Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гартфельд Г. Психотерапия и Душепопечительство

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.3.2.2 Гуманистическая психология и душепопечительство

Она рассматривает человека согласно учению Мартина Хайдеггера (1889-1976), который в основу своей философской системы положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им так называемой фундаментальной онтологии, которая предполагает личность как целое (в сущности, непознаваемой) экзистенции человека, который, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. С точки зрения фундаментальной онтологии Хайдеггера, практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытия-в-мире выступают как имеющиеся под рукой, а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение,  только созерцаются, выступают просто как „наличные". Человек на своём опыте испытывает, главным образом, переживание страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытиём-в-мире. Явление страха характеризует существование (человека) как фактически существующее бытиё-в-мире. Существование - это забота, сущностью которой является «забегание» наперёд. Оно берёт на себя смерть, как скоро она приходит. Заброшенность в смерть раскрывается в явлении страха, тем самым мы снова стоим перед лицом самого начала, то есть ни перед что. Бытие есть бытиё, направленное к смерти, но не бытиё во времени, а бытиё как время. Согласно этой философии, человек, в отличие от вещей, не имеет сущности, в которой он мог бы выступить самостоятельным . Его сущность не нечто самостоятельное, а нечто стоящее вне самого себя, экзистенции, задача которой - быть покорной бытию, чтобы подготовить ему ограниченное и недостаточное, но исторически необходимое, требующее место и дающее возможность бытию прийти126.
Джон Ф. Бугентал сформулировал совместную основу для всех отраслей гуманистической психологии таким образом: (1) человек как человек намного больше, нежели сумма всех его частей и частиц; (2) человек находится принципиально в своей человеческой экзистенции; (3) человек живёт сознательно; (4) человек имеет свободу воли; (5) человек живёт целеустремлённо129.
Абрахам Маслоутакже является представителем гуманистической психологии. Он родился 1-ого апреля 1908 года и умер 8-го июня 1970 г. Он был по профессии психологом. Он был ребёнком еврейско-русских эмигрантов, но родился в Бруклине Нью-Йорка, США. Русская транслитерация имени и фамилии Маслу звучит необычно, так как его предки жили в России по фамилии Маслов. Из Маслова сделать Маслоу способны, вероятно, только русскоговорящие люди. На всех остальных западных языках он является Авраамом Масловым (AbrahamHaroldMaslow). Точка. Он стал известен особенно из-за защиты своей теории пирамиды потребностей. Она известна также как Маслоу пирамида. Маслоу учился в Университете Висконсин (University of Wisconsin). После защиты своей первой диссертации он получил в 1930 году звание бакалавра наук, в 1931 году он закончил магистерскую, а в 1934 году докторскую программу. Он является автором множества научных книг и статей. Три из его научных трудов трактуют его комплексную тему. Они были изданы на немецком языке под названием Motivation und Persönlichkeit (Erstausgabe: 1954; bearbeitete Ausgabe: 1970) Мотивация и личность. Затем в 1968 году была опубликована его книга психология бытия (Psychologie des Seins). В 1971 была издана его научная работа под названием Психология науки. Новые пути восприятия и толкования. (Die Psychologie der Wissenschaft. Neue Wege der Wahrnehmung und des Deutens. 1971).
Абрахам Маслоу отвергал важность для психологии изучения поведения животных. Он утверждал, что человек является цельной личностью и для создания хорошей психологической теории необходимо изучение не больных, а здоровых людей: "Изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только "увечную" психологию"
Наиболее знаменитая разработка Маслоу - иерархия потребностей. «Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую схему приоритета или доминирования».  Часто эти потребности представляют в виде пирамиды: Более высокие потребности в этой пирамиде, за редкими исключениями, не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены нижние потребности, т. е. когда человек голоден или его жизнь подвергается серьёзной опасности - он вряд ли сможет реализовать себя как талантливый художник или музыкант (само актуализироваться).
Маслоу уже в 1962 году создал в своих изданиях книг две теории человеческих потребностей: их дефицит и рост. По его мнению, существуют пять областей или сфер человеческих потребностей.
Первая потребность это физиологические потребности, то есть удовлетворения ежедневных нужд человека: речь идёт о удовлетворения жажды, голода, полового акта, сна, быть в движении, импульс, стимула, инициативы и побуждений, отдыха и защиты от непогоды.
Вторая потребность это потребности безопасности и защиты, которые заключаются в стабильности, доверии, порядке, правилах и пределах, свободе от  угроз, страха и хаоса, гарантии существовании как такового, в гарантии рабочих местах и личной собственности, обеспечении в старости и медицинском обслуживании.
Третья потребность это потребность принадлежности и любви. Она заключается в чувствах благосклонности и расположении, в антипатии к одиночеству и в отвержении неправильного поступка. Человек страдает от отсутствия друзей контактов и коммуникабельности. Он нуждается в принятии собственной личности со стороны других, в потребности любви и защищённости. Он желает быть членом общества, заботиться о других и быть окружаемым заботой других людей, иметь чувство принадлежности к тому или другому.
Четвёртая потребность это потребности самоуважения. Он нуждается  в силе, «могуществе», успехе, выносливости и знаниях. Он жаждет признания и престижа, внимания и значения, уважения и самоутверждения, отличаться от других людей и т.д.
Пятая ступень потребности это потребность самореализации. К этой потребности относятся всецелое исчерпывание и развития человеческого потенциала, наслаждение собственной уникальности и понимания мира. Человек достигает устремлённость к цели; ему свойственны желание иногда быть одному, спонтанность, автономия, общительность, чувство принадлежности к коллективу, творчество, индивидуальность, саморазвитие, позитивная самооценка, творческое формирование собственной жизни и окружающего мира.

 

5. потребности само актуализации
4. потребности самоуважения
3. потребности принадлежности и любви
2. потребности безопасности и защиты
1. физиологические потребности

"Маслоу…охарактеризовал самореализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, само актуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала". Маслоу исследовал биографии выдающихся исторических личностей, а так же тех его современников, кого он относил к само актуализирующимся людям. В результате он описал пятнадцать качеств, характеризующих само актуализирующуюся личность.
Итак, само актуализирующиеся личности - это люди адекватно воспринимающие реальность, принимающие себя и других, простые и естественные, сосредоточенные на деле, которое считают важным, независимые, творческие - в общем, они обладают теми качествами, которые хочется развивать у себя. Это образ людей психически здоровых, гармонично живущих плодотворной жизнью, на который хочется равняться. К тому же, в соответствии с наученным через наблюдение, в данном случае, пользу может принести уже само размышление об этих качествах, т. к. они описаны наглядно.
Маслоу убеждён в том, если человеческие потребности не удовлетворяются, тогда это неудовлетворение может стать причиной психических заболеваний. Однако, здоровый человек  также может иметь дефициты в потребностях, но они в нём существуют в «спящем» состоянии, они не активны, не имеют для него никакого значения или совсем отсутствуют.
Теория Маслоу небесспорна. Однако она ведёт к дискуссии, что в этой теории соответствует опыту жизни, что нет. Как бы то ни было теория Маслоу относительно человеческих потребностей не должна оставаться вне внимания христианского душепопечителя.
Это те качества, на которые следует обращать внимание в душепопечительской практике, ведь люди обращаются к душепопечителю не только с духовными или психологическими проблемами, но и с потребностями: "как мне реализовать себя, как жить, чтобы жизнь не была пустой?" Интересно пронаблюдать потребности, которые имел апостол Павел. Он пишет христианам города Филиппа:
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, 19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, 20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. 21 Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. 22 Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. 23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас. 25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
Качества самоактуализирующейся личности - это верно указанные направления, в которых следует двигаться, чтобы расти как личность, правда эти качества ещё должен комментировать зрелый духовно христианин. Павел увещевал своих подопечных:
«Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.»
Психология личности Маслоу - это гуманистическая психология, основывающаяся на мнении, что по природе человек внутренне не испорчен. Самоактуализирующейся человек - это человек, принимающий мир и людей такими, какие они есть, и непонятно, как такому человеку удастся закрывать глаза на повсеместное действие греха и вины в этом мире. Самоактуализирующейся человек - это тот, кто решил не только свои основные психические, но и духовные проблемы, то есть обрёл мир с Богом. Гуманистическая психология не учитывает этот духовный аспект.
Описанная Маслоу пирамида иерархии потребностей так же очень полезна в душепопечительской практике. Во-первых, душепопечитель должен определить, какие потребности испытывает человек - на какой ступени он в данный момент находится, помня при этом, что потребности удовлетворяются лишь последовательно. Во-вторых, он должен разобраться в том, как Христос удовлетворяет все наши потребности из этой пирамиды (Кол 2:10), и помочь подопечному увидеть это как в целом, так и применительно к конкретным его нуждам и способностям. Например, если человек остро ощущает потребность в принятии и любви, необходимо показать, что он принят и любим Христом. «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». (Иер 31,3).
Формальное изложение этой истины может только разочаровать пациента, если он в первую очередь жаждет человеческой любви, поэтому то, как душепопечитель донесёт эту весть, зависит от того, насколько глубоко он сам переживает эти принятие и любовь, и насколько он принимает и любит своего подопечного, насколько подопечный принят в церкви. Иисус Христос говорил своим ученикам:
9 «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.» (Иоанна 15,9-13)
Маслоу был против  бихевиоризма. Он так же высказывался против Фрейда: "Нет никаких доказательств того, что детский опыт определяет его (человека) поведение в зрелом возрасте".
Схема: Реализующий себя христианин.

психология 

126 Martin Heidegger, Sein und Zeit. Tubingen, 1967, стp. 38-145

129 J. F. Bugental, „The Third Force in Psychology", in: Journal of Humanistic Psychology. Nr. 1 / 1962, стp. 19-26; здесь: стр. 23сл.

. Ср. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. Стр. 487.

Там же.

Там же, стр. 494.

Ср. там же, стр. 514.520.

 

1.3.2.3 Психоанализ и душепопечительство

Фрейд считается в определённом смысле родоначальником психоанализа. Хотя он не был действительно первым, прежде него исследования проводили Брейер и Шарко. Однако вклад Фрейда в науку настолько велик, что, как говорят Хьел и Зиглер:
"Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, признаём мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию ХХ века было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие".
Психоанализ Фрейда направлен на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека. Зигмунд Фрейд представлял себе жизнь как постоянную борьбу. Поэтому, он опровергал представления эмпиристов, которые видели в человеке механический аппарат, наподобие часового механизма. Человек же намного сложнее; он - механик, механизм и энергия в одно и то же время.
Зигмунд Фрейд ввёл в своей работе „Толкование сновидений" понятие „эдипов комплекс", что в его психоанализе означает половое влечение к родителю того же пола - критическая стадия в процессе нормального развития ребёнка. Термин берёт своё начало в греческом мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери130. Женский вариант - комплекс Электры - получил название от древней мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать131.
Фрейд перенял платоновский интерес к психике. Платон видел в психике человека три структуры: чувственная, разумная и направляемая, контролирующая. Чувственную структуру Фрейд назвал „ОНО" (Es); разумную он назвал „Я" (Ich) и направляемый контролирующий механизм он назвал „НАДО МНОЙ" (Über-lch). Каждая структура дополняет, контролирует, ущемляет и влияет на остальные.

  • Ид - лат. "оно" - природное, животное начало в человеке. Оно находится полностью в бессознательном человека. "Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию…"…Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов". . Понятию ид близко христианское понятие "плоть", хотя они и не идентичны, т. к. плоть включает в себя элемент богоборчества. Ясно, однако, что человек, не научившийся контролировать ид - плотской.
  • Эго - лат. "Я" - "это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желание ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.…В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде". Эго частично находится в области сознательного.
  • Суперэго - лат. "Сверх-Я". Состоит из двух подсистем: совесть и эго-идеал. "Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребёнок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины…Поощрительный элемент суперэго - это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведёт индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости".

Большое значение для Фрейда имело учение Платона об „эросе". Эрос определяет динамику жизни и является той движущей творческой силой, которая, благодаря преобразованию и сублимации, действует на развитие человеческой культуры132. Фрейд считал, что в основе всех мотивов человека лежит его сексуальность. Человек проходит стадии психо-сексуального развития, начиная с рождения. Конфликты, фрустрации или неправильное развитие, особенно в раннем детстве, оказывают влияние на характер человека.
Повышенное внимание Фрейда к сексуальности человека вело к мощной критике со стороны других учёных. Фрейд защищался тем, что вывел это на основе клинических наблюдений. Фрейд писал:
"Я знаю, что этому моему утверждению не очень-то доверяют. Даже те исследователи, которые охотно соглашаются с моими психологическими работами, склонны думать, что я переоцениваю этиологическую роль сексуального фактора, и обращаются ко мне с вопросом, почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения. Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, не сексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее - они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних".
Фрейд делил психику человека также на три инстанции: (а) бессознательное, (б) предсознательное и (в) сознание. Бессознательное - это вместилище вытесненных аффективных влечений, желаний, инстинктов, заряженных мощной сексуальной энергией („либидо"), готовых всегда реализоваться. Бессознательное не регулируется объективной действительностью, не принимает во внимание реальность, оно неизбежно подчинено фатальной предопределённости, принципу наслаждения. Фрейд не приводит никаких доказательств в пользу теории „бессознательного". Априоризм свойственен психоанализу в той же степени, что и научному реализму, протагонистами которого были Спиноза и Лейбниц.
Предсознательное выполняет функции цензуры, избирательно пропуская в сознание то, что для неё наиболее приемлемо. В предсознательном также существуют бессознательные импульсы, чувства, идеи, желания, но они могут легко перейти в сознание. В предсознательном, принцип удовольствия может замениться принципом реальности, и в нём уже образуется идеал личности. Он возникает из сочетания социального сознания и морали, совести. Идеал личности является цензором, который не позволяет проникать влечениям и инстинктам из бессознательного в сознание. Он своего рода „страж", который на самых ранних ступенях жизни действует в направлении недопущения в область сознания недозволенных желаний,  пресекает возможность влечению реализоваться в его первичном виде, заставляет ребёнка подчиняться семейно-авторитетному укладу, несмотря на то, что его влечения диктуют ему обратную линию поведения. Детство предопределяет течение всего времени жизни. „Судьба человека решается в период между двумя и пятью годами жизни ребёнка. Оставшиеся шестьдесят пять лет представляют ничто иное, как изобильные оркестровые разновидности"133.
Сознание, по мнению 3. Фрейда, выполняет лишь роль „органа чувств, для восприятия психических процессов". Сознание регистрирует приходящие в него впечатления в основном из внутреннего мира и, меньше, из внешнего. Из внутреннего мира поступают ощущения удовольствия и страдания, которые связаны с неудовлетворением или удовлетворением влечений. Отсюда вытекает, что и сознание детерминируется врождёнными инстинктами, а всё человеческое поведение становится биологически детерминированным134.
Психоаналитик должен соблюдать два основных условия с больным: (1) аффективную внешнюю не заинтересованность в материале, представленном больным, (2) умение направлять беспредметную беседу в сторону поисков источника тех или иных травмирующих психику больного переживаний. Психоаналитик «копается» в психике больного, анализирует его детство, тот период, когда мир в сознании ребёнка был полон особых символов, а первичные и неприкрытые желания распределяли все вещи и отношения по принципу удовольствия и неудовольствия. Так психоаналитик стремится добраться до глубин психики больного посредством „перенесения" чаяния больных на врача, как на идеал. Больной высвобождает все свои желания, грёзы, неосознанные мысли и перестраивается на заимствование черт того, кто его анализирует, то есть лечащего врача. Иначе говоря, чтобы больной излечился, он должен в своего врача „влюбиться", как когда-то влюблялся в свою мать или отца135.
В Библии мы нигде не находим таких понятий, как ид (оно), эго, суперэго или либидо - ещё один термин Фрейда, означающий "часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении". Подобных терминов мы не находим  и в физиологии мозга. Так как же относиться к этим идеям - наука это, философия или просто бред? Это модель, и как модель Фрейдовская структура личности лежит на стыке между психологией и философией. Что такое модель в физике или математике? Это функция, описывающая процесс или числовой ряд, с известной мерой соответствия, так что на графике, подставляя одну координату, мы находим другую. Мы можем прогнозировать изменение процесса во времени и узнавать внешний вид функции из её математического выражения. Далее мы встретимся и с другими моделями человеческой личности, при помощи которых мы можем понять, как, например, в греховном мире возможно осуществление правосудия, как действует испорченность человеческой природы и т. п.
Несмотря на большое количество клинических подтверждений концепций Фрейда серьёзные проблемы возникают с их экспериментальным, лабораторным подтверждением. Лечение методом психоанализа - долгий, эмоционально болезненный и дорогостоящий процесс. Иногда он затягивается на годы при еженедельных встречах с психоаналитиком.
Д. Майерс предупреждает о возможных ошибках. Так, например, психолог, по какой либо причине уверенный, что имеет дело с патологией, может истолковать любой факт из интервью с пациентом как подтверждающий патологию.
Возможны случаи само подтверждающихся диагнозов, когда пациент начинает давать информацию, соответствующую ожиданиям психолога, или вести себя соответствующим образом. Понятно, что душепопечитель должен знать о возможности эффекта само подтверждения. Поведение человека может измениться в зависимости от нашего мнения об этом человеке - люди очень чутко улавливают нашу интонацию и мимику, чтобы распознать наше к ним отношение и неосознанно реагируют даже тогда, когда мы думаем, что ведём себя по отношению к ним вполне нейтрально.
В консультации психоаналитик обязательно обращается к детству пациента, чтобы выявить конфликты, влияющие на жизнь человека во взрослом возрасте. Далеко не все учёные соглашались с тем, что детство человека имеет преимущественное значение в формировании его характера. Некоторые вообще отказывались рассматривать прошлое пациента. Однако и христианские душепопечители обращаются к детству своих подопечных. В этом чувствуется влияние идей Фрейда и Адлера, как и в том, что они уделяют большое внимание методам психологической самозащиты подопечных.
Подопечный приходит в процессе душепопечительской консультации к осознанию душевной боли, обиды на своих родителей за их неумелые действия, недостаток любви и принятия. Тогда он приглашается к тому, чтобы осознать эту боль, выразить её - исповедовать, и простить своих родителей, что помогает ему принять и самого себя таким, какой он есть или каким его создал Бог (ср. Псалом 138,14-16), избавиться от детских комплексов, и научиться открытому и полноценному общению.


Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб, "Питер", 2001 г., стр. 106.

130 В, Н. Ярхо, „Эдил", Мифы народов мира Энциклопедия, гл. редактор С. А. Токарев, Москва: Советская Энциклопедия, 1992, том 2, стр. 657-659.

131 «Электра", Мифы народов мира Энциклопедия, том 2, стр. 660

Ср. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности, стр. 113.

Ср. там же, стр. 114.

Ср. там же, стр. 115.

132 Heinz Brunnec, Menschenbilder in Psychologie und Psychotherapie, стp. 81

Ср. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. Стр. 118-127.

Зигмунд Фрейд. Психоаналитические этюды, сборник, стр. 33

133 L. Marcuse, Sigmund Freud. Sem Bild vom Menschen, Munchen, 1964, стp. 95

134 A. Holder, Freuds Theone des Psychischen Apparates. in: Psychologie des 20. Tahrhunderts. Zurich, 1976, ТОМ 2, стр. 226-232

135 А. П. Слободняк, Психотерапия, внушение, гипноз, Киев: Здоров'я, 1983, стр. 15

Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности, стр. 155.

Ср. Там же, стр. 137-146.

Д. Майерс. Социальная психология. СПб, "Питер", 1999 г., стр. 197-199.

Ср. там же, стр. 199.

Ср. Сэлвин Хагс. Друг в нужде. Лэрри Краб. Внутренний мир.

 

1.3.2.4 Аналитическая  психология и душепопечительство

Основоположником аналитической психологии был ученик Зигмунда Фрейда швейцарский психиатр Карл Густав   Юнг (26.07.1875-06.06.1961), который из-за разногласий с Фрейдом относительно вопроса „либидо" и бессознательного отошёл от него. Юнг выдвинул концепцию „коллективного бессознательного", которое является движущей силой в поведении человека, и отрицал пан сексуализм Фрейда.

1.3.2.4.1 Краткий обзор жизни и деятельности Карла Густава Юнга

Здесь нам следует, прежде всего, обратиться к биографии Юнга. Он родился в Кессвиле, в швейцарском Кантоне Тургау. После его рождения семья переехала в маленькую деревню в близи г. Базель. Фамилия Юнг была в этом городе легендарной и престижной. Дедушка Карла Густава Юнга был в Базеле очень известным врачом, ректором университета и опубликовал большое количество научных работ и также ряд театральных пьес. Его друзьями были знакомые философы того времени, как, например, Фридрих Шлейермахер и Вильгельм Гумбольдт. Помимо того, Карл Густав Юнг старший считал себя внебрачным сыном Иоганна Вольфганга Гёте. Внук его был горд тем, что носил имя и фамилию своего деда. Зигмунд Фрейд был обожаемым первенцем его красивой и молодой матери Амалии, и к которой Зигмунд имел экстремальную тягу. Карл Густав Юнг же вырос в среду, в которая была не особенно завидной.
Его мать Эмилия Прейсверк была безобразной и авторитарной толстушкой. Юнг называет её упрямой, капризной и своенравной женщиной. Порой она находилась в сетях каких-либо парапсихологов, чтобы затем плоско стоять на почве реальности без всякого восприятия метафизики. Она была человеком крайностей и всевозможных причуд.
Не удивительно, что Юнг, будучи учеником Фрейда, не смог согласится с его теорией эдипового комплекса, согласно которой маленький юноша является конкурентом отца, который похотливо жаждет полового сношения с матерью. Со своей стороны, Юнг не мог себе представить, чтобы он был  в состоянии конкурировать со своим отцом в похотливости к матери, к которой он внутренне ощущал не что иное, как отвращение. Он рассматривал основные проблемы маленького мальчика не в эдиповом комплексе, а в его интересе идентифицировать себя с отцом и со своими предками. Без всякого сомнения, Юнг идентифицировал себя лично со своим легендарным дедушкой, но ни в коем случае не с матерью. Данный экскурс в биографию Фрейда и Юнга свидетельствуют о том, что их психоаналитические теории не основаны на результатах эмпирических исследований, но на субъективном опыте.
Карл Густав Юнг был вторым сыном своих родителей, пастора Павла Юнга и его жены Эмилии Прейсверк. Его старший брат умер несколько дней после своего рождения. Долгое время Карл Густав остаётся единственным ребёнком, но 17-го июля 1884 г. родилась его сестра Иоанна Гертруд. Ему было тогда девять лет. Сестра никогда не выходила замуж и жила постоянно в тени своего знаменитого брата, которого она весьма почитала. Карл Густав обнаружил, ещё в своей юности, что имел способность всячески манипулировать людьми. Однажды, его одноклассник напал на него и бросил его на землю. Юнг на мгновение потерял сознание, но когда он пришёл в себя, он продолжал ещё долго находиться в этой позе, чтобы вызвать ужас у окружающих его людей. Родители думали, что он страдал от эпилепсии. Возможно, что этот опыт в жизни мальчика Юнга в детском садике послужило исходным пунктом для его психотерапии: пациента необходимо возвращать к реальности.
С детства Юнг интересовался мифами и религиями и приобрёл в этой области обширные познания. Изучение религий и мифов является обязательным для представителей школы аналитической психологии Юнга. Можно заметить, что, не смотря на изолированность, многие религии и мифы имеют схожие сюжеты и символы. Во снах своих пациентов Юнг также находил сюжеты и символику, подобные сюжетам и символам из религий и мифов, подчас экзотических, о которых пациенты не могли знать. Этот феномен Юнг впоследствии назвал коллективным бессознательным, которое, в отличие от индивидуального бессознательного - общее для представителей любых культур, мировоззрений и религий. Коллективное бессознательное наследуется нами от наших предков, и является интуитивным, инстинктивным, иррациональным. Элементами коллективного бессознательного являются архетипы - унаследованные от древних предков представления и устремления.
"Мы не считаем, что каждое вновь рождённое животное создаёт или приобретает свои инстинкты в индивидуальном порядке. Следовательно, мы не должны полагать, что и человек, родившись, начинает изобретать заново человеческий образ действий. Как и инстинкты, схемы коллективной мысли являются по отношению к человеческому разуму врождёнными и унаследованными. И действуют они, при возникновении соответствующих обстоятельств, более или менее одинаковым образом у всех нас".
Таким образом, возможна передача информации от подсознания к сознанию человека и такая передача осуществляется, по мнению Юнга, в сновидениях человека. Подсознание использует универсальные образы и символы - архетипы. Роль психоаналитика сводится к анализу сновидений совместно с пациентом и к объяснению ему символов сновидения. Так достигается целостность личности - единство между сознательным и бессознательным в человеке. Это называется процессом индивидуацией. Процесс этот нескончаемый.
Но прежде, чем объяснить всю сложность аналитической психологии, нам следует продолжить анализ его становления. В возрасте от 15-ти до 18-ти лет Юнг пережил „кораблекрушение в вере", религиозный кризис. Часами он дискутировал с отцом о вере. Своё отношение к религии он впоследствии сформулировал так: „Я не могу в нечто верить, в то, что я не познал, и чего я не познал, в то мне верить нет необходимости". Во время своих студенческих лет, он был студентом медицины, он занялся углублением в феномены оккультизма; он жил в атмосфере спиритизма и парапсихологии и присоединился к группе студентов, которые экспериментировали с пара нормальными явлениями. После окончания медицинского факультета, Юнг начал работать психиатром в психиатрической клинике Бургхэльцли в. городе Цюрих. Ему исполнилось 25 лет. В этом же году Зигмунд Фрейд опубликовал свою книгу „Толкование сновидений". Чрез директора своей клиники Евгения Блёйлера (EugenBleuler) Юнг вступил в контакт с „чудо творческим доктором из Вены", как в то время называли Зигмунд Фрейда. В 1906 году Юнг написал Фрейду письмо, на которое тот сразу же среагировал: ученика из Швейцарии и, к тому же, протестанта Фрейд весьма приветствовал. Возможно, тот поможет его психоанализу избавиться от еврейского имиджа. Фрейд видел в Юнге своего преемника. Он познал в нём качества руководителя и относился к нему с большим уважением. Но взаимопонимание между этими двумя психиатрами продолжалось не долго. Юнг не был в состоянии согласиться с эдиповым комплексом Фрейда и с теорией „либидо". Под этим словом Фрейд понимал исключительно сексуальную энергию, Юнг же - психическую силу. Таким образом, отношения между ними охладели, Юнг окончательно порвал с Фрейдом и в 1913 году вернулся в Швейцарию.
Юнг уединился, в его самим построенном, красивом доме в Кюзнахт, вблизи Цюриха. Шесть лет он провёл в уединении, так как разрыв с Фрейдом он переносил очень тяжело. Он остался до конца своей жизни в том доме, имея пятеро детей от жены Эммы Раушенбах, дочери богатого фабриканта, на которой он женился в 1903 году.
Жизнь Юнга раскрывает ряд изъянов. Первое, он провёл всю свою жизнь в сферах гностицизма, оккультизма, мистицизма и парапсихологических феноменах. Второе, при национал социализме в Германии он стал председателем немецкого общества психотерапевтов, так как всех евреев в то время смещали с таких постов. Мало того, будучи главным редактором журнала Zentralblatt fur Psychotherapie”. Он опубликовал статью, в которой утверждал, что существуют две формы психотерапии, еврейская и арийская. Он всю свою жизнь опровергал склонность к антисемитизму, утверждая, что евреи в отличие от немцев и швейцарцев,  нуждаются в иной форме психотерапии из-за другого склада характера, менталитета и культурного происхождения. Третье, в моральном отношении он не выделялся особой чистотой, имея внебрачную аферу с Сабиной Шпильрайн, которая родилась в г. Ростов-на-Дону и была дочерью еврейского эмигранта. Он познакомился с ней в Бургхэльцли, когда лечил её от шизофрении и истерии. Она была, по всей вероятности, его первой пациенткой. Она была интеллигентной, красивой и очень хрупкой женщиной и, для Юнга, ах, такой ещё молодой. После того, как Сабина была выписана из больницы здоровой, она поступила в высшее медицинское учебное заведение и стала весьма уважаемым аналитиком. Она выработала важные психотерапевтические теории и внесла свой серьёзный вклад в эту отрасль. Она была не только сотрудницей и ассистенткой Карла Густава Юнга, но и его музой и почвой резонанса для развития его психоаналитической теории и терапии. Она была для Юнга тем, кем Анна О. была для Фрейда. Она также мечтала забеременеть от своего шефа. Ребёнок должен был быть сыном и получить имя Зигфрид, чтобы создать мост между её семитским и арийским происхождением Юнга. Известный психоаналитик Иосиф Бройер спасся от своей музы тем, что ретировался со своей женой во второй медовый месяц. Однако Юнг не смог противостоять любви своей сотрудницы и стал её любовником. Когда же жена Юнга Эмма узнала об этой афёре, она написала письмо матери Сабины, чтобы та оказала влияние на свою дочь. Сабина написала письмо Фрейду, но тот принимает сторону Юнга, который всю вину возложил на неё. Ей ничего другого не оставалось, как оставить Юнга. В конце концов, она была казнена национал-социалистами по всей вероятности в 1941 году.
Ирония судьбы: Фрейдианский психоанализ берёт своё начало в неудачной терапии Анны О., которая проложила ему стезю к методу „свободной ассоциации", ставшему важной основой для его психоанализа. В начале аналитической психологии Юнга стоит его любовная афера с Сабиной,  историю болезни которой он анализировал и использовал, после выздоровления, как объект для своих экспериментов. Эти две теории играют главную роль в современном терапевтическом спектре.

1.3.2.4.2 Основные концепты аналитической терапии

В течение шести лет, как он сам пишет в своей автобиографии, Юнг разрабатывал свою собственную теорию психоанализа и терапии. В этот же период времени, после смерти своего отца, Фрейд разработал теорию самоанализа. Юнг пытался всеми силами найти подход к собственному подсознательному. Он ежедневно вёл дневник относительно своих сновидений, значения которых он стремился раскрыть путём произвольного ассоциирования. Работая в прошлом в Бургхэльцли, он познал, что галлюцинации и бредовые представления пациентов, страдающих от психоза, часто выражаются в равнозначных символах. Эти архетипы приводят его на мысль, что параллельно с бессознательным Фрейда, в котором находятся все очаги детских травматических переживаний и воспоминаний, должно находиться ещё какое-то другое бессознательное.
Юнг путешествует в собственном бессознательном и обнаруживает, что в нём существует ещё вторая автономная субличность. Эта никто иная, как фемининная личность, которую он называет „анима". Анима - это идеальная фигура женщины, смесь из образов реальных женщин в жизни мужчины: образ матери, сестры, жены и. д.  Анима персонифицируется в сновидениях и фантазиях, сказках и мифах. Маскулинную субличность в женщине он назвал „анимус". «Анима» - это фемининная часть, которую мужчина в себе носит; „анимус"- это идеальное представление о мужчине, которое имеет в себе женщина. Оно (представление) ориентируется на отца, победителя в спорте, плейбоя или же на героя кинофильма. Если женщина сумеет найти баланс со своим анимусом, то он может оказаться источником её интеллектуальных достижений и психического равновесия. Мужские и женские компоненты в человеке взаимно дополняют друг друга. Мужчина проецирует „аниму" на женщину, женщина проецирует свой „анимус" на мужчину.
Л. Хьелл и Д. Зиглер в учебнике "Теории личности" приводят структуру личности по Юнгу (эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное) и приводят некоторые наиболее важные архетипы (Анима, Анимус, Персона, Тень, Самость, Мудрец, Бог). Но, представляется, что Анима/Анимус, Персона, Тень и Самость не являются архетипами, а элементами подсознательного и таким образом входят в структуру личности человека.


психология книги скачать

Юнг раскрывает ещё больше: бессознательное, со всеми его сновидениями и фантазиями, следует универсальной структуре и имеет свою определённую цель. Оно (бессознательное) не просто место для всех вместе взятых переживаний в прошлом, как утверждал Фрейд, но оно направленно на будущее и приводит человека познанию интимных элементов своей личности, „самого себя". Путь от бессознательного к сознательному, от „эго" до „самого себя" Юнг называет индивидуацией. Он изображает индивидуацию фигурой квадрата, которая похожа на фигуру индийской мандолы, что, в свою очередь, является фигурным изображением в восточной практике медитации. С.А. Токарев пишет: „Само слово отмечено во многих значениях и означает, между прочим, „округ", „страна", „пространство", „совокупность", „общество", „собрание".
Карл Густав Юнг подчёркивал универсальный характер мандолы как психокосмической системы. Она создаёт особый вселенский ритм и объединяет макро- с микрокосмщсщь. Идея мандолы, и сама её форма, была независимо выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми. Это есть, прежде всего, художники или больные, страдающие разными формами душевных болезней. Они настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов или же собственную „космизацию", то есть на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных  теорий психотерапии (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении136.
Личность, по Юнгу, представляется весьма сложной структурой, и отдельные её элементы наделены личностными свойствами - они живут самостоятельной жизнью, борются друг с другом и пытаются управлять человеком. Ирония состоит в том, что Юнг желал уйти от мистики, но его структура личности мистична в крайней степени: Он пишет:
"Порой вы можете почувствовать, что Великий Человек [так названа Самость] чего-то желает от вас и ставит перед вами особенные задачи. Развитие подобного опыта может помочь обрести силу, чтобы плыть против течения, коллективных суеверий, воспринимая всерьёз свою душу".
Не нужно иметь большой христианский стаж, чтобы сделать совсем другой вывод: "развитие подобного опыта" может поработить человека силам абсолютно чуждым его душе. Книга "Человек и его символы" содержит примечательное свидетельство контакта человека якобы с его Самостью: "В медитации… Самость явилась женщине в образе оленя, который, обращаясь к её эго, сказал:
«Я твой ребёнок и мать. Меня называют животным-медиумом, потому что я связываю людей, животных и даже камни один с другим, входя в них. Я твоя судьба или твоё "объективное Я". Когда я появляюсь, я освобождаюсь от бессмысленных опасностей жизни. Огонь, горящий внутри меня, горит и во всей вселенной. Если человек теряет его, он становится эгоцентричным, одиноким, дезориентированным и слабым".  Это - не бред, а, скорее, попытка захвата личности. Самость здесь выглядит чем-то внешним по отношению к человеку.»
Концепции коллективного бессознательного и архетипа связаны с представлением Юнга о том, что духовные явления, как, например, одержимость, и весь духовный мир - всё находится в области психического. Но что если это представление неверно? Если духовный мир реален и трансцендентен, тогда коллективное бессознательное уже не является наиболее простым ответом на вопрос: Откуда в фантазиях и снах людей берутся религиозные символы?"
Юнг делит психику человека на стратификации, то есть, на слои, выделяя личное сознательное, личное бессознательное  и  душу.    Личное „бессознательное" делится на личность и „это", которое Юнг называет „глубокий слой". Личное бессознательное - это всё забытое и оттеснённое    человеком    в    область бессознательного.
Коллективное бессознательное имеет поверхностный слой,  который  является своеобразным двойником „Я" личности, как бы тенью личности. Далее следует душа.
Коллективное бессознательное включает биологическое прошлое человека, вернее филогенетический психический опыт человечества. Оно складывается из так называемых архетипов.
Архетипы - это уже инстинктивное; они проявляются в сновидениях, мифологии, религии и в виде символов. Архетипы являются мотивами бессознательного, мотивами поведения человека. Их очень много в человеке и именно потому, что они не что иное, как переживания наших предков. Другими словами, архетипы - это структурные элементы так называемого коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний137.
Юнг предполагал, что душа, и тело человека состоят из элементов, которые были в прошлом, так сказать, давным-давно в наличии у всего человечества, и которые комбинируются в душе человека снова и снова в настоящем, ибо архистарые модули души передаются по наследству.
В коллективном бессознательном индивиды соединяются воедино, и каждый индивид воплощает в себе всё человечество. Ибо „все основные формы и основные стимулы мышления коллективные. Всё, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективное, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается"138.
Юнг пользуется термином „маска" (лат. persona), которая есть не нечто действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу того, чем является личность, и что отличает её от внутренней установки на неясные побуждения, чувства и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо», что, в отличие от Фрейда, он не называет сексуальной, но душевной энергией. Душевная энергия является источником всех влечений и может передаваться от одного влечения к другому. Для него существует четыре основных формы установок души: мысль, чувство, ощущение, интуиция139.
Сновидение является в терапии Юнга основным инструментом, чтобы познать и достичь бессознательное. В сновидении спящий встречается (через символы снов, которые являются воплощением или олицетворением  архетипов), например, со сверх-матерью; реальное содержание этого сна необходимо терапевту правильно истолковать и «пристыковать» к сознательному. Познание, которое пациент приобретает через такую интерпретацию, он должен в повседневной жизни - здесь и сейчас - реализовать. Между прочим, Юнг рассматривал свою терапию как средство раскрытия и освоения психических данных и симптомов.
Согласно Юнгу, первый шаг к выздоровлению пациента заключается в том, чтобы объяснить ему ситуацию, в которой он находится. Так Юнг рассказывает историю одного невротического мужчины, который жил на иждивении учительницы, которая имела сильную тягу к нему. Первое, что необходимо делать в таком случае, постулирует Юнг, это объяснить молодому человеку, что его поведение является аморальным и что его необходимо изменить140. Основное правило аналитической терапии гласит:  то, что является бессознательным, проецируется на другого человека или же на экстерную ситуацию. Поэтому, в первую очередь, необходимо объяснить пациенту, какое влияние он имеет на ближнего и какие, не уясненные аспекты его психики играют, роль в его поведении141.
Многие считают Юнга одним из самых выдающихся мыслителей ХХ века. "Мышление Юнга разукрасило мир современной психологии намного ярче, чем мог бы представить неискушенный читатель. Такие хорошо известные термины как "экстраверт", "интроверт", "архетип" введены Юнгом.… Наиболее ошеломляющим вкладом Юнга в понимание психологических процессов является его концепция подсознания, которое предстаёт в трактовке учёного не просто почётным местом для подавленных желаний (как у Фрейда), а целым миром - таким же живым и реальным, как и сознание индивида, мир его рассудка, и даже безгранично шире и богаче последнего. Языком подсознания или "людьми", населяющими его, являются символы, а средством общения - сновидения".
"Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой "приложение к половым железам". Также "В отличие от Фрейда, придававшему особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни".
Если для Фрейда толкование сновидений было очень важно, для Юнга - это основной метод психоанализа. Если Фрейд подходил к толкованию сновидений догматически (однажды сформулировав законы, он был жестко связан ими), Юнг подходил к сну более творчески. Он обращал внимание не только на содержание сна, но и на его форму. Он подчёркивал, что в этом деле нет универсального принципа - есть опыт и творчество, и есть уникальная ситуация, в которой необходимо разобраться: "главное в анализе сновидений совсем не методика, которую можно выучить и применять по определённым правилам. Анализ сновидений - это, прежде всего диалектический диспут двух личностей. Если подойти к нему механически [кивок в сторону Фрейда], то индивидуальность пациента и его психологическое разнообразие не будут востребованы и терапевтическая задача сведётся к простому вопросу: чья индивидуальность - исследователя или пациента - одержит верх?… Индивидуальное - вот единственная реальность. Чем дальше мы уходим от личности к абстрактным представлениям о Homo sapiens, тем вероятнее мы сделаем ошибку".
Юнг утверждает, что "символы сновидений большей частью являются не контролируемыми сознанием проявлениями психики". . Нам же представляется, что можно утверждать: "символы сновидений большей частью являются не контролируемыми волей проявлениями сознания". Ведь если сновидения появляются в сознании, на каком основании Юнг утверждает, что туда они поступают из бессознательного? Это лишь недоказуемая гипотеза, на которой оказалось удобно построить систему. Сновидения - продукт не бессознательного, а сознания, работающего в режиме отдыха, когда оно просматривает впечатления, избавляется от стрессов и занимается свободным творчеством. В системе Юнга творчество играет важную роль, но всего лишь как прорыв на всеобщее обозрение архетипов коллективного бессознательного. При таком понимании нет места активной, свободной и осознанной деятельности людей. Сновидения творческих людей богаты образами, подробностями, художественным содержанием. Можно приучить себя видеть интересные сны - стоит лишь начать запоминать и анализировать их. В связи с этим возникает вопрос: а не начинали ли появляться некоторые архетипы в сновидениях пациентов школы аналитической психологии после контактов с психоаналитиками, после того как те объясняли им, на какие именно образы следует обратить внимание?
Если анализ и обсуждение сновидений - основное занятие психоаналитиков данной школы, как же мы объясним терапевтический эффект в этой школе?
Во-первых, необходимо признать его сомнительным в тех случаях, когда на смену истерии приходит одержимость, пусть и сопровождающаяся ощущениями индивидуации и гармонизации своей личности.
Во-вторых, в случаях излечения действительно "работать" может совсем не то средство, которое было заявлено. Ведь если в толковании сновидений нет системы, а всё решает опыт аналитика - где уверенность, что он находит истинное значение? Если сон действительно может быть истолкован - значит, у него есть одно истинное значение и множество ложных. Но, может быть, у него вовсе нет значения? Какое значение картины? Никакого, кроме того эмоционального состояния, которое она вызывает. Тория же аналитической психологии основана на посылке, что сны являются посланиями подсознания. Зато, погружаясь в изучение этих "посланий", которые со временем становятся всё интереснее, пациент отвлекается от своих проблем. Анализ сновидений направляется психоаналитиком так, чтобы передать пациенту позитивное отношение к жизни и своей целостной личности, освободить от фиксации на прошлом и помочь жить в реальном мире, жить сегодняшним днём. Процесс общения является своеобразной "исповедью", с присущим ей очищающим эффектом. Всё это можно было бы делать и без толкования снов. Но как бы это воспринималось пациентом? Как попытка навязать ему "все эти психологические штучки", тогда как он пришёл с проблемами. Он внутренне сопротивлялся бы попытке его учить. А так, идеи психоаналитика преподносятся как исходящие от самого пациента, его задача лишь - осознать и принять то, что ему самому уже известно. Сон "истолкованный" - это кратчайшая дорожка к сердцу человека, заставляющий его усвоить наставления психоаналитика. Поэтому толкование снов превращается в "приготовление каши из топора", со всеми сопутствующими ингредиентами.


Карл Густав Юнг. Человек и его символы. Москва: "Серебряные нити", "Университетская книга", АСТ, 1997 г., стр. 74.

. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности., стр. 199.200.

136 С.А. Токарев, Мифы народов мура. Москва: Советская Энциклопедия, 1992, том 2, стр. 101

Карл Густав Юнг. Человек и его символы, стр. 216.

Там же.

Ср. там же, стр. 79.

137 Ср. D. Rapoport, Die Struktur der psychoanalytischen Theorie. Stuttgart, 1973, стp. 127-141

138 Carl GustavJung, „Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuBten", in: Gssarnmelte Werke, Zurich - Stuttgart, 1964, стp. 130-264

139 Ibid, стp. 261 сл.

140 Tonja Kivits, Haqdbuch Psychotherapie. стp. 45

141 Ibid, стp. 46

Ср. Карл Густав Юнг. Человек и его символы, стр. 8.

Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности, стр. 197.198.

Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности, стр. 204.

Карл Густав Юнг. Человек и его символы, стр. 53.

Там же, стр. 62.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел душепопечительство












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.