции

середины I тысячелетия.

История интерпретаций высказывания ап. Павла об обращении иудеев накануне Конца Света (Рим. 9:27). Апокалиптический филосемитизм Вл. Соловьёва.

Изменение акцентов антихристианской полемики: от проблемы идентификации Мессии к мариологическим им антитринитарным дискуссиям. Антихристианская полемика после Эфесского и Халкидонского соборов.

Иудаизм, евреи и их эсхатологическое будущее в творениях Августина и Григория Великого.

Диспуты Анастасия Синаита.

Иудейская проблематика в «Откровении Мефодия Патарского».

Тексты для семинарских занятий:

Отрывки из сочинений Августина и «Откровения Мефодия Патарского».

 

Тема третья (16 часов)
ЗАПАДНАЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

(В. Б. Прозоров)
Лекция 1. Раннее христианство и патристика в контексте их влияния на средневековую западную традицию.

1. «Откровение» Иоанна и эсхатологические представления раннехристианской эпохи.

2. Основные итоги периода патристики, его влияние на западную традицию, восточные источники и параллели.

Выделение эсхатологии из общего учения о спасении.

3. Критицизм в полемике с иудеями и язычниками.

4. Сочетание библейской эсхатологии с элементами народной религии, оккультизмом и позднеантичной литературной традицией.

5. Апокатастасис и апокалиптика: восточная эсхатология после Халкидонского собора.

6. Проблема воскресения тел.

7. Антихрист и его царство.

8. Темы для разногласий:

· Тысячелетнее царство Божие. «Реализованная» эсхатология.

· Состояние душ и тел при воскресении. Разногласия по поводу материальности и физического характера воскресения.

· Перспектива суда Божия в конце каждой индивидуальной жизни.

· Вопрос о «промежуточном состоянии» между смертью и воскресением. Возможность очищения от греха после смерти. Очистительный огонь.

· Оригеновская надежда на всеобщее спасение. Действительный масштаб эсхатологического спасения. Вечное блаженство и вечное наказание. Вопрос о характере наказания.

9. Спасение как церковное, социальное и космическое событие.

10. Патристическая эсхатология в исследованиях

· Е. Н. Трубецкого и Л. П. Карсавина;

· российских церковных историков.

Лекция 2. Эсхатология на фоне церковной и идейной истории средних веков.

1. Какие апокалиптические образы Нового Завета были заимствованы позднейшей традицией и как они были истолкованы?

2. Апокалиптика на службе у церковных реформ XII – XIV вв.

Пути интеграции апокалиптических мотивов в программы реформ.

· Григорианская реформа

· Модель Иоахима Флорского

· Имперская модель

· «Ангелическая» модель

3. Крестовые походы: мотивы Небесного Иерусалима в войне за земной Иерусалим. Апокалиптические роли папы и императора в крестовых походах.

4. Апокалиптические чаяния и фразеология на службе у политики в период борьбы империи и папства. Случай Фридриха II.

5. Францисканцы и эсхатология, схоластика и эсхатология.

6. Гетеродоксальная традиция (богомилы и катары, Дольчино и апостольские братья).

Лекция 3. Эсхатологические идеи в Византии

1. «Малая» (александрийская и каппадокийская школы) и «большая» эсхатологии, политическая сторона вопроса (судьба империи, Евсевий Кесарийский).

2. Возрождение апокалиптического жанра в Византии в начале VI в. и первые греческие комментарии на «Откровение» Иоанна. Споры по поводу платонистической теории вечности мира и оригеновской надежды на всеобщее спасение.

3. Византийско-латинская полемика с точки зрения истории эсхатологических идей (эсхатологический пессимизм и оптимизм, «легалистский» и «моральный» подходы к божественной справедливости, частный и Страшный суды, доктрины «удовлетворения» и «обожения», чистилище и очищающий огонь).

4. А. А. Васильев о западной и восточной традициях.

Эсхатологическая проблематика в трудах русских богословов конца XIX – начала XX в. (В. В. Болотов, Бриллиантов, Г. В. Флоровский).

Эсхатология Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Н. О. Лосского.

Лит-ра к лекциям 1, 2, 3:

· Alexander, Paul J. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985.

· Collins John J. The Apocalyptic Imagination. New York, 1984.

· Daley, Brian. The Hope of Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1991.

· McGinn Bernard. Visions of the End. Apocalyptic Traditions in the Middle Ages. New York: Columbia University Press, 1979.

· The Encyclopedia of Apocalypticism. Vol. 2: Apocalypticism in Western History and Culture / ed. by Bernard McGinn. New York; London: Continuum, 2000.

· The Apocalypse in the Middle Ages / ed. by Richard Kenneth Emmerson and Bernard McGinn. Ithaca: Cornell University Press, 1992.

· Apocalypse Theory and the End of the World / ed. by Malcolm Bull. Oxford: Blackwell, 1995.

· The Use and Abuse of Eschatology in the Middle Ages / ed. by Werner Verbeke, Daniel Verhelst, Andries Welkenhuysen. Leuven: Leuven University Press, 1988.

 

Лекция 4. Средневековая эсхатология в XII в. (+один семинар)

Эта лекция посвящена самым примечательным и оригинальным выразителям средневековых эсхатологических идей. Она позволит нарисовать синтетическую картину средневековой эсхатологии на фоне видений Хильдегарды и идей Иоахима и продемонстрировать переход в толковании пророчеств, который был совершён в XII в.

1. Хильдегарда Бингенская (1098-1179) (Scivias (краткая форма для «Scito vias Domini») и ход священной истории до конца времён в её универсальной теологии.

Проблема социальной справедливости.

2. Иоахим Флорский (Liber Concordiae, Expositio in Apocalypsim, Liber figurarum) (c. 1135 – 1202) и иоахимитская традиция.

2.1. Новые подходы к толкованию Св. Писания. Поиски соответствий в Ветхом и Новом Завете.

2.2. «Откровение» Иоанна Богослова как полная история церкви. Значение истории с точки зрения Иоахима Флорского.

2.3. Теория трёх статусов – проявлений лиц Св. Троицы.

2.4. «Духовное понимание» («spiritualis intelligentia») и новые «духовные люди».

2.5. Последний мировой император и ангелический папа.

3. Влияние Иоахима Флорского в ХIII – XIV вв., францисканцы и учение Иоахима.

3.1. Герард из Борго Сан Доннино и «Вечное евангелие».

3.2. Бонавентура.

3.3. Пётр Оливи.

Средневековые мистики в русской культуре «серебряного века» (Д. С. Мережковский).

Тексты для семинарских занятий:

Хильдегарда Бингенская. Scivias.

Видение 11. Последние дни и падение Антихриста

Видение 12. Новые небеса и новая земля

Лит-ра:

· Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции). Москва, 1994.

· Стам С. М. Учение Иоахима Калабрийского // Вопросы истории религии и атеизма. Москва, 1959. Т. 7. С. 328-360.

· Grundmann, Herbert. Ausgewahlte Aufsatze. Teil 2: Joachim von Fiore. Stuttgart: Hiersemann, 1977.

· Hildegard of Bingen: Scivias / tr. by Mother Columbus Hart and Jane Bishop. New York; Mahwah: Paulist Press, 1990.

· L'eta dello Spirito e la fine dei tempi in Gioacchino da Fiore e nel gioachimismo medievale: Atti del II Congresso Internazionale di Studi Gioachimiti / a cura di Antonio Crocco. S. Giovanni in Fiore: Centro Internazionale di Studi Gioachimiti, 1984.

· Liebeschutz, H. Das allegorische Weltbild der heiligen Hildegard von Bingen. Warburg: Teubner, 1930.

· Lubac, Henri de. La posterite spirituelle de Joachim de Flore. Paris: P. Lethielleux, 1987. V. 1: De Joachim a Schelling.

· Mc Ginn, Bernard. The Calabrian Abbot: Joachim of Fiore in the History of Western Thought. New York: Macmillan, 1985.

· Reeves, Marjorie. Joachim of Fiore and the Prophetic Future: A Study in Medieval Millennialism. London: SPCK, 1976 (reprint – Glocestershire: Sutton Publishing, Limited, 1999).

· Reeves, Marjorie. The Influence of Prophesy in the Later Middle Ages: A Study of Joachimism. Oxford: Clarendon Press, 1969 (reprint – Notre Dame, IN; London: University of Notre Dame Press, 1993).

· Voice of the Living Light: Hildegard of Bingen and Her World / ed. Barbara Newman. Berkeley: University of California Press, 1998.

· Widmer, B. Heilsordnung und Zeitgesehen in der Mystik Hildegards von Bingen. Basel: Helbing und Lichtenhahn, 1955.

Лекция 5. Антихрист(ы) (+один семинар)

1. Библейские истоки учения об антихристе

2. Развитие антихристологии наряду с христологией в эпоху раннего христианства и патристики. (V в. – Сульпиций Север, Квинт Юлий Хилариан, Кводвультдеус). Двойной взгляд на Антихриста («возрождённый Нерон» и «лжемессия из колена Данова») и его эволюция.

3. Исторические образы Антихриста.

4. Письмо Адсо (X в.) о происхождении и жизни Антихриста. Антихрист – пародия Христа.

5. Использование образа Антихриста в политической и церковной полемике в период церковных реформ и борьбы империи и папства. Руперт Дойтцский (1070 – 1129). Герхох Райхерсбергский (1093 – 1169).

6. Семиглавый дракон Иоахима Флорского. Два Антихриста.

7. Антихрист и антисемитизм.

8. Ожидания периода мира и счастья в царствование последнего императора перед Страшным судом.

Тексты для семинарских занятий:

Ипполит Римский. Слово о Христе и Антихристе. Эксцерпты из «Толкования на книгу пророка Даниила»

Письмо Адсо.

Иоахим Флорский об Антихристе: эксцерпты из «Книги фигур» и «Толкования на Откровение»

Лит-ра:

· Aнтихрист: Антология / сост. К. Г. Исупов. Москва: Высшая школа, 1995.

· Беляев, Александр Дмитриевич. О безбожии и антихристе [Подготовление, признаки и время пришествия антихриста]. 2 ч. Москва: «Паломник»; Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

· Об антихристе Слова: Ипполита, епископа Римского, св. Ефрема Сирина, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иринея Лионского, св. Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийского и св. Иоанна Дамаскина. Санкт-Петербург: Знамение, 1998 (переизд. – Москва: Типография Сытина, 1895).

· Учение Св. Писания и отцов православной Церкви об Антихристе. Тверь, 1994 (переизд. – 1902).

· Bousset, Wilhelm. Der Antichrist. Gottingen, 1895 (англ. пер. – Bousset, Wilhelm. The Antichrist Legend: A Chapter in Christian and Jewish Folklore. London: Hutchinson, 1896).

· Emmerson, Richard Kenneth. Antichrist in the Middle Ages: A Study of Medieval Apocalypticism, Art, and Literature. Seattle: University of Washington Press, 1981.

· Jenks, Gregory C. The Origins and Early Development of the Antichrist Myth. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1991.

· McGinn, Bernard. Antichrist: Two Thousand Years of the Human Fascination with Evil. San Francisco: Harper, 1994.

· Lietaert, Perbolte L.J. The Antecedents of Antichrist. A Traditio-Historical Study of the Earliest Christian Views on Eschatological Opponents. Leiden: Brill, 1996.

· Rauh, Horst Dieter. Das Bild des Antichrist im Mittelalter: Von Tyconius zum Deutschen Symbolismus. Munster: Aschendorf, 1973.

· Rusconi, Roberto. Antichrist and Antichrists // The Encyclopedia of Apocalypticism. Vol. 2: Apocalypticism in Western History and Culture. New York; London: Continuum, 2000. P. 287-325.

· Wright, Rosemary Muir. Art and Antichrist in Medieval Europe. Manchester; New York: Manchester University Press, 1995.

Лекции 6 и 7. Хилиазм (+два семинара)

1. Библейские истоки хилиазма.

2. Хилиазм в патристике до и после Тикония – Августина. Хилиастические пророчества – оракулы, альтернативные Св. Писанию.

3. Тема последнего императора мировой империи, восходящая к тибуртинской Сивилле и Псевдо-Мефодию. Первая адаптация византийского мифа о последнем императоре в письме Адсо. Происхождение мифа, его восприятие на западе (X – XII вв.).

4. а) Политическое измерение милленниализма в Европе XI – XIII в. Династическая пропаганда. «Герои – покорители»

б) Видение последних времён в период борьбы империи и папства. Темы церкви и империи в средневековой эсхатологии (Ансельм Хавельбергский (с. 1100 – 1158) и Оттон Фрейзингенский (с. 1110 – 1158). «Герои – чистильщики». Возрастание критики церкви и надежд на фундаментальную реформу перед концом света.

в) Ангелические папы.

г) Третий путь. Очищение должны принести ужасные гонители.

5. Проблема социальной справедливости.

6. «Refrigerium sanctorum» – период после Антихриста, теологическая альтернатива хилиастическим пророчествам.

7. Решение Иоахима Флорского и его последователей.

8. Ислам в средневековой христианской эсхатологии (крестовые походы).

Тема Иерусалима в эсхатологии. Иерусалим – конкретное историческое место и апокалиптический идеал.

Тексты для семинарских занятий:

«Откровения» Псевдо-Мефодия. Тибуртинская Сивилла.

Иоахим Флорский. Энхиридион по Откровению (эксцерпты).

Лит-ра:

· Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции). Москва, 1994.

· Lerner, Robert E. Millennialism // The Encyclopedia of Apocalypticism. Vol. 2: Apocalypticism in Western History and Culture. New York; London: Continuum, 2000. P. 326-360.

· Reeves, Marjorie. Joachim of Fiore and the Prophetic Future: A Study in Medieval Millennialism. London: SPCK, 1976 (reprint – Glocestershire: Sutton Publishing, Limited, 1999).

· Prophesy and Millenarianism: Essays in Honour of Marjorie Reeves / Ed. by A. Williams. Harlow: Longman, 1980.

· Topfer, Bernhard. Das kommende Reich des Friedens: Zur Entwicklung chiliastischer Zukunftshoffnungen im Hochmittelalter. Berlin: Akademie Verlag, 1964.

Лекция 8. Страшный Суд.

1. Библейские и апокалиптические истоки представлений о Страшном Суде.

2. Знаки, предшествующие суду.

2.1. всеобщая проповедь христианской веры.

2.2. обращение иудеев.

2.3. возвращение Еноха и Ильи.

2.4. великое отступничество.

2.5. царство Антихриста.

2.6. необычные изменения в природе.

2.7. всесожжение.

2.8. трубный глас воскресения.

2.9. "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе".

3. Обстоятельства Суда.

3.1. время.

3.2. место.

3.3. судья.

3.4. подсудимые.

3.5. состав преступления.

3.6. процедура суда.

4. Характеристки Страшного Суда

4.1. близость.

4.2. трансцендентность.

4.3. справедливость.

5. Западные представление о Страшном Суде эпохи высокого средневековья. Схоласты о суде.

5.1. Проблема отношения между частным и всеобщим судами.

Вопрос о чистилище

5.2. Пётр Ломбардский о «Природе Воскресения и Суда», «Возрасте и форме тех, кто воскреснет», «Разных местах обитания душ», «Приговоре Судьи», «Форме Суда», «Разных отделениях на небесах и в аду», а также о том, «Будет ли смягчено наказание для “самого дьявола”» и «Будет ли дьявол грешить в аду».

5.3. Булла «Benedictus Deus» (29 января 1336 г) папы Бенедикта XII.

5.4. Юридические элементы западной традиции.

5.5. Изобразительная традиция на Западе и на Востоке.

Лит-ра:

· Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. Москва: «Искусство», 1990.

· Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Избранные труды. Т. 2. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999.

· Brandon, Samuel G. F. The Judgment of the Dead. New York: Scribners, 1967.

· Bynum, Caroline Walker. The Ressurection of the Body in Western Christianity, 200 – 1336. New York: Columbia University Press, 1995.

· McGinn, Bernard. The Last Judgment in Christian Tradition // The Encyclopedia of Apocalypticism. Vol. 2: Apocalypticism in Western History and Culture. New York; London: Continuum, 2000. P. 361-401.

 

Тема четвертая
ЭСХАТОЛОГИЯ И АПОКАЛИПТИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО СЛАВЯНСКОГО МИРА (Е.В. Афонасин)
Ранние славянские и русские эсхатологические тексты. Византия и славянский мир. Проблемы изучения истории славянско-византийских интеллектуальных связей. Митрополит Илларион. "Слово о законе и благодати". Владимир Мономах. Кирилл Туровский. Лаврентьевская летопись.

Усиление эсхатологических настроений в XIV веке. Митрополит Киприан. Русские пасхалии и изменения в календаре. Архиепископ Геннадий. Митрополит Зосима. Церковная полемика с богомилами и новгородскими и московскими ересями. Роль в этой полемике переводной литературы (специально: Corpus Areopagiticum). Иван Грозный. А.М. Курбский. Д. Заточник. Полемика нестяжателей и иосифлян. Политическая концепция инока Филофея и ее эсхатологические импликации.

Тема пятая
ИДЕЯ ПРОГРЕССА И ЗАРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Е.В. Афонасин)
Является ли идея прогресса антиэсхатологичной? Возрождение и Реформация. Гуманистический антропоцентризм и новая философия истории. Человек и его место в мире. Лоренцо Валла. Пико делла Мирандола. Помпонаци. Н. Макиавелли (“Государь”): политика и мораль. “Социализм”: гуманистический идеал бесклассового общества в “Утопии” Мора. Эразм Роттердамский о человеческой свободе. Реформация: религия и право в произведениях Лютера, Кальвина и др. идеологов реформации. Научная революция и ее философия истории.

Философия «конца истории» и наследие средневековой эсхатологии. Русская эсхатологическая идея. Средневековые воззрения и их последующее переосмысление. Исторический разум и апокалиптические ожидания. Краткий очерк представлений о конце истории в XVIII – XX в.

Религиозно-политические воззрения русских мыслителей XVII–XIX в. и эсхатология. Роль православия в распространении эсхатологических идей. Россия в конце XIX – первой трети XX века: российские реформаторы, либералы, радикалы, консерваторы, “славянофилы” и “западники”. Русские философы. Вл. С. Соловьев (“Право и нравственность”, “Оправдание добра”), С.Н. Булгаков (“Философия хозяйства”), Н.А. Бердяев (“Царство Духа и Царство Кесаря”, «Судьба России»). Эсхатология и русская революция. Эсхатологические воззрения советских времен и видение будущего современной России.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

· Амвросий. Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Jordanville, N. Y., 1963.

· Архимандрит Киприан (Керн). Патрология I. Париж; Москва, 1996.

· Alexander, Paul J. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985.

· Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near
East / ed. by D. Hellholm. Tubingen, 1983.

· Apokalyptik / hrsgb. von K. Koch, J. M. Schmidt. Darmstadt, 1982.

· Artzberger, Leonhard. Geschichte der christlichen Eschatologie innerhalb der vornicanischen Zeit. Freiburg, 1896.

· Bauckham, Richard. The climax of prophecy: studies on
the book of Revelation. Edinburgh, 1993.

· Bigalli, D. I Tartari e l'Apocalisse: Ricerche sull'escatologia in Adamo Marsch e Ruggero Bacone. Firenze, 1971.

· Bousset, Wilhelm. Der Antichrist. Gottingen, 1895. (an English translation is also available)

· Christe, V. La vision de Matthieu (Matth. XXIV – XXV): Origine et developpement d'un image de la seconde Parousie. Paris, 1973.

· Cohn, Norman. The Pursuit of the Millenium. New York, 1970.

· Collins, Adela Yarbro. Cosmology and Eschatology in Jewish and Christian Apocalypticism. Leiden: Brill, 1996.

· Collins, Adela Yarbro. Crisis and Catharsis: The Power of the Apocalypse. Philadelphia, 1984.

· Collins, John Joseph. The apocalyptic imagination: an
introduction to Jewish apocalyptic literature. Grand
Rapids, 1998.

· Daley, Brian. The Hope of Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1991.

· Dewick, E. C. Primitive Christian Eschatology. Cambridge: Cambridge University Press University Press, 1912.

· The Encyclopedia of Apocalypticism. New York; London: Continuum, 2000.

Vol 1: The Origins of Apocalypticism in Judaism and Christianity / ed. by John J. Collins.

Vol. 2: Apocalypticism in Western History and Culture / ed. by Bernard McGinn.

· Goetz, H.-W. Das Geschichtbild Ottos von Freising. Ein Beitrag zur historischen Vorstellungswelt und zur Geschichte des 12. Jahrhunderts. Bohlau Verlag, 1984.

· Harlow, Daniel. The Greek Apocalypse of Baruch (3
Baruch) in Hellenistic Judaism and early Christianity.
Leiden, 1996.

· Hillgarth, Jocelyn Nigel. Eschatological political concepts in the seventh century // The Seventh Century: Change and Continuity. Proceedings of a joint French and British Colloquium held at the Warburg Institute 8-9 July 1988 / ed. By Jacques Fontaine and J. N. Hillgarth. London, 1992. P. 212-235.

· Krauss, Samuel. The Jewish-Christian controversy: from
the earliest times to 1789. Tubingen, 1995.

· L'Apocalypse de Jean: Traditions exegetiques et iconographiques, IIIe – XIIIe siecles / ed. Yves Christie. Geneve, 1979.

· Lasker, Daniel. Jewish philosophical polemics against
Christianity in the Middle Ages. New York, 1977.

· Liebeschutz, H. Das allegorische Weltbild der heiligen Hildegard von Bingen. Warburg: Teubner, 1930.

· Lietaert, Perbolte L.J. The Antecedents of Antichrist. A Traditio-Historical Study of the Earliest Christian Views on Eschatological Opponents. Leiden: Brill, 1996.

· Manson, W. et al. Eschatology. Edinburgh; London, 1953.

· McGinn Bernard. Visions of the End. Apocalyptic Traditions in the Middle Ages. New York: Columbia University Press, 1979.

· Mc Ginn, Bernard. The Calabrian Abbot: Joachim of Fiore in the History of Western Thought. New York: Macmillan, 1985.

· McGinn, Bernard. Apocalypticism in the Western Tradition. Aldershot: Variorum, 1994.

· Methuen, E. Kirche und Heilsgeschichte bei Gerhoh von Reichersberg. Leiden: E.J. Brill, 1959.

· Mysteries and revelations: apocalyptic studies since
the Uppsala colloquium / ed. by John Collins and
James Charlesworth. Sheffild, 1991.

· Patterson, L. G. God and History in Early Christian Thought. London, 1967.

· Petit, L. Documents relatifs au concile de Florence. I: La question du purgatoire a Ferrare // Patrologia Orientalis. 1920. T. 15. № 1. P. 39-60, 108-151.

· Podskalsky, Gerhard. Byzantinische Reichseschatologie: Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem tausendjarigen Friedensreiche (Apok. 20). Munchen, 1972.

· Prete S. La escatologia e pareneri negli scrittori cristiani latini. Bologna, 1966.

· Prophesy and eschatology / ed. by Michael Wilks.
Oxford, 1994.

· Reeves, Marjorie. The Influence of Prophesy in the Later Middle Ages: A Study of Joachimism. Oxford: Clarendon Press, 1969 (reprint – Notre Dame, IN; London: University of Notre Dame Press, 1993).

· Reeves, Marjorie. Joachim of Fiore and the Prophetic Future: A Study in Medieval Millennialism. London: SPCK, 1976 (reprint – Glocestershire: Sutton Publishing, Limited, 1999).

· Rowland, Christopher. “The Open Heaven”: A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity. New York, 1982.

· Schussler Fiorenza, Elisabeth. The Book of Revelation: Justice and Judgment. Philadelphia, 1985.

· Smalley, Beryl. The Study of the Bible in the Middle Ages. 2d ed. 1952, repr. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 1964.

· Toward the millenium: messianic expectations from The
Bible to Waco / ed. by Peter Schafer. Leiden,
1998.

· Topfer, Bernhard. Das kommende Reich des Friedens: Zur Entwicklung chiliastischer Zukunftshoffnungen im Hochmittelalter. Berlin: Akademie Verlag, 1964.

· VanderKam, James. Enoch and the growth of an
apocalyptic tradition. Washington, 1984.

· Vasiliev, Alexander Alexandrovich. Medieval Ideas of the End of the World: West and East // Byzantion. 1942 – 1943. V. 16. P. 462-502.

· Walker, Caroline. Last Things: Death and Apocalypse in the Middle Ages. New York, 2000.

· Widmer, B. Heilsordnung und Zeitgesehen in der Mystik Hildegards von Bingen. Basel: Helbing und Lichtenhahn, 1955.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел богословие










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.